Предложения Новосибирского регионального отделения партии по вопросам образования

aaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaaa

Предложения в проект новой редакции Программы Партии по вопросам образования внесли члены регионального отделения партии "Российская партия пенсионеров за справедливость" и жители новосибирского Академгородка.

Посмотрим внимательно на электронное обучение, которое касается всего образования. Реформаторы считают:
1. Адекватность используемых технологий обучения современным средствам интеллектуальной деятельности. Приходя на обучение, переподготовку из офисов различных предприятий, где уже используются электронные технологии документооборота, приходя из дома, где компьютер уже в одном ряду с телевизором, где уже есть Интернет, люди вправе рассчитывать на адекватные технологические подходы в учебном процессе. Во всяком случае, «стук мелом по доске», диктовка лекций под запись ныне воспринимается как анахронизм.
(Мнение Партии: Вместе с тем, суть использования мела и обычной доски ничем не отличается от использования маркерной доски и маркера. Залог успешной подачи материала не может всецело зависеть от инструмента. Важен сам процесс передачи информации. Не стоит так категорично отвергать традиционные методы, проверенные веками, которые эффективны в активации зрительной, слуховой, моторной памяти, при профессиональном талантливом исполнении).
2. Электронное обучение позволяет реализовать популярный ныне лозунг «Учиться тому, что необходимо, в любое (удобное для учащихся) время, в любом (удобном для учащихся) месте». У многих категорий населения появляется возможность получить регулярное образование, повысить свою квалификацию, сменить профессию, да и просто поднять свой общекультурный уровень.
(Вместе с тем, надо признать, что о всеобщей доступности образования, даже с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, говорить пока рано. Электронное обучение явление вполне себе материальное и не может существовать без физической передающей среды. Более того, приобретение в собственность или аренда аппаратного и программного обеспечения, создание качественных курсов, привлечение педагогов для осуществления процесса обучения требует финансового обеспечения. Следовательно, за конечный образовательный продукт будет установлена плата, которая должна покрыть все затраты, обеспечить своевременное обновление учебного материала и т. д. Установление платы за обучение не способствует решению проблемы доступности образования).
3. Идет смена акцентов во взаимоотношениях преподавателей и учащихся. Учащиеся, получив возможность выбора (университета, курса, преподавателя, учебных материалов), становятся по-настоящему ответственными за своё обучение. Преподаватель уже не является главной фигурой в учебном процессе, он перестаёт быть носителем знаний и становится всего лишь тьютором, помощником учащихся при выборе образовательной траектории и консультантом по изучаемому учебному материалу.
(Вместе с тем, в электронном обучении, но не в образовании – в целом, исследовательская, экспертная, организующая функции остаются за преподавателем).
4. Впервые в длительной эволюции учебного процесса появились технологические средства, позволяющие перевести его на индустриальные «рельсы», внести в него специализацию и разделение труда.
(Уточнение: появляются новые формы труда и новые педагогические специализации – презентация знаний и информации как новая форма и метод педагогической деятельности: экспертиза знаний и информации, управление ситуацией – гибкость, анализ тенденций, контактов обучающихся, процесса идентификации, принятия решений и др. Эксперт-аналитик, тьютор, педагог-исследователь – новые педагогические специализации. Эти необходимые специализации довольно сложно совместить в деятельности одного педагога).
5. Что касается унификации и стандартизации, надо отметить: индустриализация влечёт за собой унификацию и стандартизацию различных образовательных процедур.
(Которые, при соблюдении меры, не должны нанести ущерб индивидуализации личности, её творческим способностям. При этом важны гибкость, использование разных контекстов обучения).
6. Интеграция национальных образовательных систем. Благодаря электронному обучению появляется возможность достаточно широко реализовать принципы интеграции мирового образования, провозглашённые в Болонской декларации.
(Интеграция в глобальном масштабе возможна при воспитанном умении ааптироваться к изменяющейся среде, при сохранении национальных особенностей различных систем образования. Интегративный подход обеспечивает способность обучающегося к формированию целостного мировоззрения при условии непрерывного образования. Болонская декларация, на наш взгляд, имеет сугубо европейский уклон, без должного внимания к творческому потенциалу национальных образовательных систем).
7. Повышение качества. Многие из перечисленных факторов существенно влияют на качество результатов обучения. В частности, унификация и стандартизация позволяют повысить качество обучения для всего контингента учащихся.
(Повышению качества способствует ещё и прозрачность электронного обучения. Система управления обучением отслеживает и фиксирует каждый шаг любого участника образовательного процесса: длительность пребывания в системе, участие в дискуссии, работу с электронным учебником, тестами и т.д.)
8. Экономическая эффективность. Электронное обучение, базирующееся на высоких технологиях, требует больших затрат, особенно на начальных стадиях своего развития. Но в дальнейшем при больших контингентах учащихся эти затраты окупаются и даже приносят прибыль.
(Противоречие этого положения заключается в том, что электронное обучение как и базируется на высоких технологиях, которые быстро устаревают. К тому же разработка материалов для электронного обучения – процесс долгий и трудоёмкий; и к тому же, как известно, знания девальвируются очень быстро).
9. Превращение знания в товар. В современном информационном обществе знание все в большей степени становится товаром, причём выгодным. Электронное обучение и связанные с ним прикладные сферы (разработка специальных технических и программных средств, создание электронных образовательных изданий и ресурсов) переходят в число перспективных (в том числе и для инвестиций) бизнес-направлений.
(Однако, личность педагога, учёного-творца знаний вряд ли может быть измерена категорией «товар», тогда как знания как интеллектуальный продукт продаются и покупаются).
10. Развитие рыночных отношений в сфере образования. Рынок образовательных услуг существует, основные его признаки налицо, в частности уже ведётся конкурентная борьба за клиентов (учащихся).
(Образование как творчество личности, как феномен культуры не может быть сведено к «услуге». Образование как услуга может быть рассмотрено лишь в определённом узко направленном контексте, о чём свидетельствует противоречивый образовательный процесс в России).