Чем занимается базаров в доме родителей. Как относится Базаров к родителям? Любит ли их? Несколько интересных сочинений

Арина Власьевна – мама Евгения Базарова одна из персонажей второго плана. Живут они с мужем, отцом Евгения, в далеком селе. Арина Власьевна не соответствовала образу женщины, живущей в то время. Даже читателю кажется, что ее образ соответствует женщине далекой, чуть ли не средневековой России.

Одной из главных особенностей матери Базарова была ее набожность. Она верила в приметы и гадания, была чувствительна и внимательна, какой и должна быть настоящая мать. Тургенев уделяет внимание подробному описанию того, во что верила эта женщина, подробно описывая каждую деталь. Как любой набожный человек, она строго постилась, однако в другое время любила плотно покушать.

Она была умна и, должно быть, поэтому с мягкостью и добротой относилась к тем, кто служил у них. Ведь она прекрасно понимала, что есть люди, которые должны указывать и приказывать, а есть те, которые должны молча повиноваться.

В молодости Арина Власьевна была стройна и красива, знала французский язык и играла на клавикордах. Но, живя в глубинке с нелюбимым мужем, она потолстела, перестала поддерживать свои знания, как французского языка, так и навыка игры на инструменте.

Странные были у нее отношения с сыном: она безмерно его любила, и так же сильно боялась. Любила она причитать как при сыне, так и при слугах, которые вынуждены были стоять и кивать на причитания хозяйки.

Аркадий, гостивший у Базаровых, отмечал, что мать Евгения – премилая женщина. Он видел, что Арина Власьевна не ласкает сына, так как необходимо матери, должно быть потому, что он не позволяет. Вместо этого она томно вздыхает, сидя в кресле и подпирая подбородок кулачком. Она молча слушает сына, боясь пошевелиться, прервав тем самым свой рассказ.

Перед болезнью сына, маленькое зеркальце упало из рук Арины Власьевны, а так как она чрезмерно верила в приметы, то на уровне подсознания была готова к удару судьбы. Когда всё свершилось, она тихонько сидела на скамейке возле спальни сына и удалялась ненадолго лишь затем, чтобы помолиться.

Когда Анна Одинцова привезла с собой врача для Базарова, мать посчитала ее ангелом, последней надеждой для сына. Она упала перед ней на колени и взорвалась рыданиями. Когда же Евгений умер, она обняла мужа и повисла на его груди безутешная теперь до конца своих дней.

На кладбище к сыну муж с женой ходят только вдвоем, поддерживая и утешая друг друга. Таким образом, мать потеряла единственное своё утешение в жизни.

2 вариант

Важным персонажем второстепенного плана является мать главного героя, Арина Власьевна. Так же у матери Евгения есть муж, который ее очень любит, но любовь эта не взаимна. Живут они в далеком селе. Арина Власьевна не была похожа на женщин тех времен, скорее ее образ соответствовал женщине более далекого времени.

Главной особенностью в ней было, то что она верила в Бога. Эта вера зародилась в ней с самого детства от родителей. Она была дворянского рода и к религии ее приучали с детства. В ней были все те качества, которые должны быть у настоящей матери, она была внимательна к своему сыну, чувствительна, умна, в отличие от сына она не была нигилисткой, верила в приметы и гадания. Автор подробно описал, то как проявлялась ее вера, она соблюдала все посты, а в свободное от них время любила плотно поесть. К людям служившим у них, Арина относилась по доброму и с мягкостью.

К чтению Арина Власьевна относилась не с особым желанием и любовью, за всю свою жизнь она прочитала не много книг, от силы пару книг. Ее познания в домашних делах были прекрасны, но сама она этим никогда не занималась, на то у нее были слуги.

Когда мать Базарова была молода, то владела игрой на клавикордах, изучала французский язык, была прекрасной стройной красавицей. С годами в присутствие не любимого человека, все в ней погасло. Она уже не такая красивая, набрала лишний вес, забросила обучение французского языка и игры на клавикордах. Со слов не менее важного персонажа, Аркадия, мы узнаем, что Арина премилая женщина. Отношения к ее сыну у нее были смешанные, она одновременно любила и боялась его. Аркадий это замечает, когда пребывает в гостях у Базаровых. Арина не дает той ласки сыну, как подобает матерям, но скорее всего из-за того что ей не позволяет Евгений.

Как было сказано ранее, Арина Власьевна верит в приметы и очень суеверна, и когда выпавшее из ее рук зеркальце разбилось. Арина уже готовила себя к тяжелому удару судьбы. Вера в приметы не подвела ее, вскоре заболел Евгений. По приезде Анны Одинцовой мать Евгения обрадовалась, она считала Анну ангелом и последней надеждой, ведь она привезла с собой хорошего врача. Арина бросилась перед ней на колени и начала рыдать. После смерти сына жизнь ее стала безутешна и потеряла всякий смысл, она потеряла единственное свое утешение.

Сочинение Арина Власьевна мама Базарова

Арина Васильевна Базарова являлась матерью главного героя. Читатель ее видит как добрую полненькую старушку, которая видя сына, сразу бросается ему в объятия. Рождена она в благородной семье и воспитывалась и росла в послушании и вере в религию. Она являлась очень суеверным человеком, и верила в потусторонние силы и всякую нечисть. Также, недуги она лечила только лишь народными средствами. Поскольку она очень сильно всегда искала силу в травах и природе. Она также верила во разнообразные знаки природы, и не ела некоторую еду из-за своих личных предрассудков. Она была на редкость очень мнительной женщиной, всегда ждала какого-то великого несчастья, и сразу начинала рыдать, если вспоминала о чем-то грустном. Таких женщин как она уже нигде не встретишь это точно, но главное, не понятно плохо ли это.

Например, она не употребляла в пищу телятину, сыр, картофель и зайцев, арбуз. Но ей нравилось кушать от души, как говорит ее внешность, но она также регулярно постилась. В своей жизни она много чего страшилась, например, мышей, рептилий, даже грома, и много чего еще.

Спала она где-то около 10 часов в день, кроме тех дней когда у ее мужа была головная боль, она не могла уснуть.

Будучи воспитанной в благородной семье, она очень хорошо понимала зачем нужны слуги, и где их место. Хоть и с уважением относилась к слугам, и часто подавала милостыню бедным.

Будучи еще молодой, Арина Васильевна была очень милой и красивой девушкой, которая всей душой радовалась жизни, и даже немного говорила на французском языке и играла в свое удовольствие на клавикордах. Но сразу после, как ее родители, не спросив у нее, выдали ее замуж за нелюбимого ей человека, да еще и против ее воли, она тотчас перестала радоваться жизни, да и говорить на мелодичном французском языке, да и играть перестала, жизнь превратилась для нее в скучное действие. После брака всеми делами в их имении полностью занялся ее супруг - Василий Иванович.

В романе «Отцы и дети» родители Базарова – яркие представители старшего поколения. Несмотря на то, что автор уделяет им не так много внимания, как, скажем, братьям Кирсановым, образы Василия Ивановича и Арины Власьевны даны не случайно. С их помощью автор наиболее полно показывает взаимоотношения поколений.

Родители Базарова

Василий Иванович Базаров – отец главного персонажа романа. Это человек старой закалки, воспитанный в строгих правилах. Его желание казаться современным и прогрессивным выглядит мило, но читатель понимает, что он, скорее больше консерватор, чем либерал. Даже в своей профессии лекаря, он придерживается традиционных способов, не доверяя современной медицине. Он верит в Бога, но старается не показывать свою веру, особенно перед женой.

Арина Власьевна Базарова – мать Евгения, простая русская женщина. Она малообразованна, сильно верит в Бога. Образ суетливой старушки, созданный автором, даже для того времени выглядит старомодным. Тургенев пишет в романе, что она должна была родиться лет двести назад. Она вызывает только приятное впечатление, которое не портит ни ее набожность и суеверие, ни ее добродушие и покладистость.

Взаимоотношение между родителями и Базаровым

Характеристика родителей Базарова явно показывает, что для двух этих людей нет ничего главнее, чем их единственный сын. Именно в нем заключен смысл их жизни. И совсем не важно, рядом или далеко находится Евгений, все мысли и разговоры только о горячо любимом и ненаглядном ребенке. От каждого слова веет заботой и нежностью. Старики очень трепетно говорят о сыне. Они любят его слепой любовью, чего нельзя сказать о самом Евгении: отношение Базарова к родителям любовью назвать сложно.

На первый взгляд, взаимоотношения Базарова с родителями теплыми и ласковыми назвать трудно. Можно даже сказать, что он совсем не ценит родительское тепло и заботу. Но это далеко не так. Он все видит и замечает, даже испытывает ответные чувства. Но вот проявлять их открыто, он не то, что, не умеет, он просто не считает нужным это делать. И окружающим не позволяет этого.

Базаров отрицательно относится к любым попыткам родителей проявить радость от его присутствия. Семья Базарова это знает, и родители стараются скрывать от него свои истинные чувства, не проявляют к нему повышенного внимания и не показывают своей любви.

Но все эти качества Евгения оказываются показными. Но понимает это герой слишком поздно, только когда уже находится при смерти. Ничего нельзя изменить и вернуть. Базаров понимает это, потому и просит Одинцову не забывать его стариков: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Эти слова из его уст можно сравнить с признанием в любви к родителям, просто по-другому он не умеет это выразить.

Но отсутствие или проявление любви не является причиной непонимания между поколениями и воспитание Базарова яркое тому подтверждение. Он не отказывается от родителей, наоборот, мечтает, чтоб они его понимали и разделяли его убеждения. Родители стараются это сделать, но, все равно, остаются верными своим традиционным взглядам. Именно это несоответствие и приводит к проблеме вечного непонимания детей и отцов.

>Сочинения по произведению Отцы и дети

Отношение Базарова к родителям

Роман русского писателя И. С. Тургенева «Отцы и дети» для своего времени был знаковым. Написанный во второй половине XIX века, он всецело отражал проблемы эпохи и актуальный во все века конфликт между старшим и младшим поколением. Яркими представителями старшего поколения в нем являются родители Базарова - Василий Иванович и Арина Власьевна Базаровы. Это единственные люди, которые принимали своего сына таким, какой он есть, потому что искренне любили его.

Несмотря на то, что автор уделил им не так много внимания, как семье Кирсановых, мы понимаем, что это люди старой закалки, воспитанные в соответствии со строгими правилами и на традиционных догмах. Василий Иванович, также как и сын, врачующий лекарь. В глазах окружающих он старается казаться прогрессивным, но его выдает недоверии к современным методам медицины. Арина Власьевна - настоящая русская женщина. Она малограмотна и очень набожна. В целом она производит приятное впечатление на читателя. Автор отмечает, что ей следовало родиться двести лет назад.

К своему сыну и отец, и мать относятся с благоговением. Они в нем души не чают, несмотря на его резко либеральные взгляды. Для них неважно близко или далеко находится Евгений, главное, чтобы у него все было хорошо. Отношение самого Базарова к родителям сложно назвать любовью. Иногда они его откровенно раздражают. Нельзя сказать, что он ценит родительское тепло, которым они старательно его окружили. Его не радуют их попытки проявить радость от его присутствия. На то он и называет себя «нигилистом», чтобы отрицать все сложившиеся в обществе правила.

Василий Иванович и Арина Власьевна знают о взглядах своего сына и о его неприятии повышенного внимания, поэтому стараются скрывать свои истинные чувства. Возможно, и сам Базаров в душе любит родителей, но вот открыто проявлять какие-то эмоции не умеет. Взять к примеру, его отношение к Анне Сергеевне , которая ему всерьез нравилась и, в которую он был действительно влюблен. Евгений так и не сказал ей самого главного, а только намеренно заглушал свои чувства. Только, находясь уже при смерти, он написал ей письмо с напоминанием о своей любви и с просьбой приехать.

Как стало ясно в конце произведения, все его реакции были показными. Он был абсолютно нормальный, любящий и хороший человек, просто для того чтобы выделиться из толпы, выбрал такой неординарный способ. Более того, в письме к Одинцовой он не забыл упомянуть своих стариков, умоляя ее приглядывать за ними. Следующие строки свидетельствуют именно о его любви к родителям: «Таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать».

Молодость — время для усвоения мудрости, старость — время для её применения.
Ж.-Ж. Руссо

Аркадий Кирсанов, погостив день в имении Базаровых, спрашивает своего старшего друга-учителя, любит ли тот родителей, и получает прямой ответ: «Люблю, Аркадий» (XXI). Базаров говорит правду. Он жалеет своих родителей уже потому, что «отроду лишней копейки не взял» (XXI). В страшные минуты жизни он думает о них. Так, перед дуэлью с Павлом Петровичем во сне-бреду он видит мать, а перед смертью, понимая состояние родителей, уже не скрывает свою любовь к ним. Он постоянно помнит о своих «стариках», ибо, разъезжая по *** губернии с Аркадием, всё время имеет в виду, что конечная цель его летнего путешествия — имение родителей, где — он точно знает — его нетерпеливо ждут: «Нет, надо к отцу проехать. (...)он от *** в тридцати верстах. Я его давно не видал, и мать тоже; надо стариков потешить. Они у меня хороше, особенно отец: презабавный. Я же у них один» (XI). Однако Аркадий задал свой вопрос не случайно. Отношения Базарова к родителям, если глядеть со стороны, кажутся холодными, даже неприязненными: слишком мало нежности в этих отношениях.

В литературоведческих разборах «Отцов и детей» главного героя принято упрекать в пренебрежении, а иногда даже в презрении к родителям. Но насколько справедливы эти упрёки?

Первый упрёк: Базаров не спешит домой, где, кстати, не был три года, а едет сначала в имение к Кирсановым, потом в губернский город, затем в имение Одинцовой. Добравшись наконец до имения родителей, он выдерживает в родном доме только три дня и снова уезжает. Так Базаров проявляет, мягко говоря, невнимание к старикам родителям. Но те же поступки героя можно объяснить и по-другому. Бедность — вот причина, по которой герой три года не приезжал к родителям. Можно предположить, что у него просто не было денег на неблизкую дорогу домой или в летние каникулы он зарабатывал (в клинике, например) средства на следующий учебный год — ведь выпрашивать деньги у родителей он считает недостойным.

Базаров по натуре человек общительный, любознательный и самостоятельный. Он, несмотря на бедность, добился уважения среди студентов университета, о чём свидетельствуют его отношения с Аркадием и отзывы Ситникова (XII). Поэтому жизнь в уединённом родительском домике кажется молодому нигилисту скучной: здесь, кроме как с отцом Алексеем, и поговорить не с кем. Да и трепетные родительские заботы о «перинках» и «говядинке» для ненаглядного Енюшеньки тяжелы ему. Вот он и жалуется Аркадию: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. (...) ...отец мне твердит: «Мой кабинет к твоим услугам — никто тебе мешать не будет»; а сам от меня ни на шаг. Да и совестно как-то от него запираться. Ну и мать то же. Я слышу, как она вздыхает за стеной, а выйдешь к ней — и сказать ей нечего» (XXI). Между тем Базарову через год предстоит серьёзный выпускной экзамен в университете, и он, в отличие от других героев романа, намерен не отдыхать, а упорно работать всё лето. Из-за этого, очевидно, он ещё в Петербурге принимает приглашение Аркадия, своего почитателя и товарища по университету, погостить в Марьине — так Базаров обеспечит себе спокойное, сытое лето и не будет в тягость родителям.

Второй упрёк: главный герой проявляет откровенный эгоизм в отношении родителей, не уделяя им достаточно внимания. Однако не следует забывать, что молодой нигилист приезжает к родителям сразу после тяжёлого объяснения с Одинцовой. Переживая неудачу в любви, он ищет уединения и какого-нибудь занятия-отвлечения, поэтому терпеть сейчас родительские ласки ему невмоготу. Он уезжает в Марьино, где, будучи гостем, имеет право не вмешиваться ни в какие «житейские дрязги» (XXII), и совершенно отдаётся своей работе. Несмотря на эти соображения, упрёк в эгоизме, адресованный Базарову, справедлив.

А кто из «детей» в романе ведёт себя иначе? В доме Одинцовой живёт старая тётка княжна Х...я, на которую «не обращали внимания, хотя обходились с ней почтительно» (XVI). Аркадий, вернувшись вместе с Базаровым к отцу в Марьино, не может забыть красавицу Одинцову: «...прежде он бы только плечами пожал, если бы кто-нибудь сказал ему, что он может соскучиться под одним кровом с Базаровым, и ещё под каким! — под родительским кровом, а ему точно было скучно, и тянуло вон» (XXII). «Грубый сын» Базаров пробыл у родителей три дня и заскучал, «нежный сын» Аркадий, тоже томясь от любви, пробыл немногим дольше: «Десяти дней не прошло со времени его возвращения в Марьино, как он опять, под предлогом изучения механизма воскресных школ, скакал в город, а оттуда в Никольское» (там же). Да и теперешние достойные «отцы», решая собственные житейские проблемы, относились к родителям весьма небрежно. Николай Петрович Кирсанов вспоминает: «Однажды я с покойницей матушкой поссорился: она кричала, не хотела меня слушать... Я, наконец, сказал ей, что вы, мол, меня понять не можете; мы, мол, принадлежим к двум различным поколениям. Она ужасно обиделась...» (XI). Разумеется, похожее поведение других героев романа не оправдывает Базарова, но показывает, что в отношении к «предкам» добропорядочные «дети» мало чем отличаются от решительного нигилиста. А их в современных литературоведческих разборах принято хвалить и ставить в пример главному герою.

Третий упрёк: Базаров проявляет неуважение к своим родителям, так как не видит в них личностей. Лёжа под стогом сена в имении своего отца, Базаров рассуждает: «...они вот, мои родители то есть, заняты и не беспокоятся о собственном ничтожестве, оно им не смердит...» (XXI). Образ «маленького человека», столь разнообразно представленный в русской литературе, вполне опровергает подобные взгляды Базарова. Пушкин в рассказе «Станционный смотритель», Гоголь в повести «Шинель», сам Тургенев в рассказе «Уездный лекарь» и т.д. доказывают, что «маленький человек» только кажется примитивным, а если приглядеться к нему, это человек со своим сложным внутренним миром, с глубокими чувствами, высокими жизненными принципами.

Доказывая, что мнение сына о стариках Базаровых совершенно неверно, Тургенев приводит факты, которые нигилист знает, но почему-то не считает существенными. Своего отца Василия Ивановича младший Базаров ласково-иронически называет «презабавный старикашка» (XX), а между тем старший Базаров, будучи сыном дьячка, выбился в люди, благодаря своей настойчивости и способностям, — выучился на лекаря. Сам сын признаёт, что Василий Иванович «в своё время сильный был латинист, серебряной медали за сочинение удостоился» (XXI). Старший Базаров имеет вполне героическую биографию: участвовал в Отечественной войне 1812 года, «щупал пульс» у фельдмаршала Витгенштейна, и у поэта Жуковского, и у будущих декабристов; за свои заслуги перед государством (активно боролся с эпидемией чумы в Бессарабии) получил орден Святого Владимира (там же) и, следовательно, дворянское звание для себя и будущего потомства. Это достижение отца младший Базаров легкомысленно считает пустяком, как будто не понимает, что дворянский чин весьма облегчает ему самому жизнь в России.

В Арине Власьевне — своей матери — Базаров видит только хорошую домохозяйку. За свою жизнь она прочитала одну книгу — французский сентиментальный роман «Алексис, или Хижина в лесу», поэтому сын-студент не знает, о чём говорить с этой простоватой старушкой. Но прав Аркадий, который на личном опыте понял, каково жить без материнской заботы и ласки: «Ты матери своей не знаешь, Евгений. Она не только отличная женщина, она очень умна, право» (XXI). Базарову и невдомёк, что его хлопотливая мать — мудрый друг и утешитель отца. Когда, погостив три дня, сын уезжает, Василий Иванович плачет от обиды и одиночества, но Арина Власьевна находит слова, чтобы поддержать мужа в отчаянную минуту, хотя и ей горько пренебрежение сына: «Что делать, Вася! Сын — отрезанный ломоть. (...) Только я останусь для тебя навек неизменно, как и ты для меня» (там же).

Не удостоен базаровского уважения и дед Власий, секунд-майор, который участвовал в Итальянской кампании Суворова. Правда, подобное пренебрежение могло появиться у Базарова, демократа по духу, в пику дворянскому преклонению перед длинной родословной. Только второй дед — Иван Базаров — избежал критической разборки: в споре с Павлом Петровичем внук-нигилист с гордостью говорит о нём: «Мой дед землю пахал» (X).

Четвёртый упрёк: Базаров презрительно-снисходительно относится к жизненным принципам своих родителей, а эти принципы, между прочим, вытекают из философии древнего грека Эпикура (341—270 до н.э.), оригинально развитой в поэзии римского поэта Горация (65—8 до н.э.). Гораций в своих стихах представил философию небогатого, но культурного человека, который ищет счастье в «золотой середине», то есть в довольстве малым, в господстве над страстями, в спокойном и умеренном наслаждении благами жизни. Умеренность и покой, по Горацию, позволяют человеку сохранить внутреннюю самостоятельность. Легко заметить, что старики Базаровы живут именно так: довольствуясь малым и никому не кланяясь. Арина Власьевна ухаживает за мужем, заботится о пище и порядке в своём домике, а Василий Иванович лечит крестьян и возделывает свой сад-огород, наслаждаясь природой и размышляя о жизни: «На сём месте я люблю философствовать, глядя на захождение солнца: оно приличествует пустыннику. А там, подальше, я посадил несколько деревьев, любимых Горацием» (XX), — рассказывает он Аркадию.

Различие жизненной философии «отцов» и «детей» проявляется в отношении к миру — созерцательно-примирительном у горацианства, активно-наступательному нигилизма: «Да, — начал Базаров, — странное существо человек. Как посмотришь этак сбоку да издали на глухую жизнь, какую ведут здесь «отцы», кажется: чего лучше? Ешь, пей и знай, что поступаешь самым правильным, самым разумным манером. Ан нет: тоска одолеет. Хочется с людьми возиться, хоть ругать их, да возиться с ними» (XXI).

Нигилист Базаров очевидно взрослее своих родителей, благодаря мощному интеллекту, напряжённой внутренней жизни, но родители, по Тургеневу, мудрее сына,так как умеют жить в гармонии с миром. В знаменитом споре с Павлом Петровичем Базаров заявляет:«... я тогда буду готов согласиться с вами, когда вы представите мне хоть одно постановление в современном нашем быту, в семейном или общественном, которое бы не вызывало полного и беспощадного отрицания» (X). И вот жизнь (а она, по убеждению Тургенева, богаче и разнообразнее любой теории) ставит молодого нигилиста лицом к лицу с таким «постановлением». Семья и семейный быт его собственных родителей достойны уважения и обладают высочайшей прочностью, так что их не может разрушить даже страшный удар — смерть единственного сына, самого нигилиста.

Итак, взаимоотношения в семье Базаровых иллюстрируют вечный как мир конфликт сменяющих друг друга поколений. Старые родители обожают и побаиваются своего высокоучёного и самоуверенного сына. Перед его приездом Василий Иванович даже спорол с сюртука орденскую ленточку и отослал из столовой мальчишку, обычно отгонявшего веткой мух во время обеда. В присутствии сына старики стесняются сказать неловкое слово (а вдруг ему не понравится), показать свои чувства («... он этого не любит. Он враг всех излияний» — XXI). В отношении Базарова к родителям соединяются любовь и забота (не «тянет» деньги со стариков), отчуждение и поспешные оценки.

Сухое и жёсткое отношение Базарова к родителям может быть следствием или нетерпимого, эгоистичного характера, или молодости. В случае Базарова имеет место, скорее, вторая причина. После того как самоуверенный нигилист навсегда распрощался с другом-учеником Аркадием Кирсановым, натворил бед в Марьине (ранил Павла Петровича на дуэли), а главное, испытал настоящую, но безответную любовь, Базаров приехал к родителям. Потому, что больше ехать было некуда, и потому, что здесь его ждали и любили, несмотря на все его недостатки и промахи.

Теперь его отношение к родителям становится более мягким, а во время короткой смертельной болезни раскрывается его сдержанная любовь к отцу и матери. Он не жалуется на боль, чтобы не пугать стариков, соглашается им в угоду причаститься, а Одинцову просит утешить их после своей смерти: «Ведь таких людей, как они, в (...) большом свете днём с огнём не сыскать» (XXVII). В финале романа конфликт поколении в семье Базаровых исчерпан и в моральном, и в физическом смысле, а последние строки романа воспринимаются как «гимн родительской любви» (Герцен), всепрощающей и неизменной.

Ответ:
Во взаимоотношениях Евгения Базарова с другими героями романа ярче всего раскрывается его образ. Так, например, во взаимоотношениях Базарова с родителями мы видим еще одну грань человека - нигилиста.
Отец Базарова, Василий Иванович Базаров, старается не отставать от своего сына, хотя, отец прекрасно чувствует, что между ними существует огромная пропасть: «Конечно, вам, господа, лучше знать; где ж нам за вами угоняться? Ведь вы нам на смену пришли».
Мать Базарова, Арина Власьевна, добродушная женщина, всем сердцем любящая своего сына. Но в то же время она боится своего сына. Боится того, кем он стал. Возможно, она осознает то, что судьба Базарова – это трагическая судьба.
Евгению скучно со своими родителями в деревне. Он не знает, о чем говорить с ними. Он делится своими мыслями и ощущениями с ближайшим другом Аркадием: «Скучно; работать хочется, а здесь нельзя. Отправлюсь опять к вам в деревню. У вас, по крайней мере, запереться можно. А то здесь отец от меня ни на шаг». Но на самом деле Евгений Базаров очень любит своих родителей. Несмотря на то, что жизнь, какую ведут Василий Иванович и Арина Власьевна кажется молодому человеку глухой, он не может не любить их. И когда, будучи на смертном одре, Евгений Базаров полностью открывается и ведет душевную беседу с Анной Сергеевной Одинцовой, он говорит ей о своих родителях: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать». Даже перед смертью он думает о судьбе своей семьи, о любящих его всем сердцем людях.
Таким образом, мне кажется, что Евгений Базаров очень любит и уважает своих родителей, Василия Ивановича и Арину Власьевну. Он отзывается о них с теплотой, он заботится об их счастье и не хочет причинить им вреда. Однако, отсутствие духовного родства, нигилизм, отрицание всякой привязанности, гордыня отделяют молодого человека от его стариков. И только в самом конце молодой нигилист и родители наконец воссоединяются. Базаров проводит свои последние дни в кругу семьи.

mob_info