Дмитрий григорьевич левицкий биография. Значение левицкий дмитрий григорьевич в краткой биографической энциклопедии Левицкий дмитрий григорьевич интересные факты

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822) родился он на Украине в небольшом украинском селении на Полтавщине в старинном поповском роду, ведущим начало от священника Василия Носа.
Отец Дмитрия, Григорий Кириллович, образованный и талантливый человек, тринадцать лет провел в Польше, где в совершенстве освоил граверное дело и стал крупнейшим украинским графиком. Предполагают, что Г. К. Левицкий учился и в Германии. Из-за границы он вернулся не только зрелым мастером, но и с новой фамилией Левицкий, поселился в Киеве, а свой церковный приход сдавал по найму другим священникам. Его творческая жизнь долгие годы переплеталась с деятельностью Киевской духовной академии и Киево-Печерской типографии, являвшимися в XVIII веке крупнейшими культурными центрами Украины.

все основания предполагать, что первые художественные навыки Д. Г. Левицкий получил дома, под руководством отца, и что его с ранних лет окружали люди, близкие к искусству.

В семье Григория Кирилловича и его жены Агафьи, урожденной Левицкой, росли четверо сыновей и дочь. Старший, Дмитрий унаследовал от отца своеобразный дар композиции, совершенство рисунка и уверенную работу с натуры. Выросший в кругу украинской художественной интеллигенции и духовенства, он был хорошо образован, начитан, уверен в своих способностях и бесспорно очень талантлив.

Возможно, еще в 1752-1755 гг. Левицкий познакомился с известным художником А.П.Антроповым, который тогда расписывал Андреевскую церковь в Киеве. А в 1758 г. Дмитрий приезжает в Петербург и не только становится учеником прославленного мастера, но и живет в его семье почти шесть лет. В качестве помощника Антропова в 1762 г. он выполнял росписи Триумфальных ворот по случаю коронации Екатерины II. Два года спустя молодой художник уже самостоятельно реставрировал это сооружение, а в 1767 г. совместно с В. Васильевским создал два иконостаса и 73 образа для Екатерининской и Кироиоановской церквей и добился очень высокой оплаты своей работы.

Неизвестно, были ли другие учителя у Левицкого, но уже в первых портретах его стиль в корне отличался от антроповского. Его манера самостоятельна и более созвучна западноевропейской своей непринужденностью, гаммой полутонов, лессировкой, смягчающей интенсивность цвета, и характерной световоздушной средой.

Обратите внимание на замечательное расчисление светил, на редкостное соединение благостных фактов в судьбе молодого таланта: воспитание в семье образованного и крепкого художника, учеба на гравера, требующая исключительно верного глаза и твердой руки, исключительного чувства линии, учеба на иконописца, то есть освоение национальных традиций, книжных знаний и душевного равновесия в работе, встреча с гением Растрелли и, наконец, дуэт с реалистом Антроповым.

К тому и время для расцвета искусств было на редкость теплое:
тут и строительство грандиозных дворцов, тут и удачный выбор приглашенных иностранцев, давших новейшие образцы западной школы, тут в целом изумительно красочная пестрота в эстетике и вместе здоровье, прямота духа, то самое здоровье, что (по словам Бенуа) и породило наших Левицкого и Рокотова, художников, «отличающихся моментом колоссального в искусстве значения - жизненностью».

Время жестко определило его будущую ступень в обществе. Где и как жил Левицкий?
В сиянии бриллиантов, среди тех, кто правил державой, и в том - сильный психологический диссонанс.
С одной стороны, знать была художническим материалом, не больше, с другой - зависимость от «материала», от знати, положение по отношению к ней мало отличалось от зависимости и положения часовщика или хорошего повара.

На превращение Левицкого в выдающегося портретиста ушло десять лет, после переезда его в столицу, годы, начиная с 1758-ro, в которые смотрел за ним все тот же Антропов, «человек, имевший зуб против Академии и очень недовольный даже частными уроками у профессоров. Поэтому и эти уроки начались только когда ученик личными заказами стал на ноги и перестал зависеть от учителя.
«Антропов был добрый человек, но изрядный самодур, и быть под его ферулою было нелегко»,- указывал один из старинных исследователей.

Итак, мастерство отполировалось окончательно все же у академистов - итальянца Валериани и француза Лагренэ, и в 1770 году, вместе с золотой академической медалью, пришла полная слава - за портрет Кокоринова.

Портрет был представлен на академическую выставку и среди знаменитостей (Гроот, Лосенко) безоговорочно взял первое место, как лучшая картина в смысле совершенства формы и как «высокая» - в смысле своей духовной наполненности.
Все совершенство будущего Левицкого в инерции от силы этого портрета, оно напитано его мелодикой, его характеристическими и живописными достижениями, угадывает ли он душу и темперамент, играет ли напряженностью линии, передает ли конструкцию тела, свет и свечение.

Так в сиянии мощнейшего дебюта прибавляется к Кокоринову шедевр за шедевром. Сперва, портрет «личности прелюбопытной», чудака российского размаха, филантропа и ботаника, румяного старика Демидова.

Затем (1773-77гг), заказ императрицы Екатерины II, которая поручила ему написать портреты воспитанниц Смольного института благородных девиц.
В то время в России не было ни одной школы, где бы учились девочки. Девочек-дворянок учили дома, а девочек из бедных семей, как правило, не учили совсем. И Екатерина II решила открыть в Смольном монастыре “Воспитательное общество благородных девиц”, чтобы, как говорилось в указе, “… дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества”. (подробнее)

Так взошло созвездие «смольнянок», где развернул Левицкий во всю ширь уже не только дарование психолога, но и декоративиста - семь портретов, а вернее, аллегорических картин (Молчанова - наука, Борщова - театр, Алымова - музыка и т. д.), олицетворивших собой, в мнении знатоков, целиком XVIII век в «выдержанности всей системы».
Имеется а виду, разумеется, система эстетическая; может ли художнику быть оценка выше.

Мастерски написан портрет друга Н.А.Львова, в личности которого воплотились лучшие черты человека эпохи Просвещения: возвышенный ум, талант, чистота и благородство помыслов.
Шедевром Левицкого стал портрет будущей жены Н.А.Львова, дочери обер-прокурора Сената, М.А.Дьяковой, блиставшей красотой, обаянием, образованностью.

Видимо, роль свою он осознавал весьма отчетливо. Его называют художником екатерининской поры - определение верное во всех отношениях: портрет для этой поры, что видно теперь весьма отчетливо,- важнейшее искусство.

Как удачно заметил Дягилев: «Всякий портрет Левицкого больше похож, чем сама модель, то есть, он говорит нам больше, чем лицо этой модели».
О чем же? Конечно, о душе эпохи.
Первые петербургские двадцать лет для Левицкого - непрерывное восхождение в творчестве, удачи по службе и денежные: за Кокоринова он академик, а вскоре и начальник портретного класса с достойным окладом; при этом, поспешая друг за другом, выходят из-под его кисти десятки портретов, всем известные теперь наши музейные ценности, издалека мерцающие в экспозициях своим янтарным отсветом.

Отмечен Левицкий был сразу же - признание редкостное, заказы бесперебойны: в мастерской до полста холстов в работе, да и сама мастерская весьма светла, в небольшом собственном доме, где живет он «содержательно и просто», в достатке, прекрасным семьянином. Проскользнула из толщи времени и весть о «веселой» наружности тогдашнего Левицкого - с элегантной муаровой лентой в косице, сухощавого, малого роста и резкого в движениях, востроносого, с живым блеском умных глаз.

Современники отмечали роскошь академических коллекций и гулкость ее коридоров; они, эти коридоры, слышали стук каблуков профессора Левицкого от парадных дверей до дверей классной, и так каждое утро в течение тридцати лет.
Академия художеств была неотделимой частью огромного дворцового механизма, но жесткость казенного режима приносила плоды отменной выучки - все, прошедшие ее школу, делались профессионалами высшей пробы, то есть живописцы умели писать, архитекторы - строить, а скульпторы - ваять.

В Академии Левицкий вел портретный курс, и с Академией связалась у него вся жизнь - клубок радостей, когда он чувствовал в учениках (среди них В. Боровиковский, П.Дрождин) плоды своих стараний, и вместе ощущения некоторой неполноценности: жанр Левицкого считался искусством второго сорта, ибо не требовал «сочинения» (как, например, историческая живопись), и потому академические чиновники относились к художнику свысока и пренебрежительно.

” «Ничего не может быть горестнее, чем слышать от товарищей – он портретной».
Предательское, хитрое время, вечно меняющее свои оценки, знало бы ты!

Из старых документов скупо выбиваются пунктирные черты пристрастий Левицкого, то, на что направлял он своих учеников,- они штудировали Ван Дейка и Рембрандта.

Рембрандтовский свет сильно волновал Левицкого, и отблески тех красноватых зарниц пали на великолепный портрет Г.К.Левицкого, написанный им в 1779 году.
Доброе мудрое лицо отца, сделавшего так много для сына… Полотно могло бы стать украшением любой галереи мира - с такой поистине рембрандтовской мощью и проникновением в существо Человека написан этот небольшой холст.

Впрочем, его старик - в полном одиночестве, совершенно особняком от остальной портретной вереницы. Она, вереница, вся моложе, действенней, инициативней.

Именно так держится близкий друг Левицкого, разносторонний Львов – «страстный почитатель гражданина женевского»(Дидро), архитектор, рисовальщик, поэт и музыкант, переводчик Анакреона. Во многих местах возвышаются здания по его проектам».

В спокойном достоинстве является нам и прелестная жена Львова - уверенная в себе и знающая свои обязанности хозяйка известного литературного салона, мать добропорядочного семейства, спутница и советчик влиятельнейшего и блестящего человека.

Были ли внешняя жизнь, поведение Левицкого столь же ярки, сколь оказалось ярким общество, в которое он входил в дому у Львовых и которое переписал все поочередно: литератора и управляющего «Зрелищами и музыкой» Храповицкого, милого Долгорукого - автора нашумевшего «Капища моего сердца», поэта Дмитриева, соединившего «с любящей душой ум острый и свободный»?
Вряд ли, так как знавшие этого человека отмечали стеснительность, а позже молчаливость и замкнутость.

Душа же тем временем кристаллизовала, гранила красоту чрезвычайно тонко - как и все портретисты XVIII века, Левицкий служил жрецом у алтаря вечной женской красоты.
«Разве не поэт Левицкий? Какие и как у него переданы женщины!» - восклицал Константин Коровин.

Согласимся, переданы пламенно и виртуозно: изумительная Урсула Мнишек - это серебро пудры и атласа, это прекрасное лицо с горящим румянцем, надменные дуги бровей и удивительные глаза, умные н глубокие, но не допускающие в душу.
И как антипод этой «хладной богини» - куртизанка и ласкательница, «первая певица оперы-буфф и вторая - серьезной оперы», итальянка Анна Давиа Бернуцци.

Но более всего привлекали художника, образованнейшеro человека и гуманиста, люди, в ком видел он единство благородной цели и общественно полезного действия, которые верили, что жизнь дана затем, чтобы светить этой жизнью.

Дидро….
Левицкий рисует Дидро наедине с рождающейся мыслью. Дидро дома. Он снял парик и облачился в халат. «Небрежно открытой шеей гордо вознесена большелобая голова. Неспокоен его ум, одновременно пожирающий и животворящий».
Его мечты обретают формулы конкретных предложений.
«Превосходное средство для предупреждения восстаний крепостных против господ: сделать так, чтобы вовсе не было крепостных», Дидро говорит, надеется и сомневается. Портрет показывает нам его спокойное достоинство и грустно-насмешливый понимающий взгляд. «Русский» Дидро мягок, но по всему лицу разбросаны росточки остроумия.
(Портрет Дидро понравился и он увёз холст с собой, оставил в семье и завещал дочери.)

Дидро показан Левицким в момент прозрения. Целая гамма чувств на очень живом лице, сотканном из гнева и радости, раздумья и покоя. Прозрение нерадостно. Нерадостность - ожидаемая.
За павлиньими перьями философ разглядел ворону. Даже Екатерина поняла, что он увидел в ней «ум узкий и простой».
В Париже он итожит их встречу: «Екатерина, несомненно, является деспотом»
. И все же как долго держались иллюзии. Они были рассыпаны в воздухе. Так хотелось верить в идеального монарха. И Дидро, и Левицкому, и его верным друзьям - просветителям и гуманистам.

Один из них, искрометный Львов, подсказывает идею портрета императрицы: Екатерина - Законодательница в Храме богини Правосудия». Величественно выплывает в лавровом венке, милостиво сияя улыбкой и шурша белым атласным платьем. «Жертвуя драгоценным своим покоем для общего блага»,- пояснял Левицкий.
«Седая развратница», как именовал ее Герцен, являлась на портрете в роли просвещенной и справедливой повелительницы.
Но иллюзии иллюзиями, а жизнь жизнью.
«Истина пером моим руководствует! »-восклицал друг художника просветитель XVIII века Николай Новиков.

Левицкий рисует его, как человека, которого глубоко уважает.
Мы видим на портрете человека, подобно Дидро, поучающего царей и «больших бояр» - Несмыслов и Безрассудов, Скудоумов и Злорадов.
Как и все, знает он: за журнальчиком «Всякая всячина» прячется императрица и указует - сочинять сатиру лишь в «улыбательном духе», а восхвалять «твердого блюстителя веры и закона»…
Но Новиков по-прежнему с гневом пишет о бедности и рабстве крестьян, а саму госпожу «Всякую всячину», то бишь императрицу, поносит всякими словами.

Углядев подобное, могли ли не искриться самой лютой злобой бесстыжие карие глаза Екатерины, столь благолепно взирающие с портрета работы Левицкого И она бранится.
А Новиков следует любопытной и крамольнейшей по тем временам мысли Дидро: «Право возражения… является… правом естественным, неотчуждаемым и священным».
И возражает. Не только словом. Всем своим поведением. В голодный 1787 год раздает хлеб крестьянам почти ста селений.

Левицкий мог гордиться своим другом. И он гордился. Высокое достоинство человека, следующего только благородным помыслам своей души, воспел в портрете.

Радищев был для Екатерины бунтовщиком хуже Пугачева, а Новиков оказался еше хуже Радищева. Тогда очень любили задавать вопросы и получать ответы. Дидро, например, задал императрице восемьдесят восемь вопросов в письменном виде.
Она задает всего семьдесят пять. Но отвечает на них Новиков в сыром каземате секретного дома Шлиссельбургской крепости, где его стерегут двести солдат и семьдесят восемь пушек.

Бесстрашный человек Левицкий не отступается от своего опального друга.
«Любезного и сердечного друга Дмитрия Григорьевича и Наталью Яковлевну,- пишет Новиков по освобождении,- поблагодарите за все…»
Вот тогда-то и создает художник портрет великого просветителя ХVIII в.

К 1790-м годам Левицкий необратимо начинает терять популярность: зашатались стулья под покровителями и главными заказчиками (Князь Безбородко, канцлер, и граф Бецкой, президент Академии художеств)

Безбородко проигрывает государственную силу Потемкину, с порфироносных высот подул на престарелого и уже ненужного Бецкого прохладный ветер, определяется «дело» масона Николая Новикова, чье имя неотделимо от имени Левицкого, потому хотя бы, что сама внешность издателя «Трутня» знакома именно по его портрету.

С той поры Левицкий тоже в немилости.
Теперь отношение двора ее величества к Левицкому определяла его дружба с Новиковым и другими деятелями русского просвещения. Не секрет, что живописец был, как и Новиков, масоном, а отношение Екатерины к ним было весьма определенное.

Одна из главных загадок судьбы Левицкого - это творческое молчание художника в последнюю четверть века его жизненного пути. Ведь за этот срок он написал всего с десяток полотен. Правда, эти холсты превосходны, но не слишком ли мало для такого мастера?

Напрасно это будут целиком приписывать болезни глаз, которая лишь в глубокой старости привела Левицкого к слепоте. Нет, не слепнуть стал художник в середине девяностых годов, а именно в эти годы он, наконец, прозрел. И помогла ему в этом сама жизнь и его замечательный друг, писатель и просветитель Новиков.

В какой-то миг с ослепительной ясностью Левицкий почувствовал всю ложность своего состояния. Его тонкий ум, его честная и прямая душа содрогнулись от ощущения фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он содрогнулся от внезапного сознания, что он участвует сам в каком-то огромном фантасмагорическом обмане.

…Казалось, жизнь шла по-старому. С утра художник становился за мольберт, и холст за холстом покидали мастерскую, радуя вельможных заказчиков.
Но не радовался лишь живописец. Счастье созидания, творчества ушло. Осталось неуходящее чувство неудовлетворенности и пустоты.

Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей»..

.
И художник ищет новые пути. Он ищет пути к народу, к народной тематике.
Он пишет портрет своей дочери в свадебном народном уборе.
Увы… Долголетнее писание заказных портретов сделало свое. Портрет Агаши не задался. Он получился салонный, далекий от жизненной правды, несмотря на то, что поводом к написанию полотна послужила семейная радость - предстоящая свадьба единственного детища.
Душа художника была выхолощена дворцовыми буднями, сиятельными портретами, где почти каждый холст носит следы искусственности, слащавости и холодности. Словом, художник потерпел, в этой своей попытке создать образ одухотворенной юной женщины, неудачу.
Искусство не прощает постоянных, хотя и маленьких уступок и полуправды. Многочисленная, иногда, салонная продукция Левицкого теперь мстила ему. Великолепное мастерство, владение цветом, рисунком, тоном не могли заменить главное в искусстве - правду! И этот надлом, надрыв, чутко ощущаемый тонким художником, все нарастал… Нестерпимыми стали часы заказной работы, все больше тянуло художника к одиночеству, к чтению, к горьким размышлениям.

Как далеко ушли те годы, когда свежий глаз, молодая рука и горячее сердце воспринимали мир людей как нечто светлое, радостное, желанное. Когда он еще не знал всей грязи, всех закулисных коллизий двора. Когда за блестящим фасадом дворцов и улыбок великосветской черни он не ведал всей жестокости, а порой чудовищности судеб создания всего этого великолепия.Теперь он узнал все.

«Со всяким днем пудра и блестки, румяна и мишура, Вольтер, Наказ и прочие драпри, покрывавшие матушку-императрицу, падают больше и больше, и седая развратница является в своем дворце «вольного обращения» в истинном виде. …
Двор - Россия жила тогда двором - был постоянно разделен на партии, без мысли, без государственных людей во главе, без плана. У каждой партии вместо знамени – гвардейский гладиатор, которого седые министры, сенаторы и полководцы толкают в опозоренную постель, прикрытую порфирой Мономаха…»
Эти страшные строки написаны Герценым.
…Вставал законный вопрос. Ты осознал всю фальшь петербургского света, ты познал трагическую судьбу народа? Восстань!

Но Левицкий не был готов к роли борца. Он бесконечно устал. Его тревожила болезнь глаз. И он томился, тосковал и молчал.
Потекли однообразные будни. Вельможные заказчики, двор стали забывать некогда прославленного мастера. И за какие-нибудь два-три года художник впадает в нищету.

Вот строки из прошения, поданного в Совет Академии художеств осенью 1787 года:
«Ныне чувствую от всегдашних моих трудов в художестве слабость моего здоровья и зрения, нахожу себя принужденным просить высокопочтенный Совет о увольнении меня от должности… Во уважение к ревностной и беспорочной семнадцатилетней службе» снабдить «по примеру прочих пристойных пенсионом».

Левицкий покидает Академию. Ему назначают нищенскую пенсию размером 200 рублей в год. Ничтожная подачка нанесла глубокое оскорбление художнику, отдавшему почти двадцать лет воспитанию молодых мастеров. Ясно, что слабость здоровья и зрения были лишь предлогом для ухода, обусловленного трениями с руководством Академии. Левицкий стал неугоден.

Он остается с грошовой пенсией, обремененный семейством, наступавшей слепотой, долгой, трудной и унизительной борьбы за существование.

Есть сцена, засвидетельствованная современниками: слепой старик, часами простаивающий на коленях в церкви Академии художеств.

Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник. Принятая, в его отношении, «формула заката» растянулась почти на четверть столетия: от начала 1800-х годов портрет камер-фрейлины Протасовой, калужские заводчики Билибины, - вот, собственно, и, почти,все, на что осталась способна некогда плодовитая кисть.

Иссякала эпоха, умолкал и ее певец, Сотни картин написал он, и все - слепок времени, на всех – люди XVIII столетия.

Но не только век галантный показал нам Левицкий - еще и время, когда центростремительная сила России набирала свой ход: десятки имен, десятки образов - личности, осуществлявшие движения составов огромного государства. Вот они, в звездах и муаре, горделиво взирают на нас со своих холстов, обращенные из плоти и крови колдуном-художником в струящиеся прозрачные краски, отпечатленные в жесте и прищуре глаз - ласковых или жестоких, холодных или с тенью глубокой думы.

Екатеринин «век златой» растаял, как мираж. Их век, людей «острых» и славных, умеющих любить и ненавидеть, остался навсегда.

И еще: нельзя не обозначить то, что мы называем развитием творческого духа. Вместе с Рокотовым, Левицкий - художник высочайшего класса, выводящий русское портретное искусство в Европу и мир,- завидная доля, великое назначение. Он не предтеча, а именно один из наших первых гениев портрета - именно отсюда, с конца «сурового и мудрого» века, идет дальше уже сплошная цепь: Кипренский, Брюллов, Крамской, Ге, Репин, Валентин Серов. Звено к звену нижутся эти имена в российской культуре, определяя собой чувство ее пути.

This entry was posted on Friday, October 31st, 2008 at 10:10 and is filed under . You can follow any responses to this entry through the feed. Both comments and pings are currently closed.

Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735 - 1822) - выдающийся русский живописец, мастер парадного и камерного портрета.

Родился на Украине в семье весьма образованного священника Григория Кирилловича Левицкого, большого любителя искусств, довольно известного в Малороссии гравера и живописца. Под руководством отца будущий художник начал постигать живописную науку. Обучался в Киевской Духовной академии.

В юном возрасте Левицкий попал в ученики к Антропову, который в начале 1750-х годов расписывал Андреевский собор. По окончанию работ (1758 г.) Антропов взял талантливого юношу в Петербург и продолжил его художественное образование в своей мастерской. В северной столице Левицкий брал также частные уроки у Лангре и ученого-перспективиста Валериани.

В 1762 году принимает участие в оформлении московских торжеств по случаю коронации Екатерины. Здесь он упоминается в качестве подмастерья не только у Антропова, но и мастеров Канцелярии от строения И. Я. Вишнякова и И. И. Бельского.

Московский период творчества Левицкого малоизвестен. В документах упоминается, что художник принимал участие в написании икон для двух московских церквей: Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.

В 1769 году, расставшись со своим учителем, Левицкий окончательно поселяется в Петербурге.

В начале 1770-х годов художник входит в пору расцвета своего таланта. На ежегодной академической выставке 1770 года демонстрировавшиеся картины Левицкого имели большой успех. За портрет архитектора А. Ф. Кокоринова (1769 г., ГРМ) ему было присуждено звание академика. Живописец приобретает всеобщее признание.

С этого момента он начинает получать многочисленные заказы от Академии, представителей императорской фамилии, дворянской элиты Петербурга. Всеобщее признание получили, относящиеся к этому периоду, серии портретов смолянок (воспитанниц Смольного института для благородных девиц) и портретов опекунов Московского Воспитательного дома для сирот.

Широчайший творческий диапазон Левицкого позволил ему со всей полнотой отразить в своем искусстве идеалы своего времени. Он свободно владел всеми средствами художественного выражения от насыщенной пластики и повышенной "цветности" барокко до строгой, почти аскетичной рассудочности классицизма . "Акцентируя определенные тенденции в творчестве Д. Г. Левицкого, не следует забывать, - пишет А. П. Валицкая, - что его художественный метод подвижен, богат и не исчерпывается ни одним из стилистических направлений века... В целом творческий путь Д. Г. Левицкого представляет несомненное движение к реализму" (Валицкая А.П., Дмитрий Григорьевич Левицкий 1735 -1822 / Л.: Художник РСФСР, 1985).

Важнейшей частью творческой биографии мастера является его педагогическая деятельность. С 1771 по 1780 год Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств . Среди его учеников были С. С. Щукин, П. С. Дрождин, Л. С. Миропольский. Е. Д. Камеженков.

Слава Левицкого начала угасать во второй половине 1810-х годов. Его смерть 7 апреля 1822 года в художественной среде прошла незамеченной. К сожалению, расположение его могилы на Смоленском кладбище в Петербурге утеряно.

В начале двадцатого столетия художник был заново открыт деятелями "Мира искусства ". Высочайшую оценку творчество Левицкого получило у А. Н. Бенуа в его Истории русской живописи XIX века: "Среди современных Левицкому иностранных живописцев Антон Графф и Гейнсборо только и могут поспорить с ним…"

Детские образы в творчестве Левицкого

    Советник Академии Художеств, знаменитый портретист; род. в 1735 или 1737 г., вероятно, в Киеве, ум. в 1822 г., неизвестно в Петербурге или в Киеве; неизвестно и место его погребения. Сын священника гравера Григ. Кирил. Левицкого, по прежней… … Большая биографическая энциклопедия

    - (1735 1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752 55). Около 1758… … Художественная энциклопедия

    Левицкий Дмитрий Григорьевич - (1735—1822), живописец. Портретист. Учился в Киеве у своего отца — украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771—87 руководил портретным классом петербургской АХ (с … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - [около 1735, Киев (?), ≈ 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), и А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом росписи Андреевского собора в Киеве… … Большая советская энциклопедия

    - (ок. 1735 1822) российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством (Кокоринов, 1769 70, серия портретов воспитанниц Смольного института, 1772 76);… … Большой Энциклопедический словарь

    Левицкий, Дмитрий Григорьевич выдающийся русский портретист, академик (1735 1822). Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств и оказал влияние на развитие П.И. Соколова, В. Боровиковского и Г.… … Биографический словарь

    - (1735 1822), живописец. Портретист. Учился в Киеве у своего отца украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771 87 руководил портретным классом петербургской АХ (с 1770… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Дмитрий Григорьевич Левицкий Автопортрет (1783) Дата рождения: около 1735 Место рождения: Киев Дата смерти: 1822 … Википедия

    - (около 1735 1822), российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством («Кокоринов», 1769 70, серия портретов воспитанниц Смольного института,… … Энциклопедический словарь

    Левицкий, Дмитрий Григорьевич - Д.Г. Левицкий Портрет М.А. Дьяковой. Третьяковская галерея. ЛЕВИЦКИЙ Дмитрий Григорьевич (около 1735 1822), российский живописец. В парадных портретах торжественность сочетал с жизненностью образов, красочным богатством (“Кокоринов”, 1769 70;… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Введение........................................................................................................... 2

1. Раннее творчество Д. Г. Левицкого............................................................ 3

2. Расцвет творчества художника................................................................... 5

3. Поздний период творчества...................................................................... 11

Заключение.................................................................................................... 14

Список литературы....................................................................................... 15


ВВЕДЕНИЕ

Один из выдающихся русских художников XVIII столетия Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735-1822 гг.) происходил из старинного украинского рода. Отец художника Григорий Кириллович был потомственным священником местечка Маячка, однако постоянно жил в Киеве, занимался живописью и гравюрой, он и передал сыну первые навыки живописного мастерства. Важную роль в дальнейшей судьбе юноши сыграл известный петербургский художник А. П. Антропов, который приехал в Киев в 1752 году для росписи Андреевского собора. Отец и сын Левицкие познакомились с Антроповым и, возможно, принимали участие в убранстве собора, так как Антропов имел полномочия привлекать к этим работам местных мастеров.

В 1758 году Левицкий уезжает в Петербург, становится учеником Антропова, живет в его доме и несколько лет работает в содружестве с ним. Вместе с Антроповым в 1762 году он едет в Москву, выполняет росписи Триумфальных ворот, воздвигнутых в связи с торжествами по случаю коронации Екатерины II. Левицкий работает вместе с наиболее выдающимися мастерами Канцелярии от строений и, безусловно, такой творческий контакт оказался полезен молодому художнику. Унаследовав от А. П. Антропова не только мастерство, но и бескорыстие, честность, трудолюбие, он начинает самостоятельный творческий путь.

Замечательный живописец с виртуозным мастерством владел всеми средствами построения портрета (композицией, пластической формой и особенно колоритом), будь то парадное или интимное изображение.

Благодаря этому Левицкий в своих произведениях достиг гармонического единства раскрытия сущности характера портретируемого, жизненного содержания своей эпохи, прогрессивных устремлений современников и нашел прекрасную, жизненно убедительную форму для их воплощения.


1. РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО Д.Г. ЛЕВИЦКОГО

Впервые имя Левицкого получает известность в связи с выставкой в Академии художеств в 1770 году, на которую он представил шесть ма-стерски написанных портретов.

1770-1780-е годы - время расцвета дарования Левицкого. За эти двадцать лет он создает самые значительные произведения. В 1770 году работы Левицкого были с большим успехом показаны на ежегодной летней академической выставке. Именно с этого момента начинается всеобщее признание живописца. За один из выставленных портретов - архитектора А. Ф. Кокоринова. (1769. ГРМ) - ему было присуждено звание академика. В 1775 году Левицкий был произведен в советники Академии. В 1771 году художник возглавил портретный класс и бессменно руководил им почти семнадцать лет. Тогда же он начинает получать придворные заказы, заказы от Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга.

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет - большой, почти в полный рост - имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде - в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.

Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходном знании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа. Художник предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной практике видов портрета - поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.

Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник не просто подчинялся общепринятым приемам - они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.

Левицкий - один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Сопоставление тонко подмеченных и виртуозно переданных поверхностей предметов открывало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому. Мягкость бархата, упругость атласа, прозрачность кисеи, ажурность кружева, холодный отлив бриллиантов, молочный отсвет жемчугов, жесткость сукна каждый раз по-иному перекликались с особенностями человеческого лица - с кожей юной или морщинистой, яркими или уже тронутыми мутной пеленой старости глазами.

Из произведений молодого Левицкого в этом отношении симптоматичен уже упомянутый портрет А. Ф. Кокоринова (1769. ГРМ), ректора Академии художеств и одного из авторов ее здания на Васильевском острове. Блестяще написанный в согласии с каноном парадного портрета, он интересен во многих отношениях. Перед нами один из первых исполненных русским мастером портретов человека творческого труда. Кокоринов запечатлен в рабочем кабинете - обычная обстановка для изображения высокопоставленных государственных деятелей. Архитектор жестом указывает на лежащий перед ним план здания Академии художеств - своего любимого детища. На зодчем роскошный костюм с виртуозно выписанной фактурой - шитый золотом камзол и отороченный мехом кафтан. Перед зрителем предстает аристократ, чьи заслуги заключались в трудах на благо развития художеств в России. Однако глубокое психологическое проникновение во внутренний мир человека еще не было достигнуто.

Другим примером может служить портрет Н. А. Сеземова (1770. ГТГ). В начале 1770-х годов по поручению И. И. Бецкого, директора Академии художеств, Левицкий создает портрет жертвователя на Московский Воспитательный дом - «человеколюбивого подателя села Выхино поселянина Никифора Артемьева Сеземова», крепостного графа П. Б. Шереметева, богатейшего винного откупщика. Он внес огромные деньги на основание Воспитательного дома. Портрет Сеземова - одна из самых необычных и интересных работ в русской портретистике XVIII столетия.

Полотно решено в традиционном жанре парадного портрета, но в то же время это глубоко реалистическое изображение крестьянина, причем отнюдь не приукрашенно-благообразное, как бывало на провинциальных портретах.

2. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА ХУДОЖНИКА

Семидесятые годы восемнадцатого столетия явились для Левицкого десятилетием наивысшего подъема творческих сил. Художественный метод портретиста развивался в русле просветительского классицизма: на первый план в понимании человека выступало его соответствие образцу идеального гражданина, его нравственные качества. Черты мировоззрения и отношения к людям в известной степени обусловлены возрастом художника, достигнутыми успехами, его надеждами на будущее.

Среди образов, созданных Левицким в эти годы, достаточно определенно прослеживаются два типа, различающиеся по авторскому отношению, а следовательно - по содержанию и приемам воплощения.

С одной стороны, блистательные мастерские полотна, где характеристика модели остается в пределах внешнего репрезентативного изображения - портреты опекуна Московского Воспитательного дома Б. В. Умского (1770. Гос. музей изобразительных искусств Армении), князя А. М. Голицына (1772. ГТГ), инженер-генерала М. И. Мордвинова (1778. ГТГ), генерал-аншефа М. Н. Кречетникова (Конец 1770-х гг. ГЭ). Нетрадиционной работой мастера стал портрет П. А. Демидова (1773. ГТГ), который можно расценить как пародию на парадный портрет. Правда, его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому - человеку богатому, оригинальному и склонному к чудачествам. С другой стороны, Левицкий создавал проникновенные образы, раскрывающие внутреннее «я» человека, чьи личностные качества вызвали симпатию мастера. Эта тенденция возобладала в камерных портретах, как принято именовать небольшие по формату погрудные или поясные изображение с нейтральным фоном, без каких-либо предметов обстановки. Камерный портрет сложился в России к середине ХVIII века - позже других портретных жанров. Среди его отечественных родоначальников был и учитель Левицкого - А. П. Антропов. Во второй половине столетия в русском искусстве уже существовала собственная самобытная традиция камерных изображений. Среди современников за исключением, пожалуй, только Ф. С. Рокотова, Левицкий здесь не имел себе равных. С непревзойденной тонкостью он был способен проникнуть в индивидуальность человека. Мастер создает галерею портретов духовно близких ему людей - литераторов А. В. Храповицкого (1781. ГРМ), И. М. Долгорукова (1882. Киевский Гос. музей русского искусства), французского философа-просветителя Дени Дидро (1773-1774 гг. Музей искусства и истории. Женева), Е. А. Бакуниной (1782. ГТГ), М. А. Дьяковой (1778. ГТГ). Особняком в этом ряду стоит портрет дочери (1785. ГРМ), выполненный в русской крестьянской манере.

ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ

Левицкий, Дмитрий Григорьевич - выдающийся русский портретист, академик (1735 - 1822). Учился в Академии Художеств. С 1779 г. преподавал в портретном классе Академии Художеств и оказал влияние на развитие П.И. Соколова, В. Боровиковского и Г. Угрюмова. Его талант высоко ценили современники; он пользовался уважением Екатерины II , Павла I , Александра I и постоянно был завален заказами. Временем наибольшей его славы была Екатерининская эпоха, дух которой как нельзя лучше выражали его красивые, нередко парадные и всегда схожие портреты. Кисть Левицкого необыкновенно сочна, нежна и тщательна, колотит жив и приятен, постановка фигур и подбор аксессуаров живописны; особенно искусно воспроизводил он кружева, шелк, бархат и другие ткани. Из его произведений, рассеянных по императорским дворцам, музеям и аристократическим домам, более других известны: портрет Екатерины II, во весь рост, в виде законодательницы, приносящей свой покой в жертву для общего покоя, шесть портретов воспитанниц 1-го выпуска Смольного института (в большом петергофском дворце), портреты Александра I в детстве, играющего с великим князем Константином Павловичем (в гатчинском дворце), великой княжны Александры Павловны (в Романовской галерее Зимнего дворца), отца художника (в московском публичном музее), купца Сезамова (там же), архитектора А.Ф. Кокоринова (в музее Академии Художеств), графа П.А. Зубова (там же). В музее Александра III: "Женский портрет", портреты Екатерины II (в трех экземплярах), Н.И. Новикова, графа Санти, Монахтиной, графини А.С. Протасовой, М.О. Полторацкого. В Третьяковской галерее портреты: И.И. Дмитриева, Г.Р. Державина, А.Н. Оленина (?), князя А.М. Голицына, М.Н. Кречетникова, Анны Давиа, Бакунина, Бакуниной. - См. С.П. Дягилев "Русская живопись в XVIII веке" (т. I, Левицкий, СПб., 1903).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Дмитрий Григорьевич [около 1735, Киев (-), - 4(16).4.1822, Петербург], русский живописец-портретист. Учился у отца, украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа), …
  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ок. 1735-1822) российский живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненностью образов, красочным богатством ("Кокоринов", 1769-70, серия портретов …
  • ЛЕВИЦКИЙ ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    лучший из портретистов времен имп. Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по всей …
  • ЛЕВИЦКИЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? лучший из портретистов времен императрицы Екатерины II. Сын малоросса-священника, род. 1735 или 1736 г., умер в 1822 г., по …
  • ДМИТРИЙ в Библейской энциклопедии Никифора:
    (принадлежащий Димитре или римской Церере, богине земледелия) - название четырех лиц: 1Мак 7:1-4, 9:1-10, 15, 22:25, 2Мак 14:1-36 - Димитрий …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Литературной энциклопедии:
    1. см. « Ядвигин ». 2. Иван Семенович (псевдоним Нечуй) — украинский писатель второй половины XIX века. Р. …
  • ЛЕВИЦКИЙ
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Фёд. Вас. (1858-1933), актёр, засл. арт. УССР (1926). На сцене с 1888. Работал в первых проф. укр. театральных труппах …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Сер. Львович (1819-98), рос. мастер фотоиск-ва. Выразит. портреты деятелей рус. …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Сер. Ал-др. (1908-83), философ, писатель, литературовед. Род. в России. Окончил Карлов ун-т в Праге, ученик Н.О. Лосского. Деятель Нац.-трудового …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Орест Ив. (1848-1922), историк, археограф, этнограф, писатель народнич. направления, акад. (1919) и вице-през. (1919-21) АН УССР. Тр. по истории …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Олег Дм. (1909-61), геолог, ч.-к. АН СССР (1953). Осн. тр. по генезису гл. обр. оловянных и вольфрамовых м-ний Сибири …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ И.С., см. Нечуй-Левицкий …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Дм. Григ. (ок. 1735-1822), рос. живописец. В композиционно эффектных парадных портретах торжественность сочетается с жизненной полнокровностью образов, красочным богатством …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Анат. Ник. (1909-42), участник Дв. Сопр. во Франции, один из организаторов газ. "Резистанс". Сын рус. эмигранта, учёный-этнограф. Казнён гитлеровцами …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЛЕВ́ИЦКИЙ Ал-др Анд. (1885-1965), кинооператор, засл. деят. иск-в РСФСР (1946). Основоположник рус. школы операторского иск-ва. Ф.: "Дворянское гнездо" (1914), "Портрет …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ШЕМЯКА (1420-53), князь Галича- Костромского, сын Юрия Дмитриевича. В ходе войны в 1446 взял в плен и ослепил Василия …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (1323 или 1324-83), князь суздальский (с 1356), великий князь владимирский (1360-63) и нижегородско-суздальский (с 1365). В союзе с …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ИВАНОВИЧ (1582-91), царевич, мл. сын Ивана IV. В 1584 отправлен с матерью (М.Ф. Нагой) в удел Углич. Погиб при …
  • ДМИТРИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ДМ́ИТРИЙ ДОНСКОЙ (1350-89), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын Ивана II. При нём в 1367 построен …
  • ДМИТРИЙ в словаре Синонимов русского языка:
    димитрий, …
  • ДМИТРИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Дмитрий, (Дмитриевич, …
  • ЛЕВИЦКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Александр Андреевич (1885-1965) , российский кинооператор, заслуженный деятель искусств России (1946). Основоположник русской школы операторского искусства. Фильмы: «Дворянское гнездо» (1914), …
  • ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ СМИРНОВ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-01-02 Time: 21:11:27 Навигация Тема = Дмитрий Смирнов Википедия = Смирнов, Дмитрий Николаевич (композитор) Викитека = Дмитрий Николаевич Смирнов …
  • ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-15 Time: 00:20:04 Навигация Тема = Виссарион Белинский Википедия = Белинский, Виссарион Григорьевич Викитека = Виссарион Григорьевич Белинский Викисклад …
  • ТЕРНОВСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ТЕРНОВ АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Тернов Александр Григорьевич (1874 - после 1931), священник. Родился в 1874 году, в селе …
  • РУДАКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Рудаков Дмитрий Иванович (1879 - 1937), псаломщик, мученик. Память 14 ноября, …
  • ОВЕЧКИН ДМИТРИЙ КИПРИАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Овечкин Дмитрий Киприанович (1877 - 1937), священник, священномученик. Память 1 ноября и …
  • МАСЛОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Маслов Михаил Григорьевич (1874 - 1938), священник, священномученик. Память 9 марта, …
  • ЛЕБЕДЕВ ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Лебедев Дмитрий Александрович (1871 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября, в …
  • КРЮЧКОВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Крючков Дмитрий Иванович (1874 - 1952), священник, священноисповедник. Память 27 августа. …
  • ГРИГОРЬЕВ ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ, МЛАДШИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Григорьев Дмитрий Дмитриевич (1919 - 2007), протоиерей (Православная Церковь в Америке), профессор …
  • ГОРБАЧЕВ АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Горбачев Алексей Григорьевич (1892 - 1937), псаломщик, мученик. Память 10 ноября, …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • БАЯНОВ ДМИТРИЙ ФЕДОРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Баянов Дмитрий Федорович (1885 - 1937), протоиерей, церковный композитор. Родился 15 февраля 1885 …
  • ХОМУТОВ МИХАИЛ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Хомутов (Михаил Григорьевич, 1795 - 1864) - генерал-адъютант, генерал от кавалерии. По окончании курса в пажеском корпусе участвовал во всех …
  • РУБИНШТЕЙН АНТОН ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Рубинштейн (Антон Григорьевич) - русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX столетия. Родился 16 ноября 1829 года в …
  • ПЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Перов (Василий Григорьевич) - один из лучших русских живописцев новейшего времени, родился в Тобольске 23 декабря 1833 года. Окончил курс …
  • ЛЕВИЦКИЙ ФЕОДОСИЙ НЕСТЕРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Феодосий Нестерович - мистик (1791 - 1845). Был священником в Балте. Написал сочинение о близости страшного суда, которое отправил …
  • ЛЕВИЦКИЙ ПЕТР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Петр Иванович - терапевт (1838 - 1880). Окончил курс на медицинском факультете Казанского университета. Был профессором казанского, потом Варшавского …
  • ЛЕВИЦКИЙ ОРЕСТ ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Орест Иванович - исследователь южнорусской старины. Родился в 1849 г., учился в Киевском университете на историко-филологическом факультете. Главные его …
  • ЛЕВИЦКИЙ КАЗИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Казимир Васильевич - военный деятель, генерал-лейтенант (1835 - 1890). По окончании военной академии был зачислен в гв. генеральный штаб. …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИОСИФ (LEVICKI) в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий (Levicki), Иосиф - священник, галицко-русский писатель (1801 - 1860). Издал первую русинскую грамматику: "Grammatika jezyka ruskiego" (Пршемысль, 1843). Написал: …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИВАН СЕМЕНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Иван Семенович, - более известный под псевдонимом Нечуй - талантливый малорусский писатель. Родился в 1838 г., учился в киевской …
  • ЛЕВИЦКИЙ ИВАН ЕМЕЛЬЯНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Иван Емельянович - украинский писатель. Капитальный его труд - "Галицко-русская библиография XIX столетия с увзгляднением русских изданий в Угорщине …
  • ЛЕВИЦКИЙ ГРИГОРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Григорий Васильевич - астроном (родился в 1852 г.); был профессор Харьковского и Юрьевского университета. Его магистерская диссертация: "Об определении …
  • ЛЕВИЦКИЙ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Владимир Иванович - писатель, родился в 1842 г.; протоиерей во Флоренции, воспитанник Санкт-Петербургской духовной академии. Магистерская его диссертация: "Богомильство …
  • ЛЕВИЦКИЙ ВЛАДИМИР в Краткой биографической энциклопедии:
    Левицкий, Владимир - украинский беллетрист, пишущий преимущественно под псевдонимами В. Сичовика и В. Лукича. В 1890 - 1896 годах редактировал …
  • ЛЕВИТСКИЙ ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (ЛЕВИЦКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Левитский (Левицкий), Григорий Александрович - писатель (умер в 1830 г.), священник. Учился в киевской и петербургской духовных академиях. Был профессором …
mob_info