Художник гюстав курбе (courbet) - вернисаж: мир красок классический - искусству быть - каталог статей - линии жизни. Гюстав Курбе – биография и картины художника в жанре Реализм – Art Challenge В каком стиле писал гюстав курбе

Женщина в гамаке с ребенком (Femme au hamac, tenant son enfant)

Художник Гюстав Курбе (Gustave Courbet) – всемирно знаменитый французский живописец, портретист, пейзажист и жанрист, один из основателей реализма в живописи – буквально ключевая фигура французского реализма.


Автопортрет (Отчаявшийся мужчина) (Self-portrait (the Desperate man))

Жан Дезире Гюстав Курбе (Gustave Courbet) родился в июне 1819 года в небольшом городке, около трёх тысяч жителей, Орнане, недалеко от Швейцарской границы. Отец будущего знаменитого художника, Режис Курбе, был зажиточным крестьянином и владел виноградниками в окрестностях Орнане.

В возрасте двенадцати лет Гюстав Курбе начал посещать местную семинарию, но отличался из общего числа семинаристов чрезвычайно живым характером, т.е. был, как бы сейчас сказали, хулиганом. Впрочем, учился он достаточно хорошо. Настолько хорошо, что в 1837 сумел поступить в Королевский колледж в Безансоне, что должно было благотворно повлиять на его будущую карьеру юриста, о которой мечтал отец будущего художника.

Но случилось так, что Gustave Courbet серьёзно увлёкся живописью и в свободное от колледжа время начал посещать Академию, где учителем начинающего художника стал один из лучших учеников известного художника классициста Жака-Луи Давида, Шарль-Антуан Флажуло.

В 1839 году Гюстав Курбе отправился в Париж, предварительно пообещав своему отцу, что едет для дальнейшего углублённого изучения юриспруденции.

В Париже Гюстав начал изучать художественные коллекции Лувра, особенно молодого художника увлекли испанские художники и малые голландцы. Огромное впечатление на Курбе произвел Веласкес – в последующем Курбе «позаимствует» у великого художника тёмные тона для полотен.

Изучив коллекции Лувра, Gustave Courbet решил посвятить вою жизнь живописи и начал посещать занятия в разнообразных художественных мастерских, и прежде всего уроки Шарля де Штейбена. Очень скоро молодой человек решил отказаться от получения классического художественного образования и поступил на работу в мастерские Суисса и Ляпена – в этих мастерских не было обязательных уроков, а ученики не должны были придерживаться каких-либо канонов. Все занятия строились на индивидуальном художественном поиске ученика, что Гюстава совершенно устраивало.

Вскоре молодой художник представил на суд публики свою первую картину «Автопортрет с чёрной собакой », и эта картина имела огромный успех.


Автопортрет с черной собакой (Self-Portrait With Black Dog)

Художник на картине «Автопортрет с чёрной собакой» изобразил себя сидящим у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане — несколько пробных мазков, сделанных мастихином — инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям:

Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем – её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне.

А всего через два года «Автопортрет с чёрной собакой » открыл для Курбе двери парижского Салона. Впрочем, все остальные картины молодого художника были отвергнуты представительным жюри.

Всё дело в том, что художник с самого начала своей творческой деятельности писал, как реалист. И чем дальше он работал, тем больше увлекался реализмом и становился противником всякого украшательства – он считал, что художник обязан показывать буквально голую действительность и суровую прозу жизни, даже пренебрегая изяществом техники живописи.

Художник начала писать портреты, путешествовал в Нидерланды и Бельгию, где установил контакты с продавцами живописи. И одним из первых почитателей и покупателей картин художника стал голландский коллекционер и художник, основатель Гаагской школы живописи, Хенрик Виллем Месдах.

Именно личные связи с продавцами живописи в Голландии и Бельгии в последующем способствовали тому, что о художнике узнали далеко за пределами Франции.

Впрочем, Курье не ограничился связями в Бельгии и Голландии, сумел войти в артистические круги Парижа. Он частенько посещал богемное кафе «Brasserie Andler», где буквально обитали известные парижские художники и литераторы.

До середины девятнадцатого века во Франции буквально господствовал академизм и работы художников-реалистов, очень часто, устроители престижных выставок отвергали. Французские художники, чьи имена впоследствии составили славу живописи страны, стали изгоями и даже решили устроить собственную выставку. Но тут началась революция…

В 1848 году семь работ Курбе были выставлены в Салоне, но покупателя на эти картины не нашлось – публика ещё не была готова принять французский реализм. Художник был безусловно талантлив и умён, однако его крайний реализм в живописи, местами, в жанровых картинах, «приправленный» социалистическими идеями, вызывал в аристократических и литературных кругах парижан гарантированный скандал. И очень скоро у художника появились влиятельные враги, например, известный критик и писатель, теоретик анархизма Прудон.

Тем не менее, через несколько лет Gustave Courbet возглавил возникшую во Францию реалистическую школу живописи. Тем более, что работы французских реалистов нашли своих почитателей в других странах Европы. А Париж реалистов бойкотировал и много лет ни одна картина Курбе не была выставлена в Салоне.

В 1871 году художник примкнул к Парижской коммуне, получил при коммуне должность управляющего общественными музеями и стал руководителем сноса Вандомской колонны.

После падения коммуны, Гюстав Курбе был приговорён к полугора годам тюрьмы, а после выхода из тюрьмы был обязан французским судом возместить расходы по восстановлению колонны, сносом которой он руководил.

Художник покинул Францию и поселился в Швейцарии. На чужбине он и умер в декабре 1877 года. Нищим и забытым.

Картины художника Гюстава Курбе (Gustave Courbet)


Лежащая обнаженная (Reclining Nude)
Устье Сены (The mouth of the Seine) Портрет девочки (Portrait d’une fillette) На краю обрыва (Sur le bord de la falaise)
Вакханка (La Bacchante)
Автопортрет (Раненый мужчина) (Self-portrait (The wounded man))
Гамак (Hamac) Портрет Поля Ансу (Portrait of Paul Ansout)
Послеобеденный отдых в Орнане (After dinner at Ornans) Спящая (Sleeping Blonde)
Крестьянская девушка с шарфом (Peasant Girl with a Scarf)
Пожарные, спешащие на пожар (Firemen Running to a Fire)
Орнан в полдень (View of Ornans) Мадам Огюст Кук (Матильда Деспорте (Madame Auguste Cuoq (Mathilde Desportes, 1827-1910)
Молодые сельские дамы (Young Ladies of the Village)
Спящая пряха (La fileuse endormie) Луи Гюймар в роли Роберта-Дьявола (Louis Gueymard as Robert le Diable)
Большие дубы у края воды, Порт-Берто (Grands Chenes, bords de l’eau, Port-Berteau) Источник (The Source)
Парк Рошемон (Le Parc de Rochemont)
Женщина с попугаем (Woman with a Parrot)
Джо, прекрасная ирландка (Джоанна Хиффернан) (Jo, La Belle Irlandaise)

И в заключении я хочу показать вам картину Гюстава Курбе, которая сделала имя художника не просто широко известным… Это был скандал. Скандал, который пережил художника и который продолжается до сегодняшнего дня.

Эту картину не показывали публике до 1988 года. Сейчас эта работа Gustave Courbet экспонируется в бруклинском музее (Нью-Йорк) за бронированным стеклом и под постоянной охраной – у картины буквально стоит пост.

Эта картина была написана на заказ одним турецким дипломатом для личной коллекции. Однако, дипломат очень скоро обанкротился, коллекцию продают с молотка и… В общем, публика очень скоро узнала и про наличие картины, и про её автора.

Любители живописи уже поняли, что я рассказываю про полотно Гюстав Курбе

Происхождение мира

Картина не зря признана скандальной. Прежде, чем перелистнуть слайд, прошу Вас прочитать: Мне уже исполнилось 18 лет и я не впадаю в истерику от реалистической живописи в стиле НЮ .

Имя этого художника-реалиста, наделенного немалым дарованием, прочно вошло в анналы изобразительного искусства Европы. Его творчество ненавидели, и даже в настоящее время зарубежные критики частенько умаляют значение его полотен и стараются предать их забвению. Александр Дюма-сын злобно высказался об авторе, который эпатировал публику XIX века своими взглядами на искусство: "От какого же чудовища произошел этот у...док? В какой навозной куче произросла эта волосатая утроба, притворяющаяся человеком?"

Рассмотрим биографию и творчество этого удивительного мастера, который вызывал в обществе столь бурные эмоции.

Гюстав Курбе: биография

Талантливый художник родился в 1819 году в маленькой деревушке во Франции, и жизнь его совпала с невероятно важными событиями в истории страны. Его отец, зажиточный фермер, мечтал, чтобы сын стал успешным юристом, и отправил учиться в колледж в Безансоне, где юноша по собственной воле начал обучаться живописи.

По достижении двадцати лет молодой человек отправляется в Париж, где посещает разные художественные мастерские и любуется произведениями в Лувре, но не занимается юриспруденцией. Юный Gustave Courbet реально оценивает свой достаточно скромный багаж знаний и пытается понять все тайны живописи. Позабывший о том, что его родители отправили в столицу Франции изучать право, он целиком отдается искусству. Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: "Не имея постоянных учителей, я всему научился сам". Мечтательный юноша заворожен творчеством Делакруа и Энгра, Рембрандта, Караваджо и Тициана. Поначалу он копирует великие полотна мастеров, но понимает, что одного таланта недостаточно, для того чтобы стать знаменитым живописцем.

Осуществивший мечты о славе и признании

Необходимо было выставлять свои произведения на художественных выставках, а работы для них отбирало специальное жюри. Показать обществу свои картины на них означало славу и признание для творца, и с 1841 года Курбе Гюстав ежегодно отсылает в приемную комиссию полотна, но удача улыбнется ему лишь через несколько лет, а работу "Курбе с черной собакой" наконец-то отмечают критики. Остальные произведения отборочная комиссия отвергает, и художник тяжело переживает неудачи.

После революции Франция становится республикой, а перемены политического строя влекут за собой изменения в обществе. Жюри художественного салона упразднили, чем не преминул воспользоваться Гюстав Курбе, картины которого наконец-то заметили, и о мастере заговорили, однако не в хвалебном ключе.

Эпатажные полотна

Утонченная публика привыкла видеть на полотнах красивые лица в шикарных интерьерах, а художник впервые изобразил грубоватых провинциалов на мрачном фоне, поэтому неудивительно, что общество не приняло эпатажные произведения мастера. Однако у Курбе нашлись последователи и почитатели его таланта, объявившие Гюстава основателем нового стиля в искусстве - реализма.

Революционер, получивший признание

Художник зачитывается книгами писателей-утопистов и считает себя анархистом-социалистом, что привлекает внимание общества. Талантливый живописец, который очень хочет добиться признания и внимания, даже объявляет себя республиканцем и революционером до мозга костей. Как считают исследователи творчества Курбе, он выбрал очень правильное время для такого заявления.

Когда республику сменила империя, а к власти пришел Наполеон III, расцвет славы художника достиг своего апогея. Император не жаловал революционеров, а отказы выставить произведения на выставках, которые получал Курбе Гюстав, он выдавал за преследование по политическим мотивам. Публика, наслышанная об опальных творениях, жаждала их увидеть, чтобы составить свое мнение.

Большой скандал, связанный с творчеством художника-реалиста, разразился в 1853 году. Курбе выставил эпатажное произведение "Купальщицы", возмутившее достопочтенную публику. Императорская чета посчитала оскорбительным полотно, на котором изображена полная обнаженная женщина, повернувшаяся к зрителю спиной. Работа тут же нашла своих почитателей и ненавистников.

Антивыставка реализма

К тому времени художник Гюстав Курбе стал знаменит, а ему покровительствовал богатый меценат, на средства которого был выстроен "Павильон реализма", где творец выставил свои произведения. Это была своеобразная антивыставка, на которой публика познакомилась с 40 новыми и старыми полотнами живописца. Павильон с произведениями, написанными в стиле реализма, пользовался популярностью не только у обывателей, но и критиков.

Трагедия, подкосившая живописца

Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.

Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.

"Курбетист"

Реализм свободолюбивого художника связан с революционными событиями, происходившими в стране. Считается, что так Курбе Гюстав отреагировал на волнения во Франции. Народные мятежи поспособствовали тому, что родился "новый" мастер, произведениям которого суждена мировая слава. Несмотря на то что Гюстав опирается на достижения гениальных творцов прошлых эпох, художник вырабатывает собственный стиль и гордо называет себя "курбетистом".

Мрачный реалист Гюстав Курбе

Картина "Дробильщики камней", созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс. Ее автор поднимает в своем творчестве социальный вопрос, волновавший его на протяжении всей жизни. Художник рассматривает проблему крайней нищеты: старик дробит камень, а его юный помощник ссыпает щебень в одну кучу. Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. Уставших от монотонного труда людей разных возрастов Гюстав изобразил на мрачном фоне, ничем не оживленном. Темные краски так же унылы, как и среда, в которой живут мужчина и юноша, понимающие, что будущее не сулит им ничего хорошего.

Скандальная работа, выполненная в 1866 году

"Происхождение мира" - картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая признана самой скандальной работой в истории живописи. Долгое время она находилась в частных коллекциях, а в 90-х годах прошлого века попала в парижский музей, где сейчас экспонируется под пуленепробиваемым стеклом. Автор изобразил голый женский торс, рассекретив то, что всегда оставалось скрытым. Неслучайно перед картиной испытывает смущение и современный зритель, многое уже повидавший.

Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Заметная округлость живота - указание на зарождение новой жизни. Автор словно смешивает понятия "порочность" и "плодородие", показывая без прикрас реальность. Курбе скрыл лицо своей героини, создав собирательный образ женщины, лежащей на белоснежной простыне. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Негодующая публика возмущается тем, что художник, стремившийся вывернуть человека наизнанку, отменяет все табуированные понятия и сознательно подглядывает за людьми в самые интимные их моменты.

Полотна мастера звучат словно пушечный выстрел в тишине. Зрители не хотят видеть реальность в произведениях искусства и не желают знать правду. А дерзкий Гюстав Курбе, творчество которого постоянно подвергалось критике, сознательно шел к тому, чтобы общество не забывало, что в мире существуют не только красота и счастье.

Имя Курбе значит для искусства XIX века не меньше, чем Рембрандта и Веласкеса для XVII столетия. Ведь он открыто провозгласил своим творческим методом реализм, являлся членом Парижской коммуны. Художник находился всегда в центре классовых битв, начиная с революции 1848 года. Да мог ли он быть вне этого? Курбе не руководил восстаниями, но его произведения вдохновлены теми, кто участвовал в них, – людьми труда. Он стал изображать их так, как некогда представляли лишь богов, мифологических героев, королей. Все было у него ново. Искусство Курбе ненавидели, как только можно ненавидеть бунтаря, или видели в нем знамя борьбы за лучшее будущее. Так воспринимается его живопись и поныне. Буржуазные критики умаляют значение произведений художника, стараются предать их забвению. Демократически настроенные авторы подчеркивают его новаторство.

Реализм Курбе – отклик на революционные события 1848 года. Нельзя и сравнить созданные им в 1849–1850 годах холсты «Похороны в Орнане» и «Дробильщики камня» с романтическими автопортретами, надуманными композициями, которые он исполнил до 1848 года. Характерно, что современники называли художника «сыном революции». Да и сам он соглашался с подобным мнением.

Демократизм Курбе воспитан с детства, в кругу семьи, среди людей провинции Франш-Конте, трудолюбивых и честных. Через всю жизнь он пронес любовь к родному городу Орнану. Часто возвращался туда, писал окрестности с мощными деревьями, пашнями и виноградниками, создавал портреты жителей. Большое влияние на него оказал дед – участник Великой французской революции, якобинец. Гюстав Курбе воспринял также идеи отца, либерала, сторонника революции 1830 года.

Прибыв в Париж, он зачитывается книгами, излагающими учения социалистов-утопистов, считает себя их последователем. В поздней автобиографической заметке художник прямо отмечает, что в течение десяти лет, вплоть до революции 1848 года, он ратовал за активную революцию. В социалистической газете «Права человека» появлялись статьи за его подписью. Воспринял выходец из Орнана и идеи известного социалиста Прудона, автора нашумевшей брошюры «Что есть собственность?», с которым впоследствии очень подружился. Воздействие на умонастроение юноши оказывали боевая поэзия Беранже, романы Бальзака и Жорж Санд. Свободолюбивый характер художника, нежелание считаться с нормами буржуазного «приличного» поведения создавали легенды, о «неистовом провинциале» говорили повсюду. Кафе, где бывал Курбе в кругу друзей – поэта Шарля Бодлера, критика Шанфлери и других, – стали называть «храмом реализма».

22 февраля 1848 года во Франции была провозглашена республика, которую художник страстно поддерживал. Вместе с Бодлером и Шанфлери он участвует в издании газеты «Общественное спасение», для которой делает рисунок, представляющий молодого знаменосца на баррикаде. Тогда же основывает социалистический клуб. Курбе суждено было увидеть, как жестоко было подавлено генералом Кавеньяком июльское восстание. Живописец угнетен увиденным. Опасаясь преследования властей, он уезжает в Орнан.


Революция способствовала рождению «нового» Курбе. Появился «мастер из Орнана», как его стали называть. Он воплощает на практике разработанные им принципы реализма.

Редкая работоспособность отличает художника. За краткий срок создан целый ряд произведений, трем из которых суждена мировая слава: «Послеобеденный отдых в Орнане», «Похороны в Орнане» и «Дробильщики камня». Их значение не умаляется даже среди таких шедевров французской школы, как «Клятва Горациев» Давида, «Плот «Медузы» Жерико и «Свобода на баррикадах» Делакруа. Курбе наследует великую традицию прогрессивного искусства Франции. В своих исканиях он опирался и на достижения выдающихся мастеров прошлого – Караваджо, Рембрандта, Веласкеса и Сурбарана. Он выработал совершенно новую манеру, что позволило ему сказать: «Я – курбетист!».

Вот картина «Послеобеденный отдых в Орнане». В темном сумраке кухни люди сидят около обеденного стола и слушают скрипача. Тусклый свет из верхнего, невидимого зрителю окна падает на белую скатерть. Позы сидящих свободны. Отец художника, позировавший для этой картины, изображен ближе к зрителю, со стаканом вина в руке. Напротив расположился сам автор, рядом – друг его детства. Играет на скрипке сын местного органиста. По сути дела, полотно – не только жанровая сцена, но и групповой портрет. Вот где пригодилось мастерство портретиста, приобретенное Курбе в Париже в сороковые годы! Вещь исполнена очень умело, фигуры виртуозно вылеплены цветом. Особенно удачно распределены свет и тень, которые чеканят пластику тел. Курбе близок эпический художественный язык.

Картина была выставлена в Салоне 1849 года, где привлекла всеобщее внимание. Делакруа прямо сказал о ее авторе: «Новатор, революционер!».


В следующем Салоне, открывшемся 30 декабря 1850 года, под номером 661 в каталоге значилась картина «Похороны в Орнане». Это гигантское полотно, соперничающее по размерам с фресковой композицией, было начато Курбе еще в 1849 году. Под серым небом, на фоне унылого плоскогорья движется похоронная процессия. Художник указывал, что это – портрет «светского» общества Орнана, где представлены мэр, кюре, судья, нотариус, сам автор, его отец, сестры, причетники, могильщик. Возможно, сцена представляет погребение деда художника. Об этом говорят и образы двух стариков в костюмах конца XVIII столетия, стоящих в центре картины. Сам Курбе называет их «стариками 1794 года», то есть участниками Великой французской революции, товарищами его деда. У одного из них вопрошающий жест. Он как бы задается вопросом, кто придет на смену уходящему поколению. Все лица в процессии отличает прозаизм выражения. Скорбь некоторых кажется притворной, кюре читает молитву чисто механически. Другие священнослужители, судя по их красным и ухмыляющимся лицам, пьяны. Естественными выглядят только дети.

Наследуя традиции «Ночного дозора» Рембрандта, художник умело создает образ толпы. Хотя люди по-разному реагируют на происходящее, в целом царит равнодушие. С комизмом обрисованы образы священнослужителей, стоит напомнить, что Курбе – атеист.

В сравнении с находящимися в залах Салона картинами полотно «Похороны в Орнане» выглядело крайне неожиданно. С точки зрения академической живописи картина Курбе «антикомпозиционна»: нет главных героев, перспективной глубины. В первоначальном наброске углем процессия вообще проходит мимо зрителя. Но потом художник решает сделать его «участником» происходящего. Поэтому фигуры людей написаны в рост. Процессия разворачивается по направлению к центру картины. Все участники увидены снизу вверх, равновеликими. Равноголовие – прием, знакомый по греческим рельефам, видимо, сознательно использован здесь Курбе. Единству композиционного строя соответствует и колорит – «траурный», выдержанный в оттенках черного и серого. Лишь изредка встречаются всплески красного, белого, синего и зеленого цветов.

Курбе писал картину в трудных условиях. Громадное полотно едва помещалось в небольшой, плохо освещенной мастерской. Был сделан только один набросок углем. Помогли в работе натурные портретные этюды. Возможно, в качестве подсобного материала мастер использовал лубочные гравюры, имевшие хождение в среде простых людей в качестве «изобразительной газеты». Глубоко национальные истоки картины несомненны.


Простота, лаконизм, глубокое раскрытие темы делают холст Курбе заметной вехой в истории искусства. Сам художник называл «Похороны в Орнане» исторической сценой. Он хотел сказать, что сюжет из современной жизни, показанный столь реалистически, достоин того же уважения, как и другие жанры, некогда считавшиеся возвышенными. Это произведение можно рассматривать как художественный документ эпохи. Один из современников, критик Кастаньяри, говорил, что картина показывает буржуазию как она есть – «во весь рост, с ее странностями, уродством и красотой».

Сюжет другого полотна – «Дробильщики камня», созданного в 1849 году, – был подсмотрен художником в действительности. Он отважился сделать темой картины крайнее выражение нищеты, «современное рабство», как скажет его друг Прудон. Старик дробит камень, мальчик с корзиной в руках ссыпает щебень в кучу. Бедна их одежда, изношены ботинки. Кожа лица и рук потемнела и загрубела от солнца и пыли. Унылый и однообразный труд словно усыпил их сознание.

Будущее ничего хорошего им не обещает. Потому Курбе и показывает людей двух возрастов. Колорит картины, как можно судить по репродукциям (произведение погибло в Дрездене в 1945 году), основан на едином коричневом тоне, который ничем не оживлен. Краски столь же унылы, как и среда, и люди.

Картины Курбе прозвучали, по словам современников, как пушечный выстрел. «Художник 1848 года», как он называл себя, поднял в своем искусстве социальный вопрос. В годы реакции казалось необычным, что сюжеты, немыслимые для «большого» искусства, стали излюбленными в его живописи. 2 декабря 1851 года республика пала. И что же? Посетителям Салона напоминают о том, о чем они не хотят знать, не хотят помнить. Это же дерзость! Курбе сознательно шел к этому. Он считал, что его картины должны стать выражением революционных принципов гуманистической живописи. В 1851 году он говорил: «Я социалист, демократ, республиканец, одним словом, сторонник всякой революции, сверх того, еще и реалист, то есть искренний друг подлинной правды».

Париж. Всемирная выставка 1855 года. Близ ее территории Курбе возводит павильон, названный им «Реализм». Дело в том, что жюри художественного отдела Всемирной выставки отказалось принять ряд его работ, делая ставку на таких мастеров, как Энгр и Делакруа, связанных с традициями романтизма. Реализм был чужд жюри, и оно согласилось выставить лишь несколько картин Курбе, отказавшись от произведений, которые он считал наиважнейшими. И вот мастер из Орнана устроил своего рода антивыставку, показав публике сорок старых и новых холстов. Главное внимание привлекло громадное, шесть метров в длину и четыре в высоту, полотно, названное «Мастерская художника». Впрочем, у него было и второе название – «Реальная аллегория». Что хотел сказать этим живописец? Разве аллегории, изображающие отвлеченные понятия, – реальны? Очевидно, он не стремился отказаться от изображения реальности и не хотел уйти в мир условных образов, порожденных мифологией древних. Мастер осмыслил большой жизненный материал, связанный с творческой практикой. Подобное обобщение было названо им аллегорией, смысл которой принципиально отличался от аллегорий классицистической живописи.


Тридцать персонажей картины рассказывают, как пояснил Курбе, «моральную и физическую историю его мастерской». Поэтому второе название этого произведения звучит полнее: «Реальная аллегория, определяющая семилетний период моей артистической карьеры». Но этот семилетний отрезок жизни художника открывает 1848 год. Революция оказалась решающей в развитии Курбе. Учитывая, что павильон, где демонстрировалось полотно, назывался «Реализм», можно сказать, что он решил обнародовать свое представление о путях создания реалистической картины. В предисловии к каталогу своей выставки живописец отмечал не только важность проявления «индивидуальности в отношении к традициям», но и требования создавать «живое искусство». «Нет других учителей, кроме природы!» – восклицает он.

Композиция полотна делится на три части, каждая из которых в известной степени самостоятельна, но все связаны смысловым единством. Мастерская художника, где стоит мольберт с картиной, видны живописные принадлежности, а на стенах висят произведения самого хозяина, полна людей. Этот интерьер показывает своеобразную автобиографию художника в красках. В центре Курбе изобразил себя, уверенного и гордого. Он пишет пейзаж. Вид местности как будто знаком – это родные места художника в Франш-Конте. А ведь основа его творческого метода – работа непосредственно с натуры. В чем же дело? Пейзаж символизирует природу – ей одной поклонялся художник. Рядом с ним обнаженная фигура натурщицы с красивой розовой драпировкой, волнами спадающей на пол: это своего рода «муза» реализма. За работой следит деревенский мальчуган – олицетворение непосредственного восприятия прекрасного. За мольбертом виден манекен, представляющий святого Себастьяна. То, что он показан в тени, конечно, не случайно: фигура святого со всей очевидностью означает традиции академического искусства.

Курбе решительно против них, и это ясно читается в картине. Рядом с манекеном газета, на которой лежит череп – обычный атрибут мастерских художников, необходимый для изучения анатомии. Но то, что он лежит на газете, не случайно. Буржуазная печать того времени являлась, по меткому выражению О. Бальзака, «кладбищами идей».

По сторонам холста представлены две группы. Это, как говорил сам автор, «мои друзья: труженики и любители искусства». Справа – конкретные образы, большинство из них портретны. Тут зритель может увидеть Бодлера, олицетворяющего поэзию, Прудона – «дух философии», Шанфлери – художественного критика, защищавшего реализм в прессе, коллекционера Брюаса. Виден расположившийся на полу рисующий мальчик. Это будущее искусства. Итак, справа господствует творчество, тишина, мир раздумий.


Иное в противоположной части картины, где даны символы нищеты, богатства, труда, религии. Как подчеркивал сам Курбе, он изобразил эксплуатируемых и эксплуататоров. Все они – охотник, фермер, рабочий с женой, торговец тканями, бедная ирландка с ребенком – представлены в характерных позах. Их жесты разнообразны, характерны. Но фигуры связаны между собой меньше, чем в правой части картины, словно каждый персонаж живет самостоятельной жизнью. Возможно, что у многих были реальные прототипы. Так, в двух образах угадываются черты критика Теофиля Сильвестра и революционера Гарибальди. Они олицетворяют активную жизнь, имеющую социальное значение, судьбой их должен интересоваться художник-реалист.

Картина была написана быстро, за четыре месяца. Внутренне художник готовился к ней дольше. Помогла необходимость уточнить собственные позиции, проложить путь к реализму. Курбе помогли предшествующие работы, портреты Бодлера, Шанфлери, Брюаса, наброски со своих земляков. Как многие художники своего времени, он использовал фотографию. С ее помощью была, например, написана обнаженная натурщица.

Курбе понимал, что холст «Мастерская художника» вызовет много споров, и говорил: «Людям, которые пожелают судить обо всем этом, будет довольно много работы». Мастер смело ввел зрителя в круг своих художественных исканий. Этой композиции, обобщившей так много мыслей и чувств художника, провозгласившей в большой эпической форме новаторский метод, предшествовали и другие работы. В их числе стоит назвать «Купальщиц», вызвавших скандал в Салоне 1853 года, и «Встречу», выставленную через год. В «Купальщицах» Курбе нарочито избегает всякой идеализации, изображая на холсте обнаженную фигуру женщины среди деревьев. Полотно «Встреча» имеет и другое название – «Здравствуйте, господин Курбе!». Оно представляет художника, которого встречает хороший знакомый, коллекционер Брюас. Обе вещи были показаны вместе с «Мастерской» и «Похоронами в Орнане» в 1855 году.

Павильон «Реализм» приковал внимание публики и критики. Отзывы прессы лишь упрочили репутацию художника, представлявшую собой смесь «скандала и славы». Главное же, что реализм стал популярен, о нем говорили, спорили...


После выставки Курбе уехал в Орнан и вскоре написал картину «Девушки на берегу Сены», где показал модно одетых женщин, отдыхающих в тени густых деревьев. В композиции «Возвращение с приходской конференции» мастер критически, почти карикатурно представил нравы священнослужителей, опираясь на традиции народных лубков. Картина эта, конечно, не была принята в Салон за ее острый антиклерикальный характер, впоследствии ее купил ревностный католик специально для того, чтобы уничтожить.

К 1860–м годам ситуация в искусстве Франции решительно меняется. Пришло новое поколение мастеров, во главе которых стояли Мане и Уистлер. В 1863 году жюри Салона отвергло так много картин, что правительство решило показать их на специальной экспозиции. Там выставились многие будущие новаторы.

Курбе внимательно следил за развитием искусства. Имя его – синоним решительного переворота в художественных вкусах. В 1867 году он вновь открывает отдельный павильон. Картины художника экспонируются в разных городах Европы – в Брюсселе, Антверпене, Генте, Мюнхене. У него появляются последователи – немецкий художник Вильгельм Лейбль, венгерский – Михай Мункачи, бельгийский – Шарль де Гру. Искусство мастера заметно меняется, не все смогли понять эти перемены, многие прошлые соратники и друзья отворачивались от Курбе. Но это не удручает его. Он пишет натюрморты, фигуры обнаженных, пейзажи, охотничьи сцены.

Война с Пруссией осложнила политическую обстановку во Франции, в предгрозовом воздухе которой чувствовалась близость революции. 16 марта 1871 года в Париже вспыхнуло восстание. Реакционные министры бежали в Версаль. 28 марта была провозглашена Коммуна. Курбе избран ее членом. Его убеждения несколько расплывчаты: следуя мелкобуржуазному социализму Прудона, он требует свободы развития общества, выступая против влияния государственной власти. Однако наивный «анархизм» не помешал ему активно участвовать в деятельности Коммуны. Вместе с критиком Бюрти он вошел в комиссию, контролировавшую деятельность «морально скомпрометированных» музейных чиновников. Он был против вывоза художественных сокровищ из столицы, призывал оберегать достояние республики. Его активность в то время удивительна. Он трудился на благо общества по двенадцать часов в сутки не только как член Коммуны, но и в качестве делегата в мэрии. По его инициативе создается Федерация парижских художников, объединившая четыреста членов. Курбе – ее президент. Он обращается к немецким солдатам и художникам, призывая их к братству и миру. Художник понимал, что настоящие враги – французские реакционеры, собравшиеся в Версале. Он присутствовал на заседании Коммуны в тот день, когда в город ворвались версальцы. Их террор был ужасен: людей расстреливали во дворах, на улицах.


После поражения Коммуны Курбе некоторое время скрывался у друзей, но был арестован и заключен в тюрьму. Альбом с рисунками показывает страшные сцены, которые он наблюдал. Особенно впечатляет набросок «Расстрел». Когда художника в ожидании суда содержали в тюрьме Сен-Пелажи, он вновь обратился к краскам. Во время семидесяти двух дней Коммуны ему некогда было заниматься живописью. Да и вообще за этот краткий срок мало кто из художников смог откликнуться на события. Были созданы только карикатуры и плакаты. Теперь Курбе берется за кисти. Он пишет автопортрет. Больной, исхудалый художник сидит на подоконнике камеры. За решеткой окна виден двор с чахлыми деревьями. Лицо его печально, темно-коричневая одежда арестанта подчеркивает общее сумрачное настроение. На двери камеры Курбе написал натюрморт с цветами – то, что он мечтал бы увидеть. Вскоре состоялся суд. Курбе был приговорен к шести месяцам заключения и, главное, громадному штрафу, так как его обвинили в организации сноса Вандомской колонны. Таких денег у художника не могло быть. Это был коварный ход его врагов, за неуплату штрафа Курбе подлежал заключению в долговую тюрьму. Картины его конфисковали, мастерская в Орнане погибла, о том, чтобы выставляться, не могло быть и речи.

Разбитый и больной Курбе некоторое время живет у родственников в Орнане. Правительство настаивало, чтобы художник восстановил Вандомскую колонну за свой счет. Перед Курбе оставался один выход – бежать. И он, как некогда Луи Давид, художник Великой французской революции, покидает пределы родины, уезжает в Швейцарию. Живет в кругу бывших коммунаров, принявших его как своего. Силы оставляют мастера: лишь изредка он берется за кисти, пишет пейзажи. Один из них – «Хижина в горах» – хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

31 декабря 1877 года Курбе не стало. Прах художника был перенесен на родину только в 1919 году. Это был запоздалый акт признания. Имя Курбе прочно вошло в историю французской художественной культуры, более того – мирового искусства. Он подготовил почву, на которой выросла новая живопись. Традиции его реализма оплодотворили передовое, демократическое искусство многих стран.

Гражданство:

Франция Франция

Стиль: Работы на Викискладе

Жан Дезире́ Гюста́в Курбе́ (фр. Jean Désiré Gustave Courbet ; 10 июня , Орнан - 31 декабря , Ла-Тур-де-Пельз , Во , Швейцария) - французский живописец, пейзажист , жанрист и портретист . Считается одним из завершителей романтизма и основателей реализма в живописи. Один из крупнейших художников Франции на протяжении XIX века, ключевая фигура французского реализма.

Биография

Гюстав Курбе родился в 1819 году в Орнане, городке с населением около трёх тысяч человек, расположенным во Франш-Конте , в 25 км от Безансона , около швейцарской границы. Его отец, Режис Курбе, владел виноградниками около Орнана. В 1831 году будущий художник начал посещать семинарию в Орнане . Утверждается, что его поведение столь контрастировало с тем, что ожидалось от семинариста, что никто не брался отпускать ему грехи (см. также ). Так или иначе, в 1837 году по настоянию отца Курбе поступил в Collège Royal в Безансоне, что, как надеялся его отец, должно было подготовить его к дальнейшему юридическому образованию. Одновременно с обучением в коллеже , Курбе посещал занятия в Академии , где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло , ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида .

В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи все ещё был академизм , и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. Так, в 1847 году все три работы Курбе, представленные в Салон, были отвергнуты жюри. Более того, в этом году жюри Салона отвергло работы большого числа известных художников, включая Эжена Делакруа , Домье и Теодора Руссо , так что они вынашивали планы о создании собственной выставочной галереи. Планы не осуществились из-за начавшейся революции . В результате в 1848 году году все семь работ Курбе, представленных жюри, были выставлены в Салоне, но ему не удалось продать ни одну картину.

При уме и значительном таланте художника, его натурализм , приправленный, в жанровых картинах, социалистической тенденцией, вызвал много шума в артистических и литературных кругах и приобрёл ему немало врагов (к ним относился Александр Дюма-сын), хотя также и массу приверженцев, к числу которых принадлежал известный писатель и теоретик анархизма Прудон .

В конце концов, Курбе стал главой реалистической школы, возникшей во Франции и распространившейся оттуда в другие страны, особенно в Бельгию . Уровень его неприязни к прочим художникам дошёл до того, что в течение нескольких лет он не участвовал в парижских салонах, а на всемирных выставках устраивал из своих произведений особые выставки, в отдельных помещениях. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне , управлял при ней общественными музеями, был комиссаром по культуре и руководил низвержением Вандомской колонны .

После падения Коммуны, отсидел, по приговору суда, полгода в тюрьме; позже был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило его удалиться в Швейцарию , где он и умер в нищете в 1877 году .

Творчество

Курбе неоднократно на протяжении всей жизни отзывался о себе как о реалисте: «Живопись заключается в представлении вещей, которые художник может увидеть и коснуться… Я твёрдо придерживаюсь взглядов, что живопись - предельно конкретное искусство и может заключаться лишь в изображении реальных, данных нам вещей… Это совершенно физический язык» .

Наиболее интересные из произведений Курбе: «Похороны в Орнане » (в музее Орсе), собственный портрет, «Косули у ручья», «Драка оленей», «Волна» (все четыре - в Лувре , в Париже), «Послеобеденное кофе в Орнане» (в Лилльском музее), «Разбиватели шоссейного камня» («Дробильщики камня») (хранилась в Дрезденской галерее и погибла в ), «Пожар» (картина, в связи своей антиправительственной темой, уничтоженная полицией), «Деревенские священники, возвращающиеся с товарищеской пирушки» (едкая сатира на духовенство), «Купальщицы», «Женщина с попугаем », «Вход в долину Пюи-Нуар», «Ораньонская скала», «Олень у воды» (в Марсельском музее) и многие пейзажи («Порыв ветра» и др.), в которых талант художника выражался ярче и полнее всего. Курбе - автор нескольких скандальных, не выставлявшихся, но известных современникам эротических картин («Происхождение мира », «Спящие » и др.); это также органично вписывалось в его концепцию натурализма .

Галерея

    Selbstbildnis mit schwarzem Hund.jpg

    «Автопортрет с чёрной собакой», 1842 г.

    Courbet LAtelier du peintre.jpg

    «Мастерская художника», 1855 г.

Напишите отзыв о статье "Курбе, Гюстав"

Примечания

Источники

Ссылки

Отрывок, характеризующий Курбе, Гюстав

Приняв командование над армиями, Кутузов вспомнил о князе Андрее и послал ему приказание прибыть в главную квартиру.
Князь Андрей приехал в Царево Займище в тот самый день и в то самое время дня, когда Кутузов делал первый смотр войскам. Князь Андрей остановился в деревне у дома священника, у которого стоял экипаж главнокомандующего, и сел на лавочке у ворот, ожидая светлейшего, как все называли теперь Кутузова. На поле за деревней слышны были то звуки полковой музыки, то рев огромного количества голосов, кричавших «ура!новому главнокомандующему. Тут же у ворот, шагах в десяти от князя Андрея, пользуясь отсутствием князя и прекрасной погодой, стояли два денщика, курьер и дворецкий. Черноватый, обросший усами и бакенбардами, маленький гусарский подполковник подъехал к воротам и, взглянув на князя Андрея, спросил: здесь ли стоит светлейший и скоро ли он будет?
Князь Андрей сказал, что он не принадлежит к штабу светлейшего и тоже приезжий. Гусарский подполковник обратился к нарядному денщику, и денщик главнокомандующего сказал ему с той особенной презрительностью, с которой говорят денщики главнокомандующих с офицерами:
– Что, светлейший? Должно быть, сейчас будет. Вам что?
Гусарский подполковник усмехнулся в усы на тон денщика, слез с лошади, отдал ее вестовому и подошел к Болконскому, слегка поклонившись ему. Болконский посторонился на лавке. Гусарский подполковник сел подле него.
– Тоже дожидаетесь главнокомандующего? – заговорил гусарский подполковник. – Говог"ят, всем доступен, слава богу. А то с колбасниками беда! Недаг"ом Ег"молов в немцы пг"осился. Тепег"ь авось и г"усским говог"ить можно будет. А то чег"т знает что делали. Все отступали, все отступали. Вы делали поход? – спросил он.
– Имел удовольствие, – отвечал князь Андрей, – не только участвовать в отступлении, но и потерять в этом отступлении все, что имел дорогого, не говоря об именьях и родном доме… отца, который умер с горя. Я смоленский.
– А?.. Вы князь Болконский? Очень г"ад познакомиться: подполковник Денисов, более известный под именем Васьки, – сказал Денисов, пожимая руку князя Андрея и с особенно добрым вниманием вглядываясь в лицо Болконского. – Да, я слышал, – сказал он с сочувствием и, помолчав немного, продолжал: – Вот и скифская война. Это все хог"ошо, только не для тех, кто своими боками отдувается. А вы – князь Андг"ей Болконский? – Он покачал головой. – Очень г"ад, князь, очень г"ад познакомиться, – прибавил он опять с грустной улыбкой, пожимая ему руку.
Князь Андрей знал Денисова по рассказам Наташи о ее первом женихе. Это воспоминанье и сладко и больно перенесло его теперь к тем болезненным ощущениям, о которых он последнее время давно уже не думал, но которые все таки были в его душе. В последнее время столько других и таких серьезных впечатлений, как оставление Смоленска, его приезд в Лысые Горы, недавнее известно о смерти отца, – столько ощущений было испытано им, что эти воспоминания уже давно не приходили ему и, когда пришли, далеко не подействовали на него с прежней силой. И для Денисова тот ряд воспоминаний, которые вызвало имя Болконского, было далекое, поэтическое прошедшее, когда он, после ужина и пения Наташи, сам не зная как, сделал предложение пятнадцатилетней девочке. Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его. Это был план кампании, который он придумал, служа во время отступления на аванпостах. Он представлял этот план Барклаю де Толли и теперь намерен был представить его Кутузову. План основывался на том, что операционная линия французов слишком растянута и что вместо того, или вместе с тем, чтобы действовать с фронта, загораживая дорогу французам, нужно было действовать на их сообщения. Он начал разъяснять свой план князю Андрею.
– Они не могут удержать всей этой линии. Это невозможно, я отвечаю, что пг"ог"ву их; дайте мне пятьсот человек, я г"азог"ву их, это вег"но! Одна система – паг"тизанская.
Денисов встал и, делая жесты, излагал свой план Болконскому. В средине его изложения крики армии, более нескладные, более распространенные и сливающиеся с музыкой и песнями, послышались на месте смотра. На деревне послышался топот и крики.
– Сам едет, – крикнул казак, стоявший у ворот, – едет! Болконский и Денисов подвинулись к воротам, у которых стояла кучка солдат (почетный караул), и увидали подвигавшегося по улице Кутузова, верхом на невысокой гнедой лошадке. Огромная свита генералов ехала за ним. Барклай ехал почти рядом; толпа офицеров бежала за ними и вокруг них и кричала «ура!».
Вперед его во двор проскакали адъютанты. Кутузов, нетерпеливо подталкивая свою лошадь, плывшую иноходью под его тяжестью, и беспрестанно кивая головой, прикладывал руку к бедой кавалергардской (с красным околышем и без козырька) фуражке, которая была на нем. Подъехав к почетному караулу молодцов гренадеров, большей частью кавалеров, отдававших ему честь, он с минуту молча, внимательно посмотрел на них начальническим упорным взглядом и обернулся к толпе генералов и офицеров, стоявших вокруг него. Лицо его вдруг приняло тонкое выражение; он вздернул плечами с жестом недоумения.
– И с такими молодцами всё отступать и отступать! – сказал он. – Ну, до свиданья, генерал, – прибавил он и тронул лошадь в ворота мимо князя Андрея и Денисова.
– Ура! ура! ура! – кричали сзади его.
С тех пор как не видал его князь Андрей, Кутузов еще потолстел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомые ему белый глаз, и рана, и выражение усталости в его лице и фигуре были те же. Он был одет в мундирный сюртук (плеть на тонком ремне висела через плечо) и в белой кавалергардской фуражке. Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке.
– Фю… фю… фю… – засвистал он чуть слышно, въезжая на двор. На лице его выражалась радость успокоения человека, намеревающегося отдохнуть после представительства. Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддерживавшим его.
Он оправился, оглянулся своими сощуренными глазами и, взглянув на князя Андрея, видимо, не узнав его, зашагал своей ныряющей походкой к крыльцу.
– Фю… фю… фю, – просвистал он и опять оглянулся на князя Андрея. Впечатление лица князя Андрея только после нескольких секунд (как это часто бывает у стариков) связалось с воспоминанием о его личности.
– А, здравствуй, князь, здравствуй, голубчик, пойдем… – устало проговорил он, оглядываясь, и тяжело вошел на скрипящее под его тяжестью крыльцо. Он расстегнулся и сел на лавочку, стоявшую на крыльце.
– Ну, что отец?
– Вчера получил известие о его кончине, – коротко сказал князь Андрей.
Кутузов испуганно открытыми глазами посмотрел на князя Андрея, потом снял фуражку и перекрестился: «Царство ему небесное! Да будет воля божия над всеми нами!Он тяжело, всей грудью вздохнул и помолчал. „Я его любил и уважал и сочувствую тебе всей душой“. Он обнял князя Андрея, прижал его к своей жирной груди и долго не отпускал от себя. Когда он отпустил его, князь Андрей увидал, что расплывшие губы Кутузова дрожали и на глазах были слезы. Он вздохнул и взялся обеими руками за лавку, чтобы встать.
– Пойдем, пойдем ко мне, поговорим, – сказал он; но в это время Денисов, так же мало робевший перед начальством, как и перед неприятелем, несмотря на то, что адъютанты у крыльца сердитым шепотом останавливали его, смело, стуча шпорами по ступенькам, вошел на крыльцо. Кутузов, оставив руки упертыми на лавку, недовольно смотрел на Денисова. Денисов, назвав себя, объявил, что имеет сообщить его светлости дело большой важности для блага отечества. Кутузов усталым взглядом стал смотреть на Денисова и досадливым жестом, приняв руки и сложив их на животе, повторил: «Для блага отечества? Ну что такое? Говори». Денисов покраснел, как девушка (так странно было видеть краску на этом усатом, старом и пьяном лице), и смело начал излагать свой план разрезания операционной линии неприятеля между Смоленском и Вязьмой. Денисов жил в этих краях и знал хорошо местность. План его казался несомненно хорошим, в особенности по той силе убеждения, которая была в его словах. Кутузов смотрел себе на ноги и изредка оглядывался на двор соседней избы, как будто он ждал чего то неприятного оттуда. Из избы, на которую он смотрел, действительно во время речи Денисова показался генерал с портфелем под мышкой.
– Что? – в середине изложения Денисова проговорил Кутузов. – Уже готовы?

«От какого чудовища мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником?» , – именно так эмоционально и злобно высказывался об этом мастере Александр Дюма-сын.

Гюстав Курбе (Gustave Courbet) эпатировал утонченную публику XIX века своими своеобразными творческими пристрастиями. Его взгляды на искусство вызывали отвращение, восхищение или негодование, но никого не оставляли равнодушными. К тому же поведение революционного художника тоже было далеким от идеала. А репутацию «шумного проказника» он приобрел в еще 1831 году, когда был школьником.

Интерес к рисованию в юном Курбе проснулся, благодаря «папаше» Боду, учителю мальчика. Но отец видел в сыне успешного юриста, поэтому почтительный сын, вняв родительским советам, усердно изучал право в Королевском колледже в Безансоне. При этом он не забывал уделять внимание искусству, изучая его в местной Академии. Но однажды окончательный выбор был сделан в пользу творчества, и Гюстав Курбе переехал в Париж, где начал осваивать ремесло.

Молодой человек был частым посетителем музеев, где старательно копировал работы известных живописцев. Правда, Гюстава сразу же глубоко разочаровали картины французской школы. Пренебрежительно взглянув на полотна, он дерзко заявил своим товарищам, что не стал бы художником, если бы истинная живопись заключалась только в таких работах.

Мастер хотел систематизировать свои знания и изучал произведения каждой художественной школы в строгой последовательности. Несколько позднее Курбе умело пользовался накопленными знаниями, за что друзья называли его «Курбе-проповедник». Однажды товарищи привели Гюстава в Люксембургский музей, поставили перед картиной и спросили его мнение о полотне. Дерзкий Курбе ответил:

«Я завтра бы сделал так же, если бы посмел»

Он был честолюбив и жаждал признания, для чего искал успешную тему и экспериментировал со стилями. Но результаты его опытов оказывались неудачными, и большинство предлагаемых работ было раскритиковано членами жюри Салона. Более сдержанную оценку судей получил только «Автопортрет с черной собакой», где художник изобразил себя сидящим около входа в грот Плезир-Фонтен. По левую сторону от Курбе лежали альбом для этюдов и трость, а по правую - черный спаниель.



Эту же картину Гюстав использовал в качестве черновика, опробовав на холсте новый инструмент для рисования. На заднем плане заметны несколько небрежных мазков, сделанных мастихином. Но даже «Автопортрет с черной собакой» не укрепил положения Гюстава Курбе, напротив, оно только ухудшилось после заключения брака с Виржинией Бине.

Но вскоре мастеру улыбнулась удача: один голландский торговец приобрел две готовые работы художника и пообещал сделать еще заказы, если Курбе приедет в Голландию. Мастер долго размышлял, принять окончательное решение ему помогли товарищи, среди которых были Шарль Бодлер, Пьер Прудон и другие молодые художники и писатели. Друзья собирались в кабачке, который между собой называли «Храмом реализма». Именно там они обсуждали идеи, которые легли в основу реалистичной манеры письма заносчивого Гюстава Курбе.

Критики откровенно плевали в сторону художника, карикатуристы были не прочь пародировать любые его произведения, а зрители приходили в ярость, когда мастер презентовал свои скандальные полотна. Острая реакция на реализм была обоснована двумя причинами: этот стиль казался опасным, потому что его активно поддерживали социалисты, а его эстетика противостояла академической манере, принятой в Салоне.

Художник относился к мнению общества с насмешкой и не без удовольствия декларировал свою оппозиционность существующему порядку:

«Я не только социалист, но также демократ и республиканец. Иными словами, я революционер до мозга костей»

Если классицисты изображали античных героев, а романтики отдавали предпочтение исключительным личностям в исключительных обстоятельствах, то реалисты, к которым себя причислял и Курбе, главной темой творчества делали своих современников и их повседневные заботы.



Гюстав изображал все настоящим и не признавал «украшательства». Например, в 1849 году была создана картина «Похороны в Орнане», где простые французы были изображены во весь рост на фоне исторической композиции. Фигуры заполняют собой практически все пространство, а жизненность сюжету придают безразличный вид участников обряда.

Особенно Курбе удавались женские портреты. Именно они вызывали наибольшее негодование высоконравственной части общества, которое было готово закидать камнями нахального художника. Так, в 1853 году немало шума наделала картина «Купальщицы». Эта работа – открытый протест против старых сюжетов и прежних концепций изображения человека «в чем мать родила».



Критики обвинили художника в том, что женщина на картине слишком реалистична, «забыв» о том, что, согласно канонам классицизма, девичьи очертания и формы – «принадлежность» исключительно мифических персонажей. В Салоне высказывались мнения, что даже крокодилы лишились бы аппетита, завидев такую пышную даму. Да и позы героинь картины тоже смущали зрителей. Например, в девушке с поднятой рукой увидели намек на Марию Магдалину, и такая сомнительная трактовка сразу же наложила на картину печать богохульства и кощунственного отношения к вере. В ход пошли даже откровенные и мелочные насмешки и придирки к тому, что на бедрах изображенной женщины не достаточно чистая накидка.

В 1854 году художник закончил реалистичную картину «Здравствуйте, господин Курбе!», которая стала сенсацией на Всемирной парижской выставке 1855 года. Тогда же художник был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, и после этого началось его открытое противостояние официальным кругам.



Отвергнутый Салоном, Гюстав организовал частную выставку в «Павильоне реализма». Курбе надеялся на восхищение публики и поддержку с ее стороны, но демарш едва окупил затраты на строительство помещения.
Но уже через два года была официально представлена картина «Девицы на берегу Сены», которая считается художественным выражением «моральных, психологических и социальных идей».



С этого времени начался творческий подъем Курбе, которого нельзя было сломить ни тюремным заключением, ни насмешками некомпетентной публики, ни проблемами с властями. Художник твердо следовал своей гражданской позиции и ратовал за реальное изображение действительности. Об этом он однажды сказал господину Делакруа:

«Как вы пишете ангелов, когда вы их видели? А если не видели, то как же можно их писать? Вот я пишу только то, что вижу»

mob_info