Ламбьель личная жизнь. Стефан ламбьель: мое поколение фигуристов себя исчерпало

– Стефан, давайте вернемся на несколько дней назад. Утро перед произвольной программой. Вы узнаете, что Евгений Плющенко снялся с соревнований из-за травмы. Можете передать свои ощущения в тот момент?

– С трудом, но попробую. Пустота. Я остался один. Дело в том, что мне нужен настоящий соперник. Такой, как Плющенко. Он для меня кумир. Если бы выступал Евгений, я бы откатался намного лучше. А с Брайаном Жубером соревноваться уже не так интересно. Не могу сказать, что я выступил совсем уж неудачно – все-таки два четверных прыжка я исполнил. Но психологически мне было невероятно трудно.

– Во время кульминации мужского турнира зал был практически забит до отказа. Сами понимаете, что зрители страстно желали стать чемпионом совсем не вам…

– Да, и это еще один фактор, который сильно меня беспокоил. Когда объявили о том, что Плющенко снялся, я так же, как и вы, услышал возмущенный гул. И жутко испугался, что после этого люди освистают и меня. Но потом увидел в руках у какого-то болельщика русский флаг с надписью Viva Lambiel. И понял, что могу понравиться публике. Мне кажется, у меня это получилось – зрители приняли мое выступление.

– Год назад на чемпионате мира в Дортмунде вы откатались не хуже, чем бронзовый медалист Штефан Линдеманн или даже серебряный – Жубер. Но на пьедестал не попали, что многие сочли большой ошибкой. Вам не кажется, что московская победа – в некотором роде компенсация за ту несправедливость?

– Наверное, так оно и есть. В мире фигурного катания все взаимосвязано. Хорошо, что я в Дортмунде стал четвертым, а не третьим. А то сидел бы здесь с серебром, а не с золотом…

– Если исходить из этой логики, не боитесь, что на Олимпиаде судьи отнесутся к вам как к человеку, уже получившему свой подарок?

– А чего бояться-то – что будет, то будет. В любом случае до Игр мне предстоит провести огромную работу. К примеру, улучшить тройной аксель, с которым я не справился здесь, в Москве. Еще быстрее вращаться. А ехать на Олимпиаду мне все-таки будет приятнее в звании чемпиона мира, чем без него.

Лучшие дня

– Кстати, насчет вращений. В мире Швейцария знаменита своими часами, сыром и шоколадом, а среди фанатов фигурного катания – феноменальными мастерами вращений на льду. Достаточно назвать такие имена, как Дениз Бильман, Люсинда Ру или, не сочтите за лесть, Стефан Ламбьель. Как это у вас так получается?

– А вы не догадываетесь? Объедимся лучшего в мире шоколада и давай вращаться… Если серьезно, то все дело, конечно, в работе. По крайней мере у меня. Не могу сказать, что мои вращения – дар свыше. Я им научился. И вообще посмотрите на «бильман» Ирины Слуцкой – она прекрасно научилась его делать. Значит, ничего невозможного здесь нет.

– Три года назад на чемпионате Европы в Лозанне вы стали главным открытием турнира именно благодаря вращениям. Но «знающие люди» сказали – без прыжков не быть парню чемпионом. Прыгать научились вы очень быстро – уже через два года. Не хотите кому-нибудь за это сказать спасибо?

– Хочу, и сами знаете кому (улыбается). Алексей Мишин, безусловно, мне очень помог. Заставил по-новому взглянуть на тренировки. Без помощи Мишина, конечно, мне бы не удалось так быстро подняться на вершину, но хочу заметить, что я и сам очень много работал. И мой постоянный тренер – Петер Грюттер – помог мне не меньше.

– В чем же конкретно состояла помощь Мишина? Техника или психология? Одевал ли он вас в свой знаменитый «жилет»?

– Нет, с Профессором я занимался без специальных приспособлений, которые, кстати, есть и у Грюттера. Мишин наносил «точечные удары» – сразу говорил, что я делаю не так, какие компоненты нужно исправить. У него фантастическое умение мгновенно видеть ошибки – мало у кого оно есть. Я доверял ему, как самому себе.

– Начало сезона выдалось для вас таким трудным – хоть караул кричи. Вы получили травму, рискнули сделать операцию, уходили от тренера и снова к нему возвращались…

– Насчет операции – у меня не было выбора. Я порвал мениск и кататься просто не мог. Поэтому пришлось оперировать. Потом поставил себе неудачную программу – под саундтрек из фильма «Шоу Трумана». Докатился до того, что сам стал чувствовать себя как герой этой картины. Пытался что-то поменять – ушел от тренера, но затем понял, что сделал ошибку и вернулся назад. К счастью, Грюттер согласился снова со мной работать. Мое настроение поменялось, и я решил сделать новую программу – под музыку из «Короля Артура». Она подходит мне намного больше.

– А как вообще попали в фигурное катание? В Швейцарии это все-таки не самый популярный вид спорта…

– Благодаря своей сестре. Она старше меня на три года. В детстве она занималась фигурным катанием, и однажды я сказал маме, что хочу делать то же самое. Мама, правда, вначале не согласилась – она видела меня великим хоккеистом, а не фигуристом. В ее представлении фигурное катание – вид спорта для девочек. Но я, как только надел «фигурки», понял, что никаким хоккеистом не буду. Обожаю творить, создавать спектакли, поэтому фигурное катание – мой вид спорта. И чемпионом мира я мечтал стать с детства. Много раз представлял себе, как с золотой медалью кланяюсь публике.

– Почему же тогда не выбрали балет? Там тоже есть и спектакли, и публика, и при этом не надо больно падать на лед.

– Падать на лед – не так и плохо. Это в некотором смысле освежает. А вообще, конечно, балет – это тоже здорово. Там тоже есть чувство полета, но на льду оно куда острее. Кстати, я побывал на экскурсии в Большом театре и сфотографировался с балеринами. Очень там понравилось.

– Необычная хореография – отличительная черта всех без исключения ваших программ. И, главное, ваши интерпретации всегда гармоничны. Откуда это у вас?

– Я просто слушаю музыку и потом ее дополняю. Например, моя первая яркая программа – под музыку Cirque du Soleil («Цирк Солнца». – «НИ») – была насыщена южными мотивами. Говорят, мне удалось их хорошо передать. Наверное, благодаря тому, что у меня мама португалка.

– О, так вы, наверное, болеете за сборную этой страны?

– По футболу – безусловно (смеется). Так вот, возвращаясь к хореографии, хочу сказать, что ее основа – сама жизнь. Я вдохновляюсь тем, что вижу каждый день вокруг себя. А затем, как настоящий художник, беру холст, краски и создаю на льду картину...

– У каждого художника есть Муза. А ваша Муза – не та ли фигуристка, с которой вы постоянно проводите время, яростно за нее болеете, кричите и размахиваете итальянским флагом?

– Ваш намек понятен (улыбается). Да, Каролина Костнер – моя муза. Она – мой жизненный ориентир. Но на мое творчество, кроме Каролины, влияют и друзья, и семья, и, как я уже сказал, все, что я вижу вокруг.

– Значит, сообщения швейцарской прессы о том, что в вашей личной жизни произошли кардинальные изменения, беспочвенны?

– Каролина была и остается моим лучшим другом. А насчет личной жизни – все-таки она потому и называется личной, что касается только меня.

Швейцария не считается ведущей страной фигурного катания, однако время от времени там появляются по-настоящему выдающиеся мастера одного из самых красивых видов спорта. Самым известным среди них считается Стефан Ламбьель, который восхищал ценителей фигурного катания своими фантастическими вращениями, дорожками шагов и пониманием музыки. Дважды он становился чемпионом мира, а в эпичной борьбе с Евгением Плющенко выигрывал серебро Олимпийских игр.

Восхождение Стефана

Стефан Ламбьель родился в городке Мартиньи, что в Швейцарии, в 1985 году. Фигурным катанием он стал заниматься в возрасте семи лет, причем произошло это совершенно случайно. Придя на тренировку своей старшей сестры, мальчик ради забавы стал на коньки и покатил по льду, пытаясь повторить движения профессионалов. Делал он это так здорово, что тренер предложил ему всерьез заниматься спортом.

Стефан Ламбьель стремительно прогрессировал - в двенадцать он выиграл юношеский чемпионат страны, а через несколько лет ему не было равны и среди взрослых фигуристов Швейцарии. Уже в то время его узнаваемой чертой стали безумно красивые вращения, которые он совершал на высокой скорости, в разных положениях и позициях.

С пятнадцати лет юный швейцарец выступает на чемпионатах мира и Европы, постепенно работая над своими прыжками и постепенно подтягиваясь к группе сильнейших фигуристов. В 2002 году он дебютировал на где вошел в двадцатку сильнейших.

Кумир

Звездный час Стефана Ламбьеля наступил в 2005 году, когда он в блестящем стиле выиграл чемпионат мира, проходивший в Москве, чем шокировал местную публику, которая привыкла к доминированию своих одиночников в фигурном катании. Это событие стало началом великого соперничества Ламбьеля и Евгения Плющенко, которое, к сожалению, продлилось всего несколько лет.

Стефан, по всеобщему признанию, обладал безупречными вращениями, лучше всех в мире выполнял дорожки шагов, постоянно импровизируя и придумывая что-то новое. Плющенко же был настоящим ледовым акробатом, способным совершать головокружительно сложные прыжки и каскады. Судьям было безумно сложно выбрать между лучшим артистом и лучшим спортсменом в таком субъективном виде спорта, как фигурное катание.

На года произошла решающая битва между ними, где сильнее оказался Евгений Плющенко. Стефан Ламбьель, фото которого украшали комнаты всех швейцарских девочек, не унывал и говорил, что это серебро для него равнозначно золоту. В отсутствие своего главного конкурента, который ушел из спорта, швейцарец выиграл чемпионат мира 2006 года, после чего взял паузу в своей карьере. Это решение он объяснял моральной усталостью и потерей стимулов к дальнейшим выступлениям на соревнованиях.

Уходы и возвращения

Стефан вернулся на лед, чтобы принять участие в чемпионате мира 2007 года. Здесь он стал только третьим, что не уменьшило степень любви и обожания фанатов швейцарского художника на льду. Тем не менее, уже выросло новое поколение фигуристов, которые катали безумно сложные программы и постепенно теснили Ламбьеля с пьедестала. В 2008 году он стал только пятым на мировом первенстве, после чего принял решение сменить наставника.

Новым тренером Стефана стал авторитетный специалист Виктор Петренко, который стал готовить его к сезону 2008-2009. Однако, неожиданно для всех, швейцарский фигурист в октябре 2008 года объявил о своем уходе из спорта, объясняя это травмой паха.

Узнав о том, что Евгений Плющенко решил вернуться в спорт для выступления на Олимпиаде 2010 года, Стефан тоже начал готовиться к главным стартам четырехлетия, чтобы еще раз сразиться со своим главным соперником.

Возвращение Ламбьеля стало одним из главным событий тех Игр. Он был все так же хорош и в упорной борьбе с молодыми, голодными до побед новичками занял четвертое место, после чего окончательно завершил свою спортивную карьеру.

Личная жизнь Стефана Ламбьеля

Швейцарский спортсмен много лет поддерживает теплые отношения с итальянской примой фигурного катания однако, по его словам, их связывает лишь прочная дружба. О своей частной жизни он не говорит из принципа, отстаивая свое право на личное пространство.

В мире большого спорта появляются новые таланты и великие мастера, которые стремительно достигают большого успеха за счет упорной работы и маленькой щепотки удачи. Героем нашей статьи будет прославленный фигурист из Швейцарии, движения которого приковывали зрителей со всего мира к экрану телевизора во время трансляции мировых соревнований. Но мало кто знает, что происходит за пределами ледового покрытия. Как сложилась личная жизнь Стефана Ламбьеля? В статье раскроем тайные страницы из жизни спортсмена.

Биография

Кто такой Стефан Ламбьель? Это прославленный фигурист, который смог добиться большого успеха на скользкой и холодной поверхности льда. Рост 175 сантиметров. На каток его привел случай, который изменил его жизнь. За его спиной множество наград и медалей, он неоднократно становился чемпионом мира и Европы, а также побеждал на зимних Олимпийских играх. Но, как из простого мальчугана вырос гарцующий лебедь, каждый взмах крыла которого завораживает. Чтобы разобраться в этом покопаемся немножко в прошлом.

Стефан появился на свет 2 апреля 1985 года в маленьком городке Мартинья, что находится в горной Швейцарии. Мама будущего дарования по происхождению из Португалии, в семье все говорили только на французском языке.


Когда исполнилось 7 лет, мальчик впервые встал на коньки и вышел на лед. Это знакомство прошло при довольно забавных обстоятельствах. У него есть старшая сестра, которая ходила на кружок по фигурному катанию. Однажды он вместе с мамой пошел встретить ее после занятий, но пришлось подождать. В этот момент он выпросил возможность прокатиться по льду. Именно с этой секунды, когда он оттолкнулся от бортика и поехал, молодой человек твердо решил связать жизнь с профессиональной карьерой фигуриста. Интересно то, что родители будущей звезды были далеки от спортивной жизни и не имели к ней прямого отношения.

После этого, Стефан начинает шаг за шагом учиться катанию, изначально он занимался вместе с сестрой, которую зовут Сильвия. Девушка стала его первым тренером в жизни. Но у нее не было нужного таланта и способностей, чтобы всерьез заняться спортом, поэтому она ушла с катка. Наш герой и не думал отчаиваться и сдаваться, с каждым днем его талант и мастерство только приумножалось, в итоге, в двенадцатилетнем возрасте он участвует в первых соревнованиях. В 1997 году наш герой получает первое место на чемпионате Швейцарии. Эта победа является отправной точкой для становления профессионального швейцарского фигуриста.


Брак с Каролиной Костнер

По поводу личной жизни нашего героя ходит множество слухов и догадок со стороны поклонников. Сам же фигурист старается сторониться вопросов по поводу своей жизни за пределами ледового покрытия. На текущее время у него нет жены, у спортсмена нет детей. Первые серьезные отношения, которые длительное время мусолили журналисты и СМИ происходили у Стефана с Каролиной Костнер. Она также посвятила свою жизнь фигурному катанию, причем предстает, как кумир и пример для молодого чемпиона. Итальянская спортсменка смогла стать чемпионкой мира, Европы и бронзовой медалисткой Олимпийских игр.


Встречаются молодые люди или нет, так и остается загадкой, но сам Ламбьель утверждает, что они только близкие друзья, не встречаются и не может быть намека на любовные чувства. Швейцарского фигуриста многое связывает с Россией, он часто посещает ее в рамках своего ледового шоу, которое организовал после ухода из профессионального спорта. Особое тепло у него вызывает Северная столица Санкт-Петербург.

Помимо катания по льду, у него есть множество увлечений, которыми занимается в свободное время. Стефан заядлый коллекционер, он собирает игрушечных божьих коровок и хранит все костюмы, в которых выступал на каждом соревновании. У него есть несколько хороших друзей среди русских спортсменов. В 2015 году его пригласили на свадьбу своего товарища Максима Транькова и Татьяны Волосожар. Молодые люди поженились прямо на крыше высотки с видом на московский Кремль.

Работа с Денисом Васильевым


В 2017 году наш герой активно занимается тренерской деятельностью и последним его подопечным стал фигурист из Латвии Денис Васильев. Сам Стефан счастлив работать с будущей звездой льда и пророчит ему успешное будущее. Совместная работа двух талантливых спортсменов уже принесла свои плоды, Денис уже успел заработать несколько лидирующих позиций на соревнованиях. Но итоговый результат на Олимпийских играх в Пхенчхане не принес положительного результата. Это ни капли не сломило тренера и его воспитанника. По словам Ламбьеля, поражение является бесценным опытом и в дальнейшем поможет исправить все ошибки.

Пара настолько приблизилась друг к другу, что СМИ и поклонники стали приписывать им нетрадиционные отношения. Пошли слухи, что Стефан по ориентации гей и между молодыми людьми вспыхнуло пламя страсти. Но это лишь бессмысленные догадки, фигуристы за пределами льда являются близкими друзьями.

Джонни Вейр – друг или соперник?


Двух этих фигуристов объединяет многое, начало спортивной карьеры и профессиональный рост. Оба молодых фигуриста смогли в короткие сроки добиться оглушительного успеха. Когда нашему герою исполнилось 23 года он отказался от прошлого тренера и отправился в Нью-Джерси заниматься к Змиевской и Петренко Виктору, чемпиону Олимпийских игр 1992 года. В это время у них занимался молодой и талантливый Вейр, которому на тот период было 24 года. Тренера привели его к бронзе на прошлом чемпионате мира.

Изначально Стефан и Петренко познакомились во время выступления на шоу в Японии. В Женеве все катки постоянно переполнены и не хватало пространство для выполнения новых элементов. Поэтому он попросился в Америку. В итоге два претендента на олимпийские медали работали на одном льду и воспитывались у одного тренера. В процессе не возникало споров или борьбы, царила дружба и здоровая конкуренция.

Фигурное катание


В 1997 году у Стефана было первое победное соревнование, после которого он примерял титул чемпиона Швейцарии. С этого момента карьера фигуриста пошла вверх бешенными темпами. Он отличался от остальных огромной скоростью и мастерством вращения. За короткое время он сумел завоевать любовь зрителей и похвалы от тренерского штата.

В 2004 году получает сертификат по прохождению курса биологии и химии. В 2005 на чемпионате мира в Москве парень получает заслуженное золото, что обеспечило ему проход в сборную на Олимпиаде в Турине 2006 года, где получил серебряную медаль в одиночном катании. Следующий год он пропускает из-за высокой усталости и пропаже интереса к занятию фигурным катанием. Но вскоре возвращается на первенство мира в Токио 2007, где занимает третье место.


16 октября 2008 года заявил, что прекращает профессиональную карьеру, причиной стала травма паха. После этого, проводит гастрольную жизнь в рамках ледовых шоу, где исполняет чувственный танец под мелодию из фильма «Ромео и Джульетта», песню «Не покидай меня».

В 2009 году происходит триумфальное возвращение, он планирует выступить на Олимпийских играх в Ванкувере. Стефан добывает одиночную лицензию на участие и получает четвертое место. В 2010 он соревнуется на кубке Европы, где получает серебро. С этого момента он покидает большой спорт и подается в творческую деятельность.

Все последующие годы проходят в гастролях и тренерской деятельности. Сам великий спортсмен неоднократно лестно отзывался о российских фигуристах, так, о Ягудине он сказал, что его выступление в Солт-Лейк-Сити дало мотивацию на всю дальнейшую карьеру. Также он был восхищен движениями на льду Елизаветы Туктамышевой на юношеской Олимпиаде в 2012 году.


Личная жизнь Стефана Ламбьеля находится за плотной завесой, никто не может сказать, как сложилась его отношения с противоположным полом. Фигурист отдал всю энергию на достижение чемпионства и великой славы, поэтому любовь и отношения еще впереди.

Очень люблю фигурное катание, в детстве сама отзанималась некоторое количество лет, потом из-за болезни бросила, долго не могла смотреть соревнования по телевизору, но это прошло. Теперь уже много лет смотрю и получаю невероятное удовольствие!
Стефан Ламбьель понравился сразу, влёт! Яркий, неординарный, безумно эмоциональный!


Стефан Ламбьель (фр. Stphane Lambiel; 2 апреля 1985, Мартиньи) - швейцарский фигурист, серебряный призёр Олимпийских игр в Турине в мужском одиночном катании, двукратный чемпион мира (2005 и 2006 год).

Родился в Мартиньи, Швейцария. Мать Стефана родом из Португалии. Родной язык - французский, также говорит на немецком, английском, португальском и немного на итальянском. Живёт в Швейцарии в городе Лозанна.

Среди своих интересов выделяет коллекционирование божьих коровок.

Ламбьель появился на международных соревнованиях с исключительными вращениями: многооборотными, на высокой скорости, с точной центровкой, и новыми необычными позициями (особенно в волчке и стоя).

В Москве на чемпионате мира 2005 года завоевал золотую медаль. На Олимпийских играх-2006 в Турине завоевал серебро, о котором сказал, что эта медаль для него дороже золота. В 2006 году в Калгари он повторил свой триумф, став двукратным чемпионом мира.

Стефан пропустил середину сезона 2006-2007 из-за «потери интереса» к фигурному катанию и общей усталости, но все же принял участие в чемпионате мира 2007 в Токио, где занял третье место. На чемпионате мира 2008 года стал только пятым.

Долгие годы тренировался у Петера Грюттера. В сезоне 2004-2005 Стефан попробовал сменить тренера, но в итоге вернулся обратно к Грюттеру. Стажировался у Алексея Мишина.

После окончания сезона 2007/2008 годов Стефан принял решение сменить тренера. Его наставником стал Виктор Петренко.

16 октября 2008 года Стефан Ламбьель созвал пресс-конференцию на которой объявил, что заканчивает любительскую спортивную карьеру в связи с травмой паха.

В дальнейшем, Стефан много гастролировал с различными ледовыми шоу. В июле 2009 года Ламбьель заявил что намерен вернуться в любительский спорт, чтобы принять участие в Олимпиаде в Ванкувере.

Первым турниром после возвращения для него стал «Nebelhorn Trophy», на котором предстояло квалифицироваться для участия в Олимпиаде, так как в отсутствие Ламбьеля швейцарские фигуристы на чемпионате мира 2009 добыть путевки на Игры не смогли. «Nebelhorn Trophy 2009» Ламбьель выиграл и тем самым завоевал для Швейцарии одну олимпийскую лицензию в мужском одиночном катании. В январе 2010 года Стефан принял участие в чемпионате Европы 2010, где стал серебряным призёром. В феврале 2010 года швейцарец выступил на Олимпийских играх в Ванкувере, где занял 4 место. Участия в последовавшем чемпионате мира Стефан не принял.

В настоящее время Стефан Ламбьель принял решение покинуть любительский спорт и выступает в различных шоу по всему миру. Кроме того, он планирует заняться постановками программ для фигуристов, например, будет ставить короткую программу на сезон 2010-2011 для Дайсукэ Такахаси и помогать в подготовке Флер Максвелл.

Несчастны, подлинно несчастны те люди, которые рассматривают фигурное катание исключительно как соревнования, где, знамо дело, главное – это количество оборотов и качество элементов. Баталии фигуристов уже давно стали чем-то большим, нежели просто спорт, превратившись в масштабный мировоззренческий спор с блэкджеком и шл культурологическими дискуссиями и раскрытием специфики внутреннего мира.

Фигурное катание дает нам уникальнейшую возможность услышать музыку Малера и Верди на федеральных телеканалах (и это даже будет не Культура!). Прокаты выдающихся фигуристов не только поражают воображение и дарят искренние эмоции; им по силам сподвигнуть нас самих на создание чего-то прекрасного. В современном мире, том самом мире, где подлинный талант все чаще ужасает обывателя, нежели вдохновляет его, любимый нами вид спорта – это неиссякаемый источник эстетического наслаждения, сдобренного адреналином и возможностью интерпретировать увиденное на все лады. А когда речь заходит о людях, которые дарят нам столь редкую возможность, очень трудно рассуждать о таких приземленных вещах, как справедливость/несправедливость оценок и отсутствие каких-либо титулов/званий.

Созерцая катание Ламбьеля, начинаешь размышлять совсем другими категориями…

Стефан всегда подходил к выбору музыки и постановке программ с предельной серьезностью. История швейцарского фигуриста тем и интересна, что является хроникой непрекращающегося развития. Без шуток, через программы Стефана можно проследить эволюцию его мировоззрения, путь от «обаятельного молодого человека с потрясающей пластикой» до одного из главных художественных талантов в истории спорта. Впрочем, восхищать Ламбьель умел уже в очень юном возрасте.

В контексте воплощения художественного образа Стефан – самый универсальный фигурист 21 века. Нельзя не отметить, что Ламбьель-спортсмен никогда не уступал в «разнообразии» Ламбьелю-человеку, тому самому – коллекционирующему божьих коровок и разговаривающему на пяти языках. Швейцарец – это тот редчайший случай, когда творец и спортсмен в масштабах одной личности не разрывают ее внутренними противоречиями, а возносят на самую вершину мастерства.

И он, надо сказать, в полной мере понимал, что обладает особенным даром. В нем не было напускной скромности: всегда отдавая должное своим соперникам, Стефан знал цену и себе самому. Без лишних расшаркиваний и рассюсю. Да и вообще, разве может зажатый и неуверенный в себе человек вот так танцевать фламенко?

Швейцарец, допустив в прокате ряд ошибок, умел заставить зрителя забыть об этом. Считать ли великим того или иного фигуриста – каждый решает сам для себя, основываясь на своих ощущениях. Но вот в вопросе распознавания в фигуристе великого артиста существуют закономерности. Так, если хореография и непосредственно постановка не теряют своего блеска при неудачном исполнении прыжковых элементов, перед вами, скорее всего, человек немалой художественной одаренности. Обилие грязи в прокатах таких людей никогда не сможет помешать им поднять зал и услышать восторженные возгласы.

Да, Стефан нередко ошибался, причем не только на прыжках (даже с вращений падал!), но все это является обязательным атрибутом любого, кто не позволяет лениться своей душе и своему телу. Цена ошибки в большом спорте просто чудовищно высока. В высшей степени чудовищно. Так или иначе, расплачиваясь за ошибки, спортсмен понимает, что менее шаткой лесенки, ведущей к самой вершине, еще никто не придумал.

Вместе с Ламбьелем-художником всегда старался развиваться Ламбьель-спортсмен.

Вышесказанное, я уверен, является наиболее важным из всего, что мы подмечали в швейцарском гении. Знаете, чего спорт никогда и никому не прощает? Победы на голом таланте без попытки усовершенствоваться при наличии такой возможности. Притчу о зарытом таланте все слышали – люди, которые получили дар, должны непременно развивать его до упора, во что бы то ни стало. Соревновательный мир переполнен историями расплаты за бездумную эксплуатацию таланта. Мы можем вспомнить провал Роналдиньо на главном турнире всей его карьеры или трагический финал эры Усэйна Болта, который, кажется, так и не удосужился пробежать сто метров в полную силу. А зачем? И без этого рекорды мутятся-медали крутятся. Мы лучше пафосно притормозим, поиграем на публику за сорок метров до финиша (хотя и это было крайне важным, пусть по другой причине). Суть историй проста – беспечные нахальные улыбки в мире большого спорта всегда сменяются плачем и скрежетом зубов.

А фигурное катание, которое, как уже было сказано, помимо несомненной соревновательной составляющей имеет и творческую сторону, не прощает невынужденную стагнацию в два раза более показательно, чем любой другой вид спорта. Ламбьель это понимал. И сделал все правильно.

Ламбьель никогда не пасовал перед трудностями. Про него нельзя сказать: «Зато какое компонентное катание, какие программы!». «Зато» – абсолютно лишнее слово, ведь техническая сторона катания швейцарца была чрезвычайно сильной! У него был стабильный четверной тулуп, прекрасные тройные прыжки, про вращения и дорожки, как мне кажется, вообще излишне заикаться (про роскошные вращения в принципе стараюсь говорить по минимуму, ибо на них Ламбьель не кончается – считаю, что странно сужать его гений прозвищем «Король вращений»). И, несмотря на традиционно сложное начало сезона, он всегда подходил в очень хорошей форме к главным стартам – за пятилетку 2003-2008 он ни разу не выпал из первой пятерки на Чемпионате мира.

Да, аксель в три с половиной оборота – это слабое место Стефана и главная причина отсутствия медали Игр в Ванкувере. Но он и здесь не сдавался до последнего. Разбивался об этот треклятый аксель, вставал, докатывал так, что поднимал зал. На следующий день, уже в произвольной, опять падал с акселя, опять вставал… И так вплоть до первого ухода из большого спорта в 2008 году. Что интересно, вне соревнований он прыгал его и после.

Именно нежелание Стефана останавливаться и упрощаться позволило ему заиметь в коллекции серебряную медаль Олимпиады. Ту самую медаль, которой так и не досталось извечному конкуренту швейцарца – Бриану Жуберу. Фигуристу выдающемуся, но почти всю свою карьеру прокатавшемуся под «Матрицу».

Вообще, пик карьеры Ламбьеля-спортсмена пришелся именно на олимпийский сезон 2005-2006. Если все самое эстетичное и утонченное было впереди, то в плане наград и прыжкового контента это был самый выдающийся отрезок. Серебро Игр и Чемпионата Европы, золото Финала Гран-при и Чемпионат мира, на котором Стефан выдал, по моему скромному мнению, свой самый лучший прокат в карьере…

Зебра в поиске солнца. Под Вивальди (так и хочется продолжить: «с утра, из мыльницы, теплая…»). Это звучит настолько же странно, насколько бесподобной получилась та программа. Чудный костюм, замечательно нарезанная музыка великого итальянца, до предела накаленная атмосфера, тройной аксель и два чистых четверных – в тот день все сложилось воедино. Мир увидел и технику швейцарца, и его артистизм, и его характер. Он защитил титул.

Пик Ламбьеля-артиста случился четырьмя годами позже, также в олимпийском сезоне. И «Телля», и «Травиату» вы, конечно же, хорошо помните. Отличные друг от друга, эти постановки соединяла воедино их идея, которая крайне легко считывалась, но оттого не становилась тривиальной. А с учетом того, что интерпретация музыки и артистизм в современном мужском одиночном – это, в первую очередь, умение «красиво отдохнуть» после очередного ультра-си, те программы Стефана и сейчас смотрятся очень наполненными и целостными.

Восхитительные программы не стали для гениального фигуриста очень счастливыми – он занял второе место на Чемпионате Европы и лишь четвертое на Играх в Ванкувере. Самые обидные места. Но по-настоящему обидно тогда было всем поклонникам фигурного катания, ведь Ламбьель уходил из спорта. Теперь уже окончательно.

P . S . Сезон 17-18 набирает обороты. Позади – этапы Гран-при и его непосредственный финал. Надеюсь, что осталась позади и столь несвоевременная череда травм. Впереди же – неимоверно нервозные национальные чемпионаты и Олимпиада, которая будет венчать все это безобразие. Каждый из нас, независимо от фанатских предпочтений, успеет понервничать, позавидовать и, конечно, попереживать за любимцев. Сейчас же я хочу предложить вам несколько минут истинного наслаждения. Хотя, многие, я уверен, и тут не смогут не распереживаться.

Аккомпанировать швейцарскому гению будет другой гений – автор великого гимна мужского коленопреклонения перед женщиной. Вы все это уже видели, да, но все же… Пересмотрите. Вспомните тех, кто покинул вас, когда вы молили остаться. Вспомните тех, от кого вы ушли, когда молили вас. Всем нам оказана великая честь – перед нами танцует ее величество вечность.

P.P.S. Никогда не гуглите «Lambiel in cat costume»

mob_info