Многообразие животных в природе. Тема

Тема . Разнообразие животных в природе

Цель . Продолжить формировать понятие «животные- живые организмы», предоставить учащимся объективную, соответствующую возрасту информацию о разнообразии животного мира, начать формировать понятие « насекомые», «земноводные», «рыбы», «пресмыкающиеся», « птицы», « звери», формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам.

Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, внимание,

устную речь.

Воспитывать и прививать заботливое отношение ко всему живому, умение чувствовать и беречь окружающий мир.

Оборудование. Карточки с названиями животных, иллюстрации с изображением животных, карточки для работы в парах, мультимедийный проектор, электронная презентация.

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят,

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь высокий балл.

У вас лежат листочки, на листочках изобразите солнышко, облако или тучку с дождиком, в зависимости от того, с каким настроением вы пришли на урок.

ΙΙ. Актуализация опорных знаний учащихся

Ребята, давайте вспомним, что вы уже знаете об окружающей природе.

Скажите, какая бывает природа? (Живая и неживая)

Что относится к неживой природе? (Вода, солнце, воздух, почва, звёзды,горы,радуга)

А сейчас наш синоптик расскажет вам об изменениях в неживой природе на ближайшие сутки

Синоптик. –Здравствуйте, дорогие ребята! Я хочу вам рассказать о погоде на ближайшие сутки. Ожидается пасмурная погода, небольшой снег, ветер западный, температура ночью-7, днём-1.

Зима никак не хочет уступать весне. Но всё же в воздухе чувствуется весенняя свежесть. А давайте вспомним признаки ранней весны.

Всё ярче светит и пригревает…(Солнце)

Становится длиннее…(День)

Мороз слабеет,начинает таять…(Снег)

По дорогам потекли весенние……(ручейки)

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете признаки весны. Но всё же одевайтесь потеплее! Спасибо за внимание!

    Фронтальный опрос.

А чем живые организмы отличаются от объектов неживой природы? Кто относится к живой природе?

Докажите, что животные- это живые организмы.

Чем животные отличаются от растений?

Почему животные постоянно двигаются, перемещаются? (Чтобы найти корм, спастись от врагов)

Чем питаются растения? Чем питаются животные?

ΙΙΙ . Сообщение темы и цели урока.

А сейчас мы с вами разгадаем кроссворд, чтобы узнать тему сегодняшнего урока.

(Используется электронная презентация)

1. Есть копытный великан.

Шея как подъемный кран,

С рожками, пятнистый,

Но не очень быстрый. (Жираф)

2. Хвост пушист, быстра сноровка,

Золотисто-рыжий мех.

Если голодно, плутовка

Кур считает лучше всех.

(Лиса)

3. На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк)

4. На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

но такая высота!

Нет, хозяин не боится

со скалы крутой скатиться -

два могучие крыла

у хозяина...

(Орла.)

5. Хоть я не молоток -

По дереву стучу:

В нем каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный.

(Дятел)

6. Ярко – розовый наряд,

Глазки солнышком горят –

Так стройна, нежна, прелестна

Длинноногая принцесса. (Фламинго)

7. В воде - жива,

На суше - мертва.

(Рыбка)

8. Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

(Белка)

Какое ключевое слово получилось? (Животные) Вот сегодня на уроке мы продолжим изучать тему «Животные-часть живой природы» А точнее вы сегодня узнаете, насколько разнообразен животный мир. Мы отправимся с вами в путешествие, узнаем, на какие группы разделили животных учёные.

Эпиграфом сегодняшнего урока будут слова известного детского писателя Николая Сладкова.

« Главное богатство природы- её тайны и красота, они ведут к встрече с прекрасным, удивительным и таинственным» Н.Сладков.

ΙV. Мотивация учебной деятельности.

С самого зарождения человечества между людьми и животными существовала взаимная связь. Многие народы обожествляли некоторых животных.Например, в древнем Египте кошку почитали, как Богиню Баст, покровительницу ночи и охоты.. Племена аборигенов Австралии и Африки верят, что произошли от животных. Первобытные люди полностью зависели от животных, которых им служили источником пищи, давали одежду, предупреждали об опасности. Поэтому люди с древних времён заботились о животных и оберегали их. Я призываю вас, моих учеников, к бережному отношению ко всему живому.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1. Объяснение нового материала (Работа с электронной презентацией)

Наука о животных называется зоология. Учёные зоологи делят царство животных на несколько групп.

Какие же бывают животные? На этот вопрос мы постараемся сегодня ответить.

1)Первая группа.

Животные первой группы имеют три пары ног. Это насекомые. Их тело защищено плотным хитиновым покровом и разделено на три отдела: голову, грудь и брюшко.

У них хорошо развито зрение, а некоторые обладают музыкальным слухом и тонким обонянием. Прекрасные представители этой группы- бабочки. Сейчас мы послушаем короткое сообщение о них.

Бабочки только тогда живут, когда им хорошо живётся. Чуть станет плохо, ветрено. Сыро- сразу и обомрут. Впадут в особый сон: ничего не видят, не слышат, не чувствуют. И тогда всё плохое, неприятное проходит мимо них, будто его, плохого, вовсе и нет. Нет в жизни бабочек дней тяжёлых и пасмурных- только светлые, тёплые, солнечные. Вся жизнь среди цветов и солнечных зайчиков. Потому-то, наверное, так беззаботно и весело порхают они над лугом.

Чтение статьи учебника о насекомых, работа с вопросами.

2) Вторая группа- земноводные.

Это животные, которые могут жить, как в воде, так и на суше. У них нет ни сильных когтей, ни больших зубов, ни твёрдого панциря, защитную функцию выполняет их окраска.

Как вы думаете, почему этих животных так называют? Давайте прочитаем статью учебника.

Перечислите основные признаки земноводных.

3)Третья группа- пресмыкающиеся.

Это животные, которые передвигаются преимущественно ползком или волоча брюхо по земле. Кожа покрыта роговыми чешуйками или щитками, защищающими организм от пересыхания. Эти животные хорошо чувствуют запахи. Большинство из них откладывают яйца и являются хищниками.

Давайте прочитаем статью об этих животных и выберем существенные признаки, свойственные для них.

4) Рыбы

Это животные,чьё тело покрыто чешуёй, имеют обтекаемую форму, умеют плавать, имею плавники. Они разнообразны: круглые, плоские, крупные, маленькие. Рыбы откладывают икру. Дышат кислородом, получая его из воды через жабры.

А сейчас прослушаем диалог двух рыб.

(Сценка « Окунь и Налим»)

Окунь. – Чудеса подо льдом. Все рыбы сонные, один ты, Налим, бодренький да игривый, что с тобой такое?

Налим. – А то, что для всех рыб зимою- зима, а для меня,Налима, зимою- лето.

Вы, окуни, дремлете, а мы,налимы, свадьбы играем, икру мечем, радуемся, веселимся.

Окунь. –Айда, братцы-окуни, к Налиму на свадьбу! Сон свой разгоним, повеселимся .

Чтение статьи, работа с вопросами.

5) Птицы. Эти животные умеют летать, их тело покрыто перьями. Размножаются, откладывая яйца. У птиц хорошо развиты органы чувств,главным образом, зрение и слух.

Сегодня ребята подготовили сообщение о птицах.

Птицы – это песнь и полёт!

Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они поднимаются выше облаков и гор, перелетают через моря и пустыни.

Птицы – дети радуги: перья их раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета.

Птицы – вестники радости. Каждый год они приносят нам на крыльях весну.

Птицы – верные наши помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов.

Птицы – это тайна и красота. Птицы – друзья нашего детства. О птицах сложены прекрасные стихи и песни, легенды и сказки. Без птиц нам не обойтись. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц!

Вот что такое птицы.

Чтение стать учебника « Птицы»

6) Звери или млекопитающие.

Это животные, чьё тело покрыто шерстью. У них хорошо развиты обоняние, слух, зрение, осязание. Среди них встречаются хищники, травоядные и всеядные. Все звери вскармливают своих детёнышей молоком.

Чтение статьи учебника.

Ребята, существуют и другие группы животных Это пауки, ракообразные, моллюски, черви. Более подробно о них вы узнаете в старших классах.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Хомка-хомка, хомячок

Хомка-хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щеки моет, шейку трет.

Подметает хомка хату

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Закрепление и осмысление знаний.

1)Ребята, на адрес нашего класса сегодня пришло письмо от животных, животные просят помочь им определить, к какой группе они относятся. Но, к сожалению, они забыли указать себя. Поэтому нам нужно сейчас отгадать, кто это, и сказать, к какой группе он принадлежит.

    Я живу в большой семье в гнёздах, подвешенных на ветвях деревьев, свои гнёзда мы делаем из бумаги, которые получаем, пережевывая кусочки древесины. Питаюсь я нектаром цветов. Если я укушу человека, то я причиню ему боль. На месте укуса образуется небольшая опухоль. (Оса)

    Моя жизнь невозможна без воды. Я живу в реке или озере. Моё тело покрыто чешуей. В длину я достигаю метра, а то и больше. Я охочусь на других рыб, у меня очень острые зубы и длинная голова. Я являюсь героиней русских народных сказок. (Щука)

    Охотней всего я живу в воде, сильно заросшей растениями, по земле передвигаюсь прыжками.. питаюсь насекомыми, пауками, улитками. Мои личинки головастики, они живут и развиваются в воде. (лягушка)

    У меня нет ног, я имею тело длиной около метра. Передвигаюсь боковыми изгибательными движениями тела. Я хищное животное. Моя пища- лягушки, мыши и другие. Мои укусы не ядовиты. Меня легко узнать по жёлтым пятнам на голове. (Уж)

    Я умею летать, ловкая и подвижная. У меня жёлтое брюшко и синяя шапочка на голове. В тёплые страны я не улетаю. Зимой мне сложно найти корм, и я перелетаю поближе к человеческому жилью. Где в кормушке меня ждут семена, крупы и лакомство- сало. (синица)

    Меня называют хозяином леса за мой большой рост и силу. Я всеядное животное. На вид неуклюж, но бегаю быстро. На зиму запасаю подкожный жир и впадаю в спячку. (Медведь)

2) – А сейчас мы поиграем в игру на внимание. Весь класс разделится на шесть команд. Названия команд по группам животных. Я показываю карточку с названием животного, а команда, чьё название совпадает с группой этого животного, поднимает карточку вверх.

3) Работа в парах. Раздаются карточки с заданиями. Нужно соединить стрелочками название животного с той группой, к которой относится это животное.

4) Игра « Расшифруй название животного» (Работа с электронной презентацией.)

VΙΙ.Итог урока.

Ребята, скажите, на какие группы делятся все животные?

Назовите признаки насекомых? Птиц? Земноводных? Пресмыкающихся? Рыб? Зверей?

А каких животных сейчас нет на Земле? А могут ли ныне существующие животные исчезнуть с нашей планеты?

Почему они могут оказаться вымершими?

Многие страны принимают меры по охране исчезающих видов животных, создавая заповедники. Редких и исчезающих животных заносят в Красную книгу, запрещая охоту на них.

Все, все

На свете нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны!

Нельзя обойтись без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да, если мы с кем-то

Не очень дружны.

Мы всё-таки очень друг другу нужны!

Наш урок подходит к концу. Вы сегодня были очень активны. Особенно хочу отметить сообщения, которые вы подготовили, а также наиболее активных ребят.

На листочках изобразите солнышко, или облачко, или тучку с дождём, в зависимости от того, с каким вы сейчас настроением. Спасибо за работу.

VΙΙ. Домашнее задание.

МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Ι-ΙΙΙ СТУПЕНЕЙ № 53

Урок

по природоведению

(курс « Я и Украина»)

3 класс

Тема « Разнообразие животных в природе»

В биологии все живые организмы, существовавшие и существующие на нашей Земле, подразделяются на четыре громадных группы, называемых царствами. Это бактерии, растения, грибы и животные. Каждое царство включает в себя великое множество родов и видов, состоящее из большого количества единиц. Поражает воображение и огромное разнообразие животного мира. В свою очередь, животные разделяются на одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные организмы. А наука, занимающаяся их изучением, называется зоологией (раздел биологии).

Разнообразие животных: классификация

К беспозвоночным обычно относят червей, моллюсков, иглокожих, ракообразных, паукообразных и насекомых. Эти животные (да, черви - тоже животные!) не имеют внутри или снаружи ярко выраженного позвоночника. Иногда присутствует хитиновый панцирь, выполняющий данную роль. К позвоночным относят рыб, птиц, млекопитающих (человек относится к последнему классу, потому как вскармливает своих детенышей грудным молоком).

Беспозвоночные: черви

Моллюски

Разнообразие животных-моллюсков также велико. Эта группа насчитывает более 130 тысяч видов. А живут они практически везде, даже на деревьях. Но большинство из них обитает в мировом океане на различных глубинах. Некоторым из них сотни лет отроду. Моллюски питаются и растениями, и мелкими животными, и органическими отходами. Практически все они имеют защиту в виде раковины (кроме, например кальмара, который также является моллюском, но и у него имеются зачатки раковины). Люди издавна употребляют моллюсков в качестве пищи. Некоторые представители этой группы даже являются деликатесами.

Иглокожие

Это (1500 видов), получившие свое название из-за наличия лучей на теле (у многих их пять, но некоторые насчитывают даже до 50 штук). Звезды, живущие в море, отличаются по размерам и внешнему виду. Характерная особенность морской звезды - способность к регенерации (как у ящериц). Если у животного оторвали конечность, то на ее месте вырастает в скорости новая. А из оторванного луча при благоприятных условиях развивается новая особь. Большинство морских звезд - хищники.

(800 видов) также относятся к иглокожим. Тело ежей покрыто иглами различных размеров. А длина отростков может доходить до 30 сантиметров. Ежи передвигаются при помощи игл. И среди них есть весьма ядовитые, опасные для других животных.

Ракообразные

Тело этих животных состоит из панцирных сегментов: головы, груди и брюшка. Конечности, располагающиеся на брюшке и груди, позволяют ракам передвигаться по поверхности. Глаза их состоят из множества мелких глазков, а на голове есть несколько пар челюстей.

Паукообразные и насекомые

Разнообразие животных, обитающих на Земле, хорошо представлено и этими группами, которых насчитывается более 27 тысяч видов. Эти две группы родственны. Только у насекомых шесть ног, а у пауков - восемь. Еще у всех насекомых имеются крылья, пусть даже в зачаточном состоянии. У пауков крыльев не имеется. Также строение тела разнится: у насекомых есть голова, грудь и брюшко, а у пауков - головогрудь и брюшко.

Позвоночные животные

Разнообразие животных, живущих на нашей планете, легко представить, изучив отряд позвоночных. Это и рыбы, покрытые чешуей. Их великое множество видов, среди которых и очень древние, населяющие воды океана с незапамятных времен (акулы, Это и земноводные, и пресмыкающиеся, и птицы, и млекопитающие, населяющие окружающий мир.

Разнообразие животных так велико, что даже опытный зоолог не даст точного ответа на вопрос о том, сколько видов животных существует в природе. Потому что окончательного ответа и нет: постоянно открываются новые, исчезают некоторые существующие виды. Осуществляется круговорот природы, включающий бесконечное разнообразие животных (фото смотрите выше).

Многообразие и взаимоотношения животных

Особенности животных. Животные, как и все другие живые организмы, дышат, питаются, растут, размножаются, обладают раздражимостью.

Однако у животных, как мы знаем, есть весьма значительные отличия от других групп живых организмов, характерные, как правило, только для этой группы. В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. Поэтому в природных сообществах они играют роль потребителей органического вещества. Большинство животных способно к передвижению. Растения же и грибы ведут прикреплённый образ жизни. В отличие от растений, которые растут в течение всей жизни, большинство животных растёт лишь на ранних стадиях развития.

У большинства животных имеются сложные системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная и другие, которых нет у растений, грибов и бактерий.

Многообразие животных. Животные - самая разнообразная группа организмов на Земле.

В насто ящее время на планете насчитывают около 2 млн. видов животных. Боль шую часть из них составляют насеко мые (бабочки, комары, жуки, мухи… ). Известно около 130 тыс. видов мол люсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров . Значительно скромнее разнообразие у рыб - всего 25 тыс. ви дов, у птиц - 8 600 видов. А млекопи тающих - всего около 4 тыс. видов.

Животные разнообразны по разме рам. Например, у гигантского синего кита масса тела достигает 150 т (масса языка такого кита равна массе неболь шого слона), а инфузорию-туфельку можно обнаружить лишь с помощью микроскопа.

Многообразие сред и мест обитания. На Земле для жизни организмов есть самые разнообразные условия.

Животные обитают в различных средах (в воде и на суше, в почве, воздухе, внутри растений, других животных и человека).

Основные среды обитания животных - это водная, наземно-воздушная и почвенная. Каждую из них населяют различные животные.

Животные в любой среде обитания не живут везде, а занимают наиболее благоприятные для них участки. Их называют местами обитания (или местообитанием) животных. Например, соловьи встречаются в сырых и затенённых участках леса. Щуки в реках предпочитают места с медленным течением (омуты, заводи), заросшие у берегов.

Организмы в природе живут не изолированно друг от друга, а видами.

Вид - совокупность сходных особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства. Вид состоит из множества особей, которые размножаются, расселяются, поддерживают единство в борьбе за существование. Территорию распространения вида называют ареалом .

Например, заяц-беляк встречается по всей таёжной зоне Евразии. Местом обитания этого вида служат таёжные леса. В каждом лесу обитает группа особей зайца-беляка, изолированная от других таких групп. Все особи одного вида, населяющие определённую территорию, образуют популяцию . Сумма всех популяций и составляет вид.

Приспособления животных. Животные хорошо приспособлены к обитанию в определённых условиях. Их строение всегда соответствует месту обитания и образу жизни.

Так, изучая форму тела животных, мы непременно отметим, что у многих плавающих животных форма тела обтекаемая (рыбы). Роющие почвенные животные часто обладают червеобразной формой тела (дождевые черви ).


Один из характерных признаков животных - чёткая симметрия тела. По типу симметрии различаются радиально-симметричные и двусторонне-симметричные животные.

Радиальная симметрия свойственна животным, ведущим малоподвижный образ жизни. Через их тело можно провести несколько воображаемых плоскостей, каждая из которых делит животное на зеркально подобные друг другу половины. Двусторонне-симметричные животные - активно передвигающиеся организмы. Через их тело можно мысленно провести только одну плоскость, которая делит животное на две одинаковые половины. Эти животные имеют переднюю и заднюю, правую и левую части тела, парные органы (так, у лягушки пара глаз и др.).

Различны у животных покровы тела . Например, у лягушки, голая, покрытая слизью кожа. С такой кожей хорошо жить во влажных местах. У окуня кожа покрыта чешуей. Это не только защитное приспособление. Строение чешуи рыбы и скользкая плёнка на её поверхности способствуют быстроте скольжения вперед. Кожа голубя покрыта перьями, собаки - шерстью. Каждая из перечисленных особенностей вырабатывалась в процессе развития вида как приспособление к среде обитания и образу жизни.

Различны по форме и строению органы передвижения животных - ноги, крылья, ласты, плавники. А некоторые животные совсем не имеют органов передвижения (коралловые полипы и др.).

Происхождение организмов, их приспособленность и многообразие. Одним из самых интересных и важных вопросов биологии является вопрос: в чём причина такого многообразия живых организмов на нашей планете? Ведь только животных насчитывается около 2 млн. видов. Чем можно объяснить их удивительную приспособленность к условиям жизни? На Земле трудно найти такое место, где не обитало бы какое-либо существо.

Самую известную теорию, объясняющую многообразие животных на Земле, можно найти в книге великого английского биолога «Происхождение видов путём естественного отбора» (1859). В ней Дарвин показал, как в процессе исторического развития (эволюции), организмы вырабатывали разнообразные приспособления к среде, месту обитания и образу жизни, который они ведут.

Суть естественного отбора среди организмов заключается в том, что среди миллионов нарождающихся особей в живых остаются самые приспособленные… Приспособленные естественно к той среде обитания, к тем условиям, в которых живет конкретный вид. В дальнейшем они передадут свои, оказавшиеся полезными, признаки потомкам.

Таким образом, из поколения в поколение в результате естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды. Дарвин утверждает, что путём естественного отбора и формируется многообразие живой природы.

Учение Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции - развития природы - находятся в ней самой. Одно из главных мест среди них принадлежит естественному отбору.

Взаимоотношения между животными, когда одни из них добывают, умерщвляют других и питаются ими, называются хищнечеством.

Хищники - это сокол , преследующий голубя ; жук , нападающий на гусеницу ; щука , ловящая плотву . Животные, на которых охотятся хищники, - их жертвы . У хищников есть приспособления для охоты - это ловчая паутона паука , мощные зубы волков или тигров и острые когти и клюв сов . У жертв существуют свои приспособления, чтобы скрыться или убежать от хищника, защититься от него. Это и быстрые ноги антилопы , и большие уши зайца , и покровительственная окраска хамелеона , и иглы ежа .

Хищники играют важную роль в природе - они сдерживают чрезмерное размножение животных, выбраковывают слабых и заболевших.

Животные, населяющие одно и то же место обитания или питающиеся сходной пищей, вступают в конкурентные отношения .

В состоянии конкуренции находятся, например, из зверей - горностаи и хорьки , питающиеся мышами и полевками ; из птиц - мухоловки и синицы , конкурирующие друг с другом из-за подходящих для гнездования убежищ. Каждый из пары конкурирующих видов находится в невыгодном положении.

Кроме того, у животных существуют и взаимовыгодные отношения - симбиоз . Это полезно для контактирующих животных.

Так, рак-отшельник специально пересаживает на свою раковину актинию . Она защищает рака-отшельника своими жгучими щупальцами от нападения врагов, а рак-отшельник, перемещаясь, позволяет малоподвижной актинии менять охотничьи угодья и ловить больше добычи.

Среди животных существуют и такие отношения, которые полезны для одного вида животных и безвредны для другого. Такие взаимоотношения называются квартирантством .

К примеру, в норе сурка могут поселяться различные насекомые, жабы, ящерицы . Они не приносят сурку ни вреда, ни пользы, а сурок предоставляет им свое убежище.

Животные - самая разнообразная группа организмов на Земле. У животных есть характерные отличия: они питаются готовыми органическими веществами, большинство могут активно передвигаться, растут только на ранних стадиях развития, у большинства животных наблюдается чёткая симметрия тела, имеются сложные системы органов. Животные обитают в различных средах и местах обитания. Их строение соответствует месту обитания и образу жизни. В этом и заключается причина такого многообразия живых организмов. В процессе исторического развития (эволюции), организмы вырабатывали разнообразные приспособления к среде, месту обитания и образу жизни, который они ведут. Из поколения в поколение в результате естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.


Разработала:

учитель начальных классов

Перевальской гимназии № 1

Приходько Анна Сергеевна

Тема. Разнообразие животных в природе.

Цель: продолжить формировать понятие животные - живые организмы; начать формировать понятия насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери; формировать умение описывать животных разных групп, определять их по существенным признакам; воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: таблицы, рисунки с изображением животных разных групп, раздаточный материал.

ХОД УРОКА

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

І I . АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Наблюдение за природой.

2. Фронтальный опрос.

Чем живые организмы отличаются от предметов неживой природы?

Докажите, что животные - это живые организмы.

Чем животные отличаются от растений?

Что служит кормом для животных?

Чем животные отличаются между собой?

Какое значение имеют животные в природе?

I І I . СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с животными, узнаем о них много нового. Наш урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?»

І V . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯЛЬНОСТИ

Следует сообщить учащимся интересные сведения о представителях разных групп (классов) животных, чтобы заинтересовать их новой темой.

Насекомых на Земле в 250 миллионов раз больше, чем людей! Общий вес их в 30-40 раз больше, чем вес всех людей вместе взятых. Самое сильное на Земле существо не лев, не тигр, не слон, а жук-гноевик скарабей. Это насекомое поднимает и переносит на своей спине грузы, в 850 раз тяжелее массы его тела.

Скворец работает в день 17 ч, ласточка - 18 ч, стриж - 20 ч. Прудовые и озерные лягушки зимой зарываются в ил незамерзающих водоемов; ужи зимуют в подземных ходах кротов, норах сусликов, хомяков, в трухлявых пеньках.

Количество икринок у рыб достигает от нескольких тысяч (форель) до нескольких миллионов (у осетровых). В середине февраля медведица рождает в берлоге одного-двух детенышей.

V . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

1. Задание №1 «Собери слова»


2

ЗЕМВОДНОНЫЕ

ПРЕСМЫЮЩИЕСЯКА
3


ЗРИВЕ

1

НАКОСЕМЫЕ

2. Задание №2 Работа с текстами и рисунками (с. 134 - 138 учебника)

3. Задание №3 «Отгадай кроссворд по картинкам»

Физкультминутка

4. Задание №4 Викторина «В мире животных»

1 . В Африке существуют соревнования по скачкам на этих огромных птицах. Назовите их. (Страусы.)

2. Почему у водоплавающих птиц перья в воде не намокают? (Потому что они смазаны жиром.)

3. Это название имеют и жук, поедающий муравьев, и царь зверей. (Лев.)

4. У какой птицы под клювом имеется кожистый мешок для складывания улова? (У пеликана.)

5 . У лошадки рубашка

В полоску, как тельняшка.

Конь есть конь, а не матрос.

Что за странность?

Вот вопрос! (Зебра.)

6. Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.)

7. Чем дышит рыба? (Жабрами.)

8. Лесной «телеграфист». (Дятел.)

9. Зубастая хищница, с которой в море лучше не встречаться. (Акула.)

10. Какое хищное насекомое питается тлей? (Божья коровка.)

V І . ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ


  1. Работа по заполнению таблицы «Разнообразие животных в природе» в тетрадях.

2. Беседа.

Есть ли другие группы животных на Земле, кроме этих шести?

Назовите некоторые из них.

VII . ИТОГ УРОКА

Что вы узнали нового на уроке?

Что понравилось?

VIII . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Проработать статьи «Разнообразие животных в природе» (с. 133-138 учебника).

Животные населяют весь земной шар: сушу, пресноводные водоемы, моря и океаны. Все, что окружает животных в том месте, где они живут, называют средой обитания . Различают три основные среды обитания: водную , наземно-воздушную и почвенную . Соответственно и условия существования в них различаются. Те условия, которые оказывают влияние на животных, называют факторами среды. Различают факторы неживой природы и факторы живой природы , а также те, которые возникают в результате деятельности человека.
Факторы неживой природы - это температура, влажность, ветер и др.. Например, свет и температура определяют распространение многих животных. А такие факторы, как рельеф и влажность, влияют на образование сообществ растений и на животных, населяющих их.

Факторы живой природы - это разнообразные отношения между различными живыми организмами. Так, между кошкой и домовой мышью установились отношения, характерные для хищника и жертвы: кошка - хищник, а мышь - ее жертва. Это пример пищевых связей, которые составляют основную форму связей всех организмов.
Факторы среды, возникающие в результате деятельности человека, тоже разнообразны. Это и непосредственное воздействие человека на животных, например охота или рыбная ловля, и косвенное воздействие на них. Так, при рубке леса человек не уничтожает животных, но создаются такие условия, что обитание животных на вырубленных участках леса становится невозможным.
Одни животные живут скрытно или имеют очень малые размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие, напротив, часто встречаются нам, например насекомые, птицы, звери.

Значение животных в природе

Значение животных в природе столь же велико, как и значение растений. Животные опыляют растения и играют большую роль в распространении семян некоторых из них. Наряду с бактериями животные принимают самое активное участие в образовании почвы. Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя. Через норки и ходы роющих животных легче проникают к корням необходимые для жизни растений вода и воздух. В свою очередь, зеленые растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания всех животных. Растения служат пищей растительноядным животным, а те, в свою очередь — хищным. Так возникает цепь питания: растения — растительноядные животные — хищники. Животные не могут существовать без растений. Но и жизнь растений зависит от жизнедеятельности животных.
Очень велико санитарное значение животных — использование ими трупов других животных, остатков отмерших растений и опавшей листвы. Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.


Значение животных для человека.


Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека. Наши отдаленные предки знали диких зверей, птиц, рыб и других животных. Ведь жизнь людей во многом зависела от охоты и рыболовства. Мясо добытых животных было одним из основных источников питания. Из шкур убитых зверей изготовляли одежду, из костей - ножи, скребки, иглы, наконечники копий. Сухожилия использовали при шитье шкур вместо ниток и для тетивы лука.
Изучив повадки диких зверей, древние люди сумели приручить некоторых из них. Первым домашним животным стала собака, которую использовали как помощника на охоте. Позднее появились домашние свиньи, рогатый скот, домашние птицы.
В XX в. в результате огромного размаха хозяйственной деятельности человека (например, вырубки лесов, строительства гидростанций, расширения посевных площадей) многие дикие животные оказались в трудных условиях существования, уменьшилась их численность, некоторые из них стали редкостью, а другие исчезли. Хищнический промысел истреблял ценных животных. Возникла необходимость в охране животных.
Животные играют очень важную роль в обеспечении населения Земли продуктами питания и сырьем для промышленности. Значительную долю продуктов питания, а также кожу, воск, шелк, шерсть и другое сырье человек получает от домашних животных.
Рыболовство, особенно морское, промысел ракообразных и моллюсков также имеют важное значение для получения пищевых продуктов, витаминов, лекарств и других необходимых средств. Из отходов промысла приготовляют кормовую муку для откорма скота и удобрения. Мех диких животных применяют для отделки и пошива одежды. В промышленности используют также части животных (кожу, рога, раковины и др.). Многие животные (например, птицы и хищные насекомые) играют большую роль в уничтожении вредителей культурных и ценных дикорастущих растений. Велико эстетическое значение животных в природе (например, разнообразие окраски бабочек, пение птиц).
Известно много животных, наносящих ущерб хозяйству человека. Среди них различные вредители культурных растений, а также уничтожающие запасы продуктов питания, повреждающие различные изделия. Существуют и такие животные, которые вызывают различные болезни (например, малярию, глистные заболевания, чесотку). Некоторые животные являются переносчиками возбудителей болезней (вши переносят возбудителей сыпного тифа, комары - возбудителей малярии, блохи - возбудителей чумы).
Животный мир - важная составная часть природной среды. Забота о нем служит основой его разумного использования. Зная особенности отдельных видов животных, их роль в природе, человек может охранять полезные, редкие и исчезающие виды, способствовать увеличению их численности либо ограничивать размножение вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней.

Сходства и различия между животными и растениями.

Животные, как и растения - живые организмы, имеющие много общего. И те и другие состоят из сложных органических веществ: белков, жиров, углеводов и др. Те и другие имеют клеточное строение, сходный характер многих жизненных процессов. Все это говорит о родстве растений и животных, о происхождении их от общего предка.
Вместе с тем между растениями и животными есть существенные различия. Зеленые растения с помощью фотосинтеза способны создавать органические вещества своего тела из неорганических веществ окружающей среды. Животные (за очень редким исключением) не способны к фотосинтезу и строят свое тело за счет органических веществ растений или других животных. В отличие от растений подавляющее большинство животных способны перемещаться и совершать различные движения.

mob_info