Может ли социальный педагог. Какую помощь может оказать социальный педагог в школе? группа

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми людьми в различных социокультурных средах (семья, учебное заведение, дошкольное учреждение, детский дом, приют, трудовой коллектив, учреждение дополнительного образования и др.)(3).

В задачи практической деятельности социального педагога входит очень широкая сфера деятельности от непосредственной работы с ребенком, имеющим проблемы с социализацией в окружающем обществе до всех социальных организаций и социальных институтов, участвующих в социальном воспитании подрастающего поколения.

Социальный педагог работает с людьми от детского до пожилого возраста независимо от их социального положения, происхождения, религиозных убеждений, этнической принадлежности.

В зависимости от профиля местом работы социального педагога могут быть:

    социально-педагогические службы образовательных учреждений в (дошкольных общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ, специальных коррекционных образовательных учреждениях, лицеях, гимназиях, школах - интернатов, детских домах, средних специальных учебных заведений, вузов);

    социальные службы специализированных учреждений (центров реабилитации, социальных приютов);

    службы муниципальных органов (органы опеки и попечения, центров социальной психолого-педагогической помощи, отделов по социальной защите населения, отделений социальной помощи семье и детям).

    Профессия социального педагога имеет ряд специализаций. Специализация может определяться, типом и видом учреждения в котором осуществляет свою деятельность социальный педагог, потребностями конкретного социума (города, района, села).

По профилю деятельности социального педагога различают следующие специализации:

    социальный педагог по работе с семьей;

    социальный педагог - руководитель детских объединений и организаций;

    социальный педагог - организатор культурно-досуговой деятельности и др.

В настоящее время различают только одну специализацию «социальный педагог по работе с семьей».

По другим данным основанием для определения специализации может служить определенная категория людей, на работу, с которой сориентирован социальный педагог. В соответствии с этим существуют следующие специализации:

    социальный педагог по работе с подростками-девиантами;

    социальный педагог по работе с инвалидами;

    социальный педагог по работе с сиротами;

    социальный педагог по работе с беженцами;

    социальный педагог - геронтолог и др.

В реальной практике социальный педагог не работает ни с беженцами, ни с безработными и с пожилыми людьми. Этими категориями занимается специалист по социальной работе.

Специализация может быть связана также с местом работы. В зависимости от этого определяют специализации: школьный социальный педагог; социальный педагог учреждения дополнительного образования; социальный педагог в детском доме и т. д. Данный подход наиболее характерен для современной ситуации.

Рассматривая деятельность социального педагога, в первую очередь, стоит обратить внимание на то, что в настоящее время происходит существенное недопонимание отличия функционала социального педагога от специалиста по социальной работе и социального работника.

Социальный работник (специалист по социальной работе) – специалист, выполняющий социальную работу как профессионал, (…) применяющий свои знаний и умения для социального обслуживания инвалидов, семей, групп, общин, организаций и социума в целом .

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации.

Области деятельности социального педагога и социального работника пересекаются, так как помощь обоих специалистов направлена на человека, как члена общества. Но, важно обратить внимание, что на первое место в работе социального педагога выходит психолого-педагогический компонент деятельности, а основным методом решения проблем взаимодействия и взаимоотношений в системе «социиум-человек» является социальное воспитание .

Социальный педагог – специалист по организации социального воспитания ребенка и создания условий для наиболее планомерного и целенаправленного прохождения процесса социализации. В идеале социальный педагог способствует формированию гуманных отношения в микросоциуме (семья, воспитательная организация, трудовой коллектив). Цель его деятельности - организация микросоциума для наиболее оптимального прохождения ребенком процесса позитивной социализации. Но в своей непосредственной деятельности социальному педагогу часто приходится совмещать как функционал собственно социального педагога, так и специалиста по социальной работе, которого нет в штате учреждений, подчиняющихся Министерству образования и науки РФ.

Литература:

    Бочарова В. Г. Социальный работник// Энциклопедия профессионального образования: в 3-х т./ под. Ред. С.Я.Батышева. –М., 1999

    Загвязинский В.И., Зайцев М.П., Кудашов Г.Н., Селиванова О.А., Строков Ю.П. Основы социальной педагогики. –М., 2002

    Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. Вузов / Под ред. В.А. Сластенина. –М., 1999

    Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей: Учеб. пособие для студентов социал. фак. и вузов / Моск. гос. социал. ун-т и др. - М., 2000

В настоящее время вузы и продолжают вести подготовку будущих специалистов по специальности «Социальный педагог». Для того чтобы получить данную профессию, необходимо пройти обучение по программе, предусмотренной учебным заведением. Как правило, полный срок образовательной подготовки данной специальности составляет 5 лет.

Предусматриваются такие формы обучения как очно-заочная, заочная, очная и дистанционная. В целом, сроки и образования между различными образовательными учреждениями различаются в зависимости от установленных в них порядков и правил.

Анализ практики данной специальности говорит о том, что эффективность деятельности социального педагога зависит от уровня подготовки в учебном заведении. Также значение имеют личностные качества специалиста. Социальный педагог необходим категории людей, которой требуется психологическая поддержка и социальная помощь. Потому для будущего специалиста профессионально значимыми являются такие качества как: эмпатия, коммуникабельность, уравновешенность, стрессоустойчивость, самоконтроль, выдержка.

Деятельность социального педагога

Социальный педагог осуществляет работу с детьми и подростками из неблагополучных семей, их родителями и иными лицами, нуждающимися в защите их прав и свобод. Он работает в реабилитационных центрах, школах-интернатах, детских домах, больницах. Педагог ведет деятельность в тесном сотрудничестве с полицией, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства.

Так, социальный педагог работает с теми, кто перенес психологическую травму в результате насилия, потери близких людей, противоправных действий. Его деятельность в работе с проблемными детьми и подростками направлена на установление с ними доверительного контакта, обнаружение их проблем и оказание поддержки.

Педагог участвует в разрешении проблемных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, выявляет его потребности и разрабатывает меры поддержки, привлекая соответствующие органы, например, по опеке и попечительству.

Специалист старается создать для них комфортную психологическую обстановку, для того чтобы такие ребята ощущали себя в безопасности. Безусловно, социальному педагогу необходимо обладать психической устойчивостью, ведь в работе придется непрерывно сталкиваться с трудностями. Не исключено, что дети и подростки из неблагополучных семей имеют психические расстройства и отклонения в развитии. Их поведение может носить асоциальный характер, а потому нуждается в корректировке и адаптации. Задача педагога - оказывать помощь, применяя знания и опыт в области воспитания, обучения и развития личности. Социальному педагогу необходимо умение слушать и понимать, сопереживать, общаться с людьми разных категорий.

Социальный педагог фактически есть в каждой школе. Сфера деятельности такого специалиста в школе подразумевает под собой работу с детьми и подростками с девиантным поведением, поведением, нарушающим Устав школы, семьями, которые находятся в социально-опасном положении. Если учащийся или семья обучающегося испытывают сложности адаптации в социуме, то с такими «сложными» детьми и семьями должен будет работать социальный педагог. Проявления различного рода зависимостей у обучающихся, совершение правонарушений вне школьных рамок также могут служить основанием для начала работы с такими детьми именно с социальным педагогом. Дети, которые плохо понимают нормы социального поведения, не выполняют их нуждаются в помощи именно социального педагога.

Нормативная база, которая закрепляет полномочия социального педагога в образовательном учреждении:

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» .

4. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 N 18638)».

5. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2016 № АК-923/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с обучающимися с девиантным поведением).

Каким образом в школе организована работа социального педагога с детьми?

Школа — это место, где обучаются дети из различных семей, с разным воспитанием, уровнем развития, поведенческими особенностями. Социально-психологическая служба школы призвана сгладить трудности адаптации и социализации учащихся.

Для этого в школе социальный педагог ведет учет несовершеннолетних, которые не посещают школу или систематически пропускают занятия по неуважительным причинам. В школе социально-психологическая служба должна разработать программы, направленные на формирование законопослушного поведения, оказывать помощь семьям, которые находятся в социально-опасном положении. Также социальный педагог осуществляет защиту прав несовершеннолетнего в пределах своей компетенции, не нарушая или ущемляя права детей (ст.14 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»). Социальный педагог осуществляет свою деятельность путем индивидуальной работы с детьми и подростками, с привлечением других специалистов, родителей, администрации школы. Возможна организация тренинговых занятий, индивидуальных бесед, тестирования, создания групп поддержки.

Можно привести пример алгоритма действий социального педагога в отношении обучающихся пропускающих занятия без уважительной причины. После того как выяснилось, что обучающийся не посещает школу, то обязательно необходимо побеседовать с родителями, затем провести диагностику и индивидуальную работу с обучающимся. Следующий шаг будет постановка на внутришкольный учет. После этого совместная профилактическая и просветительская работа с советом по профилактике, КДН и ЗП, органов опеки и попечительства.

Если семья обучающегося неблагополучная, то алгоритм работы социального педагога с семьей обучающегося будет несколько иной. Для начала необходимо изучить социально-опасную семью, затем исследовать жилищные условия семьи. После этого познакомиться с членами семьи, изучить причины неблагополучия, составить карту семьи. В конце составить план работы с неблагополучной семьей.

Может ли социальный педагог посещать семьи и исследовать жилищно-бытовые условия учащихся?

Социальный педагог может лишь поинтересоваться общей обстановкой в семье. Заходить в квартиру, перемещаться по ней без разрешения родителей обучающегося не имеет права. Обследование квартиры должно проходить в рамках комиссии по исследованию жилищно-бытовых условий. Такая комиссия формируется для выявления неблагополучных семей. Далее составляется акт исследования условий, указываются члены комиссии и необходимыми являются их подписи.

Обязанности социального педагога

Если обратиться к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел квалификационные характеристики должностей работников образования», то можно понять, что именно входит в обязанности данного педагогического работника. Список обязанностей достаточно объемный.

    Осуществляет комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях, организациях и по месту жительства обучающихся.

    Изучает особенности личности обучающихся и их микросреды, условия их жизни.

    Выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку.

    Выступает посредником между обучающимися и учреждением, организацией, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

    Определяет задачи, формы, методы социально-педагогической работы с обучающимися, способы решения личных и социальных проблем, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.

    Принимает меры по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности обучающихся.

    Организует различные виды социально значимой деятельности обучающихся и взрослых, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участвует в их разработке и утверждении.

    Способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

    Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья.

    Участвует в осуществлении работы по трудоустройству, патронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг обучающихся из числа сирот и оставшихся без попечения родителей.

    Взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др. в оказании помощи обучающимся, нуждающимся в опеке и попечительстве, с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведением, а также попавшим в экстремальные ситуации.

    Участвует в работе педагогических, методических советов, в других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим) обучающихся.

    Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников, детей) во время образовательного процесса.

Социальный педагог должен использовать в своей работе методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, социально-педагогической диагностики конфликтов, коррекции и снятия стрессов.

Стоит отдельно отметить работу социального педагога с обучающимися с девиантным поведением

Целью такого учета является накопление данных о несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением для их использования в индивидуальной профилактической работе.

Решение о постановке на учет и снятии с учета в отношении несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением может приниматься как единолично руководителем образовательной организации, так и коллегиальным органом управления образовательной организации. Непосредственно основания для постановки и снятия несовершеннолетнего с учета предусматриваются локальными нормативными актами образовательных организаций.

Решение руководителя образовательной организации либо решение коллегиального органа управления образовательной организации по вопросу организации индивидуальной профилактической работы с лицами, а также постановки на учет оформляется в форме заключения.

На основании указанного заключения, утвержденного руководителем образовательной организации, на учет могут быть поставлены следующие категории несовершеннолетних:

а) не посещающие или систематически пропускающие занятия без уважительных причин, неуспевающие по учебным предметам;

б) участвующие в деятельности неформальных объединений и организаций антиобщественной направленности;

в) допускающие неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

Основаниями снятия несовершеннолетних обучающихся с девиантным поведением с учета могут являться:

а) позитивные изменения обстоятельств жизни несовершеннолетнего, сохраняющиеся длительное время (например, в течение трех месяцев несовершеннолетний успевает по всем учебным предметам, либо не допускает нарушений устава и правил внутреннего распорядка образовательной организации);

б) окончание обучения в образовательной организации;

в) перевод в иную образовательную организацию;

г) достижение возраста 18 лет;

д) сведения, поступившие из органов и учреждений системы профилактики, о том, что отпали обстоятельства, вызывающие необходимость в дальнейшем проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним (например, постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, предусматривающее прекращение нахождения несовершеннолетнего в социально опасном положении).

Учет может вестись социальным педагогом в форме банка данных, картотеки, журналов учета и иных формах, определяемых локальными нормативными актами образовательной организации.

Данные формы учета предполагают отражение, в том числе, информации о дате и основании постановки на учет, динамике индивидуальной профилактической работы, дате и основании снятия с учета.

Социальный педагог

Сегодня во многих школах, больницах, реабилитационных центрах, детских домах, социальных службах, интернатах работают социальные педагоги. В их обязанности входит работа с проблемными и трудными детьми, с детьми из неблагополучных семей, с инвалидами, с пережившими психологическую травму. В школе социальный педагог следит за учебой подопечных, проводит с ними воспитательную работу, помогает освоиться в обществе, понять его законы, принять их и соблюдать.

История появления профессии Социальный педагогКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

Профессия социального педагога сравнительно молода. Но по своей сути она не является новой. Социальная помощь подразумевает взаимопомощь и сострадание, а это на Руси всегда было неотъемлемой чертой личности. Издавна существовали благотворительные организации, вкладывающие финансы в строительство приютов для сирот и бездомных детей. Многие сострадательные люди помогали этому делу своими капиталами.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Работа, которую ведет социальный педагог, очень важна для общества: он старается помочь детям найти свой путь в жизни, стать полноценными гражданами. Не получая от родителей должного воспитания, многие проблемные дети находят поддержку в лице социального педагога, который должен выявить потребности и проблемы ребенка, особенности его личности, проанализировать отклонения в поведении. На основе этих данных он оказывает социальную помощь, помогает детям реализовать их права, усвоить обязанности, предупредить противоправное и антиобщественное их поведение.

Особенности профессии Социальный педагогУникальность и перспективность профессии

Очень часто обычная работа с ребенком оказывается невозможной и неэффективной. В таких случаях в дело вступает социальный педагог. В его обязанности входит проведение индивидуальной воспитательной работы, посещение семей, разъяснительная работа с родителями, контроль посещения детьми учебных занятий, успеваемости, помощь в выборе кружков. Тесно сотрудничая с органами социальной защиты, милицией, опекунским советом, социальный педагог при необходимости ищет помощи в этих организациях. Он всегда защищает интересы детей: в различных комиссиях, государственных учреждениях, административных органах.

"Подводные камни" профессии Социальный педагогВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Социальный педагог отдает много своих душевных сил своей работе. Ему приходится сталкиваться с черствостью, невоспитанностью и равнодушием. Нелегко бывает достучаться и до своих подопечных, ведь они часто бывают озлоблены, не верят никому. Но если социальному педагогу удастся оказать конкретную помощь ребенку, это дает большое чувство удовлетворения.

Где и как получить профессию Социальный педагогГде обучают профессии?

Специальность социального педагога можно получить в любом педагогическом институте, где изучают не только педагогику, но и социологию. Но последующее постоянное самообразование для данного специалиста - обязательно, ведь он должен знать нормативные акты, законодательство, социальное и экономическое положение региона.

Отечественная школа имеет опыт решения социальных проблем учащихся. это деятельность классных руководителей и завучей по воспитательной работе, на которых возлагались и задачи социальной работы и социальной педагогики. Но изменились условия жизни в стране, отношение к учителю и в новых условиях решать социальные проблемы стало необходимо на качественно новом уровне – профессионально. Для обеспечения действенности такой работы социальной службе школы необходимы специалисты, способные решать задачи диагностики (социолог и психолог) и прикладной работы (соц. работник и соц. педагог). Возникла необходимость в специальной социальной службе школы. Что в идеале должна представлять собой такая служба? Общее руководство деятельностью соц. службы школы осуществляет директор через своих заместителей по соц. защите и охране детства и учебно-воспитательной работе. Он определяет общую стратегию деятельности всей соц. службы, контролирует и направляет ход ее реализации. Зам. Директора по соц. защите и охране детства руководит соц. – пед. деятельностью воспитателей групп продленного дня, кл. руководителей, кл. воспитателей и соц. педагогом, психологом, социологом, соц. работником. Должностей социолога и соц. работника в школе пока нет, поэтому функции социолога выполняет психолог, а обязанности соц. работника – соц. педагог (разница в словах – соц. работник и соц. педагог).

Соц. работник – это человек, призванный непосредственно выполнять функции соц. защиты прав ученика, решение его соц. проблем, а при необходимости и соц. защиты учителя.

Главная функция психолога школы - изучение и диагностика различных школьных проблем.

Соц. педагога с учетом диагностики, проделанной психологом, должен определить возможности реализации знания объекта (ученика, группы, учителя),разработать методические рекомендации для реализации полученных знаний,пед. грамотно строить свою работу с отдельным учеником, родителями, учителями, семьями и.т.д. Например, все три работника имеют дело с семьей. Но соц. работник имеет дело с семьей школьника, нуждающегося в соц. защите, а психолог и соц. педагог работают с родителями, имеющими проблемы во взаимоотношениях со своим ребенком. Только психолог диагностирует отклонения в отношениях, а соц. педагог разрабатывает конкретную программу действий по преодолению данного недостатка. Объекты работы более схожи у психолога и соц. педагога, но основные направления работы различны. Например, объект работы – классный коллектив. У психолога направление работы будет – выявление психологических отклонений в личности школьника, а у соц. педагога – организация досуговой деятельности.

Итак, чем же занимается соц. педагог в школе? (Чаще всего ему отводят роль воспитателя, который занимается культурно-досуговой деятельностью со школьникам во внеурочное время, раньше такой работой занимался пионервожатый). Социальный педагог имеет три основные направления деятельности:

С учителями

С учениками

С родителями.

Он может помочь учителю:

Разработать индивидуальную методику работы с учеником по его обучению и воспитанию;

Оказать помощь в разработке методики взаимоотношений с отдельными родителями;

В разрешении конфликтов: учитель – ученик; учитель – класс; учитель- родитель и т.д.;

В организации и проведении школьных праздников, вечеров, КВН;

В подготовке и проведении классных досуговых мероприятий;

Взаимодействие с различными досуговыми культурными центрами города;

В организации кружков художественной самодеятельности;

В организации досуга учителей;

В организации профориентационной работы.

В организации взаимодействия с местными органами, центрами соц. обслуживания, работниками отделов по работе с несовершеннолетними;

В организации взаимодействия с различными молодежными организациями, культурными, физкультурно-оздоровительными, туристическими учреждениями по организации соц. пед. работы со школьниками.

Он может помочь ученику:

В преодолении конфликтных ситуаций в классе, с родителями, с учителями;

В работе по самовоспитанию, самосовершенствованию;

Облегчить период адаптации в различные периоды его жизни в школе;

В выборе различных форм досуговой активности;

В выборе будущей специальности;

В приобщении к здоровому образу жизни.

Работа с родителями заключается в основном в консультировании, совете, методической помощи:

В налаживании взаимоотношений с ребенком;

В урегулировании конфликтов с учителями

Оказание всех видов социальной помощи семье.

В целом, социальный педагог, объединяясь с другими специалистами социальной сферы, становится организатором внеучебного времени школьников, координирует работу пед. коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона.

Также, соц. педагог работает с детьми в микрорайоне. Он составляет единый план воспитательной работы в микрорайоне и школе, который объединяет школу и все соц. службы в решении общей проблемы воспитания и защиты детей. (внешкольные детские учреждения – дворовые клубы, дома творчества, воспитатели групп продленного дня, кл. руководители).

Эксперимент по созданию соц – пед комплексов в России начат еще в 70 – е годы. Это были поиски новых форм воспитания, привлечения к заботе о детях всего общества.

Например, в Свердловске территорию района города, который участвовал в эксперименте, разделили на микрорайоны, в которые входили 2-3 школы. Комплексом руководил Совет, который координировал работу всех предприятий, учебных заведений, организаций, вовлеченных в воспитание детей. Производственные коллективы вели трудовое и экономическое воспитание школьников, профориентационную работу. Члены депутаткой комиссии райсовета помогали в решении организационных вопросов. Идейно-политическим, нравственным, трудовым воспитанием занимались комсомольские организации предприятий. Учреждения культуры (Дворцы культуры, кинотеатры, клубы, библиотеки) вели воспитательную работу совместно со школой. Преподаватели и студенты вузов занимались созданием и подготовкой пед. отрядов. Сотрудники больниц и поликлиник оказывали мед помощь, занимались мед просвещением, пропагандой здорового образа жизни. Военкомат привлек к работе в комплексе офицеров запаса, демобилизованных солдат, которые готовили подростков к службе в армии, проводили военно-спортивные игры – «Зарницу», «Орленок». Жилищно-коммунальные управления участвовали в создании материальной базы воспитательной работы с детьми по месту жительства, в клубах, детских и спортивных площадка. Были привлечены работники ГАИ, пожарной части, отдел по работе с несовершеннолетним правонарушителями. Работа комплекса давала хорошие результаты.

По-другому направлению пошли педагоги 59 школы г. Ярославля. В школе 50 –60 классов – 1600-188 детей. В школе работает 8 заместителей директора, 25 соц. педагогов, 17 педагогов доп. Образования, 3 психолога, 3 педагога- организатора. Цель – превратить школу в воспитательный центр. Соц. служба комплекса состоит из нескольких подразделений:

Территориальная соц. служба, которую осуществляют «уличные социальные педагоги»;

Внутришкольная служба социальной заботы о детях (кл. руководители, воспитатели групп продленного дня, организаторы внеклассной работы);

Психологическая служба (психологи, логопеды);

Мед. служба (врач, медсестры).

mob_info