Основные характеристики качества проведения занятий пример. Анализ занятия

Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам

по организации педагогической практики для студентов специальности 050141 «Физическая культура»


Цель практики: Программа практики предполагает формирование у студентов целост­ного представления об особенностях педагогического взаимодействия и овла­дение функциями деятельности учителя физической культуры, а также ознакомление с методикой проведения уроков. Студенты разрабатывают план практики, составляют конспекты уроков, ведут записи наблюдений и участвуют в анализе уроков и внеклассных мероприятий. В конце практики оформляют отчет и выступают на заключительной конференции.

Качественная характеристика деятельности студента-практиканта (оцен­ка) производится с учетом качества итоговой документации, объема выполнен­ной работы в соответствии с содержанием программы, своевременности выпол­нения всех учебных заданий и итоговой документации

По итогам работы в период учебно-педагогической практики студенту
практиканту выставляется «оценка». Учебно-педагогическая практика проводится согласно учебному плану в 1 семестре 3 недели: 1 неделя – наблюдение и анализ уроков, 2-3 недели – проведение уроков.

Задачи практики:

1. Изучить процесс организации физкультурно-оздоровительной работы образовательного учреждения.Провести анализ форм, методов, средств физического воспитания в ОУ.

2. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по планированию, организации и проведению различных форм работы по физическому воспитанию в разных классах.

3. Закрепить у студентов знания и формирование профессиональных умений и навыков по проведению физической подготовленности школьников.

4. Сформировать умение анализировать условия образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

Примерное содержание практики

Установочная консультация в ГБПОУ «КЦО № 1» – 2часа

1 неделя «Наблюдение»

День

1. Знакомство с администрацией учреждения, условиями и основными формами работы по физическому воспитанию, знакомство с учителями.

2. Знакомство с организацией работы по врачебному контролю за состоянием здоровья, уровнем физического развития детей.

3. Знакомство с документацией планирования работы по физическому воспитанию и разработка календарного плана на период учебно-педагогической практики (3 недели).

4. Ознакомление с предметно - развивающей средой по физической культуре (спортивный зал, площадка, физкультурные уголки: стандартные и нестандартные).

5. Анализ условий образовательного учреждения по организации безопасной среды в процессе двигательной активности школьников.

2 день

Календарный план работы составляется студентом - практикантом в первый день учебно-педагогической практики. Согласно графику студент на основе содержания программы практики планирует себе конкретно дату и содержание деятельности с последующим ее анализом. В графе «Отметка о выполненной работе» делаются соответствующие замечания по выполненной работе сту­дента и в следующей графе ставится подпись учителя физической культуры, работающего в школе.

Схема календарного плана работы

День

1. Наблюдение за проведением урока физической культуры в начальной школе.

2. Анализ наблюдаемого урока.


СХЕМА АНАЛИЗА
УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

I. Общие сведения.

1. Учебное заведение ______________________________________

2. Класс _________________________ Группа __________

3. Число занимающихся по списку ________Занималось _________

4. Учебная четверть __________ Дата проведения занятия ________

5. Место проведения занятия ________________________________

6. Фамилия и инициалы преподавателя ________________________

II. Конспект занятия.

7. Номер занятия с начала учебного года ______________________

8. Задачи, решаемые на уроке __________________________________________________________________________

(отвечают ли требованиям комплексного подхода, возрастным особенностям учащихся и уровню их физической подготовленности).

9. Соответствие содержания урока (занятия) поставленным задачам, программным требованиям и рабочему плану ________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

10. Правильность структуры урока (занятия) и расположения материала, дозировки ________________________________________________________________________________________________________

III. Оценка качества проведения занятия.

11. Подготовленность мест занятия, оборудования, инвентаря и их санитарно-гигиеническое состояние ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

12. Обеспечение техники безопасности ___________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

13. Пунктуальность начала и конца урока _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

14. Внешний вид преподавателя: его жесты, мимика, манера обращения с учениками ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

15. Отношение преподавателя к внешнему виду учащихся ___________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

16. Дисциплина и активность занимающихся ______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Правильный выбор места учителем для объяснения задания, подачи команд и т. д. во всех частях урока ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

18. Целесообразность использования помещения, эффективность использования инвентаря и оборудования ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

IV. Методический аспект.

19. Реализация обучающих, совершенствующих и развивающих задач на уроке ________________________________________________________________________________________________________

20. Методическая ценность и качество применения словесных методов обучения (правильность подачи команд, содержательность объяснения, умение вести беседу, культура речи, знание и пояснение терминологии)

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

21. Методическая ценность и качество показа упражнений __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

22. Предупреждение и исправление ошибок _______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

23. Правильность подбора средств, методов и приемов обучения в соответствии с задачами урока ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

24. Использование различных форм организации учебной деятельности (поточный, групповой, фронтальный методы) в различных частях урока (подготовительной, основной, заключительной) ________________________________

________________________________________________________________________________________________________

25. Реализация индивидуального подхода в обучении __________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

26. Использование методов стимулирования. Разнообразие этих методов и приемов ________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

27. Соблюдение методических принципов физического воспитания:

а) сознательности и активности __________________________________________________________________________

б) наглядности ________________________________________________________________________________________

в) доступности и индивидуальности ______________________________________________________________________

г) систематичности ____________________________________________________________________________________

28. Плотность урока:

а) общая плотность (высокая, средняя, удовлетворительная, неудовлетворительная) ______________________________________________________________________________________________________

* Общей плотностью урока является отношение времени, использованного педагогически оправданно, ко всей продолжительности урока. К педагогически оправданным затратам урочного времени относятся объективно необходимые затраты времени на такие учебные процессы или стороны деятельности учителя на уроке, как восприятие и осмысление учащимися объяснения упражнения, демонстрации, указаний учителя; выполнение физических упражнений и необходимый при этом отдых; перестроения; установка снарядов и их уборка и т. д.

К неоправданным затратам урочного времени относятся его потери, вызванные организационными или другими неполадками, такими как: несвоевременное начало и преждевременное окончание урока, простои между подходами к снаряду, перерывы в занятии, вызванные нарушением дисциплины, поломкой инвентаря и т. д. (например: 32 минуты на уроке было затрачено оправданно, следовательно, общая плотность урока (X) составит:

Общая плотность урока, составляющая 80 %, – высокая; 70 % – средняя; 60 % – удовлетворительная; менее 60 % – неудовлетворительная;

б) моторная плотность (чем выше процент моторной плотности, тем выше двигательная активность на уроке, это зависит от задач урока)

________________________________________________________________________________________________________

* Моторной плотностью урока является отношение времени, затраченного непосредственно на выполнение физических упражнений, ко всей продолжительности урока (например: 10 минут на уроке было затрачено учеником, взятым под наблюдение, на выполнение физических упражнений, следовательно, моторная плотность урока (Х 1) составит:

Для получения показателей общей и моторной плотности урока необходимо провести хронометраж анализируемого урока физкультуры заполнением предлагаемых граф таблицы и рисунка диаграммы затрат урочного времени, где показаны:

– общая плотность урока;

– моторная плотность урока;

– неоправданные затраты урочного времени.

30. Физиологическая кривая занятия. Анализ распределения учебного материала по физиологической кривой частоты сердечных сокращений (ЧСС) _____________________________________________________________________

31. ЧСС у учащихся: до занятия (в покое уд/мин) _________________________________________________________

наибольший пульс ______ на ______ минуте урока;

в заключительной части урока ______;

через 5 минут после окончания урока (в покое уд/мин) ___________

32. Какие специально намеченные планом физические качества развивались?______________________________ __________________________________________________________________________________________________

В какой мере осуществлены эти задач? ___________________________________________________________________

Очевидны три структурные части семинаров: предваряющая (подготовка к занятию), непосредственно сам семинар (обсуждение вопросов темы в группе) и завершающая часть (работа студентов по устранению обнаружившихся пробелов в знаниях).

Не только сам семинар, но и предваряющая, и заключающая части его являются необходимыми звеньями целостной системы усвоения вынесенной на обсуждение темы.

В связи с этим можно предложить план проведения семинарского занятия:

I. Вводная часть.

а. Обозначение темы и плана семинарского занятия.

б. Предварительное определение уровня готовности к занятиям.

в. Формирование основных проблем семинара, его общих задач.

г. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.

II. Основная часть.

а. Организация диалога между преподавателями и студентами и между самими студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия.

б. Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов.

в. Аргументированное формирование промежуточных выводов и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.

III. Заключительная часть.

а. Подведение итогов.

б. Обозначение направления дальнейшего изучения проблем.

Преподавателю надо помнить то, что семинар - это всегда непосредственный контакт со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение. Семинарские занятия могут запомниться на всю жизнь за товарищескую близость, атмосферу научного сотворчества, взаимопонимание. Такой семинар часто перерастает в систематическую научную работу дружного коллектива.

Однако семинарские занятия тоже не являются панацеей от всех учебно-методических бед. К некоторым недостаткам их использования можно отнести:

1. Выступающие студенты демонстрируют индивидуальные знания, поэтому общение практически отсутствует.

2. Нет сотрудничества и взаимопомощи. Попытка помочь выступающему расценивается как подсказка, запрещенный прием, нарушение дисциплины.

3. Нет личностного включения студентов в учебную деятельность.

4. Сковывается интеллектуальная активность студентов.

5. Дистанция между преподавателем и студентами ставит барьер общению, взаимодействию.

6. Студенты имеют возможность не высказываться, заниматься во время семинара другой работой.

7. Сама форма организации семинара ставит студентов в пассивную позицию, их речевая активность сводится к минимуму.

8. Отсутствует возможность формировать навыки профессионального общения и взаимодействия, которые требуются профессиональным сообществом.

Таким образом, групповая форма общения на занятии не является адекватной моделью отношений людей в коллективе, на производстве и сегодня не отвечает требованиям подготовки специалистов.


Поиски адекватных форм привели к коллективной форме организации семинарского занятия по принципу "круглого стола". Наиболее адекватно принцип "круглого стола" реализуется на семинаре-дискуссии.

Семинар-дискуссия - диалогическое общение участников, в процессе которого через совместное участие обсуждаются и решаются теоретические и практические проблемы курса. На обсуждение выносятся наиболее актуальные проблемные вопросы изучаемой дисциплины. Каждый из участников дискуссии должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, активно отстаивать свою точку зрения, аргументированно возражать, опровергать ошибочную позицию.

Частью семинара-дискуссии могут быть элементы "мозгового штурма", "деловой игры". В первом случае участники семинара стараются выдвинуть как можно больше идей, не подвергая их критике, а потом из них выделяются главные, наиболее заслуживающие внимания, которые обсуждаются и развиваются.

Во втором случае семинар получает ролевую "инструментовку". Можно ввести роли ведущего, оппонента, рецензента, логика, психолога, эксперта и т.д. в зависимости от того, какой материал обсуждается.

Ведущий семинар-дискуссию получает полномочия преподавателя по руководству дискуссией, следит за аргументированностью и корректностью высказываний, регламентом и т.д.

Оппонент или рецензент воспроизводит процедуру оппонирования, т.е. пересказывает позицию докладчика, находит ее уязвимые, спорные места или ошибки, предлагает соответствующий вариант решения.

Логик выявляет противоречия и логические ошибки в рассуждении докладчика и оппонентов, уточняет понятия, анализирует ход доказательств, правомерность выдвижения гипотезы и т.д.

Психолог обсуждает продуктивность взаимодействия, корректность обсуждения, не допускает неделикатного поведения и следит за правилами диалога.

Эксперт оценивает продуктивность дискуссии, дает характеристику общения ее участников, высказывает мнение о личном вкладе того или иного участника в дискуссию и т.д.

Функции психолога и эксперта пересекаются. Особая роль в таком семинаре принадлежит преподавателю. Преподаватель должен:

1. Определить круг проблем и вопросов, подлежащих обсуждению.

2. Подобрать основную и дополнительную литературу по теме семинара для докладчиков и выступающих.

3. Распределять формы участия и функции студентов в коллективной работе.

4. Готовить студентов к выбранному ролевому участию.

5. Руководить работой семинара.

6. Подводить общий итог дискуссии.

Критерии оценки семинарского занятия. Существует ряд вариантов определения критериев оценки качества семинарского занятия.

Первый вариант (снаиболее лаконичный анализом)

Целенаправленность: постановка проблемы, стремление связать теорию с практикой, с использованием материала в будущей профессиональной деятельности.

Планирование : выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами, наличие новинок в списке литературы.

Организация семинара : умение вызвать и поддержать дискуссию, конструктивный анализ всех ответов и выступлений, заполненность учебного времени обсуждением проблем, поведение самого преподавателя.

Стиль проведения семинара : оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией или вялый, не возбуждающий ни мыслей, ни интереса.

Отношения "преподаватель - студенты ": уважительные, в меру требовательные, равнодушные, безразличные.

Управление группой : быстрый контакт со студентами, уверенное поведение в группе, разумное и справедливое взаимодействие со студентами или, наоборот, повышенный тон, опора в работе на лидеров, оставляя пассивными других студентов.

Замечания преподавателя : квалифицированные, обобщающие или нет замечаний.

Студенты ведут записи на семинарах : регулярно, редко не ведут.

Если абсолютное большинство студентов и сам преподаватель пришли на семинар хорошо подготовленными, семинар проходит успешно, даёт ожидаемый результат.

Второй вариант (с более подробным анализом)

Критерии оценки плана и содержания семинарского занятия:

Соответствие рабочей программе дисциплины;

Качество плана семинарского занятия (план полный, детальный, перегруженный);

Отчетливость постановки цели семинарского занятия;

Обсуждение дискуссионных вопросов;

Рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники и культуры;

Раскрытие органического единства теории и практики;

Профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

Соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью, и т. п.);

Реализация в содержании семинарского занятия внутридисциплинарных и междисциплинарных связей.

Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

Обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

- логическая последовательность построения семинара;

Использование методов активизации мышления студентов;

Использование приемов закрепления полученной информации;

Использование эффективных методов контроля хода обсуждения и результатов выполнения студентами заданий семинарского занятия;

Использование технических средств обучения и наглядных пособий.

Критерии оценки организации семинарских занятий :

Соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия рабочей программе и тематическому плану;

- наличие плана семинарского занятия;

Четкость начала семинарского занятия (отсутствие задержки во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

Четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

Соблюдение регламентированных перерывов;

Посещаемость семинара студентами;

Дисциплина на семинарском занятии;

Подготовка студентов к семинарскому занятию;

Рациональность распределения времени на семинарском занятии;

Наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

Соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т. п.);

Наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:

Осуществление контроля подготовки студентами конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

Мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

Побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

Микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

Подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

Согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

Управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

Постановка задания к следующему семинарскому занятию.

Требования к выступлениям студентов.

Одним из условий, обеспечивающих успех семинарских занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам, рефератам студентов. Эти требования должны быть достаточно четкими и в то же время не настолько регламентированными, чтобы сковывать творческую мысль, насаждать схематизм.

Перечень требований к любому выступлению студента примерно таков:

1) Связь выступления с предшествующей темой или вопросом.

2) Раскрытие сущности проблемы.

3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, студент не обязан строго придерживаться такого порядка изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя, и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ КОНТРОЛЯ, ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Управление качеством образования и в частности главной его составляющей – образовательным процессом, можно рассматривать с трех позиций:

1. Управление определяется как деятельность по реализации целей образовательной организации

В качестве признаков этой специфической деятельности применительно к управлению образовательным процессом можно выделить следующие:

  • функциональный состав (планирование, организацию, контроль и руководство);
  • целевое назначение (организация совместной деятельности участников образовательного процесса и направленность ее на достижение образовательных целей);
  • наличие субъектов образовательной деятельности

В этом случае мы имеем в качестве цели управления получение вполне определенного предметного результата.

2. Управление рассматривается как воздействие одной системы на другую, одного человека на другого или группу и т.п.

В этом случае мы имеем в качестве цели управления целенаправленное воздействие на объект (образовательный процесс) управления и как результат изменение последнего или процесс воздействия на другого человека, также приводящий к изменению последнего. В этом определении признается активность только за управляющим, а управляемый воспринимается как прямой исполнитель, который следует некой навязанной норме. Однако если в управлении присутствует воздействие (диалог) субъектов друг на друга, неминуемо происходят изменения и в управляемых и управляющих.

3.Управление рассматривается как взаимодействие субъектов.

Суть взаимодействия состоит в непрерывности прямого и обратного воздействий субъектов реализующих образовательный процесс (руководство - преподаватель) и предполагает взаимное изменение управляющих и управляемых. В результате происходит смена состояний взаимодействующих субъектов. Проявлением взаимодействия является общение и деятельность Такое понимание управления позволяет утверждать, что объектом управления является не работник, а целостная учебная ситуация, что важно в двух аспектах:

  • Во-первых, в этом случае работник становится конструктором ситуации совместно с руководителем.
  • Во-вторых, появляется другое видение роли и места преподавателя в образовательном процессе.

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, организации и проведения учебного занятия. Это главная функция преподавателя и руководителю надо хорошо знать, чем занимается преподаватель и эффективно управлять этим процессом. К этому обязывает нас и «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования», т. в п. 24. сказано: «В средних специальных учебных заведениях устанавливаются основные виды учебных занятий, такие, как урок, лекция, семинар, практическое занятие, лабораторное занятие, контрольная работа, консультация, самостоятельная работа, учебная и производственная практики, выполнение курсовой работы (курсовое проектирование), а также могут проводиться другие виды учебных занятий. Понимание процессов проектирования, организации и проведения учебного занятия и проведение квалифицированного анализа можно рассматривать как предпосылку выработки эффективных управленческих решений, как необходимое условие достижения успеха в решении поставленных задач. От степени развития компетенции руководителя в вопросах контроля и анализа зависит решение повседневных задач управлением образовательной организации по изменению ситуации и соответственно качество результатов образовательной организации.

Алгоритм педагогического анализа учебного занятия на уровне образовательной организации

  • рассмотрение учебного занятия, как части общей системы;
  • выявления факторов, определяющих эффективность данного (или данных) учебного занятия;
  • определение обоснованности целей деятельности, содержания и форм проведения занятий;
  • оценка результатов проведения учебного занятия;
  • установление и устранение основных причин недостатков в управлении педагогическим процессом;
  • формулирование замечаний, выводов и предложений по совершенствованию учебного занятия.

Через посещение и анализ уроков можно контролировать:

  • обучающую, развивающую, воспитывающую направленность урока;
  • мотивационное обеспечение урока;
  • способность к целеполаганию, анализу педагогических ситуаций, рефлексии, контролю педагогической деятельности;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций, направленного на усвоение материала);
  • формы и методы, применяемые на занятиях; рациональное применение методов обучения; их соответствие целям и задачам занятия;
  • организацию развития средствами предмета общих учебных умений и навыков;
  • организацию самостоятельной работы; её содержание дифференциацию;
  • развитие познавательных и творческих способностей учащихся.

В график внутреннего контроля необходимо ввести мероприятия в соответствии с формой аудита учебного занятия.

Показатели и критерии

Организация учебного занятия:

  • Наличие обязательной учебной документации (рабочая программа, КТП, инструкционные карты)
  • Ведение журнала (соответствие КТП и инструкции по ведению журнала, своевременность выставления оценок)
  • Наличие плана занятия
  • Распределение времени учебного занятия
  • Учебно-методическое обеспечение занятия (использование оборудования, учебников, дидактических материалов и др.)

Поддержание дисциплины:

  • Выполнение организационной подструктуры занятия (оргмомента)
  • Осуществление дисциплинарного контроля в ходе учебного занятия
  • Формирование благоприятного психологического микроклимата на занятии

Мотивация и целеполагание:

  • Формулировка целей занятия (обучающих, воспитательных, развивающих)
  • Соответствие содержания занятия дидактическим единицам данной темы (государственный стандарт, рабочая программа)
  • Обеспечение мотивации процесса обучения

Изложение учебного материала:

  • Преподаватель логичен и последователен
  • При изложении учебного материала преподаватель выделяет ключевые понятия (элементы, термины, определения)
  • Речь преподавателя доступна студентам, темп изложения оптимальный
  • Преподаватель акцентирует внимание студентов на междисциплинарных связях
  • Преподаватель реализует профессиональную значимость учебного материала
  • Преподаватель реализует дифференцированный подход к обучению
  • Преподаватель дает возможность студентам самостоятельно сделать выводы
  • Преподаватель поддерживает активность студентов на занятии
  • Преподаватель осуществляет контроль усвоения студентами учебного материала

Формы и методы работы:

  • Соответствие форм и методов обучения целям учебного занятия
  • Использование на занятии активных форм и методов обучения
  • Проведение занятия с использованием современных педагогических технологий
  • Использование на занятии современных информационных и коммуникационных технологий

Подведение итогов и организация рефлексии:

Выдача домашнего задания

Подведении итогов занятия

Организация и проведение рефлексии (степень достижения поставленных целей)

Вопрос, связанный с контролем (анализом) качества по проектированию, организации и проведению учебного занятия рассматривается в соответствии со стандартизированными бланками по каждому типу учебных занятий.

старший методист, преподаватель высшей квалификационной категории

ГБПОУ Юридический колледж г. Москвы

Чистякова Ольга Александровна


Пути повышения качества проведения учебных занятий

в учреждениях СПО.

ФГОУ СПО «Новооскольский

Каждому учителю надо быть прежде всего добросовестным преподавателем своего

учебного предмета

Основные пути повышения качества проведения учебного занятия в учреждениях СПО – это совершенствование отдельных элементов методической системы обучения – методов, форм и средств обучения.

Учебное занятие – это форма воплощения методической системы обучения, звено целостного педагогического процесса.

Урок – это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса.

Учебное занятие является ведущей составной частью образовательного процесса, при котором реализуется весь комплекс образовательной, развивающей и воспитывающей функций обучения в соответствии с требованиями учебной программы . Во время учебного занятия преподаватель в течение установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью студентов.

Учебное занятие – это сложный и ответственный этап учебного процесса, ибо от качества отдельных занятий, в конечном итоге, зависит общее качество подготовки специалиста. Дать хороший урок – дело не простое. Многое зависит от понимания и выполнения преподавателем требований к учебному занятию, которые определяются целями, задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса.

Цели учебного процесса подразделяются на дидактические (обучающие), воспитательные и развивающие.


Дидактические (обучающие) цели :

– реализация ведущих принципов обучения;

– четкость знания;

– связь нового с предыдущим;

– умелый отбор методов, приемов, средств обучения;

– умелая организация урока.

Воспитательные цели :

– профессиональная направленность;

– воспитание сознательности;

– формирование общечеловеческих ценностей;

– соблюдение педагогического такта;

– правильный отбор материала.

Развивающие цели :

– развитие познавательной активности, самостоятельности;

– развитие памяти, внимания, воображения;

– развитие логического мышления.

Подготовка преподавателя среднего специального учебного заведения к занятиям начинается с календарно-тематического планирования на весь учебный год. Планируется изучение каждого раздела и темы и составляется план проведения каждого занятия. Хорошо продуманное планирование всего курса и каждого занятия в отдельности обеспечивает высокую эффективность и ритмичность учебной работы. Выбор оптимального сочетания различных методов обучения способствует глубокому и прочному усвоению студентами программного материала, а также творческому использованию приобретенных знаний в практической деятельности. Поурочное планирование является одним из главных этапов общего планирования учебного процесса. Согласно современным представлениям, методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студента, направленные на достижение учебно-воспитательных задач, а методический прием – часть метода, его элемент, выражающий лишь отдельные действия преподавателя и студента в процессе обучения. В настоящее время существуют различные классификации методов обучения.

Каждый поурочный план занятия является основным элементом общей системы учебно-воспитательного процесса, в свою очередь является вполне самостоятельным звеном в этом процессе.

Творческий подход к работе преподавателя относится к любому из требований к современному занятию, но особенно таким как:

– выбор преподавателем оптимального соотношения рационального и эмоционального в работе со студентами;

– четко следовать плану урока и одновременно готовность и умение гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций;

– создание условий для раскрытия студентами развития личности;

– определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы, с учетом уровня подготовки и подготовленности студентов;

– прогнозирование уровня усвоения студентами научных знаний, формирование умений и навыков на отдельных этапах занятия;

– выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля оптимального воздействия их на каждом этапе учебного занятия, выбор обеспечивающий познавательную активность;

– сочетание различных форм индивидуальной и коллективной работы на занятиях;

– развитие самостоятельности студентов в процессе обучения;

– учет возрастных особенностей.

Активное овладение профессиональной деятельностью , творческом, невозможно без интереса к дисциплине, к учебному процессу. Поэтому преподавателю необходимо заинтересовать студентов в первые минуты занятий. Темп и ритм учебного занятия должны быть оптимальными. Первое занятие по физике можно проводить как лекцию, но и можно как рассказ-беседу. Цель урока при помощи занимательных и наглядных опытов пробудить интерес к физике. На первых уроках необходимо привить навыки рецензирования, само и взаимооценки студентам. Не надо забывать, что похвала, поощрение мотивируют дальнейшие успехи, стимулируют желание стать лучше, добиться еще больших успехов. На учебных занятиях должен соблюдаться педагогический такт, необходим полный контакт во взаимодействии преподавателя и студента.


Разнообразие форм и методов проведения занятий способствует лучшему усвоению материала студентами. Тщательно спланированная учебная работа преподавателя способствует повышению качества подготовки будущих специалистов, их знаний по дисциплине.

Преподаватель обязан заранее продумать систему уроков по разделам, программный материал распределить по урокам, определить роль и место каждого из них в раскрытии содержания, формирование знаний, умений и навыков по разделу; продумать взаимосвязь между отдельным уроками и другими дисциплинами.

Урок изучения нового материала электромагнитная индукция вначале я называю тему урока, ставлю проблемные вопросы. По ходу объяснения провожу опыты, а студенты самостоятельно объясняют, добавляют. Большой интерес вызывают у студентов бинарные уроки. Мы проводим по физике урок

Требования к лекции, семинару и

практическому занятию
(материалы подготовил Данилов А.И., д.э.н., профессор)

I. Понятие, содержание и требования видов занятий

1.1. Лекция – одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой устное, монологическое, систематическое, последовательное изложение преподавателем учебного материала с демонстрацией слайдов и фильмов.

Лекция должна отвечать следующим требованиям :


  • иметь четкую структуру и логику раскрытия последовательно изучаемых вопросов;

  • иметь необходимую идейно-теоретическую направленность;

  • иметь законченный характер освещения определенной темы (проблемы), тесную связь с предыдущим материалом;

  • быть доказательной и аргументированной, содержать достаточное количество ярких и убедительных примеров, фактов, обоснований, доказательств;

  • быть проблемной, раскрывать противоречия и указывать пути их решения;

  • обладать внутренней убежденностью, силой логической аргументации, вызывать интерес познания, давать направления самостоятельной работы;

  • быть на современном уровне науки и техники, наглядной, излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов, понятий;

  • быть доступной для восприятия конкретной аудиторией.
Структура лекции включает элементы:

Вступление (вводная часть);

Основная часть (раскрытие основных вопросов);

Заключительная часть.

Вступление - часть лекции, цель которой - заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:


  • формулировка темы лекции, характеристика ее профессиональной значимости, новизны и степени изученности;

  • формулировка цели лекции;

  • изложение плана лекции, включающего наименования основных вопросов, подлежащих рассмотрению на лекции;

  • характеристика рекомендуемой литературы, необходимой для организации самостоятельной работы студентов;

  • ретроспекция-напоминание о вопросах, рассмотренных на прошлой лекции, связь их с новым материалом, указание на его роль, место и значение в данной дисциплине, а также в системе других наук.
Основная часть - изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательства выдвигаемых теоретических положений. Содержание материала определяется видом лекции.

Заключение - подведение общего итога лекции: обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции; ответы на вопросы студентов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ

Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции.

1. Критерии оценки содержания лекции:


  • соответствие темы учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • соответствие содержания лекции теме;

  • научность, соответствие современному уровню развития науки;

  • точность используемой научной терминологии;

  • информативность; раскрытие основных понятий темы; сочетание теоретического материала с конкретными практическими примерами;

  • реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений;

  • реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей;

  • связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике; разъясняются особо сложные вопросы; дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику и т.п.).
2. Критерии оценки методики чтения лекции:

  • дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала;

  • структурированность содержания лекции: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции;

  • акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах лекции;

  • рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного, программного, контекстного, деятельностного и др.);

  • логичность, доказательность и аргументированность изложения;

  • ясность и доступность материала с учетом подготовленности студентов;

  • соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами;


  • использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции);

  • использование записей на доске, наглядных пособий;

  • использование раздаточного материала на лекции;

  • использование технических средств обучения.
3. Критерии оценки организации лекции:

  • соответствие лекции учебному расписанию;

  • четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания лекции (конец речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку);

  • посещаемость лекции студентами;

  • дисциплина на лекции;

  • рациональное распределение времени на лекции (между ее частями и вопросами плана);

4. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

  • осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций;

  • оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз и т.п.);

  • просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции);

  • использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);

  • разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);

  • согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов.
5. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная);

  • степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом);

  • культура речи;

  • речевые данные, дикция;

  • внешний вид;


  • контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);


  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности лекции:

Степень реализации плана лекции (полная, частичная);

Степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов; раскрытие темы лекции;


  • информационно-познавательная ценность лекции;

  • воспитательное воздействие лекции.

1.2. Семинарское занятие

Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.

Семинарское занятие органично связано со всеми другими формами организации учебного процесса, включая, прежде всего, лекции и самостоятельную работу студентов. На семинарские занятия выносятся узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки студентов.

Особенностью семинарского занятия является возможность равноправного и активного участия каждого студента в обсуждении рассматриваемых вопросов.

Цель семинарского занятия - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.

Задачи семинарского занятия:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;

  • формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;

  • совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;

  • демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;

  • формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции семинарского занятия:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная;

  • контрольная.
Виды семинарских занятий.

Просеминар - семинарское занятие, имеющее целью ознакомление студентов первого курса со спецификой самостоятельной работы в вузе, приобретение навыков работы с учебной и научной литературой. Характерным элементом работы студента в просеминаре является подготовка рефератов на определенные темы, их чтение и обсуждение с последующим заключением и оценкой руководителя.

Собственно семинар - семинарское занятие, тематически прочно связанное с рабочей программой учебной дисциплины и имеющее целью углубленное изучение его отдельных, наиболее важных тем.

Спецсеминар - семинарское занятие исследовательского типа с независимой от лекционного курса тематикой, целью которого является углубленное изучение отдельной проблемы. Организуется на старших курсах и проводится под руководством специалиста в данной области.

Формы проведения семинарских занятий:


  • развернутая беседа на основании плана;

  • устный опрос студентов по вопросам плана семинара;

  • прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов;

  • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой;

  • теоретическая конференция;

  • семинар-пресс-конференция;

  • семинар-диспут;

  • семинар-дискуссия;

  • семинар - "круглый стол";

  • семинар - "мозговой штурм";

  • семинар-коллоквиум;

  • семинар-экскурсия;

  • семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.;

  • семинар - деловая игра;

  • комментированное чтение и анализ документов (литературы);

  • решение задач на самостоятельность мышления;
семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя;

Смешанная форма, с элементами различных форм проведения.

Выбор вида и формы проведения семинарского занятия определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы; призван способствовать обеспечению наиболее полного раскрытия содержания обсуждаемой темы, достижению наибольшей активности студентов.

СТРУКТУРА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

К типичным структурным элементам семинарского занятия относятся:

Вступительное слово преподавателя,

Основная часть,

Заключительное слово преподавателя.

Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.

Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.

Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания семинарского занятия:


  • соответствие учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • качество плана семинарского занятия (полный, детальный, перегруженный и т.п.);

  • отчетливость постановки цели семинарского занятия;

  • обсуждение дискуссионных вопросов;

  • рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;

  • раскрытие органического единства теории и практики;

  • профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

  • соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике; материал, изложенный частично; материал, изложенный полностью и т.п.);

  • реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

  • дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

  • логическая последовательность построения семинара;

  • использование методов активизации мышления студентов;

  • использование приемов закрепления полученной информации;

  • использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

  • использование технических средств обучения и наглядных пособий.
3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

  • соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • наличие плана семинарского занятия;

  • четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

  • четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

  • посещаемость семинара студентами;

  • дисциплина на семинарском занятии;

  • подготовка студентов к семинарскому занятию;

  • рациональность распределения времени на семинарском занятии;

  • наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

  • соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

4. Критерии оценки руководства работой студентов на семинарском занятии:


  • осуществление контроля за подготовкой студентами конспектов, таблиц, схем и др. материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

  • мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

  • побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний, сделанных по ходу семинарского занятия;

  • микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

  • подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

  • согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов;

  • управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

  • постановка задания к следующему семинарскому занятию.

  • знание предмета;

  • убежденность;

  • стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

  • характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.);

  • умение вызвать и поддержать дискуссию;

  • культура речи, дикция;

  • внешний вид;

  • отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

  • отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
6. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

  • степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

  • степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе семинарского занятия;

  • степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

  • степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

  • информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

  • воспитательное воздействие семинарского занятия.

1.3. Практическое занятие

П рактическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

Практические занятия проводятся вслед за лекциями, дающими теоретические основы их выполнения. Допускается проведение лабораторных (практических) занятий до прочтения лекций с целью облегчения изучения теоретического материала при наличии описаний практических работ, включающих необходимые теоретические сведения или ссылки на конкретные учебные издания, содержащие эти сведения.

В ходе практических (лабораторных) занятий студенты ведут необходимые промежуточные записи и составляют итоговый письменный отчет. Отчеты о выполненной работе представляются в конце занятия преподавателю для проверки.

Цель практического занятия: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.

Задачи практических занятий:


  • закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;

  • развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;

  • выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;

  • овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;

  • обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Функции практических занятий:

  • познавательная;

  • развивающая;

  • воспитательная.
Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:

  • ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;

  • аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;

  • творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:

  • упражнения;

  • тренинги;

  • решение типовых задач;

  • занятия с решением ситуационных задач;

  • занятия по моделированию реальных задач.

  • деловые игры;

  • ролевые игры;

  • игровое проектирование;

  • имитационные занятия;
выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;

Занятия-конкурсы.

СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Типичными структурными элементами (практического) занятия являются:

Вводная часть,

Основная часть,

Заключительная часть.

Вводная часть обеспечивает подготовку студентов к выполнению заданий работы. В ее состав входят:


  • формулировка темы, цели и задач занятия, обоснование его значимости в профессиональной подготовке студентов;

  • рассмотрение связей данной темы с другими темами курса;

  • изложение теоретических основ работы;

  • характеристика состава и особенностей заданий работы и объяснение подходов (методов, способов, приемов) к их выполнению;

  • характеристика требований к результату работы;

  • вводный инструктаж по технике безопасности при эксплуатации технических средств;

  • проверка готовности студентов к выполнению заданий работы;
пробное выполнение заданий под руководством преподавателя;

  • указания по самоконтролю результатов выполнения заданий студентами.
Основная часть предполагает самостоятельное выполнение заданий студентами. Может сопровождаться:

  • дополнительными разъяснениями по ходу работы;

  • устранением трудностей при выполнении заданий работы;

  • текущим контролем и оценкой результатов работы;

  • поддержанием в рабочем состоянии технических средств;

  • ответами на вопросы студентов.
Заключительная часть содержит:

  • подведение общих итогов (позитивных, негативных) занятия;

  • оценку результатов работы отдельных студентов;

  • ответы на вопросы студентов;

  • выдачу рекомендаций по улучшению показателей работы и устранению пробелов в системе знаний и умений студентов;

  • сбор отчетов студентов по выполненной работе для проверки преподавателем;

  • изложение сведений о подготовке к выполнению следующей работы, в частности, о подлежащей изучению учебной литературе.
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

1. Критерии оценки содержания практического занятия:


  • соответствие темы и содержания занятия учебно-тематическому плану и рабочей программе учебной дисциплины;

  • четкость и ясность цели и задач занятия;

  • раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач;

  • целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса, наличия учебников, учебных пособий и других источников;

  • точность и достоверность приведенной информации;

  • отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства;

  • профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;

  • согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей.

2. Критерии оценки методики проведения практического (лабораторного) занятия:


  • дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения;

  • структурированность содержания занятия: наличие вводной, основной и заключительной частей;

  • аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения;
ясность и четкость требований к результатам работы;

Логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний;

Демонстрация приемов выполнения заданий;

Последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач;


  • использование приемов активизации внимания студентов;

  • использование приемов закрепления информации в ходе занятия;

  • использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы;

  • обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами;

  • аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия;

  • соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность и т.п.);

  • учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий;

  • рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов.
3. Критерии оценки организации практического (лабораторного) занятия:

  • соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, учебно-тематическому плану дисциплины, учебному расписанию;

  • четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т.п.);

  • четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т.п.);

  • посещаемость занятия студентами;

  • подготовленность студентов к занятию;

  • дисциплина во время занятия;

  • рациональное распределение времени на занятии;

  • наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ;

  • наличие у каждого студента индивидуального рабочего места;

  • использование обратной связи со студентами;

  • наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов;

  • соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинете требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т.п.);
технологичность занятия.

4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе лабораторного (практического) занятия:

Осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения;

Оказание помощи студентам в выполнении заданий;


  • использование приемов активизации внимания и деятельности студентов;

  • оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей;

  • дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.
5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

Знание предмета, профессиональная компетентность;

Убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

Эмоциональность, увлекательность изложения материала;

Умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия;

Способность устанавливать контакты со студентами;


  • уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т.п.);

  • стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и т.п.);

  • стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т.п.);

  • органичность включения преподавателя в самостоятельную работу студентов во время занятия;

  • внешний вид;

  • манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

  • культура речи, дикция.
6. Критерии оценки результативности практического (лабораторного) занятия:

  • степень реализации цели и задач работы;

  • степень выполнения заданий работы;

  • степень соответствия результатов работы заданным требованиям;

  • степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков;

  • степень воспитательного воздействия на студентов;

  • информационно-познавательная ценность.

II. Методика проведения лекции, семинара и практического занятия
Методика проведения лекции заключается в разработке полного текста лекции, практического и семинарского занятия - в разработке план-конспекта.

При написании методики лекции, семинара и практического занятия преподаватель руководствуется утвержденной рабочей программой учебной дисциплины, используемой кафедрой в учебном процессе, а также материалами учебно-методического комплекса по данной дисциплине.

Полный текст лекции предполагает дословное изложение всего материала (со всеми примерами и выкладками).

План-конспект по проведению практического занятия должен содержать вводную, основную и заключительную части.

Во вводной части необходимо изложить:

Тему, цели занятия, изучаемые вопросы, порядок их рассмотрения;

Контрольные вопросы по ранее пройденному материалу.

В основной части план-конспекта отражается:

Порядок действий преподавателя;

Действия студентов при рассмотрении каждого вопроса;

Применяемые методы и методические приемы;

Порядок использования ТСО;

Вопросы, подлежащие закреплению на занятии.

В заключительной части указывается:

Действия студентов и оценки;

Наиболее характерные ошибки, способы и сроки их устранения;

Задания для самоподготовки;

Время для ответов на вопросы студентов;

Тема проведения очередного занятия.

План-конспект по проведению семинарского занятия должен включать:

Примерный расчет времени на обсуждение каждого вопроса плана семинара;

План или тезисы вступительного слова (значение темы; задача семинара; важнейшие теоретические вопросы, подлежащие обсуждению; порядок работы семинара);

Дополнительные вопросы к семинару.;

Организацию работы студентов на семинаре (кому предоставить первому слово; место доклада в структуре семинара и порядок его обсуждения; кого из студентов и когда вызвать для контроля);

Порядок использования на семинаре ТСО, раздаточного материала;

Заключительное слово (оценка семинара в целом; оценка доклада; разбор выступлений студентов и их оценивание; обобщение наиболее сложных рассматриваемых на семинаре вопросов; выводы по теме; задание к следующему занятию).

mob_info