Отчет о прохождении научно-исследовательской практики (магистратура). Межуниверситетское сотрудничество: стажировка магистрантов из Казахстана Отчет по научно исследовательской практике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Казахский Национальный Технический университет им. К.И.Сатпаева

Горно-металлургический институт им. О.А.Байконурова

Кафедра Открытых горных работ

ОТЧЕТ

о прохождении зарубежной научно-исследовательской стажировки магистранта 2-го года обучения

6М070700 Горное дело

(шифр и наименование специальности)

Выполнил: Карагулов К.А.

Научный руководитель:

Академик НАН РК, профессор

(уч.степень, название)

Ракишев Б.Р.

Алматы 2015 г.

Отчет о прохождении зарубежной стажировки в Государственном Университете Фрайбергской горной академии магистранта второго курса Карагулова К.А.

Место работы и должность стажера: Казахский Национальный
Технический университет имени К.И.Сатпаева, магистрант второго курса

Тема стажировки: "Научно-исследовательская стажировка" (Государственный Университет Фрайбергская горная академия, г.Фрайберг, Германия)

Страна проведения стажировки: Германия

Научно - исследовательская практика является обязательным
элементом учебного процесса подготовки магистрантов по направлению. Она представляет собой вид учебных занятий, которые непосредственно
ориентированы на профессионально-практическую подготовку
обучающихся, включающую в себя развитие способностей вести
самостоятельный научный поиск и самостоятельную научную работу. Объем занятий и требования к учебным материалам определяется высшим учебным заведением, реализующим программу.

Научно-исследовательская практика предусматривает написание
аналитического обзора к своей статье, а также разработку учебных
материалов по профилю.

Программа научно-исследовательской практики разработана на
основе Государственного образовательного стандарта высшего
профессионального образования. Программа включает разделы: цели и
задачи практики, содержание и организация практики, порядок отчета.

Цели и задачи практики

Научно-исследовательская практика для магистрантов нацелена на
обеспечение взаимосвязи между теоретическими знаниями, полученными
при усвоении университетской образовательной программы в рамках
специальности и практической деятельности по применению этих знаний в ходе научно-исследовательской работы.

Целью научно-исследовательской практики является овладение
магистрантами основными приемами ведения научно-исследовательской
работы и оформление у них профессионального мировоззрения в этой
области, в соответствии с профилем избранной магистерской программы.
Проведение магистрантом научного исследования по избранной и
утвержденной на заседании кафедры тематике в соответствии с
современными требованиями, предъявляемыми к организации и содержанию научно-исследовательской работы.

Задачи практики:

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрантами в
процессе изучения дисциплин магистерской программы;

Овладение современными методами и методологией научного
исследования, в наибольшей степени в соответствующие профилю избранной студентом докторской программы;

Совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-
исследовательской деятельности;

Обретение опыта научной и аналитической деятельности, а также
овладение умения изложения полученных результатов в виде отчетов,
публикаций, докладов;

Формирование представления о современных образовательных
информационных технологиях;

Выявление магистрантами своих исследовательских способностей;

Привитие навыков самообразования и самосовершенствования;

Получение навыков от работников зарубежного университета в
научной области.

Исходя из поставленных целей и задач научно-исследовательской
практики, магистрант должен овладеть умениями:

Формулировать научную проблематику;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-
исследовательской и педагогической деятельности и требующие
углубленных профессиональных знаний;

Выбирать необходимые методы исследования, модифицировать
существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

Обосновывать выбранное научное направление, адекватно подбирать
средства и методы для решения поставленных задач в научном
исследовании;

Владеть методами организации и проведения научно-
исследовательской работы;

Пользоваться различными методиками проведения научных исследований;

Владеть способами обработки получаемых эмпирических данных и их интерпретацией;

Делать обоснованные заключения по результатам проводимых и
исследований, в том числе в виде научных докладов и публикаций;

Реферировать и рецензировать научные публикации;

Формулировать и решать задачи, возникающие в ходе написания
научной статьи или аналитического обзора;

Анализировать и систематизировать собранный материал;

Применять методы исторического познания и современные

образовательные технологии;

Владеть методами анализа и самоанализа, способствующими

развитию личности научного работника;

Вести научные дискуссии не нарушая законов логики и правил

аргументирования;

Строить взаимоотношения с коллегами и педагогами.

В период с 20 августа по 30 августа 2015 года были организована
научная стажировка в Германии в городе Фрайберг при Государственном
университете Фрайбергской горной академии. Стажировка во Фрайбергской горной академии стала уникальной возможностью для совершенствования моих профессиональных качеств, позволив мне на 10 дней погрузиться в академическую и научную среду одного из самых старых технических университетов горно-металлургического направления в Германии.

История Фрайбергской горной академии.

В 1765 году принц Франц Ксавер Саксонский по плану Фридриха
Вильгельма фон Оппеля (1720 - 1767), Карла Вильгельма Бенно фон Хейница и Фридриха Антона фон Хейница, основал школу профессионального обучения горняков под именем Курфюршеская саксонская горная академия Фрайберга (с 1806 года: Королевская саксонская горная академия Фрайберга). Главной причиной этого события являлось поражение в Семилетней войне и обязанность выплатить репарации, что в свою очередь требовало увеличения числа профессиональных горняков.

В академии в 1739 г. М.В. Ломоносов под руководством Й. Генкеля
изучал минералогию и металлургию.

Горная академия Фрайберга является старейшим из
горнопромышленных учебных заведений, так как четыре ранее основанные академии в Потоси (Боливия, 1557-1786), Конгсберге (Норвегия, 1757 – 1814), БанскаШтьявница (Словакия, 1762-1919) и Праге (Чехня, 1762 – 1772) более не существуют. Горная академия Фрайберга является также старейшим после Национальной школы мостов и дорог техническим учебным заведением.

Рис.1 Элемент Германий

В Горной академии Фрайберга были открыты два химических элемента: индий (Фердинанд Райх, 1863) и германий (Клемент Винклер, 1886).

До основания Дрезденского технического университета в 1871 году Горная академия Фрайберга была наивысшим учебным заведением Саксонии. В 1899 году академии было присвоено звание высшего учебного заведения, с 1905 года получил право выдачи степени «доктора инженерных наук» (нем. GradeinesDr.-Ing.), а с 1939 года – «доктора естественных наук» (нем. Grad eines Dr. rer. nat.). В 1940 году был основан факультет горного дела и металлургии, а с 1955 года инженерно-экономический и научно-математический факультеты. В 1955 году был основан факультет рабочих и строителей (нем. Arbeiter – und Bauernfakultät «Wilhelm Pieck»). Профессора Эрих Раммлер и Георг Билкенротх за открытие высокотемпературного кокса из бурого угля были награждены Национальной премией ГДР.

Рис. 2 Замок Фройденштайн

В процессе объединения Германии строительная и правовая
инфраструктура Горной академии были значительно изменены. В настоящее время в Горной академии активно ведутся исследования полупроводников, в результате чего в городе обосновываются предприятия, связанные с этой областью (Siltronic AG, дочернее предприятие SolarWorld AG).

Наряду с исследованиями в области гео – и материаловедении в Горной академии все большее значение придают экологии. Фрайберг утвердил себя как «университет закрытого круговорота ресурсов», а в мировой исследовательской области – как современное, экосберегающее учебное заведение.

С 2003 года за выдающиеся достижения в области экологических
исследований университет вручает студентам и молодым ученым
награду Ганса Карла фон Карловича, предоставляемую обществом партнеров местного междисциплинарного экологического центра.

Рис.3 Приветственная доска Горной Академии

Рис.4 Главное здание на Академиштрассе

Сегодня в мире имя Технического университета Горной академии
Фрайберга прочно связано с геонауками. Университет позиционирует себя
как «университет ресурсов». Основной профиль университета – геонауки,
материаловедение, энергетика и экология.

С октября 2008 года Горная академия выставляет в замке
Фройденштайн самую большую в мире частную коллекцию минералов.

Особенными специальностями Академии Фрайберга являются:
индустриальная археология (единственная в Германии), международный
менеджмент ресурсов и окружающей среды (анг. International Management of Resources and Environ, IMRE, диплом мастера, обучение на английском языке), а также международный бизнес на развивающихся рынках (анг. International Business in Developing & Emerging Markets, диплом мастера, обучение на английском языке).

В ходе стажировки был ознакомлен с электронным и каталоговым
фондом, библиографическими базами обширной библиотеки, получил
необходимые консультации у сотрудников Фрайбергской горной академии, а также, что наиболее важно, имела возможность посетить учебные лаборатории при Фрайберской горной академии.

За весь период прохождения стажировки всем магистрантам оказана
поддержка доктора, профессора Карстена Дребеншдтета, а также другими
сотрудниками Фрайбергской горной академии, также работники академии
дали возможность работать в богатой научной библиотеки и получать
консультации от профессоров в области горного дела.

Главной целью моей стажировки являлось проведение научного
исследования по избранной и утвержденной на заседании кафедры моей
темы, поиск и обработка материалов для диссертационного исследования,
аналитический обзор и написание научной статьи. Разумеется, были и другие цели: расширение круга профессиональных контактов, совершенствование практики ведения научных дискуссий на английском и немецком языках.

Самым первым из способов достижения поставленных мною целей
стало получение консультаций у профессоров Государственного
университета Фрайбергской горной академии, а также работников
проектного отдела при Фрайбергской горной академии, тематика которых
непосредственно сопряжена с моим профессиональными интересами.

Под руководством доктора, профессора Карстена Дребеншдтета была
организована экскурсия в нерабочую шахту "ReicheZeche", в которой за 800 лет было добыто примерно восемь тысяч тонн серебра. Экскурсия
продолжилась около 3-х часов. Экскурсовод горняк, работающий в этой
шахте рассказывал об истории шахты, способов добычи серебра, проходки и крепи горных выработок, также знакомил с минералами которые
встречаются по пути следования экскурсии.

Рис.5 Вагонетки с рудой, оставленных в шахте ввиде макета

Затем посетили минералогический музей "Terramineralia" при
Фрайбергской горной академии. Насчитывается свыше 3500 минералов,
драгоценных камней и метеоритов, "Terramineralia" является постоянной
выставкой горной академии и одновременно с этим крупнейшей, а также
красивейшей коллекцией минералов во всей Германии.


Рис.6 Минералы, представленные в музее "Terramineralia"

Также нам посчастливилось посетить научно – исследовательскую лабораторию при Фрайбергской Горной Академии. Хотя общее время посещения данной лаборатории было очень мало, но все же я был очень рад посетить научную лабораторию одной из самых передовых академий в мире, где проводились и до сих пор проводятся научные эксперименты и опыты на современных приборах и оборудованиях. Это был очень хороший и полезный, хотя и,визуальный, опыт лично для меня, как для магистранта ВУЗа.


Рис.7 Оборудования в лаборатории

Завершая магистратуру, учащийся обязан пройти научно исследовательскую практику. Это возможность закрепить все накопленные в теории знания и развить практические навыки их применения, так необходимые в будущей профессии. По итогам своей деятельности студент составляет отчет и представляет своему куратору.

Научно исследовательская практика (НИР) магистрантов

Практика для магистрантов является обязательным этапом образовательного процесса на любых направлениях – экономика, юриспруденция, педагогика и т.д. Проходить ее должен каждый магистрант по окончании учебного семестра. Объем и график прохождения НИР согласуется с научным руководителем. Место для своей временной работы магистрант также согласует с учебной кафедрой.

Цели и задачи НИР

Целью практики можно назвать систематизацию теоретической базы, накопленной за период обучения, а также формирование навыков ведения научных изысканий путем постановки и решения задач по теме диссертации.

Главной задачей научно-исследовательской работы (НИР) студента является наработка опыта в исследовании поставленной проблемы, подбор аналитических материалов для написания выпускной работы.

За время НИР студент изучает:

  • информационные источники по теме своего диссертационного исследования;
  • методы моделирования, сбора данных;
  • современные программные продукты;
  • правила подготовки научно-технических отчетов.

По итогам НИР магистрант должен окончательно сформулировать тему своей диссертации, доказать актуальность и практическую ценность этой темы, разработать программу ее изучения и самостоятельно реализовать научное исследование.

Место и особенности прохождения научно-исследовательской практики

Научно-исследовательская практика, может осуществляться на базе организации любой сферы деятельности и формы собственности, учреждении системы высшего образования, в органе государственного или муниципального управления.

Научно-исследовательская практика для магистранта состоит из этапов:

  1. Предварительный этап (подготовка плана работы)
  2. Основной исследовательский этап
  3. Составление отчета

Аттестация магистранта по результатам его работы осуществляется на основании защиты представленного отчета.

Для организации НИР необходимо:

  1. Подобрать место будущей практики, согласовав его с руководителем;
  2. Заключить договор между выбранной базой практики и ВУЗом;
  3. Направляя студентов на практику, куратор магистров организует собрание на кафедре ВУЗа и обеспечивает учащихся программой практики, дневником, направлением, индивидуальным заданием и иными необходимыми документами.

Руководитель НИР от университета:

  • помогает написать индивидуальный план для студента;
  • изучает и оценивает аналитические материалы, собранные в ходе работы и дневник;
  • осуществляет общее руководство исследовательским процессом.

На весь период практики организация предоставляет магистранту рабочее место. За текущее руководство научно-исследовательской работой (НИР) студента ответственен руководитель практики от организации.


В его задачи входит:

  • составление вместе с магистрантом плана выполнения программы;
  • наблюдение за деятельностью учащегося и оказание ему помощи при необходимости;
  • контроль хода выполнения составленной программы;
  • проверка аналитических материалов, отобранных в процессе исследовательской работы;
  • написание отзыва (характеристики);
  • помощь в составлении отчетности.

В период практики работа студента должна быть организована исходя из логики работы над магистерской диссертацией. В соответствии с выбранной темой составляется программа исследований. Магистранты обязаны регулярно делать записи в своих дневниках о всех этапах проводимой работы. По завершении исследовательской деятельности требуется написать отчет о прохождении научно исследовательской практики магистранта и представить готовый отчет руководителю на кафедру своего ВУЗа.

Отчет по научно исследовательской практике

Все собранные в результате практики материалы и дневниковые записи систематизируются и анализируются. На их основе магистрант должен сделать отчет, который в установленные учебным планом сроки передается научному руководителю на проверку. Последним этапом является защита отчета перед своим руководителем и комиссией. По итогам защиты выставляется оценка и оформляется допуск к следующему семестру.

Практика оценивается на основе отчетной документации, составляемой магистрантом и его защитой. В ее состав входит: готовый отчет о прохождении практики и дневник.

Структура отчета по НИР

Отчет по практике содержит 25 – 30 страниц и должен иметь следующую структуру:

1. Титульный лист.

2. Введение, в том числе:

2.1. Цель НИР, место и период ее прохождения.

2.2. Список выполненных заданий.

3. Основная часть.

4. Заключение, включающее:

4.1. Описание приобретенных практических навыков.

4.2. Индивидуальные выводы о ценности проведенного исследования.

5. Список источников.

6. Приложения.

Также основная содержательная часть отчета по НИР включает:

  • перечень библиографических источников по теме диссертации;
  • обзор существующих научных школ по теме исследования. Обычно оформляется в виде таблицы;
  • рецензию на подходящую по теме научную публикацию;
  • результаты разработки теоретической базы научного исследования по своей теме и реферативный обзор (актуальность, степень разработанности направления в различных исследованиях, общая характеристика предмета, цели и задач собственного научного исследования и т.д.). Если итоги исследований были представлены магистрантом на конференциях или публиковались статьи в журналах, то их копии прилагаются к отчету.

Основными критериями оценки для отчета выступают:

  • логика и структурированность изложения материала исследования, полнота раскрытия темы, целей и задач исследования;
  • творческий подход к обобщению и анализу данных с использованием новейших научных методов;
  • навыки четкого и последовательного изложения материала, оформления результатов своей работы, навыки владения современными методами исследования, подбора демонстрационных материалов;

От правильности написания отчета зависит итоговая оценка, поэтому стоит отнестись к его составлению с должным вниманием. Можно даже обратиться к своему научному руководителю и попросить пример отчета по научно исследовательской практике магистранта. Такой пример поможет избежать ошибок в составлении и оформлении документа, а значит и необходимости переделывать работу.

Прохождение научно-исследовательской практики является важным этапом подготовки к написанию магистерской диссертации. На базе полученных данных, грамотно составленного отчета и записей дневника практиканта в дальнейшем формируется выпускная работа.


КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

«» 2018 г.
ОТЧЕТ ПО НАУЧНОЙ СТАЖИРОВКЕ

МАГИСТРАНТА МАТАЕВОЙ Г.Г.

СПЕЦИАЛЬНОСТИ

6М070300 – «ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

Руководитель УПО ________ Л .М. Султанова
Научный руководитель ________ В.В. Яворский

Караганда 2018

Утверждаю

Первый проректор КарГТУ

А.З. Исагулов

о прохождении стажировки магистранта
Магистрант I курса Матаева Галина Геннадьевна

Специальность 6М070300 «Информационные системы»
Научный руководитель __________ Яворский В.В.

(фамилия, имя, отчество)

к.т.н., пофессор ИВС

(ученая степень, ученое звание, должность, кафедра)

Место прохождения стажировки Чешский Технический Университет в Праге, Чешская Республика я

(университет, страна)

Сроки стажировки с «02» апреля по «16» апреля 2018 г.
Количество дней: 10 дней

Цели стажировки
Была пройдена научно-практическая зарубежная стажировка на тему «Информационные системы» в г.Прага, Чешская Республика в период с 3 апреля по 16 апреля 2018 г. Принимающая сторона – Чешский технический университет.

Целью зарубежной стажировки является:

Консультации с профессорско-преподавательским составом университета по теме магистерского проекта «Оптимизация работы общественного транспорта посредством автоматизированной информационной системы»;

Работа в библиотеке, работа с библиотечным фондом университета по магистерской диссертации;

Знакомство с современными технологиями обучения, используемыми в Чешском техническом университете.

План научной стажировки

03.04.2018 Знакомство с факультетом , читальным залом и залом электронных ресурсов университета.

Введение
Главная задача международной стажировки по программе обучения магистратуры – обмен опытом и знаниями между учебными заведениями и студентами. Получение новых точек зрения на исследуемые научные задачи, поставленные в магистерском проекте, позволяет расширить область охвата исследуемой задачи.

Международная стажировка также позволяет сравнить дидактическую, организационную работу, ведущуюся в учебных заведениях, уровень технической оснащённости кафедр, а также уровень профессионализма преподавательского состава.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный , машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление , структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Чешский технический университет (České vysoké učení technické v Praze) входит в глобальный рейтинг лучших университетов мира, по данным QS World University Rankings и занимает лидирующие места по ряду специальностей в Чешской Республике в традиционном ежегодном рейтинге лучших университетов страны.

Это подтверждают и партнёры ČVUT, среди которых множество известных в научном сообществе институтов и лабораторий. Например, кафедра математики факультета ядерной физики и инженерии сотрудничает с Йельским университетом (Yale University a Reservoir Engineering Research Institute), а кафедра физической электроники – с Европейским космическим агентством ESA и Центром космических полётов им. Годдарда (лаборатория NASA).

Факультет информационных технологий Чешского технического университета (ФИТ ЧТУ ) был основан 1 июля 2009года и является восьмым факультетом ЧТУ . Его первым деканом стал профессор. Ing Pavel Tvrdík , CSc , в 2013 году был переизбран.

Предлагает обучение в различных областях информатики, от теоретической информатики к проектированию цифровых систем или сайтов и мультимедиа. Выпускники используются в основном как программисты, аналитики и архитекторы информационных систем, или постах нижнего и среднего звена в ИТ-компаниях и ИТ отделах. Также могут работать в фундаментальных и прикладных исследованиях.

Факультет в свои первые дни (с 5. августа 2009 года) обосновался в здании общежития Масарика ЧТУ , который до тех пор сдавался в аренду CSA . С мая 2011 года факультет занимает новое здание ЧТУ совместно с Факультетом архитектуры. В этом здании факультет использует все четыре лекционных зала и 3. этаж здания, где находится деканат факультета вместе с несколькими компьютерными и семинарскими классами. Кафедры, начиная с июня 2011 года занимают 9.-14. этажи в соседнем здании А, которое с новым зданием связано проходом. Остальную часть здания А использует Факультет строительства . Факультет с момента своего создания использует также Ballingův зал и один компьютерный класс в Национальной технической библиотеке .

Специальности:


  • Безопасность и информационные технологии

  • Информатика

  • Informatics (информатика) на английском

  • Информационные системы и управление

  • Дизайн и программирование встраиваемых систем

  • Компьютерная безопасность

  • Компьютерная инженерия

  • Компьютерные системы и сети

  • Системное программирование

  • Теоретическая информатика

  • Сайт и мультимедиа

  • Инженерия программного обеспечения и сайтов

  • Инженер знаний

В первый день нас ознакомили с университетом. Рассказали историю университета. Познакомились с кафедрой и научным руководителем. Прослушали презентацию о Чешском техническом университет и о факультете «Факультет информационных технологий» ЧВУТ.

Рассказали, что основным достоянием университета является высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. Сегодня в университете проводится обучение по 115 программам по 419 специальностям. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

Рисунок 1.

03.04.2018 Экскурсия по университету ЧВУТ.

Чешский технический университет в Праге (ЧВУТ) является одним из самых крупных и старейших технических университетов Европы. В настоящее время он включает в себя 8 факультетов - строительный, машиностроения, электротехнический, биомедицины, ядерных технологий и физического инжиниринга, транспорта, информационных технологий, архитектуры, и учится здесь более 21 000 студентов. Университет предлагает своим студентам 119 учебных программ с 442 специальностями. Университет выпускает высококвалифицированных современных специалистов, ученых и менеджеров со знанием иностранных языков, динамичных, гибких и способных быстро адаптироваться к требованиям рынка.

При университете действует студенческий союз, благодаря которому университет является не только местом для обучения, но и предоставляет своим студентам возможности для творчества и спорта, проведения различных мероприятий, организации путешествий. Студенческий союз не только включает в себя огромное количество клубов и секций по различным направлениям, но и имеет собственное управление, структуру, правила и миссию, здесь реализуются интересы многих участников. Каждый студент ЧВУТ может участвовать в мероприятиях и жить студенческой жизнью в полной мере.

Рисунок 2.
04.04.2018 Лекционное занятие.Ассемблер.

Обсуждение с руководителем плана проведения практических научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Была произведена личная беседа с заместителем декана по внешним связям факультета «Факультет информационных технологий» Колаш Йозефом по плану проведения экспериментальных научных работ, методики экспериментов, обработки результатов исследований.

Был разработан план занятий , который включал в себя лекции и практические занятия по компьютерному моделированию и автоматизированному проектированию.

Начало изучения и сбора материалов по диссертационной работе. Исследования по тематике диссертационной работы.

В ходе прохождения научной стажировки мы изучали использование языка программирования Ассеммблер (от англ. Assembler - сборщик). Это компилятор исходного текста программы, написанной на языке ассемблера, в программу на машинном языке.

Как и сам язык ассемблеры, как правило, специфичны для конкретной архитектуры, операционной системы и варианта синтаксиса языка. Вместе с тем существуют мультиплатформенные или вовсе универсальные (точнее, ограниченно-универсальные, потому что на языке низкого уровня нельзя написать аппаратно-независимые программы) ассемблеры, которые могут работать на разных платформах и операционных системах. Среди последних можно также выделить группу кросс-ассемблеров, способных собирать машинный код и исполняемые модули (файлы) для других архитектур и ОС.

05.04.2018 Лабораторное занятие.Ассемблер.

Язык ассемблера – это символическое представление машинного языка. Ассемблер позволяет писать короткие и быстрые программы. Однако этот процесс чрезвычайно трудоёмкий. Для написания максимально эффективной программы необходимо хорошее знание особенностей команд языка ассемблера, внимание и аккуратность. Поэтому реально на языке ассемблера пишутся в основном программы, которые должны обеспечить эффективную работу с аппаратной частью. Также на языке ассемблера пишутся критичные по времени выполнения или расходованию памяти участки программы. Впоследствии они оформляются в виде подпрограмм и совмещаются с кодом на языке высокого уровня.

Регистры -это специальные ячейки памяти, расположенные непосредственно в процессоре. Работа с регистрами выполняется намного быстрее, чем с ячейками оперативной памяти, поэтому регистры активно используются как в программах на языке ассемблера, так и компиляторами языков высокого уровня.

Регистры можно разделить на регистры общего назначения , указатель команд , регистр флагов и сегментные регистры .

Названия регистров происходят от их назначения:


  • EAX/AX/AH/AL (accumulator register ) – аккумулятор;

  • EBX/BX/BH/BL (base register ) –регистр базы;

  • ECX/CX/CH/CL (counter register ) – счётчик;

  • EDX/DX/DH/DL (data register ) – регистр данных;

  • ESI/SI (source index register ) – индекс источника;

  • EDI/DI (destination index register ) – индекс приёмника (получателя);

  • ESP/SP (stack pointer register ) – регистр указателя стека.
Флаги состояния (биты 0, 2, 4, 6, 7 и 11) отражают результат выполнения арифметических инструкций, таких как ADD , SUB , MUL , DIV .

  • Флаг переноса CF устанавливается при переносе из старшего значащего бита/заёме в старший значащий бит и показывает наличие переполнения в беззнаковой целочисленной арифметике. Также используется в длинной арифметике.

  • Флаг чётности PF устанавливается, если младший значащий байт результата содержит чётное число единичных битов. Изначально этот флаг был ориентирован на использование в коммуникационных программах: при передаче данных по линиям связи для контроля мог также передаваться бит чётности и инструкции для проверки флага чётности облегчали проверку целостности данных.

  • Вспомогательный флаг переноса AF устанавливается при переносе из бита 3-го результата/заёме в 3-ий бит результата. Этот флаг ориентирован на использование в двоично-десятичной (binary coded decimal, BCD) арифметике.

  • Флаг нуля ZF устанавливается, если результат равен нулю.

  • Флаг знака SF равен значению старшего значащего бита результата , который является знаковым битом в знаковой арифметике.

  • Флаг переполнения OF устанавливается, если целочисленный результат слишком длинный для размещения в целевом операнде (регистре или ячейке памяти). Этот флаг показывает наличие переполнения в знаковой целочисленной арифметике.
06-09.04.2018 Лекционное занятие.Булева алгебра.

На этом уроке изучали Булеву алгебру.Алгебра логики (булева алгебра) - это раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые со стороны их логических значений (истинности или ложности) и логических операций над ними. Алгебра логики позволяет закодировать любые утверждения, истинность или ложность которых нужно доказать, а затем манипулировать ими подобно обычным числам в математике.

Создание алгебры логики в середине ХIХ века в трудах Джорджа Буля представляло собой попытку решать традиционные логические задачи алгебраическими методами.

Функция от n переменных называется логической или булевой или переключательной или функцией алгебры логики, если сама функция и любой из ее аргументов могут принимать значения только из множества {0, 1}. Количество функций от n переменных равно 2 в степени n .

Значениям переменной в булевой алгебре соответствуют состояниям элементов микросхем компьютера или любого другого электронного устройства: сигнал присутствует (логическая "1") или сигнал отсутствует (логический "0").

На логических элементах, реализующих булевы функции, строятся логические схемы электронных устройств.

Законы булевой алгебры применяются и в программировании - при написании сложных логических условий и сложных запросов к базе данных. Один пример со скриптом на PHP приведён здесь (это статья о системе многокритериального поиска по сайту с базой данных). Ещё один пример - применение алгебры логики в создании многоуровневого меню сайта , в котором были бы открыты все пункты всех уровней, по которому пролегает путь к конечному открытому пункту меню.

Часто оказывается, что изначально построенное логическое выражение можно упростить, используя аксиомы, теоремы и законы алгебры логики.

Способы описания логических функций

Применяются следующие способы описания логических функций:

  • словесный;

  • табличный;

  • числовой;

  • аналитический;

  • координатный;

  • графический.

Аналитическое представление логических функций

В качестве исходного описания сложных логических функций обычно используется таблица истинности, однако упрощение функций удобнее производить в аналитической форме. При аналитической записи функция алгебры логики представляется либо в виде логической суммы элементарных логических произведений (дизъюнкции элементарных конъюнкций), либо в виде логического произведения элементарных логических сумм (конъюнкции элементарных дизъюнкций). Первая форма записи имеет название дизъюнктивной нормальной формы (ДНФ), вторая - конъюнктивной нормальной формы (КНФ). В этих названиях термин "нормальная" означает отсутствие общей инверсии (отрицания) над несколькими перемнными сразу.

Дизъюнктивная нормальная форма

.

Конъюнктивная нормальная форма

Аксиомы конъюнкции

Аксиомы дизъюнкции

Аксиомы отрицания

если , то ; если , то .
Теоремы исключения констант

Теоремы идемпотентности (тавтологии, повторения)

для n переменных

Теорема противоречия

Теорема "исключённого третьего"

Теорема двойного отрицания (инволюции)

Законы алгебры логики

Ассоциативный (сочетательный) закон

.

Коммутативный (переместительный) закон

Дистибутивный (распределительный) закон

Законы де Моргана (законы общей инверсии или дуальности)

Закон поглощения (элиминации)

Закон склеивания (исключения)

.

Рисунок 3.

10.04.2018 Лабораторное занятие.Булева алгебра.

На лабораторном занятии мы решали задачи по булевой алгебре. Типовые задачи:

Задача 1. Применяя равносильные преобразования привести булеву функцию к минимальной ДНФ.

Задача 2. Доказать полноту (или неполноту) приведенной системы булевых функций .

Задача 3. Проверить, является ли тавтологией формула:

Задача 4. Построить таблицу истинности и определить выполнимость формулы:
11.04.2018 Лекционное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Рекурсией называется ситуация, когда подпрограмма вызывает сама себя.

Пример рекурсивной процедуры:

procedure Rec(a: integer);

Рассмотрим, что произойдет, если в основной программе поставить вызов, например, вида Rec(3). Ниже представлена блок-схема , показывающая последовательность выполнения операторов.

Рис. 1. Блок схема работы рекурсивной процедуры.

Процедура Rec вызывается с параметром a = 3. В ней содержится вызов процедуры Rec с параметром a = 2. Предыдущий вызов еще не завершился, поэтому можете представить себе, что создается еще одна процедура и до окончания ее работы первая свою работу не заканчивает. Процесс вызова заканчивается, когда параметр a = 0. В этот момент одновременно выполняются 4 экземпляра процедуры. Количество одновременно выполняемых процедур называют глубиной рекурсии.

Четвертая вызванная процедура (Rec(0)) напечатает число 0 и закончит свою работу. После этого управление возвращается к процедуре, которая ее вызвала (Rec(1)) и печатается число 1. И так далее пока не завершатся все процедуры. Результатом исходного вызова будет печать четырех чисел: 0, 1, 2, 3.
12.04.2018 Лабораторное занятие. Рекурсивные алгоритмы.

Для примера сымитируем работу цикла for. Для этого нам потребуется переменная счетчик шагов, которую можно реализовать, например, как параметр процедуры.

procedure LoopImitation(i, n: integer);

{Первый параметр – счетчик шагов, второй параметр – общее количество шагов}

Writeln("Hello N ", i); //Здесь любые инструкции, которые будут повторятся

If i
LoopImitation(i+1, n); //значению n, повторяем инструкции путем вызова

//нового экземпляра процедуры

Результатом вызова вида LoopImitation(1, 10) станет десятикратное выполнение инструкций с изменением счетчика от 1 до 10. В данном случае будет напечатано:

13.04.2018 Работа в Чешской национальной технической библиотеке.

После открытия в библиотеку, получшившую название «Национальная техническая библиотека» (чеш. «Národní technická knihovna», сокр. «NTK») начали переезжать все технические библиотеки, расположенные в Праге. Теперь разрозненные библиотеки различных факультетов тех. университета находятся в одном месте, на станции метро Dejvická.

Кроме того, они постоянно пополняются очень современной и дорогой литературой на различных языках мира. Не нужно приобретать дорогостоящую редкую литературу – ее можно взять здесь практически бесплатно (полугодовой абонемент стоит 50 чешских крон, т.е. 80 руб).

Искали материалы для своего магистрского проекта. Некоторую информацию сделали копию и сохранили.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

16.04.2018 Подведение итогов. Вручение сертификатов.

Рисунок 6.

о научной стажировке магистранта

КарГТУ кафедры ИВС

Матаевой Галины Геннадьевны

Научный руководитель от КарГТУ
к.т.н., профессор Яворский В.В.

Предложения магистранта о совершенствовании организации подготовки бакалавров и магистров

Заключение
В период с 3 по 17 апреля 2018 года была проведена научная стажировка в Чешском техническом университете в Праге (Чешская Республика, г.Прага).

В ходе стажировки была ознакомлена с электронным и каталоговым фондом, библиографическими базами обширной библиотеки университета, получила необходимые консультации у сотрудников университета, а именно у доцента, д.т.н. Колар Йозефа для сбора информации по теме магистерского проекта: «Разработка распределенной системы автоматизации тестирования веб-приложения».

По окончании поездки были вручены сертификаты.

5 ноября в Информационно-библиотечном центре РГСУ состоялось торжественное вручение удостоверений магистрантам Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова (Республика Казахстан) в связи с прохождением ими научной стажировки в нашем университете.

5 ноября в Информационно-библиотечном центре РГСУ состоялось торжественное вручение удостоверений магистрантам Павлодарского государственного университета им. С. Торайгырова (Республика Казахстан) в связи с прохождением ими научной стажировки в нашем университете. Поздравить ребят пришли проректор по организации научной работы, доктор социологических наук, порфессор Галина Ивановна Осадчая, декан социально-гуманитарного факультета, доктор исторических наук, профессор Николай Васильевич Старостенков, заместитель начальника Управления международного сотрудничества Михаил Николаевич Магницкий.

С 28 октября по 6 ноября магистранты Аслан Азербаев, Ернур Дауенов, Сания Смагулова, Галина Ковтун, Асемгуль Нургалиева, Нуржамал Тышканова, Салтанат Аубакирова и Майя Байгожина проходили обучение в РГСУ. Их стажировка была организована Управлением международного сотрудничества и социально-гуманитарным факультетом. Занятия с лучшими преподавателями университета, консультации научных руководителей, использование богатейших ресурсов электронной научной библиотеки РГСУ позволили ребятам значительно продвинуться в работе над магистерскими диссертациями по направлениям: «История», «Культурология», «Политология», «Философия».

Галина Ивановна Осадчая вручила магистрантам удостоверения о прохождении стажировки, поблагодарила за сотрудничество и пожелала новых научных открытий. В ответ ребята выразили сердечную благодарность РГСУ за теплый прием и уникальную возможность совместного поиска решения научных проблем, заданных темами их магистерских диссертаций. Они изъявили желание продолжить свое образование в аспирантуре РГСУ и получили рекомендательные письма-приглашения для поступления.

С 02 апреля 2018 года по 09 апреля 2018 года прошли научную стажировку в Сибирском университете потребительской кооперации пятьдесят один магистрант Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза (Республика Казахстан).

Научная стажировка организована по программам:

  • Инновационные технологии в области учетно-аналитической деятельности;
  • Методология, организация и внедрение научных исследований в экономике и управлении;
  • Инновационные подходы к научной деятельности в сфере производства пищевых продуктов и информационных технологий;
  • Модернизация публичного права.

Программы включали лекции ведущих преподавателей университета, практические и выездные занятия, научные мероприятия. Стажировка прошла в течение недели, насыщенной интересными университетскими событиями, что позволило иностранным магистрантам поучаствовать в мероприятиях научно-практического форума «Междисциплинарная интеграция как двигатель научного прогресса».

Гости из Казахстана посетили Дискуссионную площадку «Наука побеждать: от идеи до реализации проекта», презентацию результатов научных исследований победителей конкурса студенческих грантов-2017 «Научный дебют», приняли участие в работе пленарного заседания и заседаниях секций Международной научно-практической конференции «Дни науки-2018».

На заседаниях секций конференции магистранты Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза поделились результатами своих исследований, подтвердили высокий уровень подготовки. Так, дипломы первой степени за доклады получили Мамалинова Назым Габдулмажитовна (секция «Научно-инновационные подходы в экономике и управлении предприятиями, отраслями, территориями») и Касымбекова Айнура Тилеугабыловна (секция «Роль гуманитарных и социальных наук в эпоху научно-технического прогресса»).

На церемонии вручения магистрантам сертификатов о прохождении научной стажировки проректор по учебной работе Е.И. Леоненко, начальник научного управления Е.Н. Лищук отметили, что сотрудничество университетов является взаимовыгодным, позволяет обмениваться лучшими практиками в области образовательной и научной деятельности, повышать качество подготовки студентов с учетом международных стандартов.

На итоговой встрече магистранты из Казахстана выразили благодарность Сибирскому университету потребительской кооперации за организацию зарубежной научной стажировки: ректору университета Владимиру Валентиновичу Степанову, деканам факультетов и их заместителям, преподавателям. Опыт, полученный во время стажировки, признан полезным как для дальнейшей исследовательской, так и для педагогической деятельности магистрантов.

Представители Карагандинского экономического университета Казпотребсоюза и Сибирского университета потребительской кооперации подтвердили намерение продолжить сотрудничество по международным обменам, совместным образовательным и научным программам.

mob_info