Причины повлиявшие на характер татьяны. Круг чтения татьяны лариной

Примерные темы и планы

I . Татьяна — русская душою

План и краткие пояснения.

1) Место Татьяны в романе «Евгений Онегин».

(Образ Татьяны важен для раскрытия идейного смысла произведения. С образом Татьяны связано убеждение Пушкина в том, что человеку всегда доступно понимание возвышенных целей и возможность подняться над бездуховной средой.)

2) Кто она, пушкинская героиня?

(Богатый внутренний мир. Душевные силы не растрачены. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: умом, своеобразием натуры выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов).

а) Условия воспитания в помещичьей среде. («Они хранили в жизни мирной привычки мирной старины...»; Вместе с семейным воспитанием приобрела основы народной нравственности, чистоты).

б) Своеобразие характера в детстве и ранней юности. (Формирование характера с самого раннего детства происходит на природе, он развивается свободно, не испытывая никаких чуждых влияний. Она отталкивала от себя все пошлое, не соответствующее ее романтическому восприятию мира).

в) Причины, повлиявшие на формирование ее характера:

— общение с народом, любовь к няне;

— русская природа;

— патриархальность семейного уклада.

г) Гармоничность натуры Татьяны:

— незаурядный ум;

— нравственная чистота;

— глубина чувств;

— верность долгу.

3) Белинский о Татьяне Лариной.

(Пушкин любит свою героиню за цельность, благородство, простоту характера, за ум, пламенное и нежное чувство, за ее веру в избранную мечту, живую волю. В понимании Пушкина Татьяна — идеал русской женщины. Пушкин «первый воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину»).

II. Евгений Онегин — «лишний человек»

План.

1) Эпоха создания романа «Евгений Онегин».

2) Евгений Онегин — «лишний человек».

а) Происхождение Онегина.

б) Воспитание Онегина:

— уровень знаний;

— неумение трудиться;

— утонченные манеры;

— лицемерие;

— времяпровождение.

в) Разочарованность Онегина и ее причины.

г) Поиски удовлетворения духовных запросов

— чтение книг;

— попытки писать;

— путешествия;

— преобразования в деревне.

д) Основные черты характера Онегина:

— резкий охлажденный ум;

— эгоизм;

— правдивость;

— знание и понимание людей;

— неудовлетворенность жизнью.

е) Отношение Онегина к окружающим:

— к Татьяне;

— к Ленскому;

— к поместному дворянству.

3) Трагичность образа Онегина.

Примерный план сочинения по теме «Образ Онегина»

Вступление.

1. Важной особенностью пушкинского творчества является его «необычная по размерам и скорости эволюция».

2. Наилучшим свидетельством эволюции Пушкина стал его роман в стихах «Евгений Онегин». Авторская эволюция — центральная тема самого «Евгения Онегина». Роман писался в течение семи лет (1823—1831); за это время многократно менялся замысел романа, менялся сам поэт, менялись представления автора о своих героях, его отношение к ним.

3. Евгений Онегин — меняющийся герой. Он меняется от главы к главе, при этом внутри одной главы авторская точка зрения на Онегина тоже может меняться. Основной принцип в изображении меняющегося («живого», «незастывшего») героя — «принцип противоречия».

Основная часть.

1. Противоречия в изображении Онегина.

1а. В начале первой главы — сатирическое изображение Онегина как типичного представителя светского общества (перечислить типические характеристики Онегина как светского человека).

1б. В конце 1 главы — элегическое изображение Онегина как романтического («байронического») героя (перечислить черты онегинского романтизма, близкие самому автору: «Мечтам невольная преданность, // Неподражательная странность», «томление» («Томила жизнь обоих нас»), усталость от жизни («В обоих сердца жар угас») и др.)

2. Загадка Онегина и ее разрешение:

2а. Кто же такой Онегин? Этот вопрос поставила перед собой любящая его Татьяна. Первоначально она искала в нем героя «возвышенных» романов — или «ангела», или «демона» («Кто ты, мой ангел ли хранитель, // Или коварный искуситель?»). Уже после дуэли Татьяна вновь задается этим вопросом: «Созданье ада иль небес, // Сей ангел, сей надменный бес, // Что ж он?»

2б. Пушкин не дает простого ответа на этот вопрос. Ангел или бес, положительный или отрицательный герой? Ни то, ни другое. Татьяна пытается разгадать Онегина по тем книгам, которые он читает, по его пометкам на полях этих книг — и догадывается: «Уж не пародия ли он?»

2в. Однако, и эта догадка лишь отчасти верна. Когда в VIII главе те же оценки даны Онегину светским мнением, автор возражает: «Зачем же так неблагосклонно вы отзываетесь о нем?» да, в Онегине есть «пародия»; да, его поведение во многом определяется сменой масок («Мельмота, космополита, патриота, Гарольда...»), но разгадка его в ином.

2г. Так кто же он? Он — человек — сложный, меняющийся, противоречивый. В недоумении те, кто ищет в нем однозначность литературного героя; разгадка — в живой человеческой неоднозначности Онегина. Такой герой, сложный, «суверенный», впервые введен в русскую литературу Пушкиным.

3. Онегин — лишний человек.

3а. Онегин это особый человеческий тип — «лишний человек». Определяя тот характер, который открывался Татьяне при чтении любимых онегинских книг, автор указывает на важнейшую черту своего героя: «С его озлобленным умом, // Кипящим в действии пустом». «Пустое действие» — вот ключ для понимания Онегина. Онегин, одаренный человек, один из лучших людей твоего времени, не сделал ничего, кроме зла, — убил друга, принес несчастье любящей его женщине: «Дожив без цели, без трудов // До двадцати шести годов, // Томясь в бездействии досуга, // Без службы, без жены, без дел, // Ничем заняться не умел».

3б. В этом трагическое противоречие Онегина: человек, который мог бы сделать многое, оказывается в этой жизни «лишним».

Заключение

Этот характер стал для русской литературы типическим. Вслед за Онегиным появились лермонтовский Печорин, тургеневский Рудин, гончаровский Обломов. Все они объединены тем, что их высокие таланты оказались «лишними» для общества — отчасти по причине их слабости, отчасти же по вине общества (которому они служили укором). Истоки многих тем в русской литературе восходят к Пушкину; одна из них — тема «лишнего человека».

«Роль лирических отступлений в романе «Евгений Онегин»

План сочинения.

I. Место лирических отступлений в романе «Евгений Онегин».

II. Роль лирических отступлений:

— расширение пространственных и временных границ повествования;

— создание культурно-исторического образа эпохи.

III. Кто же главный герой романа «Евгений Онегин»?

Ольга Владимировна Холманских,
учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ №8 г.Кирова,
«Почетный работник общего
образования Российской Федерации»,


В условиях модернизации образования в контексте профильного обучения проектирование рассматривается как основной вид познавательной деятельности обучающихся. Используя проектирование как метод познания, учащиеся приходят к переосмыслению роли знаний в социальной практике. Реальность работы над проектом, а главное – рефлексивная оценка планируемых и достигнутых результатов помогают им осознать, что знания - это не столько самоцель, сколько необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои мыслительные и жизненные стратегии, адаптироваться в социуме, самореализоваться как личность.
Способы деятельности, нарабатываемые учащимися в процессе проектирования, формируют ключевые надпредметные компетентности: коммуникативную, информационную. Показателем информационной компетентности становится создание новых информационных продуктов (проектов, отчетов, моделей, презентаций, электронных пособий и разработок), а показателем коммуникативной компетентности становится умение учащихся вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействия с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей.
Проект как способ деятельности может быть включен в урок. В качестве примера приведу урок литературы в 9 классе.

Тема урока: «Круг чтения Татьяны Лариной»
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-исследование с использованием ИКТ

Цели урока:

  1. Определить место и роль прочитанных книг в формировании личности человека.
  2. Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
  1. Познакомить учащихся с авторами, чьи произведения были популярны в начале XIX века в России.
  2. На примере этих произведений показать, какое влияние на формирование личности Татьяны Лариной оказали прочитанные ею книги.
Опережающие индивидуальные задания к уроку:
  1. Исследовательские проекты, посвященные творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона.
  2. Сообщения о главных героинях романов: Ричардсон «Кларисса Гарлоу»; Руссо «Новая Элоиза»; мадам де Сталь «Дельфина»- и выразительное чтение отрывков из этих романов.

ХОД УРОКА.

Книга - это сосуд,
который нас наполняет,
но сам не пустеет.
А. Декурсель

1. Оргмомент (подготовка к уроку)

2. Слово учителя. Свой роман А. С. Пушкин назвал «Евгений Онегин». Но на протяжении всего романа автор не скрывал своей симпатии к Татьяне Лариной, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви, называя ее «милым идеалом». Мимо Татьяны нельзя пройти равнодушно. Недаром Евгений Онегин, впервые побывав в доме Лариных, говорит Ленскому:
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
- А что? - «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Какой же предстает перед нами Татьяна Ларина в начале романа? (реализация домашнего задания ) (Представление Татьяны Лариной выявит ее внутреннюю противоречивость: в ней уживаются подлинные чувства и чувствительность).
3. Что же повлияло на формирование характера Татьяны?
Действительно, сам Пушкин, характеризуя свою героиню, подчеркивает, что романы «ей заменяли все». Татьяна, мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых романов. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с кругом чтения Татьяны Лариной.

4. Объявление темы урока, постановка целей и задач.

5. Беседа по теме урока.

  • Кто же они, любимые героини Татьяны?
Воображаясь героиней
Своих возлюбленных творцов,
Клариссой, Юлией, Дельфиной ,
Татьяна в тишине лесов
Одна с опасной книгой бродит,
Она в ней ищет и находит
Свой тайный жар, свои мечты,
Плоды сердечной полноты,
Вздыхает и, себе присвоя
Чужой восторг, чужую грусть,
В забвенье шепчет наизусть
Письмо для милого героя…
Краткие сообщения учащихся по материалам своих индивидуальных исследований о перечисленных героинях (Кларисса - героиня романа Ричардсона «Кларисса Гарлоу» (1749); Юлия – героиня романа Руссо «Новая Элоиза» (1761); Дельфина – героиня романа мадам де Сталь «Дельфина» (1802)) и выразительное чтение отрывков из этих романов.
  • Почему же книги, которые читает Татьяна, Пушкин называет «опасными»?
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялась в обманы
И Ричардсона, и Руссо…
Возможный вариант ответа:
окружающую действительность Татьяна воспринимает как очередной роман, свое поведение строит по известным ей романным моделям. Учащиеся отмечают ключевые слова: «себе присвоя чужой восторг, чужую грусть», «они ей заменяли всё», «обманы»
  • Познакомимся с авторами романов, которые читает Татьяна Ларина. (Защита проектов, посвященных творчеству Ж.Ж.Руссо и С. Ричардсона) Что общего между этими авторами? (это писатели – сентименталисты).
  • Особенности сентиментализма как литературного направления. (Обсуждение данного вопроса проходит в группах в течение 5-7 минут, затем выступают по одному представителю от группы, остальные дополняют, исправляют, оценивают ответы).
  • Что же привлекает Татьяну в их романах?
Возможный ответ:
прежде всего, искренность чувств, Татьяне близка идея сентиментализма о нравственном равенстве людей («И крестьянки любить умеют!» Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»). Татьяна воображает себя героиней любимых романов и видит в Онегине героя такого романа. Но А. С. Пушкин иронизирует: «Но наш герой, кто б ни был он, уж верно был не Грандинсон».
  • Совсем другой мир открывается Татьяне, когда она посещает его усадьбу.
Потом за книги принялася.
Сперва ей было не до них,
Но показался выбор их
Ей странен. Чтенью предалася
Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.
На данном этапе урока учащиеся, объединившись в группы, работают над мини-проектами, посвященными кругу чтения Евгения Онегина. Предметом исследования становится материал главы VII, строф XII – XIV романа «Евгений Онегин». В период работы над проектом учащиеся используют материалы «Энциклопедии Кирилла и Мефодия» и ресурсы сети Интернет. Результатом данной работы станет защита своего проекта каждой группой, представление небольшой презентации. (На выполнение работы – 30 минут).

6. Подведение итогов.

  • Что же привлекает в книгах Татьяну, а что – Евгения?
  • Почему книги, которые они читают, так не похожи?
7. Домашнее задание.
Сопоставьте письмо Татьяны (глава III) и монолог Татьяны (глава VIII, строфы XLII - XLVII). Как в них отражено внутреннее состояние героини?

8. Рефлексия.
Закончи предложения.
Сегодня на уроке

  • я узнал ……
  • я задумался о ….
  • мне захотелось ….

Как объемный роман нравов и характеров, поэтому женские образы в нем — важнейшая составляющая. А образ Татьяны – относится не просто к сюжетообразующим, но и является «любимым» для самого автора.

В начале своего появления в романе Татьяна получает от Пушкина достаточно краткое, но меткое портретное описание. Поэт выводит её как бледную, задумчивую, мечтательную,

«боязливую как лесную лань».

В конце романа образ героини получает также краткую портретную характеристику, где она – предстает неторопливой, неговорливой, но и не холодной женщиной.

Образ Татьяны – характер, становление героини в романе

По словам самого Пушкина – это его эстетический и этический женский идеал, прекраснейший тип современницы автора. , в свою очередь, Онегина подчеркивает цельность и «беспримесность» ее характера.

Жизнь Лариной в деревне, воспитание Татьяны

Сестры Ларины – провинциальные девушки, живущие в помещичьей усадьбе родителей вдали от столичной суеты. Размеренный традиционный быт, близость к природе, к народной среде внесли свои «коррективы» в становление и формирование характеров Татьяны и Ольги. По описаниям Пушкина жизнь в такой провинции сохранила и черты прошлого века, и «преданий старины глубокой».

Занятием для молодых сестер, впрочем, как и для их матери, было чтение. Сентиментальные романы «заменяли им все». Через них и наша героиня постигала жизнь, чувства и мир.

Уделом всех таких барышень было романтическое девичество и замужество. Ничего более не было для них ни реальным, ни более желанным. Русская женщина так и жила, сменив тетрадь «чувствительных стишков» на хозяйский «чепец», выходила замуж, обзаводясь детьми.

Это ожидало и Татьяну, и Ольгу.

Однако Пушкин в противовес простодушной и легкомысленной младшей сестре подчеркивает скромность, моральность, чистоту, сердечность и искания тревожной мысли — у старшей.

Воспитание девушки «седой Филиппьевной», к тому же, привило ей глубокую душевную и эмоциональную связь со всем народным, самобытно русским, воспитав в девушке внутреннюю поэтичность, отзывчивость к природным, народным проявлениям.

Пушкин отмечает, что его Татьяна не блистала внешней красотой, как Ольга, не участвовала в детских играх, не увлекалась светскими сплетнями. Она, как будто была «чужой» в своей родной семье. Меж тем, все это как бы «несоответствие» тогдашним «стандартам» не помешало героине выделиться в глазах . «Столичный гость» при знакомстве тотчас отметил именно старшую Ларину, а не зарядную, но красивую Ольгу.

Любовь героини к Онегину

Когда Онегин «потревожил» этот провинциальный покой своим появлением в доме Лариных, пришла пора Татьяне влюбиться. И здесь девушка совершает то, что по тем временам было вовсе немыслимым для светского общества. Она объясняется молодому незнакомцу в любви.

Это поступок внутренне свободной личности, неординарной девушки, которая искренне и чисто доверилась , избежав пошлости и надменного кокетства.

Возникшее в её душе чувство она определила как главное, как смысл, ради которого можно принести в жертву жеманное «общественное мнение» и даже свою репутацию. Её дар Онегину был преисполнен такой чистоты, открытости и силы, что действительно не мог не вызвать в адресате благородного, хотя и холодного, убийственного для ее любви ответа. Но и отказ Онегина, и высокомерного отповедь героя, как дальше станет ясно, не выкорчевали из её души любовь. Она полюбила навсегда.

Долг и честь как качества Татьяны

Героиня выходит впоследствии замуж, беря на себя исполнение супружеского долга, и всецело посвящает себя мужу – как и было в русских традициях издавна.

Повторное появление Онегина, конечно, сильно встревожит героиню, оно обнаружит её страстную и прямую натуру. Татьяна признается, что любит.

Но! Ни моральное предательство мужниной чести, ни осквернение своей чистой любви, ни принятие лживости общественных нравов – это невозможно для Лариной. Интрижка в данном случае убила бы и любовь, и саму душу героини.

Став для Пушкина «милым идеалом», явив читателю уровень душевной отзывчивости, нравственной безупречности, внутренней цельности и красоту образ Татьяна стал и нашим верным другом и ориентиром для девушек и открыла большую галерею женских образов в отечественной литературе.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

Важное место в романе “Евгений Онегин” занимает образ Татьяны Лариной – “милый идеал” Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то, что героиня – “русская душою”. Что же делает ее такой и какие черты ее характера близки Пушкину?

Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете: Дика, печальна, молчалива, …

Как лань лесная, боязлива…

Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться тишиной и гармонией природы,. Не случайно героиня не хочет уезжать из поместья Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для дворянских героинь, чисто русским именем, Ведь героиня – воплощениенационального характера . Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной, Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных традиций, русских снов служит тому доказательством.

Пушкин всегда рад подчеркнуть индивидуальность Татьяны Чувства героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности – всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит Онегина серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое, трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так схожи с признаниями самого Пушкина!

Пушкин восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие Татьяны помогает ей в Петербурге понять сохранить свой высокий нравственный облик. И свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу.

В романе “Евгений Онегин” Пушкин создал новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По словам Белинского, “он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны, русскую женщину”.

В романе "Евгений Онегин" в образе Татьяны Лариной воплотились все представления Пушкина об идеале. Татьяна - любимая пушкинская героиня. Он сознается:"Я так люблю Татьяну милую мою". Он искренно сопереживает: "Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слезы лью…", он гордится ее благородством, когда она отвергает любовь Онегина во имя долга: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Способность к самопожертвованию свойственна Татьяне Она пронесла любовь к Онегину через всю жизнь, первой призналась ему в любви, вынесла унизительность его отказа, не потеряла достоинства, поняв легкомысленность отношения Евгения к ней, и сумела построить свою жизнь, "властвуя собой". Отдав руку мужу, изувеченному в сражениях, она никогда его не предаст

Она была незаурядной личностью. В куклы не играла, дамам высшего общества не подражала. Вероятно поэтому, выйдя замуж и попав в свет - заметно выделялась и там. В свете Она была нетороплива,

Не холодна, не говорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок,

Без подражательных затей… Все тихо, просто было в ней…

Татьяна с детства отличалась от кокеток тем, что у нее был богатый внутренний мир, пытливый созерцательный мир, Пушкинская Татьяна, несмотря на то, что была"дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива", все же "от небес одарена" Умом и волею живой, И своенравной головой…

Одухотворенная, поэтическая любовь Татьяны делает ее образ неподражаемым, достойным уважения. Читатель переживает вместе с ней горечь неразделенной любви. Усвоив горький урок, выслушав онегинские нравоучения, она продолжает хранить в себе это высокое чувство, любовь в своем понимании этого слова. Отказ Онегина не унизил ее, а возвысил.

Пушкин еще раз свел героев в подобной ситуации через несколько лет. Теперь Татьяна, вышедшая замуж за генерала, выслушивает онегинские признания в любви. В ее отповеди нет, злорадства. Несмотря на то, что она принадлежит теперь высшему обществу, она по-прежнему проста и естественна, а Онегину задает вопрос, который выдает в ней разумную и трезвую натуру: "Зачем у вас я на примете?". И поскольку Онегину нечего отвечать, отвечает сама: Не потому ль, что мой позор Теперь бы всеми был замечен И мог бы в обществе принесть Вам соблазнительную честь?

она не торжествует победу, не стремится отомстить за прошлые униженья. Она не желает играть в дешевые светские игры, не приемлет отношений за спиной у мужа, и хотя снова сознается в своей любви к Онегину, отвергает его ухаживания. Такого урока Онегину прежде никто не преподавал. Это поступок человека высокой нравственности с глубоко осознанным чувством собственного достоинства. Татьяна отказалась от любви человека, которого сама любила много лет, ради того, чтобы не запятнать в обществе честное имя своего мужа.

Мне кажется, что такие понятия как верность, чистота, благородство, воплощенные Пушкиным в образе Татьяны, не устарели до сих пор. Да, отношения между мужчиной и женщиной в чем-то стали проще и примитивнее, но каждый человек, мечтая о настоящей и единственной на всю жизнь любви, имеет в виду именно такое, красивое и подлинное чувство, как у Татьяны к Онегину.

Татьяна Ларина росла в провинции, в российской глубинке. О ее образовании Пушкин не говорит ничего, но учитывая, что она все-таки умеет читать и писать по-французски, можно предположить, что ее образованием занималась какая-нибудь мадмуазель, которая и пристрастила юную барышню к французским романам.

Отец не очень интересовался тем, что читает его дочь, считая чтение баловством. А мать сама когда-то была увлечена подобной литературой. не особо напрягали воспитательно-образовательным процессом. В таких условиях она росла сама по себе, на лоне природы, как дикий цветок, изредка поливаемый дождем и согреваемый солнечными лучами.

Татьяна была нелюдимой. Она не играла в куклы, не интересовалась рукоделием. Наряду с чтением романов, она любила слушать сказки няни, страшные рассказы о потусторонней силе, в существование которой она верила.

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины,
И снам, и карточным гаданьям,
И предсказаниям луны.
Ее тревожили приметы;
Таинственно ей все предметы
Провозглашали что-нибудь,
Предчувствия теснили грудь.

Таким образом, ее воспитание носило романтический характер, далекий от реальной действительности. После отъезда , когда Татьяна в первый раз побывала в его доме, она стала приходить сюда читать. Перед юной барышней открылся иной мир. Это не только был мир человека, которого она любила. Пред ней, предстало иное мировоззрение, иной взгляд на жизнь, более реальный, чем тот, который был представлен в ее романах.

Чтенью предалася Татьяна жадною душой;
И ей открылся мир иной.

В тот вечер, когда она пришла в имение Онегина второй раз, мать собрала семейный совет, чтобы решить вопрос о замужестве Татьяны. Вот и уже вышла замуж за улана, а Татьяна продолжает отказывать потенциальным женихам.

Решение отправиться в Москву, не мешало продолжить посещение имения. И это чтение тоже внесло свою лепту в образование Татьяны.

Преображение Татьяны, произошедшее с ней в течение двух лет после замужества, остаются для читателя за кадром. На это упущение обращает внимание П.А. Катенин: «Сие исключение [главы], может быть и выгодное для читателей, вредит, однако ж, плану целого сочинения; ибо чрез то переход от Татьяны, уездной барышни, к Татьяне, знатной даме, становится слишком неожиданным и необъясненным». Справедливость этого замечания Пушкин и сам осознавал, но, тем не менее, он ничем не дополнил эту главу, не написал новой, которая объяснила бы столь неожиданное превращение дикого (не будем говорить – гадкого), утенка в царевну-лебедя. Можно предположить, что начав читать иные книги в доме Онегина, Татьяна продолжила свое самообразование и самосовершенствование, выйдя замуж. Глядя на кузин, она и сама осознавала, что немного не такая. В чем-то Татьяна стремилась подражать им, что-то и они подсказывали ей: прически, фасоны нарядов.

Выйдя замуж, многое она узнала из бесед с собственным мужем, который был человеком образованным и начитанным. Не все получали образование «чему-нибудь и как-нибудь», подобно Онегину. Генерал не мог быть человеком полуобразованным. Он наверняка подсказывал жене, какие книги ей следует читать.

Чувство такта, умение держаться, она приобрела, общаясь с близкими родственниками и знакомыми генерала, бывая в свете. Манеру одеваться сдержанно и со вкусом, ей подсказывали собственная интуиция и собственный вкус.

Появляясь с женой в свете, князь гордился ею. И он имел на то право, потому что в той Татьяне, которую люди видели перед собой, была и доля его труда.

mob_info