Руны древних германцев.  рунические надписи. руны для начинающих

Руны

Руны - письменность древних германцев, употреблявшаяся с I-II по XII века н. э. в Дании, Швеции и Норвегии, X-XIII века в Исландии и Гренландии, а в провинции Даларна в Швеции вплоть до XIX века. После принятия христианства в странах Северной Европы была вытеснена латиницей.

Алфавит и термины

Древнескандинавское и англосаксонское run, древнеисландское runar и древненемецкое runa связаны с германским корнем ru и готским runa, означающим «тайна», а также древненемецким runen (совр. raunen), означающим «таинственно шептать». Такое название, видимо, обусловлено тем, что древние германцы приписывали рунам некие мистические свойства.
Главной отличительной особенностью рунического алфавита является порядок букв, условно его называют футарк (правильнее fuþark) - по первым шести буквам. Такой алфавитный порядок не встречался больше ни в одной письменности. Алфавит делился на три рода (исландск. Ættir - Эттир, норв. Ætt - Атт), по 8 рун в каждом. В первый эттир входили руны f, u, þ, a, r, k, g, w. Во второй - h, n, i, j, é (ih-wh), p, R (z), s. В третий эттир входили руны t, b, e, m, l, ŋ, d, o
Каждая руна имела своё название. Первоначальные названия рун не сохранились, но вот их предположительные названия, восстановленные из названий рун в более поздних алфавитах:
Руна Название Перевод Транскрипция

Мы имеем право спросить. Бразилия, где в течение четырех лет она напрасно пыталась обнаружить нефтяные месторождения в штате Парана. Его геологические знания, похоже, были крайне ограниченными, что по-прежнему является нормальным инженером-механиком. Тем не менее, он намеревался продолжить поиски в Парагвае.

Не только его начальник, майор Саманиего и немецкий инженер путешествовали по всему региону и обнаружили надписи и рисунки, которые нельзя было отнести к индейцам и многочисленным остаткам исчезнувшей цивилизации, но и их саперы почти полностью спешились на огромный холм наверху которой была внушительная стена. Однако никто в Парагвае не дал ни малейшего значения полученным результатам. С другой стороны, международная пресса очень заинтересована в том, что может произойти в маленькой стране в Южной Америке; Вторая мировая война предоставила больше информации, чем он мог опубликовать.

Fehu «скот, имущество» f, v

Uruz «зубр» u

Þurisaz «шип, турс» þ

Ansuz «бог» a

Raidu «путь» r

Kauna «факел» k

Gebu «дар» g,γ

Wunju «радость» w

Hagalaz «град» h

Naudiz «нужда» n

Isaz «лёд» i

Jara «год, урожай» j

Iwaz «тис» é (ih-wh)

Perþu Значение не ясно p

Algiz «лось» -R (-z)

Или Sowilu «Солнце» s

Tiwaz «Тюр» t

Berkana «берёза» b

Ehwaz «лошадь» e

Унылый и больной, Фритц Бергер остался в Амамбае с армией до гражданской войны Паши, затем в Бразилию, где он умер в следующем году в Дорадосе, в доме соотечественника, своего старого друга. Скептики сомневались в умственном балансе нашего инженера, и надо признать, что у них не было достаточных оснований для этого. Бергер искал, среди прочего, «сокровище Белого Короля», не зная иногда, что иезуиты нашли его перед собой. С другой стороны, он бродил все больше и больше, когда прошли годы тяжелой жизни для европейцев и пятидесятилетнего в тропическом лесу.

Mannaz «человек» m

Laguz «озеро» l

Iŋwaz «Ингви» ŋ

Dagaz «день» d,ð

Oþila «наследие» o

Направление письма - слева направо, но в ранних надписях встречается бустрофедон. Так, на копье из Ковеля надпись читается справа налево, причём сами руны также повёрнуты в обратную сторону, как северноэтрусские буквы и греческие буквы в ранних памятниках древнегреческой письменности. Слова разделялись с помощью точки, двоеточия или креста.

Разве он не видел в государстве, близком к галлюцинации, дворцах и храмах, скрытых под деревьями, явно где были только скалы несколько странных форм? Читатель из Германии был рад сообщить текст некоторых из этих писем. Давайте признаться, что если бы мы получили эти документы до нашей первой экспедиции в Серро-Кора, а не после третьего, как это было, мы бы не остались без какой-либо озабоченности. Разве наш импровизированный археолог не утверждал, что обнаружил город Атлантик, «50 км в диаметре и 150 км в длину», «великая финикийская установка», «большие резервуары гелия и масла с еще пригодными трубами» и «Памятники, которые кажутся собором и великими дворцами»?

На рунических камнях встречаются различные символы: формы свастик, четырёхсегментные символы, трикветры, трискелионы, пентаграммы, спирали. Гораздо разнообразнее были символы на брактеатах: на них встречались также орнаменты из трёх и более точек, треугольники, кружки, T-образные, S-образные, I-образные символы, зигзаги.

Рунические памятники

Он был уверен, что Ной жил в этом регионе. Никого не было. Это качели, или все это случилось в моей голове? Он собирается сказать, когда-нибудь из этих: инженер сумасшедший, вы знаете. Давайте признаем, что такое решение не было бы далеким от реальности. Бесполезно добавлять, что в местах, изученных Бергером, не было никаких залежей гелия или грандиозных зданий, ни руин Атлантика, из которых наш инженер, небольшой культуры, по словам тех, кто знал его, должен был сделать столицу Атлантиды. Однако «психа» не потерял времени.

В течение многих лет, день за днем, она, не безразлично, иногда, за ее пределами, была относительно небольшой областью, и ничего не было. Когда за несколько месяцев до нашей первой экспедиции в Амамбай экс-майор Саманиего, теперь генерал дивизии и министр национальной обороны, соизволил во время долгой аудитории дать нам точные и осмотрительные указания относительно обнаруженных археологических объектов тридцать лет и раньше, настаивал на той роли, которую сыграл в то время Фриц Бергер.

Всего было найдено около 5 000 рунических надписей, из которых 3 000 были найдены в Швеции. Наиболее древние памятники рунического письма были найдены в Дании, всего там было найдено около 500 рунических надписей. Около 600 рунических надписей были найдены в Норвегии, около 140 надписей были найдены на Британских островах, около 60 - в Гренландии, около 70 в Исландии. Несколько надписей было найдено в России, Латвии, Украине, Германии, Австрии. Рунические надписи были найдены также во Франции, Греции, Румынии, Турции, Нидерландах.

С нашей стороны, существование в Амамбае доколумбовых остатков не могло ничего удивить нас. Прошли годы, когда мы показали, что некоторые викинги, родом из Снлсвига, завоевали огромную империю в Южной Америке, что мы обнаружили рунические надписи, оставленные ими в Парагвае и Бразилии, и что мы даже заново открыли их потомки.

Поэтому мы могли бы ожидать новых открытий - или повторного открытия - в регионе. С другой стороны, имя белого короля было для нас весьма значительным. Напротив, это бессмысленное созвучие: сравните нас с Имиром, именем великана, чье тело совершили боги Один, Вили и Ве в скандинавской мифологии.

Одной из наиболее ранних рунических надписей считается надпись на костяном гребне, сохранившемся в болоте на датском острове Фюн. Надпись переводится как harja (имя или эпитет) и датируется 2-й половиной II века. До недавнего времени полагалось, что руническое письмо появилось в III веке, однако недавние находки указывают на то, что руны использовались ещё в I веке н.э
Большое количество рунических надписей высечены на камнях, также известны брактеаты, представляющие из себя круглые золотые пластинки, изначально имитировавшие римские медальоны. Известны несколько рунических рукописей - «Codex Runicus», «Fasti Danici», «Cotton Domitian», «Codex Salisburgensis, 140». Очень интересны рунические надписи в Софийском соборе в Константинополе, а также мраморный лев из афинского порта Пирей, плечо которого покрыто руническими надписями. В 1687 году скульптура была привезена в Венецию в качестве трофея. В Кенсингтоне в штате Миннесота (США) в 1898 году был найден рунический камень, однако вопрос о его подлинности остаётся открытым.

Таким образом, человек входит в национальный парк, который охраняет отряд армии, благодаря которому этот сектор сохранил свой естественный облик. Вокруг этого, по сути, величественные столетние деревья были вырублены без малейшего созерцания, и из красивых древних тропических джунглей почти нет, кроме как в окрестностях холмов, но с низкой плотной насыпью с чахлыми деревьями, где лесные пожары наносят ущерб, когда приходит сухой сезон, теперь, когда высотные виды больше не поддерживают защитную влагу.

Из дюжины холмов, которые его составляют, только один находится к северу от Аквидабана, который его разрезает. Это не дает нам никакого интереса, равно как и не Запад. С другой стороны, пятерка Востока заслуживает нашего внимания. На первый взгляд задача казалась простой, несмотря на отсутствие какой-либо подробной карты региона. В поле это было сложнее, чем мы думали. Индейцы, по сути, покинули свои незапамятные охотничьи угодья и, при строительстве дороги, отступили по прежнему девственному лесу на юг.

Рунические надписи вырезались или высекались на металле, дереве, камне - у древних германцев искусство резьбы по дереву было на высоком уровне. Рунические надписи были самого различного содержания: встречались различные магические надписи, и обращения к богам, но, по большей своей части, рунами писались различные мемориальные надписи. Ярким примером тому может послужить рунический камень из Рёка, восхваляющий короля Тьордика, жившего в VI веке, однако первые строки этой надписи гласят «О Вемуде говорят эти руны. Варин сложил их в честь павшего сына», что может говорить о поминальном значении камня.

Несколько поселенцев, занимающих их место, прибыли туда два или три года назад и ничего не знали об этом районе. Именно благодаря им мы смогли найти Серро-дель-Мураллон и стену Аквидабана-Нигуи, которые находятся в национальном парке, в запрещенном военном районе, и из-за этого новые жители зоны, по этой причине, никогда они слышали. Еще одна трудность, менее серьезная сама по себе, но с которой невозможно справиться, осложнила нашу работу. Маленькая машина, с которой мы приехали из Буэнос-Айреса, в отсутствие автомобиля с полным приводом, который был бы незаменим для нас, не служил вообще для путешествия по песчаным дорогам, в которых строительная техника покидала сдвижные дорожки длиной 50 см глубокий.

Некрологом служит и другой рунический камень из Норвегии. Он гласит: «Энгль воздвиг этот камень в память о своём сыне Торальде, который умер в Витахольме, между Устахольмом и Гардаром».

Другие рунические памятники восхваляли доблесть викингов, вернувшихся из путешествий. Вот типичная надпись на камне из города Эш под Стокгольмом: «Руны высечены по велению Рагнвальда. Он был в Греции во главе войска». Рунические камни, такие как камень из Хиллерсье (Швеция), говорят о исключительных правах женщин у германцев - праве женщины на владение собственностью. Рунами высекались имена владельца оружия, художника. Но известны и рунические надписи бытового характера. Большое количество рунических надписей представляют брактеаты, также были известны рунические календари.

И мы не нашли ни одной лошади для аренды во всем регионе. С нашим помощником Хорхе Руссо нам приходилось ходить почти каждый день на двадцать миль, большинство из которых спасло бы нас от того, чтобы иметь подходящий автомобиль, а затем продвигаться к мачете - и «обонять» - рыться в кустах, чтобы найти или найти что-то, мы не всегда хорошо знали, что и мы точно не знали.

В определенные дни нас сопровождали один или два парагвайских солдата, и их сотрудничество было очень полезным. Редко, как мы полагаем, возможно, возможно, археологическая экспедиция достигла таких необычных результатов с такими незначительными материальными средствами. За исключением второго, Серро Кора, в июне и июле Мы были три, на этот раз, потому что нас сопровождал профессор Германа Мунка, рунолог Института Науки о Человеке, которого мы возглавили в Буэнос-Айресе, и инженера Хансгерга Бутчера.

Происхождение рун

Греко-латинская версия

По проблеме происхождения рун имеется большое количество гипотез. Форма рун, удлинённая и колючая, натолкнула Исаака Тэйлора на мысль, что руны произошли от греческого алфавита, использовавшегося в VI в. до н. э. на берегу Чёрного моря. Роль создателей Тэйлор приписывал готам, в ту эпоху якобы населявшим Россию, хотя на деле готы мигрировали в Северное Причерноморье на 900 лет позже. Ряд других учёных видят предка рунической письменности в греческой скорописи последних веков до нашей эры.

У нас был большой автомобиль, более удобный, но не более, чем предыдущий. По крайней мере, мы уже знали цели наших исследований, которые поэтому не были более доступными. И именно для нас мы использовали в военном смысле слова данные, собранные десятью месяцами ранее.

Посмотрим на полученные результаты. К северо-востоку от Серро-Коры стоит холм Итагамбампи или Серро-дель-Мураллон: около двух километров длиной около ста метров в высоту относительно равнины, составляющей внутреннюю часть ограждения на западе. Долина шириной около пятисот метров и пятьдесят, примерно, максимальной глубины, отделяет ее от другого холма, идущего параллельно ей. Мы приводим только оценочные размеры здесь, чтобы для точных измерений, в противном случае неинтересных для нашей работы, нам пришлось бы колоть в джунглях, чего мы не могли сделать.

Людвиг Франц Адальберт Виммер выдвинул теорию о происхождении рун из латинского письма конца II в. н. э.. Латинской теории придерживается и Сигурд Агрелл, полагая, что дата возникновения рун - I век. По предположению Отто фон Фризена руны были изобретены готами в II-III вв. н. э. на основе греческого и латинского алфавитов.

Бредсдорфф считал, что руны происходят от готской письменности. Эта версия отвергается другими исследователями, так как наиболее древние рунические надписи достоверно датируются не позже III века, тогда как готская письменность была изобретена лишь в IV веке.

Видно с равнины, холм не сильно отличается от своих соседей, если мы оставим в стороне Гайраку Амба, который является усеченным пиком. Его западный фланг, лесистый, легонько поднимается к подножию скалистой стены. Но его вершина, по крайней мере на юг, не является ни плато, ни округлой нити. Там «скала» представляет собой узкий гребень, две параллельные стороны которого вертикально растут от пяти до десяти метров, в зависимости от секторов, на склонах холма. Гребень, о котором идет речь, шириной три метра, несколько уменьшен, в некоторых разделах, обрушивается, является плоским и представляет собой полезный путь.

Северноэтрусская версия

Наиболее популярна теория о происхождении рунического письма от одного из северноэтрусских алфавитов, которую предложил в 1928 году рунолог Карл Марстрандер.

Данную версию поддерживают большинство учёных. Есть теория о смешанном происхождении рун из северноэтрусского и огамического алфавитов (её предложил Хаммерстрем), а также, по предположению Файста, кроме этих двух письменностей, на руны могла оказать влияние латиница.

Он простирается примерно на триста метров - даже здесь мы не проводим точных измерений - следуя в направлении с севера на юг, нерегулярной вершине холма, срезанной в центре его отверстием на десять метров, что соответствует декалированию около двадцати метров между две секции, которые она разделяет. Он прибывает на южную оконечность холма на платформу высотой в пять метров над дорогой, которая, кажется, была вокруг своего времени: своего рода полная башня, из которой открывается панорамный вид на весь окружающий регион.

Для индейцев все это был Итаагуамбыпе, крепость. Индейцы были правы, даже больше, чем они могли предположить. Потому что это стена, построенная рукой человека. Его база, везде, естественна. Но его склоны имеют разные характеристики, которые позволяют разделить их на три группы. Некоторые из них - только каменные стены, почти вертикальные, но нерегулярные; другие также имеют камень, но вырезаны вертикально; другие, и они самые многочисленные, построены из каменных блоков, неравных размеров, прекрасно встраиваются друг в друга, все из которых представляют собой абсолютно гладкие стены, по крайней мере, когда они не были раздроблены корнями деревьев, которые, вызванных смещениями и даже обрушениями.

Нетрадиционные версии

В 1930-1940-х гг. в Германии разрабатывалась теория Urrunen, согласно которой руны происходят от неких прарун, от которых произошёл в том числе северносемитский алфавит, а, следственно, и все алфавитные письменности мира. Эта теория разрабатывалась исключительно с целью «германизации» алфавита и не заслуживает доверия. До сих пор доподлинно неизвестно, с какой целью создавались руны: были ли это знаки для гадания, либо же руны изначально задумывались как письменность.

Гарантированы ли наши выводы? Разве это не просто естественная каменная стена, несмотря на некоторые проявления? В таком случае он должен стать адвокатом дьявола. Что касается вертикально вырезанных склонов, мы обратились к геологу, который был строг: феномен такого рода может быть только работой природы, если это хард-рок, подвергнутый действию ледников. Теперь у нас здесь относительно мягкий песчаник, и регион никогда не знал ледниковой эпохи. Разделы, сделанные из блоков, поднимают даже меньше сомнений, если это возможно.

Никакое геологическое движение не могло сломать скалу со строгой геометрией, не вырезать систематически живые края и не уважать горизонтальное и вертикальное выравнивание блоков, которые могли бы произвести. Кроме того, стена в рассматриваемых секторах имеет тот же вид, что и здания Пер-Инки Перу и Боливии, в которых нерегулярность резных камней представляет собой защиту от землетрясений: каждый реагирует по-своему на сейсмическая сила; сборка, таким образом, проявляет некоторую гибкость, которая мешает ей разваливаться, как это могло бы произойти, если бы все выровненные камни были перемещены с тем же движением или, если они были меньше, были меньше связаны друг с другом своей собственной инерционной силой.

Сигурд Агрелл, шведский профессор Лундского университета в 1932 году выдвинул эзотерическую теорию, согласно которой руна f была последней, а не первой в руническом алфавите. Он считал, что расставив руны именно в таком порядке, можно было понять некий тайный смысл рунического шифра. Эта теория не была принята в научном мире, но у неё нашёлся ряд последователей, таких как Томас Карлссон. Он опубликовал первые монографии по теории утарка после работ Агрелла. Другим известным последователем теории утарка является оккультист Кеннет Медоуз.

Мифологическая версия

Согласно скандинавской мифологии, руны открылись Одину, когда он, пронзённый собственным копьем, девять дней и ночей провисел на Мировом древе без еды и питья. После чего, утолив жажду священным (шаманским) мёдом от его деда Бёльторна, он услышал руны и начертал первые из них копьем на Древе собственной кровью.

Ранние, общегерманские, или праскандинавские руны

Существовало несколько различных типов рун, наиболее ранним является ранний, общегерманский, или праскандинавский вариант. Он использовался в период с I по VII вв. н. э. и его иногда называют старшим футарком или старшими рунами. Всего известно порядка 150 предметов (детали вооружения, амулеты, надгробные камни) с ранними руническими надписями III-VIII вв. Большинство надписей состоит из единственного слова, обычно имени, что в дополнении к магическому использованию рун приводит к невозможности полноценно прочесть около трети надписей. Язык древнейших рунических надписей наиболее приближен к прагерманскому языку и архаичнее готского, самого раннего германского языка из зафиксированных в прочих письменных памятниках.

Готские руны

Также выделяют готские руны, являющиеся ранней разновидностью общегерманских. Они использовались в Восточной Европе в I - IV вв. н. э. Обычно к готским руническим надписям относят надпись на наконечнике копья из Ковеля (Украина), надпись на золотом кольце из Пьетроассы (Румыния), а также надпись на наконечнике копья из Эвре Стабю (Норвегия). Надпись гласит: raunijaz, то есть «испытывающий». Эту надпись считают самой ранней рунической надписью.

Англосаксонские руны

В связи с переселением ряда германских племён на Британские острова (англов, саксов, ютов) в их языке произошли фонетические изменения, был добавлен ряд новых гласных звуков, в результате чего общегерманский рунический алфавит стал непригоден. Так возник англосаксонский рунический алфавит. К VII веку были добавлены две новые руны - Ac, которая обозначала долгое ɑ: и Æsc, которая обозначала звук æ. Позже были добавлены руны Yr для y, Ior для дифтонга io, Ear для дифтонга ea, Cweorþ для q, Calk для k, Stan для звукосочетания st, Gar для тяжёлого g . Списки англосаксонского рунического алфавита сохранились в рукописях «Codex Salisburgensis, 140», «Cotton Domitian (Codex Cotton)», а также на «скрамасаксе», коротком мече, найденном в Темзе. Несколько старых рун изменили своё фонетическое значение: a стала обозначать звук o, z - x. Названия старых рун были сильно изменены, точнее, переведены на англосаксонский язык. Они стали следующими: Feoh, Ur, Þorn, Or, Rad, Cen, Gyfu, Wen, Hagl, Nyd, Is, Ger, Ih, Peorþ, Eohlx, Sigel, Tir, Beorc, Eh, Man, Lagu, Ing, Oeþel, Dæg.

Новые руны переводились следующим образом: Ac - «дуб», Æsc - «ясень», Yr - «лук (оружие)», Ior - «змей», Ear - «земля», Calc - «потир», Stan - «камень», Gar - «копьё». Значение руны Cweorþ неизвестно.

«Маркоманнические руны»

В трактате «De Inventione Litteraum», который сохранился в рукописях VIII и IX вв., найденных, главным образом, в Каролингской империи упоминается любопытная смесь общегерманских и англосаксонских рун, которая была названа «маркоманнические руны», хотя к самим маркоманнам не имеет никакого отношения и, вероятно, была создана чтобы сделать руны полностью эквивалентными латинскому алфавиту.

Северные, или скандинавские руны

К началу IX века в странах Скандинавии общегерманский рунический алфавит пошёл в другую сторону развития. В древнескандинавском языке также произошли некоторые изменения, обогатился звуковой ряд языка, поэтому общегерманские руны стали также недостаточно передавать звуковой состав языка, но, в отличие от англосаксонских рун, в скандинавских рунах количество знаков не увеличивалось, а уменьшалось. Были исключены руны g, w, ih-wh, p, z ŋ, d, o. Из англосаксонского рунического алфавита была добавлена руна Yr, таким образом, алфавит стал состоять из шестнадцати рунических знаков. Названия рун также сильно изменились: Fe, Ur, Þurs, Åss, Reið, Kaun, Hagall, Nauð, Iss, Ar, Sol, Tyr, Bjarkan, Maðr, Løgr. Что же до оставшихся праскандинавских знаков, то они каждая из них стала обозначать несколько похожих звуков: руна Ur стала обозначать звуки u, o, ø, w; þurs - þ,ð; Åss - å, ą, æ; Kaun - k, g, ŋ; Iss - i, e, ø, y; Ar - a, æ, e, ø; Tyr - t, d, nd; Bjarkan - p, b, mb. Обычно различают два типа скандинавских рун - датские и шведско-норвежские. Датские руны подверглись наименьшему изменению во внешнем виде, они использовались в IX-XI веках. У шведско-норвежских же рун была тенденция к графической минимализации знака, так, руны s и y сократились до одной черты. Шведско-норвежские руны использовались IX-X вв. Позже стал выделяться норвежский вариант, по начертаниям он приблизился к датскому. Скандинавские руны, а также все последующие, называют также Младшими рунами.

Хельсингские руны

Тенденция к сокращению написания знаков в шведско-норвежских рунах проявила себя в хельсингских рунах. Эти руны, хоть и использовались в Хельсингланде (Швеция), но, вероятно, были изобретены в районе озера Мелар. Надписи сдеанные хельсингскими рунами датируются XI веком.

Мэнские руны

Тенденция к сокращению сохранилась и в норвежских рунах. Так, в XI-XII вв. на острове Мэн использовался очень любопытный вариант норвежских рун, называемый мэнские руны. Его отличительной особенностью является отсутствие 16 руны, надписи, сделанные этим письмом разделяют на два типа: где четвёртая руна обозначала звук ą, и где обозначала o.

Пунктированные руны

Пунктированные руны возникли в XI веке в Дании и Норвегии. Они были созданы с целью усовершенствовать скандинавские руны, так как они, ввиду большого количества фонетических значений у каждой руны, не могли с точностью передавать написанное. Поэтому были добавлены знаки для c, d, g, o, p, v, ð, æ, ø, z. Стимулом к расширению алфавита послужил опыт англосаксонских рун. Своим названием пунктированные руны обязаны точкам, которые добавлялись к рунам при образовании ð из þ; p из b; y.

Исландские руны в начале XII века

Исландские руны можно считать развившимся вариантом пунктированных рун. Они использовались в Исландии в XII-XIV вв. В позднюю эпоху в исландских рунах стали резко изменяться формы отдельных рун.Появились «сокращённые формы рун» (Viktigste islandske særformer).

Гренландские руны

Гренландские руны также произошли от пунктированных, они использовались приблизительно в одно время с исландскими. Всего в Гренландии было найдено около 60 рунических надписей, 35 из них были найдены в Восточном Поселении, 20 в Западном поселении. Старейшая руническая надпись Гренландии отностися к XIV веку и была найдена в Нарсаке, к северо-западу от Юлианехоба.

Далекарлийские, или дальские руны

Далекарлийские, или дальские руны использовались в провинции Даларна (Швеция) с XV до XIX века. Они по своим начертаниям сильно приблизились к латинице, появились чисто латинские формы букв (Ä, Ö, Å, G). Этот вариант был последним используемым в качестве письменности и был окончательно вытеснен латиницей.

Влияние на другие письменности

Епископ Вульфила создал готскую письменность на основе греческого алфавитного ряда с использованием латинской и рунической письменностей. Из рунической письменности готский алфавит унаследовал названия букв, хотя они были немного изменены: asha, bairkan, giba, dags, aihvus, quairtha, iuja, hagl, thiuth, eis, kusma, lagus, manna, nauths, jer, urus, pairthra, raida, sauil, teiws, winja, faihu, iggwis, hwair, othal. К рунической письменности можно возвести готские буквы urus, othal. Также к рунической письменности восходит добавочная буква Þ в староанглийском и исландском алфавитах, основанных на латинице.

Рунические календари

Существовали также рунические календари, разновидности «вечного календаря». В Дании их называли римстоками (от rim - «календарь» и stok - «палка»), в Норвегии их называли проиставами (от prim - «золотое число»). Они чаще всего имели вид палки или посоха длиной от нескольких дюймов до 5 футов. Эти календари использовались в Скандинавии, и, возможно, уходят своими корнями в далёкое прошлое, но самые ранние из найденных датируются XIV веком. Для науки интерес представляет рукопись Оле Ворма «Computus Runicus», копия рукописи 1328 года, в которой был полностью записан рунический календарь. На одной стороне обозначались числа с 14 апреля по 13 октября (Nottleysa, «безночные дни», лето по скандинавскому календарю), на другой стороне, соответственно, числа с 14 октября по 13 апреля (Skammdegi, «короткие дни», зима по скандинавскому календарю). Для обозначения дней в рунических календарях изначально использовался повторяющийся порядок из семи рун. Также отмечались девятнадцать «золотых чисел» для нахождения полнолуния. Каждое из девятнадцати чисел отмечалось руной, числовое значение определялось алфавитным порядком, а для трёх недостающих чисел были созданы дополнительные руны: Arlaug обозначал 17, Tvimaður обозначал 18, Belgþor обозначал 19. Праздники обозначались специальными знаками. Эти знаки определялись, в основном, приметами, связанными с тем или иным праздником, так, 9 июня, День св. Колумбы обозначался изображением лосося, так как согласно примете в этот день начинался нерест лосося. 14 апреля, Первый день календарного лета, обозначался изображением цветущего куста. 11 ноября, День св. Мартина, обозначался изображением гуся, так как св. Мартин, когда его выбрали епископом, испугался и спрятался среди гусей. В более позднюю эпоху дни стали обозначаться простыми чёрточками, а девятнадцать «золотых чисел» - арабскими цифрами или другими числовыми знаками.

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества.
Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Руны в своем изначальном - восемнадцатизнаковом - виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма - расистскими теориями нацистской Германии.
Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S - символ власти и силы.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны - это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад.
Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне - "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд - на ногте.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии - в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить.
Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые - "правильные" - знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.
Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк - старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II - VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов.
Название свое - "футарк" - старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Футарк - не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на 3 "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра.
Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее - магическое - значение:

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей.

Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.
Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами - на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство.
В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени.
Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом - laukar - и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja - счастье и lathu - приглашение.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна.
Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число - порядковый номер, при этом руна f - как символ завершения - должна стоять в руническом ряду последней - двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации - 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом - благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино.
На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун - собственно самого ФУТАРКА, - но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза.
Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун - f, u, th - первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 - одно из самых сильных магических чисел, - но трудно поддающиеся толкованию.
Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель - Tistel, Mistel, Kistel - и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды.
Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью.
Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива - тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото.
Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".
Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей - дружинника Барда, который "пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить.
Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.
В качестве охранительных - магических - знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами - руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны.
Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения.
"Особенно очевидно это в тех случаях, - писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, - когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз.
Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия). В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы.
В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного".
В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием.

Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).
Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем - особенно в определенные дни, - чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)
Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы.
Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим - и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом.
На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта - "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".
Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов - heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля".
Как бы там ни было, одно остается несомненным - эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре".
Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe - это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur - это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс - это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает".

Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (т.е. за знание тайн скальдического искусства) - этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.
Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством.
Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.
"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, - писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, т.е. три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой.
В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора.
Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые.
Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи - это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, - но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."
Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной.
В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны".
Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны - англосаксонские. Их было 33.

В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит.

Вот как это выглядело.

Около начала XIII века - предположительно в одном монастыре в Сконе - рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus.
Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д.
Существовали специальные дневные руны - их было семь, - обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун - по числу годов в метоновом цикле:

В заключение хотелось бы еще раз напомнить - руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

mob_info