Самоутверждение за счет других. Самоутверждение: право быть собой Период самоутверждения

Одной из фундаментальных потребностей личности является потребность в самоутверждении - это стремление реализовывать себя, добиваться определенных результатов в деятельности, поведении, взаимодействии с другими людьми и на основе этого видеть себя на определенной высоте в своих глазах и мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек произвольно и целенаправленно проявляет себя, свое "Я", свою индивидуальность и утверждает себя как личность.

Самоутверждение - атрибутивная характеристика личности. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются его сознание, способности, формируются черты характера. Вместе с тем личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям.

Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал. В. Н. Мясищев отмечал, что наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее важно, значимо, к чему она стремится особенно сильно и настойчиво. И поэтому чем более целеустремленно и полно молодой специалист будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, тем больших результатов он в ней добьется. Чем энергичнее борется специалист за осуществление своего профессионального самоутверждения, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении, своей профессиональной зрелости, в профессиональном карьерном росте.

Стремление личности к самоутверждению является стимулом ее развития и саморазвития, а стремление ее к профессиональному самоутверждению - одним из факторов ее профессионального становления и совершенствования.

Феномен самоутверждения рассматривается в психологии как явление социально-психологическое, обусловленное, с одной стороны, характеристиками социальной среды, деятельности, а с другой - индивидуальными личностными особенностями человека.

Сущность самоутверждения состоит в самовыражении, самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности.

Самоутверждение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных особенностей, личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности. Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика. Непосредственные психологические механизмы поведения самоутверждающейся личности находятся в ней самой, хотя и связаны с особенностями той среды и деятельности, которые детерминируют ее поведение, действия, поступки, отношения.

Выделяют следующие основные сферы профессионального самоутверждения специалиста: социально-ролевая, профессионально-деятельностная и социально-психологическая (система неформальных отношений в коллективе).

Самоутверждение личности - перманентно идущий процесс, в котором, а это в полной мере относится и к профессиональному самоутверждению молодого специалиста, выделяются три этапа: подготовительный, основной (исполнительный) и заключительный.

Основным содержанием подготовительного этапа является самоопределение личности: осознание ею потребности в самоутверждении и самореализации, выработка своей позиции, отношения к окружающей ее действительности, постановка целей деятельности и поведения, определение своего места в ролевой официальной и неофициальной структурах коллектива, обоснование своих действий, поведения, средств и способов по осуществлению поставленных целей.

Исполнительный этап - это процесс реализации и достижения человеком целей самоутверждения.

На заключительном этапе осуществляется оценка человеком результатов и процесса своего самоутверждения, выявляются истоки его затруднений. Этот этап постепенно переходит в первый, на котором происходит коррекция целей, средств, способов дальнейшего самоутверждения личности.

Все этапы взаимосвязаны. В то же время они и относительно самостоятельны.

Самоопределение - важные и грань, и сторона, и этап в самоутверждении личности, во многом определяющее его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Так, например, самоопределение личности специалиста может оказаться правильным или неправильным, разносторонним или односторонним, полным или неполным, оно может быть коллективистическим или индивидуалистическим, альтруистическим или эгоистическим и т.п. Все это и определяет соответствующее самоутверждение личности и его успешность.

Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

  • 1) кто стоит, находится выше, а кто ниже него в системе должностных, социально-профессиональных и социально-психологических ролевых, статусных ролевых позиций, а кто находится на его уровне;
  • 2) кто находится впереди, кто позади, а кто на его уровне в достижении производственных, научных, учебных, спортивных и других результатов и в получении соответствующих благ;
  • 3) кто находится ближе к нему, а кто дальше по содержанию профессиональных, нравственных и других ценностей, ориентации, позиций, мнений и т.п.

Определившись в этих трех системах оценки, личность осуществляет свое утверждение, в том числе и профессиональное.

Наряду с этим на особенности самоутверждения личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой по этим же параметрам возможностей тех, кто находится выше и ниже, впереди и сзади, ближе и дальше.

Очевидно, что все эти оценки у человека могут оказаться в разной степени достоверными, правильными, а поэтому его самоутверждающееся поведение может быть в разной степени соответствующим возможностям личности и требованиям, ожиданиям среды.

Многие исследователи не без основания рассматривают самоутверждение как активный процесс целенаправленного взаимодействия личности с непосредственным окружением и считают, что особенно отчетливо оно проявляется у подростков и юношей. Объясняется это периодом активного становления личности, включения ее в трудовые, политические и другие общественно значимые отношения, стремлением проявить свою индивидуальность и добиться признания окружающих, найти место в жизни. Причем самоутверждающееся поведение в этом возрасте не всегда осуществляется правильно, на здоровой нравственной основе, что в значительной степени обусловлено недостаточным развитием, сформированность личности, ее сознания, а порой и деформацией отдельных психических функций.

В. А. Сухомлинский отмечал, что "бравирование подростков непослушанием, хитроумные поиски путей заслужить похвалу товарищей, игнорирование требований, обязанностей, дисциплины - весь этот букет духа "сопротивления" есть не что иное, как отсутствие крепкого фундамента процесса самоутверждения - богатой идейной жизни".

В отечественной психологии самоутверждение рассматривается как одна из фундаментальных социальных потребностей и тем самым как важное условие и фактор развития личности. При этом подчеркивается, что потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей.

Выделяют четыре группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

  • 1) в достижении определенных результатов в деятельности и утверждении на этой основе своей соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих;
  • 2) в общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролевых функций в контактной социальной среде, в принадлежности к коллективу, в стремлении быть полезным ему;
  • 3) в потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших, приобрести известность, удовлетворить свое честолюбие, самолюбие, потребность в аффилиании;
  • 4) в познании своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретении или усилении чувства уверенности в себе.

Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения и определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности личности в самоутверждении выступают непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждающего поведения.

Каждый из нас является частью общества, а оно порой предъявляет к нам весьма жесткие требования. Человек начинает подсознательно сравнивать себя с другими, оценивать свои достоинства и недостатки по искаженным шкалам внутреннего восприятия.

Результаты такой оценки будут стимулировать определенный тип поведения индивидуума, направленный на удовлетворение потребности в признании себя значимым со стороны других людей. Конструктивный тип поведения нацелен на самореализацию, иррациональный – на самоутверждение за счет других, самоподавление, .

Определение и смысл понятия с точки зрения психологии

Первоначально в психологии термину «самоутверждение» придавался исключительно негативный оттенок. Однако после проведения обширных исследований и обобщения полученных результатов удалось выявить основные механизмы данного процесса, его роль в социализации личности.

С точки зрения современной науки, самоутверждение личности – это удовлетворение потребности человека в осознании собственной значимости, весомости. Психологи выделяют несколько основных компонентов этого феномена:

  • Социально-психологический. Это процесс взаимодействия человека с его окружением, способствующий самореализации личности.
  • Мотивы, потребности достижения таких целей, как власть, признание, уважение, успех.
  • Концепция «Я». Самооценка, отношение к себе, сила собственного «Я» тесно связаны с данным феноменом.

Потребность в самоутверждении естественна для человека, она характеризует свойства нервной системы, способность к , а также уровень стремления к самоуничтожению. Это побудительный мотив для достижения прогресса в социальной, профессиональной, а также личной сферах.

При этом успехи могут настоящими или присвоенными, выдуманными, преувеличенными. Например, с развитием Интернета, ростом популярности социальных сетей блоггерство стало легким способом самоутверждения за счет выпячивания мнимых достижений.

Помимо внешней составляющей у самоутверждения есть внутренняя – это способ самопознания путем размышления, анализа собственных желаний, устремлений, а также возможности их достичь. Объективная оценка сильных и слабых сторон, ранжирование целей по важности может стать толчком для человека к саморазвитию, а постепенное повышение планки личностных характеристик обеспечит рост успешности, социального статуса.

Личность может самоутверждаться по отношению как к обществу, так и к определенной социальной группе. Разница состоит лишь в наборе критериев, которыми руководствуется человек при отборе значимых целей.

Этапы и поведенческие стратегии, характеризующие процесс

С детства для ребенка очень важно находиться в центре внимания, получать одобрение своих действий, переживать успех. Если взрослые постоянно указывают малышу на его зависимость, несамостоятельность, он пытается самоутвердиться за счет агрессии. Важно объяснить ребенку, что такое поведение таит в себе опасность и может навредить в первую очередь ему самому.

Дальнейшие кризисы, сопровождающие развитие ребенка как личности, еще сильнее обостряют потребность в самореализации, а также в самоутверждении. Это абсолютно нормальные процессы, отражающие здоровое устремление ребенка реализовать заложенные природой способности. Задача родителей – не ограничивать конструктивные желания ребенка, а по возможности поддерживать и поощрять их.

Самоутверждение подростков – это специфический этап, требующий особой заботы и внимания со стороны родных и близких. Именно в это время у детей происходит перестройка системы ценностей, переоценка собственного «Я».

При благоприятной семейной обстановке ребенок растет гармоничной личностью, а самоутверждается за счёт учебы и стремления к успеху в каком-либо виде деятельности. Если ситуация негативная, а родители не понимают ребенка и пытаются управлять им с помощью авторитарных методов, проявляется ответная отрицательная реакция в виде смыслового барьера.

Самоутверждение подростка имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Родители должны с детства формировать у ребенка положительные и правильное мировоззрение. Правильный подход к воспитанию, проявление понимания, предельной наблюдательности и ненавязчивого контроля помогут оградить подростка от интереса к наркотикам, алкоголю и криминальным компаниям.

Психологи выделяют несколько стратегий реализации потребности в самоутверждении. Первая описывает самый легкий вариант самоутверждения, а именно за счет других людей. Эта стратегия носит деструктивный характер, так как выражается в принижении достоинств и оскорблении окружающих, повышенной конфликтности, принципиальной демонстрации превосходства над другими. Психологическая подоплека такого поведения связана с завышенной или заниженной самооценкой или проявлением комплексов неполноценности.

Конструктивной считается стратегия гармоничного развития «Я» при сохранении интереса к окружающим. Для людей этого типа поведения характерно то, что они самоутверждаются за счет личностного роста и постоянной работы над собой.

Реализация в профессиональной или личной сфере имеет для них огромное значение. Примером может служить история Арнольда Шварценеггера, который из хилого подростка смог стать кумиром миллионов.

Самоотрицание – это третья стратегия, ее суть заключается в признании собственной слабости и желании слиться с кем-то сильным и более успешным. В этом случае самоутверждающийся человек отрицает свою индивидуальность, замещая ее чертами личности героя, которому он решил подражать. В крайних случаях человек даже готов сделать пластическую операцию, чтобы обеспечить максимальное сходство с объектом подражания. Автор: Наталья Иванова

admin

Человек живёт в обществе, и с детских лет ему приходится сравнивать себя с окружающими и оценивать других. Самоутверждение – это поведение, направленное на утверждение собственной значимости, установление права на самовыражение и достижение желаемого социального статуса. Это потребность, стимулирующая тот или иной тип поведения.

Мотивы самоутверждения определяются стремлением к улучшению материального благополучия, карьере, приобретению авторитета. Кроме того, это инструмент познания самого себя, взаимодействия с окружающими.

Этот вопрос в психологии изучался с самого начала её существования как науки. Изначально самоутверждение рассматривалось только с отрицательной стороны. Но впоследствии психологи заинтересовались тем, что конкретно обуславливает механизмы самоутверждения, какие поведенческие стратегии характерны для самоутверждающейся личности.

Стратегии самоутверждения

Теория о самоутверждении – обширная область для исследования человеческого поведения, в которой выделяются три основные стратегии:

Самоутверждение за счёт других

Носит негативный характер. Человек, самоутверждающийся таким способом, нуждается в постоянном подтверждении собственной значимости, превосходства над другими. Проявляется это посредством деструктивных способов: оскорблений, обвинений, провоцирования конфликтных ситуаций с целью доказательства своей правоты.

Причина такого поведения при поверхностном суждении видится в завышенной самооценке. На это указывают резкая критика в адрес оппонента, речевые обороты, демонстрирующие авторитарность и значительность. Но не нуждается в преподнесении себя в выгодном свете. И самоутверждение такого характера свойственно людям, не уверенным в себе, не реализованным в общественной, или личной сфере жизни, нуждающимся в подкреплении своей значимости. Цель «Я не хуже или лучше других» признана ведущей в поведении самоутверждающегося.

Появление обусловлено разнообразными причинами. Например, некоторые страдают от недостатка образования. Самооценка падает, и человек в целях психологической самозащиты открыто выражает пренебрежение к образованности: «Я и без диплома больше зарабатываю». Обычно такие родители не жалеют сил и времени, чтобы дать своим детям то самое образование, о котором они так пренебрежительно высказываются. На самом деле это не что иное, как попытка удовлетворить собственные амбиции за счёт детей.

Делает личность уязвимой, обделённой вниманием. А неумение увидеть глубину проблемы приводит к наиболее простому решению – унизить другого, чтобы возвыситься самому.

Развитие своего я при сохранении интереса к окружающим

Конструктивный тип самоутверждения. Человек стремиться к самораскрытию путём развития собственной личности. Такое самоутверждение – естественный процесс для человека, стремящегося реализоваться в обществе. Конструктивное самоутверждение важно для личности, так как это побуждающий фактор для самореализации. Самореализация – одна из главных задач развития личности. Это значит, что человек занимается любимым делом, он состоялся в профессии, семье. Обрёл любовь, раскрыл творческие способности.

Понятие самореализации иногда путают с понятием социальной успешности, хотя это не одно и то же. В общественном сознании понимание успешности обусловлено материальной обеспеченностью, популярностью, властью. Самореализация – это раскрытие природных данных, своего предназначения.

Самораскрытие личности не всегда удаётся во всех сферах деятельности. В каждом возрасте оно имеет свои особенности. Например, известны случаи, когда физически слабые подростки достигали высоких результатов в спорте. Для этого возраста особенно характерна потребность в самоутверждении. И как лучшая его сторона – упорная работа над собой. Взрослые самоутверждаются в профессии. В данном случае человек раскрывает свои способности без отрицания других личностей, суть его самоутверждения – это восхождение на более высокие ступени развития. Обретение себя в новом качестве, новой роли на каждом конкретном временном (возрастном) этапе.

При конструктивном типе самоутверждения человек сам определяет, каким образом ему утвердиться в обществе, обрести уверенность в ценности своего я. Для женщин характерно самоутверждение в роли матери, жены, хозяйки дома. Мужская состоятельность определяется успехами в общественной и профессиональной деятельности.

Успешный человек может многое сделать для других, при этом его успешность может и не принести ему чувства удовлетворённости собой. Человек самореализовавшийся — это счастливый человек. Эти два понятия совсем не исключают друг друга. Некоторым удаётся сочетать и социальную успешность, и собственную реализованность.

Отрицание себя

На первый взгляд, самоотрицание – понятие, противоположное, самоутверждению. Ведь это некое отречение от самого себя, отчуждение от собственной индивидуальности. Человек считает себя слабым, и чтобы преодолеть это, мысленно присоединяется к кому-то другому, более сильному, в конечном итоге переносит его качества на себя.

В этой ситуации он живёт не своей, а чужой жизнью, идентифицирует себя со своим кумиром. В результате вырабатывает те черты личности, которые свойственны выбранному им герою. Меняются, соответственно, и стратегии поведения. Так ведут себя фанаты известных людей, поклонники знаменитостей, готовые изменить и свою внешность, и характер, лишившись индивидуальности. Самоотрицание характерно для подростков, стремящихся подражать какому-нибудь знаменитому актёру, спортсмену, музыканту.

По мнению психологов, каждая личность, самоутверждаясь, имеет в своём арсенале варианты поведенческих стратегий. Изучают их для того, чтобы классифицировать типы личностей в процессе самоутверждения, определить причины выбора той или иной стратегии, понять механизмы самоутверждения. Если личность придерживается только одной стратегии самоутверждения, то она чувствует некие психологические проблемы, разобраться в которых бывает трудно. Но в большей части суть их сводится к неумению общаться, выстраивать отношения с людьми.

Наблюдая за поведением людей, психологи отмечают умение отказывать как один из механизмов самоутверждения. Люди разных поведенческих стратегий по-разному говорят «нет». Человек первого типа поведения говорит «нет» безапелляционно, не допуская свободного волеизъявления другого человека. Личность конструктивного типа самоутверждения обосновывает свой отказ, приводит аргументы, объясняет, почему дело обстоит так, а не иначе. Человек, склонный к самоотрицанию не может сказать «нет». Он испытывает психологические проблемы, потому что часто вынужден делать то, чего он не хочет.

Для чего мы самоутверждаемся?

Стремление утвердить себя в сильной позиции заложено в человеке самой природой. Ещё К.И. Чуковский в книге «От двух до пяти», высказал мнение о том, что для ребёнка важно постоянно находиться в центре внимания, он неустанно ждёт одобрения и похвалы, гордо подчёркивает свои достижения. Это объясняется приниженным положением ребёнка по отношению к взрослому, его зависимостью от старших. И самоутверждение в этих условиях может выражаться в виде агрессии как выражении протеста или негативистской демонстративности, когда ребёнок умышленно игнорирует требования взрослых.

Маленький человек ещё не получил достаточного жизненного опыта, но его уже не устраивает вторичное, зависимое положение. И стремление самоутвердиться можно рассматривать здесь как самопознание личности, желание упрочить свое положение, получить самостоятельность.

Самоутверждение, в лучшем его понимании, необходимо для человека. Истоки этого феномена — в естественном отборе как основном факторе природного развития, когда выживает сильнейший. Утвердить себя, значит заявить о себе: «Я есть, я существую».

Самоутверждение – это сложный социально-психологический комплекс. Человек в процессе самореализации касается интересов, эмоций и взглядов окружающих. Происходит взаимовлияние личностей. В процессе общения возникает потребность в признании, осознании собственной ценности. Побуждают к самоутверждению честолюбие, тщеславие, амбиции. Для человека естественно желание закрепить за собой определённый социальный статус. Как двойственная натура личность руководствуется в своём поведении как положительными, так и отрицательными действиями.

Кроме великих культурных достижений, созданных писателями, философами, музыкантами, учёными, история сохранила немало примеров страшных преступлений. Совершили их в результате самоутверждения. Мотив этих злодеяний – не что иное, как стремление выделиться, привлечь к себе внимание, самоутвердиться.

Здоровое самоутверждение направлено на раскрытие заложенных в человеческой личности потенциалов, требующих раскрытия. А каким образом будет происходить этот процесс, зависит от выбора самого человека.

28 марта 2014, 11:12

Это одна из самых фундаментальных потребностей. Самоутверждение – это стремление реализовать себя, добиться определенных результатов в деятельности, поведении, во взаимодействии с другими людьми. На основе этого достижения видеть себя на определенной высоте в своих глазах, во мнении окружающих. Самоутверждаясь, человек самопроизвольно и целенаправленно проявляет себя, свое Я, свою индивидуальность, тем самым утверждая себя как личность. Самоутверждение – это атрибут личности, человек постоянно утверждает себя. По мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются сознание, способности, формируются черты характера. Через самоутверждение личность осознанно проявляет себя, свой потенциал, стремление личности к самоутверждению является стимулом его развития и саморазвития, а стремление к профессиональному самоутверждению – один из факторов профессионального становления и совершенствования личности. Сущность самоутверждения состоит в самовыражении и самопроявлении человеком индивидуальности в процессе взаимодействия со средой и осуществления деятельности. Самоутверджение человека, в том числе и профессиональное, зависит не только и даже не столько от обстоятельств и решаемых задач, сколько от его индивидуальных способностей – личностных детерминант. Именно поэтому люди в одних и тех же условиях по-разному проявляют и утверждают себя, свои возможности.

Это объясняется тем, что непосредственным регулятором поведения и деятельности человека выступает его психика.

Самоопределение – важные и грань, и сторона, и в этом самоутверждении личности, во многом определяющие его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Осуществляя самоопределение, человек обычно оценивает свои возможности и соотносит их с оценкой таких же параметров у других членов коллектива в системе следующих координат:

    кто – стоит, находится выше, ниже, на уровне в системе должностных, социально-профессиональных, социально-психологических, статусно-ролевых позиций.

    кто – находится впереди, на уровне, позади в производственных, научных, учебных, спортивных и других достижениях.

Определившись в этих трех системах оценки личности, вы сможете осуществлять свое утверждение, в том числе профессиональное.

В отечественной российской науке самоутверждение рассматривается как одно из фундаментальных условий развития личности.

Потребность в самоутверждении может выступать как самоцелью личности, так и обобщенным выражением других потребностей. Выделяют 4 группы индивидуальных потребностей в самоутверждении:

    достижение определенных результатов в деятельности и утверждение на этой основе своей, соответствующей общественной и личной значимости, признания, уважения, доверия окружающих.

    Потребность в общении, выполнении определенных социальных, социально-психологических ролей в контактно-социальной среде, принадлежности к коллективу, стремлении быть полезным ему.

    Потребности престижно-личностного плана: добиться определенного авторитета у окружающих, сотрудников, старших; приобрести известность; удовлетворить свое честолюбие, самолюбие.

    Познание своей индивидуальности, сил и возможностей, приобретение или усиление уверенности в себе.

Соотношение этих групп потребностей в конкретном акте самоутверждения определяет в значительной степени его цели, характер и динамику. Потребности в самоутверждении выступает непосредственной детерминантой, определяющей соответствующие цели и мотивы самоутверждения. Среди личностных детерминант ведущую роль играют система ценностей личности и обусловленные притязания личности, выступающие относительно самостоятельной регулятором поведения личности. Рассмотрим понятие притязания.

Немецкий психолог Ревин ввел понятие уровень притязания (УП). Притязания личности могут в разной степени соответствовать ее возможностям, то есть быть адекватными, завышенными, заниженными, что во многом определяет характер взаимодействия личности с непосредственным социальным окружением. Поведение людей с завышенными притязаниями проявляется в самоуверенности, самонадеянности, неуживчивости с теми, кто с ними, они расходятся в оценках, суждениях, мнениях. Внешне это проявляется в высокомерии, зазнайстве, болезненном реагировании на критику окружающих. Эти люди директивны, их трудно переубедить, они недостаточно самокритичны, при оценке других категоричны, ориентируются на свою точку зрения, при не успешности ищут причину вовне, а не в себе.

Для человека с заниженными притязаниями характерны неуверенность в своих силах и возможностях, застенчивость в общении, им свойственны элементы замкнутости, действия чаще ориентированны на мнения окружающих и старших, в выполнении поручений старательны, но нередко проявляют пассивность, мнение, позицию активно показывать не стремятся, по отношению к окружающим внимательны, тактичны, заботливы, но легко ранимы, нередко мнительны, в не успешности своего утверждения как правило считают повинными самих себя, им присущи неустойчивость поведения, они легко поддаются внешнему воздействию, им свойственно колебание настроения, чрезмерно осторожны в действиях и поступках, неуверенно выполняют и даже порой уклоняются от исполнения своих функциональных обязанностей как в общественной, так и в личной жизни. Итог – снижение успешности самоутверждения мешает всесторонности и гармоничности в развитии индивидуальности.

Авторитет складывается из 2 понятий: объективный и субъективный авторитет. Авторитет – одна из форм взаимоотношений, связанная с влиянием человека или группы людей на окружающих и признание со стороны последних этого влияния. Авторитет есть там, где люди принимают влияние другого человека или группы, соглашаются с ним, без авторитета невозможна никакая Организация, его наличие – одно из основных правил успешного руководства людьми. Различают авторитет руководителя, товарища, специалиста. Авторитет человека является результатом и выступает функцией личностных способностей человека, групповых ожиданий, требований условий и решаемых задач, ведущую роль играют индивидуальные психологические особенности человека, степень их соответствия требованиям их деятельности. Выделяют 2 взаимосвязанные стороны авторитета: объективную и субъективную.

Время на чтение: 4 мин

Самоутверждение - это потребность индивидуума в самоосознании себя на желаемом уровне в социальной, психологической и физической сфере. Значение слова самоутверждение - (анг. self – само и affirmation – подтверждение) – указывает на процесс, приводящий к формированию картины реальной, желанной или воображаемой, утверждаемой индивидом в дальнейшем.

Самоутверждение личности реализуется как посредством реальных действий, достижений, так и иллюзиями, когда результат либо устно приписывается, либо переоценивается, являясь объективно менее значимым.

Самоутверждение - это в психологии динамический процесс, предполагающий постоянное тестирование реальности. Будучи социальным существом, человеку необходима преемственность социума и развитие не происходит независимо. Базовыми критериями выступают общественные стандарты и представления. Частично они интериоризируются индивидом, что определяется личностной направленностью, внешним ориентиром являются оценки , в определяемой сфере достижений, для индивида группы.

Понятие самоутверждения часто имеет отрицательный окрас, поскольку его реализацию связывают с патологическими поведенческими стратегиями.

Что такое самоутверждение

Потребность в самоутверждении актуализируется ориентировочно в возрасте трех лет, когда ребенок стремится дифференцировать себя от окружения, в речи активно используется "Я" (я сам(а), я хочу). Этот этап так же связывают с определенным негативизмом, особенно в отношении к родителям, поскольку утверждение себя связано с активностью, которая опозиционна к близкому окружению, особенно если внутренние критерии не соответствуют декларируемым правилам.

В дальнейшем, человек знакомится с критериями социума, определяет, в какую социальную страту он хочет попасть и соответственно планирует свое поведение.

Самоутверждение личности – это психологический процесс, включающий в себя компоненты, как социального, так и личностного аспекта. Хотя критерии для целей чаще предоставляются социумом, может определенным образом их градировать, принимая и одобряя определенные и вытеснять неугодные. Это происходит как осознанно, целенаправленно, но, в основе своей, бессознательно, когда человек декларирует нежелание «играть по правилам социума» и этим утверждает себя в группе «не играющих по правилам», где так же есть свои закономерности.

Здоровая воля к самоутверждению естественна для человека, говорит о качествах нервной системы, уровне стремлении к самоуничтожению. Уровень притязаний, который индивид определяет для себя как достаточный, демонстрирует его силу, адаптируемость, выживаемость. Поскольку любой организм ориентируется на принцип экономии энергии, потребность в самоутверждении, как побудительная к активным действиям, является одной из мотивирующих на действие чертой.

Потребность в самоутверждении человека, зависимо от навыков, способностей, воспитания и будет стимулировать определенный тип поведения и стратегию удовлетворения потребности. Данные стратегии могут быть как конструктивные, так и нерациональные. Конструктивное самоутверждение направленно на , развитие своего потенциала. Нерациональными могут считаться как агрессивная стратегия, в контексте которой потребность в самоутверждение осуществляется за счет других, так и стратегия самоподавления, когда идет отказ от самоутверждения. Последняя является саморазрушительной, поскольку психика не статична, не развиваясь, она деградирует и упрощается, что может способствовать распаду и на физическом уровне, провоцируя соматические дисфункции.

Компенсаторная стратегия самоутверждения личности характеризуется тем, что при реальной или субъективной невозможности достижения целей в желаемой сфере интерес сознательно переносится в более доступное русло. Это иногда спасительно как временное замещение, но неудовлетворенность в раскрытии сферы окончательно вытеснить не удастся.

Иной версией этой стратегии можно считать прикрепление к другому индивиду или группе, с ним (с ней) и заслуги воспринимаются как свои, личность сливается с другим (и). В некоторых случаях, подобное может быть на фоне идентификации себя с довольно обширной группой, гендером, нацией, расой. Эта стратегия так же патологична, потому что вытесняет необходимость прикладывать собственные усилия, а в случае ощущения внутренней неполноценности направляется на внешний источник, с которым идентифицируются, предъявляя к нему претензии в собственной малой ценности. Это так же инфантильная стратегия, когда локус контроля переносится вовне и снимает личную ответственность за собственную .

Актуальность сфер для самоутверждения отлична в разном возрасте, культурной традиции, гендерном приоритете. Профессиональная признанность, достижения в науке, творчестве, бизнесе, успех в партнерских, родительских взаимоотношениях, могут по-разному оцениваться в локальном временном отрезке и иметь различную значимость в зависимости от ценностей социального окружения.

В идеале, личность имеет опыт реализации себя в каждой из них, иметь инструменты для самостоятельной реализации себя без необходимости делать это за чужой счет. По мере самоидентификации, некоторые сферы могут выходить на первый план и, малая реализация в других будет не важна, но гибкость психики позволит быть успешными в различных плоскостях и обеспечить устойчивость психики в случае неудач. Признание заслуг дает поддержку общества, а достижения личности вносятся в коллективный багаж и с помощью такого взаимовыгодного обмена коммуникация между "Я" и "Другие" принимает качественную и здоровую форму.

Важно понимать, что зачастую, процесс самоутверждения обособлен в различных сферах. Успешность в одной не гарантирует само или общественное признание в другой. Чем больше сфер охватывается и качественно развивается, тем лучше подкреплено общее, интегративное, ощущение себя.

Самоутверждение за счет других

Самоутверждением за счет других называют стратегию, при которой человек присваивает себе достижения других людей или обесценивает их, повышая свою ценность на их фоне. Это может происходить вследствие неумения или нежелания развивать собственные качества. Человек уходит от личной ответственности, игнорируя отсутствие своего вклада или манипулируя положением, ситуацией. Это создает определенную личностной самоценности, которая не подкреплена реальными достижениями. Такая позиция инфантильна, поскольку для удовлетворения потребности необходим другой, отношение к которому потребительское и ведет к регрессу личности. При такой линии поведения человек агрессивен, требователен, может унижать и оскорблять, обесценивать чужие заслуги. Именно данный поведения отрицательно воспринимается и порицается.

Значение слова самоутверждение указывает на приоритет и желание конструктивного типа самоутверждения. Личность стремится к нему путем раскрытия собственных , качеств и черт. Ее ценность растет в личном восприятии за счет повышения уверенности, а социумом воспринимается как успешная и волевая. Такой путь более естественен и продуктивен, так как личность опирается на собственные ресурсы, становясь более автономной.

Самоутверждение за счет других происходит, когда человек ставит себя в зависимое положение, даже если ведет себя агрессивно и унижает. Если человек или группа, за чей счет идет утверждение взбунтуется, выйдет из-под контроля или влияния, разовьет свои качества и станет независимой от агрессора, то он потеряет этот ресурс.

Придерживаясь самоутверждения за счет других, личность не развивается, ее прошлые достижения, если они были, устаревают и обесцениваются, что впоследствии может привести к глубокому разочарованию. Кажущаяся, на первый взгляд, легкость этой стратегии обманчива, поскольку удерживает в иллюзиях, не давая развивать потенциал своего "Я". В перспективе это более разрушительно для самоутверждающего, чем для его жертвы.

Чтобы избавиться от этой стратегии самоутверждения надо осознать продуктивность личной ответственности для и определения себя на желаемом уровне. Это более выгодная и взрослая позиция, развивающая ценность, как в своих глазах, так и в общественном представлении.

Именно конструктивная стратегия окрашивает данный феномен в положительный спектр, так как подразумевает личные, заслуженные успехи, помощь другим в данном контексте становится еще одним инструментом.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

mob_info