Артистизм в повседневной жизни. Развиваем артистизм Значение слова артистизм

Артистизм – 1) а) Художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. б) перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. 2) перен. Особое изящество манер, грациозность движений.
Толковый словарь русского языка под редакцией Т. Ф. Ефремовой

Артистизм – несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни, в бизнесе, в личной жизни.

  • Артистизм – это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.
  • Артистизм – это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм – это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм – это умение стать другим – на сцене, в жизни – когда этого требуют обстоятельства.

Если артистизм в искусстве – явление само собой разумеющееся, то к артистизму в обыденной жизни отношение неоднозначное. Часто может показаться, что он не сочетается с моральными принципами честности, прямоты и правдивости. Однако, рассматривая артистизм в повседневной жизни с иной точки зрения, мы увидим, что он, несомненно, является неким защитным оружием. Практически каждый день мы подвергаемся психическим и энергетическим атакам, причем совершенно с неожиданных сторон. В такой ситуации зачастую приходится надевать различные маски, в зависимости от наших коммуникативных намерений. Самое главное – быть честным с самим с собой!

Преимущества артистизма

  • Артистизм способствует сохранению правильных отношений с людьми, даже с теми, которые вам могут не нравиться.
  • Артистизм и дипломатичность помогают не обидеть в ситуациях, когда правда является нелицеприятной.
  • Артистизм – совершенно необходимая черта для людей творческих профессий.
  • Артистизм – это своеобразный защитный механизм в условиях, когда нельзя показать истинные чувства и настроение.

Проявления артистизма в повседневной жизни

Творческий подход к повседневной жизни – это активная жизненная позиция, стремление жить ярко, в согласии с самим собой и окружающими. Артистизм в повседневной жизни – это умение выглядеть и вести себя так, как нужно Вам в конкретной ситуации, способность привлечь и увлечь за собой людей. Благодаря артистизму во многих сферах нашей жизни мы имеем возможность управлять ситуацией.

Вот, например, те сферы, в которых артистизм на сегодняшний день является безоговорочно необходимым.

  • Актерская среда. Глядя на многочисленные кинокартины, мы часто ловим себя на мысли о том, что некоторые актеры приглашены на определенную роль из-за своего образа. То есть во всех фильмах этот актер играет одинаково, фактически самого себя – эксплуатируется лишь его личный образ. Другие же актеры могут играть настолько разноплановые роли и настолько перевоплощаться, что иногда поражаешься – насколько велик талант и сила артистизма этих гениев.
  • Бизнес-среда. Развитие артистизма в этой сфере является одним из ключевых моментов создания собственного имиджа и совершенствования коммуникативных качеств. Презентации, самопрезентации, представление новых проектов – по сути, любое публичное выступление не может обойтись без вхождения в определенный образ, роль.

Как развить артистизм

Развивая артистизм, мы становимся прекрасными актерами. А становясь хорошими актерами, мы умеем лучше и лучше играть те роли, которые предлагает нам сама жизнь. Получая то или иное «задание», ту или иную роль, мы тщательно продумываем образ, который часто не совпадает с нашим истинным «Я», не позволяет нам выявлять наши истинные намерения.

  • Учимся скрывать мысли. Да-да, не всегда нужно показывать и выражать свои истинные чувства. Давайте попробуем просто не думать о том, что хотим скрыть от других. Постараемся спрятать истинные мысли куда-то далеко, а на «передний план» пустить лишь те, которые и помогут создать необходимый образ.
  • Учимся скрывать эмоции. Давайте выполним творческое задание. Выберите любимую песню (а лучше несколько) – именно ту, которая трогает вас до глубины души, от которой появляется ком в горле и наворачиваются слезы. Выучите ее и пойте, пойте, пойте… Очень важно, чтобы вы пережили все эмоции, которые захватывают вас во время исполнения этой песни. Теперь научитесь исполнять ее для «слушателей», исполнять так, чтобы в вашей душе было абсолютно спокойно и песня не пробивала вас на эмоции.
  • Учимся демонстрировать лояльность. Вспомните людей, к которым вы по каким-то причинам испытываете негативные эмоции. Конечно, в идеале неприятие людей нужно искоренять само по себе, так как оно мешает духовному развитию и разрушительно влияет на личность. Однако, если этот недостаток присутствует, используем его в благих целях. Старайтесь как можно больше общаться с этими людьми, но так, чтобы никто и не заподозрил, что у вас есть пока определенное неприятие в отношении этих личностей. Вы не обнаружили негатива по отношению к людям? Поздравляем и завидуем вам! Используйте другие упражнения!
  • Учимся скрывать смятение. Скажем, есть человек, в присутствии которого вы пасуете, чувствуете себя подавленным, неуверенным. Прекрасно. Есть возможность тренировать не только артистизм, но и бесстрашие, уверенность в себе и чувство собственного достоинства. Старайтесь побольше общаться с таким человеком. Главное условие – ваше поведение должно быть свободным, непринужденным, уверенным. Но ни в коем случае не вызывающим и не наглым.

Не бойтесь ставить перед собой сложные задачи – так вы ускорите свое совершенствование.

Золотая середина

Прямолинейность, схематизм

Артистизм

Претенциозность

Крылатые выражения об артистизме

Искусство состоит в том, что актер чужое, данное ему автором пьесы, делает своим собственным. - Е.Б. Вахтангов - В искусстве нет лучшего правила, как не увлекаться первым порывом. Если дашь себе время подумать, воплощение всегда выходит более верно. - Т. Сальвини - Прелесть таланта в том, что он делает то, чего я не могу. - М.А. Светлов - Актеры производят впечатление на публику не тогда, когда они неистовствуют, а когда хорошо играют неистовство. - Дени Дидро - Для творчества надо выходить из себя и там, вне себя, забывать свои «лишние мысли». - М. Пришвин - Станиславский К.С. / Работа актера над собой Перед вами одно из самых знаменитых и востребованных во всем мире произведений великого русского режиссера, знаменитого актера, педагога и театрального деятеля К.С. Станиславского. Эта книга – классический актерский тренинг, дающий знания, без которых думающий о своем искусстве актер не может считать себя настоящим актером. Вероника Дюпре / Как стать актером Что значит «быть хорошим актером»? Недостаточно только выучить уроки актерского мастерства. В первую очередь – это владение своим голосом и телом, умение правильно говорить и правильно двигаться. Как ни странно, данный свыше талант не может заменить этого умения. Он накладывается сверху и превращает просто хорошего актера в актера, покоряющего тысячи сердец. Однако обладать талантом – это еще не все. Нужно еще уметь им правильно распорядиться.

Харизма, обаяние, артистизм – это для многих лишь красивые слова, которые не означают ничего конкретного. При слове «артистичный» человек представляет себе кого-то вроде Леонардо ДиКаприо в роли «Волка с Уолл Стрит», но ни в коем случае не своего коллегу, босса, старшего брата или кого бы то ни было из ближайшего окружения. Мы не замечаем, что коллега способен продать кому угодно что угодно благодаря умению показать товар лицом, что босс даже в самой безнадежной ситуации может внушить коллективу веру в свои силы, что старший брат без проблем становится душой любой компании. Или замечаем, но слово «артистизм» не приходит к нам в голову: они же обычные люди, а не какие-нибудь там кинозвезды.

ЗАПОМНИТЕ! Артистизм – умение превращать в искусство самые обыденные и даже рутинные дела. Актер обязан быть артистичным, но это не значит, что врожденный артистизм свойственен только актерам!

Где пригождается артистичность в повседневной жизни:

  1. В личной жизни. Как произвести впечатление на девушку или парня и показать себя с выгодной стороны.
  2. В карьерном росте. Как выделиться в коллективе, суметь взять инициативу в руки и проявить лидерские качества.
  3. В быту. Как вызывать расположение у незнакомых людей быстро и в любых обстоятельствах.
  4. В сложных, неприятных и опасных ситуациях. Как не потерять лицо, не выказать страх, не выдать истинные чувства.
  5. В саморазвитии. Как улучшить самовосприятие и навсегда застраховать себя от комплекса неудачника.
  6. В отношениях с семьей. Как научиться ладить со всеми сразу.
  7. В общении с друзьями. Как стать центром внимания и притяжения в кругу ближайших друзей.

Зачем развивать артистизм

Вы не задавались вопросом, почему в школе заставляли читать стихи с выражением, а не как попало? Правильный ответ: потому что выразительное чтение лучше доносит суть написанного, причем не только до слушателя, но и до самого чтеца. Это и есть элемент актерского мастерства : максимум нужной информации минимальными средствами. Вы можете сказать слово «привет» с каменным лицом и без интонации, адресат поймет, что с ним поздоровались, но ничего при этом не почувствует. Или же вы можете немного растянуть слово в восклицательной интонации – «привеееет!» и улыбнуться в 32 зуба. Адресат также поймет, что с ним поздоровались, но еще он отметит, что это сделали с удовольствием, что ему рады, что к нему хорошо относятся. А хорошее отношение, по мнению психологов, порождает взаимность, так завязывается дружба, так рушатся барьеры между людьми.

ВАЖНО! Артистизм помогает добиваться желаемого от других людей. Развить артистичность следует, если в этом направлении возникают сложности. Не получается познакомиться с девушкой или договориться с клиентом? Тогда это то, что вам нужно.

Профессия актер

Выше мы попытались разобраться с абстрактным понятием, превратив его в конкретное, жизненное. Мы выяснили, что каждый человек в той или иной мере артистичен или вполне может развить артистизм. Но теперь не очень понятно, почему такое рядовое явление прочно ассоциируют с актерским мастерством и, собственно, с артистами сцены.

Дело в том, что театр – это всегда эмоциональное воздействие на зрителя. В театр не ходят за фактами, только за впечатлениями. И даже мораль, которая есть в каждой пьесе, если не откровенно вторична, то воспринимается зрителем только через сочувствие героям.

Цель актера в театре – заставить зрителя сопереживать.

А теперь представьте себе, как Отелло с каменным лицом, без эмоций и интонаций произносит: «Молилась ли ты на ночь, Дездемона?». Будете вы ему сопереживать, волноваться, замирать в ожидании? Придете ли еще раз на такой спектакль? Нет. Вот почему все, что делает актер, должно быть артистично, то есть эмоционально выразительно. По этой же причине артистизм получил свое название, ведь именно артисты превратили умение увлекать в настоящую науку, ставшую основой актерского мастерства .

Упражнения на развитие артистизма

Хорошая новость заключается в том, что развивать артистичность в полном смысле слова не придется. Эмоциональная выразительность – это природное качество, которым обладает каждый человек, оно бессознательно используется в процессе общения. Если понаблюдать за детьми, которых еще не успели загнать в рамки «приличного поведения», то станет ясно, что они выражают свои эмоции свободно и открыто, и получается это у них обворожительно. Вы тоже были непосредственным и милым ребенком, а значит, обладали всем тем, чего вам так не хватает сейчас. Главная задача – вспомнить, каково это.

  1. Учитесь отпускать себя. Отпускать – значит получать удовольствие от того, что вы делаете, без оглядки на «как это выглядит». Например, человек, который танцует, не умея танцевать, потому что ему «в кайф» двигаться под музыку, выполняет упражнение на артистизм.
  2. Учитесь подражать. Подражание – это суть любого искусства. Развитие артистизма начинается с простого копирования повадок людей и животных. Пробуйте делать обычные вещи в чужой манере, реагировать, как интересные люди, за которыми вы наблюдали, вести себя, как они, говорить, как они, и т. п.
  3. Возьмите за правило каждый день один раз оказываться в центре внимания. То есть в ситуации, когда все вокруг смотрят только на вас.

Если вам трудно работать над собой самостоятельно или нужен опытный взгляд со стороны, придутся в пору уроки артистизма, которые можно взять в театральных школах или на курсах актерского мастерства.

Чтобы добиться продвижения по службе, быть в числе официальных представителей кампании, выступать перед аудиторией, общаться с прессой и партнерами по бизнесу на высоком уровне, вам понадобятся курсы делового общения и речи в Москве . На них вы также избавитесь от барьеров в общении, научитесь искусству красноречия.

- [Словарь иностранных слов русского языка

См. мастерство 1 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. артистизм сущ., кол во синонимов: 6 … Словарь синонимов

артистизм - а, м. artistisme m. 1. Выдающиеся способности, художественная одаренность. БАС 2. || Об особой умении держать себя, изяществе манер, грациозности движений, обычно свойственных артистам. БАС 2. 2. Высокое мастерство, достигнутое в области… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

АРТИСТИЗМ, а, муж. (книжн.). Тонкое мастерство в искусстве, виртуозность в работе. Высокий а. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

артистизм - а, только ед., м., книжн. 1) Художественная одаренность. Природный артистизм. 2) Высокое и тонкое мастерство в исполнении чего л. Отличаться артистизмом. Синонимы: виртуо/зность, иску/сство/ 3) Особое изящество манер, грациозность движений.… … Популярный словарь русского языка

М. 1. Художественная одарённость. отт. перен. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком либо деле. 2. перен. Особое изящество манер, грациозность движений. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Артистизм, артистизмы, артистизма, артистизмов, артистизму, артистизмам, артистизм, артистизмы, артистизмом, артистизмами, артистизме, артистизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

артистизм - артист изм, а … Русский орфографический словарь

артистизм - (2 м) … Орфографический словарь русского языка

артистизм - у, ч. Висока майстерність, віртуозність … Український тлумачний словник

Книги

  • Ангелина Степанова , Вульф Виталий Яковлевич. У Ангелины Степановой от природы были вкус и артистизм, но ей был свойствен еще один, не менее важный положительный заряд - умение работать: ради любой крошечной роли она умела отказываться…
  • Живут во мне воспоминания , Муслим Магомаев. Трудно представлять такого всенародно любимого певца, как автор этой книги. Но лучше всех это получилось у Святослава Бэлзы. "Звездно сейчас на нашей эстраде. Но, как известно с незапамятных…

Можно ли развить способности естественно выражать эмоции, владеть голосом, мимикой, жестами, быть пластичным и лучше понимать партнера? Преподаватели актерского и ораторского мастерства отвечают, что развитие артистизма у взрослых возможно, только нужно чуть больше времени и усилий. А главное – настойчивости.

Что значит артистизм?

В определении понятия «артистизм» часто встречается краткое, лаконичное толкование: художественная одаренность, склонность к искусству, мастерство. Когда мы смотрим кино или спектакль, то обращаем внимание, насколько искренне передана эмоция, создана атмосфера, ограничен актер с персонажем. Получилось или нет? Так значит, у актеров не все решает природный талант. И как развить в себе артистизм?

Иногда кажется, люди ходят на спектакли, потому что забыли, как играли в детстве, наблюдают чужую игру, чтобы почувствовать себя естественными, получить эстетическое удовольствие, освободиться от эмоций. Во время действия зритель становится пассивным участником всего происходящего на сцене. А если попробовать поиграть? Для этого существуют упражнения, развивающие навык перевоплощения.

Вспомните, какими вы были в детстве: активными, напористыми или скромными и стеснительными. В течение десяти-пятнадцати минут побудьте полным своим антиподом. Часто противоположности не вызывают симпатии. Развитие артистизма помогает лучше узнать окружающих людей, наладить социальные связи.

Дикция и не только

Артист должен четко, внятно произносить слова. Это нужно взять на вооружение. К концу предложения многие говорят приглушенно, собеседник может не расслышать концовку фразы. Некоторые слова настолько похожи по звучанию, что могут сбивать с толку, если их комкать. В таких случаях помогают скороговорки. Важно четкое отделение, «упругость» произносимых слов.

Можно взять диск с любым произведением, попробовать подражать чтецу на записи. Войдя в роль, вы почувствуете точку опоры, основание, которое позволяет голосу литься легко, звонко, свободно. Точка опоры находится в животе, который нужно подобрать, а плечи, по возможности, расслабить.

Тренировка мастерства

Голос, интонация, речь – необходимо развивать людям разных профессий. Чтобы вас слушали, важно говорить не монотонно, а живо. Изучить разные интонации позволяют многие произведения, где присутствует насыщенный диалог. Представьте персонажей, манеру речи – изобразите в небольшом отрывке.

Подражание детским голосам в актерской разминке похоже на подражание героям мультфильмов. Как происходит озвучивание? Актер смотрит на действие и произносит слова по листочку. В доме обязательно где-то лежат детские книжки, например, про Винни-Пуха. Попытайтесь озвучить его, Пяточка и Ослика. На всех — не больше одной минуты. В этой скорости чередования образов есть определенный смысл: сознание не успевает сковывать действия.

Для тренировки хорошо включить мультфильм и произносить фразы за героями. Играя, вы освобождаетесь от негатива. Здесь артистизм помогает необыкновенно.

В актерской разминке присутствует смена образов:

  • Скучный профессор;
  • Зазывала;
  • Ворчащий бюрократ;
  • Ведущий дискотеки.

Пребывание в каждом образе не дольше одной минуты развивает искусство перевоплощения. Высвобождается положительная энергия, развивая творческие способности.

Смена ролей: выберите одну фразу и произнесите ее с позиций разных героев (девочка, мама, бизнесмен, руководитель). Добавьте смену эмоций.

Мимика и пластика

Выражение лица – самый мощный, красноречивый инструмент для передачи внутреннего состояния человека. Лицо передает больше, чем тысячи слов. Актеры, преподаватели, бизнесмены, руководители, дипломаты, родители иногда вынуждены сдерживать проявление эмоций.

Но чрезмерная сдержанность приводит к противоположному результату: общение сильно беднеет из-за скованных жестов, мимики, интонаций.

К определенному возрасту характер человека читается по его застывшим мимическим морщинам. Поэтому полезна зарядка для лица, как развить артистизм упражнения:

  • Произносить протяжно звуки: а, о, ы;
  • Усиленно поднимать и опускать брови;
  • Широко улыбнуться, затем сложить и вытянуть губы вперед;
  • Жмуриться и широко открывать глаза.

Перед зеркалом попытайтесь изобразить радость, удивление, печаль, возмущение, гнев, восторг, задумчивость.

Пластика развивает способность расслаблять зажимы тела. Сбрасывать лишнее напряжение можно прыжками, танцевальными движениями. Пластику развивают упражнениями «волна» — вытянуть в стороны руки, пустить волну через плечи, «стена» — ладонями перебирать по невидимой стене, «покраска забора» — движения кистью, «гребля» — имитация гребли на веслах.

Новые возможности

Преподаватели актерского мастерства рекомендуют перед сценой делать упражнение на напряжение-расслабление. Встаньте прямо, поднимите руки, посмотрите на них, поднимитесь на носочки и потянитесь вверх в течение десяти секунд, а затем расслабьтесь. Упражнение снимает скованность. Если представится возможность сыграть роль на вечеринке у друзей – не отказывайтесь. Вы можете себя приятно удивить.

«Стоять перед публикой и играть на скрипке казалось мне совершенно естественным. Стандарты, на которые я ориентировался, были наивысшими, и я ровнялся по ним, восхищаясь, а не желая выказаться лучшим».

Иегуди Менухин, из книги «Странствия»

Артистизм - художественная одаренность, выдающиеся творческие способности. Высокое творческое мастерство, виртуозность в каком-л. деле. Особое изящество манер, грациозность движений. (

Толковый словарь русского языка под редакцией Т.Ефремовой)

Артистизм - несомненное проявление творческого начала человека. Хотя эта черта нужна не только людям искусства, актерам и певцам. Проявление артистизма всегда помогает в обыденной жизни.

Артистизм - это искусство перевоплощаться, когда того требует ситуация.

  • Артистизм - это умение надеть маску и соответствовать выбранной роли.
  • Артистизм - это умение перевоплощаться, как внешне, так и внутренне, не изменяя самому себе.
  • Артистизм - это умение стать другим - на сцене, в жизни - когда этого требуют обстоятельства.

Суть артистизма заключается в умении воздействовать на публику, «захватывать» её своим исполнением. Здесь на первый план выходит способность не только глубокого психологического проникновения в музыкальное произведение, но также и способность подчинить аудиторию своей творческой воле - «артистический магнетизм». Не последнюю роль играет личностное обаяние. Например, о выдающимся американском пианисте В. Клайберне говорили, что даже если бы он только общался с публикой, то всё равно имел бы большой успех, настолько музыкант был обаятелен. Артистическое умение вовлечь в музыкальное переживание слушателя.

Артистичность включает в себя способность двойного переживания времени на эстраде. Оно заключается в мгновенном предчувствии, предугадывании целого, которому ещё только предстоит развернуться. И также это проживание реальных мгновений, которое проявляется в направленности сознания, воли на общее движение музыкальной мысли. Двойное переживание времени немыслимо без резкого психического переключения с хорошей мышечной реакцией. Двойное переживание времени предполагает и умение «раздваивать» внимание, быть одновременно увлеченным и холодным аналитиком. Особенность артистического исполнения заключается в том, что те мысли и чувства, которые вкладывает музыкант, должны быть им продуманны и прочувствованны заранее, в процессе вживания в музыкальный образ. Они должны стать как бы сутью энергетики звучащего образа. А на сцене важны контроль и самообладание в реализации своих замыслов.

Артистизм - это особое психическое свойство натуры, не всегда соответствующее её общим психическим качествам. Хотя нередко яркий музыкант, властно воздействующий на огромную аудиторию, в быту бывает спокойным человеком с мягким характером. И наоборот, исполнение императивной личности, с выраженными лидерскими чертами, может быть безвольным, лишенным харизматических качеств.

Понятие артистизма не идентично понятию эстрадной выдержки. Историческая практика подтверждает, что нередко яркие, артистические натуры чувствовали психологический дискомфорт при публичном выступлении. И наоборот, люди, лишенные артистического таланта, порой свободно могут выходить на сцену, уверенно играть, ничего «не теряя», но и не потрясая уши слушателей. Обладание эстрадной выдержкой зависит от психического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией и наоборот, мещающее самовыражению, является непродуктивным.

Считаю неправильным целенаправленное и акцентированное воспитание в музыканте ощущения общественной значимости выступления, так как зачастую именно этот фактор является причиной чрезмерного и непродуктивного волнения. Отмечают, что большинство детей, в отличие от взрослых, не боятся публичного выступления именно потому, что не осознают его общественной значимости. Но в подростковом возрасте приходит это осознание, и появляется боязнь выхода на сцену. Умение абстрагироваться от гнетущей «ответственности», преодолеть мрачные предчувствия требует и волевых усилий и серьезного самовнушения. Изначально, акцентируя внимание музыканта на том, что выход на сцену обязательно имеет определенную (общественную или социальную) цель, значимую для него: будь - то зависимость от успешного выступления зачисление в учебное заведение, сдача переходного экзамена, получение лауреатского звания, утверждение профессионального статуса и т. д., наконец, просто комфортное психологическое состояние - формируется в первую очередь страх публичного унижения, получения отрицательных отзывов о выступлении. А так как зачастую музыкант идентифицирует себя со своим творчеством, «качество себя» с качеством владения инструментом и мастерством интерпретации, то в результате, публичное выступление вызывает предчувствие, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В переживании подобного состояния невозможно говорить об артистичном или даже хотя бы просто выразительном исполнении, так как все эмоциональные и психологические ресурсы музыканта уходят на то, чтобы справиться со страхом, просто «пережить» эту ситуацию, как один из неприятных, но необходимых для социальной самореализации процессов.

Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали, что эстрадная выдержка поддается воспитанию.

Безусловно, основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде чем вынести произведение не концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности. Это понятие ввел и использовал Л.Л. Бочкарев. Критерий эстрадной готовности включает в себя: умение осознанно управлять игрой, умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии, исчезновение представлений о технических трудностях, проявление импровизационной свободы, возможность эмоционального «проживания», своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры, способность регулировать психологическое состояние. Только произведение, выученное на таком уровне, следует играть публично, в этом случае можно говорить о сценической адаптации.

Если мы говорим, что музыкант это артист , а не просто человек, профессия которого связана с работой на публику, то соответственно воспитание музыканта должно проходить не только в рамках обучения совершенному владению инструментом, но и как актера.

Готовясь к публичному выступлению, исполнителю необходимо обдумать образы, которые или о которых он будет исполнять произведение. Найти примеры этих образов в жизни, в литературе, живописи, в театре и т.д. Найти через какие музыкальные средства выразительности можно проявить эти образы, где они заложены в произведении. Тренировать на уроке эмоциональное артистическое состояние, состояние, передающее образ, а не только решение технических трудностей. Добиваться нужного результата, эффекта. Вживание исполнителя в образ происходит в самообразе посредством "механизма видения, созерцания, просматривания" (К.С. Станиславский). Мыслящему художнику предоставляется свобода в понимании исполняемого, потому что для него есть одно обязательное - это идея, лежащая в основании произведения. Познать эту идею, перечувствовать ее или освятить светом разума - вот что является первой задачей исполнителя.

Сценическое искусство музыканта-исполнителя связано с мастерством художественно-сценического мышления, так как только в результате творческого, сознательно организованного специфического процесса образного мышления музыканта на сцене рождаются глубокие, разносторонние чувства, содержательное, эмоциональное инструментальное звучание. Поэтому перед исполнителем ставится задача не только понимания знакового текста композитора, анализа формы и содержания произведения, но и создание программы психологического воздействия на слушателя и ее передачи в зал, переводя слушателя в другую реальность, выводя его на новый тип переживаний созданием виртуальной реальности и уходом в свой внутренний мир.

Для развития художественно-сценического мышления музыканта можно воспользоваться опытом практики подготовки актеров, в которой прежде всего уделяется внимание развитию общих способностей у представителей всех видов искусства: воображения, образной памяти, образного мышления, способности переводить абстрактную идею в образную форму, активной реакции на явления действительности, тонкой чувствительности, общей эмоциональной восприимчивости.

Для области театральной режиссуры выделяются специальные способности: аналитические (глубина, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления), экспрессивные (пластика, мимика, жесты, речь). Для актерской профессии также выделяются значимые способности: сценический темперамент, способность к перевоплощению, сценическое обаяние, заразительность и убедительность.

Эти теоретические предпосылки важны для описания задач подготовки музыкантов, так как между театром и музыкой имеются не только различия, но и некоторые черты сходства: это временные искусства; они нуждаются в исполнителе - творческом посреднике между драматургом и зрителем, композитором и слушателем. Психология музыкально-исполнительской деятельности (В.И. Петрушин) изучает проблему передачи композиторского замысла в конкретном воплощении музыканта-исполнителя.

Актуальна проблема сценического артистизма и актерского перевоплощения: "Хороший актер, находясь на сцене, произнося свой текст, всегда стремится быть в соответствующем образе, живя на сцене и действуя так, как будто переживания героя становятся его собственными. В отличие от актеров музыканты часто позволяют себе играть, не находясь в соответствующем психоэмоциональном состоянии. Поэтому здесь встает вопрос об артистической подготовке музыканта-исполнителя, освоении приемов актерской психотехники, основы которой разработал К.С. Станиславский"

На основе выделенных специфических черт актерской деятельности исследователями отмечаются сходства актерской деятельности с деятельностью музыканта-исполнителя: музыкант-исполнитель, как и актер, - один в "трех лицах" (творец, материал, из которого создается сценический образ, и конечный результат - предмет творчества); музыкант-исполнитель, как и актер, должен постичь образ, внутренне его смоделировать и воспроизвести, проникнув в атмосферу авторского замысла и увлекая музыкальным выражением.

Музыкальное перевоплощение осуществляется только во внутреннем плане, отличаясь своей неявностью, художественно оправданное звучание вырастает как результат внутренней работы, а не как сама актерская игра. "Но проникновение в эту сферу - в до - или сверхзвуковую реальность происходит только через артистизм, через возможности перевоплощения». Публичность творчества музыканта-исполнителя требует особой физической организации его эмоционального аппарата и творческого мышления, что необходимо актеру. Музыкант-исполнитель в одном лице и артист, и режиссер, и актер, что требует развитых творческих способностей, интеллектуального потенциала и гибкости мышления.

mob_info