Горшок - русская народная сказка. Конспект урока по литературному чтению

Разделы: Начальная школа

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
  • познакомить с содержанием армянской сказки и провести работу по её содержанию;
  • развивать речь, умение читать в лицах и передавать содержание прочитанного;
  • продолжить работу по совершенствованию навыка сознательного, правильного, выразительного чтения;
  • рассматривать сказку как систему отношений;
  • формировать интерес детей к чтению,

Микроумения:

  • самостоятельно находить отрывки из текста;
  • ориентироваться в смысловом содержании текста;
  • формировать умение работать в парах (диалог царя и бедняка).

Оборудование:

  • музыкальный фрагмент «В гостях у сказки»; мультимедиа (слайды); рисунки детей;
  • иллюстрация - Бабушка-Загадушка; кузовок с загадками, коробка-сюрприз с яблоками; учебник литературное чтение «Любимые страницы» О.В.Кубасова 3 кл. часть 1; оценочный лист «Пушистик настроения».

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Повторение пройденного.
    - Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях
    - Самостоятельная работа.
  3. Сообщение темы и цели урока
    - Первичное восприятие текста
    - Изучение нового материала
  4. Работа над названием сказки
    - Физкультминутка
    - Вторичное чтение сказки
    - Словарная работа
    - Разбор сказки по вопросам
  5. Подведение итогов
    - Обобщение и систематизация
  6. Информация о д/з
    Рефлексия.

Ход урока.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

(Под музыку в “Гостях у сказки”) на доске изображение гостьи.

Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка. Она приготовила для вас загадки и задания. Вы будете молодцами, если справитесь с её заданиями и получите вкусный приз. Согласны? Тогда начинаем

II. ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО

Слайд 1 (Урок чтения, сказочная иллюстрация)

1. Обобщение и систематизация знаний учащихся о сказках, их особенностях.

ЗАГАДКА 1. (из кузовка)

Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.

– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка-Загадушка? (Сказка)

А что за литературный жанр - сказка?

(Сказка – художественное произведение, в котором есть вымысел, элементы чудесного, фантастического. Сказка обязательно чему-то учит, Добро побеждает зло)

Чем же сказка отличается от другого произведения?

(В сказке могут говорить звери, растения, с ними происходят необычные приключения, разные чудеса.)

Приложение 1. Слайд 2 (портрет А.С. Пушкина и его слова: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Прочитайте слова, написанные на доске.

Как вы их понимаете? (Сказки учат, преподносят нам уроки)

Чему учат сказки? (Добру, любви, справедливости, трудолюбию, как нужно поступать в той или иной ситуации)

Кто сочиняет сказки? (Сочиняют сказки народ, писатели)

А как называются сказки, которые сочинил народ?

(Народными. В нашей стране живут люди разных национальностей. Поэтому сказок очень много. Это и украинские сказки, сказки народов Севера, татарские сказки и др)

А как называются сказки, которые сочинили писатели? (Литературные)

Ваши ответы порадовали Бабушку-Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.

2. Задание

ЗАГАДКА 2.

Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.

Отгадывание сказок (вынимаем задание из кузовка, читаем, отвечаем)

Сказки просят: «А сейчас вы, друзья, узнайте нас!»

Старик, старуха, горшок, кафтан. («Кому горшок мыть» - народная).

Ученик 3 класса, злые волшебники, ходики («Сказка о потерянном времени» Е. Шварц – литературная)

Приложение 1. Слайд 3

3. Задание (из кузовка) Самостоятельная работа.

А сейчас вспомним отличия литературной сказки от народной?

(составление таблицы на карточках лежащих на столах)

Приложение 1. Слайд 4 (вопросы)

  • Кто является создателем народной сказки; литературной?
  • Форма создания сказки?
  • Можно ли вносить изменения в сказку?
  • Можно ли определить время создания народной (литературной) сказки?
  • Какие жанры используются в сказках?

Проверка.

Приложение 1. Слайд 5 (таблица)

СКАЗКА

НАРОДНАЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ

2.Существует в устной форме.

2.Создается в письменной форме.

3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (Создатель может внести изменения)

3. Внесение изменений не допускается

4.Время создания сказки определить невозможно.

4.Время создания сказки известно.

5. Народная сказка ограничивается определенным жанром

Волшебная,
- бытовая,
- о животных.

5. Не ограничивается определенным жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

Итог: Мы повторили особенности народной и литературной сказки. Конечно, это не все особенности сказок. Более подробно вы будете знакомиться с ними в старших классах.

Бабушка-Загадушка, очень довольна, как хорошо вы хорошо знаете особенности сказок.

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

Сегодня мы прочитаем новое произведение, а вы послушав, должны сказать и доказать, какой жанр у этого произведения? (Сказка - элементы выдумки)

1. Чтение сказки учителем.

А кто сможет догадаться народная эта сказка или литературная? (опираясь на таблицу) (Народная, ограничивается определённым жанром – бытовая)

Можно ли слушая сказку, сказать какой народ её написал (Нет, нет имен, обычаев, названий мест)

Тогда хотя бы название сказки предположить вы можете? (Ответы детей)

Бабушка-Загадушка даст вам подсказку:

ЗАГАДКА 4.

Круглое, румяное,
Я расту на ветке;
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (ЯБЛОКО)

Приложение1. Слайд 6 (иллюстрации название сказки, яблоко)

V. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

1. Работа над названием сказки.

Чтобы узнать какой народ сочинил эту сказку о ткройте учебники на странице 82.

Прочитайте название сказки.

Какой народ сочинил эту сказку? (армянский)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

2. Вторичное чтение сказки по учебнику

(хорошо читающими детьми) – по абзацу, диалог царя и бедняка по ролям.

3. Словарная работа:

В сказке встретились трудные слова, объясните, если сможете их значение.

Мультимедиа. Слайд 7 (слова из текста)

  • Угождали – сделать что-то приятное, нужное, желаемое.
  • Свирель - музыкальный инструмент в виде дудки из дерева.
  • Цитра - струнный музыкальный инструмент в виде плоского ящика.
  • Указ- распоряжение, приказ, указание, имеющее силу.
  • Великая печаль - большое чувство грусти.
  • Небылица- это смешной рассказ или стишок. То, чего не бывает, не было. Выдумка
  • Вельможи - знатные богатые люди.

4. Вопросы после прослушивания. Разбор сказки.

Кого вы считаете главными героями сказки? Почему? (Царь и бедняк)

Кто может кратко рассказать о жизни царя? (Царствовал…… и заскучал)

Каким образом царь хотел освободиться от скуки? (Подтвердите свои ответы словами из текста – созвал музыкантов, плясунов, наездников, силачей)

Кто же заставил царя не скучать? (Бедняк, рассказав ему небылицу)

Какой совет от скуки дадите вы царю? (Пусть займется работой)

А вам не кажется, что царю не обязательно выполнять физическую работу, он ведь глава государства, он должен думать о жизни своего народа, издавать указы и законы и тогда не будет скучать. Для него от скуки нужно заняться государственными делами, мыслить, думать. Не каждому человеку нужно одинаковое лекарство.

Вернемся к бедняку, не каждый человек бы осмелился пойти к царю с таким предложением. Что вы можете рассказать о бедняке, какой он, какие у него качества характера? (Смелый, умный, находчивый)

Как вы думаете, что помогло бедняку в этом? (Хитрость, смекалка, находчивость)

Почему после случая с бедняком царь перестал скучать? (Занялся своим непосредственным делом, стал дальше думать и решать государственные дела. Стал думать, как это бедняк смог его перехитрить.)

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Бабушка-Загадушка старенькая, память слаба, стала, просит вас напомнить, с какой со сказкой познакомились.

1. Расскажите все о сказке, с которой сегодня познакомились?

По плану:

Приложение1. Слайд 8. (план)

  1. Название
  2. Автор.
  3. Жанр (какая?). Почему?
  4. Главная мысль
  5. Что вы для себя взяли из этой сказки? Как вы боретесь со скукой?

Итог: От скуки есть много различных занятий, они должны быть по душе и не напрасны: книга, музыка, отгадывание ребусов и кроссвордов, занять себя полезным делом. Любая работа и умственная, и физическая

2 .У вас на столе есть листок с пословицей. Прочитайте эту пословицу про себя. Тот, у кого пословица подходит к нашей сказке, пусть встанет и прочитает ее вслух и докажет Что означает выбранная вами пословица?

(Дети выполняют задание)

Примеры пословиц и поговорок.

  1. Семь раз примерь, один - отрежь.
  2. Без дела жить - только небо коптить.
  3. В чем оплошаешь, за то и отвечаешь.
  4. Во всяком мудреце довольно простоты.
  5. Болтовня и красна, и пестра, да пуста.
  6. Был пирог, найдется и едок.
  7. Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
  8. Всяк своим умом живет.
  9. Язык мягок - что хочет, то и лопочет.
  10. Уговор дороже денег.
  11. Худ солдат, который не надеется быть генералом.
  12. Давши слово, держись, а, не давши – крепись.
  13. По заслуге и плата.
  14. Соврет – глазом не моргнёт.
  15. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало.
  16. Делу время, потехе час.
  17. Всяк человек своего счастья кузнец.

VII. ОЦЕНИВАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. РЕФЛЕКСИЯ.

1. Самооценка работы.

Приложение1 . Слайд 8. (критерии)

Бабушка-Загадушка предлагает вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

  • встаньте те (поднимите руку), кто за свою работу не поставил себе оценку;
  • теперь те, кто поставил оценку «4»;
  • теперь те, кто поставил оценку «5».

3. Рефлексия.

Бабушка-Загадушка приготовила для вас листок «Пушистик настроения», обведите в кружочек, того Пушистика с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите всем и друг другу.

Я и Бабушка-Загадушка очень довольны вашей работой.

Я ставлю всем пятерки. А Бабушка-Загадушка дарит вам вкусный приз – яблоки.

Итог: Чтобы вы помнили, что от скуки есть разная работа, как физическая, так и умственная.

Ах, до чего же у бабы, что из русской народной сказки «Горшок», каша знатная получилась: рассыпчатая, вкусная, в русской печи напаренная… Маслицем кашу не испортишь: маслица не пожалела баба. Да вот только одна проблема: горшок после съеденной каши помыть некому. Ни баба, ни мужик вычищать его не хотят. Лень-матушка одолела. Кто же всё-таки помыл пресловутый горшок? Пока секрет. Прочтёте сказку – и сами всё узнаете.

«Горшок»
Русская народная сказка

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые… Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать… И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай да руки протягивай, да опять крюк скидывай… И так проживем.

Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна да рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали… Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!
- Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
- А и не подумаю!
- И я не стану.
- А не станешь - пусть так стоит!

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку. Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!
- Сказано - твое дело, ты и мой!
- Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.
- Ладно, лезь на печь, там видно будет.

Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.

Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть.

Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается.

Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж все ли поздорову?
- Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли…

И обратно идут - нет Маланьи.

Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась.

Маланья, матушка!

А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.

Почто коровушку-то не прогоняла? Ай нездоровилось? Молчит баба.
- Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь? Молчит баба, ни слова не говорит.
- Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий!

Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты - и не ворохнется.

Что у тебя с женой-то? Ай попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:

Пойти сказать бабам!

Побежала по деревне:

Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат - пластом - одна на лавке, другой на печи. Глазоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:

Матушки! Да что это с вами подеялось-то?.. Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба что убитые.

Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит.

Сбегали. Пришел поп.

Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:
- Василий, раб божий! Что приключилось-то?

Молчит мужик.

Поп - к лавке:

Раба божия! Что с мужем-то?

Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили - да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята.

Поп и говорит:

Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.

Той некогда, другой некогда.

Да вот,- говорит,- бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:

Да нет, батюшка, даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.
- Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп да повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается. - Да вот,- говорит поп,- возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.

Это что же такое? - говорит. - Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам!

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи спустил, склонился да и говорит:

Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.

Вопросы к русской народной сказке «Горшок»

Какими были мужик да баба: работящими или ленивыми?

Кто сварил рассыпчатую кашу?

Почему баба не захотела мыть горшок?

Почему мужик не помог бабе помыть горшок?

По какой причине всполошились соседки?

Почему баба играла с соседками в молчанку?

Почему Василий молчуном заделался?

Кто в конечном итоге помыл горшок?

Знакомо ли тебе слово «лень»?

Какие люди тебе больше нравятся: ленивые или трудолюбивые?

Кому горшок мыть

Муж с женой были такие ленивые, что и сказать нельзя: дверь с вечера в сенях не запирали на засов.

– Вечером запирай, а утром открывай – одна морока! – говаривали они.

Как-то раз сварила жена кашу, сдобрила маслом. Кашу съели, и говорит хозяйка:

– Я кашу варила, а тебе, мужик, горшок мыть!

– Полно глупости болтать, – отвечает муж, – мужское ли дело горшки мыть. Вымоешь сама.

– И не подумаю, – сказала жена.

– И я не стану, – супротивится мужик.

– А не станешь – так пусть горшок хоть век немытый стоит!

Простоял горшок немытый до вечера. Снова говорит мужик:

– Баба, а баба! Надо бы горшок-то вымыть.

Взвилась жена вихрем:

– Сказала – твоё дело, вот ты и мой!

– Ну вот что! Пусть будет не по-твоему, не по-моему. Уговоримся так: кто завтра первое слово скажет – тому и горшок мыть.

– Ладно, ложись спать – утро вечера мудренее.

Легли спать. Баба на лавке, мужик на печи.

Поутру ни тот, ни другой не встают, лежат каждый на своём месте, не шевелятся, молчат.

Соседи давно коров подоили, и пастух угнал стадо. Соседки толкуют меж собой:

– Чего это Маланья нынче припозднилась? Корову не выгоняла. Уж не приключилось ли чего у них? Надо бы проведать!

Покуда так судили-рядили, одна соседка шасть к ним. Стукнула в окошко раз, другой, никто не отзывается. Она на двор да в избу, благо дверь не заперта на засов.

Вошла и видит: хозяйка лежит на лавке.

– Чего лежишь-то?

А Маланья лежит, глазами по избе шарит, а не шевелится и ответу не подаёт…

Глянула соседка на печь, а там хозяин лежит, глаза открыты, а ни рукой, ни ногой не шевелит и молчит.

Всполошилась соседка:

– Да что это у вас тут деется?!

– Ой, тoшненько! Ой, люди добрые! Да что это творится-то тут!

И принялась рассказывать соседкам:

– Одна на лавке, а другой на печи лежат, зенками ворочают, а сами не шевелятся и голосу не подают!

Сбежались бабы в Маланьину избу. Глядят то на Маланью, то на хозяина:

– Что с вами? Может, за фершалом аль за попом послать?

Молчат хозяева, будто воды в рот набрали, глядят во все глаза, а не шевелятся и голосу не подают.

Поговорили, посудачили между собой соседки, да не век толочься в чужой избе, у каждой свои дела. Стали расходиться. А одна и промолвила:

– Бабоньки! Негоже их одних-то оставлять. Надо кому-нибудь побыть с ними, покараулить, пока десятский да фершал не придут. Видно, уж не жильцы они, бедные, на этом свете!

Проговорила так, а бабы все к двери да прочь из избы.

– Ой, у меня тесто из квашни уйдёт! – кричит одна.

– А у меня дети малые ещё не кормлены! – спохватилась другая.

– А меня хоть озолотите, не останусь одна с ними – боязно одной-то, бабоньки!

– Ну ладно: уж коли так, делать нечего, посижу с ними я, – проговорила кривая бобылка. – Люди они были хорошие, хоть и ленивые. Ступайте да поторопите десятского. А мне за то хоть вот Маланьин кафтанишко не пожалейте, бабы, отдать. Ей всё одно уже не нашивать…

– А ты не зарься на чужое добро! – вскричала Маланья и вскочила с лавки. – Не тобой справлено, не тебе и носить мой кафтан!

В ту же минуту муж тихонько ноги с печи спустил и говорит:

– Ну, Маланья, ты первая заговорила, тебе и горшок мыть!

Соседки остолбенели, а опомнившись, плюнули да и вон из избы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Статьи. Журнальная полемика автора Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

КАК КОМУ УГОДНО Рассказы, сцены, размышления и афоризмы I СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ Всегда меня удивляло, как это люди не исполняют своего долга. Как известно всем и каждому, вся жизнь человеческая есть не что иное, как непрерывное служение всякого рода обязанностям, которые для

Из книги Как написать гениальный роман - 2 автора Фрей Джеймс Н

VI Голос рассказчика и кому он принадлежит Почему этот кто-то не вы Не сомневаюсь, что тот, кто читает эту книгу, находится под впечатлением от ее автора. Надеюсь, вы понимаете, что эту книгу написал не робот. Произведение всегда несет отпечаток личности автора. Думаю, вы

Из книги Сталин и писатели Книга третья автора Сарнов Бенедикт Михайлович

Сюжет третий «КОМУ ВЫ ПОРУЧИЛИ!..» Эта фраза из письма Шолохова Твардовскому.Дело было вскоре после того, как Василий Семенович Гроссман сдал в редакцию «Нового мира» рукопись своего романа «Сталинград». (Точная дата этого события известна: это было 2 августа 1949 года).

Из книги Статьи из журнала «GQ» автора Быков Дмитрий Львович

Кому на Руси жить плохо? В: Кому на Руси жить плохо? О: Говорливому меньшинству. Появились удивительные люди. Их появление было вполне предсказуемо, но когда исполняются прогнозы, сделанные по исторической аналогии, это как раз самое обидное: значит, все действительно

Из книги Пощечина общественному вкусу автора Маяковский Владимир Владимирович

Кому повезло с президентом? В: Кому повезло с президентом? О: Как всегда, Америке. Вот они стоят передо мной, как живые, их так часто показывают по телевизору, что реальность, кажется, ничего уже не добавила бы к сложившемуся представлению. С одним из них я пил чай, другого

Из книги Кульбин автора Городецкий Сергей Митрофанович

«Кому сказатеньки…» № 14. Кому сказатеньки, Как важно жила барынька? Нет, не важная барыня, А, так сказать, лягушечка: Толста, низка и в сарафане, И дружбу вела большевитую С сосновыми князьями. И зеркальные топила Обозначили следы, Где она весной ступила, Дева ветреной

Из книги Невидимая птица автора Червинская Лидия Давыдовна

«Тот кому дано возмущать воду» Во всяком акте художественного воздействия есть исцеление, и после Фехнера нельзя к понятии катарсиса не мыслить, помимо стороны психологической, и физиологическую. Озону жизни, которым дышат души в трагедии, параллелен, должно быть,

Из книги Все произведения школьной программы по литературе в кратком изложении. 5-11 класс автора Пантелеева Е. В.

«Кому нужны твои сомненья…» Кому нужны твои сомненья, Твоя Мария, твой рассвет? – О, совершенно никому… Ты не герой, конечно, и не гений. Ты любишь, ты поэт. Тоскуешь. По чему? О, эта боль плебейских вдохновений, И слезы тихие взволнованных мещан. – И эти лица так

Из книги Том 3.Сумбур-трава. Сатира в прозе. 1904-1932 автора Черный Саша

«Кому на Руси жить хорошо» (Поэма) Пересказ ПрологВ сказочной форме автор изображает спор семерых крестьян о том, «кому живется весело, вольготно на Руси». Спор перерастает в драку, затем мужички мирятся и решают между собой спросить царя, купца и попа, кто счастливее, не

Из книги Русский крест: Литература и читатель в начале нового века автора Иванова Наталья Борисовна

КОМУ ЗА МАХОРКОЙ ИДТИ* (СОЛДАТСКИЕ ПОБРЕХУШКИ) Послал в летнее время фельдфебель трех солдатиков учебную команду белить. «Захватите, ребята, хлебца да сала. До вечера, поди, не управитесь, так чтобы в лагерь зря не трепаться, там и заночуете. А к завтрему в обед и

Из книги Дело о Синей Бороде, или Истории людей, ставших знаменитыми персонажами автора Макеев Сергей Львович

Кому она нужна, эта критика? Предупреждаю злоехидного читателя: критические стрелы, выпущенные в данных заметках по разным адресам, выпущены и по собственному адресу тоже. Как было верно указано тов. Сталиным, «критика и самокритика – движущие силы нашего

Из книги У задзеркаллі 1910-1930-их років автора Бондар-Терещенко Ігор

Из книги История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие автора Модина Галина Ивановна

Из книги «Приют задумчивых дриад» [Пушкинские усадьбы и парки] автора Егорова Елена Николаевна

Из книги По тонкому льду автора Крашенинников Фёдор

Кому посвящено стихотворение Пушкина «Я вас любил…»?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 7 х. Новоселовка

Учитель: Валько Валентина Сергеевна

2016 – 2017 уч. год

Урок

литературного чтения в 3 классе

Тема: Много хватать - своё потерять. Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке»

Тип урока : Урок освоение новых знаний и способов действий.

Цель : Формирование читательской компетентности в процессе чтения английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке»

Личностные задачи урока : способствовать воспитанию нравственных качеств; формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности;

Метапредметные задачи : формирование мотивации к самосовершенствованию, целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами;

Предметные задачи : создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы;

Предварительная работа : обучающимся дано задание - найти интересные факты про Англию.

Реализуя цели и задачи урока, я продолжила формирование у учащихся следующих УУД:

Личностные УУД:

Вырабатывать способность к нравственной оценке.

Развивать рефлексию.

Развивать эмпатию.

Регулятивные УУД:

Прогнозировать.

Развивать умение контроля и самоконтроля.

Развивать способность к самооценке.

Предметные УУД:

Ориентироваться в тексте произведения.

Прогнозировать содержание текста перед чтением.

Анализировать произведение с целью определения его идеи

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей.

Сопоставлять разные произведения общей тематики.

Коммуникативные УУД:

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения.

Аргументировать высказывания.

Формировать навыки сотрудничества.

Пересказывать прочитанное.

Этап урока

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный этап – 1 мин.

Ввести учащихся в урок, настроить на работу. Создание ситуации

успеха.

Вот и прозвенел звонок, начинается урок. Добрый день! Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

На части не делится солнце лучистое

И вечную Землю нельзя поделить,

Но искорку счастья луча золотистого

Ты можешь, ты в силах друзьям подарить!

Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне, подарите улыбку нашим гостям. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов.

Улыбаются друг другу, учителю и гостям

Развивать эмпатию. (Л.)

  1. Введение в тему

Познакомить с названием темы.

– Сегодня, ребята, начинаем изучение нового раздела учебника. Прочитайте.

Много хватать – своё потерять.

– Как вы понимаете это выражение?

– Перелистайте страницы этого раздела. Познакомьтесь с названиями произведений.

– Какое человеческое качество, судя только по названиям произведений, будет высмеиваться в них? Почему вы пришли к такому выводу?

Читают название раздела

Жадность

Прогнозировать. (Р.)

  1. Проверка домашнего задания (2-3 мин)

Учащиеся читают интересные факты об Англии

Ребята, что общего в прослушанных сообщениях?

Предположите, с произведением какого народа мы сегодня познакомимся?

В сообщениях говорится об Англии.

Прогнозировать. (Р.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

  1. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Выясняют, над каким произведением будем работать и подготавливаются к его восприятию.

А чтобы узнать с каким видом произведения мы сегодня познакомимся, вам необходимо выполнить следующее задание:

Прочитайте отрывки из произведений и определите, чем они похожи? (Читают отрывки из сказок)

1. Как-то раз сварила жена кашу, сдобрила маслом. Кашу съели, и говорит хозяйка:

Я кашу варила, а тебе, мужик, горшок мыть!

Полно глупости болтать, - отвечает муж, - мужское ли дело горшки мыть. Вымоешь сама.

  1. На следующий день Догбе, едва только проснулась, взяла у отца денег, купила кукурузы и стала приготовлять хлебцы, как её учила мать. А затем принесла на рынок продавать. Так она делала каждый день и заработала немало денег.
  2. Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года. Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.

Сидит он на троне и скучает.

Предположите, с произведением какого вида мы сегодня будем читать?

Какие виды сказок вы знаете?

Прочитайте название сказки, которую мы будем читать.

Можно ли по названию определить, какая это сказка?

О чём ещё можно узнать из названия сказки?

Сформулируйте тему нашего урока полностью.

Сформулируйте цель нашего урока. (Ответы уч-ся, дополняет учитель.)

Это отрывки из сказок разных народов.

Русская народная сказка «Кому горшок мыть?»

Африканская сказка «Лентяйка»

Армянская сказка «Золотое яблоко»

Сказки о животных, бытовые и волшебные.

Это сказка волшебная, потому что в реальной жизни нельзя жить в бутылке.

(О том, что главный персонаж – женщина и жила она в бутылке.

Английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке».

Познакомиться с английской сказкой «Женщина, которая жила в бутылке»

Прогнозировать. (Р.)

Сопоставлять разные произведения общей тематики. (П-2.)

Аргументировать высказывания. (К.)

Прогнозировать. (Р.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Прогнозировать содержание текста перед чтением. (П-2.)

Аргументировать высказывания. (К.)

  1. Открытие нового знания

(10 мин)

Познакомиться с произведением, определить его эмоциональную окраску, уметь передать чувства героя при чтении с помощью различных средств выразительности

Мы определили тему и цели нашего урока и сейчас мы будем знакомиться с английской сказкой.

Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению. Авторы учебника предлагают нам выполнить словарную разминку.

Теперь мы готовы к чтению.

1. Выразительное чтение учащимися английской сказки «Женщина, которая жила в бутылке»

В ходе чтения спрашивайте о значении непонятных слов.

– Что вы узнали о старушке, прочитав первый абзац?

Выполняют словарную разминку (ИАД, ТПО)

Читают сказку

(Дети подтверждают своё мнение (можно) чтением первого предложения сказки.)

Нрав у старушки был ворчливый и жадный.

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

  1. Закрепление нового (10 мин)

Проверить понимание содержания прочитанного рассказа и его эмоциональной окраски.

Ответ на первый вопрос учебника:

Понравилась ли тебе сказка? Чем?

ФИЗМИНУТКА

Каким ты представляешь себе маленького водяного? Словесное рисование. Дома вы нарисуете маленького водяного.

Заметьте, как постепенно меняется настроение водяного: пробормотал, сделал сердитую гримасу; буркнул человечек; огрызнулся; фыркнул человечек и прыгнул в озеро . Почему так происходило?

– Можно ли назвать водяного добрым, справедливым? Почему?

Что ты можешь сказать о старушке? (При ответе ссылайся на текст)

Можно ли сказать, что старушка осталась «у разбитого корыта? Почему?

Рассмотрите иллюстрацию на стр. 111, найдите и прочитайте в тексте предложение, которым можно подписать эту картинку.

Ответы учащихся

Маленький человечек зеленого цвета. У него маленькие ручки и ножки, одет в колпачок, крошечную кофточку и брючки.

Старушка с каждым разом просила все больше и больше. Такое поведение было несправедливым по отношению к зеленому человечку, так не поступают воспитанные люди. Это очень разозлило зеленого человечка.

Да, человечек хотел отблагодарить старушку, исполнив любое её желание.

А наказал он старушку справедливо за её жадность.

У старушки был ворчливый и жадный нрав.

Ворча, она отдала рыбаку пенни, забрала рыбку и пошла домой.

Аргументировать высказывания. (К.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать высказывания. (К.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Анализировать произведение с целью характеристики персонажей. (П-2.)

Вырабатывать способность к нравственной оценке. (Л.)

Вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения. (К.)

Аргументировать высказывания. (К.)

  1. Творческая работа по группам (5 мин)
  1. Рефлексия

Выполняют творческие задания

I группа. Составьте картинный план, озаглавьте каждую картинку.

II группа. Подготовьте чтение по ролям, используя материалы печатной тетради.(Определите, сколько у вас ролей, подумайте, с какой интонацией надо произносить слова каждого персонажа.)

III группа. Прочитайте предложения и исправьте допущенные ошибки.

Со сказкой мы познакомились, поработали над ее содержанием.

Я предлагаю вам поработать с тестом для того, чтобы проверить, как вы усвоили содержание сказки.

Чему учит английская сказка «Женщина, которая жила в бутылке?»

  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • После урока мне захотелось…
  • На сегодняшнем уроке мне понравилось…

После выполнения задания коллективно проверяем выполненную работу.

Работа по тестам, самооценка.

Формировать навыки сотрудничества. (К.)

Развивать умение контроля и самоконтроля. (Р.) Развивать способность к самооценке. (Р.)

Развивать рефлексию. (Л.)

  1. Оценка

Оценить работу учащихся на уроке

ОЦЕНКИ (словесный комментарий оценок)

  1. Домашнее задание

Записывают домашнее задание в дневник.

Приложение 1

Карточка 1.

Прочитайте предложения, найдите ошибки и исправьте их.

  1. Однажды маленькая молодая женщина вылезла из своей бутылки и отправилась пешком в Ипсвич, чтобы купить там на базаре рыбы.
  2. Но стоило ей сделать несколько шагов, как рыба, открыв рот, запела.
  3. Старушка вернулась в деревню, и каково же было её удивление, когда вместо красной глиняной банки она увидела хорошенький розовый домик.
  4. Старушка пришла домой и увидела возле крыльца привязанного щенка.
  5. Старушка отправилась домой бегом.

Карточка 2 Приложение 2





Приложение 3

Викторина по английской народной сказке "Женщина, которая жила в бутылке"

кроткий и добрый
ворчливый и жадный
ехидный и вредный
простодушный

большого карася
щуку, исполняющую желания
маленькую серебристую рыбку
говорящего ерша

3
5
2
4

из стекла
из фарфора
из глины
из пластмассы

пони
обыкновенный дом
экипаж
новая мебель

голубого
розового
жёлтого
белого

Жили-были мужик да баба. Оба были такие ленивые... Так и норовят дело на чужие плечи столкнуть, самим бы только не делать... И дверь-то в избу никогда на крюк не закладывали: утром-де вставай да руки протягивай, да опять крюк скидывай... И так проживем.

Вот раз баба и свари каши. А уж и каша сварилась! Румяна рассыпчата, крупина от крупины так и отваливается. Вынула баба кашу из печи, на стол поставила, маслицем сдобрила. Съели кашу и ложки облизали... Глядь, а в горшке-то сбоку да на донышке приварилась каша, мыть горшок надобно. Вот баба и говорит:

Ну, мужик, я свое дело сделала - кашу сварила, а горшок тебе мыть!
-?Да полно тебе! Мужиково ли дело горшки мыть! И сама вымоешь.
-?А и не подумаю!
-?И я не стану.
-?А не станешь - пусть так стоит

Сказала баба, сунула горшок на шесток, а сама на лавку.

Стоит горшок немытый.

Баба, а баба! Надобно горшок-то вымыть!
-?Сказано - твое дело, ты и мой!
-?Ну вот что, баба! Уговор дороже денег: кто завтра первый встанет да перво слово скажет, тому и горшок мыть.
-?Ладно, лезь на печь, там видно будет.

Улеглись. Мужик на печи, баба на лавке. Пришла темна ноченька, потом утро настало.
Утром-то никто и не встает. Ни тот, ни другой и не шелохнутся - не хотят горшка мыть.
Бабе надо коровушку поить, доить да в стадо гнать, а она с лавки-то и не подымается.
Соседки уже коровушек прогнали.

Что это Маланьи-то не видать? Уж все ли поздорову?
-?Да, бывает, позапозднилась. Обратно пойдем - не встретим ли...
И обратно идут - нет Маланьи.
-?Да нет уж! Видно, что приключилося!

Соседка и сунься в избу. Хвать! - и дверь не заложена. Неладно что-то. Вошла, огляделась.
-?Маланья, матушка!
А баба-то лежит на лавке, во все глаза глядит, сама не шелохнется.
-?Почто коровушку-то не прогоняла? Ай нездоровилось?

Молчит баба.
-?Да что с тобой приключилось-то? Почто молчишь?

Молчит баба, ни слова не говорит.
-?Господи помилуй! Да где у тебя мужик-то?.. Василий, а Василий!

Глянула на печь, а Василий там лежит, глаза открыты - и не ворохнется.
-?Что у тебя с женой-то? Ай попритчилось?

Молчит мужик, что воды в рот набрал. Всполошилась соседка:
-?Пойти сказать бабам!

Побежала по деревне:
-?Ой, бабоньки! Неладно ведь у Маланьи с Василием: лежат - пластом - одна на лавке, другой на печи. Газоньками глядят, а словечушка не молвят. Уж не порча ли напущена?

Прибежали бабы, причитают около них:
-?Матушки! Да что это с вами подеялось-то?.. Маланьюшка! Васильюшка! Да почто молчите-то?

Молчат оба что убитые.
-?Да бегите, бабы, за попом! Дело-то совсем неладно выходит.

Сбегали. Пришел поп.
-?Вот, батюшка, лежат оба - не шелохнутся; глазоньки открыты, а словечушка не молвят. Уж не попорчены ли?

Поп бороду расправил - да к печке:
-?Василий, раб божий! Что приключилось-то?

Молчит мужик. Поп - к лавке:
-?Раба божия! Что с мужем-то?
Молчит баба.

Соседки поговорили, поговорили - да и вон из избы. Дело не стоит: кому печку топить, кому ребят кормить, у кого цыплята, у кого поросята.

Поп и говорит:
-?Ну, православные, уж так-то оставить их боязно, посидите кто-нибудь.
Той некогда, другой некогда.
-?Да вот, - говорит, - бабка-то Степанида пусть посидит, у нее не ребята плачут - одна живет.

А бабка Степанида поклонилась и говорит:
-?Да нет, батюшка, даром никто работать не станет! А положи жалованье, так посижу.
-?Да какое же тебе жалованье положить? - спрашивает поп да повел глазами-то по избе. А у двери висит на стенке рваная Маланьина кацавейка, вата клоками болтается. - Да вот, - говорит поп, - возьми кацавейку-то. Плоха, плоха, а все годится хоть ноги прикрыть.

Только это он проговорил, а баба-то, как ошпарена, скок с лавки, середь избы стала, руки в боки.
-?Это что же такое? - говорит. - Мое-то добро отдавать? Сама еще поношу да из своих рученек кому хочу, тому отдам!

Ошалели все. А мужик-то этак тихонько ноги с печи спустил, склонился да и говорит:
-?Ну вот, баба, ты перво слово молвила - тебе и горшок мыть.

mob_info