Почему образ Гамлета - вечный образ? Образ Гамлета в трагедии Шекспира. Трагедия Шекспира "Гамлет": новаторство, образ главного героя, основные идеи и значение Гамлет в искусстве

ВВЕДЕНИЕ

Гамлет давно признан вечным образом мировой культуры. В галерее вечных образов принц Датский занимает одно из самых видных мест. Несмотря на то, что понятие «вечные образы» получило широкое использование в философской и эстетической критике, оно недостаточно четко определено. Вкладом в теорию вечных образов может стать рассмотрение различных аспектов образа Гамлета в трагедии У. Шекспира, его интерпретаций в западной и русской культурных традициях, его роли в становлении такого феномена отечественной культуры, как «русский Шекспир».

Трагедия «Гамлет» стала не только самой близкой для русского читателя, литературных и театральных критиков, актеров и режиссеров, но приобрела значение текстопорождающего художественного произведения, а само имя принца стало нарицательным. Вечный образ сомневающегося Гамлета вдохновил целую вереницу русских писателей, которые, так или иначе, использовали черты его характера в своих литературных произведениях и типах. Гамлет интересовал А. С. Пушкина, будоражил воображение М. Ю. Лермонтова. Выдающуюся роль в русской культуре, в становлении русского самосознания сыграли работы В. Г. Белинского. В известной степени «гамлетизмом» вдохновлялся Ф. М. Достоевский, особый взгляд выразился в оппозиции «Гамлет и Дон Кихот», выдвинутой И. С. Тургеневым, позже получившей в русском самосознании статус культурной константы . Шекспировский «Гамлет» стал не только самой популярной зарубежной пьесой на русской сцене, но и наиболее часто переводимым произведением, способствовавшим становлению русской переводческой школы. (П. А. Вяземский, А. А. Григорьев, А. Н. Плещеев, А. А. Фет, А. А. Блок, Ф. К. Сологуб, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, М. И. Цветаева, В. Г. Шершеневич, Б. Л. Пастернак, В. В. Набоков, Н. А. Павлович, П. Г. Антокольский, Б. Ю. Поплавский, Д. С. Самойлов, Т. А. Жирмунская, В. С. Высоцкий, Ю. П. Мориц, В. Э. Рецептер и многие другие испытали влияние этого образа шекспироской трагедии.). Принц Датский не оставлял равнодушными членов царской семьи, трагедию Шекспира переводит великий князь Константин Константинович Романов.

Образ Гамлета был осмыслен в мировой культуре как в художественной форме («Ученические годы Вильгельма Мейстера» И. В. Гёте, «Черный принц» А. Мёрдок, «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Т. Стоппарда, «Гамлет» П. А. Антокольского и мн. др.), так и в научных исследованиях (Г. Гервинус, Г. Брандес, Е. К. Чемберс, Л. С. Выготский, М. М. Морозов, А. А. Смирнов, Л. Е. Пинский, А. А. Аникст, Б. И. Пуришев, И. Е. Верцман, М. П. Алексеев, Ю. Д. Левин, И. О. Шайтанов, А. В. Бартошевич, И. С. Приходько и мн. др.).


Самая знаменитая пьеса "Гамлет. Принц Датский"- великая философская трагедия.

Самое привлекательное в ней - образ главного героя.

Шекспир - сын мелкого торговца из городка Стратхорд. С 14 лет стал помогать отцу в его делах, в 18 лет женился. Затем поехал в Лондон, стал актёром. На сцене играл до 40 лет, затем вернулся в родной городок и там же был похоронен в 52. В глазах современника он был никто, ведь актёрская профессия в то время не была в почёте.

Гениальный самоучка.

Время Шекспира - гуманизм, где в центре стоит человек.

Через 100 лет после смерти он был признан классиком.

Трагедия "Гамлет" была создана в 1600 году.

Шекспиру особенно грустно было видеть, как рушится его главный идеал (человек прекрасен и способен к постоянному самосовершенствованию)

Шекспир предчувствовал глубокий духовный кризис, связанный с буржуазной революцией.

Шекспир создаёт новый тип трагедии - трагедию времени. Это время - противних всех его трагических героев.

Его эпоха была исполнена верой в достоинство человека и завершается разочарованием.

В Гамлете зло - господствующая сила жизни.

"Быть честным в этом мире, значит, был единственным из десяти тысяч"

"Бесчестие охватило весь мир"

Пафос трагедии - негодование против всесилия зла.

Образ Гамлета:

Гамлет возвышается над всеми персонажами.

Первый удар - смерть отца, второй - свадьба матери, третий - предательство дяди.

"Ни одному человеку нельзя верить" - такой вывод делает Гамлет.

Так он относится ко всем кроме друга Горацио. Он проклинает век, в котором родился. Он исполнен врождённого душевного благородства. Вхождение во взрослую жизнь было для него потрясеньем.

Безумие его не настоящее. Оно нужно, чтобы говорить людям правду.

Взгляд Гамлета на мир - мировая скорбь (тогда это называли меланхолией) У Шекспира это полное разочарование во всех жизненных ценностях.

Монолог "быть или не быть" - высшая точка сомнений Гамлета. Смысл: бороться против зла или уклониться от борьбы? Он выбирает первое.

Гамлет много размышляет о смерти. Эта проблема связана с другой: "как жить?"

Кроме Гамлета и Горацио о смерти никто не думает. Гамлет потому и человек, что философ.

Данию он называет тюрьмой.

Вначале мать для Гамлета была идеалом женщины. В то время брак с братом покойника считался грехом кровосмешения. И Гамлет обвиняет мать. С Гертрудой говорит не сын, а судья.

Разум для Гамлета - высшая способность человека. Образованность и интеллектуальность - одни из сильнейших черт характера Гамлета. Он также интересуется искусством.

Тип "универсального человека" эпохи возрождения.

В его монологах много мыслей и цитат древних авторов. Это делает его речь значимой.

Гамлет даже внешне благороден.

Отец для Гамлета был идеалом человека, он был богоподобен для сына.

Для Шекспира важно противопоставление двух королей. В нём заключён глубокий философский смысл.

Гамлет - первый рефлектирующий(больше внутрь, чем вовне) герой мировой литературы. Первый отчуждённый и отчуждение нарастает по ходу трагедии.

Высокое понятие о человеке - главное в Гамлете, а также склонность к размышлениям. Такого героя в мировой литературе не было.

Образ Гамлета вызывает уважение и интерес, а не жалость. Его образ также даёт возможность убедиться в том, что даже в самых тяжких условиях человек может оставаться высоким, благородным.

«Гамлет» - философская трагедия. Не в том смысле, что пьеса содержит выраженную в драматической форме систему взглядов на мир.

Цель искусства не поучать, а, как говорит Гамлет, «держать как бы зеркало перед природой: являть добродетели ее же черты, спеси - ее же облик, а всякому веку и сословию- его подобие и отпечаток». Изображать людей такими, каковы они суть,- так понимал Шекспир задачу искусства.

Что прямого поучения из трагедии нельзя вывести, лучше всего свидетельствует различие мнении о ее смысле. Картина жизни, созданная Шекспиром, будучи воспринятой как «подобие и отпечаток» действительности, побуждает каждого, кто задумывается над трагедией, оценивать людей и события так же, как оцениваются они в жизни.

Миропонимание Шекспира растворено в образах и ситуациях его пьес. Своими трагедиями он стремился возбудить внимание зрителей, поставить их лицом к лицу с самыми страшными явлениями жизни, растревожить благодушных, ответить на настроения тех, кто подобно ему, испытывал тревогу и боль из-за несовершенства жизни.

Цель трагедии не напугать, а вызвать деятельность мысли, заставить задуматься над противоречиями и бедами жизни, и этой цели Шекспир достигает. Достигает в первую очередь благодаря образу героя. Ставя вопросы перед собой, он побуждает и нас размышлять о них, искать ответа. Но Гамлет не только вопрошает жизнь, он высказывает о ней много мыслей. Его речи полны изречений, и, что замечательно, в них сконцентрированы мысли многих поколений.

Премьера "Гамлета" в театре "Глобус" состоялась в 1601 году, а это год известных потрясений в истории Англии, которые непосредственно затронули и труппу "Глобуса", и Шекспира лично. Дело в том, что 1601 год - год "заговора Эссекса", когда молодой фаворит стареющей Елизаветы, граф Эссекс, вывел своих людей на улицы Лондона в попытке поднять мятеж против королевы, был схвачен и обезглавлен. Историки расценивают его выступление как последнее проявление средневековой феодальной вольницы, как бунт знати против ограничившего ее права абсолютизма, не поддержанный народом. Вместе с Эссексом были брошены в Тауэр последовавшие за ним молодые вельможи, в частности, граф Саутгемптон, покровитель Шекспира. Саутгемптон был позже прощен, но пока шел суд над Эссексом, на душе у Шекспира, должно быть, было особенно мрачно.

Гамлет - такой же, как Дон Кихот, "вечный образ", возникший на исходе Возрождения практически одновременно с другими образами великих индивидуалистов (Дон Кихот, Дон Жуан, Фауст). Все они воплощают ренессансную идею безграничного развития личности, и при этом в этих художественных образах, как это свойственно литературе Возрождения, воплощены великие страсти.

Неприлично скорая свадьба матери, потеря Гамлета-старшего, в котором принц видел не просто отца, но идеал человека, объясняют его мрачное настроение в начале пьесы. А когда Гамлет сталкивается с задачей мести, он начинает понимать, что смерть Клавдия не исправит общего положения дел, ведь все в Дании быстро предали забвению Гамлета-старшего и быстро свыклись с рабством. Эпоха идеальных людей в прошлом, и сквозь всю трагедию проходит мотив Дании-тюрьмы.

Гамлет знает, что его долг - наказать зло, но представление о зле у него уже не соответствует прямолинейным законам родовой мести. Зло для него не сводится к преступлению Клавдия, которого он в конечном счете карает; зло разлито в окружающем мире, и Гамлет осознает, что одному человеку не по силам противостояние со всем миром. Этот внутренний конфликт приводит его к мысли о тщете жизни, о самоубийстве.

Принципиальное отличие Гамлета от героев предшествующей трагедии мести в том, что он способен посмотреть на себя со стороны, задуматься о последствиях своих поступков. Главная сфера активности Гамлета - мысль, и острота его самоанализа. Гамлет - герой, рожденный духом Возрождения, но его трагедия свидетельствует о том, что на поздней своей стадии идеология Возрождения переживает кризис. Гамлет берет на себя труд пересмотра и переоценки не только средневековых ценностей, но и ценностей гуманизма, причем вскрывается иллюзорность гуманистических представлений о мире как о царстве безграничной свободы и непосредственного действия.

основного трагического конфликта - одиночества гуманистической личности среди пустыни общества, в котором нет места справедливости, разуму, достоинству. Гамлет - первый рефлексирующий герой в мировой литературе, первый герой, переживающий состояние отчуждения.

    Исследователи творчества Шекспира утверждают, что в истории искусства нет другого примера такой стойкой и продолжительной популярности пьесы, чем популярность шекспировского «Гамлета». Почти триста лет эта трагедия относится на сценах театров всего мира....

    Отзыв Лермонтова о Гамлете нужно рассматривать на фоне литературной эпохи. В период наивысшего подъема романтизма Шекспир становится знаменем, величайшим, недосягаемым образцом высокой поэзии. «Наибольшее значение Шекспир имел для французского романтизма...

  1. Новое!

    Перед нами прошла вся жизнь Гамлета. Хотя трагедия охватывает несколько месяцев, но это был период настоящего превращения героя из мальчика, который никогда не сталкивался с будничной чернотой жизни, в мыслителя, философа, готового к действиям юноши. Несколько...

  2. В самом начале нового века Шекспир приступил к работе над новой пьесой - трагедией о Гамлете, принце датском. Старинное сказание о принце, который прикидывается безумным, чтоб скрыть свой план мести за убийства отца, было приведено в исторической хронике...

  3. Новое!

    Каждое поколение на протяжении четырех веков по-разному пе­реживает трагедию Вильяма Шекспира «Гамлет», написанную в 1601 году. Тайну, скрытую в трагедии, каждый раскрывает по-своему. Гамлет?.. Понимаем ли мы значение этого имени? - оно велико и глубоко:...

  4. Новое!

    Легенду о Гамлете впервые записал в конце XI века датский историк Самсон Грамматик в своем собрании легенд и хроник под названием «История Дании». Это предание гласит, что во времена язычества один из правителей Ютландии был убит на пиру своим братом...

Почему образ Гамлета - вечный образ? Причин множество, и вместе с тем, каждая по отдельности или все вместе, в слаженном и гармоничном единстве, они не могут дать исчерпывающего ответа. Почему? Потому что как бы мы не старались, какие бы исследования не проводили, нам не подвластна «сия великая тайна» - тайна гения Шекспира, тайна творческого акта, когда одно произведение, один образ становится вечным, а другой - исчезает, растворяется в небытие, так и не прикоснувшись к нашей душе. И все же, образ Гамлета манит, не даёт покоя…

В. Шекспир, «Гамлет»: история создания

Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие вглубь души Гамлета, вспомним краткое содержание и историю написания великой трагедии. Сюжет произведения основан на реальных событиях, описанных Саксоном Грамматиком в книге «История Датчан». Некий Хорвендил, богатый правитель Ютландии, был женат на Геруте, имел сына Амлета и родного брата Фенго. Последний завидовал его богатству, храбрости и славе, и однажды на глазах у всех придворных жестоко расправился с братом, и впоследствии женился на его вдове. Амлет не покорился новому правителю и, несмотря ни на что, решил отомстить ему. Он притворился сумасшедшим и убил его. Через некоторое время Амлет сам был убит другим своим дядей… Посмотрите - сходство очевидно!

Время действия, место, само действо и все участники разворачивающихся событий - параллелей множество, однако, проблематика трагедии В.Шекспира не умещается в понятие «трагедия мести» и выходит далеко за её пределы. Почему? Всё дело в том, что главные герои Шекспировской драмы во главе с Гамлетом, принцем Датским, по своему характеру неоднозначны, и существенно отличаются от цельных героев Средневековья. В те времена не принято было много думать, рассуждать, и тем более, сомневаться в принятых законах и древних традициях. К примеру, считалась не злом, а формой восстановления справедливости. Но в образе Гамлета мы видим иную трактовку мотива мести. Это и есть главная отличительная черта пьесы, точка отсчета всего того неповторимого и удивительного, что есть в трагедии, и что не дает покоя вот уже несколько столетий.

Эльсинор - величественный королей. Каждую ночь ночная стража наблюдает появление Призрака, о чём и сообщает Горацио - другу Гамлета. Это призрак покойного отца датского принца. В «мёртвый час ночи» он и поверяет Гамлету главный свой секрет - он умер не своей смертью, а был предательски убит своим братом Клавдием, который занял его место - престол и женился на вдове - королеве Гертруде.

Безутешная душа убиенного требует от сына мести, но Гамлет, растерянный и ошеломлённый от всего услышанного, не спешит действовать: а что, если призрак - это вовсе не отец, а посланник ада? Ему нужно время, чтобы убедиться в истинности поведанной ему тайны, и он притворяется сумасшедшим. Смерть короля, который в глазах Гамлета был не только отцом, но и идеалом человека, затем поспешная, несмотря на траур, свадьба матери и дяди, рассказ Призрака - это первые зарницы выявляющегося несовершентства мира, это завязка трагедии. После неё сюжет стремительно развивается, а вместе с ним кардинально меняется и сам главный герой. За два месяца он превращается из восторженного юноши в равнодушного, меланхоличного «старика». На этом раскрываемая тема «В. Шекспир, «Гамлет», образ Гамлета» не заканчивается.

Коварство и предательство

Клавдий подозрительно относится к недугу Гамлета. Чтобы проверить, на самом ли деле племянник внезапно лишился рассудка, он сговаривается с Полонием, верным придворным новоиспечённого короля. Они решаются использовать ничего не подозревающую Офелию, возлюбленную Гамлета. Для этой же цели в замок вызваны и старые преданные друзья принца - Розенкранц и Гильденстен, которые оказываются не такими уж преданными, и с готовностью соглашаются помочь Клавдию.

Мышеловка

В Эльсинор прибывает театральная труппа. Гамлет подговаривает их разыграть перед королём и королевой спектакль, сюжет которого в точности передаёт рассказ Призрака. Во время представления он видит страх и смятение на лице Клавдия, и убеждается в его виновности. Что ж, преступление раскрыто - пришло время действовать. Но Гамлет вновь не спешит. «Дания - тюрьма», «время вывихнуто», зло и предательство обнаруживают себя не только в убийстве короля своим родным братом, они везде, отныне это нормальное состояние мира. Эпоха идеальных людей давно прошла. На этом фоне кровная месть теряет своё первоначальное значение, перестаёт быть формой «реабилитации» справедливости, потому как ничего, в сущности, не меняет.

Путь зла

Гамлет оказывается на распутье: «Быть или не быть? - вот в чём вопрос». Что толку от мести, она пуста и бессмысленна. Но и без скорой расплаты за содеянное зло жить дальше невозможно. Это долг чести. Внутренний конфликт Гамлета приводит не только к его собственному страданию, к его бесконечным рассуждениям о тщетности жизни, к мыслям о самоубийстве, но, словно кипящая вода в закупоренном сосуде, бурлит и выливается в целый ряд смертей. Принц прямо или косвенно оказывается виновен в этих убийствах. Он убивает Полония, подслушивающего его разговор с матерью, по ошибке приняв его за Клавдия. По дороге в Англию, где Гамлета должны были казнить, он подменяет на борту корабля порочащее его письмо, и вместо него были преданы казни его друзья - Розенкранц и Гильденстер. В Эльсиноре умирает сошедшая с ума от горя Офелия. Лаэрт, брат Офелии, решает отомстить за отца и сестру, и вызывает Гамлета на придворный поединок. Наконечник его шпаги отравлен Клавдием. Во время поединка умирает Гертруда, испробовав отравленного вина из чаши, предназначенной на самом деле для Гамлета. В результате убит Лаэрт, Клавдий, и погибает сам Гамлет… Отныне Датское королевство под властью норвежского короля Фортинбраса.

Образ Гамлета в трагедии

Образ Гамлета возникает как раз тогда, когда эпоха Возрождения близится к своему закату. В это же время появляются и другие, не менее яркие, «вечные образы» - Фауст, Дон Кихот, Дон Жуан. Так в чём секрет их долговечности? Прежде всего, они неоднозначны и многогранны. В каждом из них кроются великие страсти, которые под влиянием некоторых событий заостряют до крайней степени ту и иную черту характера. К примеру, крайность Дон Кихота заключается в его идеализме. Образ Гамлета же претворил в жизнь, можно сказать, последнюю, крайнюю степень самоанализа, самокопания, которая не толкает его к быстрому принятию решения, к решительным действиям, не заставляет менять свою жизнь, а наоборот - парализует. С одной стороны, события головокружительно сменяют друг друга, и Гамлет является непосредственным участником их, главным действующим лицом. Но это с одной стороны, это то, что лежит на поверхности. А с другой? - Не он «режиссёр», не он главный распорядитель всего действа, он всего лишь «марионетка». Он убивает Полония, Лаэрта, Клавдия, становится виновником смерти Офелии, Гертруды, Розенкранца и Гильденстена, но всё это происходит волею судьбы, по трагической случайности, по ошибке.

Исход Возрождения

Однако, вновь не всё так просто и однозначно. Да, у читателя складывается впечатление, что образ Гамлета в трагедии Шекспира исполнен нерешительностью, бездеятельностью и слабостью. И снова это лишь «верхушка айсберга». Под непроглядной толщею воды скрывается иное - острый ум, удивительная способность смотреть на мир и себя самого со стороны, желание добраться до самой сути, и, в конце концов, увидеть истину, несмотря ни на что. Гамлет - самый настоящий герой эпохи Возрождения, великий и сильный, ставящий на первое место духовное и нравственное самосовершенствование, прославляющий красоту и безграничную свободу. Однако, не его вина, что идеология Возрождения на поздней своей стадии переживает кризис, на фоне которого он и вынужден жить и действовать. Он приходит к тому, что все, во что он верил и чем жил - это лишь иллюзия. Труд пересмотра и переоценки гуманистических ценностей оборачивается разочарованием, и в результате заканчивается трагедией.

Разные подходы

Продолжаем тему того, каков характеристика Гамлета. Так в чем же корень трагедии Гамлета, принца Датского? В разные эпохи образ Гамлета воспринимался и трактовался по-разному. К примеру, Иоганн Вильгельм Гете, страстный почитатель таланта В. Шекспира, считал Гамлета существом прекрасным, благородным и высоконравственным, а его гибель происходит от возложенного на него судьбой бремени, которого он не мог ни снести, ни сбросить.

Известный С. Т. Кольдридж, обращает наше внимание на полное отсутствие воли у принца. Все происходящие в трагедии события, без сомнения, должны были вызвать небывалый всплеск эмоций, и впоследствии рост активности и решительности действий. Иначе и быть не могло. Но что мы видим? Жажду мести? Мгновенное исполнение задуманного? Ничего подобного, наоборот - бесконечные сомнения и бессмысленные и неоправданные философские размышления. И здесь дело не в отсутствии храбрости. Просто это единственное, на что он способен.

Слабость воли приписывал Гамлету и Но, по мнению выдающегося литературного критика, она не является его природным качеством, скорее условным, обусловленным ситуацией. Она происходит от душевного раскола, когда жизнь, обстоятельства диктуют одно, а внутренние убеждения, ценности и духовные способности и возможности - иное, абсолютно противоположное.

В. Шекспир, «Гамлет», образ Гамлета: заключение

Как видно, сколько людей - столько и мнений. Вечный образ Гамлета удивительно многолик. Можно сказать, целая картинная галерея взаимоисключающих портретов Гамлета: мистик, эгоист, жертва эдипового комплекса, отважный герой, выдающийся философ, женоненавистник, высшее воплощение идеалов гуманизма, меланхолик, не к чему не приспособленный… Есть ли этому конец? Скорее нет, чем да. Как расширение Вселенной будет продолжаться бесконечно, так и образ Гамлета в трагедии Шекспира будет волновать людей вечно. Он давно оторвался от самого текста, покинул узкие для него рамки пьесы, и стал тем «абсолютом», «сверхтипом», имеющим право на существование вне времени.

Понятие эстетики Эстетика – наука о неутилитарном созерцательном или
творческом отношении человека к действительности,
изучающая специфический опыт ее освоения, в процессе и
результате которого человек ощущает, чувствует,
переживает в состояниях духовно-чувственной эйфории,
восторга, неописуемой радости, блаженства, катарсиса,
экстаза.

Основные эстетические категории

Прекрасное
Возвышенное
Трагическое
Комическое
Безобразное

Трагическое

Трагическое – эстетическая категория, характеризующая
напряженное переживание конфликта, связанное с
духовным преодолением, преображением (катарсисом),
страданиями или аффектами героя.

Трагическое предполагает не пассивное страдание
человека под тяжестью враждебных ему сил, а его
свободную, активную деятельность, восстание против
рока, судьбы, обстоятельств и борьбу с ними. В
трагическом человек раскрывается в переломный,
напряженный момент своего существования

Слово “трагическое” вызывает обычно в нашем
воображении представление о чьей-то гибели или о чьихто страданиях. Трагедия – суровое слово, полное
безнадежности. Оно несет в себе холодный отблеск
смерти, от него веет ледяным дыханием. Объясняется это
тем что трагическим мы называем некое событие тогда,
когда испытываем при его восприятии чувства
сострадания, скорби, душевной боли, то есть такие
чувства, которые являются нашей эмоциональной
реакцией на смерть и страдания близких и ближних.

Трагическое на примере произведения Шекспира “Гамлет”

Написанный в 1600-1601
годах “Гамлет”, как и
большинство пьес Шекспира,
в сюжетном плане
представляет собой
литературную обработку
заимствованной истории,
произошедшей в языческой
Дании (до 827 года) и
впервые изложенный на
бумаге около 1200 года
датским летописцем
Саксоном Грамматиком.

“Гамлет” – трагедия о том, как человек открывает для себя
существование зла в жизни. Шекспир изобразил
исключительное злодейство – брат убил брата. Сам Гамлет
воспринимает этот факт не как частное явление, а как
одно из выражений того, что зло стало повсеместным и
пустило глубокие корни в обществе.

Против этого мира вступает в борьбу Гамлет. Свою задачу он
видит не столько в том, чтобы отомстить за отца, сколько в том,
чтобы уничтожить зло.
В борьбе, которую ведет Гамлет, у него много противников. Его
главный враг - сам король Клавдий. Но он не одинок. Первый
среди приверженцев короля - льстивый и лукавый царедворец
Полоний. Подручными короля становятся прежние друзья
Гамлета по университету Розенкранц и Гильденстерн, берущие
на себя неблаговидную миссию шпионить за Гамлетом. Но даже
те, кто искренне любят принца, невольно оказываются среди его
врагов. Это прежде всего его мать - королева Гертруда, ставшая
женой жестокого и ничтожного Клавдия. Даже возлюбленная
Гамлета, Офелия, становится орудием в руках врагов, и он
отвергает ее любовь.

Но у принца есть верный друг Горацио. Ему сочувствуют воины
Бернардо и Марцелл. Его любит народ, о чем говорит сам король.
Но Гамлет не прибегает к помощи тех, кто готов его поддержать,
предпочитая вести борьбу против короля один на один.
Медлительность принца в этой борьбе объясняется несколькими
причинами. Прежде всего ему нужно убедиться в том, насколько
верны слова призрака об убийстве. Чтобы посеять тревогу в душе
короля, принц притворяется сумасшедшим. Клавдий начинает
опасаться, не узнал ли Гамлет тайну смерти своего отца.
Воспользовавшись тем, что в королевский замок прибывает
труппа актеров, Гамлет устраивает представление, которое, как он
и задумал, оказывается «мышеловкой» для короля. Но он не
убивает его даже после того, как убеждается в его вине.

Случай предоставляет ему такую возможность: принц сталкивается с
королем в одной из галерей замка. Но Гамлета останавливает то, что
король молится. По понятиям того времени, душа Клавдия в этот момент
обращена к богу, и если его убить, то она вознесется на небо. Гамлет же
хочет отправить короля в ад. Для этого надо поймать его за каким-нибудь
дурным делом. Почти сразу после этой сцены, беседуя с матерью, принц
слышит в комнате шум и, думая, что убьет короля, спрятавшегося в ее
комнате, ударяет шпагой, поражая насмерть Полония.
Этот удар сбил все планы Гамлета. Король понял, в кого метил принц.
Теперь у Клавдия есть хороший повод избавиться от принца, что он и
пытался сделать. Но на помощь Гамлету тоже приходит случай, и он
возвращается в Данию. События опять принимают непредвиденный обо
рот. Гамлет узнает о смерти Офелии. Ее гибель и смерть Полония сделали
Лаэрта заклятым врагом Гамлета. Король направляет руку Лаэрта против
принца, и тот становится жертвой их совместного коварства.

К концу трагедии Гамлет, пройдя через все испытания,
закалился. Он перестал бояться смерти, но не стал от этого
безразличным к жизни. Когда он умирает и видит, что его
друг Горацио хочет добровольно разделить с ним смерть,
Гамлет отнимает у него кубок с ядом и взывает к его
мужеству. Смерть - слишком легкий способ разделаться с
трудностями жизни, недостойный человека. «Дыши в су
ровом мире», - завещает Гамлет другу.

История датского принца трагична. Трагедию его жизни
составило то, что на него обрушилось много зла и бед, а
душа была настолько чувствительна, что разрывалась от
вызванных ими страданий. Его судьба трагична и потому,
что, защищая правое дело, он погиб.
Но «Гамлет» не трагедия отчаяния перед лицом зла, а
трагедия о красоте и мужестве человека, который не мог
жить иначе, кроме как в непримиримой борьбе со злом.

Символизм трагедии в “Гамлете”

Символизм трагедии носит простой и понятный характер. Если человек –
это инструмент, то смерть – это череп, принадлежность которого может
быть установлена только через человеческую память. Кости
королевского шута Йорика ничем не отличаются от останков великого
полководца Александра Македонского. Тлен – итог физической жизни, а
что является её духовным продолжением – Гамлету неизвестно. Отсюда
и его знаменитый вопрос «быть или не быть?». Покоряться судьбе или
сражаться с ней? Умереть, чтобы избавиться от «природных мук»? И
получится ли это? Какие «сны» будут сниться человеку за порогом
могилы? Стоит ли смерть смерти, а жизнь жизни? Именно незнание даёт
людям силу жить: мириться с грубым насилием и неправдой,
презрением и отвергнутой любовью – всеми теми несчастьями, которые
заканчиваются, когда человек умирает. Но заканчиваются ли? Отсутствие
точного ответа на вопрос и есть тот единственный возможный ответ,
который придаёт человеческой жизни смысл. Пока он не получен, пока
человек сомневается, размышляет, страдает, пытается разобраться в том,
что его окружает, - он живёт.
mob_info