Смотреть что такое "каин и авель" в других словарях. Каин и Авель – библейские герои

Каин и Авель: почему это случилось?

Гололоб Г.А.

Вступление
Когда сегодня на Донбассе рвутся снаряды и нарушен естественный ритм жизни, невольно вспоминается библейская история о первом убийстве. Почему люди продолжают убивать друг друга? Почему невозможно избежать военных действий? Почему людская вражда все время находит благоприятную почву в человеческих сердцах? Возможно, проникновение в суть того события поможет нам найти ответы на эти вопросы, чтобы как-то уменьшить количество войн на земле и сделать наш мир более богоподобным, т.е. безопасным.

Каин-убийца
Корнем всех человеческих грехов является гордость, погубившая даже самого дьявола, тогда еще бывшего одним из самых приближенных к Богу ангелов (1 Тим. 3:6-7). Это можно проследить в истории о первом убийстве Каином Авеля. Уже одни их имена свидетельствует о различном отношении к ним их родителей. Поскольку с рождением первого ребенка Ева подумала, что обрела долгожданное «семя», которому суждено было одолеть сатану, принявшего образ змея или использовавшего его в качестве медиума, то второго сына она назвала уничижительно: «суета, ничтожество». Но откуда ей было знать, кого из этих двоих изберет Бог для Своего служения?

Два родных брата (как видим, ни национальность, ни наследственность здесь не причем) оказались врагами друг друга, вернее первенец не смог стерпеть своего позора, да еще в присутствии своего брата, которого привык унижать. Конечно, первенцы всегда ведут себя вызывающе по отношению к младшим братьям, так что не удивительно, что они ищут себе особого почета. Но у Бога все не так, как у людей: Он оценивает сердечные намерения больше, чем формальное положение в семье или общественный статус. Поэтому в Библии мы видим особый Его интерес к слабым и униженным людям, а не к первенцам, гордым своим совершенно незаслуженным положением первородных.

Выражение «спустя несколько времени» в оригинале имеет несколько другой смысл: «в конце дней», скорее всего в конце жатвы, когда собирался урожай. Но не исключено, что под концом мог подразумеваться и год. Это объясняет древний обычай начинать каждый год с благодарности Богу за прожитый и с просьбы благословения на наступающий. Как бы там ни было, это было ежегодное время для совершения жертвоприношений Богу. Но в отличие от прошлых лет в этом году случилось нечто необычное: Бог впервые отказался принимать жертву человека. Чем это можно было объяснить?

Гордость Каина была ущемлена тем, что его родной брат обошел его в вопросе угождения Богу: Бог принял дар Авеля и не принял его дар. И это при всем том, что труд на земле намного тяжелее, чем на пастбище! Конечно, причина этого заключалась не в суверенной воле Бога, а в злой склонности самого Каина: если Авель принес Господу лучшее из того, что имел, то Каин отнесся к своему приношению равнодушно. Он был уверен, что Бог оценит его труд только по той причине, что он тяжелый. Но Бог не оправдал его надежд, поскольку Ему нужны не наши дела, с помощью которых мы могли бы вытребовать от Него благословения, а наше к Нему отношение.

Узнав, что Бог принял другую систему ценностей, Каин сильно огорчился на Него (в оригинале «разгневался»). Сам Бог попытался его уговорить, предвидя недоброе расположение его сердца. Он сказал ему то, что должно быть воспринято также и нами на самом серьезном уровне: эта злая склонность (читай: «первородный грех») находится в каждом из нас, однако с Божьей помощью мы должны научиться «господствовать» над нею. Каин не сделал этого и стал жертвой того греховного начала, которое стало с грехопадения Адама достоянием всего человечества. С тех пор все люди на земле делятся на тех, кто добровольно стали рабами своей греховности, и тех, кто с этим грехом борется с разным успехом.

Важно отметить, что Каин был земледельцем, а Авель – пастухом, так что свои дары они принесли в соответствии со своими профессиями. Некоторые толкователи полагают, что Авель угодил Богу потому, что признавал необходимость принесения Богу только жертвенных животных, а Каин проигнорировал это требование. Тем не менее, сам текст ничего нам не говорит об учреждении только такой формы жертвоприношений, первое из которых, вероятно, сделал Сам Бог в Едеме, когда одел в шкуры убитых животных согрешивших Адама и Еву. Кроме того, хлебные приношения всегда были угодны Господу так же, как и жир жертвенных животных – кстати, мясо оставлялось самому жертвователю, а жир стекал в огонь, поскольку оказывал (как и сейчас оказывает) неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Стало быть, вопрос состоял не в разновидности принесенной жертвы, а в отношении к ней самого человека.

Является поверхностным и мнение о том, что Каин якобы не знал, что такое смерть, а просто хотел проучить своего брата. Но Каин в действительности хорошо знал, что такое убийство животных, поскольку видел, как это делал его брат, который был причастен к этому в силу своего ремесла. Кроме того, у Авеля не было никакой вины перед Каином. Каин убил его в качестве отместки Богу и для того, чтобы Авель не был свидетелем его позора. Вместо того, чтобы смириться перед Богом и попросить прощения, Каин излил свой гнев на своего слабого брата, которого считал ниже по достоинству. Итак, гордость Каина не позволила ему попытаться измениться самому вместо того, чтобы искать виновных вне себя. Уязвленная чужими успехами гордость порождает ничем необоснованное соперничество. В этом и состоит корень всякой враждебности.

Важно отметить, что подчинение «закону греха и смерти» всегда ведет человека к «поникшему» выражению лица, т.е. умалению голоса совести. Человек ощущает внутренний дискомфорт, который в самом его начале еще не поздно устранить, но, когда голос совести систематически и упорно принуждают замолчать, он, в конце концов, замолкает – временно или навсегда. В последнем случае человек лишается способности к покаянию, так что получить прощение своих грехов уже не может. Поэтому если Каин и окончательно отпал от Бога, то это произошло далеко не сразу, поскольку некоторое время Бог борется за спасение человека, но не безусловным образом.

Бог не мог наказать Каина таким образом, чтобы полностью лишить его Своей любви (Быт. 4:15). Дело в том, что каждое наказание отдаляло согрешивших от Бога все дальше и дальше на восток (Быт. 3:24; 4:16), ввергая их тем самым в еще худшее положение. Именно по этой причине Каин оказался более грешным, чем сам Адам: если Адама искусил сатана, то Каина не смогло остановить даже увещание Самого Бога! Действительно, наказанный обычно воспринимает наказывающего (даже самым справедливым образом) как своего врага. Это все делает вполне природное желание к самоутверждению, но реализованное извращенным путем: не в духовном самоутверждении, а в плотском. Гордость всегда чрезмерно обидчива, поскольку рассматривает себя и окружающих в искаженном свете. Итак, Бог обычно вместе с наказанием наделяет виновного некоторой долей незаслуженной милости. Это имело место и в случае с Каином, несмотря на факт совершения им ужасного греха.

Удивительно, что Каин ничем не оправдывает свой проступок. Впрочем, ему и нечем было оправдывать себя, поскольку в случившемся был по большому счету «виновен» не Авель, а Сам Бог. Но сказать прямо Богу то, что он думал о Нем, Каин не мог. Современные же убийства не происходят без оправданий. Всегда найдется тот, на кого можно спихнуть свою вину как будто кто-то другой обязан остановить преступника от столь безрассудного поступка. Но первое убийство было осуществлено без каких-либо оправданий именно по той причине, что совершалось в идеальных условиях, когда виновных извне просто не было.

Тот факт, что первое убийство было совершенно в условиях пребывания первых людей в тесном общении с Богом, поражает своей циничностью. Действительно, это был открытый вызов Богу, брошенный Ему Его творением самым бесчувственным и неблагодарным образом. Вина за неблагодарность Богу не только не была признана Каином, но и была перенесена на невинного Авеля. В этом есть нечто подобное восстанию сатаны на небе. И лишь после этого преступления – в отличие от преступления Адама, когда первые люди были изгнаны не вообще из Едема, а лишь из одной его части, где находилось дерево жизни (Быт. 3:24), Бог навсегда прекратил Свое очное общение с людьми. Иными словами, в Едеме не могло быть места никакому убийству. Едем прекратил свое существование на земле после первого убийства.

Наказание первому убийце состояло из двух частей: земля лишилась своего плодородия и Каин стал изгнанником на ней, тем самым основав отдельную богоборческую династию людей. Каин не принял свое наказание безропотно, как Адам, но попросил проявления к нему некоторого снисхождения. Бог дал ему знак, который должен был признавать каждый повстречавший его. Причина: Каин боялся мести. Оказывается, убийство порождает очередное убийство, так что цепной реакции этому явлению нет конца. Но даже Бог не гарантировал ему защиты, поэтому некоторые комментаторы считают, что Каин все-таки был убит Ламехом (Быт. 4:22-23). Полагают, что знаком, который Бог дал Каину, было дрожание его тела – указание на страх перед угрозой мести – но Ламех по ошибке выдал его за животное, притаившееся в кустах. Даже простая случайность способна отомстить убийце. Таким образом, убийство не просто порождает убийство, но введет к мести по отношению к самому убийце.

Самое поразительное в этой истории – не само убийство, а совершенно враждебное отношение Каина к своему брату. Убить можно случайно или в порыве сиюминутного гнева, когда разум человека отключается и теряется самоконтроль. Однако в таком случае после совершенного преступления наступает, хоть и запоздалое, но раскаяние. В нашем случае такого раскаяния не только не последовало, но последовала попытка самооправдания и даже насмешки. Каин никак не сожалеет о содеянном. Его не интересует даже то, что его ждет за свершение этого преступления. Все это свидетельствует о том, что ненависть Каина по отношению к Авелю не была вызвана конкретной временной неудачей, а вынашивалась годами. По большому счету, Каин, имея брата, не был им уже давно. Его негативное отношение к Авелю имеет свою долгую историю, из которой нам известен лишь трагический финал.

Каин не пожелал жить вместе со своим братом и поэтому убил его. Это показывает нам то, до какой степени безумия может доходить ненависть между враждующими людьми. Еще совсем на знающие друг друга, теперь, повинуясь безумному приказу, они вынуждены заявить: «Либо мы, либо они – третьего не дано». Глупцы! Третье имеется и состоит в другой дилемме: «Либо мы вместе с ними, либо никого из нас нет». Нам могут возразить, что мол победитель все равно будет. Категорически не согласен: после окончания войны останутся не победитель и побежденный, а жертвы и инвалиды насилия. Если кто-либо сомневается, пусть попробует вызвать на откровенность «советского» афганца или американского «вьетнамца», а еще лучше их жен или матерей, если таковым «посчастливилось» дожить до этого времени. Только последние могут поведать нам о настоящей цене этой пирровой победы.

Итак, Каин был изгнан из рая, т.е. из «земли» (имеется в виду «населенная земля»). Это значило, что в Едеме была плодородная земля, служившая домом первым людям. Но изгнал их оттуда вовсе не «первородный» (врожденный) грех, а грех сознательный (личный). Тот факт, что вопреки характеру Божьего наказания Каина, тот решил построить город и даже дал имя своему сыну «Еноху» — «обновитель», свидетельствует о том, что он, вероятно, так и остался в своем ожесточении до конца своей жизни. Возможно, этот город стал прототипом будущего Вавилона, построенного Нимродом, который продолжил богоборческий род человечества, приведший к всемирному потопу. Человечество не извлекло урока, преподанного Богом ему в истории о первом убийце. Поэтому Вавилон стал образом врага Божьего, сохранившего свою богоненавистную сущность от начала сотворения мира и до его конца. Однако, к счастью, Авель стал на все века образом Божьего праведника (Мф 23:31, 35; Лк 11:49-51; Евр 12:24).

Авель-миротворец
Теперь нам хотелось бы оставить в стороне Каина и обратить свое внимание на Авеля. Мы не сделаем чрезмерно смелого предположения, допустив, что Авель не обвинял Каина в предвзятом отношении к себе, смирившись с положением «второго» в семье: в то время повиновение старшим считалось священным. Однако Авель не ожидал того, что окажется в роли жертвы насилия без какой-либо причины со своей стороны. Показательно, что и после того, как Каин огорчился на Бога, Авель не высказывал ему своей критики. Наконец, он согласился пойти с ним в поле, хотя и догадывался о том, что его брат устраивает это не с доброй мыслью.

Почему Каин вывел Авеля в поле? Потому что там не было свидетелей и не было возможной защиты. Зло обычно ищет отдаленных мест, где оно могло бы вершиться тайно и беспрепятственно. Знал ли об этом Авель. Если и не знал точно, то во всяком случае догадывался о том, что его брат затеял что-то неладное. Тогда почему он согласился выйти из укрытия и пойти на условия своего брата? Это важнейший вопрос пацифизма: принести себя в жертву можно, лишь отказываясь от защиты. Только беззащитный может оказать на преступника благотворное влияние. И, наоборот, истина, подкрепленная силой, лишается своей убедительности.

Мы не знаем точно, знал ли Авель, что Каин собирается его убить, однако что он мог сделать, когда убедился в подлинных намерениях своего брата? Конечно, можно было попросить пощады и начать умалять не делать этого зла. Обычно такое поведение не влияет на преступника. Тем более не может помочь в таких случаях и угроза расплаты или обращение к Богу за местью. Злодей обычно знает, почему он решается на убийство. Если бы он имел возможность достигнуть поставленной цели каким-то другим путем, он никогда бы не пошел на крайние меры. Поэтому ни жалостью, ни угрозой его невозможно остановить.

Что же делать в таком случае жертве? Остается только одно средство: безусловная любовь. В таком случае жертве лучше молиться к Богу о прощении греха убийства, хотя эта просьба может остаться неудовлетворенной подобно тому, как Бог не ответил на просьбу Моисея изгладить его из Книги Жизни. Дело в том, что высказывание злодею своего доброго расположения является последним средством, способным его образумить и остановить. Возможно, именно эти слова, высказанные перед своей смертью Стефаном, сказали молодому Савлу больше, чем многолетние поучения мудрого Гамалиила.

В Послании к евреям мы встречаемся с очень интересной характеристикой Авеля – верой (Евр. 11:4). Во что же должен был верить Авель? Это не была вера в прощение грехов посредством принесения жертвоприношений. Праведность Авеля очевидно превосходила его стремление принести Богу просто «лучшую» (в оригинале «полноценную») жертву. В Послании к евреям под верой Авеля подразумевается веру в его небесное отечество, ради чего он и не прилагал столько стараний к устроению всего земного существования. Скорее всего, именно это его отношение к жизни и злило его брата больше всего остального. Каин просто не мог вместить в себя эту «инородность» своего брата, так что случившееся позже было лишь следствием этого его отношения к нему.

Человеку, уповающему на небесное отечество, расставаться с этим отечеством не трудно. Стало быть, праведным на земле может быть лишь тот человек, который живет духовными интересами, а не сугубо земными. Разве не отсюда все человеческие распри по поводу обладания богатством или властью? И даже если насильственным образом лишить определенных людей богатства и мирской славы, зло от этого не уменьшится, а лишь перейдет в другое свое существование, большей частью скрытое. Алчные люди добивались лучшего положения даже в условиях советской экономики, которая формально гарантировала равенство возможностей. Итак, стать миротворцем на земле можно, лишь отказавшись от ее благ.

Значит ли это, что любящий другую отчизну будет проявлять пренебрежение к этой? Мы бы не стали таким образом смещать акценты, но доля истины в этом утверждении есть, если слово «пренебрежение» заменить на «умаление». Устроение земных наших дел может занять абсолютно все наше время, вытеснив из него почитание Бога и выполнение Его воли, часто идущей в разрез с целью приобретения земных богатств. Например, мы не вправе добывать их нечестными способами, а также должны делиться ими с неимущими. По этой причине верующие люди устраиваются в этой жизни менее успешно, чем неверующие.

Данное положение способно нам объяснить, почему Каин мог считать Авеля обыкновенным лентяем. Но если нас интересует мнение Бога, тогда мы должны понять, что Его интересует не результат, а усердие (вспомним две лепты бедной вдовы). Поэтому в нашем служении Богу нам всегда следует задаваться вопросом, чего стоит нам наша Ему жертва и с каким отношением она Ему приносится (вспомним несметные, но награбленные богатства Неемана). Если человек не имел возможности, но имел желание послужить Богу, его жертва зачисляется Богом как осуществленная. И, наоборот, если человек принес Богу много, но без сердечного расположения и искреннего чувства признательности, его жертву Бог не примет, поскольку высокомерных жертв Он не принимает.

В любом случае, любовь к другим людям не дружит с простым накопительством, потому что смыслом любви (имеется в виду настоящая любовь, а не земные ее поделки) является жертва, а не приобретение. Сказанное вполне отвечает сказанному апостолом Иоанном: «Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга. Не так, как Каин, который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас» (1 Ин. 3:11-13).

Это очень строгие слова, якобы утверждающие огромную пропасть между жителями этой земли и того неба, но в другом месте Иоанн дает надежду на исправление преступника: «Любовь от Бога и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8). Здесь не сказано: «Всякий рожденный от Бога любит ближнего своего». Это значит, что верным признаком детей Божьих является их любовь, причем не только к братьям. Любить таких же, как мы, не составляет большого труда, поскольку и язычники умеют делать то же (Мф. 5:46).

Если Бог есть любовь, тогда Он должен любить всех, но здесь Иоанн говорит лишь о «брате своем» поскольку еретики, с которыми он боролся, выделяли себя из среды просто верующих, считая, что обладают особыми знаниями (гностики). Но в своем Евангелии тот же Иоанн говорит ясно: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего…» (Ин. 3:16). Поэтому под выражением «свой брат» мы вправе понимать «ближнего», к которому Христос относил и мытарей, и блудниц, и самаритян, и язычников. Стало быть, любое проявление любви к другим людям есть свидетельство его причастности к Богу, даже если сам человек этого не знает и не осознает. Он пришел к пониманию сути богочеловеческих отношений интуитивным образом. И, напротив, любое проявление святости и благочестия перед Богом без обладания этой любовью, не является надежным признаком принадлежности к Божьей семье спасенных людей.

Заключение
Мы проанализировали историю первого убийства на земле и пришли к выводу о том, что она явилось образцом для всех последующих. Когда Бог уничтожил первый мир за его злодеяния, то повторил Свою заповедь о размножении и наполнении земли (Быт. 9:1, 7). Это объясняет, в чем именно проявлялось «великое развращение человеков на земле». Оказывается, допотопная цивилизация погрешила против заповеди размножения и расселения по земле, что особенно ярко выразилось в случае в построением Вавилонской башни. Чем же иным можно было погрешить против этой заповеди, как не убийством? Люди допотопной поры просто безжалостно уничтожали друг друга по малейшей причине.

Поэтому Бог и сказал Ною: «Я… взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека; ибо человек создан по образу Божию» (Быт. 9:5-6). Эти слова подытоживают наши рассуждения на данную тему: 1) любое убийство есть убийство не сомнительного врага, а «брата своего»; 2) жизнь любого человека священна, поскольку он – носитель «образа Божьего». Оказывается, все мы изготовлены из одной глины, но в эту глину Бог вложил частицу Своего Духа, призванную ее преобразить. Поэтому убивающий другого грешит не только против данного человека, но и против Бога. И хотя сегодня заповедь о размножении уже выполнена, заповедь о священстве жизни каждого человека остается в силе. Это значит, что с проблемой перенаселения нашей планеты нужно бороться человеческими, а не дьявольскими методами.

1

Пятая цивилизация людей (наша) появилась сравнительно недавно.

Первые представители человеческой цивилизации были ростом около четырех метров.

До наших дней сохранились лишь два имени, поэтому история о создании человека вызывала столько вопросов.

При чтении Библии сразу бросается в глаза одна несуразица - в книге написано:

Вопрос: откуда взялась жена Каина?
Каин (от иврт. кина - зависть, завидующий человек) - первый сын Адама, убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (книга Бытие, IV).

Имя «Каин» стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям.

Причина убийства
Причиной этого убийства стало чувство, впоследствии много раз толкавшее людей на преступления – зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них...

0 0

2

Обсудить видео и задать вопрос на форуме! - http://kiberpop.ru/forums/topic/kain-i-avel/

История Каина и Авеля: за что и почему Каин убил своего брата Авеля? Как так получилось и каковы были последствия этого злодейства? В этом выпуске поговорим так же о том, что такое жертвоприношение и религия

Библейский ликбез #12: Каин и Авель

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем наш библейский ликбез и сегодня будем говорить о Каине и Авеле.

Надежды Адама и Евы на скорое избавление

Когда у Адама и Евы родился первенец, у них был, надо полагать, полный восторг. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» - то есть победит те последствия...

0 0

3

«Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей»(Быть 4,1-10).

Первые дети Кайн и Авель приносили жертвы. Авел в жертву принес егненнка, в котором была скорбь и кровь при убиении, о Кай овощи, в...

0 0

4

На сегодняшний день, практически каждый человек даже не знакомый с Библией, знает, что Каин убил Авеля. И знает даже не потому что верит или не верит в Бога. А потому что эта «история» по своему содержанию действительно очень страшная и скажем прямо – отвратительная. Особенно если её перенести на себя, если бы вы были главным виновником этой трагедии.

Ведь омрачает сиё действие ещё и то, что Каин убивал не врага, не соперника, а собственного, родного брата. Родного и единственного брата от первых людей. Вот уж действительно чего врагу не пожелаешь, говоря человеческим языком, опуститься до такой степени чтобы убить того, кто... Ладно ещё там в детстве соперничать и иногда даже драться, но убить, сделать так, чтобы его никогда не было. Ведь это хуже, чем отрубить себе собственные руки, и умный человек, немного поживший и повидавший всего на свете это поймёт. Рука или нога у вас оторваться может в любую минуту, особенно в наше супер техничное время. Любой острый угол в вашей...

0 0

5

Почему Каин убил Авеля?

Ветхозаветная книга Бытия рассказывает следующую историю этого первого в истории человечества убийства. Каин, старший сын Адама и Евы, был земледельцем, а его младший брат Авель пас овец. Оба брата принесли в одно время жертвы Богу: Каин – плоды обрабатываемой им земли, Авель – первородных ягнят от своего стада. Бог благосклонно принял подношение Авеля, не удостоив вниманием дары Каина, отчего последний «сильно огорчился, и поникло лице его». Несмотря на утешения и предостережения со стороны Бога, Каин возненавидел младшего брата и, позвав его однажды в поле, убил. Некоторые исследователи считают эту легенду отголоском конфликтов, возникавших в глубокой древности между скотоводами и земледельцами. Древние евреи были в те времена скотоводами-кочевниками, поэтому пастух Авель стал в их сказании любимцем Бога и невинной жертвой земледельца Каина. Однако в истории чаще имело место обратное: именно кочевые племена нападали на миролюбиво настроенных...

0 0

6

Каин и Авель
Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец. Ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит.
Святой апостол Иоанн Богослов

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери.

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель занимался разведением домашнего скота.

Однажды они приносили жертву Богу в знак любви, покорности и благодарения. Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада. Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верой в обещанного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божью; и Бог принял жертву Авеля, - дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого. Он приносил жертву только по обычаю, без любви и страха Божьего. Господь не принял его жертвы, - дым от нее стелился по земле.

Сделал Господь это...

0 0

7

Важный момент, братья и сестры: Каин усыновился дьяволу до того, как убил брата.
«..и сказал Каин Авелю – брату своему: пойдём в долину. Когда были они в долине, и восстал Каин на Авеля, брата своего и убил его». А за что Каин убил Авеля, или почему Каин убил Авеля. Какие у него к тому были мотивы, что были за причины? За какую виду он убил брата? Ни за что. Ни почему. Без мотива, без причины. Ни за какую за вину.

Каин совершил человеческое жертвоприношение. И это объясняет ап. Иоанн в 1 послании 3гл12ст (даю вам точный перевод с древнегреческого языке): «Каин был от лукавого и заклал брата своего. И за что заклал его? Потому что дела его были лукавы, а дела брата его - праведны.».
То есть до того как убил, до деяния убийства, дела Каина были лукавы. А какие дела? Во-первых жертвоприношение. Печаль не по Богу, опускание лица. И уж после того как Господь говорил с ним, Каин солгал и усыновился дьяволу. Вот такие были у Каина дела лукавые. Опять спросим: за что он...

0 0

8

Тема сегодняшнего урока - история первого смертоубийства в истории человечества.

Комментарий для учителя:

Для урока желательно, чтобы в распоряжении учащихся были предоставлены соответствующие тексты из недельной главы.

И ЗАМЫСЛИЛ КАИН ПРОТИВ AВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И КОГДА ОНИ БЫЛИ В ПОЛЕ, ВОССТАЛ КАИН НА AВЕЛЯ, БРАТА СВОЕГО, И УБИЛ ЕГО. И СКАЗАЛ БОГ КАИНУ: "ГДЕ AВЕЛЬ, БРАТ ТВОЙ?" А ОН СКАЗАЛ: "НЕ ЗНАЮ; РАЗВЕ СТОРОЖ Я БРАТУ МОЕМУ?" И СКАЗАЛ ОН: "ЧТО СДЕЛАЛ ТЫ? ГОЛОС КРОВИ БРАТА ТВОЕГО ВОПИЕТ КО МНЕ ИЗ ЗЕМЛИ.

Берешит 4:8-10

Как мы видим, Тора ничего не говорит о том, почему Каин убил своего брата. Поэтому каждому комментатору пришлось самостоятельно искать ответ на этот вопрос.

Версий при этом, разумеется, было выработано много. К примеру, Владимир Жаботинский в своем романе "Самсон Назорей" писал:

Вообще, земледельцы ненавидели скотоводов. "Для малого стада, - жаловались они, - нужно столько земли, что посей на ней...

0 0

9

ПОСЛЕ ГРЕХОПАДЕНИЯ

Бог создал человека во славу Себе и для добрых дел, но человек сам себя склонил ко греху, размышляя день и ночь о запретном плоде. Они знали, где оно находится и часто поворачивали свои головы в мыслях, будто их кто - то завет. Не хватало только одного, что бы кто подтолкнул их познать непознанного. Как только созрела Ева склонить свои мысли к запретному плоду, появился и тот, кто взял ее мысли под свой контроль и нежно направил ее разум вперед. Ослепленный разум сделал свое дело, соединяя ее плоть будущим на скорбь. Соблазняющий сказал в нужное время нужное слово, и дело было сделано. После того как она ввела в заблуждение и Адама. Если бы они не открыли своим желаниям свободу, позволяя себе ощутить вкуса плода и понять то, что им не было нужно знать, все происходило бы иначе, но они соприкоснулись со сладостью греха и сами ввели свою жизнь в смерть. Грех своей жалой, ужалило их на смерть, на мучение, страдание и болезни. Этот яд находившийся в запретном плоде...

0 0

10

Из учения Святого Писания явствует, что злость можно уничтожить лекарством данным нам от Господа – страданием. Несколько сот страданий из за Христа и злости не останеться. Но есть и противоположный путь. Это пренебречь Господним лекарством и вместо умертвления диавольского наследия в нас их выращивать.

7 Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога;
8 а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение.
(Евр.6:7,8)

Злость можно сжечь и избавиться от нее. Для этого надо принять лекарство Господа - страдание. Есть другой путь. Отвергнуть Божье лекарство – страдание и взрастить ее еще большую злость.

Пример с парковкой машины.

Вот только один пример из моей жизни. Сегодня приехал на домашнюю группу и поставил машину у обочины дороги, как это часто делал. Из соседнего дома появился мужчина и стал орать, что я...

0 0

11

Ну кто же не слыхал истории о первом братоубийстве в истории человечества? Ревнивый старший брат убивает младшего из-за неудачного жертвоприношения. Их имена уже давно стали нарицательными и вспоминаются каждый раз когда речь идет о родственных конфликтах или гражданских войнах. Но Библия, как ни одна другая книга, содержит в себе столько загадок и несоответствий,что просто пройти мимо не получается. Не исключение и история Каина и Авеля. Для начала напомним как это было, а потом попробуем понять за что Каин убил Авеля.

Как говорит священное писание

Жили были Адам и Ева и было у них два сына - Каин и Авель. Оба брата выросли. Каин стал земледельцем, а Авель - скотоводом. И вот однажды вознамерились братья принести жертвы Господу. Каждый предложил ему то что имел. Каин принес зерно, а Авель первородных ягнят из своего стада. Каково же было изумление обоих когда с неба снизошел свет и забрал жертву Авеля не небо, в случае же Каина этого не произошло. Бог принял жертву...

0 0

12

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Каин и Авель

После изгнания из рая у Адама и Евы стали рождаться дети: сыновья и дочери. (Быт. 5, 4).

Первого сына они назвали Каином, а второго Авелем. Каин занимался земледелием, а Авель пас стада.

Однажды они приносили жертву Богу: Каин - плоды земные, а Авель - лучшее животное из своего стада.

Авель был нрава доброго и кроткого, он приносил жертву от чистого сердца, с любовью и верою в обетованного Спасителя, с молитвою о помиловании и надеждою на милость Божию; и Бог принял жертву Авеля, - как полагают, дым от нее вознесся к небу.

Каин же был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Господь не принял его жертвы; это, как думают, было видно из того, что дым от его жертвы расстилался по земле.

После этого Каин стал завидовать своему брату, вызвал Авеля в поле и там убил его.

Бог обратился к...

0 0

13

Каин и Авель - Каин и Авель: Каин и Авель Каин и Авель (комиксы) (англ.) персонажи комиксов DC Comics. Каин и Авель (фильм) (англ.) американская малобюджетная кинокомедия. Каин и Авель (сериал, Аргентина) (англ.) аргентинская… … Википедия

Каин и Авель - в Библии сыновья первой человеческой пары Адама и Евы. Каин земледелец и Авель пастух совершили каждый приношение Богу. Он призрел дары Авеля и пренебрёг жертвами Каина. Обиженный Каин восстал на своего брата Авеля и убил его. За это он был… … Исторический словарь

Каин и Авель - согл. ветхозавет. преданию, сыновья первой человеч. пары Адама и Евы. «И был Авель пастырем овец, а Каин был земледельцем. И было по прошествии дней, принес Каин из плодов земли дар богу. И Авель принес также из первород. стада своего и… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Каин и Авель - Ка/ина и А/веля, м. В библейской мифологии: сыновья Адама и Евы, старший из которых Каин земледелец, младший Авель пастырь овец. Пока...

0 0

15

Почему Каин убил Авеля?

В продолжение темы покаяния фильма «Остров».

Некоторые люди, считающие себя верующими и хорошо знающими Священное Писание верят в это:

Еврейский царь Соломон в период наибольшего своего могущества пожелал выстроить храм Богу, которого он называл Еговой [библейский Иегова]. Архитектором этого храма был некто Хирам, загадочная личность, которую царь Тирский, поклонник бога Молоха, прислал Соломону. Самоуверенная гениальность Хирама быстро выдвинула его над всеми окружающими, которые невольно подчинялись таинственной воле того, кого все прозвали "Мастером". Лицо Хирама одновременно носило на себе отпечаток гения света и гения тьмы. Великий архитектор Хирам пользовался огромной властью: он имел под своим начальством более 300 000 работников всех языков и наречий, собранных со всех концов земли. Однажды царица Савская посетила царя Соломона, заинтересованная грандиозной постройкой, которую он предпринял, и пожелала увидеть самого строителя...

0 0

16

Врожденный эгоизм и агрессию Каина считают в религиозной истории центральным поводом убийства Авеля. Разобщенность между эго Каина и его более высокой природой была настолько огромна, что он не был в состоянии ее понять и справиться с ней. Исследуя умы Каина и Авеля, можно не раз удивиться.

Библия рассказывает, что Каин принес «низшуюжертву. Почему? Наверное, Каин понимал, что Бог не нуждается ни в какой пищи, главный акт жертвоприношения – намерение со стороны человека, а не содержание «жертвоприношения». Авель, который увидел предложение Каина, предположил, что жертва должна быть существенной, в этом случае она будет свидетельствовать о хорошем намерении человека?

Понятно, что и в этом случае это не обязательно причина убийства. Может, Каин расстроился, что младший брат отодвинет его на задний план?

После появления познания, Адам и Ева порождают Каина и Авеля по образу Добра и Зла. Дети первой человеческой пары родились в дуалистическом мире. Бог не принимает...

0 0

17

КАИН, -а, м. (стар.) - изверг, преступник [по имени Каина - братоубийцы, согласно библейскому сказанию, проклятого Богом] (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Н. Ю. Шведова, 1992 г.)

Применяется фраза "Каинова печать на ком-нибудь" - о всеми отвергнутом предателе; книжн. (Толковый словарь русского языка Ожегов С.И., Н. Ю. Шведова, 1992 г., к слову "каин").

История о Каине, который убил из зависти своего брата Авеля, описана в Библии, Первая книга Моисеева. Бытие (глава 4):

"Быт.4:1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
Быт.4:2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
Быт.4:3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
Быт.4:4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
Быт.4:5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно...

0 0

Ну кто же не слыхал истории о первом братоубийстве в истории человечества? Ревнивый старший брат убивает младшего из-за неудачного жертвоприношения. Их имена уже давно стали нарицательными и вспоминаются каждый раз когда речь идет о родственных конфликтах или гражданских войнах. Но Библия, как ни одна другая книга, содержит в себе столько загадок и несоответствий,что просто пройти мимо не получается. Не исключение и история Каина и Авеля. Для начала напомним как это было, а потом попробуем понять.

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд "Жертвоприношения Каина и Авеля"


Как говорит священное писание

Жили были Адам и Ева и было у них два сына - Каин и Авель. Оба брата выросли. Каин стал земледельцем, а Авель - скотоводом. И вот однажды вознамерились братья принести жертвы Господу. Каждый предложил ему то что имел. Каин принес зерно, а Авель первородных ягнят из своего стада. Каково же было изумление обоих когда с неба снизошел свет и забрал жертву Авеля не небо, в случае же Каина этого не произошло. Бог принял жертву младшего из братьев, что вызвало гнев и ревность старшего. Результатом стало кровавое убийство. Это краткая версия случившегося, но что же за всем этим стоит?

Ну почему не я?

Существует девять различных толкований этой истории, которые предлагают христиане, иудеи и мусульмане. Согласно одного из них, Господь испытывает Каина. Он дает ему понять что младший брат более талантлив в услужениях Богу и это надо принять. Нельзя получить все сразу. Следует примирится и вместе с братом заниматься богоугодным делом без обид и гордыни.

Мусульмане считают что сердце Авеля - сердце праведника и Господь это видит. Именно поэтому его жертва и была принята.

Ищите женщину

Несмотря на то что по классической версии на момент упомянутых событий на земле проживало всего четыре человека: Адам, Ева, Каин и Авель, есть и другой вариант. Кроме Братьев были еще и сестры. Одна из них, Аван предназначалась Авелю. Каин воспылал страстью к невесте брата и решил сам взять ее в жены. Так что, по упомянутой версии, получается что это был конфликт двух мужчин из-за женщины. А, как известно, в этом случае кровопролитие - традиционный исход спора. В дальнейшем так и вышло: Каин женился на Аван и произвел на свет сына Эноха (Ханоха).

Версия несчастного случая

Помните что произнес умирающий Иисус на кресте: «Прости их, Господи, ибо не ведают что творят». То же касается и Каина. Как мог он намеренно убить брата если не знал что такое смерть? До этого момента не земле еще никто не умирал. В гневе он схватил брата и тот, по версии мусульман, взмолился: «Аллах, делай со мной что хочешь!» Каин замешкался, он не знал что ему делать и тут у него появился помощник. Дьявол нашептал ему как нужно расправится с братом. Нужно взять камень и ударить Авеля по голове. Ослепленный гневом, Каин послушался совета и уже потом, рыдая над телом брата, осознал совершенное. Получается что Каина, в буквальном смысле, бес попутал.



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд "Братоубийство"


Сокрытие вещественного доказательства карается по закону

И вот, сидит несчастный Каин, сбитый с толку Дьяволом, обиженный Богом, над остывающим телом своего брата. Что случилось? Что я натворил и что делать дальше? Куда девать труп? И тут он видит как один ворон убивает другого. Он заклевывает его до смерти, потом роет ямку и укладывает туда своего мертвого врага. Так же поступил и Каин - он закапал тело брата в землю.

Когда Господь спросил о том куда же подевался Авель, Каин ответил: «Разьве я сторож своему брату?» Мало того что убил, так еще и соврал, пытаясь скрыть преступление! Это еще один из поводов для справедливого господнего гнева.

Загадочный «знак Каина»

И вот Каин проклят. Он изгнан в землю Нод на вечные скитания. Но ему страшно. Он боится что люди, которые встретятся ему на пути, могут его убить. Вот вам еще одна библейская загадка: какие люди, если на земле должны были остаться только Каин, его родители да еще пара сестер? На этот вопрос достоверного ответа пока нет.

Но как бы там ни было, Господь смилостивился и пометил Каина особым знаком, дающим ему защиту и покровительство. Бог милостив и нет для него такого грешника, который настолько увяз в грехе, что не сможет заслужить прощения.

Есть версия что этим символическим «знаком Каина» был помечен весь еврейский народ, обреченный скитаться по миру в поисках своей судьбы. Но, несмотря на все невзгоды, у него есть самое главное - защита Господа.

Святой Августин в своих трудах ассоциирует еврейский народ с Каином, а Иисуса и христианскую церковь - с Авелем. Завистливые и ревнивые евреи убивают пастыря-Иисуса, за что получают проклятие его отца.

В свое время император Константин повелевает всем евреям носить специальный знак, указывающий на их происхождение. А кто ослушается - либо штраф либо плеть.

Еще несколько версий

Христианские теологи считают что жертва Каина не была принята потому что шла не от чистого сердца, поэтому и не была принята.

Еврейский философ Йосеф Альбо считал что Каин ценил жизнь животного так же как и жизнь человека и именно поэтому расправился с братом. Он просто отомстил за убиенного ягненка. Тогда возникает вопрос: как он мог соотносить одно с другим, если на тот момент такого понятия как смерть не существовало вообще?

Аггада (часть талмудической литературы) утверждает, что Авель был сильнее своего брата и в схватке победил Каина. Тот же взмолился и попросил о пощаде. Авель милосердно отпустил несчастного, а тот воспользовался моментом и убил брата.

Некоторые исследователи считают что такое противостояние братьев символизировало конфликт между скотоводческим и земледельческим укладами жизни.

А что же случилось с Каином?



Юлиус Шнорр фон Карольсфельд "Каин - изгнанник"


Как утверждают древние источники, Каин не просто скитался по свету. Он женился на возлюбленной сестре и основал город. Занятия земледелием не требовали постоянного перемещения с целью поиска плодородных пастбищ. Начав оседлый образ жизни, Каин перешел на новую ступень развития общества.

Переломный момент или первые слезы матери

После убийства Авеля Дьявол приходит к Еве и говорит что ее сын мертв. Она спрашивает: что это значит, как это понимать? Дьявол отвечает что теперь он больше не будет есть вместе с ней, смеяться, дышать. Ева осознает суть проишедшего и заливается горькими слезами. С этого момента тема слез и скорби не покидает библейских страниц. Дьявол впервые порождает боль в мире где об этом никто и не ведал.

Вместо вывода

Историями взаимоотношений между братьями пестрит не только Библия. Главная их суть - прощение. После многих лет вражды Исав обнялся с Иаковом. Иосиф с распростертыми объятиями принял братьев, продавших его в рабство. Это основная мысль пацифизма, берущего начало именно в этих повествованиях - все мы братья и делить нам нечего. А за что Каин убил Авеля - вопрос вечный. Остается делать свои собственные выводы.

Другие новости

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель - первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин - земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» - он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель - первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, - это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель - как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель - это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель - потомок Каина.

Авель и Каин - история жесткого братоубийства, о которой слышали многие. Но она имеет тенденцию повторяться вновь и вновь. В переносном смысле и в нашей стране шел брат на брата, а зачастую - и в прямом, когда шла гражданская война после революции.

Библейская история

Первые дети Адама и Евы, когда их изгнали из Рая, были Каин и Авель. Библия в четвертой главе книги Бытия скупо рассказывается о двух братьях. Первым родился Каин. Его имя, возможно, происходит от еврейского глагола «кана» (производить на свет). Ева тогда сказала: «Я произвела человека». А может, это имя ассоциируется со словом «каин», что означает "кузнец", или «кана» - "ревнивый". Имя Авель может восходить к слову «хевель» - "дыхание". Авель был младшим братом.

Оба они, как полагается, вели жизнь на земле. Каину она давала растительную пищу, Авель пас стада. Пришло время принести жертву Богу. Авель и Каин, история об этом рассказывает, принесли те дары, которые имели. Но Авель сделал это от души. Он принес, как говорит Писание, самых отборных овец, и Господь с благодарностью принял его жертву: дым от нее столбом пошел вверх. Каин мог, но не захотел, считают богословы, принести в жертву зверей и птиц, недостатка в которых у него не было. Однако же он из небрежения принес только плоды земли, причем первые, которые ему попались. Жертва Каина несла только признаки внешней обрядности, высокомерия, тщеславия и гордости. Господь видел его внутренние побуждения. Она была отвергнута: дым от нее стлался по земле. Каин такого не ожидал и очень огорчился.

Преступление

Что было дальше? Авель и Каин, история которых продолжится трагически, не смогли из-за коварства и злобы старшего брата жить, как жили прежде. Поникло лицо Каина. Злое он замыслил, совесть его была нечиста, и взор он опустил. Он не собрал свои силы, чтобы отразить от себя греховный соблазн. Каин убил брата.

За что Каин убил Авеля? За то, что чистая жертва того была угодна Богу. Еще за что Каин убил Авеля? Причиной послужила зависть. Тут впервые в Библии появляется слово «грех» и рассматривается тема моральной ответственности за свои поступки. Перед кем же Каин держит ответ? Перед Творцом, конечно.

Когда Бог, все уже зная и желая подвести грешника к покаянию, а затем - к прощению, спросил его о том, где брат, то Каин со страхом соврал, что не знает, потому что он не сторож брату своему. Но Богу все ведомо: Авель и Каин, история которых продолжится, в тысячелетиях будут жить в памяти людей. Один как невинная жертва зависти, третьего смертного греха, другой - как мстительный, завистливый, злобный убийца.

Печать на лице

После убийства Создатель проклял старшего брата, изгнал Каина в землю Нод, где тот должен был вечно скитаться. Но всякому, кто убьет его, отмстится в семь раз больше. Чтобы все, даже звери, узнавали убийцу, Бог наложил на его лоб печать. Она состояла из одной буквы имени Бога. «Каинова печать» - это и есть «печать преступления». Так это закрепилось в современном языке.

Откуда пошло слово «окаянный»

Корень в этом слове идет от имени Каина. Древнерусский глагол «окаяти» имел значение «проклясть». Это просторечное слово означает «проклятый», преисполненный греха. Так называли русского князя Святополка.

Святополк Окаянный

Его и загубленных им братьев Бориса и Глеба сравнивали с библейскими персонажами. Святополк - это убийца Каин.Авель, жертва невинная, становится под рукой летописца полудетьми, подростками Борисом и Глебом, которые изведали страшную кровавую смерть от руки брата, который не пожалел их в междоусобной борьбе. В летописи напрямую Святополка называют поистине вторым Каином. В голове князя Ярослава растет желание покарать Святополка за кровь братьев. В этой же летописи упоминается еще один убийца, поднявший руку на братьев - Глеб Рязанский. Так что и на Руси хорошо помнили, кто были такие Каин и Авель. Легенда библейская нашла вполне земное отражение в истории домонгольской Руси. Но и позже родственники при монголах так ненавидели друг друга, что князь тверской убил князя московского прямо в ханской ставке. Между ними шла борьба за Великое княжение во Владимире.

В далекой Индии

Там не слышали и не знали, кто были такие Авель и Каин. История о них была индусам не знакома. Зато они хорошо знали, что брата надо бояться. Он - предатель, и ждать ничего доброго от него не приходится. Их старинную легенду о «Глазах извечного брата» пересказал, а может быть, выдумал и стилизовал С. Цвейг. В ней брат, ночью, во тьме битвы, убивает родного брата, перешедшего в стан врагов. После этого убийства его налаженная, благополучная и уважаемая жизнь постепенно рушится и он умирает в одиночестве, и только собаки воют над его могилой.

Тяжкое преступление по меркам людей должно быть наказано со всей строгостью. Но когда люди не могут сделать этого сами, то они призывают на помощь Бога.

Он избирает кару, которая точно соответствует греху. Так от Каина он отвернул свое лицо (перестал помогать) и сделал его изгнанником и скитальцем. Каин желал, чтобы его убили, но Творец решил, чтобы его вечно мучила совесть. Теперь Каин всегда видел обагренные кровью брата свои руки. Это и было самое жестокое наказание.

mob_info