Тип тургеневской девушки в современной жизни. Как на самом деле выглядят тургеневские девушки

Героиня романов Тургенева, Вы надменны, нежны и чисты, В вас так много безбурно-осеннего От аллеи, где кружат листы. Н.С. Гумилев
Почему именно Тургенев смог создать такой яркий образ, который не тускнеет уже почти два века? Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера очень увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. "Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности", - писал он в свое время Полине Виардо. Именно Тургенев создал серию по-настоящему русских женских образов, которые вобрали в себя тонкую женственность, романтичность и мечтательность наряду с необычайной силой характера и само-пожертвованием. В своих произведениях Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: "... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?" Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она "многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит". Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: Не будь его, мы долго бы не знали Страданий женской любящей души, Ее заветных дум, немой печали; Лишь с ним для нас впервые прозвучали Те песни, что таилися в тиши. Он возмутил стоячих вод молчанье, Запросам тайным громкий дал ответ, Из тьмы он вывел женщину на свет, В широкий мир стремлений и сознанья, На путь живых восторгов, битв и бед. (К. Бальмонт)
Тургеневская героиня выросла среди лесов и полей, она много думает и читает, у нее богатый внутренний мир, в который она не спешит пускать посторонних. Она не очень привлекательна внешне, а молодому человеку, привыкшему к светскому блеску, может показаться и вовсе некрасивой. Несмотря на то, что круг ее знакомств ограничен, она неплохо разбирается в людях и может отличить истинное от показного. Среди окружающих ее молодых людей она безошибочно выберет того, кто готов служить благородной идее, при этом она готова идти за ним хоть на край света. Внешне она кажется слабой и нежной, но в случае необходимости проявляет очень сильный характер, решительность, целеустремленность. Герой-мужчина обычно оказывается слабее нее. Ещё Пушкин подчеркивал в женщине нравственные преимущества силы, цельные и чистые характеры, ставившие её выше "лишних людей" дворянской интеллигенции. Тургенев углубляет и развивает это противоречие, противопоставление. "Сколько ты ни стучись природе в дверь, не отзовется она понятным словом, потому что она немая… Живая душа - та отзовется, и по преимуществу женская душа". Эти слова Шубина из первой главы "Накануне" оправдываются всеми тургеневскими романами. Именно Наталья "отзывается" на призыв Рудина; именно Лизу больше всего взволновала жизненная драма Лаврецкого, и она ответила на его любовь; именно Елена, оставив близких и родину, пошла вместе с Инсаровым на борьбу. Почти везде у Тургенева в любви инициатива принадлежит женщине; её боль сильнее и кровь горячее, её чувства искреннее, преданнее, нежели у образованных молодых людей. Русская женщина всегда ищет героев, она повелительно требует подчинения силе страсти. Сама она чувствует себя готовой к жертве и требует её от другого; когда её иллюзия насчет героя исчезает, ей не остается ничего иного, как быть героиней, страдать, действовать. Романист наделяет своих героинь чертами пленительной женственности, сказывающейся не только в милой внешности, но и в душевной мягкости и грации. Деликатность здесь не означает бесхарактерности. Отличительная особенность женских образов Тургенева в том именно и состоит, что при своей внешней мягкости они сохраняют полную непримиримость в отношении воспитавшей их консервативной среды. Во всех них "огонь" горит вопреки их родным, их семьям, только и думающим о том, как бы этот огонь затушить. Все они независимы и живут "собственной своею жизнию". Образ "тургеневской барышни" за полтора столетия очень сильно трансформировался. Подобные персонажи появлялись и в книгах других русских писателей – например, у Чехова или Булгакова. С тургеневскими героинями они имели довольно много общего. Со временем это выражение стало бытовым. Смысл его значительно изменился. Сейчас так называют романтичных, излишне чувствительных барышень, про которых можно сказать, что они не от мира сего. В современном языке произошло частичное смешение образа с характеристиками "кисейной барышни" - нервной, неприспособленной к реальной жизни. Скорее всего по этой причине, выражение "тургеневская девушка" у современных писателей имеет иной смысл нежели у автора. "Герои Тургенева схематичны, а знаменитые тургеневские женщины вызывают любые чувства, кроме желания с ними познакомиться," - писал ироничный Сергей Довлатов. Для подавляющего большинства обывателей образ тургеневской девушки ассоциируется с неким инфантильным созданием, обязательно в скромном платье с длинной девичьей косой, дожидающейся Прекрасного Принца на своем крылечке. Но этот образ мало похож на образ Аси – той самой девушки, которую описал Тургенев в одноименной повести, давшей название определению "тургеневской девушки". Современная тургеневская девушка, скорее, похожа именно на Асю. Она самолюбива. Мечтает об активной жизни, деятельной и возвышенной. Ее избранник, по ее замыслу, должен во всем помогать ей, так же, как она готова отдать ему всю себя, поклоняясь и преклоняясь. Это нравственная и чистая натура способна к сильным страстям, она мечтает о подвиге, чтобы жизнь не прошла незамеченной и бесследной. У нее достаточно высокая самооценка, но такие же высокие требования она предъявляет и к своему избраннику. И уж тут-то она не готова размениваться на мелочи – готова ждать его столько, пока хватит сил, не задумываясь о том, что девичий прекрасный век не так уж долог.
Мир не стоит на месте, и современные представления о тургеневской девушке также претерпевают изменения. И вот тут-то кроется заблуждение многих, для кого тургеневская девушка – бессловесная тихоня, случайно забредшая в настоящее из дворянского девятнадцатого века. Да, эта девушка отличается от остальных и своим характером, и желанием найти единственного, по-настоящему любить и быть любимой. Но в современном мире эти девушки живут вполне комфортно, они часто бывают вполне успешны на работе, помимо наглухо застегнутых пуританских платьев, они могут позволить себе и брюки, и джинсы, и кроссовки.
Такие девушки широко представлены в книгах жанра романтической прозы как отечественных, так и зарубежных авторов. И у знаменитой Скарлетт О"Хара можно найти, если пристально вглядеться, многие черты героинь Тургенева. У популярнейшей ныне в России английской писательницы Джоджо Мойес образы возвышенных и целеустремленных девушек можно встретить практически в каждой книге. В 8-ом номере журнала "Дружба народов" за 2018 год под заголовком "Тургеневские девушки в информационном шторме" были опубликованы мнения белгородских старшеклассников. Да, многие юноши и девушки сомневаются в том, что "сейчас встречаются тургеневские девушки". Однако более половины высказавшихся уверены, что такие девушки, "немного странные, непристойные и великие романтики" есть, более того, в каждой девушке живет особая, тургеневская. Овчарова Мария, 9в: "Во все времена люди одинаковы по своей природе. Злые и добрые. Скупые и щедрые, грустные и веселые. Конечно, что-то меняется в характере, поведении, понимании мира. Но суть остается та же. Мы живем в век информации, технологий и распущенности. Многие люди даже не пытаются совершенствоваться, ставить цели. Копаясь в это бесконечном информационном потоке информации, мы становимся безвольными овощами. Но я встречала многих девушек, у которых есть принципы, ценности и высокие цели. Они много читают, всесторонне развиваются. Мечтают и идут к мечте. Существуя в нашем веке, когда навязываются пошлость и вульгарность, девушка, пытающаяся достичь своих идеалов, совершает подвиг".
Она не так красива, как Ростова – Графиня с русским духом у Толстого. В ней нет очарованья Лариной Татьяны, Чью добродетель Пушкин защищает рьяно. Тургеневская девушка. Откуда В литературе русской это чудо? "Всё существо её стремилось к правде". Характер, внешность, поведенье, нрав ли Тургенев отразил правдиво, И удивительно приятна эта дива. Её душа ждала, "рвалась, томилась, Как птица одиноко в клетке билась". Тоска её взволнованной души Звала на волю из пустой глуши. В ней, переполненной делами жаждой, Найти мог соучастья каждый. Лицо её прелестно, не уныло, "И всё в нём тонко, умно, мило". С возвышенною чистою душою Она не ищет для себя покоя. В любви она скорей авантюристка, К ней устремляется она на грани риска. Тургеневская девушка. Едва ли Такой вы девы в жизни не встречали… (

Характеристика

В книгах Тургенева это замкнутая, но тонко чувствующая девушка, которая, как правило, выросла на природе в поместье (без тлетворного влияния света, города), чистая, скромная и образованная. Она - явный интроверт , плохо сходится с людьми, но обладает глубокой внутренней жизнью. Яркой красотой она не отличается, может восприниматься как дурнушка. Она влюбляется в главного героя, оценив его истинные, не показные достоинства, желание служить идее и не обращает внимание на внешний лоск других претендентов на её руку. Приняв решение, она верно и преданно следует за любимым, несмотря на сопротивление родителей или внешние обстоятельства. Иногда влюбляется в недостойного, переоценив его. Она обладает сильным характером, который может быть сначала незаметен; она ставит перед собой цель и идёт к ней, не сворачивая с пути и порой достигая намного большего, чем мужчина; она может пожертвовать собой ради какой-либо идеи . Её черты - огромная нравственная сила, «взрывная экспрессивность, решительность „идти до конца“, жертвенность, соединённая с почти неземной мечтательностью», причём сильный женский характер в книгах Тургенева обычно «подпирает» более слабого «тургеневского юношу» . Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством; любит она упорно и неотступно.

В современной языковой ситуации этот стереотип деформировался и эпитет «тургеневская барышня/девушка» ошибочно употребляется для обозначения «романтической девушки; идеалистки; нежной и душевной барышни ; несовременной, старомодной особы; слабой, плаксивой, сентиментальной , неприспособленной к жизни; поэтичной, нежной, легкой, влюблённой, изящной ; романтичной и возвышенной, хрупкой и трогательной, женственной и утончённой ; мгновенно краснеющей и смущающейся». Очевидно, произошло частичное смешение с характеристиками кисейной барышни , институтки - изначально более негативных, нервных и неприспособленных к реальной жизни женских образов.

В книгах Тургенева

Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде .

  • Наталья Ласунская из романа «Рудин»:

…Наталья Алексеевна, с первого взгляда могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты ее лица были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки. Особенно хорош был ее чистый и ровный лоб над тонкими, как бы надломленными посередине бровями. Она говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально, - точно она себе во всем хотела дать отчет. Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Едва заметная улыбка появится вдруг на губах и скроется; большие темные глаза тихо подымутся… «Qu’avez-vous?» - спросит ее m-lle Boncourt и начнет бранить ее, говоря, что молодой девице неприлично задумываться и принимать рассеянный вид. Но Наталья не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало. Мать ее считала добронравной, благоразумной девушкой, называла ее в шутку: mon honnete homme de fille , но не была слишком высокого мнения об ее умственных способностях. «Наташа у меня, к счастью, холодна, - говаривала она, - не в меня… тем лучше. Она будет счастлива». Дарья Михайловна ошибалась. Впрочем, редкая мать понимает дочь свою.

  • Марианна Синецкая из романа «Новь»:

В сравнении с теткой Марианна могла казаться почти «дурнушкой». Лицо она имела круглое, нос большой, орлиный, серые, тоже большие и очень светлые глаза, тонкие брови, тонкие губы. Она стригла свои русые густые волосы и смотрела букой. Но от всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным. Ноги и руки у ней были крошечные; ее крепко и гибко сложенное маленькое тело напоминало флорентийские статуэтки ХVI века; двигалась она стройно и легко. (…) Дяди она чуждалась, как и всех других людей. Она именно чуждалась их, а не боялась; нрав у нее был не робкий. (…) Марианна принадлежала к особенному разряду несчастных существ - (в России они стали попадаться довольно часто)… Справедливость удовлетворяет, но не радует их, а несправедливость, на которую они страшно чутки, возмущает их до дна души.

Мне не нравится томность
Ваших скрещенных рук,
И спокойная скромность,
И стыдливый испуг.

Героиня романов Тургенева,
Вы надменны, нежны и чисты,
В вас так много безбурно-осеннего
От аллеи, где кружат листы.

Никогда ничему не поверите,
Прежде чем не сочтете, не смерите,
Никогда никуда не пойдете,
Коль на карте путей не найдете.

И вам чужд тот безумный охотник,
Что, взойдя на нагую скалу,
В пьяном счастье, в тоске безотчетной
Прямо в солнце пускает стрелу.

  • Елена Стахова из романа «Накануне » (следует за мужем в Болгарию на освободительную борьбу с турками)

Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, окруженные крошечными веснушками, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряженной, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных. Руки у ней были узкие, розовые, с длинными пальцами, ноги тоже узкие; она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед. Она росла очень странно; сперва обожала отца, потом страстно привязалась к матери и охладела к обоим, особенно к отцу. (…) Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять ее уважение, - а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, - и уж он переставал существовать для нее. Все впечатления резко ложились в ее душу; не легко давалась ей жизнь. (…) Елена слушала его внимательно и, обернувшись к нему вполовину, не отводила взора от его слегка побледневшего лица, от глаз его, дружелюбных и кротких, хотя избегавших встречи с ее глазами. Душа ее раскрывалась, и что-то нежное, справедливое, хорошее не то вливалось в ее сердце, не то вырастало в нем.

Памяти И.С. Тургенева
(фрагмент)

10.
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собралися воздушною толпой.

11.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной и женственной мечты,-
Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,
Он дал им форму, краски и черты.

12.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали;
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.

13.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.

  • Елизавета Калитина из романа «Дворянское гнездо » (отличие от других героинь этого типа - в особенной религиозности. Потерпев неудачу в любви, уходит в монастырь).

«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно. Лаврецкий первый нарушил ее тихую внутреннюю жизнь» (…) «Славная девушка, что-то из нее выйдет? Она и собой хороша. Бледное, свежее лицо, глаза и губы такие серьезные, и взгляд честный и невинный. Жаль, кажется, она восторженна немножко»

  • Лиза из повести «Дневник лишнего человека»
  • Вера из рассказа «Фауст»
  • Ася из повести «Ася » (самая неуравновешенная из героинь этого типа).

Девушка, которую он назвал своей сестрой, с первого взгляда показалась мне очень миловидной. Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне еще развита. (...) Ася сняла шляпу; ее черные волосы, остриженные и причесанные, как у мальчика, падали крупными завитками на шею и уши. Сначала она дичилась меня. (...) Я не видел существа более подвижного. Ни одно мгновение она не сидела смирно; вставала, убегала в дом и прибегала снова, напевала вполголоса, часто смеялась, и престранным образом: казалось, она смеялась не тому, что слышала, а разным мыслям, приходившим ей в голову. Ее большие глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились, и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен.

  • Н. С. Танкова «Тургеневская девушка» (Литература в школе. - 1996. - № 5)

В этой статье мы рассмотрим образ "тургеневских девушек". Это словосочетание можно услышать довольно часто, но вот что оно обозначает? Для ответа на этот вопрос придется вспомнить Но сначала заметим, что современницы очень любили автора. У него было больше почитательниц, чем у любого другого русского писателя. Попробуем разобраться, чем же Иван Сергеевич заслужил такую любовь?

Личная трагедия и отношение к любви

Образ "тургеневских девушек" сложился благодаря своеобразному мировоззрению писателя. Во многом он обязан своему появлению отношению Тургенева к любви. Писатель всю свою жизнь питал безответную страсть к Полине Виардо, известной французской певице. Это чувство помешало Ивану Сергеевичу жениться, он даже пошел на дипломатическую службу, чтобы быть ближе к предмету воздыхания. Но все было напрасно - Виардо была замужем и любила супруга.

Эта любовная неудача отразилась на мировоззрении Тургенева. Он перестал верить в то, что чувство может сделать человека счастливым. Для писателя любовь стала непреодолимой силой, которая легко ломает даже самую стойкую личность. В этом можно убедиться на примере судьбы Базарова. Тургенев был уверен в том, что, столкнувшись с чувством, человек не сможет остаться прежним - любовь перемелет его. В ней автор видит обреченность, неотвратимый фатум.

Героини

Образ тургеневской девушки является неким воплощением рока, который призван разрушать жизни - познав любовь, герой обречен на гибель духовную и физическую. Его персонаж либо умирает, как Базаров, либо угасает, как Павел Петрович Кирсанов, который безответно был влюблен в княгиню Р. После того как она умерла, он теряет внутреннюю силу, существует по инерции.

Исходя из сказанного, можно было бы предположить, что женщина, обрекающая мужчину на смерть, должна иметь нечто демоническое. Но Тургенев не позволяет себе взвалить всю ответственность на героиню. Наоборот, он создал практически идеальный образ женщины, какой не удавалось создать ни одному русскому писателю. Имена этих совершенных барышень:

  • Елена Стахова («Накануне»);
  • Зинаида («Первая любовь»);
  • Наталья Ласунская («Рудин»);
  • Лиза («Дневник лишнего человека»);
  • Ася из одноименного произведения;
  • Лиза Калитина («Дворянское гнездо»);
  • Вера («Фауст»).

Что касается романа «Отцы и дети», то не подходит на роль "тургеневской барышни". Скорее к ним можно причислить Фенечку и Катю.

Образ "тургеневских девушек": характеристика

Героини писателя разные, но у них есть и общие черты.

Все "тургеневские девушки" очень женственны. Они могут быть и не красивы на первый взгляд, но в них есть что-то особенное. Его героини «не от мира сего» - очень романтичны, много читают, впечатлительны, живут в своем мире. Показательно в этом отношении описание Натальи («Рудин»): «оставалась неподвижной… задумывалась… опускала руки… на ее лице отражалась работа мыслей… она чувствовала сильно и глубоко, но тайно».

Тургеневская девушка очень нравственна и безукоризненно добродетельна. Самое важное для нее - быть честной перед собой и не пойти против совести. Только тогда она может быть счастлива. Со стороны может показаться, что такие героини беспомощны и слабы, но это совершенно не так. В них заключена большая сила, которую дает им чувство нравственного долга. Сломить такую героиню невозможно, если она приняла решение, то уже не изменит его.

"Тургеневские барышни" могут легко принести себя в жертву, но только ради любимого человека. В этом снова проявляется их внутренняя сила. Часто духовной потенциал таких героинь намного выше, чем у любого героя-мужчины. Из-за их необычного характера судьба "тургеневских девушек" складывается очень необычно. Например, Елена из «Накануне» отправляется на войну, Марианна из «Нови» оказывается в самом центре революционных событий, Лиза Калитина («Дворянское гнездо») находит успокоение только в монастыре.

Героиня Тургенева обязательно чему-то служит. Это может быть любимый мужчина, высшая идея, а подчас и то, и другое. При этом в ней уживаются совершенно противоречивые черты характера, например, трезвость ума и упрямство, порывистость.

Итак, мы разобрали основные характеры персонажей. Ниже можно будет увидеть план. Образ "тургеневской девушки" по нему будет гораздо легче проанализировать. Мы же для примера возьмем Асю.

Внутренняя сила

Писатель создает новый женский образ. В его героинях ничего не остается от прекрасных дам Средневековья, которые считались идеалом. Такие женщины были покладисты, смиренны и ждали действий от мужчин. Образ "тургеневской девушки" в повести или романе совершенно не такой. От нее можно ожидать, что она сама займет место рыцаря и спасет своего возлюбленного от всех бед. Поэтому назвать такую барышню безвольной и слабой - непоправимая ошибка. Просто разглядеть ее потенциал сразу не удается. При этом героини Тургенева остаются верны себе, они всегда внутренне цельны, их не раздирают противоречия и сомнения. Вот, для примера, описание Лизы Калитиной: «проникнута чувством долга… с сердцем кротким и добрым… она любила одного Бога нежно, восторженно, робко».

Лиза Калитина

Рассмотрим образ "тургеневских девушек" на примере героини романа «Дворянское гнездо». Лиза Калитина предстает обычной провинциальной барышней, которая во всем подчиняется матери и целыми днями музицирует. В будущем ей предрекали хорошую партию, то есть завидного жениха. Приняв эту судьбу, она могла бы прожить такую же жизнь, как и многие ее ровесницы. Однако обыкновенна Лиза только на первый взгляд. Особенность героини подчеркивает сам автор. Он знакомит читателя с каждым героем, расписывая его прошлое, но Лизу нужно понять, разгадывая характеристики, которые дают ей другие. И при этом надо учесть, что окружающим не сразу удается понять девушку. Так, Лаврецкий составляет о ней совершенно после первого знакомства неверное суждение. Лишь со временем ему удается разгадать Лизу и выяснить, что у них много общего. Единственное, что их отдаляет, - это вера в Бога: Лиза убежденная христианка, а Лаврецкий атеист. Девушка очень пылко рассуждает о свое вере, забывая обо всем на свете.

Любовь Лизы

Образ "тургеневской девушки" очень невинен. Это неопытное создание, мало знакомое с реальной жизнью. Именно поэтому Лиза не сразу понимает, что полюбила Лаврецкого. О своей привязанности она узнала, только осознав, насколько много общего у нее с возлюбленным.

Примечательна сцена объяснения между молодыми людьми. На протяжении всего разговора Лиза молчит. Но писатель передает ее чувства через движения, мимику и жесты. Герои счастливы. И только после этой сцены Тургенев рассказывает нам о прошлом Лизы, что дает ключ к пониманию ее характера.

Приняв свое чувство, героиня уже ни в чем не сомневается. Но появление жены Лаврецкого, которая оказывается жива, разрушает ее счастье. Она считает это наказанием и видит один для себя выход - уход в монастырь. Но и в этом решении девушка верна себе. Совершить этот поступок велит вера в Бога.

Образ "тургеневской девушки" в повести «Ася»: план

Чтобы облегчить себе процесс анализа персонажей, можно составить общую схему рассуждений. Выглядеть она будет следующим образом:

  1. Краткая характеристика произведения: название, тематика и проблематика.
  2. Общая характеристика главной героини.
  3. Подробное рассмотрение ее черт и поступков.
  4. Ответить на вопрос, повлияло ли детство и воспитание на становление личности.
  5. Отношения героини с возлюбленным.
  6. Сюжетная развязка и подведение итогов.

Повесть «Ася»

Теперь попробуем, пользуясь нашим планом, разобрать образ "тургеневской девушки". «Ася» была написана в 1857 году. Эта повесть рассказывает о девушке, рожденной от связи барина и крестьянки. Писатель не раз видел судьбы таких детей, поэтому тема была ему близка и понятна.

Теперь перейдем к описанию Аси. Она предстает типичной "тургеневской барышней". Девушка не особенно красива, зато миловидна, грациозна, в ней много личностного обаяния и неповторимости. Вот какой описывает ее сам автор: «было нечто особенное в ее смугловатом крупном лице… с маленьким тонким носиком, светлыми глазками, детскими щечками». В ее облике много светлого и даже детского. На героя она произвела при первой встрече странное впечатление - слишком много резкого и стремительного было в ее жестах и поступках.

Как обычно, "тургеневская девушка" открывается не сразу. Вскоре становится ясно, что ее поведение можно объяснить прошлой жизнью. Несмотря на свой возраст, она понимает двойственность своего положения, и эта двойственность передалась ее характеру.

Чувства Аси

Образ тургеневской девушки в повести «Ася» очень ярок. Особенно это проявляется в тот момент, когда героиня осознает, что на нее обратил внимание рассказчик. Начинаются встречи, они разговаривают, и мужчина понимает, насколько духовно богата Ася. Девушка раскрывается все больше, становится ясно, что она свято уверена в том, что человек способен совершить все, что угодно, было бы желание. При этом Ася романтична и деятельна, ей нужно занятие, она не может спокойно сидеть на месте. Любовь придает ей новые силы, делает ее счастливой, окрыляет.

Но счастью не суждено было сбыться - главный герой не распознал любви, побоялся мнения света и отказался от героини. Именно поэтому оставляет его до конца дней несчастным и не дает другой семьи и любви Тургенев. Ася (образ "тургеневской девушки" безупречен) предстает идеалом, который был предан самым близким человеком.

Кармелаева Дарья Григорьевна

В данной работе проводится анализ рассказа С.Стрельцова "Тургеневская девушка" а даётся интерпретация образа главной героини рассказа Сьюзи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

IX ВСЕРОССИЙСКИЙ МОЛОДЁЖНЫЙ КОНКУРС НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ ПО ПРОБЛЕМАМ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ, ЭКОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЮНЭКО»

_____________________________________________________

Секция: литературоведение

Тема: Интерпретация образа «тургеневской девушки» в рассказе С.Стрельцова «Тургеневская девушка».

Научный руководитель: Кезина Елена Витальевна

Место выполнения работы: МОУ «Лицей №230» г. Заречный Пензенской обл.

2011

Предисловие 3

I. Введение 4

II. Основная часть 5

  1. Анализ понятия «тургеневская девушка» 5

1.1. Образ Аси из одноимённой повести 7

1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо» 8

1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин» 9

1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне» 11

1.5. Основные черты характера «тургеневскойдевушки» 12

2. Характеристика главной героини рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» 13

III. Заключение. 15

Послесловие 16

Список использованных источников и литературы 17

Приложение 18

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Одной из главных проблем нашего времени является проблема нравственного и культурного падения людей. В современном обществе больше ценятся такие качества, как хитрость, изворотливость, умение льстить и наживать деньги, часто нечестным путем. Мы больше уважаем человека богатого материально, чем богатого духовно. Но почему такие качества, как благородство, доброта, милосердие, сострадание, стремление к самосовершенствованию стали неактуальны?

Наверное, одной из главных причин можно считать сокращение читающих людей. Ведь книги – один из основных источников духовного обогащения человека. В них заложен опыт многих поколений людей. Они учат нас мыслить, анализировать чужие ошибки, а следовательно – не делать их в своей жизни. По – моему, произведения русских классиков лучше всего подходят в этом плане. В произведениях А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского и других так много действительно умных и нравственных мыслей. Их герои – настоящие образцы для подражания.

Так же и в произведениях И. С. Тургенева есть свои герои- идеалы. Это так называемые «тургеневские девушки», которые олицетворяли в себе все самые лучшие качества, которыми должна обладать настоящая женщина. Они стали примерами для многих поколений женщин, оставивших свой след в истории.

I. ВВЕДЕНИЕ.

Иван Сергеевич Тургенев является одним из общепризнанных гениев российской литературы. Его произведения живут и будут жить в веках, давая читателям и критикам возможность для мыслей и рассуждений о вечных философских вопросах. Ему принадлежит выдающееся место в развитии русской литературы XIX века. Именно с именем И.С. Тургенева связано литературоведческое понятие «тургеневская девушка». Оно возникло прежде всего для обозначения ряда героинь И.С. Тургенева. А уже в двадцать первом веке (2008 г.) в журнале «Нева» появился рассказ современного писателя Сергея Стрельцова, который называется «Тургеневская девушка». Это свидетельствует о том, что творчество И.С. Тургенева не только не потеряло интереса у читателей, но и является актуальным по сей день.

В ходе предварительного обсуждения нами была выдвинута следующая гипотеза : если рассказ С. Стрельцова называется «Тургеневская девушка», значит в нем мы можем увидеть совпадение черт главной героини с общепризнанным понятием «тургеневской девушки».

Чтобы проверить верность гипотезы мы поставили перед собой следующие задачи :

  • познакомиться с литературой по творчеству И.С. Тургенева и С. Стрельцова;
  • выяснить, в чем заключаются особенности понятия «тургеневская девушка»;
  • охарактеризовать героинь тургеневских произведений, которых принято считать истинно «Тургеневскими девушками»;
  • дать характеристику главной героине рассказа С. Стрельцова, Сьюзи;
  • сравнить образ главной героини рассказа с общепризнанным понятием «тургеневская девушка».

В ходе работы мы познакомились с работами следующих авторов: Д.И.Писарева, Н.А.Добролюбова, С.Н.Лапиной. Кроме того обратились к словарю школьника «Литературные герои» и Энциклопедии литературных героев, но исчерпывающего ответа на поставленный нами вопрос не нашли.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. Анализ понятия «тургеневская девушка».

Значимость женских персонажей у Тургенева была отмечена еще его современниками. В свое время Н.А.Добролюбов, анализируя роман «Накануне», подчеркнул, что в нем главное лицо - Елена, и по отношению к ней должны мы разбирать другие лица (1:57). Эту мысль, несомненно, поддерживал и сам автор, о чем свидетельствует тот факт, что во французском переводе роман назывался «Елена», а название было одобрено самим автором.

Исследование женских характеров в творчестве Тургенева не раз привлекало внимание ученых.

В типологии женских образов тургеневских романов принято выделять два типа женских образов (7: 2-3). Первая группа - те, кто живут собственными интересами, ибо сосредоточены на себе (хотя это может, конечно, по-разному выражаться). Это такие женщины, как Одинцова и Ротмирова. И вторая группа - это именно тургеневские девушки, мысль которых все время обращена к жизни, страданиям других. К ним относят следующих героинь: Асю, Лизу Калитину, Наталью Ласунскую, Елену Стахову.

Образ тургеневской девушки развивает пушкинскую традицию «идеального женского типа». По отношению к этим героиням справедливо утверждение Г. Б. Курляндской о том, что их «натура лишена противоположных начал, в той или иной степени отличается цельностью, поэтому их поведение, определяемое натурой, всегда однозначно и не страдает неожиданными поворотами».

Изучение психологии русского человека, его внутреннего мира, русского национального характера увлекало писателя Ивана Сергеевича Тургенева. «Красота разлита всюду... Но нигде она не сияет с такой силою, как в человеческой индивидуальности», - писал он в свое время Полине Виардо. В 50-е годы XIX века писатель был проникнут беспокойным желанием художника постичь тайны бытия, жизни и смерти, вечной природы, прекрасного.

В своих повестях тех лет Тургенев запечатлел образ русской женщины в момент ее духовного пробуждения, в ту пору, когда она начала осознавать себя как личность: «... что такое русская женщина? Какая ее судьба, ее положение в свете - словом, что такое ее жизнь?» Тургеневская героиня не удовлетворяется обыкновенными домашними заботами, она «многого требует от жизни, она читает, мечтает... о любви... но для нее это слово много значит». Она ждет героя, в котором для нее воплощено все: «и счастье, и любовь, и мысль», - героя, который способен изменить ход жизни, противостоять «людской пошлости». Поверив в героя, героиня Тургенева «благоговеет перед ним... учится, любит».

Образ тургеневской девушки не был неподвижным. От повести к повести типическое обобщение, которое нес в себе этот образ, становилось все более глубоким и современным, вбирая черты, каждый раз освещающие новую сторону русской действительности. Тургеневские девушки похожи в главном - в отношении к идеалу жизни. Это девушки, исполненные радужных, «крылатых надежд», впервые открывающие для себя новый мир ярких чувств и мыслей. В «Асе» (и других повестях, например в «Первой любви») Тургенев психологически точно описал, как в юном сердце, впервые полюбившем, обостряются все чувства, и героиня видит, ощущает поток жизни, его незаметное течение.

1.1. Образ Аси из одноименной повести.

Идеалом истинно «тургеневской» девушки можно назвать Асю, героиню одноименной повести.

Главная героиня - это ярчайший образ в литературе (8: 40-41). Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывается трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Воспитывалась в доме отца как барышня, но быть его наследницей не могла. Всё это откладывает отпечаток на её характер. Она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. «Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит героиня. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравятся романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность (6: 273-274, 7: 4). Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

Тургенев рассказывает о том, как ее впервые охватывает любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее, и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н.Н. Но его эти вести пугают, и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается о робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Не вполне ясные объяснения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать ей. Но больше всего изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремится достичь чего-то в жизни. Ася мечтает «пойти куда-нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг». Это отличительная черта ее характера – жажда деятельности.

1.2. Образ Лизы Калитиной из романа «Дворянское гнездо».

Главную героиню романа «Дворянское гнездо» Лизу Калитину относят к типичному образу «тургеневской девушки». Д.И.Писарев считал ее одним из самых грациозных женских образов Тургенева (5: 273-274). Это духовно одаренная девушка, ищущая натура, кристально чистая и честная. В Лизе совмещается покорность, смирение и твердая воля. Ее воспитанием родители не занимались, поэтому она и отличается от них. Лиза много размышляет, всякая несправедливость больно ранит ее сердце. Это приводит её к мысли, что люди ведут бессодержательную жизнь. Однако будучи мало образованной, она неправильно определяет смысл жизни, деятельности. «Любить всех, и никого в действительности» - вот ее девиз. В фальши и несовершенстве мира Лиза убеждается на примере своей семьи. Образ Лизы достаточно противоречив (3: 251,253). Автор не дает внутреннего монолога героини, но дает ее психологический рисунок: через восприятие других персонажей, портретную зарисовку. Тургенев все время сопоставляет поступки Лизы, диктуемые ее нравственным долгом, ее слова о смирении. Писатель дает понять, что аскетическая мораль приводит Лизу к отказу от счастья, но она тоскует по нормальной жизни. Жажда любви, счастья у нее остаётся. В силу обстоятельств она не может быть вместе с любимым, поэтому решает уйти в монастырь. Объясняет свое решение Лиза так: «Кончена моя жизнь с вами. Счастье ко мне не шло, даже когда у меня были надежды на счастье. Я все знаю, и свои и чужие грехи, и как папенька наше богатство нажил; я знаю все. Все это отмолить надо. Чувствую я, не жить мне здесь, отзывает меня что-то, тошно мне, хочется запереться навек».

1.3. Образ Натальи Ласунской из романа «Рудин».

Еще одной яркой представительницей типа «тургеневской девушки» является героиня романа “Рудин” - Наталья Ласунская.

Это типичная героиня тургеневской прозы: воспитанная, скромная, нежная, не по годам умная, с богатым внутренним миром, а главное - способная на большие и искренние чувства, на самопожертвование во имя любви.

Основными занятиями Натальи, как и ее ровесниц из дворянских семей, являются прогулки, вышивка по канве, чтение: автор отмечает; что она читала не только исторические книги и назидательные сочинения, но и - тайно от матери и гувернантки - Пушкина. Кроме того, Наталья увлекалась лошадьми и, по словам автора, “училась прилежно, читала и работала охотно”.

С первых строк заметна симпатия автора к Наталье. Рисуя ее портрет, он говорит, что “с первого взгляда (Наталья) могла не понравиться. Она еще не успела развиться, была худа, смугла, держалась немного сутуловато. Но черты лица ее были красивы и правильны, хотя слишком велики для семнадцатилетней девушки”. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”.

Сам Тургенев неоднократно отмечает, что его героиня вовсе не юная, неопытная девушка, и уж тем более не “холодная”, непреступная дворяночка. Данная мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Как и на многих других, красноречивый Рудин произвел на Наталью огромное впечатление, но ее чувства далеки от простого любопытства и слепого восхищения. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Именно в этом (то есть в способности к полезной деятельности) она и убеждала его во время многочисленных разговоров, чем, сама того не зная, лелеяла самолюбие Рудина, возвышая его в его же собственных глазах.

Но Рудин повел себя как слабовольный и неуверенный человек в ситуации, которая требовала от него мгновенного и решительного поступка. Он посоветовал Наталье покориться судьбе и воле матери тогда, когда сама Наталья ставила на кон свою жизнь, благополучие и готова была на все, только бы быть с любимым человеком. Как прекрасна Наталья в своем естественном порыве при последней встрече с Рудиным, и как низок и жалок сам Рудин, даже не сделавший попытки изменить что-либо или хотя бы дать надежду.

Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”.

В нескольких строках выражена боль разочарования, печаль и смирение, которые довелось пережить многим героиням произведений русской литературы (в первую очередь вспоминается пушкинская Татьяна Ларина), но тургеневским девушкам - в особенности.

1.4. Образ Елены Стаховой из романа «Накануне».

Елена Стахова - героиня романа И.С.Тургенева «Накануне» (1860). Автор изображает тип новой женщины, которая проходит путь от безотчетных порывов и неудовлетворенности привычным укладом жизни до самостоятельного выбора своей судьбы, до самопожертвования во имя родины ее мужа, Дмитрия Инсарова, борца за независимость Болгарии. Елене свойственны мечтательность, нравственная чистота, но у нее, в отличие от предшественниц, готовность к подвигу соединяется со способностью его совершить.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем ее облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому. Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали ее нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом ее забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это ее увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда. С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!»

Добролюбов не случайно придавал в романе «Накануне» большое значение образу Елены. Он считал ее настоящей героиней, во многом возвышающейся над Натальей Ласунской и Лизой Калитиной; по силе характера он ставил в один ряд с Еленой только Катерину из драмы Островского «Гроза». Елене свойственны необычайная жажда деятельности, целеустремленность, способность пренебречь мнением и условностями окружающей среды и, главное, непреодолимое стремление быть полезной народу.

1.5. Основные черты характера «тургеневской девушки».

Проанализировав эти образы, мы можем выделить общие черты, характерные для понятия «тургеневская девушка». Героини наделены доброй и чуткой душой, которая откликается на все прекрасное. И Лизе, и Асе, и другим героиням присуще чувство долга, их поступки можно назвать нравственными.

Ася не побоялась первой признаться в любви Н. Н., хотя в то время это было верхом неприличия, настолько сильно она любила. А Лиза, поняв, что не может быть вместе с любимым, бросает все и уходит в монастырь.

Все героини готовы на все ради любви. Но Ася горда, поэтому после объяснения с Н. Н. она немедленно уезжает в неизвестном направлении. Лиза, уйдя в монастырь, жертвует собой ради счастья других.

Каждая героиня живет мечтой о будущем, они строят планы, стараются воплотить их в жизнь.

Тургеневские девушки сами принимают все решения, будь то отъезд в другую страну или уход в монастырь, и вполне осознают ответственность перед другими людьми за свои поступки.

Главные герои неслучайно влюбляются в тургеневских девушек. Их душа покоряет всех.

Таким образом, общими чертами характера всех тургеневских девушек можно назвать следующие черты:

  • богатство внутреннего мира;
  • способность на искренние сильные чувства, отсутствие фальши, кокетства;
  • устремленность в будущее;
  • сильный характер, способность к самопожертвованию;
  • активность и самостоятельность в решении своей судьбы.

2. Характеристика главной героини рассказа С. Стрельцова
« Тургеневская девушка».

Сергей Стрельцов – современный русский писатель. Автор многих известных произведений. Родился в 1971 году. В 1991 году создал первый в истории мультимедиа учебник английского языка для детей. Был главным редактором Интернет-портала « The Saint George Journal». Живет в Москве (2: 88). Считается одним из лучших православных писателей современности.

Сергей Стрельцов в своем рассказе «Тургеневская девушка» представляет нам свое видение «тургеневской девушки» в образа главной героини рассказа – молодой американки Сьюзи.

Сьюзи - главная героиня рассказа. Это молодая американка, сирота. Она не знает своего отца, а мать умерла. Девушка провела все детство в приюте. Здесь она познакомилась с творчеством И. С. Тургенева и буквально влюбилась в его произведения. Для нее образ «тургеневской девушки» становится идеалом, которому она хочет следовать. Сьюзи начинает изучать русский язык, чтобы прочитать произведения своего любимого писателя в оригинале.

В надежде реализовать свою мечту она едет в Россию, где и находит счастье.

Сьюзи – неординарная и исключительная личность. Как это обычно было с героинями Тургенева, у девочки тяжелая судьба. С самого рождения она осталась одна, все детство прошло в детском доме. Одиночество приучило девушку рассчитывать только на себя. Героиня очень упорна в достижении своей цели. Она решает выучить русский язык- и она это делает, хотя было очень трудно. Сьюзи долго работает над произношением и ударением, для того чтобы совершенствовать свои навыки она даже устраивается няней в русскоговорящую семью. Мы видим то же упорство в Асе, когда она решает во что бы то ни стало быть вместе с любимым.

К тому же Сьюзи еще и творческая натура. Она пишет прекрасные стихи и прозу. Это ее способ самовыражения. Ее стихи печатаются в известном журнале, а влиятельный сайт признает ее поэтом года (4: 5, 8-9). Хотя мы не можем сказать ни об одной героине Тургенева, что она была поэтессой или писательницей, но стремление к самовыражению у них тоже было. Лиза нашла себя в религии. А Ася еще находилась в поиске. Она была то серьезной и чопорной, то веселой и резвой. Неслучайно Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!» Сьюзи, как и Ася и Лиза, свято верит в свои силы. Для них всех характерно стремление к деятельности, желание сделать что-нибудь полезное для других. Если Ася мечтает совершить какой-нибудь подвиг, то для Сьюзи этим подвигом становится возможность ухаживать за своим женихом, бедным художником-инвалидом.

Наивность – еще одна отличительная черта героини рассказа Стрельцова, приближающая ее к тургеневским героиням. Можно заметить, что, несмотря на все суровые жизненные испытания, эти девушки сумели сохранить в себе лучшие чувства и мысли. Но детская мечтательность и доверчивость не приносят счастья Асе и Лизе, а Сьюзи, наоборот, помогают осуществить мечту.

Сергей Стрельцов неслучайно называет рассказ именно «Тургеневская девушка». И в названии, и в самом рассказе скрыт глубокий смысл. Показывая нам эту девушку, автор рисует образ человека, для которого важна не материальная, а духовная сторона жизни. Это характерно и для героинь Тургенева. В наш век, в котором всем заправляют деньги, люди чаще всего стремятся приобрести материальное благополучие и построить карьеру, а духовные запросы оставляют на втором плане. Но писатель С.Стрельцов нам показывает, что еще остались бескорыстные люди, для которых материальное благополучие не имеет значения. Автор заставляет нас невольно задуматься над тем, ради чего мы живем, над смыслом нашего существования. Сделав свою героиню американкой, автор говорит, что черты «тургеневской девушки» присущи не только русским женщинам. Это общечеловеческие черты, свойственные людям всех народов и национальностей.

Таким образом, главную героиню рассказа С. Стрельцова Сьюзи можно назвать «тургеневской девушкой», так как ей присущи черты, свойственные этому типу. Только в отличие от героинь Тургенева, судьбы которых сложились трагично, Сьюзи в конце рассказа обретает свое счастье.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В своей исследовательской работе мы выявили сходство черт главной героини рассказа С. Стрельцова с общепринятым понятием «тургеневская девушка». На основании этого мы сделали вывод о том, что Сьюзи можно назвать истинно «тургеневской девушкой». Первоначальная гипотеза подтвердилась. Автор в своем рассказе продолжает традиции русской классической литературы и дает нам, читателям, уроки доброты, как это в свое время делал И.С. Тургенев. Можно сказать, что эти традиции продолжают свое существование в произведениях современных русских писателей.

Мы считаем, что данную работу можно использовать как на уроках литературы, посвящённых творчеству И.С.Тургенева, современных писателей, так и во внеклассной работе по нравственному воспитанию подрастающего поколения.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Таким образом, проблема падения нравственного и культурного уровня людей является одной из самых актуальных сегодня. И если ничего не предпринять, то в скором времени наверняка случится катастрофа.

Так что же нужно сделать, чтобы решить этот насущный вопрос? Конечно же, необходимо много читать. Книги – лучшие помощники в нравственном обогащении человека. Кроме того, необходимо сохранять традиции и обычаи, как это делает С. Стрельцов. Он сохраняет и развивает в своих произведениях традиции русской классической литературы. И поэтому необходимо включать таких современных авторов в школьную программу, чтобы уже со школьной скамьи развивать в детях лучшие человеческие качества.

Список использованных источников и литературы.

1. Добролюбов Н.А. Собр.соч.: В 9 томах. Т.2. М-Л, 1962.

2. Журнал «Нева» 2008 №10.

3. Классика для школы. И.С.Тургенев «Дворянское гнездо». Изд-во: «Стрекоза-пресс», 2002.

4. Лапина С.Н. Дискурсивный анализ рассказа С.Стрельцова «Тургеневская девушка» www. revolution.allbest.ru

5.Писарев Д.И. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова» соч. в 4 томах. Т.1, статьи и рецензии 1859-1862г. М.: Государственное изд-во художественной литературы, 1955.

6. Словарь школьника «Литературные герои». Изд-во: «Современник», 1988.

7. Типология и своеобразие женских образов в произведениях И.С. Тургенева. revolution.allbest.ru

8. Энциклопедия литературных героев. Изд-во: «Аграф», 1998.

10. www. revolution.allbest.ru

Приложение.

С.Стрельцов

Тургеневская девушка

Сьюзи родилась сиротой, отец бросил ее мать, когда узнал, что та беременна. А мать ее умерла родами. С рождения Сьюзи скиталась по приютам, но ничуть не унывала. В шесть лет она выучила буквы и стала писать стихи.

Казенная еда, одежда и жилье нисколько не смущали ее, она чувствовала себя поэтессой. Она читала свои первые опыты и в классе, и в церкви, и в библиотеках, когда там проходили дни молодых поэтов. Любимым ее поэтом был царь Давид, выше него она ставила одного лишь Иисуса Христа, считая молитву Господню самым прекрасным стихотворением.

Когда ей исполнилось двенадцать, она решила попробовать печататься. Разослала свои стихи в журналы через Интернет. Единственным, кто напечатал ее в этот год, был Times Literary Supplement. Обычно там печатают только зрелых поэтов, а она попала на страницы издания потому, что не указала свой возраст. Она не знала этого. Отчаявшись, решила, что будет писать прозу. Чтобы решить, какую прозу следует писать, она стала читать книги известных авторов.

Когда ей было четырнадцать, в книге Генри Джеймса «Портрет леди» она прочла, что автор этой книги восторженно говорил о каком-то русском по имени Иван Тургенев, и нашла в библиотеке своего приюта книгу «Отцы и дети». Книга удивила ее уже тем, что американцы и англичане так не пишут. Она стала искать другие книги этого же автора и нашла еще две: «Рудин» и «Дворянское гнездо». Они были печально беспечальными, странными и раздразнили ее любопытство. Она решила, что ей следует выучить русский язык.

Она нашла русскую семью, где требовалось иногда сидеть с детьми, купила учебник с лазерными дисками. Алфавит она учила две недели, но на этом ее испытания не закончились. Попробовав читать, она поняла, как нелегко справиться с произношением. Трудно было все - от самых простых звуков до ударений. Через полгода регулярных разговоров с русскими и занятий в свободное время она поняла, что начинает говорить на новом для нее языке. Она стала брать русские книжки для детей и пыталась их читать, это было труднее, чем учебник. Так она узнала Пушкина, Лермонтова и Агнию Барто. Дело двигалось, и в шестнадцать лет она прочла всего Тургенева по-русски, скачивая его книги из Интернета. Радости ее не было границ. К тому же американские журналы стали печатать ее стихи и рассказы. Денег это не приносило никаких, но было приятно видеть свое слово напечатанным.

Когда она кончала школу лет, ее признали поэтом года на www.poetry.com, и она получила десять тысяч премии. На эти деньги она решила поехать летом в Россию. Собирая вещи, она написала разноцветными фломастерами в тетради: « Flight / to the sky / is / whatever / am I // dash / to the rot / is / whatever / I’m not » .

Стихотворение ей понравилось, и она отправилась в аэропорт. По дороге она открыла книгу - ее на прощание подарили русские, с ребенком которых она периодически сидела. В книге был аляповатый портрет какого-то старика. Она знала, что русские очень чтят такие изображения и называют их иконами. Она улыбнулась старику и сказала: «Если ты святой, то подари мне приключение». Старика звали святитель Николай.

По прилете в Москву она решила первым делом побывать на Красной площади. Не заезжая в гостиницу, направилась туда прямо из Шереметьево-2.

На площади она увидела церковь и удивилась, так как знала только про мавзолей Ленина. Она поднялась по лестнице и вошла в храм. Она нашла этого старика с иконы и сразу узнала его.

Где же мое приключение? - спросила она весело, и ей показалось, что он улыбнулся ей в ответ.

Выйдя из церкви, она обнаружила, что рюкзак с вещами, который она оставила у входа, пропал. В рюкзаке были все ее деньги и документы, кроме паспорта, который лежал у нее в кармане джинсов. Она заплакала не сразу, но когда зарыдала, зарыдала всерьез.

Что делать, она не знала.

Шла и рыдала. У стены Исторического музея сидели на скамеечке двое. Один был одет и загримирован под Ленина, другой - под Маркса.

Что случилось? - спросил он.

I’m robbed clean , - пролепетала она сквозь слезы.

Ты по-русски не разговариваешь? - спросил он ее.

Меня обокрали, - нашлась наконец она.

Ну, и дела, - сказал Ленин.

У меня остался только мой паспорт.

Тебе есть где жить? - спросил ее Ленин.

Нету, - ответила она, качая головой.

Тогда пойдем со мной, и мы разберемся, где ты будешь сегодня ночевать.

Я американка, - сказала она.

Это я понимаю, - улыбнулся он ей в ответ.

Выйдя из метро, она поняла, что они в каком-то пригороде. Они сели на автобус и вскоре вышли в ухоженном и застроенном одинаковыми домами месте.

Это Новогиреево, - обвел вокруг себя рукой Ленин.

Это уже не Москва? - спросила она.

Это еще Москва, - утешил ее он.

Они вошли в какой-то подъезд. Дом был дешевый, стены лестничных пролетов разрисованы, везде валялись бутылки и окурки.

Вот здесь ты и будешь пока жить, - сказал Ленин, открывая какую-то дверь.

Они вошли в бедную, но аккуратно убранную квартиру.

Папа, я думал, ты будешь позже, - донесся голос из соседней комнаты.

Коля, появись, у нас гости.

Из комнаты выкатился на инвалидном кресле молодой человек в тельняшке и тренировочных.

Здравствуйте, - сказал он.

Здравствуйте, я Сьюзи, - она протянула руку.

А я Коля, - он пожал ее легкую ладонь.

Я переберусь пока на диван на кухне, а она будет в моей комнате, - сказал сыну Ленин и пошел мыть руки.

Вечером, когда выяснилось, что у нее нет ни одной родной души на свете, они решили, что пока суд да дело, она останется у них и будет помогать Коле и по дому.

Мы бедные, а бедные должны друг другу помогать, - сказал Ленин и представился: - Николай Николаевич, сын Николая Николаевича и отец Николая Николаевича. Женщины у нас нет, жена моя померла уж года как от рака.

Я понимаю, - сказала Сьюзи.

Мне приходится скоморошествовать перед туристами, чтобы хоть как-то прожить. По профессии я физик.

Врач? - спросила она.

Нет, ученый, - ответил ей он.

Делали атомную бомбу, - сказала она, подумав.

Да, делал.

А я пишу стихи.

А Коля у нас художник. Ты видела? Вся его комната в холстах.

Да, это хорошо, - сказала Сьюзи.

Что ж хорошего? - спросил Коля-младший,- Инвалид, да еще и художник, так я никогда не женюсь.

Нет, женитесь, - сказала она и покраснела.

На ком? - спросил он, не видя, как она краснеет.

Я буду за вами ухаживать, - сказала она и покраснела еще больше.

Ты на него не смотри, что он не ходит, - сказал Николай-старший,- это его от пули в Чечне перекосило.

Вы солдат? - спросила она молодого человека.

Бывший, - сказал он и, взглянув в ее глаза, тоже покраснел.

Он еще и дворянин, - сказал отец. - У нас даже поместье есть свое. Флигелек в колхозной усадьбе нам отвели, в бывшей вотчине.

Как у Тургенева? - спросила она, затаив дыхание.

Почти, - сказал отец.

Я мечтала о таком несколько лет, - сказала она с серьезной улыбкой.

Тогда мы в твоем распоряжении, - сказал Николай-старший и вышел из кухни, чтобы оставить молодых наедине.

Полет в небеса - это то, что я. Стремление к падению мне не свойственно (англ .).

Меня обокрали начисто (англ .).

Выражение "тургеневская девушка" не является фразеологизмом, это - литературный стереотип, который был сформирован на основе образов нескольких героинь Ивана Тургенева.

Он весьма интересен и, наверное, даже популярен, хотя, как и раньше, его немногие понимают.

Тургеневская девушка - это вечный идеал тех, кто ценит настоящую женскую красоту, заключённую в её душе.

В общем смысле под тургеневской девушкой понимают скромную, далёкую от большого света, обладающую богатым внутренним миром девушку.

В представлении Тургенева такая девушка - канон русской женщины, сочетающей в себе ум и простоту, сильный характер и бесконечную преданность. Тургеневская девушка часто мечтательна, но верна одной идее, ради которой она может пожертвовать собой. Она влюбляется не во внешний лоск, а в душу. И душой любит.

Примером такого типажа может быть Наталья Алексеевна Ласунская из романа "Рудин", которая "с первого взгляда могла не понравиться", которая "говорила мало, слушала и глядела внимательно, почти пристально", "часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась", но при этом "училась прилежно, читала и работала охотно. <...> Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно".

Ещё одна героиня - Елена Николаевна Стахова из романа "Накануне". "Во всём её существе, в выражении лица, внимательном и немного пугливом, в ясном, но изменчивом взоре, в улыбке, как будто напряжённой, в голосе, тихом и неровном, было что-то нервическое, электрическое, что-то порывистое и торопливое, словом, что-то такое, что не могло всем нравиться, что даже отталкивало иных". "Слабость возмущала ее, глупость сердила, ложь она не прощала "во веки веков"; требования ее ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором". Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она всегда жаждала деятельного добра. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: "Как жить без любви, а любить некого!".

Конечно же нельзя обойти и Асю из всем известной повести. "Было что-то свое, особенное, в складе ее смугловатого, круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щёчками и чёрными, светлыми глазами. Она была грациозно сложена, но как будто не вполне ещё развита". Ася то веселится, то грустит, то карабкается на развалины замка, чтобы полить цветы. Она быстро влюбляется в рассказчика и бросается в объятья, но тут же убегает, получив от возлюбленного укор в свой адрес.

Есть ещё много других "тургеневских девушек": Лиза Калитина из "Дворянского гнезда", Марианна Синецкая из романа "Новь", Лиза из повести "Дневник лишнего человека", Вера из рассказа "Фауст". Обладая различными чертами характера, имея разную биографию, все они имеют что-то общее. Они чувствуют себя чужими в светской среде, они подчиняют себе мужчин не столько красотой, сколько своей непохожестью на других, своей сильной натурой. Наверное, в наше время этот "тургеневский идеал" становится всё более востребованным, хотя очень редким.

Напоследок приведу строки из стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта "Памяти И. С. Тургенева" ("Уходят дни..."):

И там вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, -

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна -

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И девственной и женственной мечты, -

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

mob_info