Верны ли следующие суждения об абсолютной истине. Истина, истинное и ложное


  1. А. Истина – это соответствие знаний интересам человека.
    Б. Истина – это соответствие мысли действительности.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верны оба суждения;
    4) оба суждения неверны.

    2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это
    А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
    Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А;
    2) верно только Б;
    3) верно и А, и Б;
    4) оба суждения неверны.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение – это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

А1. В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит

1) отражение внешних признаков познаваемого объекта

2) теоретическое обобщение результатов наблюдений

3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы

4) построение предположений, основанных на опыте

А2. Старшеклассники обучают младших школьников играть в компьютерные игры. Объектом данной деятельности являются

1) игровые умения младших школьников

2) старшеклассники, проводящие занятия

3) компьютеры, за которыми ведется обучение

4) компьютерные игры

А2. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется

1) критерием истины

2) объективной истиной

3) относительной истиной

4) абсолютной истиной

А2. Мышление образами обязательная составляющая познания

1) художественного

2) научного

3) мифологического

4) житейского

А2. Опора на объективные факты при аргументации выводов - обязательная составляющая познания

1) художественного 3) мифологического

2) научного 4) житейского

А2. Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения

1) экономики 3) политологии

2) социологии 4) правоведения

А2. Логическое мышление лежит в основе познания

1) научного 3) религиозного

2) житейского 4) художественного

В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что_________(А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои _________(Б) на основе неоспоримых _________(В) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность __________(Г) или __________(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и __________(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один ,раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

1) факты 6) контакты

2) ошибка 7) возврат

3) психика 8) личность

4) выводы 9) история

5) науки

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами ответа.

Ответ: 541279

В7. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) теоретическое обоснование

2) экспериментальная проверка

4) использование специальных понятий

5) сложность усвоения

Ответ: 1 2 4

2010

Научному здравому смыслу (который я принимаю) ясно, что познана только бесконечно малая часть вселенной, что прошли бесчисленные века, в течение которых вообще не существовало познания, и что, возможно, вновь наступят бесчисленные века, на протяжении которых будет отсутствовать познание. С космической и причинной точек зрения познание есть несущественная черта вселенной; наука, которая забыла упомянуть о его наличии, страдала бы с безличной точки зрения очень тривиальным несовершенством. В описании мира субъективность является пороком...

Но когда мы спрашиваем не о том, "что представляет собой мир, в котором мы живем", а о том, "как мы приходим к познанию мира", субъективность оказывается вполне законной.

Знание каждого человека, в основном, зависит от его собственного индивидуального опыта: он знает то, что он видел и слышал, что он прочел и что ему сообщили, а также то, о чём он, исходя из этих данных, смог заключить.

Со времени Протагора известен тезис, что данные опыта личны и частны. Этот тезис отрицался, потому что считали, как и сам Протагор считал, что если его принять, то он необходимо приведет к заключению, что и всё познание частно и индивидуально. Что же касается меня, то я принимаю тезис, но отрицаю вывод... Научное познание стремится стать абсолютно безличным и пытается утверждать то, что открыто коллективным разумом человечества...

Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, всё содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни. Когда человек говорит: "Я никогда не смогу передать того ужаса, который я испытал, увидев Бухенвальд" или: "Никакие слова не могут выразить моей радости, когда я снова увидел море после долгих лет тюремного заключения", он говорит нечто такое, что является истинным в самом строгом и точном смысле слова: он обладает через свой опыт познанием, которым не обладают те, чей опыт был другим...

Развитие нашего познания, если оно успешно, имеет сходство с приближением путешественника к горе сквозь туман: сначала он различает только крупные черты, если даже они имеют не вполне определенные контуры, но постепенно он видит всё больше деталей, и очертания становятся резче.

(Бертран Рассел)

Баллы

В правильном ответе должны быть указаны следующие проявления ограниченности познания:

1) познана только бесконечно малая часть вселенной;

2) было (и, возможно, будет) время, когда познание не существовало (не будет существовать).

Указаны два проявления.

Указано одно проявление.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие положения:

1) с одной стороны, субъективность является пороком при ответе на вопрос «что представляет собой мир»;

2) с другой стороны, при ответе на вопрос «как мы приходим к познанию мира» субъективность оказывается вполне законной.

Указаны две стороны субъективности.

Указана одна сторона субъективности.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

С3. Как автор оценивает возможности коллективного познания в сравнении с индивидуальным? Используя обществоведческие и исторические знания, материалы СМИ, приведите по одному примеру каждой из этих форм познания.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие позиции:

-«Коллектив знает и больше и меньше, чем индивидуум: он знает, как коллектив, все содержание энциклопедии и все вклады в труды научных учреждений, но он не знает тех лежащих близко к сердцу и интимных вещей, которые составляют колорит и самую ткань индивидуальной жизни»;

2) пример коллективного познания, например, разработка актуальной темы большим научным коллективом (средства защиты ядерных реакторов и т.п.)

3) пример индивидуального познания, например, открытие ученым научного закона (периодический закон Менделеева).

ИЛИ Приведен пример одной из форм познания.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

2010. 302.

Опираясь на знания курса, назовите любые два других способа (пути) познания мира.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

2) подтверждение-положение текста («Знание каждого человека в основном зависит от его собственного индивидуального опыта»);

3) перечисление других способов познания мира, например:

Народная мудрость как обобщение опыта повседневной жизни;

Искусство как специфический путь познания;

Научное познание мира.

В ответе присутствуют три из названных выше элементов.

В ответе отражен один любой элемент из названных выше.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «научное знание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о научном знании.

104. 2010.

С7. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?

Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки, не искажающие смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос, например: искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно отразить и понять никакими другими способами;

2) две особенности искусства как формы познания, например:

Образное отображение мира и человека в мире;

Опора на единичное, индивидуальное, неповторимое;

Условный характер создаваемых произведений.

Ответ может быть дан в других формулировках. Могут быть названы иные особенности искусства.

Дан ответ и названы две особенности.

Дан ответ и названа одна особенность.

ИЛИ Ответ не дан, названы две особенности.

Дан ответ, особенности не названы.

ИЛИ Названа одна особенность.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

С6. Назовите любые три формы познания мира и проиллюстрируйте примером каждую из них.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие формы познания:

1) научное познание, или наука (теория относительности Эйнштейна);

2) художественное познание, или искусство (информация об исторических сюжетах, переданная средствами литературы, музыки и др.; например, в опере «Князь Игорь», романе «Война и мир»);

3) житейское познание, или опыт повседневной жизни (наблюдение ребенка за падающими предметами, льющейся водой и т.п.).

Могут быть названы другие формы и приведены другие примеры.

Названы и проиллюстрированы три формы.

Названы две-три формы, проиллюстрированы две формы. ИЛИ Названы и проиллюстрированы две формы, третья не названа, но понятна в контексте приведенного примера.

Названы одна-три формы, проиллюстрирована одна форма.

ИЛИ Названа и проиллюстрирована примером одна форма, одна-две другие формы не названы, но понятны в контексте одного-двух приведенных примеров.

ИЛИ Названы только три формы.

ИЛИ Приведены только три примера.

Приведены только один-два примера.

ИЛИ Названы только одна-две формы.

ИЛИ Ответ неправильный.

Максимальный балл


(по материалам аналитического отчёта ФИПИ о результатах ЕГЭ 2011 г.)

Проблемы с освоением материала по рассматриваемой теме выявило и задание с развернутым ответом С5. Объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина», и составить да предложения, содержащих обществоведческую информацию об этом понятии, смогли 32% отвечавших. Еще 37% смогли составить только одно предложение.

Предлагаю выполнить ряд заданий на анализ двух суждений по темам «Виды знаний» и «Понятие истины, ее критерии».

1.
А. Истина - это соответствие знаний интересам человека.
Б. Истина - это соответствие мысли действительности.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина - это
А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.
Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Для того, чтобы выполнить эти два задания, нужно вспомнить, что такое истина. Существуют различные трактовки понятия «истина».

Истина - это:
- соответствие знаний действительности;
- то, что подтверждено опытом;
- некое соглашение, конвенция;
- свойство самосогласованности знаний;
- полезность полученного знания для практики.

Классическое определение звучит так: истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Формами познания являются не только понятия, суждения, но и представления, восприятия, ощущения, умозаключения.

3. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.
Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

4. Верны ли суждения?
А. Любая истина объективна и относительна.
Б. Абсолютная истина практически недостижима.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание
А. С которым не все согласны.
Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.

Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.

Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.

6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании?
А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности.
Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, - это заблуждение.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Заблуждение - содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину. Источники заблуждений: погрешности при переходе от чувственного к рациональному познанию, некорректный перенос чужого опыта. Ложь - сознательное искажение образа объекта.

7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика - это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика - это не единственный критерий истины, потому что суще-ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?
А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания.
Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика - это относительный критерий истины, потому что
А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные.
Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

Комментарий . Критерии истины - то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения. Возможны критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам науки; соответствие фундаментальным законам; простота, экономичность формулы; парадоксальность идеи; практика. Практика - целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте. Формы практики: материальное производство (труд, преобразование природы); социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.); научный эксперимент. В философии выдвигается идея: ведущий критерий истины - практика.

10. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни.
Б. Объектом познания может быть человек.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира.
Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?
А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке.
Б. Художественные образы - это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

13. Верны ли следующие суждения?
А. Наука и религия являются формами познания мира
Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

14. Верны ли следующие суждения?
А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов.
Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

15. Верны ли следующие суждения о познании?
А. В структуру познания входят цель, средства, результат.
Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета.
Б. Умозаключение - это логическая связь суждений.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А, и Б;
4) оба суждения неверны.

17. Верны ли следующие суждения о формах познания?
А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов.
Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.

  • lt;variant>возможность обращения к жестким дискам других компьютеров
  • MS Access. На основе данных перечисленных объектов можно создать Форму.
  • разделяется большинством людей

    соответствует предмету познания

    воплощено в форму теории

    3. Критерием истины является:

    материальное производство;

    накопительный опыт;

    научный эксперимент;

    все вышеперечисленное верно.

    И абсолютная, и относительная истины:

    1. носят объективный характер

    2. всегда находят подтверждение на практике

    3. дают полное, исчерпывающее знание о предмете

    4. могут быть опровергнуты со временем

    1. добывается в ходе познавательной деятельности;

    2. соответствует самому предмету познания;

    3. требует усилий для своего понимания;

    Истинное знание в отличие от ложного:

    1. соответствует самому предмету познания;

    2. добывается в ходе познавательной деятельности;

    3. имеет широкие возможности для распространения

    4. излагается с использованием научных терминов

    33. Основным и решающим критерием истины является:

    Логическая последовательность и непротиворечивость.

    Самоочевидность.

    Полезность, в частности выгодность и прибыльность.

    Публичное признание.

    Консенсус.

    Ни один из названных выше постулатов.

    Возможность получения истинного знания отрицается:

    философами

    социологами

    агностиками

    духовенством

    Способность постижения истины путём непосредственного её усмотрения без обращения к логическим аргументам

    Интеллект

    Интуиция

    Созерцание

    Наблюдение

    Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

    Критерием истинности знания является (-ются)

    А. простота, ясность и непротиворечивость знания.

    Б. соответствие знания общепринятым представлениям.

    А. Истинные знания всегда добываются экспериментальным путем.

    Б. Истинны только те знания, которые соответствуют моральным представлениям людей.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Выберите верные суждения о воззрениях эмпириков и рационалистов:

    А. Эмпирики считают, что истинность знания обеспечивается опытными данными.



    Б. Для рационалистов критерием истины является разум.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения об истине?

    А. Целый ряд явлений действительности вообще не поддается оценке с точки зрения истинности или ложности.

    Б. Практика - единственный достаточный критерий истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира.

    Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина - это объективное отражение в сознании челове­ка предметов и явлений.

    Б. Истина - это результат познания, существующий толь­ко в виде понятий, суждений и теорий.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?



    А. Путь к абсолютной истине идет через истины относитель­ные.

    Б. Относительная истина - это полное, неизменное знание.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен.

    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А. Любая истина объективна и относительна.

    Б. Абсолютная истина практически недостижима.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о ложном знании?

    А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изу­чения.

    Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о практике?

    А. Практика - основа познания и критерий истины.

    Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения об истине?

    А. Истина относительна, потому что возможности познания зависят от реальных исторических условий времени.

    Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки, научными методами.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А. Противоположностью истины может быть другая истина.

    Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения:

    А Критерием истинности знания является его признание авторитетными в обществе людьми

    Б. Критерием истинности знания является его степень распространения в обществе

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли следующие суждения о познании?

    А. Вне науки получить объективное знание невозможно.

    Б. Наука является одним из способов познания действи­тельности.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Ни одна из абсолютных истин не может стать относительной

    Б. Некоторые из абсолютных истин могут стать относительными

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Истинность любого знания имеет свои пределы, поэтому в нем содержаться элементы как абсолютной, так и относительной истины.

    Б. Все наши знания только относительно истины, в них нет никакой абсолютной истины.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

    А. Абсолютной истиной называют знание, с которым все согласны, поскольку это то, что очевидно, что нельзя представить иначе.

    Б. Относительная истина представляет собой знание. Достаточное для успешного ведения человеком своих дел.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    25. Верны ли суждения?

    А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения.

    Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определенных условиях.

    1. верно только А 2. верно только Б

    3. верны оба суждения 4. оба суждения неверны

    Познание

    Познание мира.

    1. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

      отражает форму предмета

      создаёт зрительный образ предмета

      сравнивает существенные признаки предметов

      определяет пространственное расположение предметов

    2. Какое из приведённых утверждений является научным

      Время течёт повсюду одинаково и ни от чего не зависит

      Судьба человека зависит от расположения на небе звёзд в момент его рождения

      Электрически ток течёт по проводам так же, как вода по трубам

      Существует наследственная предрасположенность к отдельным заболеваниям

    Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

    1. Рациональное познание в отличии от чувственного,

      обновляет знания об окружающем мире

      формирует наглядный образ предмета

      осуществляется в форме ощущения, восприятия и представления

      использует логические умозаключения.

    2. Запишите слово, пропущенное в приведённой ниже схеме.

    Ответ: ______________________

    3. Найдите в приведённом ниже списке формы чувственного познания и обведите цифры, под которыми они указаны…

    1. суждение

      наблюдение

      ощущение

      восприятие

    4. Верны ли суждения о ложном знании? Ложными являются знания

    А. несоответствующие предмету изучения

    Б. не проверенные экспериментальным.

      верно только А

      верно только Б

      верны оба суждения

      оба суждения неверны

    Истина и её критерии.

    1. Верны ли следующие суждения об истине.

    А. Истина - это объективное отражение в сознании человека предметов и явлений.

    Б. Истина - это результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий.

    1) верно только А

    2) верно только В

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    2. Верны ли следующие суждения об истине

    А) Путь к абсолютной истине идёт через истины относительные

    Б) Относительная истина – это полное, неизменное знание.

      верны только А

      верны только Б

      верны оба суждения

      оба суждения неверны.

    3. И абсолютная и относительная истины

      всегда находят своё подтверждение в практике

      носят объективный характер

      дают полное, исчерпывающее знание о предмете

      могут быть опровергнуты со временем

    4. Запишите пропущенное слово:

    «Несомненное, неизменно раз и навсегда установленное знание называют…….

    истиной».

    Ответ:____________

    Многообразие форм человеческого знания.

    1. «Зелёным цветом растение обязано хлорофиллу». Данное утверждение является примером

      житейского знания

      мифологического знания

      научного знания

      паранаучного знания

    2. Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств». Данное утверждение является примером

      художественного образа

      паранаучного знания

      суждения на уровне здравого смысла

      научного знания

    3. Установите соответствие между формой познания и её особенностью к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

    Запишите в таблицу выбранные цифры.

    Научное познание.

    1. Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания

      измерение объектов

      описание экспериментальных данных

      выдвижение гипотезе

      проведение наблюдений

    2. Только в состав научного знания входят

      установленные факты

      экспериментально обоснованные выводы

      логические умозаключения

      результаты наблюдений

    3. И религиозному и научному знанию свойственно то, что они

      носят объективный характер

      предполагают доказательства

      могут передаваться из поколения в поколение

      необходимы человеку для рациональной деятельности

    4. Запишите слово, пропущенное в схеме.

    Ответ: _______________________________

    Науки о человеке и обществе.

    1. Какая из перечисленных наук даёт ответы на вопрос, что такое добро и зло.

      психология

      эстетика

      социология

    2. Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства

      философия

      социология

      политология

      экономика

    3. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и социальных ролей занимается

      правоведение

      социология

      политология

    4. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения в обществе»?

      социология

      правоведение

      Истина 1. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина – это соответствие знаний интересам человека. Б. Истина – это соответствие мысли действительности. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 2. Верны ли следующие суждения об истине? Истина – это А. Объективное отражение в сознании человека предметов и явлений. Б. Результат познания, существующий только в виде понятий, суждений и теорий. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 3. Верны ли следующие суждения об истине? А. Истина относительна, потому что мир изменчив и бесконечен. Б. Истина относительна, потому что возможности познания определяются уровнем развития науки. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 4. Верны ли суждения? А. Любая истина объективна и относительна. Б. Абсолютная истина практически недостижима. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 5. Верны ли следующие суждения? Относительной истиной называется знание А. С которым не все согласны. Б. Неполное, верное лишь в определенных условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 6. Верны ли следующие суждения об истинном и ложном в познании? А. Все явления действительности могут быть оценены с точки зрения истинности или ложности. Б. Ложное знание, принимаемое за истинное, – это заблуждение. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 7. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире. Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что суще ствуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 8. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания? А. Критерием истинности знания является простота, ясность и непротиворечивость знания. Б. Критерием истинности знания является практическая направленность знания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 9. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины? Практика – это относительный критерий истины, потому что А. Не все явления могут быть оценены как истинные или ложные. Б. Существуют явления, недоступные для практического воздействия на них. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 10. Верны ли следующие суждения о познании? А. Познание мира может происходить в процессе повседневной жизни. Б. Объектом познания может быть человек. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 11. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Опыт повседневной жизни – это один из способов познания мира. Б. И научным знаниям, и знаниям, полученным в повседневной жизни, свойственна теоретическая обоснованность выводов. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 12. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания? А. Функции художественного образа в искусстве подобны функциям понятия в науке. Б. Художественные образы – это всего лишь результат вымысла, они не отражают действительность. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 13. Верны ли следующие суждения? А. Наука и религия являются формами познания мира Б. Религия и наука формируют два разных типа мировоззрения человечества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 14. Верны ли следующие суждения? А. Особенностью социального познания является влияние позиции исследователя на оценку фактов. Б. Научное изучение общества требует объективного подхода к фактам. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 15. Верны ли следующие суждения о познании? А. В структуру познания входят цель, средства, результат. Б. Познание требует наличия объекта и субъекта познания. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

      Истина 16. Верны ли следующие суждения? А. Понятие, суждение, умозаключение создают чувственный образ предмета. Б. Умозаключение – это логическая связь суждений. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верно и А, и Б; 4) оба суждения неверны.

      Истина 17. Верны ли следующие суждения о формах познания? А. Результаты чувственного познания существуют в форме образов. Б. Результаты рационального познания закрепляются в знаковых системах и в языке. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

    mob_info