Введение в искусство архитектуры. архитектура и ее функции в жизни людей
Архитектура – одна из важнейших областей человеческой деятельности, включающая в себя проектирование и строительство всевозможных сооружений и являющаяся древнейшим занятием по организации пространства.
Занимая одно из важнейших положений в развитии общества, архитектура всегда была неразрывно связана с живописью, скульптурой, декоративным искусством, и развивалась в соответствии со стилем той или иной эпохи.
В современном мире различают следующие основные области архитектуры:
· Проектирование зданий и сооружений
· Градостроительная деятельность
· Ландшафтная архитектура
· Дизайн интерьера
Архитектура общественных зданий и сооружений призвана удовлетворять многообразные стороны жизнедеятельности человека, отражая в художественно-образной форме проектов строительства социальные процессы развития общества. Отвечая определенным материальным и духовным запросам, общественные* здания должны вместе с тем соответствовать мировоззрению и идеологии общества. .
Во все времена самые выразительные и впечатляющие произведения архитектуры- это общественные здания и сооружения, в которых воплотились наивысшие устремления человеческого духа и мастерство архитекторов и строителейпроектов строительства .
Значительные по своему архитектурно-художественному образу, общественные здания, особенно их комплексы, независимо от величины организуют городские пространства, становясь архитектурной доминантой.
Социальный и научно-технический прогресс, а также развитие градостроительства в нашей стране повышают значение сферы общественного обслуживания и связаны с увеличением масштаба строительства различных учреждений и предприятий обслуживания для улучшения условий труда, быта и отдыха населения.
Среди других видов строительства общественные здания по объему занимают одно из ведущих мест. Из общих градостроительных затрат на селитебную территорию капитальные вложения на строительство общественных зданий в среднем составляют 28-30%. Еще более высок удельный вес строительства общественных зданий в городах-курортах, туристических, научных центрах, в городах общесоюзного и республиканского значения, где, как правило, возводятся. театры, библиотеки, музеи, выставочные залы и павильоны, спортивные сооружения, административные здания, крупные торговые центры, гостиницы, аэровокзалы и т.п.
Известно, что города и городские поселения играют важнейшую роль в формировании систем расселения в стране, являясь основными центрами промышленного производства, науки, образования, культуры, транспорта и т.д. Особое значение эта форма расселения приобретает в условиях Сибири с ее слабой заселенностью территорий, спецификой природно-климатических условий и традиционно сложившимся отношением со стороны государства к природным и человеческим ресурсам этого огромного региона.
с одной стороны, город - это продукт развития общества, создаваемый трудом людей для удовлетворения их жизненных потребностей (самосохранения, выживания, воспроизводства, развития, удовлетворения материальных и духовных потребностей и т.д.) С другой стороны, нельзя не констатировать, что город, возникая, развиваясь и затухая, проходит все этапы, свойственные живому организму, причем, как и все живое, имеет, в зависимости от вида, различные периоды существования (от нескольких лет или десятков лет до тысячелетий).
Архитектура как вид искусства. Архитектура и ее функции в жизни человека.
- Архитектура как вид искусства
Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.
Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов. Всему миру известны древний Акрополь в Афинах, Великая Китайская стена, собор Святого Петра в Риме, Эйфелева башня в Париже. Искусство архитектуры воистину общественное искусство. Даже в наши дни она сложно взаимодействует с историей и непосредственно включается в культуру своего времени. В обществе массового потребления, частного заказа, коммерческой ориентированности строительной деятельности архитектор зачастую весьма ограничен в своих действиях, но за ним всегда остается право выбора языка архитектуры, и во все времена это был сложный поиск пути к архитектуре как к великому искусству и точной науке. Не случайно о великих цивилизациях вспоминают не только по войнам или торговле, но, прежде всего, по памятникам архитектуры, оставленным ею. Поэтому стоит особо подметить ту важную деталь, что архитектура это еще и очень точный барометр уровня развития цивилизации, ее истории, культуры и интеллектуального уровня разных народов, поскольку у каждой страны России, Франции, Германии, Италии, Испании, Греции, Дании, Польши, Украины, Индии, Японии, Китая, Египта свое лицо, свой внутренне-национальный колорит, свои традиции и обычаи. Все это так впечатляюще, так ярко и так неповторимо отображается в архитектуре каждой страны, непосредственно в ее собственной истории. Да и сама архитектура это своеобразная визитная карточка города, государства, и эпохи в целом.
8 класс.
План-конспект урока.
УРОК 1
- Тема: «Введение в искусство архитектуры. Архитектура и её функции в жизни людей»
- Ц е л и:
1. Сформировать представление об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, который рассматривается только в связи с другими видами ИЗО.
2. Развивать ассоциативно-образное мышление, умение выделять главное, строить аналогии.
З. Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни, активную жизненную позицию в осознании прошлого и будущего.
- Оборудование и материалы
:
плакаты и репродукции с изображением видов архитектуры; презентация «Великие чудеса света. Великие творения архитектуры» (обзор, 2 минуты);
художественные материалы: карандаш, ластик, лист А4.
ПЛАН УРОКА
1. Беседа об архитектуре как особом виде изобразительного искусства, ее видах и месте в жизни человека.
2. Постановка художественной задачи.
З. Практическое выполнение задания.
4. Подведение итогов занятия.
Запись на доске:
- архитектура.
- живопись.
- графика.
- скульптура.
Ход урока
Презентация «Великие творения архитектуры» (обзор).
Архитектура - та же летопись мира:
она говорит тогда, когда молчат и песни,
и предания и когда уже ничего
не говорит о погибшем народе...
Н. В. Гоголь
- Архитектура (зодчество)- это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это искусство проектировать и строить здания и сооружения так, чтобы они отвечали своему практическому назначению, были удобны, прочны и красивы.
- Витрувий – древний теоретик архитектуры – назвал три основных её свойства:
Польза - функция
Прочность - конструкция
Красота – форма
- Пространство – язык арх-ры (в живописи – цвет, в графике – линия, в скульптуре - объём).
- Работа с доской.
Запись на доске:
- архитектура.
- живопись.
- графика. Какова их связь
- скульптура. связь с архитектурой?
(уч-ся рассказывают об оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и т. д .)
- Виды архитектуры:
- Жилищное строительство (дом ).
- Общественные здания (дворец, храм, стадион, театр ).
- Промышленное строительство (фабрика, завод, магазин, вокзал, ГЭС ) .
- Декоративная архитектура (беседки, фонтаны, павильоны ).
(Демонстрация видов арх-ры).
- Практическое задание.
Класс делиться на 4 группы, каждая из которых выполнит эскиз здания определённого вида (дома, дворцы, фонтаны и т.п.)