Заклинатель змей читать краткое содержание. Задачи: Образовательные: показать необычный жизненный опыт В

«Шоковая терапия»

Урок по «Колымским рассказам» В. Шаламова


Оформление: портрет В.Т. Шаламова; выставка из книг, газетных публикаций, отзывов о писателе.

Цели урока: вызвать интерес к личности и творчеству В.Т. Шаламова, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать «необычный жизненный материал», взятый в основу «Колымских рассказов», и увлечь учащихся прочтением текста рассказов, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Эпиграф:
Там, где царит насилие, - царят горе и льется кровь.

В. Гроссман

А ад я видел на земле

Саша Черный.
Лагерь, - отрицательный опыт, отрицательная школа, растление для всех – для начальников и заключенных, конвоиров и зрителей, прохожих и читателей беллетристики.

«Колымские рассказы ».

«Колымские рассказы» это судьба мучеников не бывших, не уцелевших и не ставших героями.

В.Т. Шаламов


  1. Слово учителя.
Звучит песня ……

«Будь проклята ты, Колыма,

Что названа Черной планетой,

Сойдешь поневоле с ума

Возврата оттуда уж нету»
В этом крике есть и голос писателя В. Шаламова. Именно об этой планете, людях, волей судьбы, населяющих ее идет речь в «Колымских рассказах».

Варлам Шаламов вошел в наше общество и литературное сознание незаметно, но прочно. Давно печатавшийся как поэт, он завоевал известность «Колымскими рассказами», написанными между 1954-1973 годами.

Но публиковаться эти рассказы начали у нас лишь в последние годы. Тема «арестов, тюрем и лагерей» - не нова, но у Шаламова она зазвучала по-своему.

«Колымские рассказы» - их много. Каждый из них имеет свое название, но все они объединены в «Колымские», и это не только общее название, указывающее на место действие, но и «страстное повествование о разрушении человека», о «растлении ума и сердца, когда огромному большинству выясняется день ото дня всё легче, что можно, оказывается жить без мяса, без сахара, без одежды, без обуви, а также без чести, без совести, без любви, без долга». Выясняется большинству, но всеми ли это открытие принимается как норма?

О времени репрессий, политике беспросветной лжи, глумлении и издевательстве над человеком знаем из повестей: « Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, «Черные камни» А. Жигулина.

Но рассказы Шаламова показывают еще одну сторону этой политики: в лагерях была целая система истребления, физического и нравственного уничтожения человека, осужденного по 58-й статье.

Миллионам людей государственная машина «переломала судьбы, самое лучшее, что было».

«Колымские рассказы» - это репортаж из своего времени, из той поры когда, нынешнее поколение дедов и отцов безмятежно распевали хрестоматийные слова и официальную музыку «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». И только очень немногие оставшиеся в живых могли сказать, как на самом деле дышалось им за колючей проволокой колымских лагерей.


2. Краткий пересказ «Колымских рассказов» В.Т. Шаламова. Выступления учащихся.
Рассказ «Ночью» вводит нас в обстановку человеческого бесправия, голода и холода. Глебов и Багрецов (два зека) – идут на дело. После утомительного рабочего дня, собрав после ужина крошки хлеба, они лезут по скале и разбирают каменный завал. Под камнями мертвец, а на нем почти новые кальсоны и рубашка. «С ввалившимися блестящими глазами», которыми говорить было не о чем, да и думать было не о чем, потому что «сознание» уже не было человеческим сознанием.

Смысл рассказа заключен в последней фразе: «Завтра они продадут белье, променяют на хлеб, может быть, даже немного достанут табаку…»

Значит, они проживут еще один день. Чувства, нравственность подавлены холодом и голодом, но ночь несет надежду.
В рассказе «Две встречи» исчезает бригадир Котур. Он не успел встать с тачки, когда подошел начальник. Здесь же читаем, как 1938г. Начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колоны в 500 человек за пятьсот километров осталось в живых 30-40.

«Остальные осели в пути – обмороженными, голодными, застреленными…»


Рассказ «Прокуратор Иудеи» начинается словами: «5 декабря 1947 г. В бухту Начаево

вошел пароход «Ким» с человеческим грузом…» «тремя тысячами заключенных».

В пути заключенные подняли бунт и начальство приняло решение залить все трюмы водой. Все это было сделано при 40 о морозе. Фронтовой хирург Кубанцев потрясен зрелищем трупов, оставшихся в живых людей, страшных ран, которые Кубанцеву в жизни не были ведомы и не снились никогда.
«Конечно, на Колыме не было «душегубок». Здесь предпочитали вымораживать – результат был самый утешительный», читаем в рассказе «Уроки любви»
3.Слово учителя. Как же работал В. Шаламов над этими рассказами?
Правда жизни стала эстетическим кредо В. Шаламова. Все до единого его рассказы, отвечают этому высокому критерию. Нам трудно представить, какого огромного душевного напряжения стоили писателю его рассказы.

Вот как он описывает свой творческий процесс: «Каждый рассказ, каждая фраза его предварительно прочитана в пустой комнате, - я всегда говорю сам с собой, когда пишу. Кричу, угрожаю, плачу. И слез мне не остановить. Только после, кончая рассказ или часть рассказа, я утираю слезы».

«Энциклопедией колымской жизни » можно назвать его произведение. В них можно найти все. Описание земли, истории, народонаселения, столицы Колымского края; вы узнаете все о начальниках, о нормах выработок, о методе изготовления тюремных нар; о том, почему заключенные сначала съедают баланду, а хлеб уносят с собой; о том, как сходят с ума от голода и как отрубают себе пальцы. Много можно узнать из этой «энциклопедии», чего не могли себе представить.

В письме к Пастернаку Шаламов перечисляет реальные случаи из колымской жизни, ставшие сюжетной канвой рассказов:

«Беглец, которого поймали в тайге и застрелили «оперативники». Отрубили ему обе кисти, чтобы не возить труп за несколько верст, а то ведь пальцы надо печатать. А беглец поднялся и доплелся к утру к нашей избушке. Потом его застрелили окончательно».

«Свитер шерстяной, домашний, часто лежит на лавке и шевелится – так много в нем вшей».

«Идет шеренга, в ряду люди сцеплены локтями, на спинах жестяные номера (вместо бубнового туза), конвой, собаки во множестве, через каждые 10 минут – Ло-ожись! Лежали подолгу в снегу, не поднимая головы, ожидая команды»

«У кого-то видели листок бумаги в руках, наверное, следователь выдал для доносов. Шестнадцатичасовой рабочий день. Спят, опираясь на лопату, - сесть и лечь нельзя, тебя застрелят сразу».

«Тех, кто не может идти на работу, привязывают к волокушам, и лошадь тащит их по дороге за 2-3 километра».

«Ворот у отверстия штольни. Бревно, которым ворот вращают и семь измученных оборванцев ходят по кругу вместо лошади. И у костра – конвоир. Чем не Египет?»

«На свете нет ничего более низкого, чем намерение забыть эти преступления. Простите меня, что я пишу Вам все эти грустные вещи, мне хотелось бы, чтобы Вы получили сколь-нибудь правильное впечатление о том значительном и отметном, чем огромен почти 20-летний период – пятилеток, больших строек, точное название «дерзаний» и «достижений». Ведь ни одной сколь-нибудь крупной стройки не было без арестантов, жизнь, которых – бесправная цепь унижений. Время успешно заставило человека забыть о том, что он - человек…»
4. Думаем и размышляем над прочитанными рассказами.


  • В чем трагизм «Колымских рассказов»?
(Страшно. Люди и смерть. Эти слова постоянно идут рядом. Там конвоиры, готовые убить, мороз, готовый убить, голод, готовый убить)

Перед нами истории о колымских доходягах, всеми способами цепляющихся за жизнь.

Обсуждение рассказов «Выходной день» и «Васька Денисов, похититель свиней».

Рассказ «Выходной день»

Слово учителя.

Человек и природа единое целое. Человек – дитя природы. Но человек, лишенный нормальных условий, начинает воспринимать ее как нечто чуждое, враждебное. Человек не может раствориться в природе или принять ее в себя, почувствовать свое единство с ней – для этого тоже нужны душевные силы, нужна неповрежденная душа.


  • В чем видна необычность нашего рассказа?
(Примерный ответ учащихся: описание белок «небесного цвета, черномордых, чернохвостых, которые «увлеченно вглядывались в то, что творилось за серебристыми лиственницами», описывается красота белок, их вольное, независимое существование)

  • А что же таилось за серебристыми лиственницами?
(Примерный ответ учащихся :молящийся в лесу священник Замятин)

  • Найдите в тексте, как он это делает?
(Примерный ответ учащихся : «Размашисто крестясь и негромко выговаривая немеющими от холода губами слова литургийной службы, он служит на лесной поляне обедню – одиноко и торжественно.

Теплом веет от этого одинокого человека, горячо шепчущего слова молитвы.»

«На лице его было выражение удивительное – то самое, что бывает на лицах людей, вспоминающих детство или что-либо равноценно дорогое»)


  • А дальше – совершенно контрастная сцена. Какая? Зачитайте.
(Примерный ответ учащихся : убивающие щенка овчарки «блатари», которые варят из него суп)

  • На какие мысли наводит вас эта сцена?
(Примерный ответ учащихся : Мы словно ощущаем боль самой природы, внутри которой происходит распад человеческого, также как и борьба человека за самого себя.)

  • Что же спасает человека в этой бесчеловечной жизни?
(Примерный ответ учащихся : Шаламов: «Я знаю, что у каждого человека здесь было самое последнее, самое важное – то, что помогало жить, цепляться за жизнь, которую так настойчиво и упорно у нас отбирали».

Этим «самым последним» могло быть разное – стремление вернуться к родным, к семье, любовь к детям, вера в Бога.)


В рассказе «Васька Денисов, похититель свиней» голодный Васька пробирается в поселок, чтобы заработать тарелку супа или кусок хлеба, но поздно- хозяин вылил суп свиньям. Забравшись в чей-то чулан, Васька находит зарезанного и замороженного поросенка. Удрав от погони, герой рассказа заперся в красном уголке. «Когда вызван был отряд стрелков, и двери были открыты, и баррикада разобрана, Васька успел съесть половину поросенка».

  • Зачем пробирается Васька в поселок?

  • Почему старания Васьки оказались напрасными?

  • Когда был вызван отряд стрелков?

  • «Он шел покачиваясь от слабости, но не домой…», куда?

Растление – одно из главных слов в Шаламовском приговоре лагерю.
Обсуждение рассказа «Заклинатель змей» .

Слово учителя.

Во многих рассказах Шаламова говориться о власти в лагере «блатарей» над «врагами народа». «Друзьям » народа государство и поручало «перевоспитание» тех, кто попадал на Колыму по 58 статье.

Мысленно представим себе место обитания Платонова и его день до появления в темном бараке, при этом постараемся максимально опираться на слова писателя;

Вечная мерзлота. Здесь даже деревья «едва держаться за неуютную землю, и буря мягко вырывает их с корнями и валит на землю»;

Платонов - шурфовой рабочий. Но после работы, его ждет опять работа:


  • Какая работа его ждет?
«Надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две их десяти ежедневных перекличек. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами»

  • Как вы думает, зачем автор дает такое подробное перечисление вереницы действий?
Такое подробное перечисление вереницы действий, предстоящих обессиленным людям после каторжного труда, создает впечатление бесконечного дня, какой-то безысходности – да будет ли отдых уставшему телу?

Но до отдыха далеко. Еще предстоит пятикилометровый путь назад, но уже с тяжелым бревном, потому что машин не дают, а лошади не справляются: «лошадь ведь слабее гораздо чем человек, лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении и с многочасовой работой – тяжелой работой на морозе».


  • Платонов размышляет о природе человеческой выносливости: гибнут деревья, животные, «а человек живет». Почему?
Да потому, что «он цепляется за жизнь крепче, чем они. И он выносливее любого животного.

И вот мы с Платоновым вместе в бараке. Наконец-то, кажется, он может отдохнуть. «Ломило плечи, колени, мускулы дрожали», но «толчок в спину разбудил Платонова»…его «вытолкнули к свету»

Федечка – вор, «блатарь» - хозяин положения, в его власти жизнь человека. «Ты думаешь жить?»,- спрашивает он Платонова. Спрашивает «негромко», объясняет «ласково», но за этим поведение хищного зверя. Потому что за негромкими вкрадчивыми словами следует «сильный удар прямо в лицо», который сбивает Платонова с ног.

Федечка называет Платонова Иваном Ивановичем, для него все такие, как Платонов – Иван Ивановичи, он этим как бы обезличивает, обезымянивает людей, он для него твари. Когда еще не потерявший человеческое достоинство Платонов отвечает, что он не Иван Иванович, Федечка цедит: «Так отвечать нельзя. Вас, Иван Иванович, в институте разве так учили отвечать? ». Указывает Платонову на его место и предупреждает: «Иди тварь …Иди и ложись к параше. Там будет твое место. А будешь кричать - удавим» .

Платонов испытывает нравственное унижение, издевательство.

Страшно то, что Федечке скучно. «Урок», который он преподает Платонову, - короткое развлечение. «Скучно, братцы, - сказал Федя, зевая, - хоть бы пятки кто почесал, что ли…».- И вот с него угодливо снимают грязные рваные носки, и подобострастно улыбаясь, чешут пятки. Федечке не нравятся, как это делает молодой ворёнок. Вот, вспоминает он, был инженер на прииске «Косой», тот чесал. И это воспоминание говорит о том, что где бы Федя ни был, он везде чувствует себя хозяином, властелином. И вот Платонова поднимают снова, а потом еще раз, потому что Федечке не спится, опять скучно: «Хоть бы роман кто-нибудь тиснул».

Поражает, как много среди блатарей лакеев, угодных ради Федечки унижаться и унижать, а если потребует хозяин, то и убивать. Прииск был из одних воров. Страшна судьба единственного грамотного из них – Платонова. Его кормили, одевали за то, что он пересказывал Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. Это тоже унижение ради миски «супчика», которым жалует его Федя; он ведь помои не ест.


  • Осуждает ли автор Платонова за это? Почему?
На первый взгляд, да. «Мне это казалось последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов. Но я знаю, что это такое. Я слышал романистов»

Но когда Платонов спрашивает: «Осуждение ли это?» - рассказчик отвечает: «-Ничуть…- Голодному человеку можно простить многое, очень многое».


  • Шаламов дважды повторит, что он любит Платонова. За что? Воспринимаем ли мы написанный за него рассказ тоже, как знак любви, как последний поклон товарищу, который выжив на страшной «Джанхаре», всё-таки умер, как умирали многие, взмахнув кайлом, покачнулся и упал лицом вниз на колени

  • Шаламов оставляет за своим рассказом название придуманное Платоновым: «Заклинатель змей». Почему оно понравилось писателю, как вы думаете?
Ведь заклинатели силой своего воздействия способны загипнотизировать, заставить подчиниться своей воле. Удалось ли Андрею Федоровичу Платонову, «киносценаристу в своей первой жизни», роль заклинателя змей?
Обсуждение рассказа «Надгробное слово»

Слово учителя.

«Все умерли»…- так начинается рассказ «Надгробное слово».

В каждом рассказе, которые вы прочли самостоятельно, не обходиться без смерти. Страшным, ненасытным чудовищем предстает «Архипелаг Гулаг».

В рассказе «Две встречи» читаем, как в 1938 году, начальство решило пешком отправить этапы из Магадана на прииски Севера. От колонны в 500 человек, за пятьсот километров осталось в живых 30-40. «Остальные осели в пути- обмороженными, голодными, застрелянными»…

И вот «Надгробное слово». «Все умерли»

Кто, почему, как?

«Николай Казимирович Барбэ, товарищ, помогавший мне вытащить большой камень из узкого шурфа, бригадир, расстрелян за невыполнение плана участка»…

«Умер Иоська Рютин. Он работал в паре со мной. А со мной работяги не хотели работать. А Иоська работал»…

«Умер Иван Яковлевич Федянин. Он был философ. Волоколамский крестьянин, организатор первого в России колхоза. За организацию первого колхоза он получил срок – пятилетний срок заключения»…

«Умер Фриц Давид. Это был голландский коммунист Работник Коминтерна, обвинявшийся в шпионаже. Фриц Давид сошел с ума и его куда-то увели».

И еще смерть, и еще, и еще….

Но поражает нас финальная сцена этого рассказа, которая дает лучшее представление о зеках и их характерах.

В зимний рождественский вечер, возле железной раскаленной печки греются несколько зеков. И рассуждают о том, что будут делать, что будут делать когда вернуться домой. Бывший директор уральского треста, Петр Иванович Тимофеев, расчувствовался:

«- Я вернулся бы домой, к жене, к Агнии Михайловне. Купил бы ржаного хлеба-буханку! Сварил бы каши из магара – ведро! Суп, «галушки» - тоже ведро! И я бы ел всё это. Впервые в жизни наелся бы досыта этим добром, а остатки заставил бы есть Агнию Михайловну.

А ты?- Рука Глебова тронула колено нашего дневального.

Первым делом пошел бы в райком партии. Там, я помню, окурков было на полу бездна…

Да ты не шути…

Я и не шучу.

Вдруг я увидел отвечать осталось только одному человеку. И этим человеком был Володя Добровольцев. Он поднял голову, не дожидаясь вопроса. В глаза ему падал свет рдеющих углей из открытой дверцы печки- глаза были живыми, глубокими.

5. Давайте подведем итог нашему уроку.


  • Кто виноват в трагедии тысяч людей?

  • От чего же проза Шаламова так сильно воздействует на наши души и сердца?
Писатель выжил, чтобы рассказать правду, какой бы страшной она ни была.

Он показал, во что могут превратиться люди, лишенные человеческих условий жизни: как система убивает одних, а из других делает моральных уродов, преступников и убийц.

Человек не должен знать, не должен даже слышать даже о нем. Ни один человек не становиться ни лучше, ни сильнее после лагеря. Всё выстраданное в аду советских Освенцимов нашло отражение в «Колымских рассказах». Опыт Колымы включает смерть, унижение, голод, воскрешения, казни, превращение в животных переоценку ценностей, крушение привычных представлений о мире, о человеке, о его возможностях.

Шаламову ничего не надо было придумывать.

Автор «Колымских рассказов» хотел добиться максимальной убедительности своей прозы. Для него в первую очередь было важно «воскресить чувства» - то чувство, которое испытал человек в нечеловеческих условиях лагеря. «Чувство должно вернуться», побеждая контроль времени, изменение оценок, только при этом условии возможно воскресить жизнь.


6. Домашнее задание: Как вы думаете, кем чувствовал себя писатель, пройдя Колыму?

  1. Орфеем, спускавшимся в преисподнюю; или

  2. Плутоном, поднявшимся из ада.

(Информация к поиску: кто такой Орфей? Кто такой Плутон?)


Словарь к уроку.

1. Беллетристика – художественная проза

3. Блатари – уголовные элементы.

4. 58 статья – «враг нврода».

5. Литургия – христианское богослужение

6. Епитрахиль – часть облачения священника, расшитый узорами покров, надевавшийся на шею и носимый под ризой.

Литература.


  1. Русский язык и литература. 1991. №8.

  2. Огонёк. 1989 №22

  3. Шкловский Е.А. Варлам Шаламов.- М.: Знание, 1991.

  4. Совершенно секретно. Макеев С. Интервью, которого не было. №6, 2007.
сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Шрифт:

100% +

Варлам Шаламов
Заклинатель змей

* * *

Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю. Платонов рассказывал мне историю своей здешней жизни – второй нашей жизни на этом свете. Я нахмурился при упоминании прииска «Джанхара». Я сам побывал в местах дурных и трудных, но страшная слава «Джанхары» гремела везде.

– И долго вы были на «Джанхаре»?

– Год, – сказал Платонов негромко. Глаза его сузились, морщины обозначились резче – передо мной был другой Платонов, старше первого лет на десять.

– Впрочем, трудно было только первое время, два-три месяца. Там одни воры. Я был единственным… грамотным человеком там. Я им рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне, рассказывал по вечерам Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. За это они меня кормили, одевали, и я работал мало. Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь?

– Нет, – сказал я, – нет. Мне это казалось всегда последним унижением, концом. За суп я никогда не рассказывал романов. Но я знаю, что это такое. Я слышал «романистов».

– Это – осуждение? – сказал Платонов.

– Ничуть, – ответил я. – Голодному человеку можно простить многое, очень многое.

– Если я останусь жив, – произнес Платонов священную фразу, которой начинались все размышления о времени дальше завтрашнего дня, – я напишу об этом рассказ. Я уже и название придумал: «Заклинатель змей». Хорошее?

– Хорошее. Надо только дожить. Вот – главное.

Андрей Федорович Платонов, киносценарист в своей первой жизни, умер недели через три после этого разговора, умер так, как умирали многие, – взмахнул кайлом, покачнулся и упал лицом на камни. Глюкоза внутривенно, сильные сердечные средства могли бы его вернуть к жизни – он хрипел еще час-полтора, но уже затих, когда подошли носилки из больницы, и санитары унесли в морг этот маленький труп – легкий груз костей и кожи.

Я любил Платонова за то, что он не терял интереса к той жизни за синими морями, за высокими горами, от которой нас отделяло столько верст и лет и в существование которой мы уже почти не верили или, вернее, верили так, как школьники верят в существование какой-нибудь Америки. У Платонова, бог весть откуда, бывали и книжки, и, когда было не очень холодно, например в июле, он избегал разговоров на темы, которыми жило все население, – какой будет или был на обед суп, будут ли давать хлеб трижды в день или сразу с утра, будет ли завтра дождь или ясная погода.

Я любил Платонова, и я попробую сейчас написать его рассказ «Заклинатель змей».


Конец работы – это вовсе не конец работы. После гудка надо еще собрать инструмент, отнести его в кладовую, сдать, построиться, пройти две из десяти ежедневных перекличек под матерную брань конвоя, под безжалостные крики и оскорбления своих же товарищей, пока еще более сильных, чем ты, товарищей, которые тоже устали и спешат домой и сердятся из-за всякой задержки. Надо еще пройти перекличку, построиться и отправиться за пять километров в лес за дровами – ближний лес давно весь вырублен и сожжен. Бригада лесорубов заготовляет дрова, а шурфовые рабочие носят по бревнышку каждый. Как доставляются тяжелые бревна, которые не под силу взять даже двум людям, никто не знает. Автомашины за дровами никогда не посылаются, а лошади все стоят на конюшне по болезни. Лошадь ведь слабеет гораздо скорее, чем человек, хотя разница между ее прежним бытом и нынешним неизмеримо, конечно, меньше, чем у людей. Часто кажется, да так, наверное, оно и есть на самом деле, что человек потому и поднялся из звериного царства, стал человеком, то есть существом, которое могло придумать такие вещи, как наши острова со всей невероятностью их жизни, что он был физически выносливее любого животного. Не рука очеловечила обезьяну, не зародыш мозга, не душа – есть собаки и медведи, поступающие умней и нравственней человека. И не подчинением себе силы огня – все это было после выполнения главного условия превращения. При прочих равных условиях в свое время человек оказался значительно крепче и выносливей физически, только физически. Он был живуч как кошка – эта поговорка неверна. О кошке правильнее было бы сказать – эта тварь живуча, как человек. Лошадь не выносит месяца зимней здешней жизни в холодном помещении с многочасовой тяжелой работой на морозе. Если это не якутская лошадь. Но ведь на якутск

конец ознакомительного фрагмента

* * *

Мы сидели на поваленной бурей огромной лиственнице. Деревья в краю вечной мерзлоты едва держатся за неуютную землю, и буря легко вырывает их с корнями и валит на землю. Платонов рассказывал мне историю своей здешней жизни – второй нашей жизни на этом свете. Я нахмурился при упоминании прииска «Джанхара». Я сам побывал в местах дурных и трудных, но страшная слава «Джанхары» гремела везде.

– И долго вы были на «Джанхаре»?

– Год, – сказал Платонов негромко. Глаза его сузились, морщины обозначились резче – передо мной был другой Платонов, старше первого лет на десять.

– Впрочем, трудно было только первое время, два-три месяца. Там одни воры. Я был единственным… грамотным человеком там. Я им рассказывал, «тискал романы», как говорят на блатном жаргоне, рассказывал по вечерам Дюма, Конан Дойля, Уоллеса. За это они меня кормили, одевали, и я работал мало. Вы, вероятно, тоже в свое время использовали это единственное преимущество грамотности здесь?


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Вы думаете, самой опасной в мире является профессия шахтера или пожарного? Нет. По травматичности и количеству смертельных исходов ничто не сравнимо с профессией заклинателя змей. Но тем не менее это таинственное искусство, зародившееся в Древнем мире, существует по сей день.



И по сей день бородатый индус в чалме садится перед плетеной корзиной со своей дудочкой, чтобы показать людям чудо власти человека над злобной ядовитой коброй.

Смертельно опасно

Доктор Хамилтон Фэарли, который интересовался этим опасным занятием, проследил жизненный путь 25 заклинателей змей за 15-летний период. За это время 19 из них погибло от змеиного яда. Берти Пирс, известный ученым и натуралистам всего мира, был самым знаменитым среди них. Его основным занятием являлась продажа змей для музеев и доение» змеиного яда, используемого для приготовления сыворотки от укусов. А на досуге он развлекал туристов, собиравшихся поглазеть на его искусство. Однажды гадюка укусила его в руку, когда поблизости не оказалось сыворотки. Поэтому он решил выжечь яд, и с тех пор рукав его рубашки скрывал жуткие шрамы.



А однажды он отправился на свое привычное место, где устраивал представления со змеями, кода его помощник отсутствовал из-за болезни. Маленькая кобра укусила его в лодыжку -а укусы в это место всегда особенно опасны, так как там находится множество мелких кровеносных сосудов. Пирсу оказали медицинскую помощь, но на этот раз она не помогла. До этого змеи кусали его девять раз.

Вы можете задать вопрос, почему заклинатели не "<до-ят» змей перед тем, как начать представление, Дело в том, что яд в специальном мешочке накапливается у пресмыкающихся достаточно быстро, А заставлять змей кусать кусочек ткани снова и снова, пока мешочек не опустеет, довольно кропотливое занятие. Конечно, заклинатель может совсем вырвать ядовитые зубы, но люди, которые по-настоящему гордятся своей работой, редко делают это. Такие змеи становятся вялыми, больными и живут недолго.



Змеи не слышат?

Как обычно происходит представление? Факир в широком дохи, с пышными усами и бородой, увенчанный белой чалмой, садится, скрестив ноги, перед плетеной корзинкой, накрытой тряпкой. Прутья плотно прилегают друг к другу, так что разглядеть, что находится внутри, невозможно.

Достав из рукава традиционную дудку, длиной с полруки, он распускает веревочку, которой стянуто горло корзины, бережно откидывает полотнище. И из недр темницы поднимается змея. Чаще всего это кобра. Она грозно расправляет свой капюшон, но чарующие трели, которые заклинатель извлекает из музыкального инструмента, заставляют ее покорно замереть на месте. Змея словно двигается следом за флейтой, немигающие холодные глаза пристально смотрят на инструмент, Она заворожена... Чем?

В первую очередь стоит уяснить главное: органы слуха у рептилий развиты чрезвычайно слабо, в основном змеи способны воспринимать лишь колебания, распространяющиеся по земле или в воде. Они совершенно иначе воспринимают окружающий мир. Тогда что заставляет их повиноваться факирам?



И все же змеи действительно реагируют на высокую по тональности музыку флейты. Существует теория, что определенная вибрация воздуха ударяет по чешуйкам кожи или кончикам ребер змеи -примерно так же, как ступни о землю при ходьбе. Так что игра на флейте скорее возбуждает кобру, нежели околдовывает ее.
Понаблюдайте за заклинателем змей с его корзинами для кобр, и вы увидите: он не полагается на свою дудочку, когда ему нужно выманить оттуда змей, чтобы начать представление. Он слегка ударяет по корзине, и тогда появляется змея.

Заклинатели действительно обладают подлинным мастерством, но зрители редко осознают, что на самом деле происходит вовсе не то, что им кажется. Покачивание кобры в такт музыке заклинателя не что иное, как попытки змеи следить за движениями человеческой руки. Стоит внимательно изучить поведение заклинателя змей, и вы увидите следующее: продуманные движения его руки и тела как бы контролируют поведение змеи. Он приближается к ней не спеша, всегда стараясь при этом не встревожить животное. И стоит лишь ей проявить признаки раздражения, он кладет ее обратно в корзину и, чтобы продолжить представление, выбирает другую, более сговорчивую «артистку».

Секреты мастерства

Секретом заклинания змей заинтересовался известный французский журналист Андрэ Виллерс. Уникальными наблюдениями он поделился в своих знаменитых «Пяти уроках заклинания».



Он снимал номер в самой дорогой гостинице Бенареса, где селились богатые туристы, приезжающие смотреть диковины священного города Индии. По соседству, в парке, факиры-заклинатели ловко раскладывали инвентарь и за десять рупий извлекали флейту, чтобы выманить из круглых плетеных корзин своих грозных питомцев. Тут были все - от королевской кобры, чей укус влечет почти мгновенную смерть, до удава, чьи объятия тоже гарантируют смертельный исход - разве что чуть позже.

Андрэ стал самым прилежным зрителем факирских номеров. Вскоре у него завязались приятельские отношения почти со всеми заклинателями. Как большинство индийцев, они были очень внимательны к чужестранцам. Однако сразу же напрочь забывали английский, едва кто-то переходил к обстоятельным вопросам, касающимся секретов их ремесла.

Виллерс решил завести разговор со старейшим и самым авторитетным факиром по имени Рам Дасс. В нем он намекнул, что прекрасно знает о том, что флейта не играет никакой роли в заклинании. Ответом была лишь вежливая улыбка.

Факир долго не желал отвечать на вопросы чужеземца. Но тот был настойчив и обаятелен. И в конечном счете журналист попросил провести с ним «курс молодого факира» за разумную плату. После традиционных для Востока торгов они сошлись на цене в 25 долларов за каждый урок. Это был прорыв. До того ни один европеец не мог даже приблизиться к этой закрытой и таинственной группе профессионалов.



- А если кобра укусит меня? - робко поинтересовался журналист.

Боги этого не допустят. Но даже если это случится, у нас есть свои лекарства. Скорее всего ты не умрешь.
Что ж, оставалось уповать на сыворотку Пастеровского института, но больше на собственное везение.

Уроки заклинания

Первый урок был жестким и пугающим. Факир предложил Андрэ протянуть руки вперед. После чего выложил на них несколько крохотных змеек. Это были маленькие цветочные змеи -рептилии абсолютно безобидные и в обилии обитающие на всей территории Индии. Своего рода испытание нервов. Рам Дасс хотел проверить, насколько силен дух мужчины. Дабы страх перед змеями не ослепил ученика и не стал помехой в ответственный момент.

Журналист с мужеством перенес все испытания. И двухголовая змея (высокоразвитый крупный дождевой червь), и банановая змейка, самая быстрая и проворная змея полуострова Индостан, не напугали его.
Еще один важный момент Виллерс уяснил для себя: когда на шею ему повесили питона, который медленно, но верно начал сжимать кольца и душить его, и дело приняло серьезный оборот, заклинатель вынул из рукава свою флейту, и питон тут же разжал стальные тиски смертельных обьятий - дрессировке поддавались не только кобры, но и прочие змеи. Видимо, кобры просто смотрелись более эффектно.

Второй урок открыл все тайны заклинательства. Рам Дасс принес с собой корзину, прикрытую тряпкой. Затем вытряхнул оттуда великолепную кобру больше двух метров в длину. Та встрепенулась, распустила капюшон с видимым рисунком и ринулась на дрессировщика. Тот был настороже и врезал агрессорше флейтой по зубам. Кобра упала, но тут же вновь бросилась в нападение,и оно закончилось для нее плачевно.

Раз за разом кобра выказывала свой злобный нрав, пока совсем не выбилась из сил и не обратилась в бегство. Не тут-то было! Рам Дасс вновь оказался у нее на пути, грозя своей музыкальной дубиной. Опасная игра длилась с четверть часа. Змея, получая при каждой попытке нападения жестокий удар, теряла драчливость и под конец, обессилев, юркнула в корзину.

Рам Дасс, утирая пот, объяснил, что главное - сломить волю змеи. Показать ей свою силу. А дудка должна служить своеобразным стоп-сигналом. Когда змея видит ее, она инстинктивно понимает, что будет наказана, если попытается напасть. Для того чтобы добиться полного подчинения, требуется несколько недель упорных тренировок.

Есть змеи, которые отказываются подчиняться даже после курса карательной «флейтотерапии». Таких обычно отправляют на ринг (еще одним развлечением в Индии являются бои змей против мангустов).

На последних уроках журналист сам учился управлять кобрами, которые уже были вышколены. И даже дал небольшое представление вместе с факирами перед зданием отеля, где жил. Зрелище собрало множество народа. Еще бы. ведь ни один европеец не представал раньше в образе настоящего заклинателя змей.

Василий Амелькин

Разделы: Литература

Цели урока:

  • познакомить с трагической судьба писателя и поэта Варлама Шаламова; выявить особенности сюжета и поэтики "Колымских рассказов";
  • развивать навыки литературоведческого анализа, умение вести диалог;
  • формировать гражданскую позицию старшеклассников.

Оборудование: портрет В.Шаламова, мультимедийная презентация

Ход урока

1. Этап целеполагания.

Музыка. "Реквием" В.Моцарта

Учитель (читает на фоне музыки)

Всем, кто клеймен был статьею полсотни восьмою,
кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,
кто по суду, без суда, совещаньем особым
был обречен на тюремную робу до гроба,
кто был судьбой обручен кандалами, колючкой, цепями
им наши слезы и скорбь, наша вечная память! (Т.Руслов)

Сегодня на уроке нам предстоит вести разговор о политических репрессиях в Советском Союзе, о людях, пострадавших от них, о писателе удивительной судьбы - Варламе Тихоновиче Шаламове - и его прозе. Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока

(слайд 1). Дома вы прочитали рассказы Варлама Шаламова. Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (Ответы учащихся: познакомиться с творчеством В.Шаламова, его биографией, осмыслить его произведения).

Варлам Тихонович Шаламов почти 20 лет провел в советских лагерях, выжил, выстоял и нашел в себе силы написать об этом в произведении "Колымские рассказы", с некоторыми из которых вы успели познакомиться. Как вы приняли эти рассказы? Что удивило, поразило, возмутило? (Ответы учащихся)

В чем же загадка "Колымских рассказов"? Почему сам автор считает свои произведения "новой прозой"? Это ключевые вопросы нашего урока (слайд 2).

2. Актуализация знаний учащихся.

Но чтобы понять прозу Шаламова, надо хорошо представлять себе исторические события тех лет.

Сообщение ученика "История репрессий в СССР"

А.И.Солженицын сказал: "Никакой Чингиз-хан не уничтожил столько мужика, сколько славные наши Органы, ведомые Партией". Безусловно, все это не могло коснуться и литературного процесса. Вспомним некоторые факты.

Сообщение ученицы "Репрессии в литературе" (Должны быть упомянуты следующие факты: Задохнулся от отсутствия воздуха свободы Александр Блок в 1921 году. Расстреляны: Николай Гумилев в 1921 году по обвинению в контрреволюционном заговоре, Борис Пильняк в апреле 1938 года, Николай Клюев и Сергей Клычков в октябре 1937 года, Исаак Бабель в январе 1940 года. Погиб в лагере в 1938 году Осип Мандельштам. Покончили самоубийством, не выдержав поединка с тоталитарным режимом, Сергей Есенин в 1925 году, Владимир Маяковский в 1930 году, Марина Цветаева в 1941 году. Умерли в изгнании Иван Бунин, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Игорь Северянин, Вячеслав Иванов, Константин Бальмонт, Иосиф Бродский, Александр Галич. Подверглись гонениям Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Борис Пастернак. Прошли ГУЛАГ Александр Солженицын, Анатолий Жигулин, Николай Заболоцкий, Ярослав Смеляков, Иосиф Бродский. В Доме литераторов в Москве висит мемориальная доска в память о тех писателях, кто погиб на войне - 70 человек. Предложили повесить такую же доску с именами репрессированных, но потом поняли - места не хватит. Все стены будут исписаны.)

Учитель . Назовем еще одно имя в этом скорбном списке - В.Т.Шаламов, один из тех, кто поставил своей задачей - выжить и рассказать правду. Эта тема звучит и в творчестве А.Солженицына, и Юрия Домбровского, и Олега Волкова, и Анатолия Жигулина, и Лидии Чуковской, но сила книг В.Шаламова просто потрясает (слайд 3).

В судьбе Шаламова столкнулись два начала: с одной стороны - его характер, убеждения, с другой - давление времени, государства, стремившегося уничтожить этого человека. Его талант, его страстная жажда справедливости. Бесстрашие, готовность делом доказать слово: Все это было не только не востребовано временем, но и стало слишком опасным для него.

3. Изучение нового материала. Работа в группах по изучению биографии Варлама Шаламова.

Работа в группах. (Учащиеся разбиты на группы заранее).

На каждом столе есть тексты с биографией В.Т.Шаламова. Прочитайте, выделите основные вехи биографии (маркером), будьте готовы ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Где и когда родился Шаламов? Что можно сказать о его семье?
  2. Где учился В.Шаламов?
  3. Когда В.Шаламов был арестован и за что?
  4. Каков был приговор?
  5. Когда и где отбывал наказание Шаламов?
  6. Когда Шаламов был вновь арестован? Какова причина?
  7. Почему ему продлили срок в 1943 году?
  8. Когда Шаламов освобождается из лагеря? А когда возвращается в Москву?
  9. В каком году начинает работать над "Колымскими рассказами"?

(Ответы на вопросы сопровождаются слайдами с фотографиями)

Учитель: Умер Варлам Шаламов 17 января 1982 года, потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни.

  • "Колымские рассказы" - главный труд писателя. 20 лет отдал он на их создание. Читатель узнал 137 рассказов, собранных в 5 сборниках:
  • "Колымские рассказы"
  • "Левый берег"
  • "Артист лопаты"
  • "Воскрешение лиственницы"
  • "Перчатка, или КР-2"

4. Анализ "Колымских рассказов".

  • Какие рассказы Вы прочитали? (Ответы учащихся)

Работа в парах.

Давайте составим кластер со словом "Колыма". Попытайтесь отразить в нем ваше восприятие мира Колымы, какие чувства в нем преобладают? Работаем в парах, стараемся договориться. Кластеры крепим на доску и зачитываем.

Обратимся к рассказу "Надгробное слово". Вопросы для анализа:

1. Какое впечатление производит рассказ, начинающийся словами: "Все умерли:"? Все: это кто, почему, как? (ответы) Да, это люди, о которых сам Шаламов скажет: "Это судьба мучеников, не бывших, не умевших и не ставших героями". Но они оставались людьми в таких условиях - а это многое значит. Писатель показывает это немногословно, всего одной деталью. Деталь очень важна в прозе Шаламова. Вот такая, например, небольшая подробность: ": бригадир Барбэ - товарищ, помогавший мне вытащить большой камень из узкого шурфа". Бригадир, который в лагере обычно враг, убийца, называется товарищем. Он помог зеку, а не прибил его. Что открывается за этим? (При товарищеских отношениях план не выполнялся, потому что выполнить его можно было только при нечеловеческой, смертельной нагрузке. На Барбэ донесли, и он погиб.)

2. Рассказы страшные, жуткие истории. О чем мечтают люди в рождественскую ночь? (ответы) И вот голос Володи Добровольцева (обратите внимание на фамилию): "- А я, - и голос его был покоен и нетороплив, - хотел бы быть обрубком. Человеческим обрубком, понимаете, без рук, без ног. Тогда я бы нашел в себе силу плюнуть им в рожу за все, что они делают с нами." А почему он хочет быть обрубком?

3. Что является сюжетом рассказа? (Смерть). Смерть, небытие и есть тот художественный мир, в котором разворачивается действие рассказа. И не только здесь. Факт смерти предшествует началу сюжета. Согласитесь, что это необычно для русской прозы.

Поработаем с рассказом "Заклинатель змей". Каждая группа получает свое задание. 1 группа - Прочитайте начало рассказа, найдите слова и словосочетания, которые действуют на чувства читателя. Какие чувства возникают? 2 группа - Какие "тонкие" и "толстые" вопросы возникли у вас при чтении рассказа? 3 группа - Какие фрагменты рассказа требуют осмысления и размышления?

В процессе анализа рассказа мы обязательно обратим внимание на те непростые вопросы, что у вас возникли. Попробуем разобраться вместе.

  • Почему же рассказ называется "Заклинатель змей"? Кого можно считать заклинателем змей?
  • Почему Платонов согласился все-таки рассказывать романы? Можно ли его осуждать?
  • Согласие Платонова "тискать романы" - это проявление силы или слабости?
  • Почему у Платонова развилась сердечная болезнь?
  • Каково авторское отношение к такому способу улучшить свое положение? (Резко отрицательное)
  • Как изображен Сенечка? Что он собой олицетворяет?

(На первый взгляд кажется, что рассказ о противостоянии политических и блатных, но если вглядеться глубже, то не случайно Платонов - киносценарист-интеллигент противостоит блатарям, те. духовность противостоит грубой силе. Но есть и еще один план, связанный с темой "художник и власть", "художник и общество". "Тисканье романов" - эта фраза из блатного жаргона сама по себе является мощной сатирической метафорой: подобное "тисканье" в угоду сильным мира сего является древней и трудно изживаемой чертой литературы, Шаламов сумел показать свое негативное отношение и к "змеям", и к "заклинателям".)

Рассказ "Последний бой майора Пугачева". Исследователь творчества Шаламова Валерий Есипов пишет, что "Шаламов ни одного слова не писал просто так".

  • О чем повествует этот рассказ?
  • Почему в начале рассказа автор сравнивает аресты 1930-х и 1940-х годов? Чем отличались бывшие фронтовики от других заключенных?
  • Расскажите о судьбе майора Пугачева. Какова судьба его товарищей? Как повлиял на них опыт войны?
  • Как вели себя заключенные во время побега?
  • Почему в госпитале не было раненных заключенных? Зачем лечили Солдатова?
  • Почему рассказ завершается гибелью Пугачева?

Какое чувство остается после прочтения рассказа? Как проявляется авторское отношение к героям? (Об авторском отношении к героям говорит и фамилия - Пугачев, и то, что автор постоянно называет его по званию - майором, подчеркивая, что он - боец, бросивший вызов лагерным властям, и улыбка майора при воспоминании о погибших товарищах перед собственной смертью. Шаламов скажет о нем - "трудная мужская жизнь", перед смертью подарит ему безвкусную ягоду бруснику, дважды повторит слова "лучшие люди" и вспомнит его улыбку, испытывая радость от того, что в человеке есть духовная высота.)

Почему Шаламов, утверждавший, что удачных побегов на Колыме быть не может, прославил майора Пугачева? В чем же подвиг майора Пугачева? (Подвиг Пугачева и его товарищей состоит не в том, что они отстаивали свою свободу с оружием в руках, не в том, что они повернули свои автоматы против советской власти, не в том, что они - все до одного - предпочли гибель сдаче. Они стали героями, потому что отказались принять навязываемую им систему мышления и чувства. Осознав лагерь как внечеловеческую систему, они отказались в ней существовать. Побег - из лагеря в тайгу - из Лагеря в Мир - был, несомненно, чудом физической отваги, но прежде всего детищем отважной мысли.)

Написав сказку, очень важную для писателя лично, Шаламов выводит новый лагерный закон - закон сохранения личности, отвечает на вопрос, как же выбраться из этого мира смерти. В тот момент, когда Шаламов поставил себе задачу "запомнить и написать", он, подобно Пугачеву и его товарищам, повел бой по своим правилам - из Заключенного стал Писателем, перенес сражение с внечеловеческой системой на чуждую лагерю и родную для него самого территорию культуры.

Учитель: Ребята, сумели ли мы с вами приблизиться к разгадке тайны "Колымских рассказов?" Какие особенности прозы Шаламова, названной "новой прозой", мы отметим?

(Тайна "Колымских рассказов" в том, что при всем отрицательном автор сумел показать, что люди остаются людьми даже в нечеловеческих условиях, есть способ бороться с этой системой - не принимать ее правил, побеждать ее силой искусства и гармонии. Особенности "новой прозы" Шаламова: документальность, лаконизм повествования, наличие детали- символа.)

Давайте попробуем по группам составить синквейны по темам: "Колымские рассказы", "Человек", "Варлам Шаламов", так чтобы вы смогли высказать свои чувства после нашего урока.

Домашнее задание: написать рецензию на один рассказов Шаламова, используя пирамиду "критика"; посмотреть фильм "Завещание Ленина".

Литература.

2. Валерий Есипов. "Развеять этот туман" (Поздняя проза В.Шаламова: мотивации и проблематика)// www.shalamov.ru/research/92/

3. Н.Л.Крупина, Н.А.Соснина. Сопричастность времени. - М., "Просвещение", 1992

mob_info