Примирение с югославией. Разрыв отношений югославии и ссср Советская югославия

«Всю ответственность за создавшееся положение несут Тито, Кардель, Джилас и Ранкович. Их методы — из арсенала троцкизма. В компартии нетерпим такой позорный террористический режим», — эти строчки из советского доклада «О положении в Компартии Югославии» были вписаны туда самим Иосифом Сталиным.

Пройдет несколько дней, и 28 июня 1948 года Коммунистическая партия Югославии под руководством ее лидера Иосипа Броз Тито будет исключена из Информбюро компартий по предложению СССР.

Отношения двух стран, которые еще недавно воевали против общего противника — нацистской Германии, были поставлены на грань войны друг с другом. Вооруженного противостояния не случилось, но ссора между Сталиным и Тито привела к долговременному конфликту, который закончился лишь после смерти лидера СССР.

Советский доклад привел прославленного югославского политика в тяжелое состояние. «Тито три часа ходил взад-вперед по своей комнате, потрясенный выдвинутыми Сталиным тяжелейшими обвинениями», — так описывает поведение лидера историк Юрий Гиренко в книге «Сталин — Тито», опубликованной в 1991 году.

Казалось, еще совсем недавно отношения между двумя странами были вполне уважительными: Сталин расточал комплименты в адрес Тито, а Тито — Сталину. Во время последнего визита югославской делегации в СССР, Сталин даже позволил себе полушутя сказать, что «Тито останется для Европы», так как он - Сталин — «долго не проживет».

Лидер югославских партизан, разгромивший нацистов практически без поддержки со стороны СССР и Запада, Тито действительно пользовался популярностью не только в Югославии, но и в Европе. Со Сталиным он говорил уважительно, но во многом на равных, считая, что имеет на это право.

Однако Сталин думал иначе. Руководитель главной державы-победительницы, он считал, что Югославия должна оставаться в советской зоне влияния и согласовывать с ним все действия не только во внешней, но и во внутренней политике.

Раздражение Москвы начало вызывать желание Тито заключить болгаро-югославский договор, речь в котором — ни много ни мало — шла о создании «Балканской Федерации». В этом стремлении Тито поддерживал хорошо знавший его болгарский лидер Георги Дмитров, однако Сталин выступал резко против таких отношений между двумя странами.

Тито принял линию Сталина и пошел на попятную, но совсем от своих планов с не отказался. Он запланировал привлечь к своим планам Албанию. Ее руководитель , убежденный сталинист, не был в большом восторге от замысла. Однако, как убежденному националисту, не понравились планы югославского руководства придвинуть свои войска к албанской границе.

В СССР также были не в восторге, хотя Тито и объяснил, что он таким образом якобы хочет защитить Албанию от возможного захвата со стороны Греции. В Москве же заявили, что ситуацией могут воспользоваться англичане, чтобы развязать конфликт на Балканах.

Одновременно в Кремле опасались и влияния англичан на самого Тито. У югославского лидера действительно сложились хорошие отношения с британскими военными и премьером , который также искал возможность перетянуть Тито на свою сторону.

У каждой стороны были свои аргументы, но Сталиным уже двигало желание наказать строптивого Тито и его соратников. Сам Тито понимал это — в начале июня он собрал расширенное заседание Политбюро ЦК Компартии Югославии, где заявил, что «СССР оказывает на нас давление и речь идет о независимости нашей страны».

Его слушали со вниманием. Крепко сбитый, в неизменной пилотке с красной звездой, он умел говорить и пользовался авторитетом среди товарищей по партии. Он действительно заслужил его, ведь он, как и они, ходил под пулями, спал на голой земле и пил с ними чай из одной кружки. Его верный соратник Милован Джилас скажет тогда, что главным вопросом было, «будет ли социализм развиваться свободно или посредством расширения СССР».

Шпион, выйди вон

Сам Тито видел Югославию дружественным, но независимым от СССР государством — иного он представить себе не мог, хотя признавался, что разрыв дался ему тяжело. Разрыв действительно был стремительным — в СССР стали грозить карами югославским отступникам, а в газетах начали писать о «фашистской клике Тито». «Мы располагаем данными, что Тито — иностранный шпион», заявил сталинский подручный .

Зная характер Сталина, Тито стал всерьез опасаться за свою жизнь. Опасаясь вторжения СССР, он довел военные расходы страны до 23% и даже заручился поддержкой США.

Конфликт Тито и Сталина был неминуем и, конечно, не потому что Тито был противником социализма.

Однако, борясь со Сталиным, Тито брал на вооружение сталинские методы. При этом свой гнев он обрушил и на тех, кого считал агентами Сталина внутри страны. Опасаясь раскола Компартии Югославии, из нее по указанию Тито были исключены те, кого считали неблагонадежными.

Более 16 тыс. человек были подвергнуты заключению на Острове Голом и, хотя условия пребывания там были мягче, чем условия сталинских лагерей, часть заключенных погибли. Впоследствии эти печальные события найдут свое отражение в фильме «Папа в командировке» .

«Конфликт со Сталиным далеко не сразу избавил югославское руководство от сталинского догматизма», — пишет в своей книге «Сталин — Тито» Юрий Гиренко.

СССР вовсю вел пропагандистскую войну против Тито — вчерашнего героя войны югославского лидера в советских журналах изображали в виде паука в фуражке с нацистской свастикой, а писала, что Югославией правит «клика политических убийц».

В этих условиях Тито посчитал необходимым пойти на сближение с Западом, который, обещая щедрые кредиты, ставил довольно жесткие условия.

Отношения с СССР начали постепенно нормализоваться лишь через несколько лет после смерти Сталина. Улучшению помог визит Хрущева в 1955 году, который готовился в трудных условиях, вспоминал впоследствии Сергей Хрущев, сын советского лидера. Многие из соратников Хрущева не желали иметь ничего общего с «кликой Тито» и противились восстановлению отношений.

Принимали советского лидера тепло — ему показывали ухоженные могилы советских воинов, павших в Югославии, старались говорить с ним по-русски и говорили об общих славянских корнях. Но о возвращении в советский блок не было и речи. «Югославия никуда не пойдет, она останется такой, какой и была», — сказал Тито советскому лидеру.

В 1961 году Тито вместе с индийским лидером Джавахарлалом Неру и президентом Египта Гамалем Абделем Насером создадут Движение «неприсоединения». Ровные отношения со всеми и невхождение в военные блоки станет официальной политикой Югославии на долгие годы. Трудолюбие жителей, экономические реформы, кооперация с Западом и СССР сделает Югославию процветающей европейской страной, хотя и авторитарной. Со своим верным соратником вице-президентом Милованом Джиласом Тито рассорится, а после написания критических книг Джилас проведет несколько лет в тюрьме.

«Югославия Тито» закончит свое существование со смертью Тито в мае 1980 года. На его похороны съедутся 124 иностранные делегации, и это будут единственные похороны в истории, на которых будет присутствовать и глава Великобритании , и лидер КНДР Ким Ир Сен.

Когда зрители футбольного матча в городе Сплит услышат о смерти Тито, весь стадион в едином порыве начнет петь патриотическую песню «Друг Тито, мы тебе клянемся, что никогда не свернем с твоего пути».

В июне 1989 года Джилас, который напишет книгу «Тито. Мой друг и мой враг», назовет югославского лидера «искусным и одаренным политиком»: «Тито — крупная историческая личность, которую невозможно выбросить из истории».

С весны 1953 г. советское руководство стало предпринимать меры по нормализации отношений с Белградом. Была прекращена кампания критики «клики Тито». В июне 1953 г. стороны снова обменялись послами (послы были отозваны во время конфликта, хотя дипломатические отношения между странами сохранялись). Затем был подписан ряд торговых и платежных соглашений. В 1954 г. в Москве по инициативе Н.С.Хрущева была создана специальная комиссия для изучения югославского вопроса. Она должна была заключить, является Югославия «социалистической» или «капиталистической», чтобы исходя из этого решить, как строить с ней отношения. В отличие от В.М.Молотова (в 1953 г. он снова стал министром иностранных дел СССР вместо А.Я.Вышинского), считавшего, что эти отношения нужно строить как с любым другим буржуазным государством, Хрущев полагал, что Югославию нужно «вернуть в социалистический лагерь». Он решил (вопреки сопротивлению В.М.Молотова) первым поехать в Белград, чтобы принести извинения И.Б.Тито за допущенные при И.В.Сталине промахи.

Визит первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева и председателя Совета министров СССР НА.Булганина в Югославию состоялся в конце мая – начале июня 1955 г. В материалах по итогам визита стороны признали друг друга социалистическими странами, хотя идею единого, солидарного и сплоченного «социалистического лагеря» Белград не признал. Подписанная в ходе визита совместная декларация зафиксировала нормализацию советско-югославских отношений на принципах взаимного уважения суверенитета, независимости, равноправия и невмешательства во внутренние дела. Это означало, что основой межгосударственных отношений двух стран признавался не принцип «пролетарского интернационализма» (как в отношениях СССР с другими социалистическими государствами), а принцип «мирного сосуществования» (как в развитии связей с капиталистическими и развивающимися странами). Москва фактически согласилась уважать особый статус Югославии как страны, стоящей в международной политике на промежуточной платформе между СССР и странами Запада. Москва также фактически впервые признала, что советская модель социализма не является единственно возможной.

Конференция стран ЕОУС в Мессине (июнь 1955)

К лету 1955 г. шок от провала проекта ЕОС прошел. Западноевропейские страны смирились с реальностью: сотрудничество в обеспечении безопасности на европейской основе несостоятельно, и его надо перевести в евроатлантическое русло. Это не означало отказа от европейской интеграционной идеи как таковой. Лидеры материковой Европы решили продолжить наднациональное взаимодействие – но в экономической сфере. «Экономизация» интеграционной концепции Западной Европы наметился на встрече шести стран ЕОУС в Мессине (Италия) 1-2 июня 1955 г. Главным на {?} конференции было решение о создании комитета экспертов, задачей которого стала разработка концепции экономико-политической интеграции Западной Европы с акцентом на сотрудничестве в развитии единого европейского рынка. Это направление интеграции стало впоследствии магистральным.

На конференции был уделено много внимания сотрудничеству в области энергетики, прежде всего в сфере мирного использования атома. Были сформулированы цели в области экономической политики стран-участниц, первоочередными из которых были создание свободного от таможенных пошлин и количественных ограничений «общего рынка».

Конференция в Мессине положила начало новому этапу интеграции. Укрепление положения Западной Европы в мировой экономике, положительные сдвиги в экономической структуре западноевропейских стран, углубляющаяся специализация, автоматизация производства, ускорившаяся научно-технической революцией, концентрация производства и создание крупных предприятий требовали разрыва тесных рамок национальных рынков и сотрудничества в международном масштабе. Опыт деятельности ЕОУС давал надежду на успех. Было замечено, что рост взаимной торговли продукцией ЕОУС между шестью входящими в него странами намного опережал общий рост объема торговли между ними.

Женевский саммит (июль 1955)

Советские инициативы в отношении Германии, частичное смягчение позиций в отношениях с Турцией, корейском вопросе, и, конечно, гибкость при разрешении «проблемы Австрии» обеспечили политико-психологический успех советскому мирному наступлению. Нельзя сказать, что общественное мнение Запада стало доверять Москве. Но даже консервативные политики, особенно в Европе, понимали, что в СССР начались серьезные изменения, смысла которых в западных столицах не могли уяснить. Советской дипломатии в международных делах удалось отчасти перехватить инициативу. Западные лидеры должны были стараться вернуть эту инициативу себе.

Это было особенно важно для Великобритании, где в мае 1955 г. должны были состояться очередные выборы. Премьер-министр У.Черчилль не хотел идти на них под аккомпанемент критики за косность и неумение приспосабливаться к изменившимся международным реалиям – главным из которых была новая внешняя политика СССР. На смягчении подхода к отношениям с Москвой настаивал британский министр иностранных дел А.Иден, который рассчитывал вскоре стать премьером, так как У.Черчилль был тяжело болен. А.Идену было важно козырнуть перед избирателями броской внешнеполитической инициативой. Таковой стало предложение Великобритании созвать в июне 1955 г. четырехстороннее совещание на высшем уровне в Женеве. {?}

Д.Эйзенхауэр и, в еще большей степени, Дж.Ф.Даллес не видели смысла в его проведении, поскольку считали политику СССР по-прежнему экспансионистской. Однако британская сторона настаивала и в конце концов смогла убедить Вашингтон поддержать ее предложение. За созыв конференции высказались в Париже и Москве.

18 июля совещание в Женеве открылась. Московская делегация попыталась вернуться к обсуждению германского вопроса, уже согласившись признать статус-кво в Германии, то есть фактическое существование двух германских государств. Советская сторона представила план обеспечения коллективной безопасности в Европе. Он состоял из двух частей. Первая – предусматривала заключение многостороннего договора с участием ГДР и ФРГ. Страны-участницы договора должны были принять на себя обязательство отказаться от применения силы в решении международных споров. (В 1975 г. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе вобрал в себя эту идею.) Вторая часть советского проекта намечала в перспективе после подписания общеевропейского договора формирование системы гарантийных обязательств по обеспечению военно-политической безопасности для всех европейских стран. По мере формирования такой системы предполагалось распустить имевшиеся в Европе военные блоки. Предложения Москвы не были приняты.

Американская делегация видела перспективу решения германской проблемы иначе. Вашингтон предлагал провести в обеих частях Германии свободные выборы, зная после событий 1953 г. в ГДР о недовольстве восточногерманского населения коммунистическим правлением. Затем, как рассуждала американская сторона, с учетом итогов выборов немцы сами решат, оставаться им в НАТО или Варшавском договоре. Тогда можно будет заключать общий договор о коллективной безопасности в Европе с участием такой Германии, какой она окажется после выборов. Эта схема была поддержана Францией и Британией, но она оказалась неприемлемой для СССР.

Споры разгорелись и по вопросу о принципе «открытого неба», который поставила на обсуждение делегация США. Американская сторона предлагала в качестве меры доверия разрешить свободные полеты самолетов-разведчиков и проведение аэрофотосъемок территории всех государств. Советская сторона была готова согласиться на аэрофотосъемки только в зоне шириной 800 км по обе стороны линии соприкосновения вооруженных сил НАТО и ОВД – таким образом, что территория СССР фактически в эту зону не попадала. Западные страны высказались против.

Женевский саммит не дал практических результатов. Но он оказалась первой крупной инициативой по развитию диалога между противостоящими военно-политическими группировками после окончания Второй мировой войны. Конференция имела значение как выражение настроя противоборствующих стран на разрешение споров через обсуждение, переговоры и компромисс. В этом состоял «дух Женевы».

Разрыв отношений Югославии и СССР

Поначалу казалось, что ФНРЮ будет тесно сотрудничать с СССР, однако на практике все оказалось не так просто, и между двумя странами начал назревать конфликт. Дело в том, что «крестьянский вождь» (так назвал Иосипа Броз Тито В.М. Молотов), хотя и был убежденным коммунистом, не всегда выполнял «приказы Москвы». Он не без оснований считал, что в годы войны партизаны получали относительно небольшую поддержку от СССР, а в послевоенные годы, несмотря на все обещания И.В. Сталина, СССР не оказывал достаточной экономической помощи Югославии. С другой стороны, активная внешняя политика маршала Тито (это звание было им получено в 1943 году), не нравилась Сталину и его окружению.

28 июня 1948 года накапливавшиеся в течение длительного времени противоречия прорвались наружу. Произошло это следующим образом. 19–23 июня под Бухарестом проходило совещание Коминформа (Коммунистического информационного бюро коммунистических и рабочих партий), на котором обсуждался вопрос о действиях югославского руководства. Югославские коммунисты приехать на него отказались. 28 июня чешская коммунистическая пресса первой опубликовала итоговое коммюнике этого совещания, в котором говорилось о том, что КПЮ вступила на ложный путь в области внешней и внутренней политики и в своих отношениях с СССР, а лично товарищ Тито был осужден за ревизионизм, троцкизм и другие идеологические ошибки.

Портреты И. Сталина и И. Тито на первомайской демонстрации в Белграде. 1946 г.

Это коммюнике произвело эффект разорвавшейся бомбы: долго зревший конфликт и раскол стали гласными.

После этого югославские коммунисты решили, что капитализм представляет для независимости Югославии меньшую опасность, чем Советский Союз, и они фактически порвали с единым коммунистическим фронтом. В результате Югославия получила свободу в разработке планов собственного пути строительства социалистического общества. Со своей стороны, в СССР Тито стали называть «империалистическим шпионом», а Белград - «американским центром шпионажа и антикоммунистической деятельности».

Из книги Россия в войне 1941-1945 автора Верт Александр

Глава X. Некоторые вопросы международных отношений и внешней политики СССР в 1943 г. В октябре 1943 г. министры иностранных дел Большой тройки - Молотов, Корделл Хэлл и Иден - встретились в Москве. Это совещание наряду с решением других задач должно было подготовить почву для

Из книги Италия. Враг поневоле автора Широкорад Александр Борисович

Глава 19 Установление дипломатических и торговых отношений с СССР Италия - традиционный деловой партнер России. Развитие внешней торговли между Россией и Италией строится на объективных экономических предпосылках для взаимовыгодного товарооборота, прежде всего на

Из книги Серп и молот против самурайского меча автора Черевко Кирилл Евгеньевич

1. ПРИЧИНЫ НОРМАЛИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СССР И ЯПОНИЕЙ Этот период охватывает пять лет - со времени установления межгосударственных отношений до начала мирового экономического кризиса, выход из которого Япония стала искать в резком усилении своей экономической и

Из книги Война кланов. «Черный фронт» против НСДАП автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава 2 Разрыв отношений между братьями Штрассер 30 июня 1930 года Грегор Штрассер официально оставил пост ответственного издателя газет, выпускаемых «Кампф-Ферлагом». И хотя «Национал-социалистические письма» сообщили об этом событии, но не назвали его подлинные причины.

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 11. КНДР В 1953-1960 ГОДАХ: ОХЛАЖДЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С СССР И НАЧАЛО КУРСА НА НЕЗАВИСИМОЕ РАЗВИТИЕ История Корейской Народно-Демократической Республики, в особенности в период после Корейской войны - тема, изложение которой, в настоящее время является наиболее сложной

Из книги Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм автора Костырченко Геннадий Васильевич

СССР-ГЕРМАНИЯ: ПЕРИПЕТИИ ОТНОШЕНИЙ. В течение 30-х годов советско-германские отношения были подвержены существенным колебаниям. До начала 1933 года на них благотворно влиял конструктивный дух договора, заключенного этими странами в 1922 году в Рапалло. Однако сразу же после

Из книги Георгий Жуков. Стенограмма октябрьского (1957 г.) пленума ЦК КПСС и другие документы автора История Автор неизвестен --

№ 7 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ЦК КПСС «ПРОЕКТ УКАЗАНИЙ ПОСЛУ СССР В ЮГОСЛАВИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПУБЛИКАЦИИ СООБЩЕНИЯ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ВИЗИТЕ т. ЖУКОВА Г.К. В ЮГОСЛАВИЮ» П110/27 3 сентября 1957 г. Строго секретноУтвердить проект указаний послу СССР в Югославии6

Из книги Отечественная история: Шпаргалка автора Автор неизвестен

88. СССР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИТОГИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ В 1920–1930 гг К середине 30-х гг. баланс сил в Европе сильно изменился. Созданная по итогам Первой мировой войны Версальская система фактически перестала существовать, так как с приходом к власти А. Гитлера в

Из книги Масонство, культура и русская история. Историко-критические очерки автора Острецов Виктор Митрофанович

Из книги Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века автора Керов Валерий Всеволодович

4. СССР в системе международных отношений 4.1. Основные направления внешней политики СССР включали в себя:– укрепление социалистического лагеря;– стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами;– поддержку международного

Из книги Александр I автора Хартли Джанет М.

Разрыв франко-российских отношений Наполеон ясно показал, что будет сопротивляться русской экспансии на Балканах. Противоборствующие в этом регионе интересы нарушили отношения между двумя странами, но даже без этого спора Тильзитский союз оказался

автора Глазырин Максим Юрьевич

Разрыв Руси (СССР) 1990 год, 12 июня. 1-й Съезд народных депутатов РСФСР (Восточной части Руси) по предложению Ельцина Б. Н. принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР», которая грубо нарушила основной закон страны – Конституцию СССР. Юридически эта декларация

Из книги Русские землепроходцы – слава и гордость Руси автора Глазырин Максим Юрьевич

Разрыв дипломатических отношений России (СССР) с Израилем 1967 год, 10 июня. Россия (СССР) разрывает дипломатические отношения с Израилем. Предъявлен ультиматум: если Израиль не прекратит войну, наши вооружённые силы применят против него силу. В этот же день евреи прекращают

Из книги Москва - Вашингтон: Дипломатические отношения, 1933 - 1936 автора

Итоги трехлетних отношений СССР-США 1933-1936 гг. В связи с президентскими выборами советско-американские отношения во второй половине года отошли на второй план. Американское посольство в Москве тоже не проявляло активности, ожидая результатов выборов президента. 30 июня 1936

Из книги Россия, Польша, Германия: история и современность европейского единства в идеологии, политике и культуре автора Коллектив авторов

А.М. Орехов (Москва) Из истории экономических отношений СССР и ПНР («Угольная проблема» 1946–1957 гг.) В польской историографии вынесенная в заглавие проблема, несмотря на давнюю традицию изучения, разработана поверхностно. Марксистское направление исторической мысли, не

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Обострение отношений между СССР и США Сразу же после ввода советских войск в Афганистан президент А. Картер обратился к Брежневу и крайне негативно расценил тот акт, предупредил Советский Союз о негативных последствиях такого шага. Руководители КПСС направили

«СССР 1945-1953» - Задание. Путь решения проблемы, предлагаемый государством: «прибрать к рукам» крестьянство. Итоги экономического развития. Нанесён удар по спекулянтам. Изменения в сельском хозяйстве. Восстановление народного хозяйства. Сокращение расходов на социальную сферу. Л.П. Берия. Главные задачи послевоенного развития.

«Послевоенное восстановление народного хозяйства» - Победа в войне. Совет народных комиссаров. Проблемы сельского хозяйства. Опережающее развитие тяжелой (военной) промышленности. Потери СССР в войне. Немцы Поволжья. Печора. Условия развития тоталитаризма в нашей стране. Сохранение и укрепление командной экономики. Новая кампания репрессий. Анна Ахматова.

«Японская война» - Тихоокеанский флот вышел в открытое море, перерезал морские коммуникации, использовавшиеся войсками Квантунской группировки для связи с Японией, и силами авиации и торпедных катеров нанес мощные удары по японским военно-морским базам в Северной Корее. Континентальная часть военных действий советских войск охватывала территорию Маньчжурии, Внутренней Монголии и Северной Кореи.

«СССР после смерти Сталина» - Булганин Николай Александрович. Причины смещения Хрущёва. Цели урока. Причины победы Хрущёва. Программа Берии. Эволюция политической системы в 50 – 60 гг. XX века. Курс Хрущёва. Причины неприятия Маленкова. Альтернативы. Ворошилов Климент Ефремович. Каганович Лазарь Моисеевич. Хрущёв Никита Сергеевич.

«Внешняя политика СССР в 1945-1953» - Экспорт сталинской модели. План Дж. Маршалла. Стремление изменить режим черноморских проливов. Соотношение сил НАТО и ОВД в Европе. Доктрина Трумэна. Социалистический лагерь. Внешняя политика СССР в 1945-1953 гг. Оккупационные зоны в послевоенной Германии. Основные положения речи У. Черчилля. Военно-политические и экономические объединения.

«СССР после войны» - Глобальное соперничество между СССР и США в 1946-1991 гг. Протекторат СССР над Триполитанией (Ливия). Разделение Германии на ГДР и ФРГ. Заинтересованность в изменении режима управления Сирией, Ливаном. Но СССР на Севере поддержали Ким Ир Сена, а США на Юге Ли Сын Мана. Совместное управление Танжером (Северная Африка).

В российской историографии проблема советско-югославских отношений послевоенного пе-риода стала предметом научных исследований лишь в начале 1990-х гг. По идеологическим причи-нам изучение данной темы в советское время первоначально было ограничено, а впоследствии не-гласно запрещено. Возникновение новых условий для научно-исследовательской работы привело к выходу в свет нескольких публикаций, посвященных Югославии и советско-югославским отношениям.
Весьма активно в постсоветское время разрабатывалась проблема углубления советско- югославского конфликта в 1948-1949 гг., в частности, она была освещена в исследованиях истори-ков Л. Я. Гибианского и А. С. Аникеева. Процесс нормализации двусторонних отношений в 1953-1956 гг. стал основной темой работы А. Б. Едемского «От кон-фликта к нормализации». В данной монографии использован широкий круг ис-точников, извлеченных из советских и югославских архивов. Вопросы взаимодействия СССР и Югославии во время венгерской революции 1956 г. и очередное обострение двусторонних отноше-ний затронуты в нескольких работах Л. Я. Гибианского. Тем не менее проблемы советско-югославских отношений после 1956 г. мало исследованы в новейшей российской историографии. Лишь частично они освещены в работах С. А. Романенко и А. С. Стыкалина. Необ-ходимо отметить, что внешняя политика Югославии в 1950-е гг. и ее отношение к СССР отражены в работах сербского историка Д. Богетича и частично в монографии хорват-ского историка Т. Яковины.

Открытие в 1990-е гг. некоторых фондов российских архивов позволило ввести в научный оборот новые документы и материалы, связанные с характером взаимоотношений СССР и Югосла-вии на начальном этапе послевоенного сотрудничества. Некоторые из этих материалов были опуб-ликованы. И все же изучение позиции советского руководства относительно югославского вопроса по-прежнему за-трудненно по причине недоступности для исследователей некоторых архивных фондов, хотя час-тично опубликованные материалы российских и югославских архивов, а также воспоминания юго-славских государственных деятелей, прежде всего посла в СССР В. Мичуновича, позволяют расширить наше представление о целом ряде вопросов, связанных с непростым отноше-нием советского руководства к Югославии в 1957-1958 гг.
Известно, что в середине 1950-х гг. внешнеполитический курс советского руководства на нормализацию отношений с Югославией привел к восстановлению политического и экономиче-ского сотрудничества двух стран. Задачу урегулирования государственных и партийных отноше-ний с Югославией советские лидеры мотивировали необходимостью ослабить влияние капитали-стического Запада на нее и усилить позиции Советского Союза. При этом советские власти имели целью сближение Югославии с социалистическими странами и включение ее в социалистический лагерь. Руководство СССР, возглавляемое Н. С. Хрущевым, уделяло большое внимание югославскому вопросу и для достижения поставлен-ной цели было готово пойти на некоторые уступки югославским коммунистам, в частности, в об-ласти экономики. Решением ЦК КПСС был списан долг Югославии Советскому Союзу, возникший в послевоенный период и составивший более 500 млн. рублей, и были предоставлены кредиты на льготных условиях.
С другой стороны, советские руководители были намерены проявлять упорство в сближении двух стран по партийной линии и направили свои усилия на преодоление различий во взглядах на идеологические вопросы КПСС и Союза коммунистов Югославии (СКЮ). В годы прерванных отношений с СССР югославское руководство во главе с И. Б. Тито и Э. Карделем разработало и применяло на практике собственную концепцию развития социализма, предусматривающую рабо-чее самоуправление во внутреннем развитии страны и неприсоединение Югославии к противо-стоящим блокам во внешней политике. Взгляды югославских коммунистов вызывали озабочен-ность у советских властей. Руководство СССР рассматривало позицию Югославии, во многом от-личавшуюся от советской, как отступление от марксизма-ленинизма. По мнению советских лиде-ров, югославская политика сохранения политико-экономических связей с капиталистическими странами и неприсоединения к социалистическому блоку противоречила классовому подходу. Бо-лее того, внеблоковая позиция Югославии являлась главным препятствием к привлечению Юго-славии в социалистический лагерь. По этой причине руководители СССР воздерживались от пол-ного признания югославской системы, отметив лишь существующие в Югославии предпосылки развития по пути социалистического строительства. Главным условием такого развития являлось проведение югославскими властями «правильной, социалистической внешней и внутренней поли-тики» и, более того, «расширение и укрепление политических и экономических связей и сотрудни-чества со странами социалистического лагеря».
Таким образом, в начале 1956 г. главная задача стран социалистического блока в отношении Югославии формулировалась советским руководством следующим образом: «Мы полагаем, что всем нашим партиям следует и впредь добиваться того, чтобы Югославия все активнее становилась на позиции социалистического лагеря, чтобы в деятельности СКЮ быстрее изживались ошибки и отступления от марксизма-ленинизма, чтобы расширялось наше влияние на югославский народ. Необходимо и впредь прилагать все усилия к тому, чтобы успешно решить поставленную нашими партиями задачу - обеспечить приближение Югославии к социалистическому лагерю, а при благо-приятных условиях и возвращение ее в наш лагерь».

Восстановив государственные отношения и партийные контакты с Советским Союзом, юго-славское руководство сделало значительные шаги в сторону сближения со странами Восточного блока. Так, была признана Германская Демократическая Республика, после чего Федеративная Республика Германия, важный экономический партнер Югославии, расторгла дипломатические отношения с ней. Югославия также потребовала от США прекращения военной помощи и ограничила деятельность, направленную на поддержание Балканского союза, включавшего Турцию и Грецию.
Однако в начале июня 1958 г. на VII съезде Болгарской коммунистической партии первый секретарь ЦК КПСС посвятил большую часть своего выступления отношениям с Югославией. Н. С. Хрущев обрушился с жесткой критикой на «порочную позицию» югославских руководите-лей. Лейтмотивом выступления советского лидера стала идея единства и сплоченности социали-стических стран как основного условия для развития социализма. Именно в этом направлении дей-ствуют буржуазные силы, пытающиеся, по словам Хрущева, ослабить социалистический лагерь через своих «союзников». Критикуя Югославию, Хрущев задал вопрос: почему «империалистиче-ские заправилы, стремящиеся стереть с лица земли социалистические государства и подавить ком-мунистическое движение, в то же время финансируют одну из социалистических стран, дают ей льготные кредиты и бесплатные подарки?» Главной опасностью для единства рядов компартий становились ревизионисты, как «лазутчики империалистического лагеря»: «Современный ревизио-низм - это своего рода троянский конь. ревизионисты пытаются изнутри разлагать революционые партии, подрывать единство, вносить разброд и путаницу в марксистко-ленинскую идеологию».
В последующие годы отношения Советского Союза и Югославии свелись к периодическим контактам дипломатических представителей с руководителями двух стран. Связи общественных и культурных организаций, которые интенсивно развивались в середине 1950-х гг., так же, как эко-номическое и научно-техническое сотрудничество двух стран, оказались ограниченны. В Совет-ском Союзе развернулась кампания критики югославского пути развития. Временное смягчение критики произошло во второй половине 1958 г., когда возобновилось взаимодействие двух стран по случаю ближневосточного кризиса. Новая волна критики «югослав-ского ревизионизма» началась в 1959 г. и продолжалась в последующие три года. Тон ей был задан на XXI съезде КПСС. Восстановление сотрудничества Советского Союза и Югославии произошло лишь в начале 1960-х гг. на фоне изменившейся международной обстановки.

mob_info