Кризисы первой половины 20 века. Экономические кризисы первой половины XX в

Во всех странах, вызвал огромное падение производства, и по своей разрушительной силе сравнился с «великой депрессией» (1929-1933гг).

Больше других от кризисных явлений пострадали высокоразвитые страны. Так, выпуск промышленной продукции в Японии сократился на 20%, на 15% в США . Во всех странах образовалась недогрузка производственных мощностей, что привело к массовому увольнению рабочих. Важне6йшей причиной экономических потрясений, происходивших в середине 70-х гг., было переплетение циклических кризисов производства со структурными кризисами.

Структурные кризисы – это длительные потрясения отдельных отраслей мирового хозяйства, таких которые играют ключевую роль и воздействуют на всю мировую экономику.

С середины 1970-х гг. действовало несколько структурных кризисов. Их общую базу составил энергетический кризис . Энергетический кризис разразился после создания ОПЕК – организация стран-производителей и экспортеров нефти, так как эта организация стала определять размеры нефтедобычи для каждой страны – члена организации, размеры ее экспорта и на этой основе диктовать цены на мировом нефтяном рынке .

В результате огромного скачка цен на нефть (с 2,5-3 до 10, а впоследствии, до 30 долларов за баррель), названного «нефтяным шоком», в развитых странах резко повысились издержки производства, что отрицательно сказалось на объеме производства. Выросли цены на бензин, авиационное топливо, электроэнергию, услуги транспорта. Темпы инфляции возросли до 8-14% годовых. Существенно возросла безработица .

Во второй половине 70-х гг. начался выход из кризиса, который, однако, протекал довольно медленно.

В начале 1980-х гг. в мировом хозяйстве разразился новый циклический кризис. Произошел второй нефтяной шок, значительно превзошедший первый.

Особенностью экономики в тот период явилась стагфляция – рост цен при падении производства и сокращении занятости. Явление стагфляции не позволило применить кейнсианские рецепты экономической политики, основанной на выборе между инфляцией и безработицей.

В результате в развитых странах снизились темпы роста ВВП, темпы роста производительности труда, возросла безработица. Это дало толчок к поиску новых нефтяных месторождений, одновременно начали разрабатываться и применяться ресурсосберегающие технологии, началась модернизация производства. От больших автомобилей пришлось отказаться, и наступила эпоха малолитражек. Мощный импульс получили атомная энергетика и разработка новых способов получения энергии – ветряные, геотермальные, солнечные станции. Экономические кризисы послужили стимулом к переходу ко второму этапу научно-технической революции.

Для преодоления последствий нефтяного шока потребовалось около 10 лет, после чего ведущие страны Запада вышли на траекторию устойчивого экономического роста.

Повышение цен на нефть привело к временному перераспределению доходов в пользу стран, расположенных в зоне Персидского залива, где сконцентрирована половина мировых запасов нефти. Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Эмираты воспользовались сложившейся конъюнктурой и шагнули из феодализма прямо в постиндустриализм.

В экономической политике на смену кейнсианской школе пришла неолиберальная – монетаристская, суть которой состоит в снижении степени государственного вмешательства в экономику, снижении налогового бремени, поддержании стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, освобождении предпринимательской инициативы.

Экономические кризисы первой половины XX в.

Одна из существенных особенностей функционирования рыночной экономики - циклическая повторяемость экономических явлений. Речь идет в данном случае о циклических кризисах, сопровождавших историю капитализма с начала XIX в. вплоть до настоящего времени. Сегодня ученые-экономисты располагают достаточным массивом материала, чтобы ответить на вопрос о природе этого грозного явления и что представляется наиболее существенным - выработать рекомендации по его предотвращению.

Экономический кризис 1900-1901

В XX в. мир вступил в условиях сокрушительного промышленного кризиса " 1900-1901 гг., который начался почти одновременно в России и США. Прежде всего он поразил металлургическую промышленность, а затем химическую, электрическую и строительную отрасли. Вскоре промышленный кризис начала века стал всеобщим, т.е. охватил Англию, Австрию, Бельгию, Германию, Италию, Францию и другие индустриальные страны, приведя к разорению массы предприятий и вызвав стремительный рост безработицы. Несмотря на всю тяжесть кризиса по мере его развития все более проявлялись признаки скорого оздоровления: цены на товары все более падали, расширяя спрос, а вместе с этим оживлялся инвестиционный процесс.

Однако уже после Первой мировой войны характер регулярно повторявшихся кризисов становится несколько иным. Это наиболее наглядно продемонстрировал крупнейший за всю историю капитализма мировой экономический кризис 1929-1933 гг.

Изменение характера кризисов было связано с переходом экономики стран мирового хозяйства в целом в режим несовершенного рынка, т.е. рынок как бы утратил былую способность к саморегуляции.

Формирование государственно- монополистического капитализма

Бурное развитие производства под воздействием НТР рубежа XIX-XX вв. усилило процесс его концентрации и централизации, процесс образования монополистических объединений. Сращивание промышленного и банковского капитала привело к образованию крупнейших финансовых групп, занявших ключевые позиции в основных отраслях хозяйственной жизни. Всемогущие корпорации не замедлили вмешаться во внутреннюю и внешнюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль. Начался процесс складывания государственно-монополистического капитализма, приобретший особый размах в период Первой и Второй мировых войн.

Монополии как мощнейшие субъекты хозяйства в погоне за прибылью все более активно влияли на сферу ценообразования. Это приводило не только к возникновению серьезных диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран, но иуси-ливало международные экономические противоречия. Таким образом экономические кризисы XX в. связаны главным образом, не с гипотетическими сбоями в сфере товарного, денежного обращения, а с корыстной политикой монополий. Именно это и определило особенности протекания кризисов, их цикличность, масштабы, глубину, протяженность и последствия. Так, в первой половине XX в. кризисы становятся более частым явлением по сравнению с предыдущим периодом, в то время как стадии оживления и роста - менее продолжительными. До Первой мировой войны были отмечены два значительных кризиса: уже упоминавшийся кризис 1900-1901 гг., кризис 1907 г., а также предкризисное состояние 1913-1914 гг. В межвоенный период имели место три крупных кризиса общего перепроизводства: 1920-1921 гг., 1929-1933 гг., 1937-1938 гг. При этом на стадиях экономических подъемов в 20-30-е гг. в большинстве стран сохранялись безработица и инфляция, приобретшие постоянный, хронический характер, чего не наблюдалось ранее.

Экономический кризис 1929-1933 гг.

Наиболее затяжным, глубоким и всеохватывающим стал кризис 1929-1933гг., от которого наиболее пострадали США и Германия. Так, промышленное производство в США сократилось за эти годы на 46,2%, в Германии - на 40,2%, во Франции - на 30,9%, в Англии - на 16,2%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четверки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше - на 45%, в Югославии - на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн., происходило массовое разорение фермеров и т.д.

Борьба с кризисом, поиски новых методов и форм противодействия ему определили генеральную линию политики правительств всех стран. На первых порах антикризисная политика руководствовалась известным либеральным подходом. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина "невмешательства" государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в современных условиях.

Варианты выхода из кризиса

В связи с этим с начала 30-х годов возрастает активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявляется тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития, уровнем и спецификой социально-экономических и политических отношений. Тем не менее можно условно выделить три главных направления, три варианта, в рамках которых развивался данный феномен. Свое наиболее яркое выражение один из них (либерально-реформистский} получил в антикризисной политике " нового курса " президента Ф. Рузвельта в США; второй (социал-реформистский} - характерен для Скандинавских стран, Франции; третий (тоталитарный} вариант государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.

Американский вариант опирался в значительной мере на традиции либеральной экономической доктрины, и потому упор делался на косвенные методы воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведенные Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. С помощью сильной бюджетной и кредитно-денежной политики государство осуществляло крупные инвестиционные мероприятия, направленные на достижение оптимальных темпов экономического роста; устраняло социальную напряженность, финансируя программы помощи безработным, организуя общественные работы и т.п. Политика государственного финансирования дополнялась комплексом правовых актов, умелым регулированием налоговой системы, протекционистскими мероприятиями и т.п.

Несмотря на то, что результаты этого направления ощущались не моментально, а лишь по истечении достаточно длительного срока, он оказался весьма приемлемым в обозримой перспективе. Так, к началу Второй мировой войны США практически полностью оправились от последствий кризиса, впрочем как и Великобритания, так и ряд стран, применивших политику "нового курса". Следует отметить, что это направление избрали страны с более высоким уровнем экономического развития и прочными демократическими традициями.

Социал-реформистское направление характеризовалось сочетанием усиления регулирующей роли государства и "социализацией" экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. Так, в 30-е годы в Швеции, Дании, Норвегии значительно вырос государственный сектор в экономике. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, облегчили условия кредитования производства путем снижения ссудного процента, финансировали капитальное строительство, сельскохозяйственное производство и т. д. Эти мероприятия подкреплялись не менее сильной социальной политикой, предусматривавшей существенное улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства, наконец, государственное финансирование жилищного строительства.

Аналогичные тенденции в государственном регулировании проявились во Франции и Испании после прихода к власти в них левых антифашистских сил.

Это направление было характерно для стран, где по разным причинам буржуазия не располагала широкими возможностями социально-экономического маневрирования и в то же время были сильны позиции левых партий. Следует отметить, что этот вариант также не приводил к моментальным положительным результатам. Более того, не во всех странах реформаторам удавалось сохранить оптимальный баланс в мероприятиях, т.е. удовлетворить потребности различных социальных групп граждан, в условиях жестокого кризиса. Это создавало неустойчивость внутриполитической обстановки, лишало реформы последовательности, а иногда и прерывало их, как это случилось в Испании и Франции с победой правых сил. Тем не менее направление государственно-монополистического капитализма оказалось весьма перспективным, ибо сегодня мы имеем феномен "шведского социализма" процветающих стран Скандинавии.

Наконец, иная картина наблюдалась в странах, применивших тоталитарное направление, как Германия. Следует прежде всего отметить, что либерально-реформистская и социал-реформистская модели основывались на системе рыночных отношений, а тоталитарная по существу максимально их устраняла. Этот принципиально иной хозяйственный механизм, характеризовавшийся сверхцентрализацией, сложился в 30-40-е гг. также в Италии, Японии, Испании (после победы генерала Франко (1892-1975) и некоторых других странах. Все они пытались решить не столько задачу выхода из кризиса, сколько преследовали более дальнюю цель вооруженного передела мира. А точнее - сверхзадача передела мира определяла путь и методы выхода из кризиса.

Главной чертой антикризисной политики таким образом становится тотальная милитаризация народного хозяйства. С этой целью фашистские государства широко использовали наряду с косвенными прямые методы вмешательства. Причем последние, как правило, по мере развития государственного вмешательства,

становились преобладающими. Достаточно сказать, что в названных странах наблюдается постоянное увеличение государственного сектора в экономике. Помимо предприятий собственно военной промышленности произошло огосударствление сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование (вхождение отдельных предприятий в состав крупных монопольных объединений, тесно связанных с государством). На этой основе постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие модели государственно-монополистического капитализма. Показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжелой промышленности, резко пошли вверх. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий ее от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений.

И тем не менее, несмотря на великолепные показатели экономического роста, Германия стояла на грани экономической катастрофы: не следует забывать, что в основе ее процветания лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура, сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации народного хозяйства. Продолжение политики милитаризации национального хозяйства не только не решало проблему восстановления оптимальных хозяйственных пропорций, расширения внутреннего и внешнего рынка, оздоровления финансовой системы, гармонизации социальных отношений и пр., но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. Германия, другие фашизирующиеся страны все более активно втягиваются в военные конфликты ив конечном счете начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую мировую войну.

Милитаризация фашистских стран вызвала усиление процесса гонки вооружений в мире. В связи с этим в таких странах, как США, Англия, Франция и другие, проявилась перед войной тенденция к усилению государственно-монополистического капитализма. Однако это не изменило их хозяйственный механизм по типу тоталитарной модели.

В период Второй мировой войны, как уже отмечалось, шло быстрое развитие государственно-монополистического капитализма, заметно возросло вмешательство государств в экономическую жизнь. Однако с ее завершением наблюдался обратный процесс, что свидетельствует об экстраординарности данного явления. Подтверждением этого может быть отказ ряда стран от использования государственно-монополистического капитализма с централизованным хозяйственным механизмом и возвращение их к рыночной системе. Ее эффективность подтвердилась наличием довольно длительных периодов быстрого экономического роста в этих странах, получивших название немецкого, японского, итальянского "экономического чуда".

16.2. Экономические кризисы второй половины XX в.

В период после Второй мировой войны экономические кризисы проходили в 1948 -1949, 1953 - 1954, 1957 - 1958, 1960 - 1961, 1969 - 1970, 1973 - 1975, 1979 - 1982, 1990 - 1991 гг.

Наиболее глубокими и широкими по охвату стран были кризисы 1974 - 1975 и 1980 - 1982 гг.

Экономический кризис1974 - 1975 гг

Кризис 1974-1975 г. по своим масштабам превосходил все предшествовавшие послевоенные кризисы. Начался он в США, Англии и ФРГ и почти одновременно охватил все развитые капиталистические страны, в том числе Японию и страны Западной Европы. Такая синхронность кризиса в послевоенный период наблюдалась впервые, что объясняется новыми явлениями в развитии мировой экономики. После Второй мировой войны произошла глубокая трансформация современного капитализма, обусловленная динамичными изменениями в развитии производительных сил в связи с третьей научно-технической революцией (см. гл. 19), ростом интернационализации производства, углублением международного разделения труда и специализации. На основе этих процессов были достигнуты схожесть технико-экономического уровня ведущих капиталистических стран и большая взаимозависимость между национальными экономиками. Именно эти факторы обусловили значительный спад производства во время кризиса даже в странах, переживших так называемое "экономическое чудо" - быстрый экономический рост (ФРГ, Японии, Италии). В этих странах кризис 1974-1975гг. был первым крупным послевоенным кризисом.

В ведущей стране мира - США кризис начал развиваться почти во всех отраслях промышленности. Особенно остро он повлиял на инвестиционную деятельность и жилищное строительство (спад более 50%) и производственное строительство (спад был еще глубже). Кризис захватил и современные отрасли - машиностроение, химическую, электротехническую. В них падение достигало 20-30%. В США кризис не затронул только одну отрасль - каменноугольную. Число безработных в этой стране в 1975 г. составило 8,5 млн. чел. При этом сократилось число лиц, вынужденных работать по сокращенной рабочей неделе. Уменьшилась реальная зарплата, инфляция обусловила повышение стоимости жизни. Росло число обанкротившихся фирм. Потери от кризиса определились в 400 млрд. долл.

Сочетание спада производства с ростом цен вызывалось влиянием инфляционных процессов. Инфляция была обусловлена различными факторами и прежде всего развитием военного производства. Война всегда приводит к инфляции, поскольку выпускаемая продукция не поступает на рынок. В период после Второй мировой войны во всех странах усиленно развивался военно-промышленный комплекс. В связи с НТР за 50-80-е гг. армия, например, США полностью перевооружалась три-четыре раза. Военные расходы из года в год увеличивались: в 50-е гг. они составляли 50 млрд. долл., а в конце 70-х гг. - 150 млрд. долл.

Инфляционный рост был вызван и тем, что политика оказания поддержки экономического роста в США была изменена с краткосрочной на долгосрочную. Это означало форсирование бюджетных ассигнований, рост бюджетного дефицита и государственного долга. Для его погашения государство выпускало государственные облигации, что увеличивало средства обращения и приводило к инфляции. Аналогично действовала кредитно-денежная политика - переход к дешевому кредиту требовал увеличения объемов средств обращения и вел также к инфляции. Инфляцию генерировали и монополии, поскольку завышали цены.

Циклический кризис 1974-1975 гг. переплелся с топливно-энергетическим и сырьевым.

Высокие темпы роста капиталистической экономики в 50-60-е гг. вызвали рост мирового потребления первичных видов энергии, которое увеличилось за 1950-1972 гг. в три раза. Изменилась структура энергобаланса - резко возросла доля нефти, ее потребление за эти годы увеличилось в пять раз. Рост потребления нефти обусловил усиление зависимости развитых капиталистических стран от импорта энергоресурсов, падение их доли в производстве источников тепла и энергии, ухудшение их положения как импортеров. Даже США, где с конца XIX в. сальдо торгового баланса было активным, в 70-е г. XX в. имели дефицит торгового баланса.

В то же время в мире происходили важные сдвиги в соотношении сил между ведущими капиталистическими и развивающимися странами. Освободившиеся от колониального господства страны стали добиваться увеличения своей доли в доходах от нефти и поставили вопрос о повышении цен.

В условиях резкого повышения цен капиталистические страны вынуждены были пересмотреть свою энергетическую политику. Они ограничили импорт нефти за счет энергосберегающих мероприятий, увеличили производство собственных энергоресурсов (например, Англия стала добывать нефть со дна Северного моря), осуществили замену нефти углем, ядерным топливом, активизировали научные исследования, разработки и использование энергосберегающего оборудования и технологий, поиск новых источников энергии.

Наиболее ярким проявлением сырьевого кризиса был бурный рост цен на сырье, так как многих видов сырья не хватало. За 1970-1974 гг. цены на сырьевые товары возросли на 87%. Развитые страны использовали в качестве поставщиков сырья бывшие колонии. Рост производительных сил усилил зависимость капиталистических стран от импорта минерального сырья. В 70-е г. молодые национальные государства - экспортеры сырья предприняли шаги к повышению доходов. Но здесь они не смогли выступить единым фронтом, как в случае с нефтью. Добыча сырья - капиталоемкое производство, а развитые страны перешли к политике создания заменителей.

Продовольственный кризис был вызван недостатком продовольствия, особенно зерновых. Сказались неурожаи 1972 и

1974 гг. Запасы зерновых сократились в 2 раза, а цены в середине 70-х гг. повысились на 70-90%.

Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, но затем стали приобретать международный характер. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз.

Экономические кризисы в первой четверти XX века

Промышленный кризис 1900 -1901 гг . начался почти одновременно в России и США. Основное его влияние пришлось на металлургическую промышленность, а затем химическую, электрическую и строительную отрасли. Вскоре промышленный кризис начала века стал всеобщим, т.е. охватил большинство индустриальных стран (Англию, Австрию, Германию, Италию, Францию и др.), приведя к разорению массы предприятий и вызвав стремительный рост безработицы. Несмотря на всю тяжесть кризиса по мере его развития всё более проявлялись признаки скорого оздоровления: цены на товары все более падали, расширяя спрос, а вместе с этим оживлялся инвестиционный процесс.

В 1914 году произошёл международный финансовый кризис , вызванный началом Первой мировой войны в целом и тотальной распродажей бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий в частности. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

В 1920 -1922 годах произошёл следующий мировой экономический кризис , связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства). Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.

Мировой экономический кризис 1923-1933 гг. и пути выхода из него

Мировой экономический кризис 1929 -1933 гг. начался 24 октября 1929 года («Чёрный Четверг»), когда на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60?70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46,2%, в Германии - на 40,2%, во Франции - на 30,9%, в Англии - на 16,2%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Кризис захватил все страны мира, причем показатели падения производства в менее развитых странах зачастую были более глубокими, чем у четвёрки экономических лидеров. Например, индекс промышленного производства в Чехословакии снизился на 40%, в Польше - на 45%, в Югославии - на 50% и т.д. Невиданного размаха достигла безработица. Так, только, по официальным данным, в 32 странах число безработных за три года кризиса (1929-1932) увеличилось с 5,9 млн. до 26,4 млн. (в том числе в США - 14 млн.), происходило массовое разорение фермеров и т.д.

Изменение характера кризисов происходило из-за потери способности рынков ведущих стран к саморегуляции и образования государственно-монополистического капитализма. Развитие производства на рубеже XIX-XX вв. усилило процесс его централизации и образования монополистических объединений, объединивших в себе промышленный и банковский капитал (в марксистско-ленинской терминологии результат такого слияния называется финансовым капиталом). Новые финансовые группы заняли ключевые позиции в основных отраслях экономики.

Корпорации вмешивались во внутреннюю и внешнюю политику своих государств, поставив ее под свой контроль и активно развивая лоббирование.

Монополии как мощнейшие субъекты хозяйства в погоне за прибылью всё более активно влияли на сферу ценообразования. Это приводило не только к возникновению серьёзных диспропорций в рамках национального хозяйства отдельных стран, но и усиливало международные экономические противоречия. Всё это способствовало тому, что экономические кризисы были теперь не со сбоями в сфере товарного и денежного обращения, а с корыстной политикой монополий. Именно это определило особенности протекания кризисов, их цикличность, масштабы, глубину, протяжённость и последствия.

Борьба с кризисом 1929-1933 годов определила генеральную линию политики правительств большинства стран, заключавшуюся сначала в известном либеральном подходе. Однако вскоре стало очевидным, что доктрина "невмешательства" государства в экономическую жизнь, основанная на концепции рыночного саморегулирования, непригодна в сложившейся ситуации. Начала возрастать активность государства в хозяйственной и социальной сферах, ярко проявлялась тенденция к развитию государственно-монополистического капитализма. Однако в различных странах степень вмешательства государства определялась особенностями их исторического развития и политического устройства. Поэтому в 30-х годах можно выделить три главных концепции, в рамках которых развивались различные методы выхода из кризиса. Первый (либеральный) метод нашёл отражение в антикризисной политике "нового курса" президента Ф. Рузвельта в США. Второй (социал-демократический) был характерен для Скандинавских стран и Франции. Третий (тоталитарный) метод государственного регулирования наиболее полно был использован в Германии.

В США началось государственное регулирование рыночной экономики с использованием косвенных методов воздействия на хозяйственную и общественную сферы жизни. Проведённые Рузвельтом банковская и финансовая реформы послужили исходным пунктом последующих преобразований. Сильная бюджетная и кредитно-денежная политика позволила государству осуществить крупные инвестиционные мероприятия с целью достижения экономического роста - оно финансировало программы помощи безработным, организовывало общественные работы. Политика государственного финансирования дополнялась правовыми актами (создание Федерального жилищного банка, Федеральной корпорации страхования вкладов, Федеральной администрации чрезвычайной помощи и т.д.). В дальнейшем значительную роль в устранении последствий кризиса сыграла Вторая Мировая война и рост военных заказов. Но тем не менее, результаты этих методов оказывали положительный эффект не сразу, а лишь по истечении довольно длительного срока.

Социал-демократическая концепция представляла собой усиление регулирующей роли государства и частичной национализацией экономики, т.е. переходом отдельных предприятий и отраслей хозяйства к государству. В качестве примеров можно назвать Швецию, Данию и Норвегию, в экономике которых на протяжении 30-х годов значительно вырос государственный сектор. Социал-демократические правительства этих стран поставили под контроль государства внешнюю торговлю и вывоз капитала, финансировали жилищное строительство, сельскохозяйственное производство и т.д. Вместе с тем, государство проводило социальную политику, направленную на улучшение пенсионного обеспечения, создание системы государственного страхования, издание законов по охране материнства и детства, развитие трудового законодательства и т.д. После прихода к власти во Франции и Испании левых антифашистских сил, в их государственном регулировании проявлялись аналогичные тенденции. Эта концепция также не приводила к моментальным положительным результатам. Удовлетворить потребности различных социальных групп граждан реформаторам удалось не во всех странах. Однако, подобная «социальная» концепция оказалась весьма перспективной, учитывая нынешнее состояние стран Скандинавии, которое часто ошибочно называется «шведским социализмом» (для социализма характерна общественная либо государственная, если оно выражает интересы правящего класса, собственность на средства производства, тогда как в экономике стран Скандинавии господствует частный сектор).

Тоталитарная концепция наблюдалась в Германии, Италии, Японии и некоторых других странах. Для неё была характерна сверхцентрализация и милитаризация экономики, а также сведение к минимуму системы рыночных отношений. В вышеназванных странах наблюдалось постепенное увеличение государственного сектора и оборонных предприятий в экономике, поскольку эти фашистские государства ставили цель вооружённого передела мира, которая определяла путь и методы выхода из экономического кризиса. Помимо оборонных предприятий произошла национализация сырьевых отраслей, топливно-энергетической базы, транспорта и т.д. Наряду с этим проводилось принудительное картелирование и интеграция мелких предприятий в крупные монопольные объединения, тесно связанные с государством. Постоянно увеличивалась доля государственного заказа, развивались элементы директивного экономического планирования.

В результате такой политики уже через год в Германии исчезла безработица, от которой продолжали страдать страны, избравшие другие концепции развития. Резко пошли вверх показатели экономического роста, особенно в отраслях тяжёлой промышленности. Эта модель дала моментальный положительный эффект, выгодно отличающий её от остальных моделей. Следует отметить и то, что после окончания кризиса 1929-1933 гг. большинство стран, за исключением Германии и Японии, находились в состоянии достаточно продолжительной депрессии, ощущая воздействие возвратных кризисных явлений. Однако не стоит забывать, что в основе процветания стран фашистского блока лежала искусственно раскрученная военная конъюнктура и сворачивание рынка на основе принудительной сверхцентрализации экономики. Продолжение политики милитаризации народного хозяйства не только не решало проблемы восстановления нарушенных во время кризиса хозяйственных пропорций, но напротив, загоняло эти проблемы в тупик. Только развязывание внешней агрессии могло отодвинуть неотвратимую экономическую катастрофу. Поэтому уже с 1935 г. страны «Оси» всё более активно втягиваются в военные конфликты и конечном итоге начинают самую широкомасштабную за всю историю человечества Вторую Мировую войну.

На протяжении почти двухвекового периода становления и развития мирового индустриального общества в экономике многих стран происходили кризисы, во время которых наблюдался нарастающий спад производства, скопление нереализованных товаров на рынке, падение цен, крушение системы взаимных расчетов, крах банковских систем, разорение промышленных и торговых фирм, резкий скачок безработицы.
В специальной литературе экономический кризис характеризуется как нарушение равновесия между спросом и предложением на товары и услуги.

Кризисы сопровождают всю историю человеческого общества. Вначале они проявлялись как кризисы недопроизводства сельскохозяйственной продукции, с середины XIX века - как нарушение равновесия между промышленным производством и платёжеспособным спросом.

Экономические кризисы до XX века ограничивались пределами одной, двух или трех стран, затем стали приобретать международный характер. Несмотря на то, что в последние десятилетия мировым сообществом созданы механизмы по предотвращению мировых кризисов (укрепление государственного регулирования хозяйственных процессов, создание международных финансовых организаций, проведение мониторинга и др), как свидетельствует история мировых экономических катаклизмов, ни точно предсказать, ни тем более избежать их не возможно. В Евразии и Америке на протяжении почти двух веков экономические кризисы случались около 20 раз.

Первый мировой экономический кризис , который нанес удар народному хозяйству и общественной жизни одновременно США, Германии, Англии и Франции произошел в 1857 году . Кризис начался в США. Причиной послужили массовые банкротства железнодорожных компаний и обвал рынка акций. Коллапс на фондовом рынке спровоцировал кризис американской банковской системы. В том же году кризис перекинулся на Англию, а затем на всю Европу. Волна биржевых волнений прокатилась даже по Латинской Америке. В период кризиса производство чугуна в США сократилось на 20%, потребление хлопка на 27%. В Великобритании больше всего пострадало судостроение, где объём производства упал на 26%. В Германии на 25% сократилось потребление чугуна; во Франции ‑ на 13% выплавка чугуна и на столько же потребление хлопка; в России выплавка чугуна упала на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей - на 14%.

Очередной мировой экономический кризис начался в 1873 году с Австрии и Германии. Кризис 1873 года рассматривается как крупный международный финансовый кризис. Предпосылкой для кризиса был кредитный подъем в Латинской Америке, подпитываемый из Англии, и спекулятивный подъем на рынке недвижимости в Германии и Австрии. Австро-германский подъем закончился крахом фондового рынка в Вене в мае. Фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме также обвалились. В США банковская паника началась после сильного падения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже и банкротства главного финансиста и президента Объединенной Тихоокеанской железной дороги Джей Кука. Из Германии в Америку кризис перекинулся из-за отказа германских банков пролонгировать кредиты. Так как американская и европейская экономика впали в фазу рецессии (спад производства), экспорт стран Латинской Америки резко сократился, что привело к падению доходов государственных бюджетов. Это был самый продолжительный в истории капитализма кризис: он завершился в 1878 году.

В 1914 году произошел международный финансовый кризис, вызванный началом Первой мировой войны. Причина ‑ тотальная распродажа бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии для финансирования военных действий. Этот кризис, в отличие от других, не распространялся из центра на периферию, а начался практически одновременно в нескольких странах после того, как воюющие стороны стали ликвидировать иностранные активы. Это привело к краху на всех рынках, как товарных, так и денежных. Банковская паника в США, Великобритании и некоторых других странах была смягчена своевременными интервенциями центральных банков.

Следующий мировой экономический кризис, связанный с послевоенной дефляцией (повышение покупательной способности национальной валюты) и рецессией (спад производства), произошел 1920-1922 годах. Явление было связано с банковскими и валютными кризисами в Дании, Италии, Финляндии, Голландии, Норвегии, США и Великобритании.

1929-1933 годы - время Великой депрессии

24 октября 1929 года (Черный Четверг) на Нью-Йоркской фондовой бирже произошло резкое снижение акций, ознаменовавшее начало крупнейшего в истории мирового экономического кризиса. Стоимость ценных бумаг упала на 60‑70%, резко снизилась деловая активность, был отменен золотой стандарт для основных мировых валют. После Первой мировой войны экономика США развивалась динамично, миллионы держателей акций увеличивали свои капиталы, быстрыми темпами рос потребительский спрос. И все в одночасье рухнуло. Самые солидные акции: Американской компании телефонов и телеграфа, Всеобщей электрической компании и Всеобщей компании двигателей - потеряли в течение недели до двухсот пунктов. К концу месяца держатели акций лишились свыше 15 млрд. долларов. К концу 1929 года падение курсов ценных бумаг достигло фантастической суммы в 40 млрд. долларов. Закрывались фирмы и заводы, лопались банки, миллионы безработных бродили в поисках работы. Кризис бушевал до 1933 года, а его последствия ощущались до конца 30-х годов.

Промышленное производство во время этого кризиса сократилось в США на 46%, в Великобритании на 24%, в Германии на 41%, во Франции на 32%. Курсы акций промышленных компаний упали в США на 87%, в Великобритании на 48%, в Германии на 64%, во Франции на 60%. Колоссальных размеров достигла безработица. По официальным данным, в 1933 году в 32 развитых странах насчитывалось 30 млн. безработных, в том числе в США 14 млн.

Первый послевоенный мировой экономический кризис начался в конце 1957 года и продолжался до середины 1958 года. Он охватил США, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и некоторые другие капиталистические страны. Производство промышленной продукции в развитых капиталистических странах снизилось на 4%. Армия безработных достигла почти 10 млн. человек.

Экономические кризис, начавшийся в США в конце 1973 года по широте охвата стран, продолжительности, глубине и разрушительной силе значительно превзошёл мировой экономический кризис 1957-1958 годов и по ряду характеристик приблизился к кризису 1929-1933 годов. За период кризиса в США промышленное производство сократилось на 13%, в Японии на 20%, в ФРГ на 22%, в Великобритании на 10%, во Франции на 13%, в Италии на 14%. Курсы акций только за год - с декабря 1973 по декабрь 1974 - упали в США на 33%, в Японии на 17%, в ФРГ на 10%, в Великобритании на 56%, во Франции на 33%, в Италии на 28%. Число банкротств в 1974 году по сравнению с 1973 годом выросло в США на 6%, в Японии на 42%, в ФРГ на 40%, в Великобритании на 47%, во Франции на 27%. К середине 1975 года число полностью безработных в развитых капиталистических странах достигло 15 млн. человек. Кроме того, более 10 млн. были переведены на неполную рабочую неделю или временно уволены с предприятий. Повсеместно произошло падение реальных доходов трудящихся.

В 1973 году произошел также первый энергетический кризис, который начался с подачи стран - членов ОПЕК, снизивших объемы добычи нефти. Таким образом добытчики черного золота пытались поднять стоимость нефти на мировом рынке. 16 октября 1973 года цена барреля нефти поднялась на 67% - с $3 до $5. В 1974 году стоимость нефти достигла $12.

Черный понедельник 1987 года . 19 октября 1987 года американский фондовый индекс Dow Jones Industrial обвалился на 22,6%. Вслед за американским рынком рухнули рынки Австралии, Канады, Гонконга. Возможная причина кризиса: отток инвесторов с рынков после сильного снижения капитализации нескольких крупных компаний.

В 1994‑1995 годах произошел Мексиканский кризис

В конце 1980-х годов мексиканское правительство проводило политику привлечения инвестиций в страну. В частности, чиновники открыли фондовую биржу, вывели на площадку большинство мексиканских госкомпаний. В 1989‑1994 годах в Мексику хлынул поток иностранного капитала. Первое проявление кризиса ‑ бегство капитала из Мексики: иностранцы стали опасаться экономического кризиса в стране. В 1995 году из страны было уведено $10 млрд. Начался кризис банковской системы.

В 1997 году ‑ Азиатский кризис

Самое масштабное падение азиатского фондового рынка со времен Второй мировой войны. Кризис - следствие ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии. Причина - девальвация национальных валют региона и высокий уровень дефицита платежного баланса стран ЮВА. По подсчетам экономистов, азиатский кризис снизил мировой ВВП на $2 трлн.

В 1998 году ‑ Российский кризис

Один из самых тяжелых экономических кризисов в истории России. Причины дефолта: огромный государственный долг России, низкие мировые цены на сырье (Россия ‑ крупный поставщик нефти и газа на мировой рынок) и пирамида государственных краткосрочных облигаций, по которым правительство РФ не смогло расплатиться в срок. Курс рубля по отношению к доллару в августе 1998 года ‑ январе 1999 года упал в 3 раза ‑ c 6 руб. за доллар до 21 руб. за доллар.

Начало очередного мощного экономического кризиса специалисты прогнозировали к 2007‑2008 годам. В Америке предсказывалось разорение нефтяных рынков, в Евразии ‑ полное поражение доллара.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Нестеров А.К. История экономических кризисов // Энциклопедия Нестеровых

История экономических кризисов насчитывает более 200 лет. Индустриальное развитие в мировом масштабе привело к актуализации ряда процессов, способствующих возникновению кризисов.

Причины мировых экономических кризисов

Все кризисы характеризовались спадом промышленного производства, переизбытком товаров, снижением спроса, цен, банкротствами банков и предприятий, ростом безработицы.

Кризис – это дисбаланс равновесия между спросом и предложением товаров и услуг.

Кризисы сначала начинались в результате недопроизводства сельскохозяйственной продукции, а затем становились следствием перепроизводства промышленных товаров на фоне снижения платежеспособного спроса.

Следует также отметить, что до XX века кризисы происходили в пределах нескольких стран и не носили характера мировых экономических кризисов, как это стало происходить впоследствии.

Несмотря на широкие возможности механизмов антикризисного и антициклического регулирования, избежать новых мировых кризисов не удается.

Мировые экономические кризисы конца XVIII – начала XIX века

Первый экономический кризис общего перепроизводства произошёл в 1825 г. Однако, ему предшествовала целая полоса экономического развития, в которой промышленные кризисы были сравнительно частым явлением.

Но в это время не было ещё условий, чтобы эти кризисы приобрели характер регулярно повторяющихся циклических кризисов общего перепроизводства. В это время ещё только проходил процесс вызревания этих условий, т.е. таких условий, при которых кризисы стали циклическими и стали кризисами общего перепроизводства.

В 1788 г. в Англии произошёл кризис в хлопчатобумажной промышленности. Он затронул и другие отрасли текстильной промышленности, но в целом хозяйство Англии не испытало серьёзных потрясений. В 1793 г. в Англии произошёл денежный кризис, связанный с кредитной экспансией. Но он был связан и с кризисным состоянием производства. Это был первый в истории денежный кризис, выразивший кризис в промышленности и торговле. В 1797 г. в Англии снова произошёл денежный кризис, связанный с перепроизводством товаров. Сильнее всего он поразил хлопчатобумажную промышленность.

Следующий кризис английской экономики произошёл в 1810 г. Начавшись в сфере торговли, кризис снова поразил промышленность, в первую очередь, хлопчатобумажную. Но рост безработицы и падение заработной платы создали тяжёлое положение и для других отраслей производящих предметы широкого потребления.

Во время следующего кризиса в 1815 г. перепроизводство распространилось на чёрную металлургию и угольную промышленность. Это совпало с сельскохозяйственным кризисом. В тот период впервые в истории обесценился основной капитал многих предприятий. Кризис затронул экономику европейских стран и США.

Следующий кризис произошёл через четыре года в 1819 г., причём на тот момент ещё не был достигнут уровень предшествовавший кризису 1815 года. Это серьёзно усугубило его последствия, сильно снизив уровень жизни населения.

Такая череда экономических кризисов нетипична для сегодняшнего времени.

Кризисы конца ХVIII – начала XIX в. имеют следующие особенности:

  • это были частичные кризисы, они означали переполнение рынка, трудности сбыта, сокращение производства;
  • их влияние сказывалось и в других странах, но они ещё не носили мирового характера;
  • денежные кризисы, раньше самостоятельные, теперь были выражением перепроизводства товаров;
  • чередование кризисов не было циклическим, отсутствовала чёткая периодичность в их чередовании, а сроки наступления кризиса определялись внешними факторами, например, войнами, и пока ещё отсутствовало ясное чередование фаз цикла;
  • преодоление последствий кризисов осуществлялось на основе банкротств и разорений жизнеспособных предприятий, сильного снижения цен, заработной платы, разорения мелкого ручного производства.
Все остальные кризисы вплоть до нашего времени можно разделить на домонополистические и монополистические. Из домонополистических кризисов большое значение имеют кризисы 1857 г. и 1890 г.

Мировые экономические кризисы XIX века

Кризис 1857 г. был первым мировым кризисом и самым серьезным из всех экономических кризисов, произошедших до этого. За полтора года кризиса в Англии объём производства в текстильной промышленности сократился на 21%, в судостроении – на 26%. Выплавка чугуна во Франции уменьшилась на 13%, в США – на 20%, в Германии – на 25%. Потребление хлопка сократилось во Франции на 13%, в Великобритании на 23%, в США – на 27%. Большие кризисные потрясения пережила Россия. Выплавка чугуна в России уменьшилась на 17%, выпуск хлопчатобумажных тканей на – 14%, шерстяных тканей – на 11% .

Следующий мировой экономический кризис произошел в 1873 году , начавшись в Австрии и Германии, он является международным финансовым кризисом. Предпосылками кризиса стали кредитный бум в Латинской Америке и спекуляции на рынке недвижимости в Германии и Австрии. Май 1873 года ознаменовался падением венского фондового рынка, следом обрушились фондовые рынки в Цюрихе и Амстердаме. После обвала Нью-Йоркской биржи и многочисленных банкротств последовал отказ немецких банков продлить кредиты американцам и, в результате, экономика США и стран Европы впала продолжительную депрессию, что вызвало падение экспорта из стран Латинской Америки. Считается, что это был самый продолжительный кризис капиталистической системы, так как закончился он лишь в 1878 году.

Кризис 1890 года явился мировым денежным кризисом. При этом мировым также был и кризис перепроизводства. Через него прошли все страны: Англия, Франция, с некоторым запозданием (1893г.) США, Россия, Аргентина, Австралия. Кризис ускорил перерастание домонополистического капитала в монополистический, концентрацию производства и централизацию капитала.

Мировые экономические кризисы XX века

В 1914 году первый мировой экономический кризис в XX веке был вызван началом войны и обусловлен массовой продажей ценных бумаг иностранных эмитентов правительствами США, Великобритании, Франции и Германии. Характерной чертой данного экономического кризиса стало то, что в мировом масштабе у него отсутствовал центр и периферия, так как он начался сразу в нескольких странах, оказавшихся в разных военных лагерях. Падение как товарных, так и денежных рынков привело к банковской панике сразу в нескольких странах: США, Великобритании и других. В тот момент центральные банки применили масштабные интервенции на падающих рынках.

Фактически, продолжением данного кризиса стало наложение дефляционных процессов на спад производства, вылившееся в экономический кризис 1920-1922 годов в Дании, Италии, Великобритании, США и ряде других стран.

Из 11 монополистических кризисов наиболее существенными являлись кризисы 1929–1933 гг. и 1974–1975 гг.

Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. продолжался более 4 лет и охватил весь капиталистический мир, все сферы экономики. Его действие было подобно землетрясению в сфере экономики. Совокупный объём промышленного производства капиталистических стран сократился на 46%, выплавка стали упала на 62%, добыча угля – на 31, производство продукции судостроения – на 83%, внешнеторговый оборот – на 67%. Число безработных достигло 26 млн. человек, примерно 25% всех занятых в производстве. Доход населения уменьшился на 58%. Стоимость ценных бумаг на фондовых биржах снизилась на 60–75%. Кризис ознаменовался огромным числом банкротств. Только в США были разорены 109 тысяч фирм. От голода умерли несколько тысяч человек при том, что наблюдался избыток продуктов питания, которые американцы просто уничтожали, лишь бы не отдавать нуждающимся бесплатно. Кризис показал, что переход к монополистической стадии развития капитализма не привёл, как полагала экономическая теория, к преодолению противоречий и стихийности капиталистического воспроизводства. Монополии оказались не в состоянии справиться с рыночной стихией. И буржуазное государство было вынуждено вмешаться в экономические процессы. С целью смягчения кризисов началось перерастание монополистического капитализма в государственно-монополистический.

В 1957 году наступил первый мировой экономический кризис после войны. Кризисом были поражены ША, Великобританию, Канаду, Бельгию, Нидерланды и ряд других стран капиталистической системы. Безработными оказалось более 10 миллионов человек, промышленное производство упало на 4%.

занимает особое место в послевоенном развитии экономики. Кризис охватил все капиталистические страны, наблюдался огромный спад производства и капиталовложений, резко сократились потребительские расходы населения и общий объём внешней торговли. Увеличение безработицы сопровождалось падением реальных доходов населения и огромной инфляцией. Цены стремительно росли даже в самый острый период кризиса, чего никогда раньше не случалось за всю историю циклического развития экономики. Явление роста цен при общем застое производства называется "стагфляцией" (от слов "стагнация" и "инфляция"). Кризис сопровождался структурными кризисами в энергетике, добыче угля, в сельском хозяйстве, в валютно-финансовой системе, он нарушил систему мировых связей и международного разделения труда. Из-за стремительного повышения цен на нефть – в 4 раза, и на сельскохозяйственные продукты – в 3 раза резко возросли цены на производимую предприятиями продукцию. В этих условиях в США и Канаде компаниям добывающей промышленности были предоставлены налоговые льготы, а в Великобритании, Франции и Италии была проведена национализация этих отраслей и предпринято развитие государственного сектора.

Мировой экономический кризис 1974–1975 гг. обнаружил несостоятельность в послевоенные годы системы государственно-монополистического регулирования. Рецепты государства – снижение учётной ставки, увеличение государственных расходов не дали нужных результатов. Регулирование затрагивало только национальные экономики, но из-за интернационализации производства кризис оказывал воздействие уже на всю мировую экономику. К тому же не подконтрольной государствам оказалась деятельность международных монополий, сыгравших активную роль в дезорганизации мирового рынка, в возникновении финансовых и валютных кризисов.

Следующий мировой экономический кризис получил название Черный понедельник 1987 года . 19 октября 1987 года промышленный индекс Доу Джонса обрушился на 22,6%, вслед за ним обвалились фондовые рынки Канады, Австралии, Гонконга. Данный кризис вследствие своего колоссального разрушительного воздействия и масштаба падения нашел отражение во многих художественных фильмах. В качестве одной из возможных причин падения была названа массовая продажа акций, после сильного падения капитализации крупных американских компаний. Другой версией называют намеренное воздействие спекулянтов с целью усилить надвигающееся падение, о котором им было известно заранее. Доказательств второй версии обнародовано не было. Существуют и иные причины черного понедельника, более научные и подробно рассмотренные.

Мексиканский кризис 1994-1995 годов имел долгую предысторию: начиная с конца 1980-х годов, правительство Мексики активно привлекало инвестиции в страну, была открыта фондовая биржа, на которую вывели большинство государственных компаний Мексики. В период с 1989 года до 1994 года в Мексику наблюдался большой поток иностранных инвестиций, перегрев финансового рынка привел к тому, что зарубежные инвесторы испугались экономического кризиса и начали массово выводить капитал из страны. В 1995 году было выведено 10 млрд. долл. – начался банковский кризис.

1997 год ознаменовался Азиатским кризисом – самым масштабным обрушением азиатского фондового рынка со Второй мировой войны. Как и мексиканский, азиатский кризис стал следствием ухода иностранных инвесторов из стран Юго-Восточной Азии и массового вывода капиталов. Этому предшествовала девальвация многих национальных валют и рост дефицита платежного баланса стран данного региона.

В 1998 году произошел Российский кризис – самый тяжелый экономический кризис в истории России наступил из-за огромного государственного долга, снижения цен на нефть и газ, невыплата по государственным краткосрочным облигациям. С августа 1998 года по январь 1999 года курс рубля к доллару упал в 3,5 раза с 6 руб. до 21 руб. за доллар.

Следует отметить, что конце XX – начале XXI века следующий мировой экономический кризис предсказывался на 2007-2008 год. Если даты сбылись, то причины и последствия кризиса были полностью ошибочны.

История экономических кризисов в России

Большинство экономистов нашей страны сходятся во мнении, что экономический кризис в России не вписывается в обычные теории цикла. Замедление темпов роста в СССР началось уже со второй половины 70-хх гг., т.к. руководство страны продолжало придерживаться политики ускоренного развития материалоёмкой, энергоёмкой и добывающей промышленности, в то время как индустриальные страны взяли курс на развитие наукоёмких технологий, позволяющих существенно сократить издержки производства. При политике подавления рыночных отношений в нашей стране и приверженность к монополии государственной собственности замедление темпов развития только усиливалось. Настоящий же обвал национального производства случился в 1991 году, после применения Е. Гайдаром "шоковой терапии" .

В начале 80-хх гг. положение экономической системы предопределило необходимость её реформирования.

Отставание от западных стран было слишком существенным, но это не означало краха всей экономики при продолжительных реформациях, но и не требовало применения шоковой терапии. Без применения коренных изменений в хозяйственной системе можно было бы добиться относительно небольшого спада производства в первой половине 90-х гг.

Этого можно было бы достичь, прибегнув к политике решения проблем реформами, стимулирующими развитие национального рынка. С учётом возможного положительного эффекта от развития частного сектора в стабильной экономической среде и целенаправленного стимулирования ключевых отраслей при проведении разумной экономической политики были основания ожидать продолжения депрессии с нулевым ростом в 1995 – 1996 гг. и выхода на устойчивый рост с ежегодным темпом до 7% с 1997 года. Но данная политика не была принята в нашей стране, в результате чего в 1995 году последствия экономического спада, поразившего нашу страну после распада СССР, стали сравнимы с американской великой депрессией 1929–1933 гг.

Во взглядах на сложившееся положение и путях выхода из него отечественные экономисты разделились на радикальных либералов и градуалистов.

Радикальные либералы являются сторонниками курса шоковой терапии. Они выступают за радикальные системные и институциональные экономические преобразования. Они считают необходимым сломать многие государственные структуры командной экономики. Центральными позициями радикалов являются освобождение цен, требование жёсткого регулирования денежной массы, государственных кредитов и субсидий, ликвидации бюджетного дефицита. Для радикалов финансовая стабильность является более важной, чем антикризисная политика. Радикалы при пропагандировании шоковой терапии опирались на два соображения. На быстроту в проведении преобразований в сфере экономики и на безосновательное утверждение, что суммарные потери от шоковой терапии будут меньше, чем в случае эволюционного реформирования экономики. Соответственно, единственной причиной затянувшейся в России депрессии либералы считают недостаточную радикальность реформ, себя винить они не привыкли.

По мнению либералов, экономический рост в стране связан с так называемым индексом экономической свободы. Этот индекс состоит из следующих показателей:

  • темпы прироста денежной массы выше темпов прироста реального ВВП;
  • темпы инфляции;
  • объёмы производства на государственных предприятиях в процентах к ВВП;
  • удельный вес государственного потребления в процентах к ВВП;
  • уровень налогового обложения импорта и экспорта к внешнеторговому обороту.

Значения составляющих индекса определяются как обратные отношения значений соответствующих показателей каждой страны. Тогда 100% – показатель абсолютно либеральной политики, а 0% – абсолютно антилиберальной.

Экономисты данного направления считают, что необходимо избавиться от части индустриального потенциала страны, которую они считают нежизнеспособной. Причём эта часть варьируется от 1/3 до 2/3 от общего промышленного фонда. Согласно их концепции, мифическая стабилизация наступит, когда народное хозяйство избавится от 60% машиностроения, 50% угольной и 65% деревообрабатывающей промышленности, 36% металлургии, а ВНП сократится до 30–35% к уровню 1990 года. При этом, либералы не предлагали и не предлагают вариантов и путей дальнейшего экономического роста и развития, ограничиваясь необходимостью разрушить то, что, по их мнению, плохо работает...

Градуалисты являются противоположным полюсом в спорах о дальнейшем развитии экономики страны. То есть они стоят за медленный переход к рынку с сохранением большинства советских структур. Они призывают следовать примеру Китая или Вьетнама. На данном этапе градуалисты считают необходимым государственное вмешательство в экономику, поддерживание государственного сектора. Не отрицают они и применения политики планирования экономики. Фактически градуалисты опираются на кейнсианскую концепцию развития экономического строя. В противоположность радикальным либералам сокращение ВНП они рассматривают как катастрофу, крах всей экономики. Упадок российской экономики градуалисты объясняют тотальным спадом производства, утратой внутреннего рынка для большинства отечественных товаров, падением уровня жизни населения.

Литература

  1. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: В 2 кн. Кн. 1. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  2. "Экономическая теория (Политэкономия)" под ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлёвой. – М.: Изд-во Российской экономической академии. – 2002.
  3. Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. Салихов Б.В. Экономическая теория. – М.: Дашков и К, 2014.
mob_info