Бородин Александр Порфирьевич Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Творческое наследие Бородина невелико по объёму

8 февраля во Владимирской областной научной библиотеке состоялась презентация книги С.А. Дианина «Александр Порфирьевич Бородин и его музыка».

Презентация началась с кадров телевизионного репортажа о селе Давыдово и доме-музее А.П. Бородина: звучали музыкальные темы, над которыми композитор работал в летние деревенские месяцы, шел рассказ о Сергее Александровиче Дианине , хранителе архива Бородина, талантливом математике, историке музыки.

Книга — это дань памяти Сергею Александровичу и представляет собой сборник его статей о Бородине , чьим именем и творчеством он был окружен с детства. Сергей Александрович родился в Петербурге в квартире, где жил Бородин. Его отец – Дианин Александр Павлович – ученик химика Бородина в Военно-медицинской академии и близкий друг композитора. Бородин называл Александра Павловича «своим сыном не по плоти, а по духу». После смерти Бородина Александр Дианин стал его душеприказчиком и хранителем архива композитора, который сохранял в полной неприкосновенности.

«Какие случайности привели в это заброшенное, почти никому в Петербурге не известное местечко, замечательного русского музыканта и ученого Бородина? Какие музыкальные вещи создал он в этом уголке Владимирщины?» – Так писал в статье «Бородин в селе Давыдове» С.А. Дианин

В новый сборник вошли биографические и музыковедческие статьи С.А. Дианина о А.П. Бородине, написанные им в 1920-е – 1960-е годы XX века, но по разным причинам не опубликованные при жизни исследователя. Часть материала издается впервые: о выступлении Бородина в роли адвоката, статья композитора и химика о Солигаличских минеральных водах, «вопрос о «грузинских» корнях в музыке А.П. Бородина, свидетельства о его внешности, о взаимоотношениях Балакирева и Бородина – на основе подлинных документов; все наброски к Третьей симфонии.

О работе над сбором материалов к книге в музейных архивах рассказала Светлана Борисовна Кудряшова, директор Камешковского историко-краеведческого музея . Изучение переписки помогло атрибутировать многие музейные экспонаты, лежавшие 50 лет в архивах из-за неизвестности их происхождения. Все эти новые данные делают понятней и выпуклей «музыкальную» биографию Бородина, помогают нам понять всю глубину его творческой натуры, которая не разрывалась между наукой и музыкой, не делала мучительный выбор, а гармонично существовала на стыке химии и музыки.

В статье известного владимирского писателя Ивана Удалова , знавшего С.А. Дианина и бывшего с ним односельчанином, приводится такой эпизод: в одну из встреч с Сергеем Александровичем он спросил:

— Как ваши ученики?

— Понимаете, одна девочка … очень способная. Боюсь, как бы не упустить этот дар. Деревня она и есть деревня. Грядки в огороде полоть надо, со скотинкой заниматься, сено ворошить, а музыка здесь – баловство и не больше. И когда мы только переломим деревенские умы, научим их уважать человеческий интеллект?

Это была мечта Сергея Александровича: чтобы каждый имел возможность музыкально развиваться, учиться. Наверное, Сергею Александровичу было бы очень приятно узнать, что имя Бородина, его любимого композитора, чьим творчеством он занимался всю жизнь, носит Владимирский музыкальный колледж. На мероприятии выступили студенты Владимирского музыкального колледжа, чья жизнь посвящена музыке и музыкальному самообразованию.

Романс «Разлюбила красна девица» исполнил студент 1 курса колледжа Филипп Зеленов , за фортепиано — Ольга Барабаш .

Романс «Спящая княжна» исполнила студентка 2 курса Вероника Белянина.



Журналист Михаил Коншин неоднократно писал о С.А. Дианине, встречался с ним лично.


Презентация книги проходила в окружении работ владимирских художников, которые в 2013 г. посвятили пленэр бородинским местам села Давыдова . Насколько эти места хороши, можно судить и по картинам, и по словам самого Бородина: «Давыдовым я доволен донельзя. Как здесь хорошо! Какие рощи, леса, бор, поймы! Что за воздух… погода стоит превосходная, и я, собственно, теперь чувствую лето, всем существом чувствую. Очень хорошо здесь! ».
Каждый раз он оттягивал выезд в Петербург, с неохотой покидая полюбившиеся ему места, где он, одевшись в крестьянскую рубаху и высокие, пахнущие дегтем сапоги, отмерял десятки километров по лесам, полям и болотам. Каждый раз, возвращаясь в Петербург, композитор очень сожалел о том, что приходится покидать Давыдово: «По правде говоря, смерть жаль расставаться с моим роскошным кабинетом, с громадным зеленым ковром, уставленными великолепными деревьями, с высоким голубым сводом вместо потолка ».

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Презентацию на тему "Александр Порфирьевич Бородин. Биография" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 8 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего грузинского князя Луки Степановича Гедианова (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Слайд 3

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте ифортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Слайд 4

Однако занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество. В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Слайд 5

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

Слайд 6

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок (получивший в позднейшей традиции название «Могучая кучка»). Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка. В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Слайд 7

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторыНиколай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства. К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

  • Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  • Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • 1 слайд

    2 слайд

    Поэтическая душа Александр Бородин родился 12 ноября 1833 года в Петербурге. Музыкой Саша начал заниматься с восьми лет и вскоре научился играть на флейте, фортепиано, а позднее и на виолончели. Сочинять мальчик начал едва ему исполнилось девять лет. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: «Особенного внимания, по нашему мнению, заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу».

    3 слайд

    Содружество химиков Знал бы автор статьи, чем бредила сия «поэтическая душа». Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. В 1850 году Саша Бородин поступил в Медико-химическую академию. Учеба шла весьма успешно. Настало время, и, защитив докторскую диссертацию, молодой ученый вместе с товарищами отправился на три года в зарубежную командировку. Многие из них позднее составили гордость и славу русской науки: Д. Менделеев, А. Бутлеров, И. Сеченов, и другие. А тогда, в самом начале 1860-х годов, все они были еще молоды и делали первые шаги, каждый в своей области науки. Особенно теплые отношения связывали ученых-химиков. Почти сразу же по приезде в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В. Савичем, В. Олевинским, Д. Менделеевым. К сожалению, Савич и Олевинский рано умерли, не успев проявить себя. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь.

    4 слайд

    5 слайд

    Молодой ученый К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепианных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепианное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой.

    6 слайд

    Вторая симфония Тогда же он создает Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение зрелое, совершенное по форме и содержанию. Симфония выражает идеи патриотизма, национальной гордости за наше славное историческое прошлое.

    7 слайд

    Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее «Славянской героической», Стасов запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - «Богатырская». Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики. В ней воплощены непреходящие духовные ценности, душевные качества русского человека.

    8 слайд

    Опера « Князь Игорь» Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы «Князь Игорь». Он начал ее сочинять еще в конце 1860-х годов. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета «Слово о полку Игореве». Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой «Князь Игорь», которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти.

    9 слайд

    10 слайд

    Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы «Слова о полку Игореве», и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены - астма, из-за которой она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

    11 слайд

    Музыка вытесняет ученого… Тем не менее, в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина «В Средней Азии», несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества.


    Александр Порфирьевич Бородин от внебрачной связи 62- летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны. от внебрачной связи 62- летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.


    До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны. До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. Незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.




    Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано. в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.


    В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. В 1858 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».


    Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Мастер вокальной лирики («Для берегов отчизны дальней»); ввел в романс образы богатырского эпоса, воплотил освободительные идеи 1860-х годов («Спящая княжна», «Песня темного леса»). Автор многих трудов по органической химии. Разработал методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот. Автор многих трудов по органической химии. Разработал методы получения бромзамещенных и фторангидридов органических кислот.


    А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов




    Один из создателей Русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме); Русской классической симфонии (2-я, «Богатырская», открывшая героико-эпическое направление в русском симфонизме); Симфонической картины «В Средней Азии», Симфонической картины «В Средней Азии», Русского классического струнного квартета. Русского классического струнного квартета.



    Разделы: Музыка

    «Россия – единственная страна,
    в которой можно сделать все, несмотря ни на что».
    Н.Н. Зинин

    Цели и задачи.

    1. Расширение кругозора учащихся за счет привлечения дополнительных сведений из области музыкального искусства и химии.
    2. На примере могучей личности А.П.Бородина воспитание нравственных качеств: трудолюбия, взаимопомощи, чувства чистой деятельной дружбы, оптимизма, честности, порядочности, добросовестности, доброжелательности, самоотверженности.
    3. На примере разностороннего творчества А.П.Бородина воспитание чувства патриотизма, гордости за Россию, давшую миру множество талантов.
    4. Демонстрация того, что наука и искусство на самом деле не так уж и далеки друг от друга.

    Методы :

    • стимулированияи мотивации учебно-познавательной деятельности,
    • организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

    Наглядные пособия и ТСО:

    • презентация Microsoft Power Point «А.П.Бородин – великий химик и композитор»;
    • коллекция портретов композиторов «Могучей кучки»;
    • видеосюжет оперы «Князь Игорь»;
    • фонограмма,
    • магнитофон.

    Музыкальный материал:

    • А.П.Бородин (ария князя Игоря);
    • музыка в записи:
      «Улетай на крыльях ветра» – из оперы «Князь Игорь»,
      «Чем тебя я огорчила» – романс,
      фрагмент из I струнного квартета;
    • раздаточный материал для учащихся о Бородине «Занимательные факты».

    Раздаточный материал:

    • занимательные факты из жизни А.П. Бородина
    • цветные карандаши, краски, фломастеры
    • викторина по опере «Князь Игорь»

    Ход урока

    I. Организационный момент:

    1) Приветствие, перекличка;
    2) Эмоциональная настройка;
    3) Обеспечение учащихся наглядными пособиями и раздаточными материалами;
    4) Информация о теме и задачах урока.

    II. Проверка домашнего задания; проверка ранее изученного материала: заполнить таблицу, чья музыка легла в основу литературного содержания – приложение №1 ;

    III. Изучение нового материала: Мы завершили проверку домашнего задания, Хорошо, что вы помните многое из ранее изученного материала. Посчитаем, сколько очков заработал каждый из вас. При дальнейшей активной работе на уроке вы сможете улучшить свои показатели.

    Разминка: вопросы и ответы - приложение №2

    Учитель.

    Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством выдающегося педагога, создателем органической химии и гениальным композитором.

    Кто же он композитор или химик?

    Александр Порфирьевич Бородин

    Две страсти – к химии и музыке – владели Бородиным с детских лет. Пожалуй, в истории человеческой культуры не было второго творца, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Занимательные факты

    (раздаточный материал) ученики заранее знакомятся с фактами из жизни композитора и рассказывают об этом на уроке.

    1-й ученик. Рассеянность Бородина.

    Композитор и химик Александр Порфирьевич Бородин был очень рассеянным человеком. Однажды он пригласил к себе на вечер гостей. Было много музыки, потом ужин с дружеской беседой. Вдруг Бородин встает и начинает одеваться. Его спросили: «Куда это вы собрались, Александр Порфирьевич?» Тот удивился: «Как это куда? Домой! Уже поздно, а у меня завтра лекция...»

    2-й ученик. За меня не волнуйтесь...

    Однажды в юности Бородин с другом возвращался с домашнего музыкального вечера, в котором оба молодых человека принимали участие: Бородин играл на флейте, его друг – на скрипке. Было уже довольно поздно, фонари еле-еле мерцали. Бородин, о чем-то задумавшись, шагал впереди, а его засыпавший на ходу приятель несколько отстал. Вдруг какой-то странный и непонятый шум, а затем вскрик заставили приятеля встрепенуться.

    – Эй! – позвал он, однако никто ему не ответил. Бородин исчез...

    Испуганный молодой человек замер, прислушиваясь, и минутой спустя услышал звуки флейты... Удивительным было то, что они доносились откуда-то из-под земли. Оказалось, что в темноте Бородин оступился и упал в какую-то глубокую яму.

    – Александр, с тобою все в порядке? – крикнул вниз приятель.

    – Пока не знаю, – отозвался молодой музыкант, – но, слава Богу, флейта, кажется, цела!

    3-й ученик. Высказывания о Бородине

    «Первоклассный химик, которому многим обязана химия...», «Равно могуч и талантлив как в симфонии, так и в опере, и в романсе...» – так говорили Д.И.Менделеев и В.В.Стасов об одном и том же человеке, о своем современнике – Александре Порфирьевиче Бородине.

    «А, это тот самый Бородин, которого композиторы считают химиком, а химики композитором», – говорили о нем современники.

    «К несчастью, академическая служба, комитеты и лаборатория, а отчасти и домашние дела страшно отвлекали Бородина от великого дела», – сетовал В.В.Стасов.

    «Бородин стоял бы еще выше по химии, принес бы еще пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии», – писал Д.И.Менделеев.

    4-й ученик. Детство. Место действия – Петербург гоголевских времен.

    – Пожар! Этот ребенок невозможен! Я покидаю вас! – воскликнула гувернантка. Саша подбежал к одному из своих дьявольских сосудов, что-то бросил в него, и дым из серого стал желто-зеленым.

    Динь-динь-динь – сама собой зазвенела какая-то склянка, через трубку из другой опрокинутой и горбатой посудины что-то закапало – значит, сейчас еще что-нибудь закипит или взорвется.

    – А я вот что вам показать хотел, – сказал Саша матушке. – Вы такого и не видывали, это вам сюрприз. Вот! Как вам это нравится? (Показывает кристаллы соли меди.)

    – На сахар смахивает… Иголочки, кубики, да блестят, что бриллианты! Как же ты все это сделал? Руками слепил такие махонькие?

    – Эти, матушка, нерукотворные камешки – кристаллы. Сама природа сотворила, от Бога, ну и я маленько помог.

    – Ты уж играйся, ежели от Бога. Да не спали ты нас, об одном прошу, смирюсь уж как-нибудь с дымом и вонью.

    – В химии, матушка, и вонь-то от Бога, – сказал с важностью Александр.

    Нет, не дозваться Сашеньку. Читает, а потом в лабораторию. В одной комнате ему тесно, уже по всей квартире расселилась чудная, непонятно для чего посуда, порошки, жидкости. Паять, гнуть размягчившееся стекло, превращать жидкость в кристаллы, из одного точно волшебством делать другое, ничуть не похожее. Рождать мановением руки из холода пламень, из тепла лед. Творить, создавать то, чего не было только что и вдруг стало, как творится музыка из ничего, из воздуха и света, из печали и сладкой, самому неясной мечты.

    5-й ученик.

    Гувернантка однажды повела Сашу гулять на Семеновский плац. От звучания полкового оркестра у него было потрясение чуть не до обморока.

    У него что-то случилось с коленями, они подогнулись, когда грянул марш, а мир изменился. Иначе выстроились и осветились дома, другим стал воздух, раздалось вширь и вглубь небо. Вернувшись домой, он, такой мягкий и кроткий, наотрез отказался от обеда, сказав: «Не мешайте мне!» – по-русски, по-немецки, по-французски. Часа три голодный и неузнаваемый сидел за фортепиано. Затем пригласил матушку и гувернантку и сыграл военный марш, который слышал на площади.

    Учитель.

    В духовом оркестре три группы инструментов: медные, деревянные и ударные.

    Пример - звучание оркестра.

    Саша Бородин учился играть на флейте, виолончели, фортепиано ,

    а затем начал сочинять музыку: в 9 лет это была полька «Элен», в 13 лет – небольшой концерт для флейты. В 16 лет были опубликованы два произведения: фантазия для фортепиано – соло на мотив музыки И.Гуммеля и этюд «Поток».

    В 17 лет Бородин отлично сдает экзамены на аттестат зрелости при, Первой петербургской гимназии, а в сентябре поступает вольнослушателем на медицинское отделение Медико-хирургической академии. Эта академия, открытая в Петербурге в конце XVIII в., ко времени поступления в нее Бородина представляла собой крупное высшее учебное заведение России и видный центр естественно-научной мысли. В числе ее профессоров были ученые с мировыми именами: хирург Н.И.Пирогов, химик Н.Н.Зинин, эмбриолог и географ К.М.Бэр, зоолог Ф.Ф.Брандт.

    В 20 лет происходит знакомство Александра Бородина с профессором химии Николаем Николаевичем Зининым. Вот какой разговор произошел между ними в то время.

    Отношение Зинина к увлечению Бородина музыкой .

    Бородин несколько раз приносил в лабораторию нотную бумагу, практиковался. Зинин заметил это и категорически заявил: «Кто гонится за двумя зайцами, тот поймает дохлую курицу! Не подумайте, что я вас ревную к музыке. Не во мне дело, дело в вас. Будь вы семи пядей во лбу, а начнете разбрасываться, и получится пшик. Химия ревнует вас. Она дама строгая и ни с кем своих служителей делить не собирается. Нужно выбирать: или она, или эти ваши музы».

    Перед Бородиным встал вопрос выбора . Бросить музыку – все равно, что по доброй воле разучиться говорить. Потому что музыка – дар речи, самый необычный, самый полный и выразительный. Бросить музыку – как пожизненно завязать себе глаза и забыть, что есть краски, которые можно найти только в ней. И еще музыка – простор и глубина, отними их – Земля станет бедней, словно из трехмерного мира уйти в двухмерный, плоский. Он будет верен и науке, и музыке, т. к. силы его беспредельны, как ему казалось.

    Представьте себе музыкальную атмосферу того времени. Наше время характеризуется пассивным потреблением музыки через плееры, магнитофоны, компьютеры. Тогда же было распространено домашнее музицирование. Живая музыка звучала повсюду – от скромных комнат до гостиных и салонов. Это была камерная музыка, т. е. музыка для небольших помещений, где исполнялись произведения для скрипки, виолончели; были ансамбли – трио, квартеты.

    Учитель : сейчас вы услышите «Струнный квартет №1» фрагмент.


    Мне бы хотелось, чтобы вы, в своих тетрадях используя, различные цветовые гаммы нарисовали, музыкальный образ покоя и тишины.

    Слушание. «Струнный квартет№1» (анализ прослушанного произведения)

    Разминка. Динамическая пауза.

    Учитель.

    Музыка не была добрей и покладистей химии. Музыка требовала своего прямо и жестко. Музыкой можно сказать все, не стыдясь и не скрывая, – вот он я, вот мир и моя страна, как я их вижу. Архитектура недвижима, как живопись и скульптура. Смысл музыки – движение. В этом ее кровное родство с бегущим временем, а значит, с историей.

    Главным делом жизни Бородина стала опера «Князь Игорь».

    Сюжет взят из «Слова о полку Игореве» – первого русского литературного произведения, в котором рассказано о богатырской юности Руси, в нем грандиозная мысль о ее единстве. В «Слове» Русь и Восток – вечное столкновение, вечное соседство, две стихии, которые не разъединить, и обе в натуре Бородина. Дело в том, что среди его предков был князь Гедея, который пришел из орды при царе Иване Грозном, принял святое крещение и был наречен князем Николаем.

    Бородин работал над оперой 21 год, но не успел ее закончить. Сделали за него это его друзья: Н.А.Римский-Корсаков и его ученик А.К.Глазунов. Мария Васильевна Доброславина – друг семьи Бородиных – оценила это так: «Какая чистая, деятельная и прекрасная дружба – разобрать горы черновиков, эскизов, набросков, соединить их с готовыми сценами, выстроить все, что не достроил автор».

    Сейчас в классе прозвучит ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь», (вспомним - что такое ария?). Ответы ребят. В этой арии князь Игорь переживает свое поражение, вспоминает о любимой жене Ярославне, которая ждет его в Путивле, и размышляет о будущем.

    Анализ прослушанного произведения.

    Он умер мгновенно , от разрыва сердца, во время маскарада, устроенного им для всеобщего веселья в собственной квартире.

    Высокий, статный, богатырского телосложения, он был веселым человеком с добрым нравом. Казалось, что Бородин будет жить долго – столько замыслов было впереди. Но остались незавершенными опера «Князь Игорь», Третья симфония... И все-таки как много он сделал!

    Заслуги А.П.Бородина перед Отечеством:

    Х и м и я

    • Реакция альдольной конденсации.
    • Опера «Князь Игорь»
    • Получение бензидина.
    • «Реакция Бородина».
    • Реакция уплотнения альдегидов.
    • 42 научные работы.

    Музыка

    • Опера «Князь Игорь»
    • Три Симфонии
    • Два квартета
    • Сюита для фортепиано
    • Опера-фарс «Богатыри»
    • 18 романсов

    Учитель.

    Могучий разум ученого, гений композитора, литературные дарования- ни одного таланта он не зарыл в землю, все развил и отдал своему народу и человечеству. Он был красив, добр, остроумен, всегда полон жизни и энергии.

    Бородин совмещал в себе то, что обычно считают несовместимым. Невольно возникает вопрос: как мог он быть одновременно химиком и композитором? Ведь это такие разные, далекие одна от другой области. Но так ли они далеки, как кажется? Солнце творческого разума освещает дорогу и науке, и искусству, когда они ищут правду жизни.

    Хор «Славься» на доске фото большого хора

    Переход на распевание

    Задача: формирование певческих навыков, четкой артикуляции, дикции, правильного дыхания, умение петь хором, соло.

    Песня «Ты - человек» композитор Е. Крылатов.

    Учитель.

    Итог:

    • сегодня на уроке мы познакомились с выдающимся композитором и учёным Александром Порфирьевичем Бородиным,
    • узнали его заслуги перед Отечеством и музыкой,
    • прослушали музыкальные фрагменты творчества композитора,
    • познакомились с симфоническим оркестром.

    Узнали, что химия и музыка были неотъемлемой частью в жизни композитора, сумевшего так много достичь в столь, казалось бы, несовместимых областях деятельности.

    Оценка эффективности урока.

    Перед объяснением нового материала, я объяснила учащимся, что за каждый правильный ответ учащиеся получают индивидуальную карточку с рисунком музыкального инструмента из симфонического оркестра. Учащийся, набравший наибольшее количество карточек оценивается в пять баллов.

    Дом, задание: найти фамилии композиторов, чья музыка была связана с наукой, медициной, военным делом.

    mob_info