Крестный ход с плащаницей спасителя. Страстная пятница: история и традиции самого скорбного дня для верующих

Тропарь праздника, глас 1

В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице; преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2

В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное Упование гроб и умервщление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную

Величание

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога Нашего, и всеславное славим Успение Твое.

Богослужение в честь праздника

начинается с вечера

27 августа в 16:00 всенощным праздничным богослужением с

литией и полиелеем.

в 7:00 - ранняя литургия и

в 9:00 - поздняя литургия

Крестный Ход

НАЧАЛО ВЕЧЕРНЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ В 16:00

Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы

Это один из самых любимых праздников не только православных христиан, но и всех, кто почитает Богородицу.

Успение Пресвятой Богородицы – второй по значимости праздник Православной Церкви после Воскресения Христова. Недаром этот день именуется Богородичной Пасхой. То была вторая победа над смертью и адом, одержанная уже не Небесным Гостем – Богочеловеком, но земной Девою – чистейшей и совершеннейшей из всех людей и все же Одной из нас, земнородных, Пресветлой Дочерью человечества. Успение Пренепорочной Девы явилось кануном Воскрешения Ее в преображенном земном теле, что совершилось благоволением Божественного Ее Сына.

Два десятилетия – от Вознесения Христова до Успения Богородицы – были для несравненной души Пречистой Девы годами последних земных испытаний, благодаря которым во всем сиянии проявлялись Ее добродетели.

Но самым тяжким для Пресвятой Девы было испытание Ее терпения – долгой разлукой любвеобильнейшей Матери с несравненнейшим Божественным Сыном.

Эту горечь разлуки Богоизбранная Дева превозмогала непрестанной молитвой, сокровенной беседой со Всевышним. Так сильна была Ее молитва, что вместе с Нею, точно одушевленные, кланялись Творцу масличные деревья Гефсиманского сада – любимого места уединения Богородицы.

Но что же для Себя Самой просила тогда Богородица у Господа и Сына Своего? Одного для Себя хотела Пресвятая Дева – кончины.

Успением праздник называется потому, что Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула, а в основном называется так за короткое пребывание Ее тела во гробе, так как через три дня Она была воскрешена Господом и вознесена на небо.


И, несмотря на то, что Пресвятую Богородицу провожали в иной мир со слезами, для православных этот день стал всерадостным праздником Церкви Христовой. И радуются христиане, что обрели в Небесном Царствии такую Помощницу и Защитницу, равной Которой нет и среди могучих архангелов.

Три дня в Воскресенском соборе будут проходить торжественные богослужения в память о трех торжественных событиях. Первое – это Успение тела Пречистой и вознесение души Ее в Небесное Царствие, – которое празднуется 28 августа, но сами празднования начинаются же 27 августа Всенощным бдением с литией и полиелеем.

Тогда в этот день из алтаря выносится Плащаница с изображением Божией Матери. Посреди храма будет она находится в течение трех дней, до Чина Погребения – вечера 29 августа.


Вторым торжеством явилось погребение тела Богоизбранной Девы, сопровождавшееся множеством дивных знамений славы Ее. И наконец, венец и вершина торжеств – последовавшее на третий день, 29 августа, Воскрешение Пресвятой Богородицы благоволением Божественного Ее Сына: первое явление Ее миру во славе Царицы Небесной.

Этот день и само богослужение заслуживает особого внимания.

29 августа вечером в нашем храме совершается Чин Погребения Пресвятой Богородицы. Этот Чин представляет собой довольно продолжительное, но очень красивое богослужение. После великого славословия при пении заключительного "Святый Боже" (как при выносе Креста) духовенство поднимает плащаницу, и вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей Пресвятой Богородицы, словно похоронной процессией с умилительным протяжным пением, во время которого поется тропарь праздника и совершается колокольный звон.

Сама Плащаница по традиции украшена цветами. Цветами украшается не только храм, но и дорожка, по которой будет проходить Крестный ход.

А в это время на улице выкладывают дорожку из цветов. Здесь будет проходить Крестным ходом проносить Святую Плащаницу Божией Матери.

Обычно на Крестный ход стекается очень много людей, чтобы принять участие в этом скорбном шествии за святой плащаницей Пресвятой Богородицы. Идут дети, идут старики, идет молодежь. Каждый старается пронести свою зажженную свечу, оберегая от ветра.


По окончании крестного хода священство на входе держит святую Плащаницу, так, что каждый может пройти под ней, прося у Пречистой прощения и заступления.

Так прост и так светел образ Пренепорочной Богородицы и таким недостижимо высоким является Свет Ее для нас, недостойных?! Но благосклонно внимает Царица Небесная молитвам грешников кающихся, и не устрашат нас ни беды, ни скорби, ни жизнь и ни смерть, если решимся мы в искреннем желании исправления и спасения прибегнуть к заступничеству Пречистой Матери Божией, взывая: «Не отступим Владычице, от Тебе: Твоя бо раби спасаеши присно от всяких лютых». Аминь.

ТВОЕ СЛАВЯТ УСПЕНИЕ, ВЛАСТИ И ПРЕСТОЛИ, НАЧАЛА И ГОСПОДСТВА, СИЛЫ И ХЕРУВИМЫ, И СТРАШНИИ СЕРАФИМЫ: РАДУЮТСЯ ЗЕМНОРОДНИИ, О БОЖЕСТВЕННЕЙ ТВОЕЙ СЛАВЕ КРАСЯЩЕСЯ. ПРИПАДАЮТ ЦАРИЕ, СО АРХАНГЕЛЫ И АНГЕЛЫ, И ВОСПЕВАЮТ: БЛАГОДАТНАЯ РАДУЙСЯ, С ТОБОЮ ГОСПОДЬ, ПОДАЯЙ МИРОВИ ТОБОЮ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

Воспользуйтесь возможностью побывать на такой удивительно благодатной службе всей семьей, с детьми, внуками принять участие в этом Богослужении, с надеждой и упованием просить Царицу Небесную не оставить нас Своим заступничеством.

И тогда близко склонится Она к плечу Сына Своего и прошепчет Ему мольбу о милости и пощаде… И устоит ли грозный Судия против той, кому Он Сам поручил бледный род людской!

В небытие летят сухие листья.
Иссякла лета Божья благодать.
Нам эти дни даны, чтоб вспоминать
О днях земных, о бытии Пречистой.
На золотом убранстве первый иней
Прохладным утром, как узор, дрожит...
Как велико смиренье – пережить
На двадцать лет единственного Сына.
Избыть страданье до конца, без меры,
С молчаньем, как защитой, на устах,
Заполнив жизнь единственною верой –
О встрече с Сыном там, на небесах...

(стихи: Л. Колодяжная)


Праздник Успения Пречистой Богоматери – радостное событие для нас. После грехопадения смерть ожидает каждого из людей. Но у каждого смерть разная. Больно видеть, как нелепо уходят в страшную для них неизвестность тысячи наших современников.

И в то же время, когда умирает верующий человек, те, кто видел это, замечают


Забота Приснодевы Марии о каждом из нас. Как Она заметила нужду в вине на браке в Кане Галилейской, так же точно Она откликается и на каждую нашу нужду. И Она с нами не только в скорбях, но и в веселии.

И поныне Она не только утешает плачущих, но и окрыляет пирующих, лишь бы только повод торжества был праведным ...дальше

В день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм сползаются со всей округи небольшие, маленькие ядовитые змейки с черными крестиками на головах.

Жители деревушки Маркопола утверждают, что в их храме до сих пор находится та самая икона, перед которой тогда просили о заступничестве монахини. И что удивительно - змеи в праздник заползают в храм и как завороженные тянутся к этой иконе. Они не боятся людей и не жалят их, люди же, в свою очередь, так же спокойно реагируют на присутствие столь необычных «прихожан». Змеи ползают по иконам и без боязни перебираются на руки людей, когда те протягивают их к ним.

Ядовитые твари, никого не опасаясь, смиренно даются людям в руки и никого не кусают! Кефалонийцы и заезжие туристы без страха держат змей на руках, кладут себе на плечи. Играются со «змейками» даже маленькие дети. Вскоре после окончания праздничной службы, змеи сползают с излюбленной ими иконы Богородицы и покидают церковь. Стоит им переползти дорогу и оказаться в горах -- они вновь преображаются. Теперь, если к ним приблизиться -- тут же зашипят и могут укусить! Эти явления не раз запечатлевали на фото и видео журналисты.


Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница - это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя.

Вынос Плащаницы и Чин погребения - это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница - самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы





Иконография Плащаницы






Традиции выноса Плащаницы


В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы

Совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы - в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч). Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во «гробе» - возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.
Богослужебные особенности Чина погребения
Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.
Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, - благая весть о Воскресении Христовом.
Во время богослужения верующие совершают крестный ход - обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.
По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.


Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Плащаница - плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.
В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.
Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.


Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV-XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII-XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.
Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства - ручная работа стоит дорого.
По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа - в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух - большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).

Плащаница Иисуса Христа: Великая вечеря, вынос плащаницы



Плащаница – это полотно, которое было использовано в качестве савана, в нее был положен и завернут Иисус Христос после его снятия с креста. В нынешнее время Плащаницей принято называть изображение Иисуса Христа, лежащего в гробу. Его используют для преклонения прихожан в Страстную пятницу. Плащаница остается в храме в течение трех дней до пасхальной полуночи, впоследствии ее обратно заносят в алтарь.
Обычно Плащаницу изготавливают из бархата, её размер примерно с человеческий рост. На вечернем крестном ходе вокруг храма Плащаницу несут в руках священнослужители или старшие прихожане, держа за четыре угла. Крестный ход обязательно сопровождается погребальным перезвоном колоколов.
В некоторых храмах перед занесением Плащаницы и возложением ее на специальное возвышение священнослужители, несущие святыню в руках, останавливаются перед входом и поднимают ее высоко над головой. Тем самым позволяя верующим, идущим сзади, пройти в храм под святыней.
Святая Плащаница обладает чудотворным действием. Считается, что прикладывание к ней помогает верующим излечиться от многих болезней. В Страстную пятницу 2017 люди всего мира с особым трепетом преклоняются перед Плащаницей. Она является насущным символом того, что сделал для человечества Иисус. Согласно церковным толкованиям, его героические муки и смерть смогли открыть для нас вход в рай, который был закрыт после греха первых людей, а также дать надежду на встречу с Господом после смерти.

Вынос Плащаницы. Прямая трансляция из Храма Христа Спасителя. 10.04.2015
Страстная пятница, называемая ещё Великой, - это самый скорбный день во всем году (в 2017 году - 14 апреля). Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.
Что такое Страстная пятница? Это богослужение в особом порядке. Во всех церквях повествуются трагические события и страсти, которые в этот день испытал Спаситель. Священнослужители всего мира читают евангельские повествования, которые прочитываются трижды: на утрене, на Великих часах, на Великой вечерне.
В Страстную пятницу в 2017 году (14 апреля), как и в другие годы, верующие всего мира молятся о прощении Господа, благодарят Иисуса за его подвиг, которым он искупил многочисленные грехи человечества, и скорбят о том, что душа человеческая может быть настолько темной, что некогда позволила погибнуть самому светлому.


Служба в Великий Пяток отличается тем, что Литургии не проводится. Дни, на которые выпадает великий праздник Благовещение, подвергаются исключению из данного правила. Для чтения Царских часов характерна одна особенность: объединяются 1, 3, 6 и 9-й час, в каждом из которых проводится чтение паремии, Апостола и Евангелия. Повествования, написанные каждым из четырех евангелистов, читаются по отдельности. Подобная служба проводится также на сочельниках Рождества Христова и Богоявления. Царскими часами стало принято называть ещё со времен московских царей, так как их участие в службе было обязательным.
Плащаница Иисуса Христа: Великая вечеря, вынос плащаницы
Плащаница - важнейшая часть всего богослужения, совершающегося в Великий Пяток Страстной седмицы.
Великая вечерня и вынос Плащаницы в Страстную пятницу происходят в 14-15 часов. Этим действием завершается цикл богослужений этого дня. Именно это время принято считать временем смерти Спасителя. К этому часу Плащаница выносится в храм. Вынос осуществляется через Царские врата. Прежде чем поднять Плащаницу с престола, священнослужитель обязан трижды поклониться до земли. Затем, в присутствии диакона со свечой и кадилом, а также свещеносцев Плащаницу выносят в храм через северные врата. Для нее подготавливается специальное место на возвышенности, которое может называться «гроб». Его украшают различными цветами в знак скорби об Иисусе Христе, а также умащают место благовониями. В центр Плащаницы возлагают Евангелие.
После великой вечерни проводится малое повечерие. Поются песнопения о плаче Пресвятой Богородицы, а также канон о распятии Иисуса Христа. После этого к Плащанице могут приложиться все желающие. Плащаница лежит в центре храма три дня (неполных), тем самым напоминая верующим нахождение Иисуса Христа в гробу.
В завершении утрени Великой субботы вокруг храма делается крестный ход. Проходит он со свечами и Плащаницей.

Вынос плащаницы в Страстную пятницу совершается в третий час дня, в час смерти Иисуса Христа на кресте.

Страстная пятница, называемая ещё Великой, - это самый скорбный день во всем году. Именно в этот день произошло распятие Спасителя человечества Иисуса Христа. В этот день, пока Плащаницу не вынесут из алтаря, всем верующим христианам запрещено развлекаться, а также есть и мыться. После того как Плащаница будет возложена в храме, постящимся разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

Что такое плащаница, и когда ее выносят

Плащаница представляет собой икону на ткани – изображение тела умершего Христа, которое как бы лежит в гробе. Сначала икону держат на алтаре, а затем, около 15 часов выносят из церкви, совершают крестный ход, которым идут все верующие, и ставят посередине в церкви.

Это время выбрано неслучайно. Считается, что именно в три часа по полудню Господь скончался, произнеся свою последнюю фразу: «Отче! В руки твои предаю мой дух!»

В этот момент произошло несколько необъяснимых событий – днем стало так темно, как будто наступило солнечное затмение. А еще треснули камни, лежащие на холме, где был распят Христос. И занавеска в местном храме разорвалась на 2 части. Толпа страшно испугалась, увидев эти знамения. А многие даже уверовали, что это действительно был Сын Бога.

Также изображается Пресвятая Богородица, припадающая ко гробу, стоящие рядом с Ней Иоанн Богослов, жены-мироносицы и тайные ученики Христа – Никодим и Иосиф Аримафейский.

По краям плащаницы вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаницу размещают на специальном возвышении в центре храма. «Гроб» украшают цветами в знак скорби об Иисусе Христе и умащают это место благовониями. В центре плащаницы возлагают Евангелие.

Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях выполняет икона праздника. Вынос плащаницы в Страстную пятницу завершает цикл богослужений этого дня.

Вечером в пятницу совершается утреня, которая относится уже ко дню Великой субботы. На церковной службе поют погребальные тропари, совершают каждение.

Затем вокруг храма совершается крестный ход с плащаницей, которую несут священнослужители или старшие прихожане за четыре угла. Верующие поют «Святый Боже».

Вынос плащаницы сопровождается погребальным перезвоном колоколов. По окончании чина погребения ее подносят к Царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма.

В день Страстной пятницы до выноса плащаницы верующие соблюдают строгий пост, полностью отказываясь от пищи. После этого разрешено употребление воды и хлеба в небольших количествах.

После совершения обряда выноса плащаницы, по окончании Великой вечерни проводится малое повечерие. Затем к плащанице могут приложиться верующие.

Страстная пятница: что можно делать и чего нельзя

По традиции в этот день недели женщинам ни и в коем случае нельзя шить, прясть и убирать, а мужчины не должны рубить дров и мастерить что-либо. Однако, на Руси разрешалось печь куличи и сеять семена. Выпеченный кулич обязательно прикрывался вербой. В течение года веточка этого растения становилась своеобразным оберегом от нечистой силы. В этот день старались посеять чуть-чуть укропа или гороха, но сажать ничего нельзя — воткнутые в землю железные предметы (лопаты, грабли, мотыги) в этот день несут беду.

В Стастную пятницу нельзя плотно есть, ходить в увеселительные заведения, развлекаться, употреблять спиртное, а также желательно воздержаться от сексуальных отношений и даже флирта.

Богослужебные особенности выноса Плащаницы

Накануне выноса Плащаницы, на утрене, которая служится вечером Великого четверга, в храмах звучат Двенадцать Евангелий, повествующих о страданиях Христовых.

В Великую пятницу Божественная Литургия не служится: считается, что она уже совершена Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы — в храме перед Крестом читаются псалмы и Евангелия о страстях Христовых.

Утреня Великой Субботы обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.


Мы к Богу взор свой обратили.
По-христиански жить решили.
Детишек в храмы повели,
Чтоб благодать там обрели.
Решили грамоте учить:
Без Православия как быть?
На радость новость разнеслась —
При храме школа создалась!

Сначала мало было нас —
Всего один учебный класс.
Пока детишки в нем трудились,
Родители между собой сдружились.
И младших в школу привели.
Как быстро все они росли!
Пытались старшим подражать:
Побольше доброго узнать.

Мы в школе очень дружно жили.
На кухне пили чай, шутили.
Все праздники справляли вместе.
Общались безо всякой лести.
Детей все больше приходило.
И в старом зданье тесно было.
Чтобы доступной школа стала,
Священник покорпел немало!

И вот его благим стараньем
Для школы выстроилось зданье:
Побольше классов, зал со сценой,
Столовой необыкновенной.
Как дом родной, нам школа стала.
Забот для всех у нас хватало:
Концерты, сказки, представленья….
Все подвязались без смущенья.

В поездках много познавали,
Почти паломниками стали.
Родителям нашлись занятья:
Кто пел, кто шил для сказок платья.
Занятий больше появилось,
Детей все больше здесь училось.
А летом вместе отдыхали.
Мы отдых лагерем назвали.

А в музыкальном отделенье:
Игра на фортепьяно, пенье,
Сольфеджио, и хор поет,
Экзамены два раза в год.
Ирина учит терпеливо,
Со всеми улыбаясь мило.
Английский Аллочка ведет,
Елена рисовать зовет.

Еще есть бисероплетенье,
Хореографии ученье,
Кулинарию проходили.
Чему здесь только не учили!!!
Мы даже клиросом попели.
Нас обучала в трудном деле
Галина, Божия раба.
(Чуть не свели ее с ума!)

Все дружно школу убирали.
Детей к порядку приучали.
Илона наша заводная
Трудилась, рук не покладая.
«Для творчества пределов нет! —
Всегда готов ее ответ. —
Кто любит спорт, кто рисовать,
А я с детьми люблю играть!»

Георгий, батюшка наш славный,
Во всем наставник самый главный.
Ко всем терпимый, добрый он.
Мы шлем ему земной поклон!
Дай Бог Вам процветать и дальше!
Учить детей расти без фальши.
Здоровья, помощи с небес!
Ведь для людей Христос Воскрес!!!

… Это было давно. Как-то, на детской площадке в поселке Кузнечики, я услышала от мамочек о хорошей подготовке к школе в группе раннего развития детей. Мне очень захотелось определить сына в эту группу, и мы с мужем встретились с Илоной Станиславовной и стали просить её взять нас. Она предупредила, что будет продолжать работу уже в Воскресной школе при храме Успения Пресвятой Богородицы в Щапово. «Куда Вы, туда и мы» — был наш ответ.

Надо сказать, что тогда семья наша была далека от веры. Освятить яйца и куличи на Пасху — вот и все походы в Церковь. Но начались новые времена. На занятиях в Воскресной школе всё было внове. Мы записывали слова молитвы в блокнот и учили с сынишкой вместе. А как непросто было выстоять в храме «целых» 40 минут до причастия! Ведь мы приходили даже не к началу службы.

Вспоминается здание старой Воскресной школы. Как мы помещались там, как умудрялись проводить праздники в маленькой комнатке- классе! Но всё было с такой любовью, такой искренностью, что хотелось приходить туда снова и снова.

Со всеми мамами мы до сих пор в отличных отношениях, поддерживаем друг друга, советуемся по многим вопросам. А наш педагог — Илона Станиславовна — это солнышко Воскресной школы. Она учила и учит наших детей добру, пониманию, взаимовыручке, любви. И на все наши, взрослые, вопросы она отвечает, находит подход ко всем.

Репетиции наших праздников — это отдельный творческий процесс. Ведь подготовить сценарий праздника, обдумать все тонкости — это лишь часть огромного айсберга, вся сложность скрыта от глаз зрителей: собрать всех участников, промотивировать взрослых участвовать в спектакле, сделать костюмы, придумать весёлые игры, потешки и так далее. И при этом — чтобы детки не устали, чтобы было здорово…

Так, постепенно, вместе со старшим сыном, мы приходили в храм. Когда ему исполнилось семь лет — готовились вместе к исповеди. Сейчас трое моих деток учатся в Воскресной школе, старший уже участвовал в службе — читал и пел с хором. Теперь больше учителей работают с нашими детками. Воскресная школа стала частью нашей жизни.

Хочется от всей души поблагодарить отца Георгия за доступность этого обучения всем желающим. И огромный благодарственный поклон Илоне Станиславовне за её поистине титанический труд. Дай им Бог крепкого здоровья и многая благая лета!

Вот уже десятый год, как я хожу в наш Успенский храм… В первый раз я появилась в нем, что называется, за компанию с моей двоюродной сестрой. Тогда, на протяжении всей службы (казалось, она была бесконечной), я, вся измаявшись, думала только о том, когда же она закончится. А выйдя из храма, ничего в себе не почувствовала. Решила, что еще не время, что приду снова, когда по-настоящему потребует моя душа.

Прошли года, я стала мамой. Своего первенца мы крестили только в три года. И осмысления того, для чего это нужно, не было – все крестят, вот и мы тоже. Старшему сыну шел четвертый год, когда у нас родилась дочь. По Божьему провидению, а по другому я не могу это объяснить, я узнала от новой знакомой о Воскресной школе при нашем храме Успения Пресвятой Богородицы. Подумала, что это очень кстати. Ребенок подготовится к школе, ведь у меня совершенно не стало на него времени — дочка была очень капризная, приходилось все время быть с ней. А сын тем временем гулял во дворе со старшими друзьями и, как следствие, начал ругаться матом…

Помню, пришла поинтересоваться, как можно записаться в школу. На территории храма никого не было. И вот выходит матушка Мария (ныне покойная — Царствие ей Небесное!), такая спокойная, добродушная и говорит: «Ты приходи в конце лета, Илона Станиславовна возьмет ребенка, обязательно возьмет, она всех берет».

С сентября 2006 года у меня началась новая жизнь. Так незаметно, как-то естественно я со своими детьми начала посещать храм. Сначала причащала только детей. Так было заведено, в двунадесятые праздники дети из Воскресной школы шли на причастие. А потом стала причащаться и сама. Это совершенно другое состояние души. Прекрасно, когда ты чувствуешь потребность и когда у тебя есть возможность прийти в храм!

Со временем Воскресная школа стала нашим вторым домом, а все мы друг для друга стали одной большой семьей. Очень важно понимать, что в любой, даже самой сложной жизненной ситуации есть на кого положиться. А еще я открыла в себе актерские способности. Ведь в школе мы готовим спектакли для детей. Когда ты устала от бесконечных житейских забот, приходишь на репетицию, видишь там своих, уже таких близких, людей, то отвлекаешься, приходишь в норму и ощущаешь, что всё в порядке. А на празднике после спектакля — радостные лица детей и добрейшее, счастливое лицо нашего батюшки Георгия.

Сейчас у меня четверо детей, я живу в другом месте, хожу в другой храм, но при всякой возможности еду с детьми в Щапово, в храм Успения Пресвятой Богородицы, ставший для меня началом новой, духовной, светлой жизни, моим спасением и душевной радостью.

От всей души желаю нашему приходу и отцу Георгию, нашему доброму и терпеливому наставнику, многая и благая лета.

… Ровно десять лет назад в Кленовском Доме культуры был объявлен набор детей для подготовки их к школе. Одним из инициаторов была педагог из Щапово — Илона Станиславовна Симакова. Группа, к сожалению, не набралась, но я твердо решила, что буду возить своего пятилетнего сына Мишу на занятия в Щаповский ДК.

На первом родительском собрании Илона Станиславовна сообщила, что занятия с детьми будут проходить на базе Воскресной школы при Успенском храме, где, наряду с основными предметами, она будет знакомить наших малышей с Законом Божьим и основами православной веры. Насколько я помню, родителей это не смутило, а меня так даже и обрадовало. Сама я в то время была не то что невоцерковленным человеком, а, мягко говоря, «полная темнота». Вот и подумала, что хоть кто-то расскажет и познакомит моего ребенка с «этой наукой».

Скажу сразу: мой сын просто влюбился в Илону Станиславовну. Он говорил, что она, как мама, – добрая и внимательная. Всегда с нетерпением ждал дня занятий и с радостью собирался в дорогу. В те времена у нас был малюсенький класс в одноэтажном здании при храме. Но что удивительно: в нем умудрялись проводить и занятия, и репетиции, и спектакли! Сейчас, спустя столько лет, я, просматривая старые фотографии, не перестаю удивляться: как это было возможно?..

В Воскресной школе мы жили одной большой и дружной семьей, все родители были вовлечены в эту жизнь: кто-то готовил еду, кто-то шил костюмы, кто-то убирался и мыл посуду, кто-то ксерокопировал учебные материалы, кто-то договаривался о паломнических поездках. А самое главное — мы все были, что называется, «в духе Божьем» — всё делалось с молитвой и словом Господа. Мы все понимали, что наше спасение среди всепоглощающего мира – только здесь, при храме.

Потихоньку воцерковлялась и я. Как маленький ребенок, «училась ходить». Я почувствовала, в буквальном смысле слова, информационный голод, который нужно было срочно утолять. Стала читать православную литературу. Господь посылал мне верующих людей, которые могли ответить на мои вопросы, я слушала лекции, посещала святые места. Если раньше слово «батюшка» ассоциировалось у меня со сказкой «Аленький цветочек», то теперь я старалась брать благословение у батюшки на начинание любого важного дела. Я приобретала не только знания. Полностью менялась моя жизнь. Воистину, Господь из камней себе детей делает…

Мальчик мой подрастал, делился тем, что узнавал в школе, пересказывал интересные истории Ветхого и Нового заветов. Я училась вместе с ним. Незаметно пролетели два года, встал вопрос – куда пойти учиться. Написали заявление в Подольский лицей № 26, ждали приглашения на тестирование. Одновременно я поинтересовалась у Илоны Станиславовны, не знает ли она хорошую, «сильную» школу. Она ответила, что такая школа есть в Плёсково, плюс ко всему она православная. Однако поступить туда очень сложно — серьезный конкурсный отбор среди детей, беседа с родителями.

Для нашей двуязычной семьи, где папа – мусульманин, это будет очень непросто. Батюшка благословил нас, ведь для Бога ничего невозможного нет, и мы решили попробовать поступить и туда. Не хочу быть многословной, скажу только, что уже после первого тура педагоги мне сказали, что у мальчика хорошая подготовка. В итоге – он поступили и в Плёсково, и хорошо сдал тестирование в Подольский лицей. Выбирать мы, конечно же, не стали и с великой радостью приняли подарок от Господа.

Хочу сказать еще об одном. До прихода в Воскресную школу (считаю, что я тоже, как и мой сын, именно пришла туда) я была убежденной сторонницей одного ребенка в семье, которому надо дать достойное образование и воспитание. В общем, голова была забита стандартными эгоистичными мыслями человека, воспитанного пионерией и комсомолом, — и это несмотря на то, что сама я росла в многодетной семье.

Только здесь, в Воскресной школе, я увидела воочию радость многодетных семей, поняла истинную ценность семьи и предназначение матери. В 2008 году в возрасте 33-х лет у меня родился второй сын. Ровно через год у Илоны Станиславовны родилась третья дочка. Наши дети родились в один день – 20 мая.

Миша, старший, посещал теперь Воскресную школу не два раза в день, как дошкольник, а по субботам, всё в том же маленьком классе старого здания. И только в 2009 году, с помощью Божьей, было восстановлено новое двухэтажное здание: от простора и красоты захватывало дух! Наша большая семья увеличивалась с каждым годом, теперь деткам было не тесно. Младшего сына, Матвея, я стала привозить в школу с трех лет. Он шел той же дорогой, что и старший. Те родители, чьи первенцы учились в Воскресной школе, теперь тоже привозили и вторых, и третьих детей. И вот пришло время выпускного дошкольного отделения, впереди – поступление в общеобразовательную школу. Пытаемся, с благословения батюшки, снова в Плёсково. Не так легко, как в случае с Мишей, но – поступили! Дивны дела, Твои, Господи, и большая и искренняя благодарность моему мужу. Христианином он, к сожалению, не стал, но все 22 года совместной жизни он мой единомышленник, замечательный муж и отец.

Минуло уже десять лет, а мы с другими родителями до сих пор вспоминаем, как всё у нас тогда начиналось, какими были мы, наши дети… Когда мы собираемся вместе, то и дело звучат фразы: «а помнишь, как мы смотрели спектакль, стоя в дверях?..», «а помнишь, какая у нас была маленькая и уютная трапезная?..», «а помнишь, как мой на уроке сказал, что побежденный бес превращается в грязную вонючую лужу?..», «а помнишь, как приезжала съемочная группа с телевидения и снимала фильм о мерной иконе с участием наших детей?..». Таких бесконечных «а помнишь» нам хватит на всю жизнь, потому что как раз они стали тем мощным фундаментом, на котором происходило наше воцерковление.

Моя жизнь разделилась на две половины: до прихода в Щапово и после. Сейчас я, волею Божьей, учу детишек основам православной веры в Кленовской Воскресной школе и посещаю занятия народного хора при храме, иногда батюшка благословляет нас петь на литургии и вечерней службе. Вне храма, без молитвы я своей жизни не представляю и бесконечно хвалю и славлю Господа за то, что он десять лет назад открыл мне и моей семье дорогу к спасению, отправной точкой в которой стали Щаповская Воскресная школа и замечательный, отзывчивый и искренний человек – Илона Станиславовна.

Марина Холмуродова, Кленово

mob_info