Дикий помещик образы символы. Образы народных заступников в поэме
УРОК 80. «В высшей степени правдив и человечен». Страницы жизни и творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина
Урок можно провести в форме лекции с элементами беседы и начать его со знакомства с рассказом А. И. Куприна «Исполин».
Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.
«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это глаза Щедрина.] Ваше превосходительство залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: Раб, предатель и
Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями »
Вопросы классу
Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?
Почему испугался Костыка? (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)
У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну.
Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».
Используя учебник, учитель составит вместе со школьниками хронологическую таблицу, отражающую факты жизни и творчества писателя. Начать работу можно в классе, а закончить дома.
15 января 1826 года родился в семье богатых помещиков Тверской губернии. Шестой ребенок. Безрадостное, тяжелое детство. Жестокая, жадная мать, нищета крестьян ненависть к крепостному праву. Картины детства отразились в «Пошехонской старине».
1836 год Московский дворянский институт, где воспитывались В. А. Жуковский, А. С. Грибоедов, М. Ю. Лермонтов. Раннее творчество испытывает на себе влияние Лермонтова.
1838 год в числе лучших переведен в лицей, где царствовали муштра и убогие знания. Страсть к чтению, увлечение Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Белинским.
18441848 годы служба. Чиновник в канцелярии ведомства, но мысли его только о литературе. Критические статьи, рецензии. Повесть «Противоречия». Повесть «Запутанное дело».
26 апреля 1848 год лично Николай I подписывает приказ об аресте и ссылке в Вятку. Арест общества петрашевцев.
18571863 годы циклы сатирических рассказов. Критика реформ. Призыв к делу.
18581868 годы государственная служба, литературная деятельность. Вице-губернатор в Рязани, в Твери, председатель казенной палаты в Пензе, служил в Туле, защищал народ. Закрытие «Современника».
18681884 годы Некрасов приглашает Салтыкова-Щедрина в «Отечественные записки», где писатель работает до их закрытия. После смерти Некрасова становится редактором журнала. Борьба с цензурой. Эзопов язык. Мысли о свержении существующего строя. Сатирический цикл «Помпадуры и помпадурши». Роман «История одного города».
70-е годы болезнь, напряженная работа, поездка за границу, новые впечатления.
1880 год отдельное издание «Господ Головлевых».
80-е годы раздумья над судьбой русского народа. Сказки как итог раздумий. Ненависть к поработителям, любовь к народу.
1884 год закрыты «Отечественные записки». Написана «Пошехонская старина».
28 апреля 1889 года Салтыков-Щедрин умер. Тифлисские рабочие писали, что творчество Салтыкова-Щедрина будит сознание народа, зовет на борьбу против зла, угнетения, на поиски правды и света.
В заключение урока звучит стихотворение Пушкина «Пророк».
Итоговые вопросы
- Какова связь между стихотворением Пушкина «Пророк» и жизнью Салтыкова-Щедрина?
- Почему А. Н. Островский назвал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина пророком?
УРОК 81. «Хотя животные, а все-таки цари » Проблематика и поэтика сказок Салтыкова-Щедрина
Эти слова с успехом можно отнести к изучению сказок Салтыкова-Щедрина, которые сам писатель называл сказками «для детей изрядного возраста». На первом уроке необходимо выделить несколько главных положений:
- «Сказки» это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
- Изучение «Сказок» предполагается в контексте соотнесения социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина. В сатирических образах писателя не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. (Таков герой сказки «Премудрый пискарь» от слова «писк», так как рыба пескарь, если ее схватить рукой, издает звук, похожий на писк.)
- Сказки Салтыкова-Щедрина это не речь народа-сказителя. Это философско-сатирические сказки. Они о жизни, о том, что видел и наблюдал писатель в действительности. Чтобы убедиться в этом, можно сопоставить сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками и отметить в них общие и отличительные черты.
- О чем же учил думать «детей изрядного
возраста» Салтыков-Щедрин? «Дети
изрядного возраста» должны возмужать и перестать
быть детьми. Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина?
Правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.
- Сатирические приемы, используемые в сказках
писателем. Разные способы смеха:
а) ирония осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
б) иносказание, аллегория иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
в) гипербола чрезмерное преувеличение.
На примере сказки «Дикий помещик» учащиеся под руководством учителя находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным.
В заключение урока учитель сообщает учащимся основную проблематику сказок Салтыкова-Щедрина и особенности сатирического изображения действительности в «Сказках». Эти сведения школьники могут записать в виде таблицы:
СКАЗКИ М. Е. САЛТЫКОВА-ЩЕДРИНА |
|
Проблематика |
Художественные особенности |
Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», « Орел-меценат ») | Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика) |
Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил») | Гротеск (переплетение фантастики и реальности) |
Положение народа («Коняга», «Кисель») | Эзопов язык (иносказание и метафоричность) |
Подлость буржуазии («Либерал», « Карась-идеалист ») | Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия) |
Трусость обывателя («Премудрый пискарь») | Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности) |
Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») | Гиперболизация |
В слабом классе можно организовать коллективный разбор сказки «Медведь на воеводстве», так как она является переходным мостиком к изучению «Истории одного города».
Параллели сказки «Медведь на воеводстве» (1884) и романа «История одного города»:
лесная трущоба город Глупов;
Топтыгин, Осел, Лев градоначальники;
лесные мужики глуповцы.
Справка из словаря С. И. Ожегова:
трущоба это слово-образ, многозначность которого имеет большой смысл, а лексическое значение шире за счет подтекста, так как это эзопов язык. В центре сказки жизнь в лесной трущобе, но образ Магницкого разрушает иллюзию сказки. Сказочные образы традиционны: Медведь, Орел, Лев, но они приобретают дополнительные нюансы. Лев враг просвещения и искусств, мечтает изловить чижика. Невежественен, неграмотен. Резолюцию «нацарапал».
Таким образом, Салтыков-Щедрин смешивает в героях различные черты: они и звери, и люди.
Почему же сказка была под запретом до 1906 года? (Предполагают, что в образах сказки современники угадывали черты правительства:
Лев Александр III,
Осел Победоносцев,
Топтыгин I и Топтыгин II граф Д. Толстой и министр внутренних дел Игнатьев.)
- Анализ сказки, прочитанной дома.
- Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
- Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.
Примерный план анализа сказки
- Основная тема сказки (о чем?).
- Главная мысль сказки (зачем?).
- Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
- Особенности образов сказки:
а) образы-символы;
б) своеобразие животных;
в) близость к народным сказкам. - Сатирические приемы, использованные автором.
- Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
- Соединение фольклорного, фантастического и реального.
УРОКИ 8283 . «Мрак времен». Замысел, история создания, жанр и композиция романа М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города». Образы градоначальников
В первой части урока учитель сообщает о замысле, истории создания, особенностях композиции романа. Затем идет работа над главой «Опись градоначальникам».
Вопросы на выявление восприятия
- Что обозначает слово «опись»?
- Почему автор назвал главу «Опись градоначальникам»?
- Это оговорка писателя или нет?
Нет, не оговорка. Автор использует яркий сатирический прием и называет главу так, чтобы показать читателям, что перед ними не люди, а «механизмы», вещи, куклы-марионетки, действующие по заданной программе. Проблемным вопросом урока может стать вопрос о жанре романа.
Что же такое «История одного города» в жанровом отношении?
Сатира на самодержавие, величайшая антиутопия на темы российской действительности или философский роман о парадоксах человеческого существования?
Вопрос остается открытым, так как каждая версия имеет убедительные аргументы в свою пользу. Может быть, на уроке родится еще одна точка зрения на проблему жанра романа, о которой учащиеся выскажутся в ходе обсуждения.
В центре уроков размышления об образах наиболее отличившихся градоначальников. Эту работу уместнее всего организовать в группах и предложить учащимся заполнить таблицу-характеристику правителей города по следующему плану:
- Фамилия, имя, отчество градоначальника. Обратить внимание на говорящие фамилии, фамилии-клички.
- Внешность и черты характера.
- Методы управления.
- Жизнь народа в период правления каждого градоначальника.
- Исторические аналогии.
- Сатирические приемы, использованные автором для создания образа.
- Авторская позиция.
1-я группа отбирает материал о Дементии Варламовиче Брудастом.
2-я группа о Семене Константиновиче Двоекурове.
3-я группа о Петре Петровиче Фердыщенко.
4-я группа о Василии Семеновиче Бородавкине.
5-я группа об Иване Пантелеиче Прыще.
6-я группа об Эрасте Андреевиче Грустилове.
7-я группа об Угрюм-Бурчееве.
В ходе ученических исследований школьники заметят приемы сатирического изображения героев, использованные Салтыковым-Щедриным в романе:
- Приемы типизации сатирического образа-персонажа.
- Гротеск в изображении комических ситуаций, где действуют герои произведения.
- Пародирование законодательных документов.
- Стилизация повествования под слог летописцев-архивариусов.
- Эзопов язык.
Таким образом, перед глазами читателей прошла целая галерея диких, полоумных, наглых и жестоких управителей города (а значит страны), так как границы города Глупова расширяются до пределов всей России. В нем совмещены деревни, села, уездные и губернские города и даже столицы. Это город-гротеск, в котором нашли воплощение негативные стороны многих явлений жизни: узаконенный грабеж, войны, откровенный террор, голод, разруха и рабская психология глуповцев (гл. «Голодный город», «Соломенный город»).
Заключительную часть урока можно посвятить обучению сопоставительному анализу эпизодов из романа и выявлению их роли в повествовании. В работе с классом следует также обратить внимание на проблемы развития речи и умения «вчитываться в текст», находя в нем детали, помогающие более глубокому его пониманию.
Для сопоставления возьмем фрагменты, посвященные описанию двух катастроф, изображенных в главах «Органчик» и «Подтверждение покаяния». Это поломка головы Брудастого и укрощение реки Угрюм-Бурчеевым. В образе Брудастого необходимо выявить обобщающий смысл щедринского гротеска органчика на плечах градоначальника, исполняющего всего две «мелодии», которых вполне достаточно для победного управления глуповским народом.
При знакомстве с образом Угрюм-Бурчеева учащиеся также уже определили смысл его идеи «уравниловки» всех глуповцев. Поэтому на уроке учитель вначале сосредоточит внимание учащихся на самом факте поломки органчика.
- Действительно, а есть ли причина аварии
этой государственной машинки? (Для ответа на этот
вопрос можно прочитать такой фрагмент: «То был
прекрасный весенний день. Природа ликовала; воробьи
чирикали; собаки радостно взвизгивали и виляли
хвостами. Обыватели, держа под мышками кульки,
теснились во дворе градоначальнической квартиры
и с трепетом ожидали страшного судьбища.
Наконец ожидаемая минута настала. Он вышел,
и на лице его впервые увидели глуповцы
ту приветливую улыбку, о которой они тосковали.
Казалось, благотворные лучи солнца подействовали
и на него (по крайней мере, многие
обыватели потом уверяли, что собственными глазами
видели, как у него тряслись фалдочки). Он по очереди
обошел всех обывателей и хотя молча, но благосклонно
принял от них все, что следует. Окончивши с этим
делом, он несколько отступил к крыльцу
и раскрыл рот
И вдруг что-то
внутри у него зашипело и зажужжало, и чем
более длилось это таинственное шипение, тем сильнее
и сильнее вертелись и сверкали его глаза.
П
п
плю! наконец
вырвалось у него из уст; c этим звуком
он в последний раз сверкнул глазами и опрометью
бросился в открытую дверь своей квартиры».)
Обратим внимание учащихся на необычные детали:
«прекрасный весенний день», «приветливая
улыбка»; ведь в произведениях Салтыкова-Щедрина
даже пейзаж сатирический. В чем же здесь
дело? А просто начальник «улыбнулся»!
Машина государственности вдруг заработала в не свойственном
для нее режиме режиме естественности,
человечности. И сломалась.
Вот эта-то несовместимость идеи государственности и идеи человечности, неестественности и «естества» доводится Угрюм-Бурчеевым до предела. Результат катастрофа, начало которой в бунте реки. Город разрушить ему удалось, а вот устранить реку нет. «Едва успев продрать глаза, Угрюм-Бурчеев тотчас же поспешил полюбоваться на произведение своего гения, но, приблизившись к реке, встал как вкопанный. Произошел новый бред. Луга обнажились; остатки монументальной плотины в беспорядке уплывали вниз по течению, а река журчала и двигалась в своих берегах, точь-в -точь как за день тому назад». - Почему план Угрюм-Бурчеева сорвался?
Что он хотел покорить? (Природу
«естество». Но природа не покорилась,
отказалась повиноваться мертвящей воле «мрачного
идиота». « По-прежнему она
текла, дышала, журчала и извивалась, по-прежнему
один берег ее был крут, а другой представлял
луговую низину, на далекое пространство заливаемую
в весеннее время водой». Главное в описании
реки не детальное изображение конкретных примет
природы. Река здесь как символ. Символ жизни. «Вода»
в понимании писателя это начало
вечное, живительное, щедрое к человеку. «Но слепая
стихия шутя рвала и разметывала наносимый ценою
нечеловеческих усилий хлам и с каждым
разом все глубже и глубже прокладывала себе
ложе».)
Финал угрюм-бурчеевской катастрофы в проявлении «Оно» и «прекращении истории». Взбунтовавшееся «естество» сметает с лица земли угрюм-бурчеевскую утопию. Стихийный бунт природы оказался поддержанным в конце концов и людьми. Они увидели, что цели, которые преследует идиот, погасить солнце, провертеть в земле дыру, через которую можно было бы наблюдать, что делается в аду. Совесть их проснулась поздно. И понесли глуповцы суровое наказание: «Север потемнел История прекратила течение свое». - О какой истории идет речь? Угрюм-бурчеевской? Или шире глуповской? Или истории человечества? Не предупреждение ли это тем, кто хочет позабыть прошлое и не задумывается о будущем?
Таким образом, финал произведения остается «темным», о чем свидетельствуют его различные трактовки в литературоведении:
а) появление «Оно» означает предсказание народной революции.
б) «Оно» знаменует начало еще более жестокой реакции.
А может, это пришло спасение души? Ведь Салтыков-Щедрин все время в романе повествует о жителях города Глупова, т. е. о народе России. В традициях Гоголя он обнаруживает у него живую душу, разум и чувства, способность страдать, сострадать и весело смеяться. Народ выделяет из своей среды таких людей, как ходок Евсеич, который посвящает себя поискам правды и верит, что правда будет добыта и народ непременно выживет: «Много годов я выжил!.. Много начальников видел! Жив есмь!»
Может быть, вслед за Гоголем Салтыков-Щедрин верит в воскресение души человеческой, ведь он с детства знал и научился прекрасно понимать Библию (в особенности Евангелие), сыгравшую уникальную роль в его самовоспитании. Писатель так передает впечатление от соприкосновения с Книгой книг: «Таким животворным лучом было для меня Евангелие. Для меня эти дни принесли полный жизненный переворот Главное, что почерпнул я из чтения Евангелия, заключалось в том, что оно посеяло в моем сердце зачатки общечеловеческой совести ». Отныне Салтыков-Щедрин становится защитником «униженных и оскорбленных», борцом против духовного рабства , поэтому он восклицает: «Я не дам в обиду мужика!» свято верит в его силы, в его живую душу.
При наличии времени на уроке внеклассного чтения можно рассмотреть сказки Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и «Христова ночь» в контексте с Библией.
Изучение творчества Салтыкова-Щедрина можно закончить домашним сочинением на одну из тем, указанных в приложении.
1 А. Грибоедов.
История создания Первые три сказки («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть» и «Дикий помещик») М.Е.Салтыков-Щедрин написал еще в 1886 году. К 1886 году их число увеличилось до тридцати двух. Некоторые замыслы (не менее шести сказок) остались нереализованными.
Жанровое своеобразие В жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил
Аллегория – иносказание Зачин – Ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»). Эпитет - В поэтике: образное, художественное определение. Постоянный э. (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).
Основные темы Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина объединяет не только жанр, но и общие темы. 1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел- меценат» и др.) 2)Тема интеллигенции («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц» и др.) 3)Тема народа («Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил», «Дурак» и др.) 4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь») Орел-меценат
Проблематика Сказки М.Е.Салтыкова- Щедрина отражают то «особенное патологическое состояние», в котором находилось русское общество в 80-е годы XIX века. Однако в них затрагиваются не только социальные проблемы (взаимоотношение народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения), но и общечеловеческие (добро и зло, свобода и долг, правда и ложь, трусость и героизм). Премудрый пескарь
Художественные особенности Важнейшими художественными особенностями сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина являются ирония, гипербола и гротеск. Большую роль в сказках играет также прием антитезы и философские рассуждения (например, сказка «Медведь на воеводстве» начинается с предисловия: «Злодейства крупные и серьезные нередко именуются блестящими в качестве таковых заносятся на скрижали Истории. Злодейства же малые и шуточные именуются срамными и не только Историю в заблуждение не водят, но и от современников не получают похвалы»). Медведь на воеводстве
Ирония – тонкая, скрытая насмешка (например, в сказке «Премудрый пескарь»: «какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще премудрого?») Гипербола – преувеличение (например, в сказке «Дикий помещик»: «Думает каких он коров разведет, что ни кожи ни мяса, а все одно молоко, все молоко!») Гротеск - комическое, основанное на резких контрастах и преувеличениях (например, в сказке «Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил»: «Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить») Антитеза – противопоставление, противоположность (многие из них построены на взаимоотношениях героев-антагонистов: мужик – генерал, заяц – волк, карась – щука)
К жанру литературной сказки в XIX веке обращались многие писатели: Л.Н.Толстой, В.М.Пришвин, В.Г.Короленко, Д.Н.Мамин-Сибиряк. Главная особенность сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина заключается в том, что фольклорный жанр в них используется для создания «эзоповского» повествования о жизни русского общества в 1880-е годы. Отсюда их основная тематика (власть, интеллигенция, народ) и проблематика (взаимоотношения народа и правящих кругов, феномен русского либерализма, реформа просвещения). Заимствуя из русских народных сказок образы (прежде всего животных) и приемы (зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы), М.Е.Салтыков- Щедрин развивает заложенное в них сатирическое содержание. При этом ирония, гипербола, гротеск, а также другие художественные приемы служат писателю для обличения не только социальных, но и общечеловеческих пороков. Именно поэтому сказки М.Е.Салтыков- Щедрин уже много десятилетий пользуются популярностью у российского читателя.
«Жизненный путь Салтыкова-Щедрина» - Родился в старой дворянской семье. Творчество Щедрина. Господа Головлёвы. Убежденный социалист. Крепостной человек. История одного города. Московский дворянский институт. Вольнодумие. Литературная деятельность. Жена писателя. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Отечественные записки. Юный Салтыков. Маловажность книг. Михаил Евграфович.
«Игра по сказкам Салтыкова-Щедрина» - Куда собрались идти два генерала, чтобы найти пищу. Способ прогулки. Герой сказки. На какой улице в Петербурге жили два генерала. Литературная игра. Чем дикий помещик угощал всех гостей. Два генерала. Дикий помещик. Что снится дикому помещику. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить уху. Мужик. Назовите имя автора сказок. Почему осенью помещик даже холода не чувствовал. Груши.
«Творчество Салтыкова-Щедрина» - Суть произведения. Народ, способный смеяться над самим собой. Смерть Николая I. Дом в Петербурге. Елизавета Аполлоновна. Салтыкова. Сатира. Личная жизнь. Сеченов. Щедрин в лесу реакции. Знакомство с В.Г.Белинским. Эзопов язык. Образование. Вопросы для размышления. Хроника жизни. Вятский плен. Мнение читателей. Писатель. Дом в Вятке. Салтыков-Щедрин с картой города Глупова. Обложка журнала «Стрекоза».
«Биография М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Ирония – тонкая, скрытая насмешка. Обилие впечатлений. Проблематика. Дом, где родился будущий писатель. Художественные особенности. Группа сотрудников журнала «Отечественные записки». «Вятский плен». Жанровое своеобразие. Юмор – мягкий смех, усмешка. Основные темы. История создания. Дом по Литейному проспекту, в котором жил писатель до конца дней. Образование. Дочь писателя. Очерк жизни и творчества.
«Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина» - Что общего в сказках «Повесть о том…» и «Дикий помещик». Элементы русской народной сказки. «Сказки» М.Е.Салтыкова-Щедрина. Сказки. «Сказки» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Каким в сказке «Дикий помещик» изображен владелец мужиков. Как решается проблема в сказке. Сказка как жанр выбрана писателем не случайно. Сказка «Дикий помещик». Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина. Книгу сказок Н. Е. Салтыков-Щедрин писал с перерывом.
«Жизнь и творчество Салтыкова-Щедрина» - Русский писатель. Администратор. М.Е.Салтыков-Щедрин. Тип художественной образности. Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным. Преемственные связи. Улица. Детские годы. Этапы биографии и творчества. Характер его творчества. Музей М.Е.Салтыкова-Щедрина. Смерть матери. Время творческих достижений. Названия книг. Музей им. М.Е.Салтыкова-Щедрина. Журнал «Отечественные записки». Центр литературной жизни.