Готтентотов в южной африке женщины. Готтентоты — древний народ из Африки

Готтентоты – древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков.

С 19 века термин «готтентот» считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где его заменили на термин кой-коин, производный от самоназвания нама. Вместе с бушменами кой-коин принадлежат к койсанской расе – самой своеобразной на планете. Ряд исследователей отмечали способность людей этой расы впадать в состояние неподвижности, сходное с анабиозом, в холодное время года. Эти люди ведут кочевой быт, который белые путешственники в 18 веке считали грязным и грубым.

Для готтентотов характерно сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, низкий рост (150-160 см), желто-медный цвет кожи. При этом кожа готтентотов очень быстро старится, и люди среднего возраста могут покрыться морщинами на лице, на шее, на коленях. Это придает им преждевременно старческий вид. Особая складка века, выступающие скулы и желтоватая с медным отливом кожа придают бушменам некоторое сходство с монголоидами. Кости конечностей у них имеют почти цилиндрическую форму. Для них характерно наличие стеатопигии - положение бедра под углом 90 градусов к талии. Считается, что так они адаптировались к условиям засушливого климата.

Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15–18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай удалять половые губы перед вступлением в брак.

После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 16 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты – не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

Археологически зафиксировано, что уже 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила. Кроме того, фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи явно напоминают женщин койсандской расы. Некоторые оспаривают корректность этого сходства, так как бёдра найденных фигурок выдаются под углом 120° к талии, а не 90°.

Полагают, что готтентоты, как древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка, некогда расселялись и кочевали с огромными стадами по всей Южной и значительной части Восточной Африки. Но постепенно со значительных территорий их вытеснили негроидные племена. Готтентоты тогда обосновались в основном в южных районах современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку меди и железа. А к моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.

Путешественник Кольб описывал их способ обработки металла. «Выкапывают четырехугольную или круглую яму в земле около 2 футов глубины и разводят там сильный огонь, чтобы раскалить землю. Когда вслед за тем они бросают туда руду, то разводят там вновь огонь так, чтобы от сильного жара руда расплавилась и стала текучей. Чтобы собрать это расплавленное железо, делают рядом с первой ямой другую на 1 или 1,5 фута глубже; и так как из первой плавильной печи в другую яму ведет жёлоб, то стекает туда по нему жидкое железо и там охлаждается. На следующий день они вынимают выплавленное железо, разбивают его камнями на куски и вновь с помощью огня делают из него все, что им угодно и нужно».

Вместе с тем, мерилом богатства у этого племени всегда был скот, который они оберегали и практически не использовали для еды. Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов. Уход за скотом был обязанностью мужчин. Женщины готовили пищу и сбивали в кожаных мешках масло. Молочная пища всегда была основой питания племени. Если они хотели поесть мяса, то добывали его на охоте. Весь их быт до сих пор подчинён скотоводческому образу жизни.

Живут кой-коин в лагерных стоянках – краалях. Эти стоянки сделаны в виде круга и обнесены изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру расположены круглые хижины из прутьев, покрытые шкурами животных. Хижина имеет диаметром 3-4 м; закреплённые в ямках несущие жерди скрепляются горизонтально и покрываются плетёными тростниковыми циновками или шкурами. Единственный источник света в жилище - низкая дверь (не выше 1 м), прикрытая циновкой. Основная мебель - кровать на деревянной основе с переплетением кожаными ремнями. Посуда - горшки, калебасы, черепаховые панцири, страусиные яйца. 50 лет назад использовались каменные ножи, которые сейчас заменены на железные. Каждая семья занимает отдельную хижину. Вождь с членами клана живет в западной части крааля. При вожде племени имеется совет старейшин.

Раньше готтентоты одевались в накидки из выделанной кожи или шкуры, на ногах носили сандалии. Они всегда были большими любителями украшений, причем их любят как мужчины, так и женщины. Мужские украшения - браслеты из слоновой кости и меди, а женщины предпочитают железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки они носили полоски кожи, которые трещали, ударяясь друг о друга. Так как живут готтентоты в крайне засушливом климате, моются они очень своеобразно: натирают тело влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Вместо крема до сих пор используют животный жир.

Раньше у готтентотов практиковалось многожёнство. Уже к началу 20 века моногамия сменила полигамию. Но до наших дней сохраняется обычай выплаты «лобола» - выкупа за невесту скотом, либо деньгами в сумме, эквивалентной стоимости скота. Раньше существовало рабство. Рабы-военнопленные обычно пасли скот и ухаживали за ним. В 19 веке часть готтентотов была обращена в рабство, смешалась с рабами-малайцами и с европейцами. Они образовали особую многочисленную этническую группу населения Капской провинции ЮАР. Оставшаяся часть готтентотов бежала за реку Оранжевую. В начале 20 века эта часть вела ожесточенную войну с колонизаторами. В неравной борьбе они потерпели поражение. Было истреблено 100 000 готтентотов.

В настоящее время сохраняется всего несколько небольших племен готтентотов. Они живут в резервациях и занимающихся скотоводством. Современное жилище, как правило, небольшие квадратные домики из 1-2 комнат с железной крышей, скудной мебелью и алюминиевой посудой. Современная одежда у мужчин - стандартная европейская; женщины предпочитают заимствованную у жён миссионеров одежду XVIII-XIX века, используя цветные и яркие ткани.

Основная масса готтентотов работает в городах, а также на плантациях фермеров. Несмотря на то, что некоторые утратили все особенности быта и культуры и приняли христианство, значительная часть кой-коин сохраняют культ предков, почитают луну и небо. Верят они в Демиурга (небесного бога-творца) и героя Хейсиба, почитают божеств безоблачного неба Хума и дождливого - Сума. В качестве злого начала выступает кузнечик богомол.

Готтентоты считают роженицу и ребенка нечистыми. Чтобы сделать их чистыми, над ними совершается странный и неопрятный обряд очищения, при котором мать и дитя натирают прогорклым жиром. Эти люди верят в магию и колдовство, амулеты и талисманы. До сих пор существуют колдуны. По традиции, им запрещено мыться, и со временем они покрываются толстым слоем грязи.

Большую роль в их мифологии играет луна, которой посвящают танцы и молитвы в полнолуние. Если готтентот хочет, чтобы ветер утих, то он берет одну из самых толстых шкур и подвешивает ее на шесте в убеждении, что, сдувая шкуру с шеста, ветер должен потерять всю свою силу и сойти на нет.

Кой-коин сохранили богатый фольклор, у них есть много сказок, легенд. Во время праздников они поют и посвящают свои песни божествам и духам. Их музыка очень красива, так как этот народ от природы музыкален. В среде кой-коин владение музыкальным инструментом всегда ценилось больше материального богатства. Часто готтентоты поют в четыре голоса, а сопровождает это пение труба.

Готтентотские Венеры, статуи женщин с избыточными жировыми отложениями на бедрах, относят к расам, населявшим юг Франции - от средиземноморского побережья до Бретани и Швейцарии - в эпоху верхнего палеолита. На одной египетской гравюре, датируемой приблизительно 3000 годом до н.э., изображены две женщины с избыточными жировыми складками на бедрах, исполняющие ритуальный танец на берегу реки рядом с двумя козами - священными животными их племени - по поводу прибытия корабля, несущего эмблему козла. По всей видимости, эти женщины являются жрицами.
Фигурки доисторических женщин, обнаруженные в пещерах Южной Франции и Австрии, и некоторые наскальные росписи свидетельствуют, что стеатопигия ранее была широко распространена в первобытных сообществах.(Стеатопигия (от греч. stear, род. п. steatos «жир» и pyge «ягодицы»)
Такое развитие жировой прослойки генетически заложено у некоторых народов Африки и Андаманских островов.
У африканских народов койсанской группы под углом выдающиеся ягодицы являются признаком женской красоты.

Готтентоты

Племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды (Cap Colony) и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено. Физический тип Г., весьма отличный от типа негров и представляющий как бы сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, - оригинальный язык со странными, щелкающими звуками - своеобразный быт, в основе кочевой, но вместе с тем крайне первобытный, грязный, грубый, - некоторые странные нравы и обычаи - все это представлялось крайне курьезным и вызвало уже в XVIII веке ряд описаний путешественников, видевших в этом племени самую низшую ступень человечества.


Позже выяснилось, что это не совсем так. Готтентотов и родственные им группы некоторые исследователи склонны считать одной из коренных, или главных, рас человечества.
Современные генетические исследования в области наследования по Y-хромосоме установили, что среди капоидов сохранился изначальный (характерный для первых людей) гаплотип A1, что указывает на то что, возможно, первые представители рода Homo sapiens относились именно к этому антропологическому типу.

Готтенто́ты (кой-коин; самоназвание: ||khaa||khaasen) - этническая общность на юге Африки. Ныне населяют Южную и Центральную Намибию, во многих местах живя смешанно с дамара и гереро. Отдельные группы живут также в ЮАР: гриква, корана и группы нама (в основном переселенцы из Намибии).
Несмотря на небольшую численность в населении современной Южно-Африканской республики (готтентоты - около 2 тыс. чел., бушмены около 1 тыс.) эти народы, и особенно готтентоты, сыграли значительную роль в истории.
Название происходит от нидерл. hottentot, что значит ‛заика’ (имеются в виду произнесение щелкающих звуков). В XIX-XX вв. термин ‛Hottentots’ приобрел отрицательную окраску и ныне считается оскорбительным в Намибии и ЮАР, где заменен на термин Khoekhoen (кой-коин), производный от самоназвания нама. В русском языке пока используются оба термина.
Антропологически готтентоты относятся вместе с бушменами, в отличие от других африканских народов, к особому расовому типу - капоидной расе.
По гипотезе американского антрополога К. Куна (1904 - 1981) - это отдельная (пятая) большая человеческая раса. Причём, по утверждению Куна, очаг возникновения капоидной расы находился в Северной Африке.
В прошлом койсанские народы занимали большую часть территории Южной и Восточной Африки и судя по антропологическим исследованиям проникали и в Северную Африку.
Археологически зафиксировано, что 17 тысяч лет назад койсанский антропологический тип отмечался в районе слияния Белого и Голубого Нила.
Об их присутствие на севере свидетельствуют некоторые «реликтовые» народы. К числу этих реликтов можно отнести некоторые группы берберов в Марокко и Тунисе (мозабиты острова Джерба и другие). Для данных групп характерен низкий рост, широкое и плоское лицо, желтоватый цвет кожи.
В Центральной Африке живут капоиды, имеющие чёрную кожу, но, тем не менее обладающие характерными монголоидными чертами.




Отличительная особенность этой расы - низкий рост: для бушменов 140-150 см., для готтентовов - 150-160 см. Среди народов Африки представителей капоидной расы выделяет светлый цвет кожи: готтентоты отличаются от негроидов более светлым, смугло-желтым цветом своей кожи, напоминающим цвет засохшего пожелтевшего листа, дубленой кожи или ореха и иногда сходным с цветом мулатов или желто-смуглых яванцев.
Цвет кожи бушменов несколько темнее и приближается к медно-красному. Кожа готтентотов отличается наклонностью к морщинистости, как на лице, так и на шее, под мышками, на коленях и т. д., придающей часто людям среднего возраста преждевременно старческий вид.
Помимо желтоватого цвета кожи народы этой расы объединяет с монголоидами и узкий разрез глаз (наличие эпикантуса), широкие скулы и слабо развитый волосяной покров на теле.

Борода и усы едва заметны, появляются лишь в зрелом возрасте и остаются весьма короткими, брови густые. Волосы на голове короткие и ещё более курчавые, чем у негроидов: на голове короткие, мелкокурчавые и завивающиеся в отдельные мелкие пучочки величиной с горошину и более (Ливингстон сравнил их с черными перечными зернами, насаженными на кожу, Барроу - с пучками сапожной щетки, с тою лишь разницей, что пучки эти закручены спирально в шарики).
Как у бушменов, так и у готтентотов, нос плоский с широкими крыльями.

Сложение сухощавое, мускулистое, угловатое, но у женщин (отчасти и у мужчин) замечается наклонность к отложению жира на задних частях тела (ягодицах, ляжках), или к так называемой стеатопигии - преимущественное отложение жира на ягодицах.), что, по некоторым наблюдениям, вызывается усиленным питанием в известное время года и заметно уменьшается при более скудной пище.





Для женщин этой расы характерны ряд признаков, выделяющих их среди остального населения планеты - помимо стеатопигии, встречается и «египетский фартук», или «готтентотский передник» (цгаи), - гипертрофия половых губ («Готтентотская Венера» описана Ле-Вальяном в отчёте о путешествиях 1780 - 1785 гг.: «У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола… Они могут иметь длинну до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение...»).
Ряд исследователей (Стоун) отмечали способность бушменов впадать в состояние неподвижности (сходное с анабиозом) в холодное время года.

Бушменов наряду с готтентотами, по лингвистическому признаку, выделяют в койсанскую расу, а их языки – в койсанскую группу языков
Название “койсанская” условно; это производное от готтентотских слов “кой” (Khoi – “человек”, Khoi-Khoin – самоназвание готтентотов, означающее “люди людей”, т.е. “настоящие люди”) и “сан” (san – готтентотское название бушменов).
Полагают, что бушмены и готтентоты, древнее аборигенное население южной оконечности Африканского материка, некогда расселялись по всей Южной и значительной части Восточной Африки, откуда их вытеснили племена негроидной расы, говорящие на языках семьи банту, которые впоследствии заселили всю Восточную и большую часть Южной Африки. Среди этих скотоводческих и земледельческих племен банту, в центральной части Танзании, еще и сейчас живут племена койсанской группы – это хадзапи (или киндига), обитающие к югу от озера Эяси, и находящиеся несколько южнее сандаве. Хадзапи и сандаве занимаются охотой и рыболовством.
Готтентоты когда-то кочевали со своими огромными стадами крупного рогатого скота по западным и южным районам современной территории ЮАР. Они раньше всех народов юга Африки освоили выплавку и обработку металлов (медь, железо). К моменту появления европейцев начали переходить к оседлости и заниматься земледелием.
Петер Кольб, немецкий путешественник 18 века, говоря о навыках готтентотов обрабатывать металлы писал: «Тот, кто увидит их стрелы и хассагайи (копья)… и узнает, что они делались без применения молота и щипцов, напильника или каких-либо других инструментов, тот, бесспорно, этому обстоятельству очень удивится.»
Быт готтентотов был подчинён скотоводческому образу жизни. В последующем, он во многом повлиял на хозяйственный уклад и жизнь переселенцев с севера - банту, а также на быт европейцев-африканеров (буров).
Мерилом богатства был скот, который практически не использовался для еды: недостаток мясной пищи восполнялся охотой на диких животных. Молочная пища была основой питания. Бык использовался как ездовое животное.


Характерным типом поселения была лагерная стоянка - «крааль», представляющая собой круг, обнесённый изгородью из колючих кустарников. По внутреннему периметру сооружались округлые плетённые из прутьев хижины, покрытые шкурами животных (собственную хижину имела каждая семья). В западной части круга располагались жилища вождя и членов его клана). При вожде племени существовал совет из старейших его членов.
У готтентотов, вплоть до 19 века, практиковалось многожёнство.
Существовало рабство: рабами, как правило, становились военнопленные. Главной их задачей был выпас скота и уход за ним. Скотом владели большие патриархальные семьи, у некоторых поголовье доходило до нескольких тысяч голов.


Одеждой служила так называемая каросса - накидка из выделанной кожи или шкуры. Носили сандали из кожи.
Готтентоты любили украшения: и мужчины и женщины.
У мужчин - это браслеты из слоновой кости и меди, у женщин - железные и медные кольца, ожерелья из скорлуп. Вокруг щиколотки носили полоски кожи: просохнув они трещали ударяясь друг о друга.
Вода использовалась не часто: в силу засушливости климата на большей части территории проживания древних готтентотов. Туалет заключался в обильном натирании всего тела влажным коровьим навозом, который после подсыхания удалялся. Чтобы придать коже эластичность, тело намазывалось жиром.

В 1651 году началась экспансия европейцев на юге Африки (в районе мыса Доброй Надежды): голландская Ост-Индская компания приступила к строительству форта Капстад, ставшем в дальнейшем крупнейшим портом и базой на пути из Европы в Индию.
Первыми с кем столкнулись голландцы в районе мыса были готтентоты племени кораква. Вождь этого племени Кора заключил первый готтентото-европейский договор с комендантом Капстада Яном ван Рибеком.
Это были «годы сердечного сотрудничества», когда установился взаимовыгодный обмен между кой-коин и «белыми».
Голландские поселенцы в мае 1659 года нарушили договор, приступив к захвату земель (администрация разрешила заниматься им сельским хозяйством). Подобные действия привели к первой готтентото-бурской войне. В ходе которой был убит вождь готтентотского племени - Кора. Имя своего вождя это племя увековечило в собственном названии, став называться корана. В конце 18 века это племя вместе племенем григриква откочевало на север Капской колонии.
Эта война закончилась в ничью.
18 июля 1673 года буры убили 12 готтентотов племени кочоква. Началась вторая война, проявлявшаяся в постоянных рейдах друг против друга. В этой войне «белые» начали играть на разногласиях между племенами готтентотов, используя одни племена против других.
В 1674 году рейд против кочоква: в составе 100 буров и 400 готтентотов чонаква. Было захвачено 800 голов крупного рогатого скота, 4 тыс. овец и много оружия.
В 1676 году кочоква предприняли 2 нападения на буров и их союзников. В результате они вернули себе украденное.
В 1677 году власти заключили мир с готтентотами, предложенный верховным вождём готтентотов - Гоннемой.
В 1689 году готтентоты Капской колонии были вынуждены прекратить борьбу против захвата их земли бурами.
В ходе войн и эпидемий численность готтентотов резко сократилась: на рубеже 18 века буры уже превосходили готтентотов по численности, их оставалось всего около 15 тыс. человек. Многие готтентоты погибли от эпидемии оспы в 1713 и 1755 годах.

Считается, что в доколониальный период численность племён кой-коин могла достигать 200 тыс. человек.
В течение 17 и 19 веков готтентотские племена, населявшие южную оконечность Африки, были практически полностью уничтожены. Так, исчезли племена кой-коин, населявших район современного Кейптауна, - кочоква, горингайиква, гайноква, хесеква, ханцунква.В настоящее время корана - единственное готтентотское племя проживающее на территории ЮАР (к северу от р. Оранжевой, в приграничных с Ботсваной районах) и сохранившее в значительной мере традиционный образ жизни.
Некоторое число готтентотов корана проживает в южных районах Ботсваны.

К особому расовому типу - капоидной расе .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 3

    Традиционно готтентоты делились на две крупные группы: нама и капские готтентоты, которые в свою очередь делились на более мелкие группы, а те на племена (!haoti).

    Фольклор

    Ироническое отношение к грубой силе льва и слона и восхищение умом и смекалкой зайца и черепахи проявляются во всех этих сказках.

    Главными героями их являются животные, но иногда рассказ ведется и о людях, однако люди - герои сказок - еще очень близки к животным: женщины выходят замуж за слонов и уходят в их селения, люди и животные живут, думают, разговаривают и действуют сообща.

    Нама

    Самоназвание - namaqua. До прихода европейцев делились на две группы:

    • нама собственно (большие нама; Great Nama) - к приходу европейцев жили к северу от р. Оранжевая (юг современной Намибии, Великий Намакваленд). Делились на следующие племена (перечислены с севера на юг, в скобках даются: варианты русского названия; название на африкаанс ; самоназвание):
      • свартбои (лъхауцъоан; swartbooi; ||khau-|gõan)
      • коперы (къхара-кхой, фрасманны; kopers, fransmanne, Simon Kopper hottentot; !kharkoen).
      • ройнаси (гай-лъхауа, «красный народ»; rooinasie; gai-||xauan)
      • хротдоден-нама (лъо-кай; grootdoden; ||ō-gain)
      • фельдсхундрахеры (лъабобе, хабобен; veldschoendragers; ||haboben).
      • цайбши (кхаро; tsaibsche, keetmanshopers; kharo-!oan).
      • бондельсварты (къамичнун; bondelswarts; !gamiǂnûn).
      • топнаары (чъаонин; topnaars; ǂaonîn).
    • орлам (малые нама; orlams, little nama; самоназвание : !gû-!gôun) - к приходу европейцев жили к югу р. Оранжевая до бассейна р. Улифантс (запад современной ЮАР, Малый Намакваленд). Известны пять племен орлам-нама:
      • племя Африканера (цъоа-цъаран; африкаанеры; orlam afrikaners; |hôa-|aran), не следует путать с африканерами (бурами).
      • ламберты (гай-цъхауан; lamberts, amraals; kai|khauan).
      • витбои (цъхобесин; witboois (‛белые парни’); |khobesin).
      • бетанийцы (къаман; bethaniërs; !aman).
      • берсебы (цъай-цъхауан; bersabaers; |hai-|khauan).

    Вскоре у них появился новый общий соперник - Германия . В 1884 году территория к северу от р. Оранжевая была объявлена германской колонией Юго-Западная Африка . Вслед за этим земли у готтентотов и других коренных жителей стали отбираться, что сопровождалось многими столкновениями и насилием. В 1904-08 гереро и готтентоты подняли несколько восстаний, которые были с небывалой жестокостью подавлены германскими войсками и вошли в историю под названием Геноцид племён гереро и нама . Было уничтожено 80 % гереро и 50 % готтентотов (нама).

    После подавления восстаний нама были поселены в специальных резерватах (home-lands): Берсеба (Berseba), Бондельс (Bondels), Гибеон (Gibeon, Krantzplatz), Сесфонтейн (Sesfontein), Соромас (Soromas), Вармбад (Warmbad), Нёйхоль (Neuhol), Цес (Tses), Хоаханас (Hoachanas), Окомбахе/Дамараланд (Okombahe /Damaraland), Франсфонтейн (Fransfontein). Систему резерватов поддерживала и южноафриканская администрация, контролировавшая территорию Намибии с по . Внутри них они и ныне составляют большинство населения, но живут и за их пределами: в городах и на фермах - смешанно с банту и белыми. Сохраняется деление на племенные группы, которые ныне сильно перемешаны.

    Капские готтентоты

    (капские койкоин; kaphottentotten) - как отдельная этническая группа ныне не существует. Населяли прибрежные земли от мыса Доброй Надежды на юго-западе до бассейна р. Улифантс на севере (где граничили с нама) и до р. Фиш (Vis) на востоке (современные Западно-Капская и запад Восточно-Капской провинции). На их число оценивается в 100 тысяч или в 200 тысяч . В начале XVII века делились на 2-3 группы, представленных как минимум 13 племенами.

    • Эйниква (riviervolk; ãi-||’ae, einiqua). Возможно, были ближе к нама, чем к капским готтентотам.
    • Западнокапские готтентоты
      • карос-хебер (kaross-heber; ǂnam-||’ae)
      • кохоква (цъохо; smaal-wange, saldanhamans; |’oo-xoo, cochoqua)
      • хюриква (guriqua)
      • хорингайква (goringhaiqua, !uri-||’ae)
      • хорахауква (къора-лъхау; gorachouqua (‘полуостровитяне’); !ora-||xau)
      • убиква (ubiqua)
      • хайноква (chainoqua; Snyer’s volk; !kaon)
      • хессеква (hessequa)
      • аттаква (attaqua)
      • аутениква (лъо-тани; houteniqua, zakkedragers; ||hoo-tani)
    • Восточнокапские готтентоты
      • инква (inqua)
      • дамаква (damaqua), не путать с

    Термин, употребляющийся для обозначения случаев чрезмерного развития малых половых губ, достигающих при этом необычайной величины и свисающих наподобие фартука в область промежности. Наблюдается как расовое явление у готтентоток, бушменок, а иногда и у европейских женщин.

    Готтентоты - древнейшее племя в Южной Африке. Название его происходит от нидерландского hottentot, что значит «заика», и было дано за особый щелкающий вид произношения звуков. Для женщин этой расы характерны ряд признаков, выделяющих их среди остального населения планеты - это стеатопигия (излишнее жировое отложение в области ягодиц) и "египетский фартук", или "готтентотский передник" (цгаи), гипертрофия половых губ .

    "Готтентотская Венера" впервые была описана Ле-Вальяном в отчёте о путешествиях 1780-1785 гг.: "У готтентоток есть натуральный передник, служащий к закрытию знака их пола...Они могут иметь длину до девяти дюймов, больше или меньше, смотря по летам женщины или по тем усилиям какие употребляет она на сие странное украшение..."

    Жан-Жозеф Вирей так описывал этот признак. «У бушменок есть нечто вроде кожаного фартука, свисающего с лобка, закрывая половые органы. В действительности, это не более, чем удлинение малых срамных губ на 15 см. Они выступают с каждой стороны за большие срамные губы, которых почти нет, и соединяются сверху, образуя капюшон над клитором и закрывая вход во влагалище. Их можно поднять над лобком, как два уха». Далее он делает вывод, что этим «…можно объяснить естественную неполноценность негритянской расы по сравнению с белой».

    Ученый Топинар, проанализировав особенности койсанской расы, пришел к выводу, что наличие «передника» совершенно не подтверждает близость этой расы к обезьянам, так как у многих обезьян, например, у самки гориллы, эти губы совершенно невидимы. Современные генетические исследования установили, что среди бушменов сохранился характерный для первых людей тип Y-хромосомы. Что указывает на то, что, возможно, все представители рода Homo sapiens произошли от этого антропологического типа и говорить, что готтентоты - не люди, по меньшей мере ненаучно. Именно готтентоты и родственные им группы относятся в главной расе человечества.

    Что интересно, жировые отложения у готтентотов изменяются в зависимости от времени года. Женщины часто имеют непомерно развитые длинные половые губы. Такую особенность стали называть готтентотским передником. Эта часть тела даже у невысоких готтентоток достигает 15-18 сантиметров в длину. Половые губы иногда свисают до колен. Даже по туземным понятиям этот анатомический признак отвратителен, и с древних времен у племен был обычай обрезать половые губы перед вступлением в брак. А вот у мужчин этого племени существует традиция ампутировать себе одну из тестикул, что не поддается научной логике - это делается, чтобы в семье не родилась двойня, появление которой считается проклятием для племени.

    После того, как в Абиссинии появились миссионеры и стали обращать в христианство туземцев, был введен запрет на такие хирургические вмешательства. Но туземцы стали противиться таким ограничениям, отказывались из-за них принимать христианство и даже поднимали восстания. Дело в том, что девушки с такими особенностями тела уже не могли найти себе жениха. Тогда сам Папа Римский издал указ, по которому туземцам было позволено вернуться к первоначальному обычаю.

    Историческая драма французского режиссера Абдельлатифа Кешиша "Черная Венера" (2010) посвящена трагической судьбе готтентотской девушки Саарти Баартман (1779-1815), насильно вывезенной в Европу в 1810 г. хозяином-буром, где ее выставляли напоказ голой для увеселения досужей публики. Белых европейцев смешили гипертрофированные ягодицы несчастной дикарки; ученым-антропологам не давали покоя ее увеличенные половые губы .

    Трагедия Саарти Баартман, окончившей свои дни уличной проституткой, и не получившей даже христианского погребения (ее тело было отдано для научных исследований, с него сняли прижизненный слепок, а кости выварили и хранили для антропологических измерений), потрясла многих европейских зрителей. В настоящее время останки "Готтентотской Венеры" Саарти Баартман возвращены на родину в Южную Африку.

    НЕ НРАВИТСЯ, КАК​ ВЫГЛЯДЯТ ВАШИ ПОЛОВЫЕ ГУБЫ?

    УЗНАТЬ БОЛЬШЕ ПРО.

    племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды (Cap Colony) и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено. Физический тип Г., весьма отличный от типа негров и представляющий как бы сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, - оригинальный язык со странными, щелкающими звуками - своеобразный быт, в основе кочевой, но вместе с тем крайне первобытный, грязный, грубый, - некоторые странные нравы и обычаи - все это представлялось крайне курьезным и вызвало уже в XVIII веке ряд описаний путешественников, видевших в этом племени самую низшую ступень человечества. Позже выяснилось, что это не совсем так и что на более низкой ступени должны быть поставлены бушмены (см.), родичи и соседи Г., хотя и они все-таки с давних пор знают железо и выделывают себе железное оружие. С племенем Г. представляют значительное сходство, по физическому типу, языку, быту и мног. др., племена западн. половины Южной Африки, отличаемые названиями: кора (корана), гереро, нама (намаква), горные дамара и др., область которых в совокупности простирается за 20-й градус ю. шир. и доходит почти до р. Замбези. Это обстоятельство послужило поводом к распространению названия Г. на целую расу, или породу, которую некоторые исследователи склонны считать одной из коренных, или главных, рас человечества; другие же не видят необходимости выделять ее из темнокожей и шерстоволосой породы, а признают ее только разновидностью последней, отличной от собственно негритянской (негров и банту) и обособившейся в области Южной Африки, где она была коренною или древнейшею. Есть основания думать, что раса эта имела прежде большее распространение и что она была оттеснена на юго-запад племенами банту, особенно кафрами, предания которых говорят о Г. как о первоначальных жителях занятой ими впоследствии области. Некоторые особенности языка Г. указывают также на какую-то отдаленную связь с племенами Северной Африки и свидетельствуют, по мнению Гауга, о долгом обитании их рядом с каким-то более цивилизованным племенем, а по Лепсиусу - даже о некотором родстве их с древними египтянами. У самих Г. есть смутное предание, что они пришли откуда-то с С. или С.В. и притом в "больших корзинах" (судах?), хотя с тех пор, как их узнали европейцы, они никогда не умели строить себе лодок.

    Принадлежа к шерстоволосым, толстогубым, плосконосым расам, Г. отличаются от негров более светлым, смугло-желтым цветом своей кожи, напоминающим цвет засохшего пожелтевшего листа, дубленой кожи или ореха и иногда сходным с цветом мулатов или желто-смуглых яванцев. Цвет кожи бушменов несколько темнее и приближается к медно-красному. Кожа Г. отличается наклонностью к морщинистости, как на лице, так и на шее, под мышками, на коленях и т. д., придающей часто людям среднего возраста преждевременно старческий вид. Волосатость развита весьма слабо; усы и борода появляются лишь в зрелом возрасте и остаются весьма короткими, волосы на голове короткие, мелкокурчавые и завивающиеся в отдельные мелкие пучочки величиной с горошину и более (Ливингстон сравнил их с черными перечными зернами, насаженными на кожу, Барроу - с пучками сапожной щетки, с тою лишь разницей, что пучки эти закручены спирально в шарики). Рост Г. ниже среднего; особенно малы бушмены, у которых он в среднем около 150 стм.; среди племен намаква и корана попадаются и более высокие особи, до 6 футов ростом. Сложение сухощавое, мускулистое, угловатое, но у женщин (отчасти и у мужчин) замечается наклонность к отложению жира на задних частях тела (ягодицах, ляжках), или к так называемой стеатопигии , что, по некоторым наблюдениям, вызывается усиленным питанием в известное время года и заметно уменьшается при более скудной пище. Вообще, по своему сложению Г. уступают своим восточным соседям - кафрам, зулусам - и отличаются часто костлявостью и некоторою непропорциональностью. Кисти их рук и ступни сравнительно малы, голова также, равно как и вместимость их черепа, который имеет узкую, длинную и несколько приплюснутую форму (долихо- и платицефалия). Лицо Г. выставлялось некоторыми наблюдателями как образчик безобразия, но у молодых субъектов бывают иногда не лишенные приятности черты; вообще физиономия у Г. часто живая и смышленая. Особенность лица составляют выдающиеся скулы, образующие с заостренным подбородком почти треугольник; верхняя половина лица выказывает также некоторое приближение к форме треугольника вследствие сужения головы во лбу; вместо овала лицо представляет скошенный четырехугольник или ромб. Нос очень короток, широк и плосок, особенно при корне, как бы приплюснут; переносье широкое, глаза узкие. Эта ширина скул, плоскость носа и узость глаз напоминают черты монгольского типа, и сходство часто еще усиливается очертанием глазной щели - именно поднятием кверху ее наружного угла и округленностью внутреннего, причем слезный бугорок является более или менее прикрытым складкой верхнего века. У взрослых Г. (как и у монголов) эта особенность часто сглаживается. В умственном и нравственном отношении уже старинные путешественники противопоставляли недалеких, простоватых, беспечных Г. - смелым, смышленым, но диким и зверским бушменам. Дикость последних объясняется отчасти тем, что соседи их Г. - кафры, европейцы - постепенно отняли у них землю, а с нею и дичь, и средства к пропитанию, и вызвали с их стороны набеги и воровство скота, за что их преследовали и убивали, как диких зверей, и создали из них отчаянных врагов всего остального населения. В настоящее время они значительно истреблены или оттеснены в отдаленные пустыни; часть их обращена в христианство и сделалась оседлою. Г. давно числятся христианами, усвоили себе многие европейские привычки; многие из них даже забыли свой язык и говорят лишь по-голландски или по-английски. Их насчитывают в колонии одни - ок. 20000, другие - до 80000; точное число определить трудно, так как официальная статистика смешивает их с малайскими и индийскими кули и другими инородцами и так как, с другой стороны, они настолько помешались с европейцами и разными другими народностями, что вполне чистого Г. в колонии не всегда легко и встретить. Темперамент готтентотов сангвинический; наиболее отличительные черты характера - крайнее легкомыслие, лень, наклонность к веселью и пьянству. Умственные способности их нельзя назвать ограниченными; они легко выучиваются, напр., иностранным языкам; дети их в школах оказываются часто способными, особенно на первых порах, хотя обыкновенно не идут далеко; между Г. встречаются ловкие наездники, жокеи, стрелки, повара; английское правительство колонии имеет из них довольно большой отряд конной полиции или жандармерии, оказывающейся весьма пригодной в качестве пограничной стражи или для отыскания преступников, беглых и т. п. Вообще довольно добродушные, Г. легко поддаются моментальным соблазнам: попадаются, напр., в мелком воровстве, часто лгут и хвастают. Племена Г., живущие далее на С. и сохранившие в большей степени свою независимость и кочевой быт, нередко ведут между собой ожесточенные войны (напр. намаква с корана). Теперь часть их находится во власти или под протекторатом Германии (в юго-зап. нем. Африке, где насчитывается ок. 7000 нама-готтентотов, 35000 горных дамара, 90000 ова-гереро, 3000 нама-бушменов и около 2000 бастардов, т. е. помесей Г. с другими народностями), или Южно-Африканской Республики, или новых английских южно-африканских колоний. Сами себя Г. называют кои-коин, что значит будто бы "люди людей", т. е. люди по преимуществу. По новейшим известиям, впрочем, так называют себя намаква (или нама-куа), которые придают другим готтентотам название нама-коин, а горным дамара - название хау-коин; колониальные же Г. называют себя будто бы кена, а корана - кукёб. Все эти названия могут быть переданы только приблизительно, так как они сопровождаются непередаваемыми щелкающими звуками. Звуков этих у Г. четыре, у бушменов - семь; следы их встречаются и в языке банту, а по некоторым известиям - и у других народов Африки, но в более слабой степени. Звуки эти, употребляемые перед гласными и некоторыми согласными, производятся упором языка в разные части нёба и напоминают производимые у некоторых европейских народов при понукании лошадей или при забавлении маленьких детей или вызываемые откупориванием бутылки и т. п. Миссионер Ган, выросший среди Г., мог произносить эти звуки, как туземцы, и придумал разные знаки для их обозначения в письме. Язык Г. вообще резкий, грубый и сильно отличается от мягкого языка кафров, напоминающего по гармонии итальянский; он стоит особняком и по своему типу, так как изменение смысла слов производится в нем прибавлением суффиксов, тогда как язык кафров и вообще племен банту относится к разряду тех, изменение смысла слов в которых происходит путем прибавления префиксов. Готтентотский язык различает три числа (есть двойственное) и три рода. Не обладая никакой наклонностью к графическим искусствам (тогда как бушмены ловко изображают зверей и людей на стенах своих пещер), Г. имеют много песен, сказок, басен о животных и т. п. и в этом отношении отличаются от других африканских народов. Сам язык их если и сходен с бушменским, то, по словам одного исследователя, лишь в той степени, как, напр., английский с латинским. Что касается быта Г., то за изучением его в подробностях надо обращаться к старинным наблюдателям: Кольбу, Левальяну, Лихтенштейну, Барроу и др., так как теперь он совершенно изменился под влиянием миссионеров и вообще европейских поселенцев. Первобытные верования Г. были мало изучены. По-видимому, это был анимизм, соединенный с культом предков, но признававший и каких-то двух богов: Хейтси-Эйбиб (по-видимому - олицетворение луны) и Тсуи-Гоап, создателя человека. Ср. Ratzel, "Völkerkunde" (Bd. I, 1885), Fritsch, "Die Eingeborenen Süd-Afrika"s" (Брес., 1872); Hahn, "Die Sprache der Nama" (1870); L. Metchnikoff, "Bushmens et Hottentots", в "Bull. de la Soc. Neuchateloise de Géographie" (V, 1890).

    • - племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - народ, живущий в центральных и южных районах Намибии и в ЮАР. Говорят на готтентотских языках; многие знают Африкаанс. По религии - главным образом протестанты...

      Большая Советская энциклопедия

    • - народность общей численностью 130 тыс. чел. Основные страны расселения: Намибия - 102 тыс. чел., Ботсвана - 26 тыс. чел., Южно-Африканская Республика - 2 тыс. чел. Говорят на готтентотских языках...

    Готтентоты

    племя Южной Африки, населяющее английскую колонию мыса Доброй Надежды (Cap Colony) и названное так первоначально голландскими поселенцами. Происхождение этого названия не вполне выяснено. Физический тип Г., весьма отличный от типа негров и представляющий как бы сочетание признаков черной и желтой расы со своеобразными особенностями, - оригинальный язык со странными, щелкающими звуками - своеобразный быт, в основе кочевой, но вместе с тем крайне первобытный, грязный, грубый, - некоторые странные нравы и обычаи - все это представлялось крайне курьезным и вызвало уже в XVIII веке ряд описаний путешественников, видевших в этом племени самую низшую ступень человечества. Позже выяснилось, что это не совсем так и что на более низкой ступени должны быть поставлены бушмены (см.), родичи и соседи Г., хотя и они все-таки с давних пор знают железо и выделывают себе железное оружие. С племенем Г. представляют значительное сходство, по физическому типу, языку, быту и мног. др., племена западн. половины Южной Африки, отличаемые названиями: кора (корана), гереро, нама (намаква), горные дамара и др., область которых в совокупности простирается за 20-й градус ю. шир. и доходит почти до р. Замбези. Это обстоятельство послужило поводом к распространению названия Г. на целую расу, или породу, которую некоторые исследователи склонны считать одной из коренных, или главных, рас человечества; другие же не видят необходимости выделять ее из темнокожей и шерстоволосой породы, а признают ее только разновидностью последней, отличной от собственно негритянской (негров и банту) и обособившейся в области Южной Африки, где она была коренною или древнейшею. Есть основания думать, что раса эта имела прежде большее распространение и что она была оттеснена на юго-запад племенами банту, особенно кафрами, предания которых говорят о Г. как о первоначальных жителях занятой ими впоследствии области. Некоторые особенности языка Г. указывают также на какую-то отдаленную связь с племенами Северной Африки и свидетельствуют, по мнению Гауга, о долгом обитании их рядом с каким-то более цивилизованным племенем, а по Лепсиусу - даже о некотором родстве их с древними египтянами. У самих Г. есть смутное предание, что они пришли откуда-то с С. или С.В. и притом в "больших корзинах" (судах?), хотя с тех пор, как их узнали европейцы, они никогда не умели строить себе лодок.

    Принадлежа к шерстоволосым, толстогубым, плосконосым расам, Г. отличаются от негров более светлым, смугло-желтым цветом своей кожи, напоминающим цвет засохшего пожелтевшего листа, дубленой кожи или ореха и иногда сходным с цветом мулатов или желто-смуглых яванцев. Цвет кожи бушменов несколько темнее и приближается к медно-красному. Кожа Г. отличается наклонностью к морщинистости, как на лице, так и на шее, под мышками, на коленях и т. д., придающей часто людям среднего возраста преждевременно старческий вид. Волосатость развита весьма слабо; усы и борода появляются лишь в зрелом возрасте и остаются весьма короткими, волосы на голове короткие, мелкокурчавые и завивающиеся в отдельные мелкие пучочки величиной с горошину и более (Ливингстон сравнил их с черными перечными зернами, насаженными на кожу, Барроу - с пучками сапожной щетки, с тою лишь разницей, что пучки эти закручены спирально в шарики). Рост Г. ниже среднего; особенно малы бушмены, у которых он в среднем около 150 стм.; среди племен намаква и корана попадаются и более высокие особи, до 6 футов ростом. Сложение сухощавое, мускулистое, угловатое, но у женщин (отчасти и у мужчин) замечается наклонность к отложению жира на задних частях тела (ягодицах, ляжках), или к так называемой стеатопигии , что, по некоторым наблюдениям, вызывается усиленным питанием в известное время года и заметно уменьшается при более скудной пище. Вообще, по своему сложению Г. уступают своим восточным соседям - кафрам, зулусам - и отличаются часто костлявостью и некоторою непропорциональностью. Кисти их рук и ступни сравнительно малы, голова также, равно как и вместимость их черепа, который имеет узкую, длинную и несколько приплюснутую форму (долихо- и платицефалия). Лицо Г. выставлялось некоторыми наблюдателями как образчик безобразия, но у молодых субъектов бывают иногда не лишенные приятности черты; вообще физиономия у Г. часто живая и смышленая. Особенность лица составляют выдающиеся скулы, образующие с заостренным подбородком почти треугольник; верхняя половина лица выказывает также некоторое приближение к форме треугольника вследствие сужения головы во лбу; вместо овала лицо представляет скошенный четырехугольник или ромб. Нос очень короток, широк и плосок, особенно при корне, как бы приплюснут; переносье широкое, глаза узкие. Эта ширина скул, плоскость носа и узость глаз напоминают черты монгольского типа, и сходство часто еще усиливается очертанием глазной щели - именно поднятием кверху ее наружного угла и округленностью внутреннего, причем слезный бугорок является более или менее прикрытым складкой верхнего века. У взрослых Г. (как и у монголов) эта особенность часто сглаживается. В умственном и нравственном отношении уже старинные путешественники противопоставляли недалеких, простоватых, беспечных Г. - смелым, смышленым, но диким и зверским бушменам. Дикость последних объясняется отчасти тем, что соседи их Г. - кафры, европейцы - постепенно отняли у них землю, а с нею и дичь, и средства к пропитанию, и вызвали с их стороны набеги и воровство скота, за что их преследовали и убивали, как диких зверей, и создали из них отчаянных врагов всего остального населения. В настоящее время они значительно истреблены или оттеснены в отдаленные пустыни; часть их обращена в христианство и сделалась оседлою. Г. давно числятся христианами, усвоили себе многие европейские привычки; многие из них даже забыли свой язык и говорят лишь по-голландски или по-английски. Их насчитывают в колонии одни - ок. 20000, другие - до 80000; точное число определить трудно, так как официальная статистика смешивает их с малайскими и индийскими кули и другими инородцами и так как, с другой стороны, они настолько помешались с европейцами и разными другими народностями, что вполне чистого Г. в колонии не всегда легко и встретить. Темперамент готтентотов сангвинический; наиболее отличительные черты характера - крайнее легкомыслие, лень, наклонность к веселью и пьянству. Умственные способности их нельзя назвать ограниченными; они легко выучиваются, напр., иностранным языкам; дети их в школах оказываются часто способными, особенно на первых порах, хотя обыкновенно не идут далеко; между Г. встречаются ловкие наездники, жокеи, стрелки, повара; английское правительство колонии имеет из них довольно большой отряд конной полиции или жандармерии, оказывающейся весьма пригодной в качестве пограничной стражи или для отыскания преступников, беглых и т. п. Вообще довольно добродушные, Г. легко поддаются моментальным соблазнам: попадаются, напр., в мелком воровстве, часто лгут и хвастают. Племена Г., живущие далее на С. и сохранившие в большей степени свою независимость и кочевой быт, нередко ведут между собой ожесточенные войны (напр. намаква с корана). Теперь часть их находится во власти или под протекторатом Германии (в юго-зап. нем. Африке, где насчитывается ок. 7000 нама-готтентотов, 35000 горных дамара, 90000 ова-гереро, 3000 нама-бушменов и около 2000 бастардов, т. е. помесей Г. с другими народностями), или Южно-Африканской Республики, или новых английских южно-африканских колоний. Сами себя Г. называют кои-коин, что значит будто бы "люди людей", т. е. люди по преимуществу. По новейшим известиям, впрочем, так называют себя намаква (или нама-куа), которые придают другим готтентотам название нама-коин, а горным дамара - название хау-коин; колониальные же Г. называют себя будто бы кена, а корана - кукёб. Все эти названия могут быть переданы только приблизительно, так как они сопровождаются непередаваемыми щелкающими звуками. Звуков этих у Г. четыре, у бушменов - семь; следы их встречаются и в языке банту, а по некоторым известиям - и у других народов Африки, но в более слабой степени. Звуки эти, употребляемые перед гласными и некоторыми согласными, производятся упором языка в разные части нёба и напоминают производимые у некоторых европейских народов при понукании лошадей или при забавлении маленьких детей или вызываемые откупориванием бутылки и т. п. Миссионер Ган, выросший среди Г., мог произносить эти звуки, как туземцы, и придумал разные знаки для их обозначения в письме. Язык Г. вообще резкий, грубый и сильно отличается от мягкого языка кафров, напоминающего по гармонии итальянский; он стоит особняком и по своему типу, так как изменение смысла слов производится в нем прибавлением суффиксов, тогда как язык кафров и вообще племен банту относится к разряду тех, изменение смысла слов в которых происходит путем прибавления префиксов. Готтентотский язык различает три числа (есть двойственное) и три рода. Не обладая никакой наклонностью к графическим искусствам (тогда как бушмены ловко изображают зверей и людей на стенах своих пещер), Г. имеют много песен, сказок, басен о животных и т. п. и в этом отношении отличаются от других африканских народов. Сам язык их если и сходен с бушменским, то, по словам одного исследователя, лишь в той степени, как, напр., английский с латинским. Что касается быта Г., то за изучением его в подробностях надо обращаться к старинным наблюдателям: Кольбу, Левальяну, Лихтенштейну, Барроу и др., так как теперь он совершенно изменился под влиянием миссионеров и вообще европейских поселенцев. Первобытные верования Г. были мало изучены. По-видимому, это был анимизм, соединенный с культом предков, но признававший и каких-то двух богов: Хейтси-Эйбиб (по-видимому - олицетворение луны) и Тсуи-Гоап, создателя человека. Ср. Ratzel, "Völkerkunde" (Bd. I, 1885), Fritsch, "Die Eingeborenen Süd-Afrika"s" (Брес., 1872); Hahn, "Die Sprache der Nama" (1870); L. Metchnikoff, "Bushmens et Hottentots", в "Bull. de la Soc. Neuchateloise de Géographie" (V, 1890).

    Д. Анучин.

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "Готтентоты" в других словарях:

      Готтентоты … Википедия

      Негрское племя, живущее в южн. Африке; отличаются безобразным сложением. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОТТЕНТОТЫ племя негров, обитающих на южной оконечности Африки и весьма низко стоящих по… … Словарь иностранных слов русского языка

      готтентоты - ГОТТЕНТОТЫ, ГОТЕНТОТЫ ов, мн. hottentot, e., нем. Hottentote <гол. 1. Название пастушеских племен Юго Западной Африки. В самом деле, ежели отнять дар смысла и дар слова от Готентота, то какое животное ближе его сравнится может с орангутангом?… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

      - (самоназвания кой коин; кхоэ, нарон, нама, кора, шуа, квади) народность общей численностью 130 тыс. чел. Основные страны расселения: Намибия 102 тыс. чел., Ботсвана 26 тыс. чел., Южно Африканская Республика 2 тыс. чел. Говорят на готтентотских… … Современная энциклопедия

      - (самоназв. кой коин) народ в Намибии, Ботсване и ЮАР, коренное население Юж. Африки. Общая численность 130 тыс. человек, в т. ч. в Намибии 102 тыс. (1992). Говорят на готтентотских языках. Верующие в основном протестанты … Большой Энциклопедический словарь Энциклопедический словарь

      готтентоты - bronziniai jūriniai karosai statusas T sritis zoologija | vardynas taksono rangas gentis atitikmenys: lot. Pachymetopon angl. hottentots rus. бронзовые морские караси; готтентоты ryšiai: platesnis terminas – jūriniai karosai siauresnis terminas – … Žuvų pavadinimų žodynas

      - (самоназвание койкоин, т. е. настоящие люди) народ, живущий в центральных и южных районах Намибии (около 40 тыс. чел., 1967) и в ЮАР (1 тыс. чел.). Говорят на готтентотских языках (См. Готтентотские языки); многие знают Африкаанс. По… … Большая советская энциклопедия

mob_info