Характеристика героя Аносов, Гранатовый браслет, Куприн. Образ персонажа Аносов

Драматичная история любви чиновника к замужней женщине, основанная на реальных событиях, никого не оставит равнодушным. Любой человек мечтает встретить свою любовь, но далеко не каждому удается испытать на себе это чувство. Чиновнику Желткову повезло, он влюбился и смог пронести любовь через всю жизнь. Даже умирая, все его мысли были о ней, о Вере. Образ и характеристика генерала Аносова в повести «Гранатовый браслет» является второстепенным. Куприн в лице данного героя хотел показать представителя старшего поколения с богатым жизненным опытом, готового всегда прийти на помощь молодежи, дав мудрый совет и подсказку, как и в каком направлении, двигаться дальше.

Яков Михайлович Аносов – близкий друг семьи. Генерал. Второстепенный персонаж.

Образ

Внешность этого мужчины располагала к общению с первого взгляда. Непроизвольно возникала симпатия, и желание доверить самые сокровенные тайны. Генерал был в годах. Роста мужчина был высокого.

«Тучный, высокий, серебряный старец. У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухшими полукругами…».

Одевался генерал старомодно. По сюртуку было видно, что ему столько же лет, сколько его хозяину. Голову украшала фуражка с большими полями. Ее громадный, прямой козырек закрывал глаза. В правой руке всегда была палка, украшением которой был резиновый наконечник. В левой руке генерал носил слуховой рожок.

Разговаривал Аносов с хрипотцой.

«…на весь театр раздался его решительный бас…».

Походка тяжелая, грузная. Генерал страдал одышкой. Его мучил давний ревматизм, нажитый за годы службы.

Характеристика

Личного счастья генерал не испытал. Состоял в браке, но уже не помнит, что это такое. Жена предпочла ему заезжего актеришку. Детей в браке не нажили.

Аносов искренне привязан к сестрам Вере и Анне. Его связывала крепкая дружба с их отцом. После смерти товарища, генерал окружил сестер заботой и любовью, став для них дедушкой. Так они называли его между собой, хотя родственником он им не был.

Мужественный, храбрый. Не боялся смотреть смерти в лицо. В бою всегда проявлял мужество и хладнокровие.

Добрый, человечный. За годы службы ни разу не поднял руку на солдат. Не побоялся дать отказ, когда ему был дан приказ расстрелять пленных.

Любит животных. Держит двух мопсов. Собаки всегда и везде его сопровождают.

Заядлый театрал. Постоянно посещает оперу, не пропуская ни одного представления.

Не образован. Университетов генерал не оканчивал. По его словам за его плечами только «медвежья академия».

Верит в любовь, хотя самому испытать это чувство не вышло. Его сильно расстраивает то, что современная молодежь выходит замуж только из корыстных соображений. По расчету, по симпатии, из-за бытовых потребностей. Безжалостен в высказываниях по поводу светского общества, находящегося на грани безнравственности и пошлости. Именно Аносов просит Веру отнестись серьезней к любви загадочного поклонника. Он уверен, что настоящая любовь приходит раз в жизни. «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше неспособны мужчины».

Генерал Яков Михайлович Аносов в рассказе Александра Куприна «Гранатовый браслет» характеризует взрослое поколение, которое способно направить молодежь по верной дороге, по дороге любви, верности; которое покажет истину жизни и не даст утопить в лживости окружающего мира. Генерал Аносов не нашел своего места в счастливой семейной жизни: жена бросила его ради заезжего артиста. Яков Михайлович – военный товарищ отца главных героинь.

Главными героями произведения являются Вера Николаевна и Анна Николаевна. Вера замужем за помещиком. И семья их на первый взгляд счастлива, но за завесой этого спокойствия скрываются утраченные чувства. Вера давно не любит своего мужа Василия Львовича, все пылкие эмоции остыли, осталась только дружба и преданность.

Анна вышла замуж за очень обеспеченного, но также довольного глупого мужчину. Она изначально его не любила, но тем не менее родила ему двух детей. Больше рожать она не хотела и всячески презирала своего мужа, осуждая его за спиной и в лицо. Анна – крестная дочь генерала Амосова.

В один из вечеров в доме Веры Николаевны и ее мужа проходит званый вечер. Все присутствующие везут себя недостойно: одна кадрит военного, мужчины сидят за карточным столом. В этой обстановке стало известно о несостоявшейся свадьбе брата Веры Николаевны и Анны Николаевне, и что Вере несколько лет подряд какой-то ненормальный человек отправляет любовные послания, не требуя ответа. И становится понятно, что высший счет не понимает такого сильного и прекрасного чувства, как любовь.

И именно Аносов понимает, куда скатилась моральная составляющая этого общества. Он видит, что молодые люди уже не умеют любить. Для них это фривольное словечко, которым можно разбрасываться в разные стороны, не вдаваясь в истинное значение этого слова. Также он замечает, что институт брака разрушен: люди женятся из-за материального расчета или по сиюминутному хотению, не обдумав, как же они будут жить дальше. Генерал осуждает собравшихся; предупреждает, что они находятся на границе аморальности, и что еще немного и чувство любви уйдет от них навсегда.

Сам Яков Михайлович никогда не встречал в своей жизни чистой и светлой любви, но он продолжает верить в нее и считает, что такая любовь – редкость, но она достойна быть у честных открытых людей. В этом он уверяет Веру Николаевну, и заставляет ее задуматься о таинственном поклоннике и о том, что это возможно именно та любовь, о которой мечтают все женщины.

2 вариант

Этот старый больной человек, крестный отец княгинь Тугановских, на первый взгляд смешной и нелепый. Всегда ходит с палкой в одной руке и слуховой трубкой – в другой. Несмотря на то, что он был комендантом крепости, ходил постоянно в штатском, без оружия, часто – в сопровождении двух таких же старых и одышливых мопсов. В городе его хорошо знали и любили за доброе отношение к людям. Обычно, заходя на гауптвахту, он старался поддержать арестованных, часто распоряжался улучшить им питание. Прощались ему и громкие комментарии в опере, до которой Аносов был большой любитель. Был Аносов когда-то женат, но жена сбежала от него с проезжим актером. С тех пор всю любовь и нежность отдал он дочерям своего боевого друга – девочкам Вере и Ане. Он дарил им подарки, водил в цирк и в театр, подолгу играл с ними. Но больше всего девочкам нравились рассказы о его прошлом – о войнах и мирных приключениях. Этими рассказами Аносов развлекал их в долгие зимние вечера в княжеской гостиной.

А ему было, о чем рассказать. Аносов участвовал во всех военных действиях того времени, кроме японской войны, куда его не призвали. Аносов не блистал образованием, но благодаря отваге и воинскому искусству дослужился до чина полковника. Скобелев очень ценил его храбрость: «Я знаю одного офицера храбрее себя – это майор Аносов». Своих подчиненных он никогда не наказывал, пленных расстреливать отказывался. Начальство, видя его железную убежденность, оставило его в покое. Этот офицер хранил в себе самые все лучшие черты русского воина: «веру в бога, наивную и бесхитростную, отвагу, милосердие, терпение и выносливость. И отсутствие страха перед смертью, принимая любой исход боя. Те черты, которые делают русского воина непобедимым. С войны он вернулся почти оглохшим, с больной ногой и сильным ревматизмом. Но в отставку уходить отказался. Тогда командование исполнило его просьбу, назначив пожизненно на должность коменданта города – почетную и не обременительную.

Крестницы расспрашивали его и о любви – важном предмете в мыслях молодых девушек. О том, что «каждая женщина в любви способна на самый высокий героизм» Аносов не сомневался, а вот в мужчинах был не так уверен: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами... А теперь женщины мстят... Все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться перед любовью». Он считает, что мужчины женятся ради жизненных удобств, либо ради приданого.

Правда, однажды и Аносова, бравого офицера, посетила любовь. Увидел он в Бухаресте молодую болгарку – и влюбился. «Взгляды наши встретились, между нами пробежала искра, подобная электрической». Спустя небольшое время они стали встречаться. Однако жизнь солдата не подчиняется желаниям – настало время уходить. Влюбленные поклялись в вечной любви друг другу, и расстались навсегда. Осталась светлая память. Потому и советует он крестницам, чтобы не проходили мимо высоких чувств, если встретят их.

Сочинение про Аносова

В произведении «Гранатовый браслет» А.И.Куприн описал любовь в высшем обществе. Одним из второстепенных героев данного рассказа является Аносов Яков Михайлович – генерал и друг семьи Тугановских. Автор описывает Аносова как высокого и тучного мужчину с седыми волосами. У него красное грубое лицо, а глаза добродушные и лучистые, при этом слегка прищурены. Внешние данные генерала вызывают доверие и симпатию.

Аносов много повидал на своем жизненном пути, лицом к лицу сталкивался с опасностью и смертью. В личной жизни у него не было счастья, жена сбежала от него еще до войны, полюбив другого. Генерал считает своим долгом платить этой женщине денежное пособие до конца дней своих. Однако когда она захотела вернуться к мужу, чувство гордости и собственного достоинства не позволили простить предательство.

Писатель изображает Аносова как настоящего солдата, обладающего такими человеческими качествами как честность, смелость, благородство. Во всех своих действиях Яков Михайлович руководствуется исключительно собственной совестью. Генерал относится к обычным солдатам также уважительно, как и к офицерам. У него отсутствует чувство страха в военных сражениях.

Отличительными особенностями Якова Михайловича является то, что он великолепно рассказывает разные истории, а еще он безумно любит детей. Генерал с удовольствием проводит с ними время и обучает различным хитростям.

Генерал Аносов – человек, который видит разрушение моральных устоев, существовавших годами. Он переживает о том, что такое возвышенное чувство как любовь превратилось теперь во что-то пошлое. Молодым людям важна материальная сторона, а способность их к любви искренней и чистой - утрачена. Генералу не повезло в семейной жизни, но он продолжает верить в светлое искреннее чувство.

Яков Михайлович Аносов – воплощение справедливости и благородства, символ мудрости, направляющий молодежь на верный путь. Он готов делиться своим жизненным опытом и житейскими знаниями в области взаимоотношений между людьми.

Несколько интересных сочинений

  • Образ Кормилицы в трагедии Ромео и Джульетта Шекспира

    Одним из главных персонажей произведения Шекспира Ромео и Джульетта выступает Кормилица. Это уже немолодая женщина, которая работает в доме синьоров Капулетти и с самого рождения воспитывала их дочь Джульетту.

  • Сочинение по рассказу Муму 5 класс

    В рассказе И. С. Тургенева Муму идет речь о простом крепостном парне Герасиме Этот немой парень обладал богатырской силой. Он был трудолюбив, руках всё спорилось, в его характере присутствовали черты

  • Сочинение Почему часто ссорились в семье Кашириных в произведении Детство Горького

    В большом семействе Кашириных Алеша сталкивается с целой галереей ярких персонажей, но среди многочисленного племени родственников не чувствует себя своим. Будни семьи отравляет бесконечная вражда, в которую вовлечены даже дети.

  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Сочинение Искусство и ремесло (итоговое декабрьское)

    Отличие искусства от ремесла являются во многом концептуальными. Ведь, условно говоря, искусством возможно назвать практически любое изделие, более того, искусство порой становится искусством благодаря указанию на этот факт.

Генерал Аносов характеристика и образ героя повести Куприна "Гранатовый браслет " по плану

1. Общая характеристика . Генерал Аносов - один из персонажей повести А. И. Куприн а "Гранатовый браслет". По внешнему виду это высокий могучий старик, страдающий одышкой.

У генерала очень добродушное лицо. Глаза выдают в нем человека, много повидавшего на своем веку страданий и опасностей. Аносов действительно заслужил свой чин, всю жизнь посвятив военной службе.

С 1863 г. (подавления восстания в Польше) он участвовал во всех военных кампаниях, отличаясь необыкновенным мужеством и бесстрашием. Русско-турецкая война оставила на Аносове неизгладимые отпечатки: он практически оглох, потерял три пальца на ноге и заработал ревматизм.

Генералу чуждо высокомерное отношение к рядовым солдатам. Он сам напоминает обыкновенного русского мужика, который стойко переносит выпавшие на его долю страдания. О честности и справедливости Аносова лучше всего свидетельствует давняя история о том, как он, вопреки приказу, отказался расстреливать пленных поляков.

В настоящее время генерал занимает почетную должность коменданта в городе К. Его хорошо знают и любят все жители города. На Аносова иногда накатывают приступы гнева, но они очень быстро сменяются обычным добродушием.

2. "Дедушка" . Аносов и покойный отец Анны и Веры вместе воевали и были верными друзьями. После смерти князя генерал стал для девочек вторым отцом. Они помнят его с раннего детства и обожают слушать неторопливые рассказы старика о своем боевом прошлом. У Аносова нет собственных детей, поэтому он также привык считать сестер своими родными внучками. Анна и Вера относятся к старому генералу с большой любовью и почтением. Для них он до сих пор остается самым главным авторитетом, способным дать мудрый совет в любой жизненной ситуации.

3. Роль Аносова в произведении . Автор не случайно вводит образ старого генерала в историю о самоотверженной любви. Между ним и сестрами завязывается разговор о настоящем бескорыстном чувстве. Аносов признается Анне и Вере, что за всю свою долгую жизнь не встречал любви, которая "сильна, как смерть". Люди сходятся друг с другом просто потому, что это необходимо.

Для мужчины брак означает упорядочивание жизни, в любой женщине говорит материнский инстинкт. Аносов приводит два случая, которые близки к понятию беззаветной любви. В обоих примерах жертвами всепоглощающей страсти становятся мужчины, выглядящие при этом очень жалко. Генерал не осуждает этих людей, превратившихся в тряпки из-за любимых женщин. Он сожалеет о том, что обе возлюбленные так и не поняли, чего они лишились.

Генерал очень осторожно, боясь нечаянно обидеть, намекает Вере, что ее отношения с мужем также далеки от истинной любви. Услышав от нее историю о несчастном чиновнике, он предполагает, что "внучке" встретился человек, способный "отдать жизнь, пойти на мучение" ради любимой. Аносов не дает Вере никакого совета, но оказывается совершенно прав. Желтков совершает самоубийство, став очередной трагической жертвой очень редкой безграничной любви.

Аносов был боевым генералом, который­ стал другом семьи Тугановских очень давно. Его назначили комендантом крепости, и с тех пор он подружился с отцом Анны и Веры , и привязался к девочкам, как отец. Он был настоящим русским человеком, солдатом до мозга костей, честным, благородным и смелым. Несмотря на то, что он дослужился до генерала, он всегда вел себя со всеми на равных, уважал солдат так же, как и офицеров. Он никогда не поступал не честно, всегда и во всем руководствовался своей совестью, но делал это так, что все его уважали и считали стоящим человеком. Он­ не боялся воевать, и прошел несколько войн, участвовал во множестве сражений, но когда его не позвали на еще одну войну, он не стал проситься, так как считал, что трусить не следует, но если тебя не зовут на смерть, лучше и не ходить.­

Он всегда старался поступать­ честно и справедливо, поэтому выплачивал своей сбежавшей жене пособие до конца жизни, так как считал, что он должен исполнять свои обязанности мужа несмотря ни на что. Но он не захотел впустить ее обратно, хотя она очень просилась, потому что­ был горд и имел чувство собственного достоинства. Он не хотел жить с нелюбимой нечестной женой, которой он не доверял. Но, несмотря на это, он не бросил ее на произвол судьбы, а поступил, как настоящий мужчина. Генерал Аносов был очень хорошим рассказчиком и очень любил детей. Так как своих детей у него не было, он перенес все свое отцовское чувство на детей своего друга, Анну и Веру, он играл с ними, рассказывал им истории из своей военной жизни, полной походов. Они отвечали ему взаимностью. Такое же отеческое отношение­ у него наблюдается ко всем, кто является младше его и кто нуждается в помощи. Например, он приказывал носить обед со своего стола для тех, кто не имел возможности нормально питаться в крепости, комендантом которой он был.

Анна с Бахтинским шли впереди, а сзади их, шагов на двадцать, комендант под руку с Верой. Ночь была так черна, что в первые минуты, пока глаза не притерпелись после света к темноте, приходилось ощупью ногами отыскивать дорогу. Аносов, сохранивший, несмотря на годы, удивительную зоркость, должен был помогать своей спутнице. Время от времени он ласково поглаживал своей большой холодной рукой руку Веры, легко лежавшую на сгибе его рукава. — Смешная эта Людмила Львовна, — вдруг заговорил генерал, точно продолжая вслух течение своих мыслей. — Сколько раз я в жизни наблюдал: как только стукнет даме под пятьдесят, а в особенности если она вдова или старая девка, то так и тянет ее около чужой любви покрутиться. Либо шпионит, злорадствует и сплетничает, либо лезет устраивать чужое счастье, либо разводит словесный гуммиарабик насчет возвышенной любви. А я хочу сказать, что люди в наше время разучились любить. Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел! — Ну как же это так, дедушка? — мягко возразила Вера, пожимая слегка его руку. — Зачем клеветать? Вы ведь сами были женаты. Значит, все-таки любили? — Ровно ничего не значит, дорогая Верочка. Знаешь, как женился? Вижу, сидит около меня свежая девчонка. Дышит — грудь так и ходит под кофточкой. Опустит ресницы, длинные-длинные такие, и вся вдруг вспыхнет. И кожа на щеках нежная, шейка белая такая, невинная, и руки мяконькие, тепленькие. Ах ты, черт! А тут папа-мама ходят вокруг, за дверями подслушивают, глядят на тебя грустными такими, собачьими, преданными глазами. А когда уходишь — за дверями этакие быстрые поцелуйчики... За чаем ножка тебя под столом как будто нечаянно тронет... Ну и готово. «Дорогой Никита Антоныч, я пришел к вам просить руки вашей дочери. Поверьте, что это святое существо...» А у папы уже и глаза мокрые, и уж целоваться лезет... «Милый! Я давно догадывался... Ну, дай вам бог... Смотри только береги это сокровище...» И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрепанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках, с денщиками собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает, взвизгивает, закатывает глаза. Мужа почему-то на людях называет Жаком. Знаешь, этак в нос, с растяжкой, томно: «Ж-а-а-ак». Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые... Теперь все прошло, улеглось, утряслось. Я даже этому актеришке в душе благодарен... Слава богу, что детей не было... — Вы простили им, дедушка? — Простил — это не то слово, Верочка. Первое время был как бешеный. Если бы тогда увидел их, конечно, убил бы обоих. А потом понемногу отошло и отошло, и ничего не осталось, кроме презрения. И хорошо. Избавил бог от лишнего пролития крови. И кроме того, избежал я общей участи большинства мужей. Что бы я был такое, если бы не этот мерзкий случай? Вьючный верблюд, позорный потатчик, укрыватель, дойная корова, ширма, какая-то домашняя необходимая вещь... Нет! Все к лучшему, Верочка. — Нет, нет, дедушка, в вас все-таки, простите меня, говорит прежняя обида... А вы свой несчастный опыт переносите на все человечество. Возьмите хоть нас с Васей. Разве можно назвать наш брак несчастливым? Аносов довольно долго молчал. Потом протянул неохотно: — Ну, хорошо... скажем — исключение... Но вот в большинстве-то случаев почему люди женятся? Возьмем женщину. Стыдно оставаться в девушках, особенно когда подруги уже повыходили замуж. Тяжело быть лишним ртом в семье. Желание быть хозяйкой, главною в доме, дамой, самостоятельной... К тому же потребность, прямо физическая потребность материнства, и чтобы начать вить свое гнездо. А у мужчин другие мотивы. Во-первых, усталость от холостой жизни, от беспорядка в комнатах, от трактирных обедов, от грязи, окурков, разорванного и разрозненного белья, от долгов, от бесцеремонных товарищей, и прочее и прочее. Во-вторых, чувствуешь, что семьей жить выгоднее, здоровее и экономнее. В-третьих, думаешь: вот пойдут детишки, — я-то умру, а часть меня все-таки останется на свете... нечто вроде иллюзии бессмертия. В-четвертых, соблазн невинности, как в моем случае. Кроме того, бывают иногда и мысли о приданом. А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть»? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение — вовсе не труд, а одна радость. Постой, постой, Вера, ты мне сейчас опять хочешь про твоего Васю? Право же, я его люблю. Он хороший парень. Почем знать, может быть, будущее и покажет его любовь в свете большой красоты. Но ты пойми, о какой любви я говорю. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. — Вы видели когда-нибудь такую любовь, дедушка? — тихо спросила Вера. — Нет, — ответил старик решительно. — Я, правда, знаю два случаях похожих. Но один был продиктован глупостью, а другой... так... какая-то кислота... одна жалость... Если хочешь, я расскажу. Это недолго. — Прошу вас, дедушка. — Ну, вот. В одном полку нашей дивизии (только не в нашем) была жена полкового командира. Рожа, я тебе скажу, Верочка, преестественная. Костлявая, рыжая, длинная, худущая, ротастая... Штукатурка с нее так и сыпалась, как со старого московского дома. Но, понимаешь, этакая полковая Мессалина: темперамент, властность, презрение к людям, страсть к разнообразию. Вдобавок — морфинистка. И вот однажды, осенью, присылают к ним в полк новоиспеченного прапорщика, совсем желторотого воробья, только что из военного училища. Через месяц эта старая лошадь совсем овладела им. Он паж, он слуга, он раб, он вечный кавалер ее в танцах, носит ее веер и платок, в одном мундирчике выскакивает на мороз звать ее лошадей. Ужасная это штука, когда свежий и чистый мальчишка положит свою первую любовь к ногам старой, опытной и властолюбивой развратницы. Если он сейчас выскочил невредим — все равно в будущем считай его погибшим. Это — штамп на всю жизнь. К рождеству он ей уже надоел. Она вернулась к одной из своих прежних, испытанных пассий. А он не мог. Ходит за ней, как привидение. Измучился весь, исхудал, почернел. Говоря высоким штилем — «смерть уже лежала на его высоком челе». Ревновал он ее ужасно. Говорят, целые ночи простаивал под ее окнами. И вот однажды весной устроили они в полку какую-то маевку или пикник. Я и ее и его знал лично, но при этом происшествии не был. Как и всегда в этих случаях, было много выпито. Обратно возвращались ночью пешком по полотну железной дороги. Вдруг навстречу им идет товарный поезд. Идет очень медленно вверх, по довольно крутому подъему. Дает свистки. И вот, только что паровозные огни поравнялись с компанией, она вдруг шепчет на ухо прапорщику: «Вы всё говорите, что любите меня. А ведь, если я вам прикажу — вы, наверно, под поезд не броситесь». А он, ни слова не ответив, бегом — и под поезд. Он-то, говорят, верно рассчитал, как раз между передними и задними колесами: так бы его аккуратно пополам и перерезало. Но какой-то идиот вздумал его удерживать и отталкивать. Да не осилил. Прапорщик, как уцепился руками за рельсы, так ему обе кисти и оттяпало. — Ох, какой ужас! — воскликнула Вера. — Пришлось прапорщику оставить службу. Товарищи собрали ему кое-какие деньжонки на выезд. Оставаться-то в городе ему было неудобно: живой укор перед глазами и ей, и всему полку. И пропал человек... самым подлым образом... Стал попрошайкой... замерз где-то на пристани в Петербурге. А другой случай был совсем жалкий. И такая же женщина была, как и первая, только молодая и красивая. Очень и очень нехорошо себя вела. На что уж мы легко глядели на эти домашние романы, но даже и нас коробило. А муж — ничего. Все знал, все видел и молчал. Друзья намекали ему, а он только руками отмахивался. «Оставьте, оставьте... Не мое дело, не мое дело... Пусть только Леночка будет счастлива!..» Такой олух! Под конец сошлась она накрепко с поручиком Вишняковым, субалтерном из ихней роты. Так втроем и жили в двумужественном браке — точно это самый законный вид супружества. А тут наш полк двинули на войну. Наши дамы провожали нас, провожала и она, и, право, даже смотреть было совестно: хотя бы для приличия взглянула разок на мужа, — нет, повесилась на своем поручике, как черт на сухой вербе, и не отходит. На прощанье, когда мы уже уселись в вагоны и поезд тронулся, так она еще мужу вслед, бесстыдница, крикнула: «Помни же, береги Володю! Если что-нибудь с ним случится — уйду из дому и никогда не вернусь. И детей заберу». Ты, может быть, думаешь, что этот капитан был какая-нибудь тряпка? размазня? стрекозиная душа? Ничуть. Он был храбрым солдатом. Под Зелеными Горами он шесть раз водил свою роту на турецкий редут, и у него от двухсот человек осталось только четырнадцать. Дважды раненный — он отказался идти на перевязочный пункт. Вот он был какой. Солдаты на него богу молились. Но она велела... Его Леночка ему велела! И он ухаживал за этим трусом и лодырем Вишняковым, за этим трутнем безмедовым, — как нянька, как мать. На ночлегах под дождем, в грязи, он укутывал его своей шинелью. Ходил вместо него на саперные работы, а тот отлеживался в землянке или играл в штос. По ночам проверял за него сторожевые посты. А это, заметь, Веруня, было в то время, когда башибузуки вырезывали наши пикеты так же просто, как ярославская баба на огороде срезает капустные кочни. Ей-богу, хотя и грех вспоминать, но все обрадовались, когда узнали, что Вишняков скончался в госпитале от тифа... — Ну, а женщин, дедушка, женщин вы встречали любящих? — О, конечно, Верочка. Я даже больше скажу: я уверен, что почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм. Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную! Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью. Говорят, что раньше все это бывало. А если и не бывало, то разве не мечтали и не тосковали об этом лучшие умы и души человечества — поэты, романисты, музыканты, художники? Я на днях читал историю Машеньки Леско и кавалера де Грие... Веришь ли, слезами обливался... Ну скажи же, моя милая, по совести, разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной? — О, конечно, конечно, дедушка... — А раз ее нет, женщины мстят. Пройдет еще лет тридцать... я не увижу, но ты, может быть, увидишь, Верочка. Помяни мое слово, что лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия. Немного помолчав, он вдруг спросил: — Скажи мне, Верочка, если только тебе не трудно, что это за история с телеграфистом, о котором рассказывал сегодня князь Василий? Что здесь правда и что выдумка, по его обычаю? — Разве вам интересно, дедушка? — Как хочешь, как хочешь, Вера. Если тебе почему-либо неприятно... — Да вовсе нет. Я с удовольствием расскажу. И она рассказала коменданту со всеми подробностями о каком-то безумце, который начал преследовать ее своею любовью еще за два года до ее замужества. Она ни разу не видела его и не знает его фамилии. Он только писал ей и в письмах подписывался Г. С. Ж. Однажды он обмолвился, что служит в каком-то казенном учреждении маленьким чиновником, — о телеграфе он не упоминал ни слова. Очевидно, он постоянно следил за ней, потому что в своих письмах весьма точно указывал, где она бывала на вечерах, в каком обществе и как была одета. Сначала письма его носили вульгарный и курьезно пылкий характер, хотя и были вполне целомудренны. Но однажды Вера письменно (кстати, не проболтайтесь, дедушка, об этом нашим: никто из них не знает) попросила его не утруждать ее больше своими любовными излияниями. С тех пор он замолчал о любви и стал писать лишь изредка: на пасху, на Новый год и в день ее именин. Княгиня Вера рассказала также и о сегодняшней посылке и даже почти дословно передала странное письмо своего таинственного обожателя... — Да-а, — протянул генерал наконец. — Может быть, это просто ненормальный малый, маниак, а — почем знать? — может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины. Постой-ка. Видишь, впереди движутся фонари? Наверно, мой экипаж. В то же время сзади послышалось зычное рявканье автомобиля, и дорога, изрытая колесами, засияла белым ацетиленовым светом. Подъехал Густав Иванович. — Анночка, я захватил твои вещи. Садись, — сказал он. — Ваше превосходительство, не позволите ли довезти вас? — Нет уж, спасибо, мой милый, — ответил генерал. — Не люблю я этой машины. Только дрожит и воняет, а радости никакой. Ну, прощай, Верочка. Теперь я буду часто приезжать, — говорил он, целуя у Веры лоб и руки. Все распрощались. Фриессе довез Веру Николаевну до ворот ее дачи и, быстро описав круг, исчез в темноте со своим ревущим и пыхтящим автомобилем.
mob_info