Каково авторское отношение к любви татьяны. Цитаты

Пылкий монолог Татьяны Лариной о чувствах к молодому повесе - часть обязательной школьной программы. Заучивая строки о первой любви и порывах души, легко уловить смелость и открытость, которая так нехарактерна для барышень позапрошлого столетия. Этим и отличается Татьяна от большинства литературных образов - естественностью и верностью идеалам.

История создания

Стихотворный роман, который считал подвигом, впервые опубликовали в 1833 году. Но за жизнью и любовными похождениями молодого гуляки читатели следили с 1825 года. Изначально «Евгений Онегин» выходил в литературных альманахах по одной главе - этакий сериал 19 века.

Помимо главного героя, внимание к себе приковала Татьяна Ларина - отвергнутая возлюбленная . Писатель не скрывал, что женский персонаж романа писался с реальной женщины, но имя прототипа нигде не упоминается.

Исследователи выдвигают несколько теорий о предполагаемой музе Александра Сергеевича. В первую очередь упоминают Анну Петровну Керн. Но писатель испытывал к женщине плотский интерес, что разнится с отношением автора к милой Татьяне Лариной. Девушку из романа Пушкин считал прекрасным и нежным созданием, но не предметом страстных желаний.


Героиня романа имеет общие черты с Елизаветой Воронцовой. Историки считают, что портрет Онегина написан с поклонника графини Раевского. Поэтому роль литературной возлюбленной досталась Елизавете. Еще один весомый аргумент – мать Воронцовой, как и мать Лариной, вышла замуж за нелюбимого и долго страдала от такой несправедливости.

Дважды жена декабриста Наталья Фонвизина утверждала, что она - прототип Татьяны. Пушкин дружил с мужем Натальи и часто общался с женщиной, но других доказательств, подтверждающих данную теорию, не существует. Школьный товарищ поэта считал, что писатель вложил в Татьяну частицу собственных скрытых черт и чувств.


Недоброжелательные отзывы и критика романа не затронули образ главной героини. Наоборот, большинство литературоведов и исследователей отмечают целостность персонажа. называет Ларину «апофеозом русской женщины», отзывается о Татьяне, как о «гениальной натуре, не подозревающей о своей гениальности».

Безусловно, в «Евгении Онегине» показан женский идеал Пушкина. Перед нами образ, который не оставляет равнодушным, восхищает внутренней красотой и озаряет светлыми чувствами молодой невинной барышни.

Биография

Татьяна Дмитриевна родилась в семье военного, дворянина, который после службы переселился в сельскую местность. Отец девушки умер за несколько лет до описываемых событий. Татьяна осталась на попечении матери и старой няни.


Точный рост и вес девушки не упомянут в романе, но автор намекает, что Татьяна не отличалась привлекательностью:

«Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей».

Пушкин не упоминает возраст героини, но, по подсчетам литературоведов, Тане недавно исполнилось 17 лет. Это подтверждает письмо поэта близкому другу, в котором Александр Сергеевич делится мыслями о душевном порыве девушки:

«…если, впрочем, смысл и не совсем точен, то тем более истины в письме; письмо женщины, к тому же 17-летней, к тому же влюбленной!»

Свободное время Татьяна проводит за разговорами с няней и чтением книг. В силу возраста девушка близко к сердцу принимает все, о чем пишут авторы любовных романов. Героиня живет ожидаем чистого и сильного чувства.


Татьяна далека от девчоночьих игр младшей сестры, не любит болтовню и шум легкомысленных подружек. Общая характеристика главной героини - уравновешенная, мечтательная, неординарная девушка. У родных и знакомых создается впечатление, что Таня – холодная и чрезмерно рассудительная барышня:

«Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей».

Все меняется, когда в соседнее имение приезжает Евгений Онегин. Новый житель деревни совсем не похож на прежних немногочисленных знакомых Татьяны. Девушка теряет голову и после первой же встречи пишет Онегину письмо, где признается в охвативших чувствах.

Но вместо бурного выяснения отношений, которыми так славятся любимые романы девушки, Ларина выслушивает от Онегина проповедь. Дескать, такое поведение поведет барышню в неправильном направлении. К тому же Евгений вовсе не создан для семейной жизни. Татьяна смущена и растеряна.


Следующая встреча влюбленной героини и эгоистичного богача происходит зимой. Хотя Татьяне известно, что Онегин не отвечает на ее чувства, девушка не может справиться с волнением от встречи. Собственные именины для Тани превращаются в пытку. Евгений, заметивший томление Татьяны, уделяет время исключительно младшей Лариной.

Такое поведение имеет последствия. Жених младшей сестры застрелен на дуэли, сама быстро вышла замуж за другого, Онегин покинул деревню, а Татьяна вновь осталась наедине с мечтами. Мать девушки обеспокоена - дочери пора под венец, но милая Таня отказывает всем претендентам на руку и сердце.


Два с половиной года прошло с последней встречи Татьяны и Евгения. Жизнь Лариной заметно изменилась. Девушка больше не уверена, так ли уж сильно она любила молодого повесу. Возможно, это было иллюзией?

По настоянию матери Татьяна вышла замуж за генерала N, покинула деревню, где жила всю жизнь, и обосновалась с супругом в Петербурге. Незапланированное свидание на балу пробуждает в давних знакомых забытые чувства.


И если Онегин охвачен любовью к когда-то ненужной девушке, то Татьяна остается холодна. Очаровательная генеральша не выказывает расположение к Евгению и игнорирует попытки мужчины сблизиться.

Лишь на краткое мгновение героиня, которая выдерживает натиск влюбленного Онегина, снимает маску безразличия. Татьяна все так же любит Евгения, но никогда не предаст мужа и не опорочит собственную честь:

«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Экранизации

Любовная драма из романа «Евгений Онегин» - популярный сюжет для музыкальных произведений и экранизаций. Премьера первого фильма с одноименным названием состоялась 1 марта 1911 года. Черно-белая немая кинокартина затрагивает основные моменты истории. Роль Татьяны исполнила актриса Любовь Варягина.


В 1958 году фильм-опера рассказал советскому зрителю о чувствах Онегина и Лариной. Образ девушки воплотила , а вокальную партию за кадром исполнила .


Британо-американский вариант романа появился в 1999 году. Режиссером картины стала Марта Файнс, главную роль сыграла . Актриса награждена «Золотым Овном» за образ Татьяны.

  • Пушкин выбрал для героини самобытное имя, считавшееся в то время простым и безвкусным. В черновиках Ларина упоминается как Наташа. Кстати, значение имени Татьяна - устроительница, учредительница.
  • По подсчетам ученых, год рождения Лариной - 1803 по старому стилю.
  • Девушка плохо говорит и пишет по-русски. Татьяна предпочитает выражать мысли на французском языке.

Цитаты

А счастье было так возможно, так близко!..
Но судьба моя уж решена.
Я к вам пишу - чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне.
Его здесь нет. Меня не знают…
Взгляну на дом, на этот сад.
Тема: Образ Татьяны Лариной в романе. Отношение автора к Татьяне (на материале III - IV главы).

Цель: создать содержательные условия для развития у школьников умений анализировать текст; обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты в материале и структурировать знания; помочь учащимся целостно представить материал по этой теме;

Тип урока: урок - беседа

Эпиграф: Я выбрал бы другую,

Когда б я был, как ты, поэт.

Ход урока:


  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Беседа с классом.
На основе цитат ответьте на следующие вопросы.

  • Как называется глава? Почему?

  • Какую смысловую нагрузку несёт эпиграф?

  • Каково отношение Пушкина к героине?

  • Как характеризует Пушкин Татьяну?

  • Почему не даёт подробного портрета Татьяны? Чей подробный портрет дан?

  • Как складывались у неё отношения с семьёй? С родителями, с сестрой, с няней? Почему?

  • Кому ещё противопоставлена Татьяна?

  • В чём смысл противопоставления её всем ?

  • Опираясь на таблицу в конце учебника (стр.), сделайте вывод о том, какая героиня Татьяна – романтическая или реалистическая.

  • Почему Татьяна влюбилась в Онегина? Что для неё важно в его характеристике?

  • Как характеризует её письмо к Онегину?

  • Каким предстаёт Онегин в письме Татьяны?

  • Почему Пушкин подчёркивает, что письмо написано на французском языке?

  • Как соотносится образ Татьяны с поэтикой романа в целом?

  • В чём смысл романтичности Татьяны в реалистическом романе?

  • Тест (открытый)

          1. С какой известной литературной героиней русского поэта сравнивает Татьяну Онегин? (Светлана)

          2. Какую характеристику Ольги повторит Онегин дважды?(глупая)

          3. Кого ждала душа Татьяны? (кого-нибудь)

          4. Где находит Татьяна «свой тайный жар, свои мечты»?(в книгах)

          5. У кого хранится письмо Татьяны? (у Пушкина)

          6. Какие крайности представляются Татьяне в образе Онегина? (ангел-хранитель или демон-искуситель)

          7. Какая надпись ада видится Пушкину на лбу светских красавиц «недоступных»? (оставь надежду навсегда)

          8. Какой заветный вензель рисует Татьяна на стекле?(ЕО)

          9. Где происходит встреча Татьяны и Онегина?(в саду)

          10. Каким кажется Онегин Татьяне при встрече? (грозным)
    Образ Татьяны вызвал самые разноречивые отзывы в критике. Я познакомлю вас с двумя. Выскажите своё мнение, опираясь на точку зрения одного из критиков.

    В.Г. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал.., для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать, ни знать; …следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизнь Татьяна тоже не могла ни понимать, ни знать. Зачем было ей воображать себя Клариссой, Юлией, Дельфиной? Затем, что она и саму себя так же мало понимала и знала, как и Онегина. Создание страстное, глубоко чувствующее и в то же время не развитое, без книги она была бы совершенно немым существом… Письмо Татьяны свело с ума всех русских читателей… Письмо Татьяны прекрасно и теперь, хотя уже и отзывается немножко какою-то детскостию, чем-то «романтическим». Иначе и быть не могло: язык страстей был так нов и недоступен нравственно немотствующей Татьяне: она не умела бы ни понять, ни выразить собственных своих ощущений, если бы не прибегла к помощи впечатлений, оставленных на её памяти плохими и хорошими романами».

    М. Цветаева писала: «Я е в Онегина влюбилась, а в Онегина и Татьяну (и, может быть, в Татьяну немножко больше), в них обоих вместе, в любовь…Моя первая любовная сцена была нелюбовная…

    В том-то и всё дело было, что он её не любил, и только потому она его – так , и только для того его , а не другого в любовь выбрала, что втайне знала , что он её не сможет любить. (Это я сейчас говорю, но знала уже тогда, тогда знала, а сейчас научилась говорить.) у людей с этим роковым даром несчастной – единоличной – всей на себя взятой – любви – прямо гений на неподходящие предметы.

    Но ещё многое предопределил во мне «Евгений Онегин». Если я потом всю жизнь по сей последний день всегда первая писала, первая протягивала руку – и руки, не страшась суда – то только потому, что на заре моих дней лежащая Татьяна в книге, при свечке, с растрёпанной и переброшенной через грудь косой, это на моих глазах – сделала. И если потом, когда уходили (всегда - уходили), не только не протягивала вслед рук, а головы не оборачивала, то только потому, что тогда, в саду, Татьяна застыла статуей.

    Урок смелости. Урок гордости. Урок верности. Урок судьбы. Урок одиночества».


    1. Домашнее задание.

    1. Читать 4-5 главу.

    Тема: Онегин и Татьяна. История (не) любви? История жизни.
    Цель:


    • обобщить знания учащихся об особенностях композиции романа,

    • помочь учащимся раскрыть черты характера главных героев во взаимоотношениях с другими действующими лицами;

    • способствовать пониманию учащимися психологии героев и через сопереживание героям помогать формированию поведенческой модели во взаимоотношениях с представителями противоположного пола.

    Эпиграф: О первое солнце над первым лбом!

    И эти – на солнце прямо –

    Дымящие – чёрным двойным жерлом

    Большие глаза Адама.
    О первая радость, о первый яд

    Змеиный – под грудью левой!

    В высокое небо вперенный взгляд:

    Адам, проглядевший Еву!

    М. Цветаева.

    Ход урока:
    Запись темы урока и обсуждение её формулировки.

    Как мы назовём сегодняшний урок, посвящённый отношениям Онегина и Татьяны?

    Какая это история: любви или нелюбви? И имеем ли мы право говорить о нелюбви, ведь оба героя испытывают это чувство?

    Ответы: Я считаю, что это история любви, потому что и Онегин, и Татьяна любят друг друга, пусть их любовь не заканчивается браком, но всё же это история любви!

    А по моему мнению, эта история не любовная, так как они друг друга любят, если так можно сказать, по очереди: сначала Татьяна, а потом Онегин.

    Учитель: Мне кажется, что каждый из вас по-своему прав. Подтверждением второй, довольно крамольной точки зрения послужит отрывок из статьи М. Цветаевой «Мой Пушкин»:

    «Моя первая любовная сцена была нелюбовная: он не любил (это я поняла), потому и сел, любила она , потому и встала, они ни минуту не были вместе, ничего вместе не делали, делали совершенно обратное: он говорил, она молчала, он не любил, она любила, он ушёл, она осталась, так что если поднять занавес - она одна стоит, а может быть опять сидит, потому что стояла она только потому, что он стоял, а потом рухнула и так будет сидеть вечно. Татьяна на той скамейке сидит вечно.

    Эта первая моя любовная сцена предопределила все мои последующие, всю страсть во мне несчастной, невзаимной, невозможной любви. Я с той минуты не захотела быть счастливой и этим себя на нелюбовь – обрекла».

    Запись эпиграфа и обсуждение его.

    Сейчас звучал отрывок из работы М. Цветаевой. Эта поэтесса много писала о Пушкине, мы уже знакомились с её статьёй «Пушкин и Пугачёв» при изучении повести «Капитанская дочка». Её творчество очень интересно, и в качестве эпиграфа я выбрала строки из стихотворения «Первое солнце». В нем говорится об Адаме и Еве. Подходят ли эти строки к истории Татьяны и Онегина?

    Ответ: Да, подходят, потому что в этих строчках говорится об Адаме, проглядевшем Еву, а Онегин тоже проглядел Татьяну.

    Кроме того, каждая история любви на этой Земле – это каждый раз история Адама и Евы. Каждый для себя, как и первые люди, открывает страну Любви.

    III . Тест по тексту.

    Как переводится имя Евгений?

    а) благородный; б) хитрый; в) холодный.

    Кого читал Евгений?

    а) Гомера, б) Платона; в) Адама Смита.

    Где учился Владимир Ленский?

    а) в Сорбонне; б) в Кембрижде; в) в Геттингене.

    Сколько лет Ленскому в момент встречи с Онегиным?

    а) 18, б) 19, в) 17.

    Сколько лет Онегину в момент встречи с Ленским?

    а) 20, б) 25, в) 26.

    По случаю какого праздника в доме Лариных был бал?

    а) Рождество, б) святки, в) именины.

    Как отчество Татьяны?

    а) Ивановна, б) Михайловна, в) Дмитриевна.

    За кого вышла замуж Ольга?

    а) за Ленского, б) за Буянова, в) за улана.

    Какой танец, обещанный Ольгой Онегину, стал причиной дуэли?

    а) котильон, б) мазурка, в) вальс.

    Как фамилия слуги Онегина?

    а) Клико; б) Гильо; в) Бульо.

    IV . Беседа по тексту романа.

    О какой сцене идёт речь в отрывке из статьи М. Цветаевой?

    Что предшествовало этой сцене?

    Почему Татьяна влюбилась в Онегина?

    В.Г. Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило её душе; ум её спал.., для Татьяны не существовал настоящий Онегин, которого она не могла ни понимать ни знать; …следовательно, ей необходимо было придать ему какое-нибудь значение, напрокат взятое из книги, а не из жизни, потому что жизнь Татьяна тоже не могла ни понимать ни знать».


    • Докажите, что это так? Но сначала давайте послушаем письмо Татьяны.
    Выразительное чтение письма Татьяны с элементами инсценировки.

    Ответ: Во-первых, сам поэт в романе указывает на то, что влюблённость Татьяны связана с определённой порой в жизни героини, а не с особенностями характера Онегина: «Пора пришла, она влюбилась».

    Во-вторых, о том, что для Татьяны реальный Онегин не существует, а есть только придуманный романтический герой, свидетельствует письмо, адресованное Евгению. Это письмо полно романтических штампов, Татьяна примеряет к своему возлюбленному амплуа различных романтических героев, почерпнутые ею из различных книг. Она предполагает для него существование только в двух ипостасях: ангел-хранитель или коварный искуситель. А Онегин оказался «просто добрый малый, как вы да я, как целый свет».

    В-третьих, Белинский писал: «И вдруг является Онегин. Он весь окружён тайною: его аристократизм, его светскость, неоспоримое превосходство над всем этим спокойным и пошлым миром, среди которого он явился таким метеором, его равнодушие ко всему, странность жизни – всё это произвело таинственные слухи, которые не могли не действовать на фантазию Татьяны, не могли не расположить, не подготовить её к решительному эффекту первого свидания с Онегиным. И она увидела его, и он предстал перед нею молодой красивый, ловкий, блестящий, равнодушный, скучающий, загадочный, непостижимый, весь неразрешимая тайна для её неразвитого ума, весь обольщение для её дикой фантазии».

    Какие качества проявляет Татьяна, влюбившись?

    - Действительно, когда поступками Татьяны руководит чувство, а не расчёт или рассудок, она готова на любые жертвы ради любимого человека. И это очень важный момент в развитии сюжета.

    - Какой ответ на свои чувства находит Татьяна в душе Онегина?

    Пушкин фактически противопоставляет представления Татьяны об Онегине реальному положению вещей. Если в письме Татьяне рисуются только два варианта поведения героя, то жизнь предлагает третий – Онегин просто порядочный человек. Это же подчёркивает и автор: «Вы согласитесь, мой читатель, \ Что очень мило поступил \ С печальной Таней наш приятель; \ Не в первый раз он тут явил \ Души прямое благородство».

    -А теперь послушаем ответ Онегина.

    Разыгрывается учениками сцена ответа Онегина Татьяне.

    -Почему Онегин не ответил на любовь Татьяны?

    Онегин выделил Татьяну из общей массы ещё при первой встрече Ответ: По сравнению с блестящими светскими дамами, с которыми общался Онегин в Петербурге, Татьяна всего лишь провинциалка.

    Но, имея богатый опыт общения с женщинами, однако, не зная истинного чувства любви, потому что обольщение – это всего лишь искусство, но не школа чувств, Онегин не верит в возможность счастья. А заводить интрижку – бесчестно по отношению к Татьяне и слишком хлопотно для себя.

    Сам Онегин позже в письме к Татьяне скажет об этом так: «Случайно вас когда-то встретя, \ В вас искру нежности заметя, \ Я ей поверить не посмел: \ Привычке милой не дал ходу; \ Свою постылую свободу \ Я потерять не захотел».

    Онегин слишком благополучен, чтобы его чувства могли быть глубокими: он не знает страданий, его все любят, он всюду принят, он чувствует себя хозяином жизни, берущим у неё то, что ему нравится.

    Согласны ли вы, что Онегин проявил «души прямое благородство»? В чём это проявится?

    Ответ: Ответ Онегина действительно благороден: он сумел не оскорбить первое чувство девушки. Евгений и начинает, и заканчивает свою речь похвальным словом, отмечая её ум, искренность, чистоту, доверчивость. Он подчёркивает, что ценит её и тронут её привязанностью, но в силу возраста не может разделить чувств Татьяны. В его ответе подчёркнуто, что «Напрасны ваши совершенства: \ Их вовсе недостоин я». Это очень важно, ведь «урок» Онегина мог быть более жестоким.

    Даже более того, Онегин оставляет маленькую надежду на то, что не всё потеряно: «Я вас люблю любовью брата \ И, может быть, ещё нежней».

    Как и когда эта надежда Татьяны станет роковой в судьбе Онегина?

    Ответ: Когда Онегин появится на именинах Татьяны, она, влюблённая, не сумеет скрыть своих чувств: ведь она ждала и все-таки надеялась на какую-то взаимность. Досада Онегина сыграет с ним злую шутку – станет причиной дуэли с другом, которого он, не желая этого, убьёт. А это в свою очередь, изменит душу Онегина: он познает страдание, очистится через него, окажется способным в дальнейшем на глубокое чувство.

    Перестанет ли Татьяна любить Онегина после того, как он станет убийцей?

    Каким предстанет в её глазах Онегин после этих событий?

    Что повлияет на её представления о возлюбленном?

    Ответ: После дуэли Евгений, мучимый угрызениями совести, покидает своё имение. А Татьяна, оставшись одна после замужества Ольги, испытывает противоречивые чувства: «И в одиночестве жестоком \ Сильнее страсть её горит, \ И об Онегине далёком \ Ей сердце громче говорит. \ Она его не будет видеть; \ Она должна в нём ненавидеть \ Убийцу брата своего; \ Погиб поэт… но уж его \ Никто не помнит… На что грустить?..» Таким образом, с одной стороны, Татьяна должна ненавидеть Евгения как «убийцу брата», или мужа сестры, что для Татьяны одно и то же. Но ведь сердцу не прикажешь, а оно, истомлённое тоской и одиночеством, обострившимся после отъезда Ольги, «горит страстью». Попыткой оправдать или окончательно осудить героя и станет для Татьяны посещение «замка» Онегина.

    Что поняла Татьяна про своего любимого, прочитав его книги? Каким теперь рисуется ей Онегин?

    Ответ: Татьяне он рисуется чудаком, печальным и опасным, подражанием героям Байрона, «москвичом в Гарольдовом плаще», пародией на модных героев, «с безнравственной душой, \ Себялюбивой и сухой, \ Мечтанью преданной безмерно, \ С его озлобленным умом, \ Кипящим в действии пустом».

    Повлияет ли это на чувство Татьяны к Онегину?

    Ответ: Нет, Татьяна по-прежнему любит Евгения, не случайно Пушкин здесь же на это укажет: «И начинает понемногу \ Моя Татьяна понимать \ Теперь яснее – слава Богу - \ Того, по ком она вздыхать \ Осуждена судьбою властной».

    Как повлияет на ум Татьяны посещение кабинета Онегина?

    Ответ: Белинский писал, что «посещение дома Онегина и чтение его книг приготовили Татьяну к перерождению из деревенской девочки в светскую даму, которое так удивило и поразило Онегина».

    Какой увидел Татьяну Онегин после возвращения в Петербург?

    Ответ: Татьяна предстаёт перед Онегиным во всём блеске: она хороша собой, изысканна, воспитанна, умна. Теперь она не кажется «девочкой чужой», она прекрасно вписалась в окружающий её петербургский высший свет. Это и поразит Онегина: он не ожидал таких успехов от провинциальной девочки, выделяющейся из пустой, помещичьей среды, но не обладающей столичным шармом. Он с течением времени, наоборот, становится «опасным чудаком», утрачивая этот шарм.

    Почему Пушкин «заставил» Онегина полюбить Татьяну?

    Ответ: Изменились фактически оба: и Татьяна, и Онегин. Татьяна развилась из романтической барышни в умную, образованную даму, научилась не только вести себя, но и контролировать свои эмоции. Она, любя Онегина, сумела сдержать свои эмоции при первой встрече с ним: «Ей-ей! Не то, чтоб содрогнулась \ иль стала вдруг бледна, красна…\ У ней и бровь не шевельнулась; \ Не сжала даже губ она».

    Онегин тоже изменился: его благополучие сменилось угрызениями совести, он стал очень сильно отличаться от того милого денди, которым был в первой главе. Не случайно в начале восьмой главы его появление на балу обставлено достаточно саркастическими замечаниями: «Чем ныне явится? Мельмотом, \ Космополитом, патриотом, \ Гарольдом, квакером, ханжой,\ Иль маской щегольнёт иной…»

    V . Цветовое определение образов и последующий анализ цветовых значений по системе М. Люшера.


    • Давайте попробуем охарактеризовать героев с помощью цветовой палитры в разные периоды их жизни: на первом этапе и в последней главе.
    Ответ: По-моему, Онегин в первой главе представляет радужный набор красок. Он ярок, благополучен, поэтому преобладают тёплые тона: он оранжевый, салатовый, даже красный, есть налёт лилового – это его умение избегать серьёзных разговоров, но знания обо всём: об экономике, политике, истории, латыни. Но с течением времени всё больше звучат холодные цвета: появляется синий, красный сменяется фиолетовым, салатовый – тёмно-зелёным. В последней главе Онегин – это довольно мрачное цветовое сочетание, темно-фиолетовое, черное, бордовое – и смешение цветов создаёт ощущение назревающего взрыва.

    Татьяну при первой встрече на страницах романа можно определить белым цветом как символом чистоты, голубовато-серым из-за некоторой замкнутости, а сквозь это просвечивают яркие краски внутренней жизни: красный как символ сильных страстей, лиловый – залог будущего интеллектуального развития. С течением времени эти цвета всё больше будут звучать в её палитре, но их все будет заглушать серый цвет – цвет аристократической сдержанности, цвет хорошего тона.

    VI . Комментарии психолога.

    VII . Беседа по особенностям композиции романа.

    Давайте снова обратимся к теме урока. Как вы считаете, эта история – это история любви? Они ведь «ничего не делали вместе», как писала М. Цветаева?

    Ответ: Я не согласна с Цветаевой, потому что любовь, настоящая любовь, не требует взаимности. Хочется, чтобы тебе ответили на чувство, но и безответная любовь может стать источником счастья. Поэтому я считаю, что это – история любви.

    Как проявится «несогласованность» чувств героев?

    Ответ: Чувство приходит к ним поочерёдно: сначала страдает Татьяна, а затем любовью «заболел» Онегин.

    Однако есть определённые закономерности в развитии чувств героев. Увидели ли вы эти закономерности?

    Ответ: Как и Татьяна, Онегин проходит путь страданий: от неизвестности к попытке как-то разрешить её письмом, а затем «урок» адресата письма.

    Действительно, схема развития событий параллельна, и чтобы достичь её, Пушкин в окончательном варианте добавил письмо Онегина. Давайте послушаем его.

    Выразительное чтение письма Онегина.

    Давайте сопоставим с письмом Татьяны. Попробуйте найти параллели.

    Ответ: И то, и другое письмо построены на использовании литературных романтических штампов. Но в письме Онегина они меньше бросаются в глаза, так как он употребляет их более завуалировано, в его письме нет романтического противопоставления.

    Как ответит Татьяна на письмо?

    Ответ: Сначала никак. Онегин с тоской будет искать в её чертах следы каких-нибудь чувств, но безуспешно. Тогда он отправится к Татьяне за объяснениями и получит «урок»Татьяны.

    Выразительное чтение монолога Татьяны с элементами инсценировки.

    М. Цветаева писала об «уроке»: «У кого из народов – такая любовная героиня: смелая и достойная, влюблённая и непреклонная, ясновидящая и любящая.

    Ведь в отповеди Татьяны – ни тени мстительности. Потому и получается полнота возмездия, поэтому –то Онегин и стоит «как громом поражённый».

    Все козыри были у неё в руках, чтобы отомстить и свести его с ума, все козыри, чтобы унизить, втоптать в землю той скамьи, сравнять с паркетом той залы, она всё это уничтожила одной только обмолвкой: «Я вас люблю, - к чему лукавить?»

    К чему лукавить? Да к тому, чтобы торжествовать! А торжествовать - к чему? А вот на это, действительно, нет ответа для Татьяны…

    Все козыри были у неё на руках, но она – не играла.

    Да, да, девушки, признавайтесь – первые, и потом слушайте отповеди, и потом выходите замуж за почётных раненых, и потом слушайте признания и не снисходите до них – и вы будете в тысячу раз счастливее нашей другой героини, той, у которой от исполнения всех желаний ничего другого не осталось, как лечь на рельсы».

    А В.Г. Белинский считал, что «в этом объяснении высказалось всё, что составляет сущность русской женщины с глубокою натурою, развитую обществом, - всё: и пламенная страсть, и задушевность простого, искреннего чувства, и чистота и святость наивных движений благородной натуры, и оскорбленное самолюбие, и тщеславие добродетелью, под которую замаскирована рабская боязнь общественного мнения…

    Основная мысль упреков Татьяны состоит в убеждении, что Онегин потому только не полюбил ее тогда, что в этом не было для него очарования соблазна; а теперь приводит к ее ногам жажда скандалёзной славы…

    Татьяна – тип русской женщины… женщина не может презирать общественного мнения, но может им жертвовать скромно, без фраз, без самопохвальства, понимая всю великость этой жертвы, всю тягость проклятия, которое она берет на себя, повинуясь другому высшему закону – закону своей натуры, а ее натура – любовь и самоотвержение…».

    Итак, Цветаева Татьяной восхищается, а Белинский осуждает её, утверждая, что Татьяна больше не любит Онегина. Как вы считаете, кто из них прав?

    Ответ: Да, поведение Татьяны заставляет думать о том, «чувства рано в ней остыли», она продолжает вспоминать Онегина, но это для неё прошлое, чудесное воспоминание о молодости. Оно дорого ей, но никоим образом не способно разрушить её судьбу. Однако очень хочется верить, что любовь в душе Татьяны обновится под влиянием чувств Онегина.

    VIII . Обобщение материала урока.

    Как заканчивается роман?

    Ответ: Роман фактически не имеет конца, потому что автор прощается со своим героем в самый критический момент в его жизни. «Мы думаем, что есть романы, которых мысль в том и заключается, что в них нет конца, потому что в самой действительности бывают события без развязки…»

    Почему Пушкин не расставляет точки над i ?

    Ответ: Он заставляет читателей решить судьбу героев самостоятельно, стать соавторами романа, так же как Пушкин не даёт в романе портретов главных героев, ведь он ограничил бы фантазию читателей. А так каждый создаёт свой «Татьяны милый идеал».

    Как вы считаете, история Татьяны и Онегина – это любовная история?

    IX . Домашнее задание.

    I вариант. Найти лирические отступления в тексте романа и обозначить темы.

    II вариант. Определить, как соотносится позиция автора в лирических отступлениях с позицией героев.

  • В романе Александра Пушкина «Евгений Онегин», конечно, главным женским образом является Татьяна Ларина. История любви этой девушки воспета впоследствии и драматургами, и композиторами. В нашей статье характеристика Татьяны Лариной построена с точки зрения ее оценки автором и в сравнении с сестрой Ольгой. Оба этих персонажа в произведении показаны абсолютно противоположными натурами. Конечно, нельзя забывать и про любовную линию романа. В отношении к Онегину героиня тоже показывает нам определенные стороны своего характера. Все эти аспекты мы разберем далее, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной. Для начала давайте познакомимся с ее сестрой и ею самой.

    Про главную героиню романа можно говорить очень долго и очень много. А вот образ ее сестры - Ольги Лариной - Пушкин показал довольно лаконично. Ее достоинствами поэт считает скромность, послушание, простодушие и веселость. Такие же черты характера автор видел практически в каждой деревенской барышне, поэтому дает понять читателю, что ему скучно описывать ее. Ольга обладает банальными деревенской девушки. А вот образ Татьяны Лариной автор представляет уже более загадочным и сложным. Если же говорить об Ольге, то главной ценностью для нее является веселая беззаботная жизнь. В ней, конечно, присутствует любовь Ленского, но она не понимает его чувств. Здесь Пушкин пытается показать ее самолюбие, которое отсутствует, если рассматривать характер Татьяны Лариной. Ольге, этой простодушной девушке, незнакома сложная душевная работа, поэтому и к смерти жениха она отнеслась легкомысленно, быстро заменив его «любовной лестью» другого мужчины.

    Сравнительный анализ образа Татьяны Лариной

    На фоне деревенской простоты сестры Татьяна представляется нам и автору совершенной женщиной. Пушкин и заявляет об этом достаточно прямо, называя героиню своего произведения «милым идеалом». Краткая характеристика Татьяны Лариной здесь неуместна. Это многогранный характер, девушка понимает причины своих чувств и поступков, и даже анализирует их. Это ещё раз доказывает, что Татьяна и Ольга Ларины - абсолютные противоположности, хотя они сестры и воспитывались в одной культурной среде.

    Авторская оценка характера Татьяны

    Какой нам преподносит Пушкин главную героиню? Татьяне присущи простота, неторопливость, задумчивость. Особое внимание поэт уделяет такому качеству ее характера, как вера в мистику. Приметы, предания, смены фазы Луны - всё это она замечает и анализирует. Девушка очень любит гадать, а также придает большое значение снам. Не обошел вниманием Пушкин и любовь Татьяны к чтению. Воспитанная на типичных женских модных романах, героиня и свою любовь видит как бы сквозь книжную призму, идеализируя ее. Она любит зиму со всеми ее недостатками: темнотой, сумерками, холодом и снегом. Пушкин также подчеркивает, что у героини романа «русская душа», - это важный момент для того, чтобы характеристика Татьяны Лариной была наиболее полной и понятной читателю.

    Влияние деревенских обычаев на характер героини

    Обратите внимание и на время, в котором живет предмет нашего разговора. Это первая половина 19-го века, значит, характеристика Татьяны Лариной - это, по сути, характеристика современниц Пушкина. Характер у героини замкнутый и скромный, а читая ее описание, данное нам поэтом, можно отметить, что мы практически ничего не узнаем про внешность девушки. Таким образом Пушкин дает понять, что важна не внешняя красота, а внутренние черты характера. Татьяна молода, но выглядит взрослой и сложившейся личностью. Детские забавы и игру в куклы она не любила, ее привлекали таинственные истории и любовные страдания. Ведь героини любимых романов всегда проходят через ряд трудностей и испытывают страдания. Образ Татьяны Лариной гармоничный, неяркий, но удивительно чувственный. Такие люди нередко встречаются и в реальной жизни.

    Татьяна Ларина в любовных отношениях с Евгением Онегиным

    Какой мы видим главную героиню, когда дело доходит до любви? Евгения Онегина она встречает, уже будучи готовой к отношениям внутренне. Она «ждёт... кого-нибудь», на это осторожно указывает нам Александр Пушкин. Но не стоит забывать, где живет Татьяна Ларина. Характеристика ее любовных отношений зависит и от странных деревенских обычаев. Это проявляется в том, что Евгений Онегин посещает семью девушки только однажды, но вокруг уже народ говорит о помолвке и замужестве. В ответ на эти слухи Татьяна и начинает рассматривать главного героя как объект своих воздыханий. Из этого можно сделать вывод, что переживания Татьяны надуманны, искусственны. Все свои мысли она носит в себе, в ее влюбленной душе живут тоска и грусть.

    Знаменитое послание Татьяны, его мотивы и последствия

    И чувства оказываются настолько сильными, что возникает потребность их высказать, продолжив отношения с Евгением, но он больше не приезжает. Сделать девушке первый шаг по требованиям этикета тех времен было невозможно, это считалось легкомысленным и некрасивым поступком. Но Татьяна находит выход - она пишет любовное письмо Онегину. Читая его, мы видим, что Татьяна - человек очень благородный, чистый, в ее душе царят высокие помыслы, она строга к себе. Отказ Евгения принять ее любовь девушку, конечно, обескураживает, но чувство в сердце не гаснет. Она старается понять его поступок, и это ей удаётся.

    Татьяна после неудачной любви

    Поняв, что Онегин предпочитает быстрые увлечения, Татьяна едет в Москву. Здесь мы уже видим совсем другого человека в ней. Она переборола в себе слепое безответное чувство.

    Но в Татьяна чувствует себя чужой, она далека от его суеты, блеска, сплетен и посещает обеды чаще всего в обществе матери. Неудачная сделала ее равнодушной ко всем последующим увлечениям противоположным полом. Тот цельный характер, который мы наблюдали в начале романа «Евгений Онегин», к концу произведения показан Пушкиным разбитым и разрушенным. В итоге Татьяна Ларина так и осталась «белой вороной» в высшем свете, но ее внутренняя чистота и гордость смогли помочь другим увидеть в ней истинную леди. Ее отстраненное поведение и при этом безошибочное знание правил этикета, вежливость и гостеприимность привлекали внимание, но при этом и заставляли оставаться на расстоянии, поэтому Татьяна была выше сплетен.

    Конечный выбор героини

    Под конец романа «Евгений Онегин» Пушкин, завершая сюжет, дарит своему «милому идеалу» счастливую семейную жизнь. Татьяна Ларина выросла духовно, но даже в последних строках романа она признается в любви Евгению Онегину. При этом это чувство больше не властно над ней, она делает осознанный выбор в пользу верности своему законному мужу и добродетели.

    Онегин тоже обращает внимание на «новую» для него Татьяну. Он и не подозревает, что она не изменилась, она просто «переросла» его и «переболела» своей прежней болезненной любовью. Поэтому его ухаживания она отвергла. Вот такой предстает перед нами главная героиня «Евгения Онегина». Ее основными чертами характера являются сильная воля, уверенность в себе, добрый характер. К сожалению, Пушкин показал в своём произведении, как такие люди могут быть несчастны, ведь они видят, что мир совсем не такой, как им бы хотелось. У Татьяны непростая судьба, но ее тяга к личному счастью помогает ей преодолеть все невзгоды.

    назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни", так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого человека Евгения Онегина. Евгении Онегин является первым литературным героем, открывающим галерею так называемых "лишних людей". Он образован, умен, благороден, честен, но светская жизнь в Петербурге убила в нем все чувства, стремления, желания. Он "до времени созрел", стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал болезнь века - "хандру". Онегин действительно тяжело болен социальной болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны воскресить его душу.

    Противовес образу Онегина. Впервые в русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, более того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных, из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное имя Татьяна. Этим он подчеркивает простоту девушки, ее близость народу. Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных, верной "привычкам милой старины", характер Татьяны формируется под влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна. Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на свои вопросы. И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы, Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ртардсона и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин - светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "...Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем".олшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ Евгения является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней; обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". За это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе. Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: ...Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада. Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище... В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны - сильно развитое чувстве долга, которое берет верх над другими чувствами, и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным.


    Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.

    Пушкин работал над романом "Евгений Онегин" много лет, это было самое любимое его произведение. Белинский в своей статье "Евгений Онегин" назвал произведение "энциклопедией русской жизни". Роман был для поэта, по его словам, "плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет". Среди множества действующих лиц, в романе самым крупным планом показана Татьяна Ларина, которую автор называет своим "милым идеалом". В русской литературе женщины воспеты особенно впечатляюще. Красота женщины делает светлым мир, наполняя его особой духовностью. Пушкин выделяет Татьяну из многих представительниц дворянского общества только лишь потому, что она по своему развитию выше окружающей среды. Красота окружающей природы, постоянное уединение, привычка мыслить самостоятельно, природный ум сформировали внутренний мир Татьяны до которого, при всем своем уме, не дорос Онегин. В своей семье она была одинока. Пушкин пишет: "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива, она в семье своей родной казалась девочкой чужой". Встретив Онегина, в котором она почувствовала необычного человека, Татьяна полюбила его. Письмо Лариной поражает силой чувства, тонкостью ума, полно скромности и красоты. Онегин не разглядел главного в Татьяне: Татьяна - это одна из тех цельных натур, которая может любить только один раз. Онегина тронуло письмо, но не более того. Он говорит Татьяне: "И сколько б ни любил я вас, привыкнув, разлюблю тотчас". Образ Татьяны на протяжении всего романа возрастает в своем значении. Попав в высшее аристократическое общество, Татьяна в глубине души осталась прежней русской женщиной, готовой променять "ветошь маскарада" на сельское уединение. Ее утомляет несносный вздор, который занимает женщину ее круга, она ненавидит волнения. Поведение и поступки Татьяны противопоставлены модной спеси самолюбиво-равнодушных дам большого света и осторожной предусмотрительности пустых, провинциальных кокеток. Правдивость и честность - основные черты характера Татьяны. Они проявляются во всем, и в письме, и в заключительной сцене объяснения с Онегиным, и в размышлениях наедине с собой. Татьяна принадлежит к тем возвышенным натурам, которые не знают расчета в любви. Они отдают все силы своего сердца, и поэтому они так прекрасны и неповторимы. В обществе, "где воспитанием немудрено блеснуть", Татьяна выделяется своими познаниями и оригинальностью. Наделенная "своенравной головой", Татьяна проявляет неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, "величавой законодательницей зал", она тяготится мелочностью и скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: "Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю Татьяну милую мою". Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала.

    Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: "Ей душно здесь, она мечтой стремится к жизни полевой." Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на "ярмарку невест", пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна - та решительна русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей - Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях уже ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Толстого - это Наташа Ростова, для Лермонтова - Вера из "Героя нашего времени", Пушкина - Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность - все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

    Сочинение "Татьяна Ларина" (сочинение на тему "Татьяна Ларина").

    В начале XIX века великий русский писатель А. С. Пушкин создал одно из самых ярких своих произведений - роман в стихах «Евгений Онегин». Одним из его ключевых образов является Татьяна Ларина. Для романа этот персонаж имеет не менее важное значение, чем образ самого Евгения Онегина.

    В образе Татьяне Лариной автор попытался воплотить тип обыкновенной, провинциальной русской девушки, которая не блещет ослепительной красотой, но при этом очень привлекательна, нежна и романтична: «Никто б не мог ее прекрасной назвать». Однако, даже сидя рука об руку со знатными дамами, знаменитыми красавицами Петербурга, Татьяна им ничуть не уступала. Видимо, вся ее прелесть не во внешнем лоске, а в душевных качествах: благородстве, уме, духовном богатстве, простоте. Именно эти качества делают Татьяну привлекательной в глазах окружающих, этими качествами она завоевала и мое уважение. Как видим, А. С. Пушкин неспроста выбрал для своей героини такое распространенное простонародное имя.

    Татьяна растет в полноценной семье, но несмотря на это, она одиночка. Большую часть времени она проводит погрузившись в себя, свои переживания, избегая общества подруг. При этом Татьяна очень любознательная, она пытается найти ответы на множество интересующих ее вопросов. Она хочет понять окружающих и прежде всего себя, но ее ближайшее окружение не дает ей ответы ни на какие вопросы. Старшие - мама, отец, няня - все заняты своими делами, поэтому Татьяна пытается познать жизнь через книги. С самого детства она привыкла безоговорочно верить этим своим единственным друзьям. Все размышления о жизни, любви она черпала из книг, все свои переживания проецировала на сюжеты романов.

    Жизнь в среде деревенских помещиков не делала Татьяну счастливой, ведь в книгах она видела более насыщенную, богатую жизнь и совсем других людей. В глубине души Татьяна верила, что когда-нибудь познакомится с такими людьми и станет жить по-другому. Поэтому вовсе неудивительно, что увидев Онегина, Татьяна сразу же влюбилась. Она увидела в нем героя своего романа, ведь он был так не похож на всех ее знакомых! На свое наивное признание в любви Татьяна получает резкий отказ, так перед ней предстает действительность со всеми ее перипетиями. Ее единственные друзья - романы - уже больше не помогают ей понять возлюбленного.

    Когда Татьяна попадает в кабинет Евгения, ей открывается совсем другой мир. В книгах Онегина нет и намека на сентиментальность, там она видит совсем других героев - холодных, мрачных, разочарованных в жизни. Здесь Татьяна делает поспешные выводы о своем любимом, посчитав его недостойным ее любви, и решительно отказывает ему. Даже веря в любовь Онегина, она все равно выходит замуж за другого, нелюбимого мужчину, обещая быть ему верной женой.

    Целостность характера Татьяны, ее обостренное чувство долга, ее простота и неспособность обманывать делают ее очень привлекательной в моих глазах. Возможно, не всегда верно она видит свой нравственный долг. Может она и допустила ошибку, так неоднозначно решив свою судьбу и судьбу Онегина, но ее выбор нельзя назвать недостойным, он заслуживает уважения.

    mob_info