Презентация по литературе на тему "Новые имена. В

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ИМЕНА ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ВОЙНОВ (1907-1970 гг.) СЕТЕВОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ Руководитель: учитель русского языка И литературы Соколова Людмила Валентиновна

2 слайд

Описание слайда:

Владимир Иванович Войнов родился 26 июня 1907 года в селе Верхнеспасском Пыщугского района Костромской области в семье священника Войнова Ивана Михайловича и его жены Марии Алексеевны. В. И. Войнов. Г. Львов. 1970 г.

3 слайд

Описание слайда:

Детские годы. «Семья наша была очень большая и жила, в основном, землей. Поэтому и быт мало чем отличался от крестьянского». Село Верхнесспасское. Дом, в котором жила семья Войновых Село Верхнеспасское. Разрушенная церковь. «О себе».Владимир Войнов.

4 слайд

Описание слайда:

Годы учебы. После окончания 5 классов Верхнеспасской школы в 1920 году, Володя поступил в школу г. Шарьи. «Юность моя протекала в тяжелые, но неповторимо прекрасные годы. Учились мы в начале двадцатых годов в сложных условиях». «О себе». Владимир Войнов. Средняя школа. С. Верхнеспасское.

5 слайд

Описание слайда:

Самостоятельная жизнь. В 1924 году началась самостоятельная жизнь. Заканчивая среднюю школу, вступил в комсомол и ушел от отца. « Юношеская инициатива, выдумка била ключом. Каждый в чем- то старался проявить себя: одни на сцене, в культпоходах в деревню, другие – в трудовом умении, третьи – в ораторском искусстве». «О себе». Владимир Войнов».

6 слайд

Описание слайда:

Москва. Летом 1924 года Владимир Войнов уезжает в Москву. На работу скоро устроился в отделение донгстабфабрики, но с жильем без родных и знакомых бедствовал, нередко ночуя на вокзале, а выгоняли – так и на улице. «Зато к литературным кружкам я приобщился, во всех районах столицы бывал на них, а постоянно – в «Вагранке». «Осебе». Владимир Войнов

7 слайд

Описание слайда:

Москва. Жизнь в Москве многому научила, свела с интересными людьми, которые помогли выбрать правильную дорогу. « Особенно большое влияние оказал на меня Федор Васильевич Гладков. Нет, не в творческом развитии (стишки я писал наивные, хотя некоторые из них печатались в «Комсомольской правде»), а в общеобразовательном. Он подсказывал, что надо прочитать. И я читал тогда много, иногда ночи напролет». «О себе». Владимир Войнов.

8 слайд

Описание слайда:

Владимир Войнов – учитель. Много лет Владимир Войнов отдал профессии учителя. «Звание учителя мне казалось настолько высоким, что я считал себя недостойным его». «Но жизнь заставила пойти в учителя». «О себе». Владимир Войнов. Город Омутнинск. Владимир Войнов – учитель Русского языка и литературы.

9 слайд

Описание слайда:

«Синяя блуза». «В те годы сценическая форма пропаганды была распространена. Доставалось спекулянтам, бракоделам, бюрократам. Что я только не писал: оратории, сценки, скетчи, райки, частушки. Ни одно из этих творений у меня не сохранилось. Но тогда они были действенны». Владимир Войнов. Омутнинск. 1939-1940 гг.

10 слайд

Описание слайда:

Книга «Первые ласточки». 1962 г. «Работа в таком глухом углу стала для меня величайшей школой познания жизни. Приходилось быть не только, или точнее, не сколько учителем, сколько зачинателем культурной революции в темной деревне. Взрослых учеников у меня набралось вдвое больше, чем ребятишек». «И с чем только не приходили люди… Я буквально знал каждую семью, как и чем живут люди в ней. Все это, тридцать лет спустя, я и описал в своей книге «Первые ласточки» (Горьковское издательство, 1962 г.). А в те годы, когда все это происходило, писать было некогда». «О себе». Владимир Войнов».

11 слайд

Описание слайда:

Книга «Первые ласточки». «Эти репродукции фотографий Лобовикова из г. Кирова были присланы моему покойному мужу, Войнову В. И., месяца за полтора перед смертью». Екатерина Павловна Войнова.

12 слайд

Описание слайда:

Книга «Первые ласточки». «Я помню, как Владимир, показывая фотографии своим друзьям, говорил: «Вот такими же были и мои герои «Черных троп», описанные в «Первых ласточках». Екатерина Павловна Войнова.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Годы Великой Отечественной войны. . « Ну, фронт есть фронт. Пришлось всего изведать. Только, к счастью, одного не испытал – отступления». «О себе». Владимир Войнов. Вступил в партию на Иваньковском Плацдарме 3-го Белорусского фронта.

19 слайд

Описание слайда:

Львов. «А летом 1946 года отец не без приключений перевез нас во Львов. Первые годы жизни были непростыми. Отец часто ездил в командировки- организовывались в селах колхозы- посылала редакция, и жизнь его подвергалась опасности». Июль 1989 года. Крайнюк Елена Владимировна, урожденная Войнова. Львов. Дом, где жили Войновы. Квартира на 2-м этаже. 1952 г. Львов. 1970 г.

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Книга «Духовчане». 1967 г. «Место действия – село Духово. Но Духово - это не Верхнеспасское, а собирательный образ нескольких окрестных деревень, некоторые названия даже не изменены. Прототипами духовчан в большинстве своем являются реально существующие люди». «Прототипы «Духовчан»». М.И. Войнов. Михаил Иванович Войнов. Художник.

22 слайд

Описание слайда:

Михаил Иванович Войнов. М. И. Войнов – художник, автор воспоминаний «Прототипы Духовчан» Рукопись воспоминаний хранится в Пыщугском краеведческом музее. Михаил Иванович Войнов. М. И. Войнов. «Ночью в парке»

23 слайд

Описание слайда:

Лирическая повесть «Стрыйский парк» . 1970 г. Живописные картины перемежаются с небольшими новеллами – воспоминаниями о встречах с интересными людьми.

24 слайд

Описание слайда:

Лирическая повесть «Стрыйский парк» . 1970 г. «Все в нем для человека, и в каждом дереве – частица человеческой души». В. Войнов.

25 слайд

Описание слайда:

Родина Владимира Войнова. «Долгие годы жизни во Львове обострили любовь отца к родной русской земле. Поездке за границу он предпочитал родные места, места его молодости» Июль 1989 года. Крайнюк Елена Владимировна, урожденная Войнова. Любимое озеро Владимира Войнова. Село Верхнеспасское. Озеро «Карманово».

Знакомьтесь: новые имена в детской литературе, о которых вы еще не раз услышите www.labirint.ru/now/novye-imena-v-detskoy-literature За последние пару лет все изменилось: современных русских авторов начали издавать. Приятная новость заключается в том, что именно хороших. Тамара Михеева, Станислав Востоков, Нина Дашевская, Алена Вересова, Екатерина Тимашпольская, Юлия Кузнецова, Анна Доброчасова, Анастасия Орлова и многие другие - вот новые имена, которые будут формировать образ детской литературы в течение ближайших десяти лет. Большинство из этих писателей является лауреатами национальных литературных премий, имеет по нескольку изданных книг и далеко идущие планы. Словом, за репутацию профессиональной детской литературы мы можем не опасаться. Она в хороших руках. Тамара Михеева умеет найти особенную интонацию. Ту, что делает одинаково правдивыми и книги для детей, и young adult литературу. Это очень редкий дар. Писателей, уверенно и талантливо работающих с разными возрастами, не так много. Таков, например, Нил Гейман. Или Владислав Крапивин. Или Астрид Линдгрен. И как же нам повезло, что и в нашем поколении есть этот прирожденный сказочник, с историями которого можно расти и взрослеть! Сперва это будут «Шумсы», лесная сказка о древесных чудесах и дружных семьях, а затем «Асино лето», «Легкие горы», «Дети дельфинов» - образцовые подростковые повести, где волшебство уживается с правдой жизни. Юлия Кузнецова - автор титулованный, лауреат множества премий. Ее работы отметили жюри «Заветной мечты» (2009, номинация «Детский детектив»), премии им. Крапивина (2011) и «Книгуру» (2013). В марте 2013 Юлия Кузнецова стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества за рукопись повести «Где папа?». Она не боится сложных тем и жанра «психологическая повесть», которым сама определяет свое творчество. А ведь писать об обыденных, порой даже не очень приятных вещах гораздо сложнее, чем выдумывать фантастические сюжеты. Но «прозу жизни» Юлия Кузнецова преобразует просто в прозу - точную, обаятельную и правдивую. Станислав Востоков и сам похож на героя приключенческого романа. Например, он работал в зоопарках и спасал животных в Африке (не без помощи фонда Джеральда Дарелла), а сейчас пишет стихи и прозу, рисует, много общается с новым поколением писателей, регулярно получает литературные премии («Заветная мечта», «Алые паруса» и другие), но сам себя «серьезным писателем» не считает. А еще он по-настоящему любит читать: Можно просто говорить о пользе чтения. А вот пример из жизни. Если бы я не прочёл много хороших книг о животных, я не пошёл бы работать в зоопарк, не съездил бы три раза в Камбоджу, проехав заодно всю Малайзию и пол-Таиланда, не прошёлся бы по Бейкер-стрит, не познакомился бы с удивительными людьми: французами, англичанами, бразильцами, африканцами, индусами, не написал бы по меньшей мере двух книг. Алёна Вересова придумывает трогательные и очень нежные истории для детей. На обложке ее имя часто соседствует с именами молодых художников - Алена умеет работать в соавторстве так, что художественный текст и иллюстрации становятся единым целым. Рассказы о Совушке, волшебные сказки Аленки, приключения зайчонка Шустрика - эти истории полны уютных чудес и без назойливого морализаторства рассказывают о том, что такое дружба, самостоятельность и смелость. Анна Доброчасова не только пишет замечательные сказки и истории, но и сама иллюстрирует их! А значит у нас в руках цельный мир, созданный автором от начала и до конца. Вот «Апельсин» - волшебная, как сказали бы раньше «святочная» история, в которой нет никакой фантастики, а есть повседневные чудеса, которые мы творим сами, особенно в такое время года. Вот «Пуговка» и «Лунный жук» - трогательные зарисовки из жизни большой и, несомненно, счастливой семьи, где всегда найдется место приключениям. Нельзя не упомянуть Список важных современных детских писателей был бы неполон, если бы мы не назвали еще несколько имен. Марина Аромштам не только знает все о том, как устроена хорошая детская книга, но и сама пишет сказки и истории для разных возрастов. Артур Гиваргизов известен как поэт, писатель, номинант на премию памяти Астрид Линдгрен. Анна Юдина - иллюстратор, автор ярких и прихотливых миров, однако теперь мы можем познакомиться и с ее художественными текстами для детей. Наталья Евдокимова пишет короткие истории о важном и непростом школьно-подростковом времени в жизни человека. Мария Бершадская создает сериал о «Большой маленькой девочке», в котором описывает проблемы взросления и пути их решения. Пишет для детей и подростков и Нина Дашевская, ее работы были награждены Крапивинской премией, отмечены жюри «Книгуру». И не будем забывать об интригующем фантастическом (во всех смыслах этого слова) дебюте Виктории Ледерман, книге «Календарь Ма(й)я». Подробнее.

Елена Мартьянова
Новые имена в детской литературе

Новые имена в детской литературе .

Бытует мнение, что все талантливые сказочники жили давным-давно, а со времён Барто, Чуковского и Михалкова ничего интересного в детской литературе не появилось , а лучше Носова, Рыбакова и Булычева для детей все еще ничего не придумали. Тем временем, детская литература в России неплохо развивается. Каждый день появляются новые книги . Знакомьтесь : новые имена в детской литературе , о которых вы еще не раз услышите. Предлагаю несколько современных писателей, чьи книги можно смело ставить на книжную полку.

Тамара Михеева. Как же нам повезло, что и в нашем поколении есть этот прирожденный сказочник, с историями которого можно расти и взрослеть! Сперва это будут «Шумсы» (Шумсы - загадочные жители парков, лесов и скверов. Они напоминают и муми-троллей, и хоббитов, и Чебурашку, но в то же время это совершенно самостоятельные существа со своей историей, образом жизни, наивным и трогательным взглядом на мир и очень человеческими отношениями. Они живут в деревьях и охраняют их. Шумсы научат маленьких читателей доброте, сочувствию, радости жизни и бережному отношению ко всему живому. Кроме того, это совершенно замечательные и захватывающие сказки-приключения, а затем «Асино лето» , «Легкие горы» , «Дети дельфинов» - образцовые подростковые повести, где волшебство уживается с правдой жизни.

Алёна Вересова придумывает трогательные и очень нежные истории для детей. На обложке ее имя часто соседствует с именами молодых художников - Алена умеет работать в соавторстве так, что художественный текст и иллюстрации становятся единым целым. Рассказы о Совушке, волшебные сказки Аленки, приключения зайчонка Шустрика - эти истории полны уютных чудес и без назойливого морализаторства рассказывают о том, что такое дружба, самостоятельность и смелость.

Мария Бершадская, работавшая над «Улицей Сезам» придумала и написала, наверное, лучший детский сериал в современной русской литературе , серию книг «Большая маленькая девочка» . Ее героиня Женя, - не по годам высокая (такая высокая, что маме приходится вставать на табуретку, чтобы заплести ей косички) семилетняя девочка, остающаяся, несмотря на высокий рост, маленьким ребенком внутри. И каждая ситуация из Жениной жизни - это отдельная история взросления и внутреннего роста, будь то о праздниках и потерях, о неудобных и по-своему трагических ситуациях, в которых может оказаться каждый ребенок. Гениальное изобретение - увидеть в одном образе, как в детском мире сочетаются экстремальное и обыденное, маленькое и большое, чувство абсолютной незащищенности перед миром и ежедневные победы над его препятствиями. Эта ситуация одновременно сказочного отстранения и реалистического сопереживания, авторского сочувствия к большим и маленьким страданиям героя и делает книги Бершадской такими понятными и привлекательными.

Юлия Кузнецова стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества за рукопись повести «Где папа?» . Она не боится сложных тем и жанра «психологическая повесть» , которым сама определяет свое творчество. А ведь писать об обыденных, порой даже не очень приятных вещах гораздо сложнее, чем выдумывать фантастические сюжеты. Но «прозу жизни» Юлия Кузнецова преобразует просто в прозу - точную, обаятельную и правдивую.

«Это грузовик, а это прицеп» - история в прозе для самых маленьких. Это книга о том, как грузовик и его друг, непоседливый прицеп, трудятся с утра до ночи, развозя разные грузы. В пути герои встречают много трудностей : ямы, горы, лужи и дожди. Но всё это пустяки, если рядом есть друг, который придёт на помощь. Популярный детский автор Анастасия Орлова выстроила сюжет по классическому принципу сказочной истории, но у каждого героя в этой сказке есть свой уникальный характер, свой голос и своя интонация.

Анна Никольская - популярная детская писательница , обладательница золотой медали имени Сергея Михалкова . Одна из её последних книг, особенно полюбившихся маленьким читателям, - сказка про Авдотью Чемодановну Свирепову. Эту историю многие сравнивают с культовыми книгами про Мэри Поппинс и Карлсона, но написана она совсем другим, современным языком. Однажды загадочная бабушка Чемодановна появляется в доме девятилетних близнецов и меняет их жизнь к лучшему : теперь малышей на завтрак ждут ватрушки и творожные калачи вместо овсянки, а на вечер - прогулки под дождём по лужам вместо мультфильмов.

Дарья Корж «Тайна Шоколдуньи» - увлекательная сказка о дружбе, уроках волшебства и непослушных, но всё равно добрых детях. А главное, она о заветной детской мечте - оказаться в мире сладостей. Рыжеволосая девочка Тася становится одной из помощниц хозяйки шоколадного магазина Изольды Марковны, а в её подвале случайно находит коробочку с пастильными феями Розой и Беллой. Маленьким читателям вместе с Тасей предстоит разгадать много необычных загадок и выяснить, кто же такая Шоколдунья.

Люди перестают думать, когда перестают читать. Значение книг для ребенка очень велико. Книги служат для того, чтоб расширять представление ребенка о мире, знакомить его с вещами, природой, всем, что его окружает. Именно взрослые читают ребенку его первые книги, оказывают влияние на формирование его предпочтений и читательских вкусов. Читать нужно вместе с ребенком : брать книгу, садится рядом и читать. Когда систематически книги читаются вслух, то со временем ребенок начинает понимать структуру произведения : где начало и конец произведения, как развивается сюжет. У ребенка развивается логическое мышление. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Кроме того, у ребенка формируется умение слушать, а это очень важное качество. Опыт показывает, что те дети, которым читали книги в детстве , рассказывали сказки, став взрослыми, много читают. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык. Поверьте, дети с нетерпением ждут, когда же у взрослых найдется для них время .

Публикации по теме:

«Мир детской книжки».Посещение детской библиотеки - детские воспоминания. «Мир детской книжки.»В него попадает практически каждый ребёнок.

«Наши имена». Исследовательская работа Введение Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. (Дейл Карнеги). Как и когда возникла идея этого.

Дидактическая игра по художественной литературе Дидактическая игра по художественной литературе

Конспект занятия по познавательному развитию «Что значат наши имена… О происхождении фамилии» Что значат наши имена. О происхождении фамилий. Программное содержание. Дать детям знания о том, что у каждого человека есть свое имя, которое.

Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Конспект открытого мероприятия «Что означают наши имена» Цель: помочь детям в познании своего имени. Закрепить с детьми право на имя и историей.

Сценарий спортивного праздника в старшей группе совместно с родителями «Спортивным рекордам наши имена» Задачи: Создать веселое настроение участников праздника; Воспитывать чувство коллективизма; Развивать у детей и взрослых координацию.

Технологическая карта по художественной литературе ОІ технологиялы картасы Технологическая карта ОУД Білім беру саласы: Образовательная область: Коммуникация.

Тезисы

, Екатерина Тимашпольская , Юлия Кузнецова , Анна Доброчасова , Анастасия Орлова и многие другие — вот новые имена, которые будут формировать образ детской литературы в течение ближайших десяти лет. Большинство из этих писателей является лауреатами национальных литературных премий, имеет по нескольку изданных книг и далеко идущие планы. Словом, за репутацию профессиональной детской литературы мы можем не опасаться. Она в хороших руках.

Тамара Михеева

Тамара Михеева умеет найти особенную интонацию. Ту, что делает одинаково правдивыми и книги для детей, и young adult литературу. Это очень редкий дар. Писателей, уверенно и талантливо работающих с разными возрастами, не так много. Таков, например, Нил Гейман . Или Владислав Крапивин . Или Астрид Линдгрен . И как же нам повезло, что и в нашем поколении есть этот прирожденный сказочник, с историями которого можно расти и взрослеть! Сперва это будут «Шумсы », лесная сказка о древесных чудесах и дружных семьях, а затем «Асино лето », «Легкие горы », «Дети дельфинов » — образцовые подростковые повести, где волшебство уживается с правдой жизни.

Юлия Кузнецова

Юлия Кузнецова — автор титулованный, лауреат множества премий. Ее работы отметили жюри «Заветной мечты» (2009, номинация «Детский детектив»), премии им. Крапивина (2011) и «Книгуру» (2013). В марте 2013 Юлия Кузнецова стала лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества за рукопись повести «Где папа?». Она не боится сложных тем и жанра «психологическая повесть», которым сама определяет свое творчество. А ведь писать об обыденных, порой даже не очень приятных вещах гораздо сложнее, чем выдумывать фантастические сюжеты. Но «прозу жизни» Юлия Кузнецова преобразует просто в прозу — точную, обаятельную и правдивую.


Станислав Востоков

Станислав Востоков и сам похож на героя приключенческого романа. Например, он работал в зоопарках и спасал животных в Африке (не без помощи фонда Джеральда Дарелла), а сейчас пишет стихи и прозу, рисует, много общается с новым поколением писателей, регулярно получает литературные премии («Заветная мечта», «Алые паруса» и другие), но сам себя «серьезным писателем» не считает. А еще он по-настоящему любит читать:

«Можно просто говорить о пользе чтения. А вот пример из жизни. Если бы я не прочёл много хороших книг о животных, я не пошёл бы работать в зоопарк, не съездил бы три раза в Камбоджу, проехав заодно всю Малайзию и пол-Таиланда, не прошёлся бы по Бейкер-стрит, не познакомился бы с удивительными людьми: французами, англичанами, бразильцами, африканцами, индусами, не написал бы по меньшей мере двух книг».


Алена Вересова

Алёна Вересова придумывает трогательные и очень нежные истории для детей. На обложке ее имя часто соседствует с именами молодых художников — Алена умеет работать в соавторстве так, что художественный текст и иллюстрации становятся единым целым. Рассказы о Совушке, волшебные сказки Аленки, приключения зайчонка Шустрика — эти истории полны уютных чудес и без назойливого морализаторства рассказывают о том, что такое дружба, самостоятельность и смелость.

Анна Доброчасова

Анна Доброчасова не только пишет замечательные сказки и истории, но и сама иллюстрирует их! А значит у нас в руках цельный мир, созданный автором от начала и до конца. Вот «

Ольга, что, с вашей точки зрения, происходит сейчас в отечественной детской литературе? Она умерла? Погибает? Оживает? Цветет и пахнет?

Я только что вернулась из Тамбова. Несколько месяцев назад современная детская литература для них была «мертва». Просто потому, что ее там нет. Нет книжных магазинов, нет книг в библиотеках. А несколько месяцев назад я была в Челябинске, и там преподаватели замечательного лицея рассказывали о работе с современной книгой. Время для них остановилось на «Чучеле» Владимира Железникова.

Это результат недостаточного финансирования? Криминализированной тендерной системы? Неправильного комплектования? В чем причина?

Причин много. О том, как плохо пополняются фонды художественной литературы в детских библиотеках (а в школьных библиотеках не формируются совсем), - не стоит и говорить, это общее место. В новом году, насколько я знаю, финансирование еще сократили. В этой ситуации библиотекарям и педагогам не остается ничего другого, как покупать книги за свой счет или просить издательства и авторов подарить новинки. В Тамбове сотрудники городской детской библиотеки имени С. Маршака придумали программу «Признание»: они рассказывают о новых книгах и современных авторах, а те, если имеют возможность, присылают в библиотеку хотя бы по одному экземпляру своих книг. На их просьбу откликнулись больше 20 писателей, и дети берут эти книги в первую очередь.

Еще одна причина - отсутствие информации. В Тамбове, например, нет нормального книжного магазина, по ассортименту которого можно было бы хоть как-то судить о новых книгах. Не нашли мы даже самых нашумевших детских книг и в книжном магазине в Новосибирске.

Но ведь есть сайты, где пишут о книгах. Существуют премии - Книгу.ру, Крапивинская. И у них тоже есть сайты. Издательства, думаю, с удовольствием высылали бы в Тамбов свои каталоги - если бы библиотеки действительно желали узнавать о новых книгах.

Сайты, издательства, каталоги - это все далеко от провинции. Это все из другой жизни. Техника, которой оснащены рядовые библиотеки, далека от совершенства, работа с интернет-ресурсами требует от библиотекарей серьезной выдержки. В моей «родной» сельской библиотеке в Краснощековском районе Алтайского края нет компьютера, зато посреди читального зала стоит странное устройство, доставшееся библиотеке в результате очередной фиктивной программы по модернизации библиотек. Через него можно выйти в интернет по карточке. Карточку нужно покупать в райцентре, который находится в 25 километрах, причем рейсового автобуса туда нет. За несколько лет никто ни разу не воспользовался этим устройством.
Конечно, на московской книжной ярмарке «Нон-фикшн» картина совершенно иная. Здесь возникает ощущение, что в России все замечательно.

- Но в Екатеринбурге-то знают о новых книгах?

В Екатеринбурге новые книги есть. Наша областная библиотека обладает бóльшими возможностями, чем библиотеки маленьких городков или поселков, и там представлено много современных авторов. Содружество детских писателей Екатеринбурга приглашает к себе в гости авторов из других городов (как минимум раз в год приезжают все финалисты премии Крапивина, билеты и проживание писателей оплачивает областное министерство культуры), а библиотеки устраивают городские и областные мероприятия, связанные с книгой.

Когда мы с вами встретились первый раз в Екатеринбурге (это было, кажется, в 2010 году), у вас были серьезные претензии к новым издательствам. Вы считали, что они принципиально не хотят выпускать книги отечественных авторов.

Так и было. Но в последние два года что-то случилось. Мы наконец дождались своего часа.

- Появились книги «наших»?

Да. И не одна, не две - сразу много книг появилось. И познавательные, и художественные. «Самокат», «КомпасГид», «Розовый жираф» стали выпускать отечественную литературу.

С чем вы это связываете? В свое время издатели говорили: «Пусть российские авторы пишут лучше. Тогда мы будем их печатать». Российские авторы стали лучше писать? Появились новые, качественные рукописи?

Большинство произведений, которые сейчас выходят, были написаны уже десять лет назад. Так что дело, думаю, в чем-то другом. Возможно, и издатели, и читатели «наелись» переводного.

- Вы могли бы назвать книги отечественных писателей, появлению которых вы особенно радуетесь?

Я очень благодарна издательству «Фома» за то, что они выпустили книгу Ариадны Борисовой «Записки для моих потомков». И вся серия «Настя и Никита» для меня - настоящее открытие. В «КомпасГиде» скоро выйдет книга Светланы Лавровой «Куда скачет петушиная лошадь». Там же вышел сборник Марии Ботевой, в «Розовом жирафе» - «Смерть Мертвым душам» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, в «Самокате» - книга Натальи Евдокимовой. «Эксмо» и «Аквилегия» напечатали Елену Габову, живущую в Сыктывкаре. «Детгиз» выпустил «Детский курс разных наук» Сергея Ив. Иванова. В «Речи» вышло несколько книг Елены Ракитиной. С нетерпением жду «Дом П» Юлии Кузнецовой, «ЩИ» Илги Понорицкой, «Сокровища Рифейских гор» Елены Ленковской - они уже готовятся к печати.

В издательстве «Акварель» тоже выходят книги отечественных авторов.

- А мне казалось, что «Акварель» строит свой имидж на переиздании классики.

Они действительно выпустили большой блок классики. Но среди их авторов и современных много. В издательстве «Речь», наверное, поменьше, но тоже есть. Там, например, издали сказку Илги Понорицкой «Булка, Беляш и другие с Лесной улицы».
Мне кажется, каждое издательство в этом году открыло для себя и читателей имя нового отечественного автора. У нас вдруг стали просить премиальные рукописи. Владислав Петрович Крапивин сказал недавно, что нашелся издатель для финалистов «крапивинки». Такого раньше не было. И это не может не радовать.

Беседу вела Марина Аромштам

mob_info