Рунические надписи и перевод. Рунические надписи. Язык древней цивилизации

Именно Гвидо фон Лист (1848-1919), немецкий исследователь рун и известный оккультист, основатель школы рунической магии, является родоначальником так называемого "Рунического Возрождения" XX века, результатом которого явились десятки сотен книг о тайной силе рун, часто весьма сомнительного качества.
Гвидо фон Лист считал, что вышеприведенный отрывок из "Старшей Эдды" является доказательством существования первоначального рунического ряда, состоящего всего из 18 рун.

Фоносемантический взгляд на язык согласуется с традиционным взглядом северной Европы, где «слова создают реальность, а не наоборот». Руны, как транспозиции фонем, приносят присущие им творческие силы речи в визуальную среду. Мы уже отметили, что слово «руна» означает «письмо» только второстепенно и что его основное значение является «тайной» или «тайной» - таинственной силой, которую несет сама фонема. Мы также должны помнить о том испытании, которое Один предпринял для того, чтобы обнаружить руны - никто не мог висеть от дерева без пищи или воды в течение девяти дней и ночей, ритуально раненных своим собственным копьем, чтобы получить набор произвольных значащих.

Руны в своем изначальном - восемнадцатизнаковом - виде были явлены ему в одном из видений, которые посещали ученого несколько раз в течение года после операции по удалению катаракты, когда он почти ослеп. Система фон Листа, на которой основаны многие современные оккультные учения и теории, носит название арманического футарка, ибо была связана с теориями арманизма - расистскими теориями нацистской Германии.
Гвидо фон Листом было также основано некое "Общество Туле", распространявшее идеи германского превосходства и расовой чистоты немецкой нации. Считается, что многие чины нацистской верхушки, в том числе Гитлер и Гесс, Геринг и Гиммлер, были его членами и испытали влияние идей фон Листа. Высказываются даже предположения, что основой для широко известной эмблемы СС послужила руна S - символ власти и силы.

С рунами фоносемантическая перспектива приобретает дополнительный уровень значимости. Не только взаимосвязь между определением слова и фонемами, которые составляют его неотъемлемо значимым - связь между фонемой и ее графическим представлением также имеет смысл.

Таким образом, руны были не только средством налаживания связи между двумя или более людьми. Будучи неотъемлемо значимыми символами, которые могли быть прочитаны и поняты хотя бы некоторыми нечеловеческими существами, они могли бы облегчить общение между человечеством и невидимыми силами, которые оживляют видимый мир, обеспечивая основу для множества действий.

Теории Листа о силе рун и магии рунических заклятий развил Фридрих Мэрби (1882-1966), основатель "Лиги исследователей рун", который был уверен, что руны - это язык некой древней цивилизации, погибшей в волнах Атлантического океана двенадцать тысяч лет тому назад.
Теории эти довольно спорны и к древним рунам отношения не имеют никакого, а потому вернемся обратно к "Старшей Эдде", а вернее, к еще одной ее песне - "Речам Сигрдривы", в которой также содержатся сведения о рунах:

Учитывая, что способность изменить ход судьбы является одной из центральных проблем традиционной германской магии, неудивительно, что руны, как чрезвычайно мощное средство перенаправления судьбы и, по сути, значимых символов, были по своей сути магическими по самой своей природе.

Это противоречивое утверждение, сделанное сегодня, поскольку некоторые ученые настаивают на том, что, хотя руны иногда использовались в магических целях, они не были сами по себе магическими. Но рассмотрим следующий эпизод из Саги Эгиля. Во время путешествия Эгиль ест еду с фермером, чей дом находится на пути викингов. Дочь фермера опасно болен, и он просит Эгиля о помощи. Когда Эгиль осматривает постель девушки, он находит кит с рунами, вырезанными на нем. Эгиль, будучи мастером рунических знаний, с готовностью замечает, что эта надпись является причиной беды девушки.

Клену тинга кольчуг
даю я напиток,
наполный силы
и славы великой;
в нем песни волшбы
и руны целящие,
заклятья благие
и радости руны.

Руны победы,
коль к пей ты стремишься, -
вырежи их
на меча рукояти
и дважды пометь
именем Тюра!

Руны пива
познай, чтоб обман
тебе не был страшен!
Нанеси их на рог,
на руке начертай,
руну Науд - на ногте.

Уничтожив надпись, соскабливая руны в огонь и сжигая сам китовый сам, Эгиль вырезает другое сообщение в разных рунах, чтобы противодействовать злокачественности раннего письма. После этого девушка восстанавливается. Из этого инцидента мы можем видеть, что языческие северные европейцы сделали резкое различие между силами самих рун и теми видами использования, которым они были поставлены.

Тролльдом в ранне-средневековой Скандинавии. В колдовстве и магии в Европе, Том 3: Средневековье. В поэзии, языке, мысли. Перевод Альберта Хофстадтера. В начале был крик: концептуальная мысль в древнескандинавском мифе о творения. В Скандинавии и христианской Европе в средние века: документы 12-й Международной конференции по саге. Под редакцией Рудольфа Симека и Джудит Меурер. п. 311.

Рог освяти,
опасайся коварства,
лук брось во влагу;
тогда знаю твердо,
что зельем волшебным
тебя не напоят.

Повивальные руны познай,
если хочешь быть
в помощь при родах!
На ладонь нанеси их,
запястья сжимай,
к дисам взывая.

Руны прибоя
познай, чтоб спасать
корабли плывущие!
Руны те начертай
на носу, на руле
и выжги на веслах, -
пусть грозен прибой
и черны валы, -
невредимым причалишь.

Писания в общей лингвистике. Эгильская сага Скалла-Гримссонар. Рунические амулеты и магические объекты. У Оркни есть много захватывающих рунических надписей. Мы пригласили переговоры, посвященные руническому материалу из Оркнейских островов, и были в восторге от того, чтобы услышать проницательные дискуссии как о рунах Мёшове, так и о других находках с наших островов - 56 в общей сложности до сих пор, хотя три из них с тех пор были выставлены как современные, и еще три находятся под подозрением. Четыре новых находки были сделаны в этом столетии, поэтому мы можем только предположить, что еще много чего еще ждет.

Целебные руны
для врачевания
ты должен познать;
на стволе, что ветви
клонит к востоку,
вырежи их.

Познай руны речи,
если не хочешь,
чтоб мстили тебе!

Их слагают,
их составляют,
их сплетают
на тинге таком,
где люди должны
творить провосудье.

Познай руны мысли,
если мудрейшим
хочешь ты стать!
Хрофт разгадал их
и начертал их,
он их измыслил
из влаги такой,
что некогда вытекла
из мозга Хейддраупнира
и рога Ходдрофнира.

Продолжайте проверять свои камни, фермеров! Одним из этих новых находок является молитва Господа в рунах, которая появилась на ферме Сары Джейн Гиббон ​​в Наверсдейле, ранее описанной в этой колонке. Сара Джейн дала конференции прекрасный взгляд на исторический и археологический контекст находки. Если говорить откровенно, то он лежал на поле свиней, что немного смешно, когда вы видите, как теперь сотрудники музея обрабатывают его белыми перчатками, и он был частью разрушенной сухостойной дамбы. Откуда взялся камень для дамбы, Сара Джейн не знает, но она разговаривает с людьми в Орфире, которые могут что-то вспомнить.

Стоял на горе,
в шлеме, с мечом;
тогда голова
Мимира молвила
мудрое слово
и правду сказала,

Что руны украсили
щит бога света,
копыто Альсвинна
и Арвака уши
и колесницу
убийцы Хрунгнира,
Слейпнира зубы
и санный подрез,

Лапу медведя
и Браги язык,
волчьи когти
и клюв орлиный,
кровавые крылья,
и край моста,
ладонь повитухи
и след помогающий,

Вероятно, это было бы из самой фермы или где-то очень близко, что странно, поскольку в окрестностях нет записи какой-либо часовни. Может ли это частная молитва или благословение дома? Руны на этом подвеске выглядят очень странно, немного похожи на елки с дикорастущими ветвями. Она еще не интерпретировала весь текст, но была в состоянии дать нам несколько слов, связанных с разговорами о «большой оплате» или «большой тайне», и команде «уйти». Было здорово услышать, что руны на самом деле значимы, а не просто бессмысленные руны, как мы сначала думали.

Стекло и золото,
и талисманы,
вино и сусло,
скамьи веселья,
железо Гунгнира,

Грудь коня Грани,
ноготь парны
и клюв совиный.

Руны разные
все соскоблили,
с медом священным
смешав, разослали,
у асов одни,
другие у альвов,
у ванов мудрых,
у сынов человечьих.

То руны письма,
повивальные руны,
руны пива
и руны волшбы, -
не перепутай,
не повреди их,
с пользой владей ими;
пользуйся, знаньем
до смерти богов!

Сам Бирсай был идентифицирован в разговоре Яна Рагнара Хаглана как центра рунической грамотности вместе с Орфиром. Джудит Йеш спросила, не указана ли надпись Мейшоу №1, высеченная на стене над дверью, о «викинге» или кем-то по личному имени «Викинг». Она пришла к выводу, что это скорее всего «викинг», который пришел «под ним» - не рейдер, а средневековый человек, который, возможно, слышал истории о смелых подвигах викингов в литературе саги. Между тем в боковой камере происходило что-то еще. Это экскурсоводы с надписью, как правило, уходят из тура, или, если они упоминают об этом, они идут на более мягкую формулировку «Тернистый», Хельги высечен.

В приведенных выше песнях говорится об основах рунической магии - в каждом конкретном случае стоит обращаться к одной руне или определенному руническому заклинанию, но делать это надо с большой опаской, ибо неправильное применение рун может навредить.
Пример (уже давно ставший хрестоматийным) такого "неосторожного" употребления рун мы находим в древнеисландской "Саге об Эгиле", в которой речь идет о знаменитом скальде и знатоке рунического искусства Эгиле Скаллагримссоне.
В постели одной больной девушки, которую он взялся вылечить, Эгиль нашел рыбную кость с вырезанными на ней "неправильными" рунами, которые и послужили причиной хвори. Эгиль соскоблил руны, бросил их в огонь, а сам вырезал новые - "правильные" - знаки, положил их под подушку девушки, и та вскоре выздоровела.
Руны существовали в Скандинавии и Англии в нескольких вариантах. Это прежде всего футарк - старшие руны, которые, собственно, одни и использовались в рунической магии. Надписи старшими рунами, которых в Скандинавии известно около 150, относятся ко II - VIII векам нашей эры, и сделаны они на могильных и памятных камнях, скалах, копьях, мечах, брактеатах, фибулах и некоторых других металлических или деревянных предметах. Надписи эти очень коротки и часто состоят из одного или нескольких слов.
Название свое - "футарк" - старшие руны приобрели по именам первых шести рун. Всего рун 24, и состоят они лишь из вертикальных и наклонных палочек.

Хенрик Уильямс хотел разобраться в том, что здесь происходит, поскольку древнескандинавское слово, переведенное как «постельное», на самом деле более сродни ф-слову и описывает активный сексуальный акт, обычно исполняемый мужчинами, - но Торни здесь девушка.

Вивиан Буш и Яна Крюгер постарались проверить, написана ли надпись №20 Мессове в стихах или нет. Это может показаться легким, но более ранние ученые по-разному описывали его как метрические, не метрические и как «плохие стихи». Вивиан и Яна, которые работают над новым, полным изданием скальдовой поэзии, смогли показать, как метрические правила из скальдической традиции действительно применимы к тексту Мейшоу, даже если речь идет о менее часто используемых вариантах метров.

Футарк - не алфавит в обычном понятии этого слова, а строго закрепленный ряд знаков, разбитых на 3 "семейства". Каждая такая группа состоит из восьми рун и носит соответственно названия семейств Фрейи, Хагеля и Тюра.
Каждая руна имеет собственное имя (в отличие от привычных нам латинских букв и кириллицы), выражающее и ее внутреннее - магическое - значение:

Например, они ожидали увидеть язычество, которое заставило их интерпретировать Машоу как «колдовский зал» для женского мага. Другие рассказы не имеют прямой ссылки на конкретную сагу, но, похоже, играют на идеях, которые встречаются во многих сагах, таких как идея самовыражения сама по себе. Археологические данные показывают, что некоторые из великих курганов эпохи викингов в Скандинавии были разбиты не очень долго после захоронения. Вторжение в курган в эпоху викингов означало нарушение социального правления или табу, и часто человеческие останки были удалены или нарушены, поэтому это не просто случай грабежа для могильных товаров.

f fenu
u urur
th thurisar турс (великан)
a ansur асы (боги)
r raidu путешествие
k kauna рана
g gebu дар
w wunju радость, счастье
h hagalar град
n naudir нужда
i isar лед
j jara урожай
i iwar (возможно, защита)
p perthu (возможно, то, что скрыто)
r algir
s sowilu солнце
t tiwar Тюр (один из асов)
b berkana береза
e ehwar лошадь
m mannar человек
l lagur вода
ng ingwar Инг (бог-прародитель)
d dagar день
o othala эдель; имущество, усадьба, передаваемые по наследству

Следует иметь в виду, что имена рун всегда были тайным, сокровенным знанием и потому не дошли до нас. Приведенные выше названия являются результатом лингвистической реконструкции и могут отличаться в трактовках разных исследователей.

Вообще, руны, фигурирующие в "Эдде", по мнению большинства ученых, нетождественны рунам, которые впоследствии стали применяться для письма.
Каждая руна по отдельности имела определенное значение, которое использовалось в качестве "путеводной" звезды при гадании на рунах. Для этих целей существовал набор особых камешков или палочек с вырезанными на них рунами - на одной палочке один знак. Палочки складывали в мешочек, а затем вынимали из него, не глядя, одну руну, которая и должна была служить ответом.
Неслучайно, что в ранних рунических надписях сами руны соседствуют с магическими знаками, очень похожими на наскальные ритуальные рисунки. Вырезая руны, резчик должен был уметь использовать их тайную силу, и именно в этом заключалось руническое искусство.
В ряде надписей отдельные руны используются в качестве целого слова, понятия, содержащегося в их имени.
Такова, например, надпись на костяном ноже из Флександа (Норвегия, около 350 года):

Современные исследования предположили, что причиной взлома могут стать разрушение власти семьи путем разрушения могильного кургана своего предка или извлечения предметов, которые, как считается, обладают особыми способностями, такими как названные мечи, или заставить замолчать неприятный призрак или использовать человека кости в ритуалах, например, при подделке специального оружия. В основе всего этого лежит идея о том, что предок, хотя и физически мертв, все еще «жив» в насыпи.

Когда было введено христианство, стало необходимо остановить людей, использующих погребальные курганы для языческих обрядов, поэтому резкое расщепление рассматривается как христианский акт. Может быть, «Иерусалимские путешественники», которые, согласно рунам, ворвались в Мэшов и вырезали много крестов, думали так же?

Lina laukar f
лен, лук, богатство

В этой надписи употреблено и слово, само по себе являющееся оберегом - laukar - и довольно часто встречающееся в рунических надписях.

Помимо этого слова, означающего "лук", то есть, растение, которое использовалось как оберег, такими же "охранительными" считались слова auja - счастье и lathu - приглашение.

С христианством старый способ просмотра предка также уступил место вере в более демонического жителя, известного как драугр, тролль или хаугбуи. В литературе средневековой саги есть много историй о разрыве кургана. Шаблон выглядит следующим образом: волшебный огонь, созданный сокровищем, наблюдается над курганом. Герой прорывается сквозь потолок, сражается с невероятно сильным и опасным хагбуи в одиночном бою, побеждает, отрывая свою голову и убегая на поверхность сокровищами. Мы можем видеть, что в литературе средневековой саги старое поклонение викингов в курганах уступило место более сказочной концепции, в которой сосредоточен героизм и сокровище.

Существует, кроме того, и таинственное слово alu, этимология которого совершенно неясна.
Однако в 20-е годы нашего века Сигурдом Агреллем была выдвинута теория числовой значимости рун, подчиняющаяся законам числовой магии. Агрелль считал, что каждой руне в футарке соответствует определенное число - порядковый номер, при этом руна f - как символ завершения - должна стоять в руническом ряду последней - двадцать четвертой.
При таком расположении рун исследователь легко мог объяснить некоторые рунические заклинания и магические слова. Так, например, слово alu в числовой магии, по Агреллю, состоит из следующей комбинации - 3 + 20 + 1 = 24, то есть, число рун в футарке, магическое число, приносящее счастье и удачу, а также защищающее.

И затем шесть рунических надписей Машевы говорят о сокровище, которое было или должно было быть в погребальной палате, и размышлять о том, почему он сейчас отсутствует. Вместе все это следует за шаблоном для захватывающих приключений в литературе саги. Мы знаем, что в период вступления Машевы во время правления Рогвальда Кали Калиса в 12 веке Оркней пользовался литературным возрождением, где сага-литература и скальдическая поэзия были модно в сознании среди элиты, а также знали о европейских литература.

Например, сам граф Рейнвальд играет как в скальдическом стиле, так и в стиле французского трубадура в поэзии, которую он сочинил на пути в Иерусалим, и все время убедился, что это было записано для потомков. В этом климате со старыми религиозными убеждениями о курганах, уступающих место фольклору, с Машевой, возможно, теряя местное значение, поскольку управление стало централизованным в Киркволле, а с феминируемой литературой саги имеет смысл, что группа искателей приключений, видя себя как современные герои саги, были вдохновлены историями саги, чтобы проникнуть в Машоу, чтобы искать сокровища и искать славу.

Многие современные исследователи рунической магии продолжают придерживаться порядка рун, установленного Агреллем, условно называемого утарком, как, например, это делает в своей книге "Сила рун" (1996) Кеннет Медоуз.


Рунический ряд Сигурда Агрелля Утарк

Все делегаты подумали, что Оркни был потрясающим и что гостеприимство было превосходным. Таким образом, чтобы обеспечить доступ, экскаваторы проехали вал вниз по вершине холма. Однако внутри они обнаружили доказательства того, что они не были первыми, кто ворвался в гробницу. Стены каменного века были покрыты руническими граффити.

Согласно саге Оркнейинга, более 800 лет назад, в темноте зимы Оркней, группа воинов-викингов искала убежища от страшной метели. Партия графа укрылась в уже древнем строении - кургане, который они знали как Оркахаугр. Внутри, ожидая, когда буря утихнет, они вырезали граффити в каменные стены. Что привлекло этих норменменов к могиле? Это были легенды великого сокровища, которое лежит внутри?

Выше уже упоминалось о том, что довольно часто на различных предметах вырезался рунический ряд, который уже сам по себе являлся оберегом - благодаря числовой магии и "мобилизации магических сил" (М.И. Стеблин-Каменский) всех рун, собранных воедино.
На магических предметах, обладающих охранительной силой, рунический ряд в своем полном составе располагается, как правило, по кругу или по спирали.

Известны изображения первых шести рун - собственно самого ФУТАРКА, - но повторенные двенадцать раз. Общее количество рун на этих изображениях равно 72, то есть, магическое, защищающее и оберегающее число 24, повторенное три раза.
Нередко встречается на амулетах и написание первых трех рун - f, u, th - первые три руны, обладающие большой магической силой и являющие собой число 3 - одно из самых сильных магических чисел, - но трудно поддающиеся толкованию.
Довольно "темна" и надпись, которую условно называют Тистель-Мистель-Кистель - Tistel, Mistel, Kistel - и которая звучит похоже на некое детское заклятие, тем не менее известно это заклинание с девятого века и повторяется на камнях не единожды.
Оберегом, кроме того, мог быть и рисунок, сделанный рядом с надписью.
Таким защитным символом был, например, молот Тора, который часто изготовляли в качестве отдельного ювелирного украшения-оберега. Есть изображение такого молота и на камне из Стенквисты.

Довольно часто рунические надписи делались на рогах для питья меда или пива - тоже с охранной целью. Как правило, рядом помещались и всевозможные рисунки. Самым замечательным примером такого рога служит один из двух золотых Галлехуских рогов (около 400 года, вес около 7 килограмов), надпись на котором гласит:

Ekhlewagastir
holtijar
horna
tawido
Я, Хлевагаст, сын Хольта, сделал этот рог.

До сих пор никто из исследователей так и не смог предложить удовлетворительной расшифровки рисунков, в избытке покрывающих рог. Рисунки сохранились только в старых зарисовках, так как рога были украдены в 1802 году из сокровищницы датского короля и переплавлены в золото.
Довольно любопытный рассказ о рунах, могущих защитить человека от рога с отравленным питьем, находим мы во все той же древнеисландской "Саге об Эгиле".
Эгиль Скаллагримссон однажды был в гостях у конунга Эрика и разозлил одного из его людей - дружинника Барда, который "пошел к жене конунга и сказал ей, что там сидит человек, который их позорит: сколько бы он ни пил, он все говорит, что не напился.
Гуннхильд и Бард смешали тогда яд с брагой и внесли этот напиток. Бард осенил его знамением Тора и дал служанке, разносившей брагу. Она поднесла рог Эгилю и предложила ему выпить.
Но Эгиль взял нож и воткнул его себе в ладонь. Потом он принял рог, вырезал на нем руны и окрасил их своей кровью. Он сказал:

Руны на роге режу,
Кровь их моя окрасит.
Рунами каждое слово
Врезано будет крепко.
Брагу девы веселой
Выпью, коль захочу я.
Только на пользу ль будет
Брага, что Бард мне налил?

По преданию "рог разлетелся на куски, а напиток пролился на солому".

Руны, окрашенные кровью, фигурируют в саге о Гретте Асмундссоне. Одна женщина по имени Турид вырезала на корне дерева руны, окрасила их своей кровью и прочла над ними заклинания. Именно от этих рун Гретте вскоре и скончался.
В качестве охранительных - магических - знаков употреблялись и рисунки, которые бы мы сейчас назвали лигатурами - руны на таких изображениях как бы вписаны друг в друга, и палочка одной руны служит одновременно и частью другой руны.
Таково, например, слово "Процветание", руническая лигатура которого выглядит следующим образом.

Многие надписи старшими рунами не поддаются расшифровке, что, собственно говоря, совсем и неудивительно, ибо, судя по всему, магические рунические надписи вообще не предполагались для прочтения.
"Особенно очевидно это в тех случаях, - писал крупнейший скандивист-медиевист профессор М.И. Стеблин-Каменский, - когда надписи сделаны на могильных плитах, зарытых в могилу надписью вниз.
Именно так была зарыта плита с самой длинной из всех надписей старшими рунами (Эггья, Западная Норвегия). В этой надписи конца VII века есть, в частности, описание обряда, совершенного при захоронении. По наиболее правдоподобному из толкований надписи, обряд заключался в следующем: надпись была сделана ночью, чтобы на нее не попал солнечный свет, и не железным ножом, а каким-то особым ритуальным орудием; на камень были наложены запреты: его нельзя обнажать при ущербной луне, и злые люди не должны вынимать его из могилы; он был окроплен кровью, и ею были натерты уключины лодки, которая была потом потоплена... На плите, о которой идет речь, есть также изображение лошади. Известно, что лошадь играла важную роль в магии, а также в культе Одина. Вероятно, это изображение лошади тоже должно было служить оберегом могилы".

Заметим, однако, что изображение или сравнение мужчины с кобылой были исполнены в скальдической и рунической магии большой отрицательной силы.
В законе "Гулатинга" говорится даже: "Есть три выражения, признаваемые словесной хулой, за которую должна быть выплачена полная вира. Первое, если мужчина говорит о другом мужчине, что он родил ребенка. Вторая, если мужчина называет другого мужчину использованным в качестве женщины. Третья, если мужчина сравнивает другого мужчину с кобылой, или сукой, или самкой любого другого вида животного".
В уже упоминавшейся "Саге об Эгеле", говорится о лошадиной голове насаженной на жердь с руническим заклятием.

Перед нами пример наиболее действенный изобразительной магии, в которой лошадь, вернее действие, производимое с ней, имеет важное значение. Во всех этих магических обрядах несомненно влияние тотемизма (культовое расчленение тотема).
Особое место в рунической магии занимают вырезанные на предметах имена как владельца этого предмета, так и резчика. По всей вероятности, происходит это из-за того, что само имя служило оберегом, было олицетворенным, значимым и обладало большой силой.(Вспомним хотя бы общеизвестный факт, что русский народ считал непозволительным называть черта его же собственным именем - особенно в определенные дни, - чтобы не накликать беду, чтобы нечистый не услышал и не явился на зов.)
Общеизвестно, что имена различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла. В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. В Древней Руси великие князья, приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы.
Память народная связала определенные черты характера отдельных людей с именами, отметив наиболее яркие их проявления в метких высказываниях. Реестр таких характеристик сохранился в фольклорных произведениях русского народа:

Постоянная дама Baрвapa
Великое ябедство Елена
Толста да проста Афросина
Хороший голос Домна
Взглянет утешит Арина
Обещает не солгать Софья
С поволокой глаза Василиса
Наглая спесь Маримьяна
Песни спеть Дарья
Худое соврать Агафья
Промолвит накормит Марина
Черные глаза Ульяна.

Конечно, кто-то может возразить, что имена русские не имеют ни малейшего отношения к именам руническим - и будет совершенно не прав, ибо любое имя в любом языке, а уж тем более в столь давние времена, когда люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы, было олицетворенным и несло в себе определенную информацию, служило оберегом.
На многих амулетах вырезаны слова, которые мы бы назвали констатацией факта - "Я, такой-то, эриль (рунический колдун?), многомудрый и владеющий руническим искусством, вырезал эту надпись".
Само слово "эриль" вызывает бурные споры среди ученых. Некоторые связывают его с племенем херулов - heruler, основываясь на древних источниках. Многие исследователи переводят его как "рунический колдун". Существует даже версия, по которой слово "ярл" является поздней "модификацией" "эриля".
Как бы там ни было, одно остается несомненным - эрили были искушены в руническом искусстве, и их никак нельзя назвать теми, "кто рун не должен резать".

Особенной силой обладала и руна "туре".
Как рассказывается в одной из песен "Старшей Эдды", когда Скирниру, отправившемуся добывать невесту богу Фрейру, надоело уговаривать ее, он пригрозил:

Я вырежу Туре и три тайные знака -
Похотъ, скорбь и безумье в удел тебе дам.

А в исландской "Черной книге" пятнадцатого века содержится такое заклятие:

Я вырежу асов восемь,
и девять нужд,
и тринадцать турсов.

А в другой исландской рунической надписи говорится:

Fe - это ненависть друга,
Огонь реки
И змея тропа.

Ur - это плач туч,
И льда бессилие,
И ненависть пастыря.

Турс - это женщин тоска,
Горных вершин обитатель,
И муж рунической вехи.

На рунических камнях часто вырезали формулы заклятия: "Тот, кто повредит этот камень, умрет или пострадает".

Верховный бог Один, ради знания рун провисевший на Мировом древе девять дней (о чем рассказывалось выше), дорого заплатил и за обладание медом поэзии (т.е. за знание тайн скальдического искусства) - этому посвящен рассказ Браги в "Младшей Эдде" Снорри Стурлуссона.
Мы уже не раз обращались к "Саге об Эгиле", посвященной великому скальду Эгилю Скаллагримссону, который владел и руническим колдовством.
Изгнанный из Норвегии конунгом Эйриком Кровавая Секира и его женой Гуннхильд, Эгиль поставил на берегу жердь с лошадиным черепом и вырезал на нем проклятие, призывающее духов страны изгнать из страны коварного конунга и его жену.
"Как показал норвежский рунолог Магнус Ульсен, - писал М.И. Стеблин-Каменский, - Эгиль, по всей вероятности, вырезал не то прозаическое заклятье, которое приводится в этом месте, а другое, стихотворное, совпадающее с ним по содержанию, но приведенное в саге в другом месте. Особую силу надписи должно было придать то, что, как заметил Магнус Ульсен, в ней были выдержаны магические числовые соотношения между рунами: в каждой из четырех полустроф (четверостиший), из которых состояла надпись, было ровно 72 руны, т.е. три раза общее количество рун в старшем руническом алфавите. Таким образом, эта надпись была одновременно и скальдическим и руническим искусством".

Подобная жердь с лошадиным черепом и вырезанным на ней рунами заклятием носила имя "нид", которое одновременно обозначало и хулительный жанр скальдической поэзии, обладающей невероятной силой.
В одной из саг рассказывается, что при прочтении одного нида в палатах ярла висевшее на стенах оружие пришло в движение, многие воины были убиты, а сам ярл упал замертво на пол и у него отгнили волосы и борода по одну сторону пробора.
Постепенно футарк модифицировался в младшие, или скандинавские, руны. Существует около 3 500 младшерунических надписей. В младшем руническом ряду знаков всего 16. Различают датский вариант младших рун и шведско-норвежские младшие руны.

Каждая "младшая" руна так же, как и "старшая" имеет свое собственное имя:

f fe богатство, добро (собственность), скот
u ur мелкий дождик или железный лом
th thurs турс (великан)
a oss асы (боги)
r reid путешествие
k kaun рана
h hagl град
n naud нужда
h hagalar град
n naudir нужда
i iss лед
a ar урожай
s sol солнце
t tyr Тюр (один из асов)
b bajrka береза
m madr человек
l logr вода
r yr тростник

В Скандинавии существовали также и позднейшие варианты рун: пунктированные, короткостволые, бесстволые, дальские, ветвистые.
Младшие руны меньше применялись в магических целях, тем не менее, есть свидетельства и о таком использовании младших рун. Например, Эгиль пользовался именно такими рунами. Да и охранительные надписи на могильных камнях сделаны также младшими рунами.

"На протяжении всего XI века шведские рунические надписи - это не только тексты, - писал М.И. Стеблин-Каменский, - но и произведения изобразительного искусства. Как правило, эти надписи вписаны в узор причудливо переплетающихся лентообразных туловищ каких-то фантастических зверей с разинутой пастью."
Однако, хотя звериный орнамент не был искусством изобразительным в собственном смысле слова, функция его все же, по-видимому, не была чисто орнаментальной.
В исландской "Книге о заселении страны" рассказывается, что языческие законы начинались с такого запрета: "Люди не должны иметь в море кораблей со звериными головами и разевающими пасть мордами, дабы не испугать духов хранителей страны".
Высказывалось предположение, что обязательность звериных морд в орнаменте, так же, как и этот языческий запрет, имели своей почвой веру в магическую силу звериных морд с разинутой пастью.

В Англии существовали свои собственные руны - англосаксонские. Их было 33.

В средние века рунический ряд пытались приспособить под латинский алфавит.

Вот как это выглядело.

Около начала XIII века - предположительно в одном монастыре в Сконе - рунический алфавит в его латинизированном варианте стали использовать как язык книг. До нас дошел так называемый Codex Runicus.
Вот как выглядит его страница.

В XV веке руны стали использовать в рунических календарях, где каждому знаку соответствовали дни недели, года и т.д.
Существовали специальные дневные руны - их было семь, - обозначавшие дни недели.

И 19 лунных рун - по числу годов в метоновом цикле:

В заключение хотелось бы еще раз напомнить - руны обладают определенной силой, они весьма могущественны, и лучше с сакральными знаниями прошлого не обращаться вольно, а исполниться к древней культуре уважения. И помните:

Рун не должен резать
Тот, кто в них не смыслит.
В непонятных знаках
Всякий может сбиться.

Руны (от готского runa - "тайна", древнегерманского runen - "таинственный шепот") - один из видов письменности. Руническая письменность была распространена в период с I по XII вв. у древних германцев, обитавших на территории Норвегии, Швеции, Дании. В Гренландии и Исландии она бытовала до X-XIII вв., а в некоторых провинциях (например, Даларна (Швеция)) встречалась и в XIX в. Чаще всего надписи высекались на камнях и металлических изделиях либо вырезались на дереве. С появлением христианства (в VIII-XII вв.) вместо рунической письменности повсеместно стал использоваться латинский шрифт.

Согласно легенде, руны были открыты волхву, мудрецу, жрецу, царю, князю и верховному богу древнегерманской и скандинавской мифологии Одину (Вотану, именовавшемуся также Игг - "пугающий", Альфёдр - "всеотец", Хар - "высокий", Вератюр - "повелевающий людьми" и т.д.). С целью постижения силы рун, ему пришлось пожертвовать собой (в течение 9 дней Один висел на стволе Иггдрасиля (мифологического Мирового дерева, огромного ясеня), пригвожденный к нему собственным копьем (Гунгниром)).

Руническая письменность не является алфавитом. Поскольку алфавитом именуется совокупность графем (букв, слоговых знаков и т.д.) той или иной системы письменности, которые расположены в установленном порядке, руническую письменность можно считать алфавитом. Однако отличительная особенность данной знаковой системы - порядок расположения букв. Если во многих других системах письменности первыми идут буквы "а" и "б" (собственно, сам термин "алфавит" происходит от названия первых букв греческого алфавита - "альфа" и "бета"), то в руническом алфавитном порядке расположение иное, именуемое "футарк" (по первым 6 буквам) или "футорк". Кроме того, рунический алфавит разделен на 3 эттира (рода), каждый из которых включает в себя по 8 рун, и каждая из рун имеет свое название.

Руны произошли от греческого алфавита. В наши дни существует немало гипотез относительно происхождения рун. Можно выделить несколько основных версий:

Греко-латинская. Ученые, придерживающиеся этой версии, считают, что предком рунической письменности был либо греческий алфавит (греческая скоропись), либо латинское письмо, либо оба упомянутых алфавита. Также, по их мнению, изобретателями рун являлись готы. Некоторые специалисты выдвигали теорию происхождения рун от готской письменности, однако она была опровергнута, поскольку готская письменность возникла в IV в., а наиболее древние рунные письмена датированы I-II вв.;

Северно-этрусская (одна из наиболее популярных), согласно которой руны произошли от северноэтрусского алфавита (возможно, с примесью латиницы и огамического алфавита - письменности древних пиктов и кельтов);

Семитская версия - основанная на том, что знаки, аналогичные рунам, встречаются в некоторых семитских языках.

Данная теория пользовалась особой популярностью в Германии в 30-40 годах прошлого века. Однако утверждение немецких исследователей о том, что руны произошли от прарун, породивших все алфавитные системы мира, так и не было убедительно доказано.

Рунические надписи читаются слева направо. Чаще всего это действительно так. Но существуют надписи и целые тексты, где направление чередуется (например, 1 строка читается слева направо, 2 - справа налево, 3 - вновь слева направо и т.д., причем, когда направление менялось - руны писались зеркально). Этот способ письма называется бустрофедоном (от 2 греческих слов - "бык" и "поворачивать"), поскольку направление расположения знаков (и последующее их чтение) напоминает движение быка, запряженного в плуг, на вспахиваемом поле.

На рунических камнях можно увидеть не только руны, но и различные символы. Да, в некоторых случаях надписи составлялись не только из рун (для разделения слов использовались двоеточия, точки и кресты), но и дополнялись символами в виде свастик (прямой и обратной), спиралей, пентаграмм, треугольных форм (трикветров), трискелионов (от гр. "трехногий" - изображение 3 бегущих ног, соединенных в центре). Также встречаются орнаменты, состоящие из кружков, треугольников, точек, зигзагов, I-образных, T-образных, S-образных символов и т.д.

Самые древние рунические надписи - в Швеции. Ошибочное мнение. Швеция действительно лидирует по количеству рунических надписей (из 5000 ныне обнаруженных 3000 находятся именно в этой стране). Но самая древняя из них, украшавшая костяной гребень, была найдена в Дании, в одном из болот острова Фюн.

Рунические надписи обнаруживают в разных странах мира. Это действительно так. Надписи такого рода найдены не только в странах Северной и Западной Европы (Швеции, Дании, Норвегии, Гренландии, Исландии, Франции, Австрии, Латвии, Нидерландах), но и в России, Германии, Украине, Греции, Турции и т.д. Также рунический камень (надпись на котором повествует о событиях, произошедших в 1362 году с путешественниками норманнами и гётами) был найден в 1898 году в Кенсингтоне (Миннесота, США), однако его подлинность до сих пор не доказана.

Чаще всего встречаются магические рунограммы. Содержание рунических надписей весьма разнообразно. Встречаются среди них и магические, либо содержащие обращение к существам высшего порядка (богам). Однако чаще всего руны использовались для нанесения мемориальных надписей восхваляющего, прославляющего или поминального характера, а также бытовые надписи. Существовали также рунические календари.

Издревле руны использовали для гадания и магических ритуалов. Это действительно так. Об обычае древних германцев гадать на деревянных плашках, на которых нанесены особые знаки, упоминал Юлий Цезарь (середина I в. до н. э.). Методику гадания подробно описывает в одной из своих работ древнегреческий историк Тацит: деревянные плашки с нанесенными знаками высыпали на ткань, и после вознесения молитвы богам, жрец (если гадание общественное) или отец семейства вынимал 3 плашки. Потом трактовались символы на вынутых во время гадания плашках.

В "Старшей Эдде" говорится о том, что руны обладают обережными свойствами (защищают от опасности, обмана и т.д.), а также способны излечивать от некоторых болезней. В рукописи врача и ученого из Дании Оле Ворма (1328 год) есть упоминание о магическом воздействии рун. А в Исландии в эпоху раннего Средневековья были широко распространены магические знаки (гальдраставы) в виде переплетения нескольких (иногда стилизованных) рун, использовавшиеся как для защиты, так и для привлечения в жизнь человека определенных благ (денег, любви и т.д.).

Для письма и гаданий использовали 25 рун. Это не совсем так. Количество рун, употреблявшихся и как знаки письма, постоянно менялось. В наиболее раннем из них, праскандинавском (т.н "старшем футарке" или "старших рунах", чаще всего использовавшихся для гаданий) было 24 знака. В англосаксонских, появившихся в начале VII века, произошли некоторые изменения - было добавлено 9 рун, в результате чего общее количество символов составило 33. В северных рунах (скандинавских или "младших рунах", использовавшихся в IX веке) количество знаков наоборот уменьшалось - было упразднено 9 рун из 24, но добавлена одна новая. В результате количество скандинавских рун - 16 (причем некоторые символы обозначали сразу несколько звуков). В норвежских (мэнских) рунах символов было всего 15. Кроме того, существовали исландские (отличавшиеся новой формой знаков), гренландские, дальские (далекарлийские), приблизившиеся к латинице и т.д. Сегодня для гаданий используют набор из 24 или 25 знаков, причем 25 (пустая - в виде дощечки без рисунка) руна или "руна Одина" ранее не использовалась, а была введена Ральфом Блумом лишь в конце прошлого века.

Славяне-язычники использовали в магических обрядах собственные рунические знаки. Такое предположение базируется на цитате из трактата "О письменах" Черноризца Храбра, утверждавшего, что славяне-язычники во время гаданий использовали некие знаки ("черты и резы"). Однако большинство рунических надписей на территории Украины, России и Латвии, выполнены германскими рунами. Только две из них (обнаруженные в Новгороде и Старой Ладоге) предположительно являются примером древнеславянских рун. Остальные находки ("венедские руны", обнаруженные на фигурках из храма древнеславянского города-крепости Ретры, а также "Велесова книга") признаны подделками.

Футарк - неверное расположение рун, утарк - более правильное. Упомянутая теория была выдвинута профессором Лундского университета (Швеция) Сигурдом Агреллом в 1932 году. Он утверждал, что, переставив руну f с первого места на последнее, можно постичь сакральный смысл рун. Научного обоснования данная теория так и не получила, но обрела немалую популярность в эзотерических кругах.

В наши дни руническое гадание проводится так же, как и сотни лет назад, при этом используются знаки наиболее древнего алфавита. Нет, для современных рунических гаданий используют так называемый "арманический футарк", введенный в конце XIX- начале XX вв. Гвидо фон Листом, рунологом и оккультистом из Германии. За основу алфавита были взяты не самые древние, праскандинавские, а так называемые скандинавские руны, к которым были добавлены некоторые знаки, а наименования уже имеющихся символов в некоторых случаях несколько изменены.

Претерпела изменение и методика гаданий (почерпнувшая многое из гадательных схем таро). Если в древности гадатель ограничивался интерпретацией 3 рун, случайным образом выбранных из набора, то в наши дни применяются несколько типов раскладов:

На одну руну (при условии, что вопрос предполагает только ответ "да" или "нет");

На 3 руны (символизирующие прошлое, настоящее и будущее);

На 4, 5, 7 рун;

На 9 рун (или "мировое древо" или "9 миров" - руны расположены определенным образом, каждая из позиций отождествляется с одним из миров (например, самое верхнее положение - мир богов Астгард, под ним - Альфхейм или царство Разума и т.д.));

На 12 или 24 руны.

Руны следует изображать исключительно красным цветом, лучше всего - кровью. На этот счет не существует единого мнения. Одни исследователи утверждают, что руны действительно должны быть красного цвета, поскольку он символизирует кровь. Основываются такие утверждения на том, что во многих древних ритуалах и магических обрядах (в том числе с использованием рун) применялась кровь, взятая из неглубоких разрезов на груди или ладони. Считалось, что этот ритуал наполнял знаки огромной "рунной силой".

Другие рунологи считают, что для начертания рун следует использовать исключительно синюю краску. Ведь, во-первых, в древние времена олицетворением жизненной и духовной силы была вода (обозначавшаяся синим цветом), а не кровь. Во-вторых, синий цвет символизирует небо, мироздание, исток жизни для всего сущего, а также божественную мудрость, скрывающуюся и показывающуюся избранным по собственной воле. И, наконец, именно синий цвет был цветом Одина, открывшего людям мудрость рун. Этот верховный бог древних германцев изображался чаще всего в широкополой шляпе и темно-синем плаще (в исландских сагах говорится, что одеяние такого цвета надевают люди мрачные, с холодным сердцем, готовые совершить убийство, поскольку темно-синий - цвет смерти). В современной рунической магии для нанесения рун применяют не только синий цвет, но и, в некоторых случаях, лед (если требуется "остудить" взаимоотношения между людьми).

Кроме того, существует мнение, что цвет рунической надписи вовсе не значим. Однако если у человека существуют те или иные ассоциации с определенным оттенком (например, богатство соотносится с желтым (цветом золота) или зеленым (цветом долларов)), то именно этот цвет и следует использовать для начертания рунической формулы, долженствующей совершить определенное действие (например, привлечь деньги в жизнь индивидуума).

Для гаданий лучше всего использовать руны, вырезанные на деревянных дощечках. Это действительно так. Однако в некоторых случаях гадатели используют во время сеансов руны, изготовленные из различных материалов: глины, камня, кости, высушенного соленого теста.

Рунические формулы обязательно должны сопровождаться текстами, усиливающими их воздействие. Причем желательно, чтобы тексты произносились на древнескандинавском языке. Да, многие рунические формулы действительно сопровождаются рифмованными обращениями к Высшим Сферам (скальдическими воззваниями или висами). С точки зрения филологов, для того, чтобы правильно воссоздать ту или иную скальдическую форму, следует использовать только древнескандинавский язык. Однако специалисты считают, что небольшое отступление от стиля, имеющее место при переводе висы на тот или иной язык, компенсируется проявляющейся при этом смысловой многогранностью и эмоциональной глубиной (которую не так просто усмотреть в оригинале). Потому современные мастера рунной магии (эрили) либо пользуются переведенными на их родной язык висами, либо составляют воззвания самостоятельно (поскольку в этом деле наиболее значима степень понимания составленного текста самим автором и сердечная наполненность висы).

Чем шире спектр действия висы, тем она мощнее. Ошибочное мнение. Ведь основная цель висы - правильная формулировка намерения эриля. Все висы можно подразделить на несколько типов: призывательные (содержащие обращение к рунам), заклинательные (направленные на объект воздействия), гипнотические (упоминается определенная черта чего-либо (например, холод льда), которая будет транслироваться на объект воздействия). Совмещать все вышеупомянутые типы воздействий в одной висе не следует.

При работе с рунами следует учитывать фазы Луны. Нет, фазы Луны не имеют особого влияния на руны (разве что некоторые магические ритуалы, например, "рассорки" лучше проводить на убывающей Луне). Однако если человек уверен, что определенное положение ночного светила (или какой-либо планеты, звезды) на небосклоне может помочь в проведении ритуала - фазы Луны ему придется учитывать.

Лучший способ нанесения рун на тело - татуировка. Не всегда. В некоторых случаях наносимые руны запрограммированы на определенное действие (например, должны помочь человеку найти работу), после чего с тела их нужно удалять, что в случае с вытатуированным изображением весьма проблематично. Потому в виде татуировок изображают только знаки, рассчитанные на постоянное воздействие (например, обережное). Остальные же наносят или с помощью краски, в которую добавляется кровь (действуют до тех пор, пока не сотрется рисунок), или посредством "процарапывания" (руны будут работать, пока не заживут царапины). Иногда практикуется так называемое астральное размещение рун, когда символы (от 1 до 7, золотого цвета) визуализируют и "вживляют" непосредственно в энергетическую оболочку индивидуума. Однако в любом случае следует быть предельно осторожным и трезво оценивать собственные возможности, поскольку некоторые рунические символы (например, Уруз - руна силы, Тейваз - руна войны, Перто - руна совершенствования в магии) призывают мощный поток энергии, который может оказать дестабилизирующее воздействие на неподготовленного человека.

Лучше всего наносить рунические формулы на правую руку. Многое зависит от смысла формулы. Если воздействие направлено исключительно на самого человека и имеет целью исправить уже имеющиеся у него проблемы (истоки которых кроются в событиях прошлого) - следует наносить руны на левую, "принимающую" руку. Если же планируется долгосрочное влияние, касающееся не только самого индивидуума, но и окружающих - предпочтительно изобразить руническую формулу на правой, "транслирующей" руке.

Наносить руны на внутреннюю сторону предмета и свое тело следует в перевернутом виде. Совершенно ошибочное мнение! Как с внешней, так и с внутренней стороны предмета руны пишутся одинаково. Во время нанесения рунической формулы на собственное тело, ее следует размещать так, словно руны написаны другим человеком, расположившимся напротив вас.

Если на браслете или подвеске нанесена руна или руническая формула - надо внимательно следить, чтобы украшение располагалось правильно (не "переворачивая" руну, так как это меняет ее значение). Ошибочное мнение. При нанесении руны на амулет наиболее значимо намерение эриля. В каком положении будут находиться руны во время ношения (например, в зависимости от положения руки, меняется и положение браслета, надетого на ней - и руны находятся то в "прямом", то в "перевернутом" положении) значения не имеет - они будут воздействовать в соответствии с замыслом человека, сделавшего надпись.

При нанесении рунической формулы на фотографию, следует подобрать ту, на которой объект воздействия изображен в одиночестве. Не всегда. Например, для оказания влияния на взаимоотношения людей (т.н. "рассорка") подойдет фото, на котором они изображены вместе (но не в компании большого количества других лиц). А вот для конкретного адресного воздействия действительно лучше всего подойдет индивидуальная фотография. Для воздействия такого рода можно использовать и обычный лист бумаги с написанной на нем фамилией или именем человека, схематический рисунок, отображающий индивидуума, или любой предмет, который ассоциативно связан с объектом воздействия (при условии, что эриль достаточно опытен, и обладает способностью к концентрации).

Руны использовались в символике SS. Это действительно так. Ведь и аббревиатура SS записывалась в виде двух молниеподобных знаков на темном фоне - 2 рун Соулу ("солнце побед"). Такой же символ можно увидеть на знаменах Юнгфолька (одного из подразделений Гитлерюгенда). Этапы продвижения по службе и некоторые личные характеристики членов SS, согласно указу Гиммлера, обозначались с помощью 14 рун "старшего футарка". Встречались руны и на эмблемах различных подразделений немецкой армии: руна Одал ("наследие") на эмблеме 7-й добровольческой горной дивизии "Принц Ойген"; Тейваз ("справедливость") на знаке 32-й добровольческой гренадерской дивизии "30 января" и т.д. Кроме того руны были размещены на кинжалах, светильниках, кольцах (например, на наградном кольце "Мертвая голова" кроме черепа и свастики размещены 2 руны Соулу и руна Хагалаз ("разрушение и преобразование", в данном случае олицетворяющая веру и товарищество)) и других предметах, бывших в обращении у офицеров SS.

mob_info