Что значит символ рука. Хамса амулет в виде руки

Хамса - это распространенное название защитного амулета, имеющего форму открытой ладони . Этот амулет широко распространен в арабских странах, Турции, Израиле. Хамса имеет и другие названия - «Рука Фатимы» у арабов, «Рука Мирьям» и «Яд а-Хамеш» у евреев.

Известно, что слово «хамса» происходит от семитских корней и означает «пять». На арамейском языке (это язык Талмуда) «хамша» - пятерня.

Обычно талисман хамса симметричен, первый и пятый палец (или, если угодно, большой и мизинец) одинаковы по форме и величине. Знак хамса широко применяется и мусульманами, и иудеями, но возник задолго до рождения этих религий. Археологические изыскания говорят о том, что направленная вниз ладонь-хамса использовалась в качестве защитного амулета еще в эпоху древнейших месопотамских цивилизаций. Позднее хамса являлась символом финикийской лунной богини Танит (которая покровительствовала, кстати сказать, городу Карфаген - тому самому, который «должен быть разрушен»).

Почему мусульмане называют хамсу «Рукой Фатимы»? Есть красивая легенда о том, что Фатима, дочь пророка Мухаммеда , готовила еду, когда ее муж Али ибн Абу Талиб привел в дом девушку, которую собирался сделать второй своей женой. Фатима была настолько убита горем, что выронила ложку и, не заметив этого, стала помешивать еду рукой, не чувствуя боли. Поэтому ее рука является символом терпения и других положительных качеств.

Али так и не взял в дом другой жены, кроме Фатимы, до самой ее смерти. Открытая ладонь, «Рука Фатимы», до сих пор является знаком приветствия и честного слова, которое обязательно будет соблюдено. Еще одно символическое значение хамсы в исламе - напоминание о пяти столпах веры (основные правила шариата: свидетельство веры, молитва, пожертвование, пост и паломничество).

После того, как арабы были изгнаны с территории Пиренейского полуострова, европейцам-христианам даже пришлось бороться с популярной у местного населения хамсой - в 1526 году император Карл V созвал Епископальный комитет, который наложил запрет на любое использование «Руки Фатимы», в том числе и амулетов в виде ладони. Однако, среди современных восточных христиан хамса продолжает считаться талисманом, приносящим счастье .



В еврейскую культуру хамса проникала как от древних соседей-финикийцев, так и позднее от мусульман. Особенно популярной хамса была в еврейских общинах сефардов и мизрахим.

Евреи называют амулет в виде открытой ладони «Рукой Мирьям» (имя сестры Моисея) или «Яд а-Хамеш» (дословно переводится с иврита как «рука пяти»). Пять пальцев хамсы должны напоминать человеку о необходимости пользоваться пятью чувствами для прославления Всевышнего. Кроме того, число пять (ивр. «хамеш») означает пять книг еврейской Торы (Пятикнижие Моисея). А еще амулет-хамса соответствует ивритской букве «хэй», пятой букве алфавита в иврите и первой букве слова «хай» - «жизнь».

Чтобы усилить действие амулета, в центр ладошки-хамсы помещают символы, которые защищают от порчи (например, изображение глаза). На хамсе можно часто увидеть звезду Давида или рыб - в еврейской мистической традиции рыбы являются символом удачи. Кроме того, хамсы часто покрываются защитными молитвами - «Шма Исраэль» («Слушай, Израиль» — главная молитва в иудаизме), «Биркат а-Байт» (благословение дома), «Тфилат а-Дерех» (молитва тех, кто путешествует) или другие традиционные еврейские благословения. Тексты благословений часто переводят на другие языки:



Талисман хамса часто покрывается синей или голубой краской, поскольку считается, что эти цвета защищают от дурного глаза . Кроме того, хамсы украшаются драгоценными или полудрагоценными камнями; классический вариант камня для хамсы - бирюза. Иногда амулет делается с использованием материалов, отражающих свет (чтобы отразить зло, направленное в адрес хозяина).

Хамсы являеются не только очень распространенными амулетами, но и ювелирными украшениями (кулоны, сережки, часть браслета). Хамса - это и брелок на ключах, и украшение над входом в жилище (подобное привычной россиянам подкове), и распространенный элемент декора.

Часто небольшую ладонь-хамсу подвешивают к красной «каббалистической» нити - так получается двойной амулет.

Среди любителей и профессионалов всякой религиозной, мистической, эзотерической риторики глаза занимают не самое последнее место в списке значимого и сакрального.

Суеверные кукольники, например, прорисовывают кукле глаза в самую последнюю очередь не просто потому что так удобно, а потому что «с глазами у куклы появляется духовный вход, в который может войти некая сущность». И, мол, если кукла ещё не готова, духу будет в ней неуютно и он может начать пакостить в отместку.

В иконических традициях разных религий, чтобы подчеркнуть могущество и всеведение тех или иных персонажей, им рисуют на глаз-другой-пятый-десятый больше, чем обычно бывает у людей. Так у Шивы три глаза, а упомянутые в Откровении четыре животных, восхваляющие Господа, «исполнены очей спереди и сзади». От души так.

Многие дремучие хтонические божества способны временно терять свои глаза, находить их вновь, передавать другим лицам. Таковы, например, злобные старухи Грайи, имевшие один глаз на троих, который, к слову, спёр у них однажды небезызвестный Персей - чтобы шантажом выманить у несчастных женщин всякие расчудесные артефакты, с успехом применённые позже против ещё одной известной дамы, у которой, если считать змеиные головы, тоже глаз было немало, а взгляд двух основных превращал что попало в камень. Как и взгляд василиска, например. А что вы хотели? С глазами не шутят. Сглазить и человек может. Как минимум, того, кто в это верит.

Героический штампователь сказочных романов о Вечном Герое Майкл Муркок заставляет своего героя Корума носить в глазнице драгоценный камень, который, само собой, не просто камень, а натуральный глаз древнего бога. И этот глаз, хоть и отделён от одного существа и вставлен в другое, вполне себе работает.

В христианско-масонской (а также в древнеегипетской) символике глаз Бога вообще регулярно болтается сам по себе. То есть, достаточно просто нарисовать глаз, обвести его треугольником или поместить в неясное сияние - и всё - перед вами Око Господне. Бойтесь его.

Отдельным пунктом в этой катавасии идёт такая вещь, как глаз на внутренней стороне ладони . Для мусульман и иудеев это защитный амулет хамса (типа, пятерня Бога). Для буддистов есть , у которой семь глаз, два из которых – на ладонях. Для гадателей и «чёрных магов» чёрточки на ладони, очертаниями напоминающие глаз, - знак ведьмы, неопровержимое свидетельство связи носителя этих чёрточек с потусторонними силами и прочим астралом и феншуем. Ну, или - согласно другой «школе» - свидетельство того, что тобой рулит чужая воля. То есть, как бы ведьма на тебя смотрит и её глаз на твой ладошке отпечатался. Бр-р-р.

Но герои этой записи заинтересовали нас не из-за мистической чепухи, а из-за испанского фильма 2006 года «Лабиринт Фавна », снятого мексиканским режиссёром Гильермо дель Торо. Эта зрелищная и захватывающая мрачная сказка особенно придётся по нраву любителям миров Лавкрафта.

Один из персонажей фильма – некто Бледный (Pale Man). Он тощий, складчатый, ест детей и держит свои съёмные глаза на блюдечке. Когда возникает необходимость съесть очередного ребёнка, он вставляет глаза в прорези на ладонях, подносит руки к лицу и вроде как становится полноценно зрячим. Впечатляющий чувак.

Вот он, прекрасный:

И Сатурна:

По блокнотам с набросками Гильермо дель Торо видна история возникновения монстра. Сначала у него было более привычное лицо:


А потом уже глаза переместились на ладони:


Ну, вернёмся к украшениям. Глаз на первой картинке - это кольцо . Если надеть его правильно, получится так:


Крупным планом:


Надевается оно на два пальца сразу:


Кроме кольца есть ещё браслет с таким же глазом:


Сделаны оба глаза отлично, гораздо лучше, чем это получилось передать на фотографиях:

Если вам понравились эти украшения, и вы решили немедленно пойти и купить их, хочу огорчить: пока мы собирались и выкраивали время для этой записи, Diva выпустила уже сто тысяч следующих коллекций. Так что вероятность, что в каком-то из многочисленных магазинов осталось кольцо или браслет, наверное, есть, но мы бы не надеялись, что вероятность эта высока. В следующий раз будем оперативнее.

Ну и пятиминутный отрывок из «Лабиринта Фавна», тот самый эпизод, где участвует Бледный с глазами на руках, наслаждайтесь:

Это очень древний защитный символ, который применяли жители Востока, как иудеи, так и мусульмане. Хамса амулет имеет многогранное значение, это один из самых мощных оберегов от черного колдовства. Помимо защиты от энергетического нападения, талисман способен справиться с обычной агрессией.

Оберег обладает способностью подавлять конфликты. Для каждой из восточных народностей рука хамса имеет свое значение. Но что любопытно, и мусульманская, и иудейская хамса считаются защитными оберегами.

Происхождение символа

Арабский амулет хамса имеет второе название - «Рука Фатимы». Такое имя оберегу дали в честь дочери пророка Мухаммеда. Согласно старинному преданию, однажды днем Фатима готовила обед для своего мужа Али. Она помешивала суп, когда Али вернулся домой. Но пришел он не один, а с молодой девушкой. Али объявил Фатиме, что собирается сделать эту девушку своей второй женой.

От горя Фатима выронила черпак и, сама того не замечая, продолжила перемешивать рукой медленно закипающий суп. По всей видимости, душевные переживания оказались сильнее физических страданий. С тех пор «Руку Фатимы» считают символом долготерпения и веры. Надо сказать, что Аллах вознаградил Фатиму - она осталась единственной женой Али.

Иудейский амулет хамса называют «Рукой Мирьям» по имени сестры Аарона и Моисея. Этот оберег связывают со священным Пятикнижием Моисея. Считается, что пять пальцев руки напоминают людям о том, что необходимо правильно пользоваться своими пятью чувствами, не злоупотреблять чувственными наслаждениями и всюду прославлять Всевышнего.

Как должен выглядеть талисман

В большинстве случаев амулет хамса изготавливается в виде ювелирного изделия или бижутерии. Это может быть миниатюрный кулон, браслет в форме руки или украшение-подвеска. Иногда кулон хамса подвешивают на красную нить, поскольку считается, что это помогает усилить его магические свойства. Подвеску также можно прикрепить к брелку для ключей - такой оберег всегда будет с вами в пути и на работе.

Ладонь изображают пальцами вниз, причем пальцы плотно прижаты друг к другу. Поверхность талисмана покрывают голубой или синей краской. Согласно старинному поверью, именно эти цвета позволяют уберечься от сглаза - негативного воздействия, которое сегодня также называют энергетическим вампиризмом. В центр хамсы могут быть помещены изображения , глаза или рыбы. Иногда талисман дополняют драгоценными камнями, имеющими бирюзовый или синий оттенок.

Применение для защиты

Мы уже выяснили, что хамса оберегает своего владельца от различных напастей. Осталось разобраться с тем, как работает этот амулет.

Защититься от сплетен и кривотолков помогут серьги или подвеска с изображением амулета хамса. Мужчины могут использовать перстень-печатку, на котором выгравирован этот символ.

Чтобы уберечься от автомобильной аварии, нужно подвесить брелок-ладонь в салоне машины. Обратите внимание - символ должен быть «чистым». Иными словами, он должен изображать только ладонь без каких-либо дополнительных глаз, рыб и прочих декоративных элементов.

Иудеи используют талисман для защиты своего дома. Они называют его «Брахат ха-Байт», что можно перевести на русский, как «благословление жилища». Домашний амулет должен быть окрашен в голубой цвет. Если позволяют средства, то его украшают или другими драгоценными камнями цвета индиго.

РУКА - распространенный во многих культурах символ власти, господства; олицетворяет силу, верность.

Рука, сжимающая скипетр, меч или державу, символизирует власть. . Связана с символикой власти, господства; олицетворяет силу, верность. Первоначальные значения этого образа связаны с олицетворением защиты, мощи; затем изображение руки используется для выражения доверия, дружелюбия, преданности и покровительства.
Кисть человеческой руки – ладонь с пятью пальцами – стала одним из наиболее распространенных символов еще со времен палеолита. Первобытный человек высеченным на камнях или обведенным яркой краской контурным изображениям стремился утвердить свое присутствие. Отпечатки рук представляли самого человека, служили его двойником.
Недаром во многих архаических языках слово "человек" означает цифру 5, то есть руку с пятью ее пальцами. А латинское manus ("рука"), в санскрите означающее "человек", применяется также в значении "власть, сила". И в русском языке слово "рука" нередко используется со значением "власть" ("и отошли те земли под руку Великого князя").
В индо-иранской традиции возник эпитет «долгорукий», прилагаемый к правителям и даже богам, героям эпоса.
Долгорукий - значит, способный простереть руку для защиты, покровительства и исцеления. Отсюда происходит и именование древнего русского княжеского рода.
В еврейском языке одно слово означает одновременно «власть» и «рука».
Вся древняя символика отражает постоянное обращение к высшим силам. При обращении к Великой богине люди поднимали руки вверх, а затем такая поза молящихся стала традиционной. И сегодня священник в алтаре простирает свои руки к Богу. В раннехристианском искусстве часто употреблялось изображение молящейся фигуры с поднятыми руками, а в Средние века сложился иконографический тип Богоматери - Оранта (от лат. orans - молящийся).

На старинных русских рубахах особенно богато отделывались вышивкой рукава (кроме рукавов- горловина и подол). Обереговый орнамент опоясывал края рукавов, покрывал широкой каймой плечи, под мышкой вшивался клин из яркой материи. Все это делалось не для украшательства, а для того, чтобы защитить важную часть тела, придать ей физическую и магическую силу.


Оплечье женской рубахи. Архангельская губерния. Первая половина XIX века
Убежденность в магических свойствах руки столь крепка, что даже в современном христианстве считается незыблемым признаком истинности веры положение пальцев при крестном знамении, а открытая ладонь повсюду служит знаком защиты и добрых намерений.

В ранненеолитических святилищах Малой Азии появляются стилизованные изображения руки. Подобные знаки ладоней древние египтяне называли "рукой Исиды", вавилоняне – "рукой Иштар", евреи называют «рукой Мирьям»- сестры Моисея и Ааронаа мусульмане по сей день зовут их "рукой Фатимы".

Хамса– это защитный амулет в форме ладони, которым нынче пользуются и иудеи, и мусульмане. Как правило, хамса бывает симметричной, с большими пальцами с двух сторон, и не копирует анатомическую форму ладони. Это восточный амулет и с арабского слово «хамса» переводится как «пятерня». Арабы, также как и евреи считают этот символ своим и рисуют на нем арабский полумесяц. В исламе хамсу также называют «Рукой Фатимы» по имени единственной дочери пророка Мухаммеда, которую также связывают с многими чудесами, например, с вызыванием дождя. Легенда гласит, что однажды Фатима помешивала еду на огне, а ее муж Али вошел в дом с девушкой, на которой он только что женился (мусульманину разрешается иметь до четырех жен). Фатима, пораженная горем, уронила ложку и продолжила помешивать еду рукой, не обращая внимания на боль. С тех пор ее рука стала символом терпения и веры. Хамса также считается символом пяти столпов ислама.
Евреи называют хамсу «рукой Мирьям» сестрой Моисея и Аарона. Хамсу также связывают с пятью книгами Торы. В иудаизме хамсы часто украшают молитвами для защиты, такими как «Шма Исраэль», «Биркат ха-Байт» (благословение жилища) или «Тфилат ха-Дерех» (молитва путешествующих). Амулет в виде ладони символизирует ивритскую букву «хет»- пятую буква ивритского алфавита. Хет соответствует цифре 5, и обозначает «хай»– «жизнь».

Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Бааля или Владыки. А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.
Хамса издавна используется как народное средство для предотвращения неприятностей и привлечения удачи. Хамса может быть элементом костюма или мебели, она выполняется в виде брелков, кулонов, настенных изображений, делается из металла, керамики и др. материалов.
Существуют разные виды хамс – с каббалистическим текстом, с узорами, изображением рыб, магического квадрата с ячейками.

Русское название рыбы хамса – от того же корня «пять». Хамса – это мелкая рыбка, которая ловится в сеть с 5 мм ячейкой.

Приветствие в виде поднятой руки означало в Палестине пожелание жизни – пять пальцев, хет – 5, хай – жизнь. Римские солдаты заимствовали у палестинцев это приветствие, а Муссолини его возродил.
Вернемся вновь к символам руки, встречающимся в различных культурах.
Все священные, обожествленные во многих религиях женские персонажи, изначально восходят к Великой Богине. Рука стала символом божества, отсюда возник ритуал целования руки священника, а о том, что это божество было женским, напоминает неувядаемый обычай целовать руку даме.
Египтологи сообщают: "Символом Осириса был столб Джед, назначение которого до сих пор полностью не выяснено учеными. Его изображение было одной из самых распространенных эмблем. В канун юбилея царствования фараона в эпоху Древнего царства в Мемфисе происходила церемония поднятия столба Джед с участием фараона и жрецов, которые сами тянули канаты... Начиная с XII династии утвердился также обычай поднятия столба Джед по случаю коронации фараона. Во время праздника разыгрывались мистерии".
На древне-египетском изображении Столба Осириса рядом со столбом изображены две женщины богини - Исида и Нефтида. Также изображены две руки, возносящие Солнце.

А это схожие изображения воздетых в мольбе рук, встречающиеся в других культурах.


Моление Великой богине:
1 – бронзовая статуэтка, Кавказ;
2 – вышивка, Северная Русь;
3 – наскальный рисунок, Центральная Азия.

Вышивка, Северная Русь

Рука во фразеологии
Слово "рука" имеет символическое звучание в ряде выражений: например, "рука руку моет". Выражение "золотые руки" - синоним мастерства. Известно выражение "взять власть в свои руки". Просить руки в свадебном кодексе было символом будущей женитьбы.
Валтасаров пир
За этим сочетанием слов лежит старая легенда. Вавилон, гордый владыка мира, клонился к упадку. Однажды последний царь вавилонского царства, Валтасар, собрал приближенных на пир. Рекой лилось вино, и разгульные бражники славили чужих богов. Вдруг на стене появилась огненная рука и начертала таинственные слова: «Менэ-тэкел-фарэс». Призвали мудреца Даниила; он разъяснил: «Менэ» значит: «бог подвел итог»; «тэкел» - «ты призван легковесным»; «фарэс» - «твое царство будет завоевано персами».
В ту же ночь Валтасар погиб в схватке с осаждавшими город персами, а Вавилон перестал существовать. Таково предание.
Незачем говорить, что на самом деле конец Вавилона был совершенно не таким, как в легенде. Но что же мы имеем в виду, когда говорим «пир Валтасара»? Шумное веселье накануне беды – вот что.


Рембрандт. Пир Валтасара.

Рука в обрядах и ритуалах
Следует также вспомнить, что за воровство злодеям рубили руки. Вдовы индийских магарадж шли на костер за мертвым мужем и владыкой, предварительно оставив на стене отпечаток своей руки. Наконец, и по сей день, готовясь к трапезе, человек моет руки. Заметьте, он моет именно руки, а не рот, хотя во рту у него гораздо больше вредных микроорганизмов, чем на руках. Этот факт доказывает, что омовение рук перед едой имеет не столько практическую, сколько ритуальную функцию.

В основе символики руки как знака власти лежит идея принадлежности (власть - от владеть). В логике традиционных представлений дотронуться до чего-либо во многих случаях означало «вступить во владение» (ср. в детском «праве»: «Я первым дотронулся»). Значимость этого действия повышалась, если речь шла об объекте, наделенном особым статусом, например о некоем священном предмете, воплощающем основные ценности коллектива. У многих народов человек, прикоснувшийся к тем или иным деталям очага, как бы автоматически вступал под покровительство хозяев дома. У народов Кавказа даже враг, дотронувшийся до надочажной цепи, становился неприкосновенным.
Показательна в этом плане символика флага Северной Ирландии. В 1924 году правительство Великобритании даровало правительству Северной Ирландии флаг, т. н. знамя Ольстера, официально использовавшееся в 1953-1973 гг. Флаг состоял из красного креста Св. Георгия (флаг Англии) с наложенной на него шестиконечной (по числу графств) звездой, с изображениями короны и «красной руки» (исторический символ Ольстера). Изображение «красной руки» связано с легендой о том, как один из сыновей престарелого правителя отрубил себе кисть руки и бросил её на берег во время соревнования по гребле на лодках с условием «чья рука первой коснётся берега - тот и будет владеть этой землёй». В 1973 году парламент Северной Ирландии был распущен, флаг утратил официальный статус, сейчас используется спортивными сборными Северной Ирландии, лоялистскими вооружённными группировками и протестантской общиной как неофициальный символ региона.

Символика пальцев рук связана с числовой символикой. Пять традиционно связывается с человеком (это образ человеческого тела, с его четырьмя конечностями и головой), его здоровьем, благополучием. Кроме того, нужно помнить, что долгое время люди считали «на пальцах». Палец может выступать как объект жертвоприношения, в этом случает он заменяет человека; примеры этого рода встречаются в разных мифологиях. В индуистском мифе Шива отсекает себе палец, чтобы умилостивить Кали, в некоторых провинциях Индии среди матерей было принято отсекать себе палец из боязни потерять ребенка.

В средние века часто вешали воров и убийц и части тел повешенных были широко доступны. В то время получила распространение – Рука славы. Само название (hand of glory) происходить от французского mandragore (мандрагора), трансформировавшегося в maindegloire (рука славы). Возможно, путаница произошла еще и из-за того, что по преданию, мандрагора вырастает из семени повешенного.

Итак, под Рукой Славы подразумевают отрезанную руку повешенного убийцы, сохраненную при помощи магии. Ее заворачивали в саван, смоченный кровью и выдержанный в течение двух недель в глиняном кувшине с солевым раствором и разными видами перца. Затем все это либо сушили в печке с вербеной, которая, по поверью, отгоняла демонов, либо высушивали на солнце. Капающий с руки жир собирали в отдельный сосуд и смешивали позднее с воском, для лепки свечи, которую закрепляли в руке славы.

Эту «свечу» зажигали воры, чтобы хозяева не застали их за ночным промыслом.

Последний известный случай использования руки славы произошел в Филадельфии в 1939 году.


В индийской мифологии многорукость богов и богинь означала многократное усиление их могущества и силы.
В японском буддизме тысячерукая Каннон становится образом всеобъемлющего сострадания и помощи.
В Японии она имеет и другие названия и изображается в зависимости от названия. Например: Тысячерукая Каннон, Милосердная Каннон, Одиннадцатиликая Каннон и т. д. В центре храма на пьедестале в виде цветка лотоса восседает Одиннадцатиликая и Тысячерукая Каннон, у которой по глазу на каждой ладони. Такое число рук и глаз символизирует безграничные возможности Каннон спасать живые существа. "Тысяча", как правило, означает просто "очень много", и Тысячерукую Каннон изображают с 40 руками, имея в виду, что каждая из них представляет 25 рук, обладающих спасительной силой. Каннон - милосердная заступница, обратиться к которой за помощью мог любой человек. Каннон была способна к перевоплощению: к старику она приходила стариком, к монаху - монахом, к женщине - женщиной. Ранние изображения Каннон имели тысячу рук, причем считалось, что каждой из них богиня спасала грешника. В китайской мифологии ей соответствует Гуаньинь, в буддийской - Авалокитешвара.

Левый-правый

Говоря о символике руки, следует иметь в виду, что правая и левая рука неравнозначны. Им придавался чаще всего противоположный смысл. Соответственно различались и жесты, выполняемые той или иной рукой.
Нередко за правой и левой руками закрепляется различное значение. В библейской традиции считалось, что для благословения Богу служит правая рука, а для наказания - левая. В целом повсеместно правая рука выступает как доминирующая. Выражение «десница Божия» подразумевала именно правую руку. Левая на Руси именовалась шуйца.
Королевские приближенные и придворные всегда с трепетом следили, кого высочайшая особа соблаговолит посадить по правую и по левую руку от себя. Когда человеку, наделенному властью, становилось мало собственных рук, он выбирал себе правую руку из числа своих доверенных людей. Отсюда выражение «правая рука» в значении «главный помощник». И если этот доверенный человек проводил жесткую, бескомпромиссную политику, то о таком властителе говорили, что у него твердая рука.
Герб Пскова, включающий в себя изображение Божьей Десницы. Десни́ца (от ст.-слав. деснъ - правый) - устаревшее название правой (десной) руки, в противоположность левой руке - шуя, или шуйца. Ныне употребляется в составе некоторых устойчивых выражений: «карающая десница правосудия» и т. д.

В иконописи десница Божия (правая рука в благословляющем жесте, изображаемая обычно в небесном сегменте) - символ покровительства праведникам. Композиция икон на тему Страшного cуда может включать в себя изображение праведных душ в виде детей, заключённых в деснице Бога.
Десница, как символ Бога изображается на многих гербах. Десницы (части мощей) некоторых святых почитаются как реликвии. Одна из наиболее почитаемых христианских реликвий - десница Иоанна Крестителя.
Десница Иоанна Крестителя - нетленная правая рука Иоанна Крестителя. Одна из самых почитаемых святынь христианского мира, так как согласно Библии Иоанн Креститель возложил правую руку на голову Иисуса Христа во время Крещения. Десница Иоанна Крестителя, заключённая в золотой ковчег, не имеет двух пальцев - мизинца и безымянного. Один из пальцев, мизинец, сегодня находится в музее Стамбула, другой хранится в итальянском городе Сиене. Святой евангелист Лука перенёс правую руку Иоанна Крестителя в Антиохию, где та хранилась около десяти веков. Когда к власти пришёл Юлиан Отступник, мощи святых извлекались из могил и сжигались. Христиане города спрятали святую руку в одной из башен города (по другой версии, рука до гибели Юлиана Отступника хранилась в Александрии). После падения Антиохии в X веке Десницу переправили в Халкидон, а позднее в Константинополь. После захвата турками Константинополя в 1453 году рука была переправлена на остров Родос. Когда турки в 1522 году захватили Родос, святыню переправили на Мальту. В 1799 году Мальтийский орден передал Десницу в Россию, когда российский император Павел I стал великим магистром ордена. После Октябрьской революции святыню вывезли за пределы страны, и долгое время она считалась утраченной.
В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её лишь в Цетиньском монастыре Черногории.
Как символ, Десница Иоанна Крестителя изображена на многих гербах (например, города Сен-Жан-де-Морьенн во Франции) и вплоть до клейма на французских ножах Opinel.

Икона Божией Матери «Троеручица»

История этой иконы тесно связана с судьбой Иоанна Дамаскина. В 717 году св. Иоанн, защищавший письменно и устно почитателей св. икон, был оклеветан Львом Исаврянином пред Дамасским князем. Не разобравшись, в чем дело, он повелел отрубить святому правую руку и повесить ее на людном месте для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келии. Долго со слезами молился он пред иконою Божией Матери, затем заснул и в сонном видении увидел Богоматерь, которая сообщила, что рука его здорова. По его приказанию из серебра было сделано изображение усеченной кисти и приложено к иконе, отчего она и получила название «Троеручица». В 1661 году список с этой иконы был перенесен с Афона в Москву.

«Картина мира человека строится с помощью определенного набора противопоставлений, таких как жизнь - смерть, счастье - несчастье, мужской - женский и др. Среди них фундаментальное значение имеют пространственные оппозиции (верх - низ, внутренний - внешний, правый - левый), лежащие в основе всей системы ориентации человека в окружающем мире. Одна из особенностей пространственных оппозиций состоит в том, что они могут приобретать оценочный смысл. Это особенно характерно для противопоставления правый - левый.
Правое ассоциируется с правдой, правильным, правотой, в то время как левое - с ложью (кривдой), неправильным, неправотой. Правому приписывается чаще всего положительное, а левому - отрицательное значение.
На этом фундаменте строится оппозиция правое -левое, определяющая особенности ритуального и этикетного поведения.
У ряда народов строго разграничивались действия, которые нужно делать правой и левой рукой. По представлениям монголов, правая рука - «рука благодати», и только этой рукой можно было вручать и принимать дары, доить скот, отдавать что-нибудь на сторону. У некоторых народов функции левой руки ограничивались буквально с колыбели. Например, сербы оставляли незапеленутой только правую руку младенца, «чтобы он мог защищаться ею от черта».
Мусульмане считают правую руку ритуально чистой, поэтому ею можно было приветствовать человека, брать еду, касаться «чистых» частей тела. Делать все это «нечистой» левой рукой запрещалось. Если правая рука обслуживала «чистый» верх, то левая - «нечистый» низ.
Начинать любое «достойное» дело (надевать одежду, приступать к еде) полагалось правой рукой. Начинать движение и переступать через порог следовало правой ногой (ср. русск. «встать с левой ноги»). И наоборот, снимать одежду и обувь, совершать омовение нужно было левой рукой. Связь правой стороны со счастьем, удачей, благополучием, а левой - с несчастьем и неблагополучием нашла свое отражение как в Коране, так и в Библии (Псал. CIX, 1; Матф. XXII, 44).
Например, в представлениях айнов правая рука считалась старшей, а левая - младшей. У русских отношение к правой и левой сторонам мотивировалось следующими представлениями: «Искуситель. . . неизбежно находится у человека с левого бока и шепчет ему в левое ухо о злых деяниях»; «Никогда не плюй на правый бок, на праву сторону, потому что ангел-хранитель при правом боке, а дьявол при левом; на него и плюй».
Подобные мотивы бытовали у мусульман: «Перед собой плевать неприлично. Направо плевать нельзя, а надо плевать влево, где, вероятно, предполагаются злые духи. Однако, прежде чем плюнуть, нужно еще сообразить, где находится Кааба, пункт, к которому мусульманин обращает лицо свое во время молитвы, и остерегаться, как бы не плюнуть по направлению мусульманских святынь».
В России XVII в. при сопровождении европейских послов стольник ехал по правую, а дьяк - по левую руку. Как отмечал А. Олеарий, «русские, если три или более человека идут или едут рядом, считают высшим местом то, на котором правая рука наружу и свободна (т. е. никого нет правее)».
В центральных губерниях России «в будни полагались иные, чем в праздник, приветствия и манера разговора: мужчины, к примеру, держались степенно, „разговаривали" правой рукой, засунув левую за кушак».
В ритуальной обстановке (особенно в похоронной обрядности) правое и левое могли меняться местами. Мир мертвых, мир иной у самых разных народов мыслился как мир «наоборот». Представления о перевернутости иного мира, видимо, были универсальными. Правому в мире людей соответствовало левое в ином мире. Отсюда повсеместно распространенная инакость действий, связей и отношений в погребальных обрядах (т. е. в ситуации непосредственного контакта с иным миром). Коряки «при похоронах зимой покойника одевают в летнюю одежду, а летом - в зимнюю; причем перчатки надевают наоборот - левую на правую руку, а правую на левую».
У адыгов вестник, сообщавший о смерти кого-либо из соплеменников, «ехал верхом без оружия, против обыкновения плетку держал в левой руке, а поводья в правой. По этим признакам каждый встречный безошибочно определял, что этот человек - вестник несчастья и горя».
У русских на мужчине-покойнике одежду застегивали не на правую (как при жизни) сторону, а на левую, как на женщине. В Ярославской губернии, отправляясь в лес, чтобы не заблудиться, левую полу кафтана запахивали за правую, а не наоборот, правый лапоть надевали на левую ногу, а левый на правую. То же делал человек и в тех случаях, когда он понимал, что заблудился. Смысл этих и подобных действий, видимо, состоял в том, чтобы вести себя в соответствии с правилами, которые приняты в том мире, где человек оказался.
Между тем во многих культурных традициях женщина ассоциируется с левой рукой, с левой стороной, а мужчина - с правой. Уже в первобытном искусстве одним из способов символического изображения женского начала был знак левой руки.
В повседневной жизни связь левой стороны с женским началом достаточно устойчива. Об этом свидетельствуют хотя бы многочисленные приметы у разных народов, в том числе и у восточных славян: «Правая бровь чешется - кланяться мужчине, левая - женщине»; «Лоб свербит - челом бить: с правой стороны - мужчине, с левой - женщине» и др. Этот же принцип выдерживается и в обычае застегивать мужскую одежду справа, а женскую - слева. На Русском Севере просватанной невесте в бане перевязывали куском пояса правую руку, ногу и грудь, маркируя ее принадлежность жениху. Любопытно, что у памирских народностей во время свадьбы жениху перевязывали левый рукав, требуя выкупа для женщин.
Этим же кругом представлений объясняется и мотив происхождения Евы из левого ребра Адама. Для некоторых поздних форм этикета, видимо, важнее оказалось то обстоятельство, что правая (мужская) сторона оценивалась как более почетная, нежели левая (женская). Поэтому, оказывая уважение женщине, ей иногда отводят правую сторону. Это правило у европейских народов принято не так давно, в эпоху Возрождения, в связи с ростом статуса женщины. Традиционным же, по-видимому, было положение женщины слева от мужчины, что засвидетельствовано уже в «Песне песней»: «Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня» (II, 6). Показательно, что там, где применялось «правило правой руки», оно не распространялось на жен. У кабардинцев в том случае, если спутницей мужчины является его жена, она должна находиться слева, что, по мнению Б. X. Бгажнокова, «служит средством демонстрации отношений супружества». Обычай, в соответствии с которым девушка должна была идти справа от парня, а женщина - слева от мужа, известен и русской традиционной культуре.»
(Байбурин А, Топорков А. У истоков этикета. Наука. 1990)

Рука в геральдике и эмблематике

Геральдика – наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология и символика, позволяющие кратко и ясно описывать герб. Геральдический язык - код, выработавшийся в западной культуре для записи изображения на гербе. Окончательно этот язык сформировался во время крестовых походов.
В геральдике и эмблематике рука, выходящая из облаков, знаменует божественный промысел; это рука Бога-Отца. Десница – правая рука с вытянутыми указательным и средним пальцами. Символизирует верность клятве, присяге, обещанию.
Например, рука, появляющаяся из облака, была ранней формой изображения Всевышнего
Рука с мечом – символ верности воинскому долгу.

Герб города Мстиславль Могилевской области (Беларусь)
Герб 1634 г.: Исторический герб Мстиславля (польский герб): в золотом поле рука с мечом, выходящая из облака

В 1781 году был утвержден герб Вятки. Герб Вятской губернии, утвержденный в 1856 г. положен в основу нынешнего герба Кировской области.
Герб представляет собой традиционный геральдический щит, на золотом поле которого изображена выходящая из лазоревых облаков рука в червленой одежде, держащая червленый натянутый лук с червленой стрелой. В верхнем правом (левом от зрителя) углу щита - червленый лапчатый воинский крест с шарами на концах. Рука с луком изображается повернутой влево от зрителя.

Нынешний герб города Петрозаводска принят в 1991 году. Герб, соединивший в себе две эмблемы, которые были историческими символами Петрозаводска, состоит из щита, разделенного на две равные части. В верхней части щита на золотом поле изображены выходящая из правого бока, из лазурного облака рука, внутрь обращенная, держащая лазоревый овальный щит и сопровождаемая внизу четырьмя черными ядрами, соединенными косвенным крестом из черных цепей. В нижней части герба на разделенном тремя зелеными и двумя золотыми полосами поле изображены три железные молота, «в знак изобилия руд и многих заводов в сей области».
Верхняя эмблема: «выходящая из облак рука, держащая лазоревый щит» имеет свои корни в сочинении испанского философа XVII века Диего Сааведра. В его труде описаны принципы управления государством, каждая отдельная глава сопровождается эмблемой, поясняющей текст. К 98 главе служит иллюстрацией эмблема: выходящая из облака рука, держащая щит и лавровую ветвь, с латинским девизом «SUB CLYPEO» («под щитом»), сама глава говорит о вопросах мира и войны. Эта книга, впервые выпущенная в 1649 году, была настолько популярна что писатели не задумываясь помещали эмблемы из нее в свои издания. В 1705 году она появилась в книге «Символа и эмблемата», изданной по заказу Петра Великого, и уже оттуда попала на знамена Олонецкого полка образца 1712 года. В 1730 году она несколько видоизменилась и приобрела окончательный вид. Из руки исчезла лавровая ветвь, зато утвердились так называемые книппеля: соединенные цепью ядра, предназначенные для стрельбы по корабельной оснастке. В 1781 году на основе этой эмблемы создается герб города Олонца.

В 1781 году Екатерина II утвердила и герб Петрозаводска: «В верхней части щита герб новгородский. В нижней - на разделенном полосами золотом и зеленой краскою поле три железные молота, покрытые рудоискательной лозою, в знак изобилия руд и многих заводов, обретающихся в сей области». Одной из загадок этого герба является рудоискательная лоза, являвшаяся символом металлургического дела и изображалвшаяся в виде раздвоенной ветви дерева. Дело в том, что она присутствует в описании, но ее нет на рисунке герба, включенном в Полное собрание законов Российской империи. Есть несколько версий, как она могла располагаться на гербе и куда исчезла, но не одна из них не является полностью доказанной.

Герб Петрозаводска

Герб Олонца
Первые марки, созданные в России после февральской и октябрьской революции, также использовали изображение руки.

Сразу после Февральской революции Временное правительство приняло решение о выпуске почтовой марки с новой символикой. Летом 1917 года Министерством почт и телеграфов был объявлен конкурс на лучший рисунок новой почтовой марки, в котором приняли участие такие известные художники, как И. Я. Билибин, Р. Г. Зарриньш, Г. И. Нарбут, С. В. Чехонин, а в составе жюри были художники А. Н. Бенуа и С. П. Яремич.
Рихард Зариньш, который был признан победителем, предоставил на конкурс три проекта. Сюжет «рука с мечом на фоне солнца» был одобрен жюри конкурса.

«Рука́ с мечо́м, разруба́ющим цепь» - филателистическое название почтовых марок РСФСР, выпущенных 25 октября (7 ноября) 1918 года Являются первыми почтовыми марками РСФСР. На марках изображена рука с мечом, разрубающая цепь, на фоне солнечных лучей. Вверху дан текст: «Россія».


Древний Египет: джед, анх, рука, ка

Вернемся к символам руки, встречающимся в различных культурах.
Вот что пишет о столбе джед Манфред Луркер («Египетский символизм»): «Колонна (столб) джед - это доисторический фетиш, значение которого не вполне ясно. Возможно, он является стилизованной копией дерева жизни, лишенного листьев, или, может быть, столбом с насечками. Вернее всего точка зрения, что джед был первоначально столбом для постепенного привязывания к нему злаковых колосьев. Столб играл роль в сельских религиозных обрядах плодородия; он был знаком власти, в котором должна была сохраняться сила зерна. Отсюда он стал символом времени и вошел таковым в знаковую картинку (иероглиф)». Давайте обратим внимание на то, что изображение джеда зачастую включало в себя изображение рук.

Вид столба Джед с атрибутами власти

«Уже в Древнем царстве в Мемфисе имелся особый жрец "джеда, достойного уважения". В Мемфисе возник также ритуал "установки джеда", которую совершал сам царь с использованием веревки и при помощи жрецов; символическое действие указывало на ожидаемую продолжительность царствования. … Бывший фетиш стал символом Озириса. При этом джед означал позвоночный столб бога. На днищах гробов из Нового царства на месте, где помещается позвоночник умершего, часто изображался джед как символ отождествления мертвого с Озирисом. Установка столба джеда символизирует также победу Озириса над его противником Сетом, который "положил джед на бок". Из-за включения его в символику потустороннего мира джед становится имеющим глубокий смысл украшением умерших».

На древне-египетском изображении столба Осириса: рядом со столбом изображены две женщины богини - Исида и Нефтида. Также изображены две руки, возносящие Солнце.

Довольно любопытно сочетание Джеда и Анха (египетского символа, состоявшего из соединенных круга и креста), демонстрирующее некую связь между ними (Анх стоит на столбе Джед и протягивает «руки» к Ра - Солнцу). Изображения Анха, в котором роль вертикальной палочки играет Джед, нельзя назвать редкими.

На древнеегипетских фресках и рельефах солнечные лучи Бога Ра заканчивались изображениями человеческих ладоней

Поклонение фараона Эхнатона солнцу. Рельеф из храма в Ахетатоне (Эль-Амарне). XVIII династия. Начало 14 в. до н. э. Каир. Музей.

Гробница фараона Гора - Ауибра - третьего правителя Тринадцатой династии была обнаружена в 1894 году. Фараон был погребен в Дахшуре в одном из погребальных колодцев пирамиды Аменемхета III. Статуя, изображающая жизненную силу царя, стояла, нетронутая, в деревянном наосе на полу гробницы в Дахшуре. Головной убор этой деревянной статуи выполнен в виде поднятых рук с открытыми ладонями. Одновременно, – это иероглиф, обозначающий понятие «Ка» – персонифицированной жизненной силы. По легенде, Хнум, бог-творец, создаёт во время рождения не только младенца, но и его «Ка» на гончарном круге. Таким образом, «Ка» – это всегда часть индивидуальности и личности владельца. «Ка» всегда сопровождает его наподобие двойника, даже после смерти, и обеспечивает существование усопшего, принимая жертвенные приношения. «Ка» символизировалась рукой.

Дух «Ка» оставался в гробнице, и ему были необходимы жертвы. В случае, если мумифицированное тело было уничтожено, «Ка» мог переместиться в статую умершего. На случай такой неожиданной необходимости замены, статуя помещалась непосредственно у погребальной камеры.

mob_info