Сценарий мероприятия войди в природу другом. Внеклассное мероприятие "войди в природу другом"

Сценарий внеклассного мероприятия «Войди в природу другом!» - страница №1/1

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«Войди в природу другом!»

Провела учитель

географии

МОУ СОШ с. Салтыково

Скакалина И.В.

Тема: «Войди в природу другом!»
Тип работы: сценарий внеклассного мероприятия с презентацией
Предмет: география
Классы: 5-6
Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе.
Задачи:

- способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе;

Формировать негативное отношение к бездумному, безответственному отношению к природе;

Побуждать детей к участию в природоохранных мероприятиях, к пропаганде экологических идей.
Ожидаемые результаты: бережное отношение учащихся к родной природе, участие в природоохранных мероприятиях.
Методы и приемы: метод рассказа, беседы, использование ИКТ.
Оборудование и материалы:

Презентация «Войди в природу другом!»;

Компьютер, проектор и экран для демонстрации презентации;

Записи песен об охране природы;

Памятки по охране природы.

Ход мероприятия
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Сегодня для вас мы проводим мероприятие «Войди в природу другом!» (Слайд 1). Находясь в природе во время экскурсий, прогулок, походов, оглянитесь вокруг и вы увидите, как прекрасен мир, который нас окружает.

Вряд ли найдётся на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу!». На словах природу любят все. Но каждому понятно, что любовь проявляется прежде всего в желании защитить, сохранить. Тогда почему же, оказавшись наедине с природой, многие считают, что она ничья, относятся к окружающему миру потребительски, часто не знают, как вести себя в лесу, поле, на лугу, реке и в других местах? Некоторые думают, что вреда не будет, если собрать охапку цветов, поймать птенца. А это совсем не так.


Чтец 1: Мы рубим лес, устраиваем свалки.

(Слайд 2) Но кто же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.


Ведущий: Быть или не быть человечеству, останется зелёной и цветущей наша

планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чём вопрос. Ответ на

него зависит от каждого из нас.
Чтец 2: Рощи сосновые, дубравы зелёные,

(Слайд 3) Бабочки пёстрые, птицы свободные

К вам обращаются – людям сегодняшним:
Чтобы реки и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.


Ведущий: Чтобы человек помнил об ответственности за окружающую природу во время походов, прогулок, существуют знаки предупреждения, которые помогают усвоить ряд несложных правил поведения в природе.

Правил, выполнение которых должно стать естественным для каждого из нас, как привычка говорить «спасибо». И сейчас мы проверим, знаете ли вы, что обозначают знаки предупреждения. Представьте, что во время прогулки по лесу вы встретили такой знак. Как вы объясните друзьям, что это за знак и для чего он нужен?

Ученик 1 (Показывает первый знак на слайде 4). Правило первое:

Не ломайте ветки деревьев и кустарников! Растение – живое существо, и ветки вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много деревьев, дышится легко.
Ученик 2 (показывает второй знак на слайде 5) . Правило второе:

Не топчите цветы и грибы! В лесу старайся ходить только по тропинкам. От вытаптывания травы и почвы погибают многие растения, насекомые. Народная мудрость гласит: «Один человек оставляет в лесу след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню». Не сбивай грибы, даже несъедобные. Часто человек, проходя по лесу, сшибает палкой мухоморы, поганки. Тот, кто так поступает, не уважает лес, не понимает его и не любит. Мухоморы помогают расти соснам, елям, берёзам и другим деревьям. Ими питаются белки, лоси и сороки. Многие грибы участвуют в разложении растительных остатков в лесу: разрушают пни, поваленные деревья, упавшие сучья, отмершую листву. Они – санитары леса.

Ученик 3 (показывает третий знак на слайде 6) . Правило третье:

Не разводите костёр в лесу, если в этом нет необходимости! Кострище – это своеобразные раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15 – 20 лет. Если есть старое кострище, новое делать не следует. Костёр служит мощным источником теплового излучения. Жар от него распространяется не только вверх, но и в стороны. Деревья, находящиеся неподалёку от огня, нагреваются в нижней части, что приводит к отмиранию живых тканей ствола. От сильного жара погибают корни деревьев. Всё это вызывает их гибель.

Огонь отпугивает всех лесных обитателей. Это всегда сигнал тревоги для диких зверей и птиц. Увидев огонь, они обычно спасаются бегством. Если в лесу горит костёр, то в радиусе 100-150 м покидают гнёзда совы, певчие дрозды, другие птицы, покидают надолго, и насиживаемые яйца успевают остыть, кладка погибает.

От костра может возникнуть пожар в лесу в ветреную погоду. Даже правильным образом разведённый, а затем тщательно потушенный костёр может вызвать пожар: часто внутри полусгоревших дров остаётся незамеченной маленькая искорка.
Ученик 4 (показывает четвёртый знак на слайде 7). Правило четвёртое:

Не разоряйте птичьи гнёзда! Если вы увидели гнездо птицы, не вытаптывайте траву у гнезда, если оно на траве. Не трогайте яйца руками и не берите их из гнезда. Не берите в руки птенцов, иначе птицы-родители навсегда могут покинуть гнездо.
Ученик 5 (показывает пятый знак на слайде 8) . Правило пятое:

Не рвите цветов в лесу и на лугу! Любовь к цветам не должна выражаться в истреблении растений. Ведь цветок в вазе – это пленник, приговорённый к скорой смерти! Пусть лучше это чудо природы радует глаз, сердце, душу всех, кто придёт следом за вами. Сбор цветов для букетов прежде всего опасен тем, что мы не даём возможности растениям образовывать семена. При постоянном сборе цветов в одних и тех же местах некоторые виды могут просто исчезнуть. Чтобы из семени ландыша

выросло цветущее растение, необходимо 7-8 лет, а до цветения венерина башмачка проходит целых 18 лет! Именно наша давняя привычка рвать цветы привела к исчезновению многих видов растений. А букеты можно составлять из прекрасных цветов, выращенных человеком.


Слайд 9. Во Франции на горных лугах вывешены «обращения цветов» к путешествующим: «Не рвите нас! Сорвав, вы нас тотчас убиваете и не даёте произвести потомство. Цветы.»
Ученик 6 (показывает шестой знак на слайде 10) . Правило шестое:

Не ловите диких животных и не уносите их домой! Нельзя раскапывать норы и тревожить лесных зверей. Если увидите в лесу маленьких птенцов или зверёнышей, не берите их с собой. Животные в природе не потеряны и не брошены, они живут своей жизнью, никто не создаст им необходимых условий для роста и развития, кроме родителей.

Ученик 7 (показывает седьмой знак на слайде 11). Правило седьмое:

Не разоряйте муравейники! Лес здоров, если на каждый его гектар приходится по крайней мере четыре муравейника. Установлено, что если бы леса оставались без муравьёв, то урон, нанесённый вредителями, мог бы сравниться

пожаром. Муравьи – самые трудолюбивые санитары леса. Всего за 1 час муравьи берут в «плен» на 0,4 га леса вокруг муравейника более 2 тыс. гусениц. Если лесных санитаров нет, гусеницы уничтожают около 10% листьев, значит, гибнут деревья. Только за один день муравьи приносят в муравейник около 20 тыс. насекомых. В истреблении вредителей леса рыжие муравьи не уступают птицам: одна муравьиная семья уничтожает в день 7 200 гусениц дубовой листовёртки, 3 500 гусениц сосновой совки и тысячи других гусениц, куколок, личинок у самой земли, куда пернатые почти не опускаются.

Муравьи разносят семена растений, рыхлят почву, помогая тем самым возобновлению леса.

Муравьи часто спасают лес от пожаров. Они быстро гасят непотушенную спичку или окурок, брошенные около муравейника.

Встаньте же на защиту лесных санитаров, если увидите варварское истребление муравьиных семей.
Ученик 8 (показывает восьмой знак на слайде 12). Правило восьмое:

Не шумите в лесу! В лесу запрещается включать на полную мощность магнитофоны, поднимать крик и шум. От этого звери и птицы покидают свои гнёзда и норы (Слайд 13). Нужно ценить и охранять извечную и мудрую тишину, уметь слушать прекрасную музыку природы, волшебные звуки леса, птичьи перепевы, разговор ветра, журчание ручья.
Ученик 9 (показывает девятый знак на слайде 14). Правило девятое:

Не оставляйте после себя мусор! Соблюдайте чистоту в лесу, на лугу, озере, реке. Помните, что брошенная бумага до полного разложения будет лежать более

2 лет, консервная банка – 90, полиэтиленовый пакет – 200 лет, стекло – свыше 1000 лет. (Слайд 15)

Надо всегда помнить золотое правило туриста: сколько мусора в лес принёс, столько и унеси с собой. На худой конец консервные банки следует обжечь на костре, расплющить и вместе с другими несгоревшими отбросами закопать в землю.

Если остался хворост, дрова, нужно аккуратно сложить их.

Покидая лес, луг, берег реки, посмотрите, что вы оставляете после себя. Сделайте всё возможное, чтобы после вашего ухода река осталась прозрачной, лес – зелёным и здоровым, трава – пушистой, а ваша совесть – чистой!

Ведущий: Да, именно наедине со своей совестью остаётся человек, оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте. Совесть для человека – единственный контролёр. И быть может, одна из самых важных задач, которая стоит перед теми, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
Чтец (читает стихотворение И. Северянина «В парке плакала девочка»).

В парке плакала девочка: «Посмотрите-ка, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка, -

Я возьму птицу бедную и в платочек укутаю…»

И отец призадумался, потрясённый минутою,

И простил все грядущие и капризы и шалости

Милой маленькой дочери, зарыдавшей от жалости.

Ученик 10. Я сорвал цветок – и он увял. Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем.

Звучит песня «Дружба с природой» на мотив «Песенка крокодила Гены»
Защитим нашу Землю

Мы от рук браконьеров

Не позволим глумиться над ней.

Пусть живут на планете –

Заяц, волк и пантера

И в лесу пусть живёт соловей.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Знай, наш милый дружочек,

Даже лист и цветочек

Нам без дела не следует рвать

Зайца, белку, синицу,

В речке чистой водицу

Надо в братья свои записать.

Припев:

Будут рады звери, птицы,

Будет счастлив человек.

И с природой подружиться

Сможем мы навек!

Ведущий: Мы познакомили вас с основными правилами поведения в природе: не рвать, не ломать, не пугать, не шуметь, не мусорить! А теперь давайте попробуем представить, как вы выйдите из ситуаций, которые могут вам встретиться в природе.
1. Во время прогулки вы нашли в лесу поляну с редкими растениями. Каковы будут ваши действия?
2. Вы увидели, что ребята, оказавшись в лесу до вас, нарвали букет первоцветов (ландышей). Как вы поступите?
3. Вы отправились в лес, вам навстречу идут ребята и несут маленького зайчонка, чтобы ухаживать за ним. Ваши действия.
4. Вы увидели в лесу ребят, которые сбивали ногами и топтали мухоморы. Что вы скажите по этому поводу?
5. Собирая в лесу ягоды, некоторые ребята обламывают побеги черники. Ваше отношение к этому.
6. Вы увидели упавшего из гнезда птенца. Что вы предпримете?
7. Вы увидели в лесу ребят, которые сильно шумели, громко включали музыку. Ваши действия.
Ведущий: Надеюсь, вы навсегда запомните правила поведения в природе и будите их выполнять. (Слайд 16) А мне сейчас вспомнились слова знаменитого французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, который говорил: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету» (Слайд 17).

Чтец 1: Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя.

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.


Чтец 2: И при всём честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе –

Но со знаньем и умом.


Чтец 3: Чтобы мирно мчались годы,

Расцветал за веком век

Другом быть для всей природы

Должен каждый человек.

Ведущий: А сейчас мы хотим вам вручить памятки по охране природы.
1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.

2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.

3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.

5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.

6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.

7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.


Ведущий: Надо всем ребятам объединиться и оказывать помощь природе: развешивать скворечники и кормушки для птиц, очищать берег местной реки, озеленяют территорию школы.

Велика сила доброго примера. И пусть каждый из вас выступает примером дружелюбного отношения к природе, непримиримости ко всякому браконьерству.

Любите отчий край, уважайте природу, бережно и рационально относитесь к использованию природных сокровищ.

Сделайте всё, чтобы каждый из вас мог с гордостью сказать: «Я живу в Салтыкове и являюсь настоящим другом родной природы!»

(Слайд 18)
Звучит песня «Гимн Природе» на мотив «Солнечный круг».
Против стрельбы, против беды

Встанем за нашу планету.

Звери навек, счастье навек,

Так повелел человек!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома – цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

Приложение
ПАМЯТКИ ПО ОХРАНЕ ПРИРОДЫ

1. Отправляясь на экскурсию в природу, следует помнить, что основной закон путешественника – бережное отношение к природе.


2. В лесу вы в гостях у зелёного друга, поэтому не делайте того, что не стали бы делать у своего товарища в гостях.
3. Любой вред, нанесённый нами природе, прежде всего оборачивается против нас.

Убил сову – потерял тонну зерна; вылил в речку или озеро негодное автомобильное масло – погибли сотни мальков рыб; разорил гнездо птиц – оставил в живых тысячи вредных насекомых; сломал дубок или кленок – лишился нескольких кубометров древесины.

4. В любом лесу можно найти сухих веток для костра, чтобы приготовить пищу, но от громадных костров – главных пожирателей лесов – необходимо отказаться.
5. Надо помнить, что куст, срубленный на колышки для палатки, растёт 5-8 лет; дерево, выбранное для костра, - 15-20 лет; следы лесных пожаров сохраняются 50 лет.
6. Не забывайте о людях, которые идут за вами: на месте ваших стоянок не должно оставаться никаких следов.
7. Брошенная бумага лежит не сгнивая 2 года, а консервная банка или осколок от бутылки могут поранить ногу и через 90 лет.

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическая игра "Войди в природу другом"

Классный час в 6 «Б» классе
классный руководитель
Шульжик Е.В.

Цель занятия: воспитание экологической культуры детей, привлечение внимания учащихся к бережному и правильному отношению к природе.

Задачи:

Углубить представление об источниках загрязнения окружающей среды;

Развивать экологическое мышление у детей;

Воспитывать у детей бережное отношение к природе, привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Тип урока: урок-игра.

Используемое оборудование:

  • иллюстрации стихийных бедствий;
  • выставка литературы по экологии;
  • паспорт планеты Земля для заполнения дома (домашнее задание).

Мотивация. Информация для учителя.

Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля.

" Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни” - сказал Сухомлинский.

Ход занятия

Организационный момент. Эмоциональный настрой детей на занятие. Звучит мелодия Поля Мориа "В мире животных”. Презентация . Слайды № 2-8 . Читает учитель на фоне приглушенной музыки.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг… (Природа)

Сообщение целей занятия. Сегодня на нашем занятии мы узнаем, какую роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в природе. И мы сегодня проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает, и сможете ли вы его сберечь?

А что же такое "экология”? Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто как-то знаком с экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда каждый из нас овладевает экологическими знаниями и живет по экологическим законам жизни.

Слайд № 9. Чтобы во всем разобраться, нам нужно совершить путешествие в мир природы. Перед нами перекресток, куда нам отправиться? Гиперссылка на слайд № 10 (стрелочка № 1) "Планета Земля”. Дети играют в игру "выбери предмет” - необходимо определить, на какой из предложенных предметов похожа Земля (слайды № 11-15). На каждом из слайдов можно себя проверить, нажав на каждый предмет, где с помощью триггеров выставлены правильные ответы. Дети читают стихи после того, как игра закончится (слайд № 16).

Как яблоко на блюде

У нас земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все выскрести до дна.

Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.

После завершения первого этапа с помощью гиперссылки возвращаемся на слайд № 9 (перекресток).

Народные сказки. Информация для учителя. По гиперссылке переходим к слайду № 17 . На этом слайде располагается домик, в котором и живут сказки: Сказка № 1 и Сказка № 2. Чтобы осуществить переход, нужно кликнуть мышкой по сказке № 1, или № 2.

Пояснение для учителя. Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник разнообразной информации, в том числе о законах природы.

В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступков в отношении природы.

Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал. Для начальной школы более традиционным является такой подход как борьба добра и зла, отношения между людьми. Мы будем анализировать сказки с позиций естественнонаучных, с учетом взаимозависимости человека и природы. Мы рассчитываем на то, что дети лучше воспринимают и запоминают эмоционально окрашенный материал. Внимание ребенка привлекают новизна, необычность исследуемых объектов, нестандартный взгляд на привычные предметы. Народные сказки во многом "экологичны”: в них нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания.

Учитель. Сказка № 1. "Теремок” (переходим по гиперссылке на слайд № 18 ). Задание "Угадай сказку”. Здесь дети узнают свою сказку по подсказкам. Сначала появляются домик, затем его обитатели. Неплохо вспомнить главных героев: муха – горюха, комар – пискун, мышка – попрыгуха, лягушка - квакушка, заюнок – кривоног, по горке скок, лиса - при беседе краса, волк – волчище – из – за куста хватыш, медведь – всем пригнетыш. Чтобы удостовериться в правильности ответа переходим к слайду № 19 (название сказки "Теремок”). Чьё появление в теремке приводит к его разрушению? Слайд № 20 . На слайде имеются две составляющие: человек и природа. При беседе с детьми можно применить экологический подход: медведь олицетворяет человека, а остальные обитатели – природу. В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок можно рассматривать как экосистему. Все представители экосистемы взаимосвязаны друг с другом и при нарушении какого-либо фактора могут быть серьёзные последствия. Можно рассматривать "Теремок” как Природу, а человечество выступает в роли "Медведя” вмешательство которого приводит к нарушению экологического равновесия.

Учитель. Далее переходим на слайд "Народные сказки” (слайд № 17) и отправляемся по ссылке во вторую сказку (слайд № 21). Здесь используется такой прием, как сказочные вопросы. В известной сказке Аленушка не разрешала Иванушке пить воду из лужи. Почему вода в ней могла быть опасной? Беседа о воде. Что такое чистая вода? Какие опасности таит незнание вопроса о чистоте воды. Дети рассуждают вместе с учителем. Удостовериться в правильности названия сказки можно на слайде № 22 .

Учитель. Экологическая игра "Паутина жизни”.

Место проведения: класс.

Участники: не менее 5 человек.

Цель: экологические связи с природой, взаимодействие организмов и компонентов неживой природы, антропогенное воздействие на природу.

Оборудование: веревка, нитка.

Ход игры. Участники встают в круг и постепенно разматывают клубок, оставляя у себя в руках часть веревки, т.е. получается подобие паутины.

Затем участники отклоняются назад, так что веревка натягивается, если один из них уходит, веревка ослабевает.

Игра наглядно показывает взаимосвязи в природе и трансформацию экосистемы в целом.

Возможен другой вариант (он используется в нашем занятии и слайд № 23 поможет в этом) включены звуки природы и звуки антропогенного влияния на природу): дети стоят в кругу, веревку держат одной рукой. Ведущий, создавая экосистему, называет детей (можно раздать карточки) разными компонентами этой экосистемы (живые + неживые) после создания экосистемы. Ведущий рассказывает легенду (здесь будет стройка, лесоповал, осушение болота и т.п.). Компоненты от этого гибнут по очереди, соответственно происходит ослабление и нарушение связей.

Перекресток. Гиперссылка на слайд № 24 . Проблема и пути ее решения. Решаем три проблемы вместе. Вход в проблему: во всем, что случилось с природой, виноват человек. Для того чтобы понять, почему это произошло, давайте сначала выясним, а какие проблемы уже есть.

Учитель начальных классов. Красная книга! Почему она красная? По гиперссылке переходим на слайд № 31 . Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

  1. В книге рассказывается о самых красивых животных?
  2. Красный цвет – сигнал тревоги?
  3. А может быть в этой книге приведено описание опасных для человека животных?

Ребята, я предлагаю вам подумать и выбрать только один правильный ответ. Можно нажать на каждый предложенный вариант и узнать правильный ответ. Учитель говорит о том, что красный цвет предупреждает нас – стой! Остановись! Еще один неосторожный шаг и может быть поздно. Далее переходим к следующему слайду № 32 . Учитель делает небольшое сообщение "Красная книга Международного союза охраны природы и природных ресурсов - список редкостных и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, символический сигнал бедствия, адресованный правительствам и общественности отдельных государств. Периодически пополняется новыми видами. Первая Красная книга опубликована в 1966 году. Издаются также национальные и региональные Красные книги, например, Красная книга Украины.

Дети читают стихи.

Охраняются Красною книгой

Столько разных животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц. А. Пахмутова

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда успеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни. Д.Родович

Возвращение на перекресток. Слайд № 9

Учитель. Все дорожки пройдены, только черная тучка нависла. Как бы не было беды. Поспешим. По гиперссылке переходим на слайд № 33 . Показываем иллюстрации стихийных бедствий. Ответную реакцию природы мы можем наблюдать. Это катастрофы, которые в последнее время все чаще происходят на планете. Это землетрясения, наводнения, цунами, смерчи и многое другое. Гибнет много людей, стираются с лица земли города и деревни. Природа доказывает нам наше бессилие и беспомощность перед лицом природных катаклизмов.

Подводим итоги. У нас имеются все возможности, чтобы сохранить для себя и последующих поколений чистые водоемы, воздух, почву с их животным и растительным миром. Наше путешествие подходит к концу.

И закончить наш праздник нам бы хотелось стихотворением М. Дудина "Берегите Землю!”.

Берегите Землю, берегите!

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите эту Землю! Берегите!

Используемая литература:

  1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  2. Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999. - 224 с.
  3. Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002. - 192 с.
  4. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008. - 112 с.
  5. Экологический дневник школьника Московской области. – М: Современные тетради, 1997. – 120 с.
  6. Экологическая игра: http://www.ecosystema.ru/03programs/igr/038.htm

«Войди в природу другом»

Цель : Обучающие узнают, о разнообразии растений Хабаровского края, об их вреде и пользе для человека и животных.

Задачи: 1. Образовательная: познакомить с растительным миром Хабаровского края. 2. Развивающая: развивать слуховое восприятие через сценки, загадки, экологические загадки; зрительное восприятие через иллюстрации растений, слайды презентации. Развивать память, мышление; расширять кругозор, активный словарь учащихся. 3. Воспитательная: прививать любовь к родному краю, воспитывать бережное отношение к природе.

Сегодня мы проведем клуб природа на тему: «Войди в природу другом»

А начать наше занятие хочется строками из стихотворения

«Я славлю лес»

Ведущий 1:

Я славлю лес.

Когда идешь усталый, запыленный,

Дорогой длинной в полуденный зной,

Сверни смелее в тихий лес зеленый,

И он усталость снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Родимый лес, Зеленый лес!

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать с тоской,

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет как рукой.

Я славлю чудо из чудес-

Красу земли, зеленый лес!

Когда раздумий вещий час настанет,

Когда мечтаешь о грядущем ты,

И окрылит он все твои мечты.

Я славлю чудо из чудес –

Родимый лес, зеленый лес!

Мы вместе в радости и в горе.

Он в дни войны стеною стал за нас.

Застыли сосны тихо, как в дозоре,

Лес и сегодня охраняет нас.

Я славлю чудо из чудес-

Красу земли, зеленый лес!

(В. Лукша)

Ведущий 2:

Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений! Сегодня мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса.

-Отгадайте загадку:

Стоит Алена - платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан (Береза.)

Белоствольная березка - украшение пейзажа нашей Родины, эмблема ее лесов. Немало песен и стихов сложено об этом красивом дереве. С раннего детства вы поете песню «Во поле березка стояла», учили стихотворения о белоствольной кудрявой березке.

Чтец 1:

Встали в ряд березки, как подростки,

Ветка с веткой, как рука с рукой.

Признаюсь, Россия без березки

Не была бы солнечной такой!

Ведущий 1:

Березы оживляют лес, делают его уютней и праздничней.

Но не все знают, какими лекарственными свойствами обладают почки березы. В них содержится эфирное масло, виноградный сахар, вяжущие вещества. Поэтому почки березы используют в медицине.

Гриб чага, встречающийся на растущих стволах белых берез, считается полезным средством при лечении опухолевых заболеваний желудка.

Березовая кора, применяется как средство против лихорадки, а настой из листьев - как потогонное.

Ведущий 2:

Ребята, а как называется березовый лес?

Представьте, что вы попали в березовую рощу. Здесь много света, воздух прозрачен и чист. У древних славян существовало слово «бер», означающее «светлый», «ясный», «белый». От него и образовалось слово «Береза». Хороша береза! Стоит и красотой своей всех радует.

Чтец 2:

На березках беленькие блузки,

Для красы - полоски поперек

Словно парень ласковый, по-русски

Льнет к березке вешний ветерок.

Березовый сок - вкусный и полезный природный напиток, лечебные свойства которого признаны учеными. Он содержит много полезных веществ. Но варварский сбор березового сока наносит непоправимый вред деревьям. К сожалению, закон бережного отношения к природе многие забывают, и результатом варварского сбора березового сока становятся уродливые или даже погибшие деревья. Каждый год число таких покалеченных деревьев все растет и растет.

Конечно, береза не умеют говорить, но если бы могла, то поведала о себе следующее:

«И хорошо бы мне жилось, если бы не весенний сок. Весной стволы многих берез порезаны, и течет по ним потоками березовый сок или, как его называют в народе, - березовица. А ведь он дереву нужен. Этот сок, словно кровь, несет ветвям питательные вещества. Они необходимы для того, чтобы дерево пробудилось после зимнего сна, набухли его почки, развернулись листья. Так стоит ли ради одного - двух глотков сока губить деревья, наносить их здоровью непоправимый вред.

Ведущий 1:

Запомните правила сбора березового сока:

1. He делайте большие отверстия в коре.

2.Не берите много сока.

3.Замазывайте раны дерева пластилином или глиной.

Очень хочется, чтобы не только вы могли полюбоваться этим красивым деревом, но и ваши будущие дети, и внуки ваших детей. Берегите русскую березку!

Ведущий 2:

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

А теперь давайте представим себе еловый лес. Полумрак, травы и кустов мало. Изредка прозвенит синица, простучит дятел, и снова тишина. Но, несмотря на такое мрачное описание, ель ассоциируется с самым сказочным праздником - Новым годом. Именно елочку украшают в каждом доме под Новый год. Но лучше, если вы будете использовать искусственные елочки, так как праздник прошел, и люди выбрасывают огромное количество елок в мусорные ящики. А ведь елка дерево полезное. Семенами ели питаются звери и птицы, из древесины мастера делают музыкальные инструменты, за что называют это дерево «певучим деревом», древесина используется в строительстве, из нее получают бумагу, искусственный шелк и много других полезных веществ.

Ведущий 1:

Послушайте и отгадайте, о каком дереве пойдет речь. С давних пор люди оценили замечательные свойства этого дерева. Одно из них стойкость. Дерево не боится ни мороза, ни жары, ни засухи, но не любит темноты. Это дерево относится к хвойным деревьям, семенами этого растения в суровую зимнюю пору питаются дятлы.

Что это за дерево?

Сосну считают деревом здоровья. Недаром санатории, дома отдыха и лесные школы строят там, где растут сосны.

Я прочитаю рассказ, а вы подумайте о каком растении идет речь.

«Ох, и вкусна ягодка!» - едят и нахваливают снегири. Я спасаю от голода зимой многих птиц и зверей. Мои красные гроздья видны издалека. Мои ягоды полны витаминов, поэтому их и собирают люди. Но иногда они по-варварски гнут ветки, чтобы достать высоко висящие гроздья. Из-за этого на ветках образуются трещины и болею.

Про эту ягоду есть такая загадка:

В сенокос я горька, А в мороз - сладка.

Красна, а не малина Это ягода.. .рябина.

Как называется, эта ягода? Помните! Идете в лес за рябиной запасайтесь специальным шестом, чтобы не повредить ветви и стебли рябины.

Ведущий 2:

Лес не только дарит нам свою красоту, но и щедро делится с людьми своими щедрыми ягодными запасами.

1 .Адрес этой ягоды - болото, где хозяином является зеленый мох. Когда они созревают, кажется, будто кто-то рассыпал красные бусы по зеленому бархату мху. Собирают их осенью, после первого мороза (клюква).

2.Эта ягода созревает одной из первых - в июне. Очень любит солнце, поэтому ее надо искать на открытых местах, на сухих травянистых опушках, полянах, вырубках. Ягоды сладкие, душистые, ароматные (земляника).

З.Эта ягода любит солнце, отдельные кусты встречаются редко, как правило, они образуют заросли. Это одна из самых любимых ягод, к тому же незаменимое средство при простуде, при ангине. (Малина.)

4.Эта ягода внешне похожа на малину. Растет в светлых лесах по опушкам, вырубкам, берегам рек. Черные или черно- красные ягоды очень сладкие и сочные и хороши в любом виде. (Ежевика.)

5.Эта ягода растет на невысоких кустиках. Куст этой ягоды не знает листопада. Созревают ягоды в конце лета, и собирать их лучше после первых заморозков. Ягоды очень долго сохраняются, не портятся, благодаря содержанию в ней бензойной кислоты. По цвету ягоды темно-красного цвета. (Брусника.)

б.Эту ягоду называют «ягодой наоборот». Большинство ягод из зеленых и желтых превращаются в красные или черные, а эта при созревании сначала краснеет и только спелая приобретает желто - оранжевый цвет. Используют ее при заболеваниях сердца, при простуде и как кровоостанавливающее средство. Растет она на болотах, во мхе, не боится мороза. (Морошка.)

7.Ягода содержит большое количество витаминов и железа. В старину этими ягодами красили ткани в красный и фиолетовый цвет. Ягоды шаровидной формы, слегка приплюснутые на верхушке, черные, мякоть ягоды сочная, но очень пачкает зубы и губы. Вкус приятный, кисловатый, чуть вяжущий. (Черника.)

Физминутка

Ребята, а какая из ягод самая полезная, мы узнаем из сценки «Ягодная трагедия», ее покажут ребята пятых классов. «Ягодная трагедия»

(Выходит Сестричка - Брусничка, плачет. На плач выбегает Сестричка - Клюковка.

Сестричка - Клюковка. Сестричка - Брусничка, что случилось? Что ты слезы льешь?

Сестричка - Брусничка. Все ягоды сладкие, вкусные.. .А

мы.. .Кислые.. .Как жить, когда знаешь, что от нашего вкуса язык и зубы

сводит? (плачет)

Сестричка - Клюковка. Ты - то что.. .А я еще кислее тебя.. .Я ведь Клюковка... Ох-Ох!!!

(Обе рыдают, входит Крыжовник)

Крыжовник. Сестрички, чего носы повесили? Что за проблемы? Сестричка - Клюковка и Сестричка - Брусничка (вместе). Уж больно мы кислые.. .Нас есть невозможно...

Крыжовник. А ведь правда.. .(задумался, чешет в затылке). А я вот, Крыжовник, колючий...Как начнет меня хозяйка собирать, все руки переколет.. .(плачет, вбегает черника) Черника. Приветик! Как делишки? А что это с вами?

Сестричка - Клюковка и Сестричка-Брусничка. Отстань, Черничка, у нас

горе - мы кислые...

Крыжовник. А я колючий.(Вздыхает)

Черничка. А у меня все хорошо! У меня нет недостатков...

Крыжовник. Как это нет? Когда тебя поедят, руки и рот у людей становятся

сине-черными! Фу - у - у.. .Я сколько раз слышал - жалуется на тебя народ,

жалуется.

Черничка. Правда твоя. (Опускает голову) С шарами в руках вприпрыжку вбегает Клубничка.

Клубничка. Хэллоу, друзья! Какой замечательный день! А что это с вами? (растерянно)

Все ягоды. Клубничка, а чего хорошего-то?

Сестричка - Клюковка и Сестричка - Брусничка. Мы - просто кислятина...

Крыжовник. А я, к сожалению, просто колючка. Черника. Позвольте представиться - растительные чернила. Клубничка. Да что такое с вами?

Черничка. А ты на себя взгляни! Чуть тронь тебя - сразу пятнами покрываешься, мнешься, неженка. Тоже ничего хорошего. Клубничка. Как вы правы, друзья!

(Все опустили головы, отвернулись друг от друга, входит Королева Ягод) Королева Ягод. Ягодки Мои хорошие, ягодки мои чудесные, кто вас обидел? Все ягоды. Нас никто не обидел, просто мы кислые, колючие, слишком нежные и чернила.

Королева Ягод. Глупенькие вы мои! Да кто ж вам такое сказал? (Подходит к каждому обнимает) Клюковка и Брусничка, в вас очень много витаминов, вы незаменимы при простуде. Крыжовник из тебя получается прозрачный изумрудный джем - просто объеденье! Черника, а ты нужна людям, у которых плохое зрение. Клубничка, а ты имеешь такой аромат и вкус, что даже голова кружится. Все ягоды. Правда? Вот здорово!!! Королева Ягод.

Все вы, ягодки, нужны!

Все вы, ягодки, важны!

Люди очень любят вас

И делают к зиме запас!

Скажите пожалуйста, можно ли из всех ягод выбрать самую полезную, почему?

Верно, каждая из ягод хороша по - своему, полезна для нас.

Ведущий 1:

Лес богат не только ягодами, но и грибами. Кто хоть однажды в детстве собирал грибы и ягоды, дышал незабываемым воздухом леса, приносил домой полный кузовок даров природы, навсегда полюбил это увлекательное занятие. Предлагаю конкурс загадок:

Лета первая примета

Под березкой в холодке,

Гриб коричневого цвета

На пятнистом корешке

(подберезовик )

Этот гриб – боровик

И красив он и велик,

(белый гриб )

Это гриб любимец мой.

Очень строгий и прямой.

Поглядите, как горит

Шляпка ярким пламенем

На полянке он стоит,

Как солдат под знаменем,

(подосиновик )

Что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой,

(опята)

Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк,

Бросить жалко,

Съесть сыро.

(груздь )

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный,

(мухомор )

Кто из вас знает почему этот гриб называют мухомор?

Мухоморы не только мух морят, но и людей. Старые хитрецы мухоморы приподнимают края своей шляпки, образуя чашечку - блюдечко. В них набирается дождевая вода и через некоторое время становится ядовитой для насекомых, которые прилетают утолить жажду.

Мухомора ругают за то, что он убивает насекомых. А разве это плохо? Как же избавиться от надоевших комнатных мух, которые являются переносчиками различных инфекций? Бороться с мухами помогает именно мухомор.(Войчук Саша)

Мухомор обожают животные: слизни, белки, некоторые птицы, например, сорока.

Лоси, коровы, олени лечатся мухоморами от глистов. Мухоморы лечат и растения. Мухомор обладает лечебными свойствами.

В пленке красного мухомора содержится вещество, которое тормозит развитие опухолей. Ценными лечебными свойствами обладает и мякоть гриба. Из мухомора получают лекарственные препараты для людей, страдающих головными болями, хронической ангиной. (Л. Миша)

Ведущий 2:

А сейчас вашему вниманию, я предлагаю следующие задачи:

1. Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

Зачем ты это делаешь? - спросил Коля, ведь они нужны лесу, животным? -Они же несъедобные, поганки, - ответил Вова. -Кто из мальчиков прав?

2 . Костя и Миша взяли корзины, и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крупных боровиков и пошел в условленное место, где друзья договорились встретиться. Выйдя на поляну, Костя увидел своего друга, у которого была в руках полная корзина мухоморов.

    Ты зачем набрал мухоморов? - удивленно спросил Костя.

    Я их собрал, чтобы другие не отравились, - ответил Миша.

    Правильно ли поступил Миша.

Расскажите, как надо правильно собирать грибы? Правила сбора грибов:

1.Гриб осторожно выкручивайте или аккуратно отрезайте ножку ножом.

2.Никогда не берите незнакомые грибы, так как среди них могут быть ядовитые.

3.Никогда не срывайте грибы зря: грибами питаются многие животные.

Ведущий:

Предлагаю посмотреть сценку «Я славлю Лес» в исполнении Кузнецова В. и Локтионова М.

Однажды в теплый летний день Саша собирался пойти погулять

в лес и позвал с собой друга Диму.

Да не хочу я в лес идти, - проворчал Дима.

Что ты, там ведь так интересно! - ответил Саша. - Пойдем, я покажу тебе лес, и ты тоже его полюбишь. По дороге Саша рассказывал:

«Смотри, это же настоящая сказка! Посмотри на небо!

А теперь наклонись и посмотри под ноги. Видишь, сколько здесь ягод, а если приглядеться, то можно найти и грибы, и лекарственные растения грибов.

    Ой, что это?! - воскликнул Дима.

    Да это же белка, - ответил Саша, она живет на деревьях.

Круглый год в лесу есть корм для животных, поэтому в лесу живет много зверей и насекомых. Здесь всем хватает места. Под густым валежником роют себе норы барсуки и лисы. Возле лесных рек селится бобер, в чаще леса можно встретить медведя, рысь, лося, кабана, волка.

Но, к сожалению, - ответил Саша, не все люди относятся к лесу бережно

Ведущий 2:

Приближаются летние каникулы, и вы с родителями или с друзьями будите ходить в лес. О чем, нужно помнить, идя в лес? Многие, приходя в лес, оставляют после себя кучи мусора и непотушенные костры, от которых часто случаются пожары. Это так ужасно, когда гибнут животные и деревья. Природа - наш общий дом, поэтому нельзя наносить ей вред.

Завершить наше занятие хочется следующими строчками: Лесному богатству и равного нет Как много тут ягод, грибов! Свисток смастерил и собрал я букет Из красных и синих цветов. Вот стать бы мне лесом, расти до небес, Жить тысячу лет это срок! Но тихо сказал мне задумчивый лес: « Ты будь Человеком, сынок»

    А что, значит, быть человеком?

    Подведение итогов, награждение участников.

(Библиотека МУК «Покровский центр досуга»,
Рыбинский МР)

Цель турнира: воспитание любви к природе, бережного к ней отношения; развитие коллективных навыков в игре, творческих способностей учащихся в процессе игры ; развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.

Здравствуйте, ребята!

Много во Вселенной удивительных планет, но только на одной нас окружает живая природа: солнечный свет, воздух, вода, растения, животные. Природа нашей планеты кормит, поит и согревает нас, лечит от разных болезней.

Природа нашей Земли прекрасна. И... мы очень часто природу обижаем, а то и просто губим. Замечательный писатель Бернард Шоу сказал: «...мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на Земле, как люди». Это совсем не сложно: не рвать зря цветы и не ломать ветви деревьев, кормить зимой птиц, убирать за собой мусор...

На шаре нашем земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса,

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес,

Полно таинственных чудес.

Не разрушайте этот мир

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжках.

Земля – планета людей, и если люди хотят жить на ней всегда, они должны ее любить и беречь. И, конечно, знать родную природу.

Для этого сегодня мы проведем турнир знатоков . В игре принимают участие 3 команды. В каждой команде есть капитан, выбранный с помощью жеребьевки. Капитаны получают маршрутный лист и путешествуют по станциям. На каждой станции вас будут ждать испытания. Если вы с ними справитесь , то получите букву. В конце игры из букв вы должны будете составить слово.


Станция «Лесные чудеса»


Здравствуйте ребята! Приветствую вас на станции «Лесные чудеса».

Лес – это наше богатство! Лес – защитник человека. Лес – это дом для зверей и птиц .

Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых. Лес – помощник земледельца.

Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

А сейчас мои задания. Выполните их правильно – и получите букву.


  1. Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятла).

  2. Какие грибы растут на пнях? (Опята).

  3. Какой лесной обитатель сушит на деревьях грибы? (Белка).

  4. Хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму. (Лиственница).
Загадки про лесные деревья:

Что же это за девица?


Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год . (Ель)

Зелена, а не луг,


Белена, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Береза)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Этой бабке сто лет,
Горба у нее нет,
Высоконько торчит,
Далеконько глядит,
Придет смерть за старушкой,
Станет бабка избушкой. (Сосна)

Весной зеленела,


Летом загорала,
Осенью надела,
Красные кораллы. (Рябина)

А ещё есть для вас задачка «Лесные находки». Слушайте внимательно и считайте.

Ваня по грибы пошел, вот что он в лесу нашел:

Один рыжик, два орешка, три малютки сыроежки,

Муравейников четыре, подберезовиков пять,

Шесть улиток, семь лягушек, восемь розовых волнушек,

Девять мухоморов красных, и десяток шишек разных.

А теперь, дружок, подумай и ответь на мой вопрос:

Сколько этот славный мальчик из лесу грибов принес? (17)

В лесу, ребята, встречается много преград: корявых деревьев, ям. Вот сейчас мы посмотрим, как вы справитесь с моими преградами .

Задача ребят пробежать всей командой паровозиком, оббегая кегли и не задев их. Если задели, дается еще одна попытка.

Молодцы, справились с заданиями. Ваши буквы – две буквы «А».

А теперь мое напутствие:

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

А сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считай – не сочтешь!

Свято помни, что лес – наша радость.

В век не сойдутся. (Берега)

Игра «Собрать мусор». Каждый участник бросает в корзинку клочок бумаги. Если не попал, то бросает до тех пор, пока не попадет.

Зачитывается рассказ «Нужны ли комары?».

Один знакомый рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен – житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров . «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту нечисть!» – в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами.

Какой же экологический урок дал старый эвен рыбаку?

Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди.

В природе всё находится в равновесии, всё связано.

Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Давайте будем беречь планету,


Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей,


От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю цветами, садами...
Такая планета нужна нам с вами!

Ваша буква «К».

Команды все собрались, задача составить слово из букв, одной буквы не хватает. Итоговое слово «ЛАСТОЧКА».

Внимание! Команды должны составить за 2 минуты как можно больше слов (имя существительное, единственное число).

Помните: защита окружающей среды – обязанность каждого! Находясь в лесу, соблюдайте меры противопожарной безопасности, ведь лес – природные лёгкие нашей планеты!

Не засоряйте лес!

Посадите дерево!

Берегите природу!

Сохраним природу вместе!!!

Охранять природу – значит охранять Родину!


Литература


Занимательное азбуковедение: Кн. для родителей, учителей и милых детей / авт.-сост. Волина В.В. – М.: Просвещение, 1994. – 400 с.

Плешаков А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 160 с.

Плешаков А.А. Зелёные страницы: кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.

Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2010. – 222 с.

Птицы и их гнезда // Отчего и почему. – 2012. – №3. – С. 13.

Составитель:
Заонегина Е.П., библиотекарь

Сценарий внеклассного мероприятия. Классный час - экологическая игра «Войди в природу другом!» для учащихся 5-6 классов.

Ломанцева Алла Владимировна

Возраст участников: 10-12 лет (5-6 классы).

Цель: развитие познавательной активности детей.

Задачи:
-Расширение кругозора детей;

Формирование у детей навыков работы в группе;

Воспитание бережного отношения к природе;

Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

Форма проведения: командная соревновательная игра.

Оборудование: Ноутбук, интерактивная доска, кроме этого, для работы на станциях изготавливаются дополнительные пособия.

Примечание: Во время игры работает жюри, в состав которого входят учителя и старшие школьники. Ведущими в игре выступают учащиеся 8-9 классов, кроме того, на каждой станции также есть ведущие из числа учащихся 8-9 классов.

Для участия в игре приглашаются 4-5 команд; каждая команда заранее выбирает название, капитана команды, придумывает эмблему, готовит девиз и приветствие для команд соперников.

Предполагаемыми результатами проведения данного классного часа являются развитие познавательной активности детей, воспитание бережного отношения к природе, формирование навыка работы в группе. Хочется отметить важность проведения экологических мероприятий в связи с тем, что необходимо воспитывать экологическую культуру в детях.

Ход игры:

1) Ведущие (2 человека) приветствуют команды, на экране через проектор показывается визуальное приветствие (Приложение 1).

2) Представление команд.

3) Ведущие знакомят команды с ходом игры.

4) Конкурс «Экологическая разминка». Ведущие по очереди задают командам вопросы, требующие краткого ответа. Ответы команды пишут на листках, которые им раздаются заранее. Для ответа на каждый вопрос дается 1 минута, по истечении этого времени второй ведущий быстро собирает ответы у команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для «Экологической разминки»:

1-Почему в жару собака высовывает язык, а лошадь - нет? (У собаки на коже нет потовых желез)

2-Лесник весной увидел, что кора деревьев обгрызена зайцами на высоте 1,5 метров от земли. Как это могло произойти? (Зимой в лесу глубокий снег)

3-Почему утки, гуси с особенным удовольствием купаются в сильные морозы? (Температура воды даже в сильный мороз не бывает ниже +3 градусов, поэтому в воде они греются)

4-Почему соловьи осенью улетают на юг, а, например, воробьи – нет? (Воробьи могут зимой добыть пищу, а соловьи питаются насекомыми)

5-Почему над лесом в жаркий день облаков больше, чем над полем? (Деревья испаряют больше воды)

6-Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки)

7-Многие люди, путешествующие по морю, выбрасывают в море разнообразный мусор, который затем вылавливают экологи, чтобы сохранить окружающую среду. Какого мусора в море больше всего? (Окурков)

8-Назовите причины осеннего листопада (Растения избавляются от вредных веществ, защищаются от обезвоживания, избегают поломки ветвей зимой из-за тяжести снега)

5) Конкурс «В здоровом теле – здоровый дух». Ведущие предлагают командам вопросы. После каждого вопроса команды совещаются, находят ответ, капитан команды поднимает руку и озвучивает ответ. Если капитан команды дал неправильный ответ, право ответа переходит к другой команде. Если правильный ответ не звучит, его озвучивает ведущий. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Вопросы к конкурсу «В здоровом теле – здоровый дух»:

1-В русских сказках говорится о мёртвой и живой воде. Какую воду на Руси называли живой? (Родниковую воду)

2-Многие средства народной медицины используются в официальной медицине. Это растение издавна используется как лекарственное, без него не обходятся кулинары, про него сложили много пословиц, он во сто шуб одет, и от семи недуг. Медики говорят, что оно содержит витамин С, а также вещества, убивающие микробов. Что это за растение? (Лук)

3-Эта вредная привычка настолько распространена, что ВОЗ учредила день (31 мая), в который от нее предлагают отказаться. Что это за привычка? (Курение)

5-Врачи доказали, что это занятие снижает артериальное давление и помогает быстро успокоиться без лекарств. Что это за занятие? (Чтение)

6-Почему щёки на морозе сначала бледнеют, а потом краснеют? (На морозе кровеносные сосуды сначала сужаются, а потом расширяются)

6) Конкурс «Экологической марафон». Ведущие выдают командам путевые листы с названиями станций (Приложение 2), в которых ведущие на станциях будут записывать количество баллов, полученное командами. На каждой станции команда находится 7 минут.

Станции:

А) Муха домашняя

Б) Таракан рыжий

В) Блоха

2) Кто из этих птиц не летает?

А) Куропатка

Б) Киви

В) Курица домашняя

3) Какой из этих организмов - не животное?

А) Актиния

Б) Ламинария

В) Коралл

4) Кто из этих насекомых – хищник?

А) Колорадский жук

Б) Жук-олень

В) Водомерка

5) Назовите растение короткого дня

А) Хризантема

Б) Сон-трава

В) Ландыш

6) Какое из этих растений хищное?

А) Мох Кукушкин лён

Б) Росянка

В) Петров крест

7) Какое из этих растений не цветёт?

А) Папоротник

Б) Хлорофиттум

В) Верблюжья колючка

8) Кто из них не ящерица?

А) Комодский дракон

Б) Веретеница ломкая

В) Саламандра огненная

9) Кто из этих животных не рыба?

А) Мурена

Б) Акула

В) Дельфин

10) Назовите домашнее насекомое

А) Муха

Б) Тутовый шелкопряд

В) Таракан рыжий

2-«На привале». Ведущий предлагает командам рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, банка от консервов, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для окружающей среды и просит пояснить свой выбор, а также придумать рассказ о том, как этот мусор мог появиться в лесу. Мусор готовится заранее, участникам команды выдаются одноразовые перчатки. Ведущий на станции начисляет баллы по своему усмотрению, в зависимости от правильности ответа и рассказа, который придумали участники (чувство юмора очень приветствуется). Максимальное количество баллов за этот конкурс-10.

3-«Загадочный ящик». Для проведения конкурса на этой станции требуется заранее изготовить ящик с отверстием (подойдет коробка из-под обуви, в которой прорезается отверстие, для красоты коробку можно оклеить цветной бумагой). Внутрь коробки помещаются различные мелкие предметы, например, раковины, небольшие плоды, листья растений, пуговицы, стеклянные шарики, крышки от пластиковых бутылок, батарейка. Команда выбирает участника, который засовывает в ящик руку, ощупывает предметы и на ощупь пытается определить, что за предмет у него в руках. За каждый правильно названный предмет команда получает 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

4-«На лесной тропинке». Ведущий на станции предлагает детям составить пищевые цепи. Для работы этой станции заранее требуется приготовить картинки (рисуют дети), на которых изображены: дерево (трава), кузнечик, куропатка, мышь, лиса, змея, коршун и т.д., а также на отдельных листах бумаги рисуются стрелки, при помощи которых дети показывают направление вещества и энергии от одного трофического уровня к другому.

5-«Экоэрудит». Ведущий на станции предлагает детям вопросы, на которые они могут ответить только «Да» или «Нет». За каждый правильный ответ дается 1 балл, общее количество баллов заносится в путевой лист.

Вопросы:

Кит - большая рыба? (Нет)

Белые медведи нападают на пингвинов? (Нет)

Пауки - насекомые? (Нет)

Яйцекладущие млекопитающие встречаются только в Австралии? (Да)

Сосна – светолюбивое растение? (Да)

Можно ли назвать ласточку хищной птицей? (Да)

Одуванчик – лекарственное растение? (Да)

Самый ядовитый гриб в России - мухомор? (Нет)

Предок домашней собаки – дикая собака Динго? (Нет)

Слон – самое крупное млекопитающее? (Нет)

Бегемота в Африке называют «Водяная лошадь»? (Да)

Команды проходят по всем станциям и возвращаются в актовый зал. Капитан каждой команды сдает путевой лист жюри. Когда все команды собираются, ведущие объявляют последний конкурс.

7) Конкурс «Эконевидаль». Для проведения этого конкурса необходим ноутбук и интерактивная доска, где демонстрируются ответы на вопросы с фрагментами-иллюстрациями (Презентация 2). Первый ведущий устно задаёт вопросы, после каждого вопроса на интерактивной доске появляются 4 варианта ответа, из которых команды выбирают один правильный и отмечают его на заранее выданном листке. Второй ведущий переводит слайды презентации. По окончании этого конкурса ведущий собирает листки с ответами команд и передает их жюри. За каждый правильный ответ жюри присуждает команде 1 балл.

Вопросы:

1- Эти птицы – самые многочисленные на планете.

А-Ворона

Б-Воробей

В-Курица

Г-Голубь

2- Умение этого животного менять окраску вошло в поговорку, у А.П.Чехова так называется рассказ. О ком идет речь?

А-Хамелеон

Б-Жаба

В-Василиск

Г-Ящерица

3-Древние славяне называли это растение «Перуновым деревом», его древесина обладает уникальными свойствами, живет это растение долго.

А-Берёза

Б-Рябина

В-Дуб

Г-Сосна

4-За всю историю человечества по вине этого животного погибло больше людей, чем во всех войнах. Что это за животное? (Пояснение ведущего после конкурса: крысы являются переносчиками чумы)

А-Акула

Б-Крыса

В-Тигр

Г-Кобра

5-В переводе на русский язык название этого животного-«Лесной человек». О ком идет речь? (Пояснение ведущего после конкурса: этот уникальный человекоподобный примат живёт только в лесах Азии и строго охраняется)

А-Горилла

Б-Шимпанзе

В-Гиббон

Г-Орангутан

6-Одно из этих интересных животных - грызун.

А-Ёж

Б-Броненосец

В-Ехидна

Г-Дикобраз

7-Это уникальное растение имеет много названий, самое распространённое из них-«Мамонтово дерево», а также название, которое ему дали индейцы племени Чероки в честь своего вождя. О каком растении идёт речь? (Пояснение ведущего после конкурса: секвойя - хвойное растение, самый известный долгожитель среди деревьев. Предполагают, что самым древним деревьям более 6000 лет)

А-Секвойя

Б-Кипарис

В-Баобаб

Г-Эвкалипт

8-В честь этого цветка древние персы назвали свою столицу, в христианстве его связывали с Девой Марией, во Франции он был символом королевской власти. (Пояснение ведущего после конкурса: столица древних персов называлась Сузы, что в переводе означает лилия. У христиан лилия-символ чистоты и непорочности. Во Франции лилия-символ королевской власти)

А-Тюльпан

Б-Гиацинт

В-Нарцисс

Г-Лилия

9-Это мирное травоядное животное очень похоже на медведя, хотя большинство ученых считают его близким родственником енота.

А-Коала

Б-Панда

В-Гризли

Г-Тасманский дьявол

10-Семена этого растения часто неправильно называют орехами, а на самом деле это растение – близкий родственник гороха и фасоли.

А-Лещина

Б-Грецкий орех

В-Арахис

Г-Миндаль

11-Это животное обладает, пожалуй, самым мощным в природе химическим оружием, действие которого почти невозможно вынести. Кто это? (Пояснение ведущего после конкурса: скунс распространён в Северной Америке. В момент опасности он поворачивается к противнику хвостом и выбрызгивает в него струю с невыносимым запахом)

А-Скунс

Б-Крот

В-Голый землекоп

Г-Выхухоль

12-Вопреки распространенному мнению, это животное практически не ест растительную пищу. (Пояснение ведущего после конкурса: ежи относятся к отряду Насекомоядных и питаются в основном червями, жуками, лягушками, мышами)

А-Гиппопотам

Б-Ёж

В-Дикобраз

Г-Бурый медведь

13-Перед вами изображения мифических существ из известных фильмов. Одно из них действительно существует в природе, хотя нужно отметить, что режиссер преувеличил, изображая его в кино. Что это за существо? (Пояснение ведущего после конкурса: кракены - гигантские кальмары, обитающие на большой глубине. Документально подтверждены встречи с кальмарами длиной до 20 метров, но зоологи предполагают, что эти животные могут достигать 30 метров в длину)

А-Феникс

Б-Дракон

В-Кракен

Г-Единорог

По окончании этого конкурса один из ведущих собирает листки с ответами и передает их жюри. Второй ведущий называет правильные ответы, при этом презентация показывается заново. Когда правильные ответы названы, ведущий благодарит команды за участие, и предлагает им просмотреть небольшой фильм о природе (можно выбрать произвольно). В это время жюри подводит итоги.

Когда итоги подведены, один из членов жюри объявляет команду-победителя. Ведущий поздравляет команды, проводится награждение команд (призы готовятся заранее, награждаются все команды, команде-победителю вручается кубок, все команды получают грамоты).

Приложение 2. Путевой лист

Название команды:________________________

Станция

Баллы

1-«Экознайка».

2-«На привале».

3-«Загадочный ящик».

4-«На лесной тропинке».

5-«Экоэрудит».

mob_info