Showforum сообщение на тему архитектура. Архитектура: современные тенденции

Современная архитектура основывается на известных законах физики. Некоторые из этих законов опровергаются, в других случаях находятся новые концептуальные проектировочные решения, которые уже сейчас могут помочь визуализировать архитектуру будущего. Но в любом случае, футуризм в архитектуре - это фантастика, причём весьма научная.

Идеальным местом для воплощения идей футуристов является пространство, где не действуют земные физические и этические законы. То место, где качество сознания изменено и приоритеты между жизнью человека и машины не могут быть расставлены чётко. Лучшей визуализацией этих проектов стали фантастические фильмы, «Звёздные Войны» - типичный пример архитектуры футуризма.

Человек всегда мечтал о будущем и пытался представить его себе, но рождению футуризма мы обязаны именно XX веку, когда машина смогла серьёзно заявить о своих правах и встать рядом со своим создателем. Никогда ранее человек не создавал такого количества машин для жизни, и никогда ещё машина не приносила столько смерти. Динамика жизни изменилась и первыми на неё среагировали художники.

Футуризм (от лат. futurum - будущее) - Авангардистское течение в европейском искусстве 1910-20-х гг. XX в. Сложился в Италии. В творческой практике итальянских живописцев У. Боччони, Дж. Северини и других проявилась тенденция сделать предметом искусства динамизм как таковой.

Отрицание традиционной культуры, ее художественных ценностей, культ техники, индустриальных городов (урбанизм) приобретал у итальянских футуристов антигуманистический характер: по утверждению итальянского писателя Ф. Т. Маринетти (вождя и теоретика футуризма, автора «Манифеста итальянского футуризма » 1909-19 гг.), жизнь мотора волнует больше, чем улыбка или слёзы женщины. В живописи футуристов, представлявшей собой хаотические комбинации плоскостей и линий, дисгармонию цвета и формы, человек нередко трактуется как подобие машины. Отрицание гармонии как принципа искусства присуще и футуристической скульптуре. Требование «открыть фигуру, как окно», стремление передать светопроницаемость и взаимопроникновение объёмов приводило к модернистской деформации. Поэзия футуристов заумна, нацелена на разрушение живого языка; это образец насилия над лексикой и синтаксисом. Футуристическая абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника в социально-идеологическом плане обнаружила различные тенденции. В итальянском футуризме она обернулась прославлением войны в качестве «единственной гигиены мира», воспеванием агрессии и насилия, поэтизацией империализма. В сочетании с ярым национализмом всё это привело итальянских футуристов к союзу с фашистским режимом Муссолини. В других странах Запада футуризм был представлен немногочисленными группами. Сложившийся в России «кубофутуризм» лишь терминологически и некоторыми формальными чертами перекликается с итальянским футуризмом, отличаясь от него социально-классовой основой и конкретно-эстетическим содержанием. Русским футуристам были свойственны черты мелкобуржуазного анархического бунтарства, левацкий радикализм по отношению к культурному наследию, крайности формалистического экспериментаторства. После Октябрьской революции русские футуристы заявляли о своём желании создавать социалистическую культуру, искусство будущего, революционизировать быт. Во многом эстетические крайности футуристов, группировавшихся вокруг журнала «Леф»(редактор - Владимир Маяковский), были своеобразной реакцией на односторонность рапповской критики. К концу 1920-х гг. в процессе развития социалистического художественного сознания и организационного объединения различных художественных группировок футуризм в России прекратил свое существование.

Манифест футуризма

1. Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.

2. Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.

3. До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощечину.

4. Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, - она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.

5. Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.

6. Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.

7. Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишенное агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

8. Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живем в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

9. Мы будем восхвалять войну - единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

10. Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

11. Мы будем воспевать огромные толпы, возбужденные работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещенных электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями дыма; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолетов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают свое одобрение.

Филиппо МАРИНЕТТИ

Футуризм возник в начале прошлого века в Италии. Его главной идеей была тотальная перестройка мира, разрушение старых, отживших форм. Футуристы отрицали все достижения прошлого, их интересовал научно-технический прогресс и все, что с ним связано. В футуризме ценилось умение передать энергию, скорость, силу, динамизм. Отсюда отсутствие назидательности и какой-либо сюжетной линии в произведениях футуристов, а также их излюбленные приемы - использование техногенных мотивов, монохромных деталей, плавных или ломаных линий. Итальянский футуризм подхватили русские художники и поэты, именно в их творчестве этот стиль искусства нашел наибольшее выражение, стал известен по всему миру.

Впоследствии футуризм на долгие годы потерял свою актуальность, оставаясь музейной ценностью. Он стал снова модным в середине 20 века. Но на этот раз он начал применяться в дизайне интерьеров, что отражало интерес заказчиков к научной фантастике, к далекому будущему.

Футуристический интерьер, как правило, напоминает декорации к фантастическому фильму, в нем всегда присутствует что-то космическое. Обтекаемые формы делают помещение похожим на каюту космического корабля. Один из основных принципов стиля – минимализм. Футуризм требует открытого пустого пространства, он не признает декора, в футуристическом интерьере не допускаются узоры или орнаменты на стенах или элементах оформления. Все строго – в комнатах присутствует только техника и мебель. При этом бытовая техника должна быть самой современной, желательно, чтобы дизайн ее был без излишеств и без какого-либо оттенка ретро, особенно на кухне, где кухонные комбайны, чайники и кухонные панели должны выглядеть по меньшей мере как «начинка» лаборатории на космической станции.

Кстати, повышенный интерес к технике проявляется и в том, что мебель чаще всего используется многофункциональная. Самый оптимальный вариант – трансформеры (задвигающиеся в стену кровати, кресла-кровати и пуфики, которые легко превращаются в столики).

В футуристическом интерьере используются только искусственные современные материалы или металл. Образ квартиры из далекого будущего позволяют создать высокопрочный пластик, металлизированные поверхности, стекло различных оттенков. Еще один незыблемый принцип – отсутствие обоев. Стены либо покрашены неяркой однотонной краской, либо спрятаны под панелями из пластика. Их украшением могут служить только несколько абстрактных картин или черно-белые фотографии. Что касается пола, то он во всем должен соответствовать общему облику квартиры или офиса: используется либо гладкий сияющий ламинат, либо кафель строгих оттенков.

Если вы решили оформить свою квартиру в футуристическом стиле, то выбор цветов у вас будет ограниченным: признаются только все оттенки белого, черного, серого, серебристого, стального цвета. Возможны вкрапления других цветов, но они не должны быть особенно яркими. Игра цветов происходит за счет использования различных поверхностей – матовых или светоотражающих. Еще один прием – современные системы освещения. Дизайнеры используют неоновые, люминесцентные, светодиодные светильники, которые могут освещать как всю комнату, так и определенные зоны или даже отдельные предметы интерьера. Приветствуется размещение разнообразных подсветок в нишах, стеллажах, шкафах, уровнях потолка.

Еще один важный футуристический принцип – четкая, но необычная геометрия пространства. Здесь используются странные обтекаемые формы, изогнутые линии, асимметричные углы. Особенно это прослеживается в дизайне мебели, окон, дверей и потолков.

Футуристический стиль хорошо подходит для оформления современных офисов, вокзалов, аэропортов, холлов гостиниц - тема скорости, движения, а также некая обезличенность таким интерьерам не вредит. Что касается домашних интерьеров, выполненных в стиле футуризма, то они больше подходят молодым, смелым людям, интересующимся новинками техники и готовым жить в несколько холодном, отстраненном, но зато невероятно оригинальном пространстве.

Футуристическая архитектура – стиль в архитектуре, зародившийся в Италии в начале двадцатого столетия. Его характерными чертами стали антиисторизм, сильный хроматизм, движение, лиризм, длинные динамические линии.

Это направление в архитектуре является частью футуризма – художественного течения, созданного итальянским поэтом Филиппо Томмазо Маринетти.

Стоит отметить, что футуризм это не столько архитектурный стиль, сколько подход к архитектуре, образ поведения и мышления. На сегодняшний день это направление в архитектуре у большинства людей связано со странными архитектурными формами. В футуристическом стиле были построены такие известные здания, как Космическая Игла (Сиэтл), Декин (Флорида) и пирамида Трансамерика (Сан-Франциско). Также ярким примером футуристической архитектуры является проект Туморроуленд (Диснейленд, Анахайм).

Поздняя группа архитекторов-футуристов включала итальянца Антонио Сант-Элия, который сумел перенести футуристические идеи в рамки городского строительства. С 1912 года этот архитектор начал создавать серию своих известных проектных рисунков «Новый город» («Citta Nuova»), в которых показал, как, по его мнению, должна выглядеть городская планировка в новом «техническом» веке. Самыми известными зарисовками Антонио Сант-Элия стали эскиз станции для поездов и аэропланов (1914 год), и рисунок автомобильного завода в Линготто (1928 год).

Архитектурный футуризм является самостоятельным видом искусства, объединенным под общим названием футуристического течения, появившегося в начале двадцатого века и включающего в себя поэзию, литературу, живопись, предметы одежды и многое другое. Футуризм подразумевает стремление в будущее - как для направления в целом, так и для архитектуры в частности, характерными чертами является антиисторизм, свежесть, динамика и гипертрофированный лиризм. Особую популярность обрел футуризм в архитектуре СССР, став символом строительства новой жизни.

Определение

Годом возникновение футуризма в архитектуре можно считать 1912-й, так как в этом году итальянский архитектор Антонио Сант-Элиа впервые изобразил футуристическое видение городских форм на бумаге. С 1912 по 1914 год он создавал знаменитую серию эскизов на эту тему. Затем опубликовал свой "Манифест архитектуры футуризма". До этого стиль существовал лишь в абстрактном описании городов будущего, стараниями Сант-Элиа появились рисунки футуристических зданий, пригодных для реального строительства. Основоположник футуризма в архитектуре представлен на фото ниже.

По определению футуристическая форма архитектуры являет собой зеркальное отражение всех архитектурных канонов, существовавших до XX века. Таким образом, эта архитектура, в первую очередь, антиисторична и фантазийна - в ней либо отсутствует четкая симметрия, либо, напротив, присутствует гипертрофированная симметричность, а на смену привычным украшениям в виде колонн, окон и барельефов - лишь ни на что не похожие формы, смелые линии и максимальная динамика. Основными материалами являются стекло, металл и однотонный бетон - форма преобладает над содержанием.

Примеры из мировой архитектуры

Несмотря на то что архитектурный футуризм зародился еще в начале двадцатого века, до реального строительства дело дошло не сразу - на пике популярности был стиль Ар-деко, не сдававший своих позиций вплоть до начала Второй мировой войны. Наиболее известные футуристические здания были построены в период 50-70-х годов, их строительство было связано с началом эпохи увлечения космосом и внеземными цивилизациями. К ним относятся, например, библиотека Джека Ленгстона в Калифорнии (год постройки - 1965), Тематическое здание в Лос-Анджелесе (1961), библиотека Гейзел в Сан-Диего (1970). Ниже на фото футуризм в архитектуре вышеупомянутых зданий.

В начале 70-х футуристические постройки вышли за пределы США и стали появляться в самых разных уголках планеты - к ним можно отнести Кафедральный собор в Бразилиа, Дом Ферро в Цюрихе и оперный театр в Сиднее.

Зарождение в СССР

Футуристическое направление во всех отраслях искусства достигло своей максимальной популярности в предреволюционный период России, а затем в 20-х и начале 30-х годов. Необходимым казался футуризм в строительстве нового государства - людям, приветствующим революцию, хотелось разрушить все устои, вымести старые традиции и начать жизнь с нового листа. Советский Союз вполне мог стать обладателем самых первых футуристических строений в мире, но, увы - пришедшему к власти Сталину по душе были другие архитектурные стили, впоследствии получившие полушутливое название "Сталинского рококо". А после войны, когда выяснилось, что главный основатель футуризма Филиппо Томмазо Маринетти был приверженцем итальянского фашизма, направление получило строжайший запрет.

Примеры в отечественной архитектуре

Первые здания с использованием футуризма в архитектуре СССР были построены уже после 60-х, как и в США, на волне восторга от космических полетов. И хотя Советский Союз не был первым в строительстве зданий будущего, очень скоро он стал самым богатым на подобную архитектуру - практически все библиотеки, дома культуры, театры и кинотеатры, аэропорты и стадионы с 60-х до 80-х годов строились в футуристическом стиле. Ярчайшими примерами советского футуризма в архитектуре является здание знаменитого МХАТа в Москве, построенного в 1973 году, корпус "Дружба" Ялтинского санатория "Курпаты", построенный в 1984 году, и здание, в котором располагалось министерство автодорог Грузинской ССР, созданное в 1975 году.

Знаменитые архитекторы-футуристы

Одним из самых продуктивных архитекторов-футуристов является бразилец - современник зарождения стиля в 20-х годах и один из главных его популистов в 60-х. Ему принадлежит авторство вышеупомянутого Кафедрального собора в Бразилиа, а также "Копан" - футуристический жилой дом в Сан-Пауло (1951), Дворец Национального конгресса и Дворец правительства в Бразилиа (оба 1960 года), Музей современного искусства в Рио-де-Жанейро (1996).

Еще один знаменитый футурист - датчанин Йорн Уотзон, автор проекта Кроме этого всемирно известного здания, Уотзон создал Водонапорную башню в Сванеке (1952) и Национальную Ассамблею в Кувейте (1982).

Моше Сафди, канадский и американский архитектор израильского происхождения, спроектировал более пятидесяти различных футуристических зданий. Его фантазии принадлежит знаменитый жилищный комплекс в Монреале Хабитат 67 (1967), ставший основой для многих подобных зданий в разных странах, футуристический корпус Музея изящных искусств в Монреале (1991) и гостиница "Марина Бей Сендс" в Сингапуре (2010).

Архитекторы-футуристы в СССР

К отечественным архитекторам, приверженным футуризму в архитектуре, в первую очередь следует отнести Михаила Посохина, автора проектов Кремлевского дворца съездов (1961 год), зданий Северного Чертанова (1975) и Спорткомплекса "Олимпийский" (1977).

Другие известные - Дмитрий Бурдин и Леонид Баталов - в соавторстве создали знаменитую на весь мир Останкинскую телебашню (1967) и Московский аэровокзал (1964). Помимо этого, Дмитрий Бурдин выступил архитектором футуристического гостиничного комплекса "Измайлово"(1980).

Современный футуризм в архитектуре

С современным ростом и скоростным развитием таких государств, как Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, Сингапур, Китай, Азербайджан, футуристический стиль вновь возродился, на этот раз объяв целые города. Ярким примером является целый комплекс зданий в центре Эр-Рияда - столицы Саудовской Аравии.

Отель Бурдж-эль-Араб (дословно переводится как "Арабская башня"), построенный в столице ОАЭ Дубае в 1999 году, тоже относится к футуризму в архитектуре. Помимо этого в Дубае, в самом центре, расположена уникальная Башня-волна и целая серия футуристических высоток.

В 2007 году был опубликован "Манифест нео-футуристического государства", что и дало толчок к возрождению этого стиля. Скорость и богатство жизни в вышеперечисленных странах превращает их в настоящие "города будущего" относительно подавляющего большинства архитектурных традиций так называемого "Старого света", перед светом ультра-современным, приверженным футуризму в архитектуре, как и полвека назад.

Начиная с 2006 года, американский архитектурный журнал eVolo, специализирующийся на публикации материалов о современных технологиях, инновациях и разработках в дизайне, проводит ежегодный конкурс гигантских сооружений Skyscraper Competition 2012. Принять участие в конкурсе могут архитекторы, студенты, инженеры, дизайнеры и художники со всего мира. На сегодняшний день, это одна из самых престижных наград в области высотной архитектуры.

Это форум, который в первую очередь рассматривает взаимоотношения и взаимосвязи между гигантскими конструкциями и окружающим природным миром, людьми, городами.
Для участников конкурса нет никаких ограничений в выборе места расположения и размеров их конструкций. Максимальная свобода и отсутствие жестких требований, позволяют наиболее ярко раскрыться творческой идее участников.

Журнал eVolo намерен и в дальнейшем продолжать стимулировать фантазии дизайнеров по всему миру. Участники конкурса предлагают новаторские архитектурные идеи, решающие экономические и экологические вопросы, вызывающие различные эмоции и, возможно, в конечном счете, способные решить многие проблемы, с которыми сталкивается современный человек.

В конкурсе Skyscraper Competition 2012 участвовало 714 проектов со всех пяти континентов и 95 стран мира. Компетентное жюри, состоящее из известных архитекторов, ландшафтных дизайнеров, экологов и победителей прошлых лет, выбрало в результате голосования 25 работ, трое из которых стали победителями конкурса.

3 МЕСТО
Monument to Civilization (Проект "Памятник цивилизации")
Авторы проекта: Lin Yu-Ta, Anne Schmidt (Taiwan)


Всё увеличивающееся количество свалок, расположенных на землях, прилегающих к крупным городам, создает потенциальную угрозу здоровью населения и существенно ухудшает экологическую обстановку...

Проект "Памятник цивилизации" можно назвать устрашающим, удивляющим, производящим глубокое впечатление. Но другие вещи в городах тоже впечатляют, говорит дизайнер проекта: "Возьмем, к примеру, Нью-Йорк - если на площади, занимаемой обычно одним небоскребом, мы поместим весь мусор, который ежегодно производит город, то мы получим 1300-метровое здание, что примерно в три раза выше, чем Эмпайр Стейт Билдинг (450 метров). Разве это не выглядит впечатляюще?"

Всё увеличивающееся количество свалок, расположенных на землях, прилегающих к крупным городам, создает потенциальную угрозу здоровью населения и существенно ухудшает экологическую обстановку. Давно назрела необходимость пересмотра технологий хранения мусора.

Кроме того, накопленные отходы могут быть использованы вторично и послужат хорошим источником энергии (например, газ, выделяющийся при разложении). "Памятник цивилизации" предлагает наполнять мусором полую башню, которая будет установлена в центре города, а освобождающуюся при разложении дешевую энергию использовать на нужды города.

Башня также может служить напоминанием о расточительном образе жизни нашего общества: "Постепенно и постоянно растущая башня должна способствовать самоанализу граждан и, таким образом, приводить к снижению количества отходов", говорит дизайнер. "Глядя на размер такой башни, можно будет оценить, насколько правильный образ жизни ведут жители города и насколько они заботятся о своем будущем и будущем своих детей. Я бы хотел, чтобы такие башни были установлены во всех городах, и, возможно, когда-нибудь крупные города будут соревноваться, у кого из них мусорная башня самая невысокая…"

2 МЕСТО
Mountain Band-Aid (Проект "Горный пластырь")
Авторы проекта: Yiting Shen, Nanjue Wang, Ji Xia, Zihan Wang (China)

Индустриализация и высокие темпы добычи полезных ископаемых разрушают природу Китая, особенно в горах, которые в буквальном смысле находятся на грани уничтожения. Эти процессы не только уничтожают экологию, но и вытесняют жителей этих регионов, отделяя их от своих домов, а также лишая их средств к существованию (многие в этих сельских районах работают фермерами). Проект "Горный пластырь" направлен на восстановление природной экосистемы, что позволит горной народности Хмонг вернуться на прежнее место жительства и работать над дальнейшим восстановлением экологии в окрестностях горы Юньнань (Yunnan).

Китайские дизайнеры разработали проект двухслойной конструкции. Внешний слой представляет собой небоскреб, протянувшийся по поверхности горы и обеспечивающий коренным народностям необходимое жилье. Внутренние секции необычного дома организованы в соответствиями с традиционным укладом жизни народа Хмонг, который был в деревнях прежде, чем они были переселены с этих мест. Размещение жилищ на склонах гор означает, что их высота в основном определяется высотой гор. Конструкция служит не только домом, но и позволяет восстанавливать экологию: люди, живущие на искалеченных разработками горах, смогут не только сохранять уникальную организацию пространства в их новой "деревне", но и будут способствовать сохранению и восстановлению окружающей среды горы, в т.ч. путем орошения ее склонов (вторичное использование бытовых сточных вод). Именно эта оросительная система, является вторым - внутренним слоем проекта. Оросительная система направлена на стабилизацию почвы горы и выращивание растений.

Небоскреб построен в традиционном южно-китайском стиле, известном как Чуан Доу (Chuan Dou). Небольшие жилые блоки используются в качестве основы: блоки свободно организованы, как дома, которые были когда-то деревне, но вместе с тем, представляют собой единый организм

1место Гималайская водонапорная башня
Победитель конкурса Skyscraper Competition 2012
Сайт конкурса: http://www.evolo.us
авторы
Zhi Zheng, Hongchuan Zhao, Dongbai Song (China)

Гималайские горы, на склонах которых насчитывается более 55 тысяч ледников, обеспечивают 40% всей пресной воды в мире. В связи с изменением климата ледовые пласты тают быстрее, чем когда-либо раньше, что может привести к тяжелым последствиям для всего азиатского континента. Особенно это касается сел и городов, расположенных по берегам семи рек, которые питаются талыми водами с Гималаев.

Гималайская водонапорная башня - огромное строение, которое может быть воспроизведено в серийном порядке.
Конструкция расположена высоко в горах и предназначена для регулирования равномерного стока талых вод - специальный механизм собирает воду в сезон дождей, очищает ее, замораживает и хранит для дальнейшего использования в засушливые сезоны.

График распределения воды зависит от потребностей жителей расположенных в Гималаях населенных пунктов. Накопленная вода может помочь во время периодических засушливых сезонов, и способна храниться на протяжении многих лет.

Нижняя часть башни состоит из шести стволообразных труб, которые служат для сбора и хранения воды. Как и стебли растений, эти трубы содержат большое количество удерживающих воду "клеток". Верхняя часть строения - та часть, которая видна над снеговой линией - предназначена для хранения воды в замороженном виде. Четыре массивные ядра поддерживают стальные цилиндрических конструкции, заполненные льдом. Между секциями расположены механические системы, которые помогают замораживать воду, когда климатические условия в горах не позволяют сделать это естественным образом, а также очищают воду и регулируют распределение воды и льда в резервуарах конструкции.

В нижней части строения есть также своеобразная транспортная система, которая регулирует и доставляет воду в села и города.

mob_info