В каких городах стоят памятники Петру I? Какие самые известные из них? Памятник медный всадник Краткая информация о памятнике петру 1.

Нет, пожалуй, правителя, который бы более заслуживал многовековую память соотечественников, чем в Москве по проекту знаменитого скульптора З. Церетели считается одним из самых неоднозначных творений автора.

Вокруг этого памятника уже полтора десятка лет не утихают дискуссии, он вызывает множество разных мнений. С точки зрения художественной ценности, к нему относятся по-разному. Не взирая на это, как образец инженерного искусства он уникален.

Описание памятника

Памятник Петру Первому в Москве расположен на железобетонном острове, созданном специально для его установки. Несущая основа конструкции смонтирована из нержавеющей стали в виде каркаса, на котором установлена бронзовая облицовка. Фигура Петра, корабль и нижний сегмент памятника собирались по отдельности и лишь после этого выстраивались на общем, подготовленном заранее пьедестале.

Своеобразно сконструированы ванты корабля. Они сделаны из металлических тросов, соединенных между собой и качающихся при дуновении ветра. Другими словами, ванты сделаны, как настоящие.

Памятник облицован высококачественной бронзой, защищающей его от разрушающих воздействий внешней среды. Фигура императора для дополнительной защиты покрыта специальным лаком, способствующим сохранению цвета.

Паруса корабля сделаны полыми для облегчения верхней части монумента. Их основой служит легкий Все крепления памятника сделаны из нержавеющей стали во избежание коррозии. Внутри монумента имеется лестница, предназначенная для реставраторов, установленная для оценки внутреннего состояния конструкции.

Как уже сказано, бронзовый царь стоит на искусственном острове. Для имитации движения корабля по волнам в основаниях острова обустроены фонтаны. При взгляде на композицию создается впечатление, что корабль рассекает волны.

История создания

В мировой культуре известно немало случаев, когда необычные или странные скульптурные композиции прославляли своих героев и авторов. Например, памятник Вацлава на мертвом коне, расположенный в центре Праги, Хэддингтонский постамент, изображающий акулу, врезающуюся в крышу дома, или всем известный брюссельский писающий мальчик. Своей достопримечательностью в этом же роде могут похвастаться и Памятник Петру I в Москве вошел в мировую десятку самых «несимпатичных» сооружений.

Памятники в других городах

Царь Петр оставил в истории нашего Отечества величайший след как неординарный реформатор, правитель, военачальник и, несомненно, великий деспот. Не только Москва и Петербург славятся петровскими монументами.

Памятники Петру есть в Калининграде, Воронеже, Выборге, Махачкале, Самаре, Сочи, Таганроге, Липецке и даже в европейских городах - Риге, Антверпене, Роттердаме, Лондоне.

Нескольких томов не хватит, чтобы рассказать о том, сколько сделал для России Петр 1. Памятник в Москве и других городах сохранит на многие десятилетия облик величайшего из русских монархов.

Несколько слов об авторе

И художник Зураб Константинович Церетели родился в городе Тбилиси, в 1934 году, за три дня до Рождества. Высшее образование он получил в Академии художеств города Тбилиси. Затем обучался во Франции, где познакомился с выдающимися живописцами - Шагалом и Пикассо.

60-е годы в жизни скульптора ознаменованы началом активной работы в монументальном жанре. Одним из знаменитых детищ Церетели считается «Петр 1» - памятник в Москве. Его работы известны не только в России и странах СНГ.

Скульптуры Церетели имеются в Америке («Слеза скорби», «Добро побеждает зло»), Великобритании («Разрушить стену недоверия»), Испании («Победа»).

В Петербурге сосредоточено множество памятников, посвященных великому императору, последнему царю всея Руси, знаменитому Петру I. Рассмотрим некоторую часть из них.

Памятник Петру Первому у Михайловского замка

Его создание началось еще в 1716 году. Работа над ним была поручена итальянскому мастеру Карло Бартоломео Растрелли. Однако проект не удалось завершить при правлении великого императора. Лишь в 1744 году была завершена работа над литейной формой, непосредственно перед смертью Растрелли. В 1747 году скульптура была отлита в бронзе, проектом уже руководил его сын, известный как Франческо Бартоломео. Возвести памятник Петру I в Санкт-Петербурге на пьедестал к этому времени так и не удалось, так как скульптор был отстранен от дел. На тот момент власть перешла к , а сама скульптура на долгое время была передана на хранение в складских помещениях. С началом правления Павла I было принято решение установить памятник у его новой резиденции. Так в 1800 году скульптура нашла свое место у Михайловского моста. В это же время статуя была дополнена надписью «Прадеду - правнук». Памятник Петру Великому изображен в виде древнеримского всадника, увенчанного лавровым венком, сидящим на коне и держащим в руку жезл правителя.

Описание

Памятник императору Петру I перед Михайловским замком является первой конной скульптурой, выполненной по канонам европейского искусства в изображении выдающихся исторических личностей. Прогуливаясь по Кленовой аллее, мы попадаем в это романтическое место, торжественная конная статуя царя-реформатора установлена на высоком и сложном по исполнению пьедестале. Далее за ней через небольшой мощеный проезд, неприступные рвы, заполненные водой и мост (изначально был разводной) перед нами вырастает громада Михайловского замка, это незабываемое зрелище.

Интересна история создания памятника Петру I. Идея воздвигнуть монумент возникла в 1716 году еще при жизни царя по его собственному пожеланию. Итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли задумал установить монумент на Коллежской площади на стрелке Васильевского острова, которая в то время являлась главным административным центром Санкт-Петербурга. Работа над моделью памятника продолжалась 5 лет. Скульптора вдохновили лучшие образцы конных статуй времен античной Римской империи (конная статуя Марка Аврелия на Капитолийской площади в Риме) и эпохи Возрождения (конная статуя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата работы скульптора Донателло, воздвигнута в 1443-1453 годах в итальянском городе Падуя). Мастера разных исторических эпох достигли при изображении великих военачальников, победителей, созидателей совершенства. Гордые, знающие своей личности цену люди творили историю мира. Эти конные статуи по сей день являются примером для творчества последующих поколений мастеров.

Императору не довелось при своей жизни увидеть скульптуру. Бартоломео Карло Растрелли тоже не успел довести свое дело до конца, работу продолжил его сын Франческо Бартоломео Растрелли. В литейной форме, сделанной отцом, сын в команде с русскими и итальянскими мастерами произвел отливку статуи. Окончание отливки состоялось в 1747 году. Впереди предстояли чеканные работы, продлившиеся до конца 1750-х годов.

Судьба конной статуи на время затерялась в вихре бурных исторических событий, произошедших в Российской империи в восемнадцатом веке. Войны, смены венценосных особ отразились на состоянии памятника не в лучшую сторону.


Вскоре после восшествия на российский престол императора Павла I в 1796 году, государь повелел создать пьедестал для конной статуи и водрузить памятник Петру I перед Михайловским замком – главной резиденцией венценосной семьи.

Проект пьедестала принадлежит итальянцу Винченцо Бренна – главному строителю и архитектору Михайловского замка. Император Павел I проявил живой интерес и активную творческую деятельность при создании постамента. В результате творческого таланта, мастерства камнерезов и литейщиков, благородных усилий российских меценатов, вдумчивого руководства монарха родилась эта неповторимая очень интересная композиция прекрасной конной статуи на столь же прекрасном постаменте. Сердобольский гранит, белый и цветной рускольские, розовый тивдийский, черный итальянский мраморы, эти природные отделочные камни были применены при оформлении внешнего убранства пьедестала.


На лицевой стороне постамента император Павел I повелел выполнить надпись «Прадеду правнук». По боковым сторонам постамента император распорядился изобразить на бронзовых барельефах Полтавское сражение российской армии под командованием императора Петра I с армией шведского короля Карла ХII (1709 г.) и взятие на абордаж шведских кораблей при полуострове Гангут (1714 г.). Идея разместить барельефы с изображениями важнейших военно-исторических событий эпохи Петра I принадлежит архитектору Винченцо Бренна. Окончательный проект постамента разработал профессор архитектуры Ф. И. Волков. Барельефы создали скульпторы И. Теребенев, В. Демут-Малиновский, И. Моисеев под руководством М. И. Козловского. Изготовил постамент помощник архитектуры Ларион Шестиков.

Литейные и реставрационные работы по изготовлению барельефов и восстановлению пострадавших частей конной статуи произвел мастер В. П. Екимов. Французский скульптор Пьер Анжи позолотил буквы посвятительной надписи, выполнил модели воинских трофеев, орлов с коронами, расположенных в верхней части лицевой стороны постамента, венка на голове императора.


20 ноября 1800 года работы по установке памятника Петру I перед Михайловским замком были завершены. Это торжественное событие произошло при жизни императора Павла I.

Великолепная скульптура, задуманная в эпоху петровского барокко, несет на себе черты своего времени. Фигура коня, выполненная по канонам лучших классических образцов, при ее общей статичности отличается живостью в повороте головы, постановке ног, декоративной трактовке гривы и хвоста. Император Петр I изображен в праздничных воинских доспехах как и подобает царю-победителю, голова осенена лавровым венком – символом императорской власти, на плечах государя мантия. Петр I восседает на коне, гордо выпрямив спину, взор его устремлен вперед, весь образ императора полон достоинства и величественного покоя. Он понимает значение своей личности в истории мира и своего народа.

Памятник Петру I перед Михайловским замком является одним из выдающихся монументов, создающих мировую славу Санкт-Петербургу.


Памятник Петру I , получивший название Медный всадник с легкой руки Александра Пушкина, - один из символов Северной столицы. Возведенный по воле Екатерины II, он уже более 200 лет украшает Сенатскую площадь. Сегодня мы расскажем об интереснейших фактах и о самых таинственных легендах, связанных с Медным всадником.




Создание памятника оказалось очень хлопотным: замысел именитого парижского скульптора Этьена-Мориса Фальконе, специально приглашенного в Россию Екатериной для работы над памятником Петру Великому, был грандиозным. Увековечивая фигуру российского реформатора, было решено создать его скульптуру на коне. Согласно замыслу, наездник поднимался на высокий утес, оставляя позади всех неприятелей и преодолевая тем самым все жизненные трудности.



Первым испытанием стал поиск камня, который бы послужил постаментом. Вначале предполагалось собрать его из отдельных камней, но все же попытки найти глыбу соответствующих размеров предпринимались. С этой целью даже разместили объявление в газете: и, о чудо, обычный крестьянин согласился доставить в Петербург валун. Считается, что отыскать нужную породу ему помог юродивый, сам камень назван Гром-камнем за то, что когда-то давно пострадал от удара молнии. Доставка постамента длилась 11 месяцев, перемещать глыбу весом в 2400 тонн пришлось зимой, так как она продавливала буквально все на своем пути. Согласно другой легенде, камень был назван Конем, поскольку был найден на одноименном острове и в незапамятные времена лежал у входа во врата иного мира. Согласно поверьям, местные жители приносили коней в жертву богам у этого камня.



Когда Гром-камень был доставлен в Петербург, Фальконе стал работать над скульптурой всадника. Чтобы добиться максимальной реалистичности, он соорудил постамент с таким же углом наклона, и раз за разом просил наездника заезжать на него. Наблюдая за движениями лошади и всадника, скульптор постепенно создал эскиз. На протяжении последующих восьми лет статую отливали из бронзы. Название «медный всадник» - это художественный прием Пушкина, на самом деле фигура - бронзовая.



Несмотря на то, что Екатерина была в восторге от проекта Фальконе, затянувшаяся работа по отливке статуи рассорила ее со скульптором. Француз уехал в Париж, не дождавшись торжественного открытия. Справедливости ради, отметим, что, когда монумент был представлен публике, по велению Екатерины II отчеканенные по случаю торжества монеты с благодарностью доставили Фальконе.


Медный всадник - визитная карточка Петербурга. Во время войны 1812 года была мысль его эвакуировать, но этому помешал случай. Если верить преданиям, майор российской армии, которому было приказано заниматься памятником, попросил у Александра I разрешения оставить монумент на месте: якобы ему приснился сон, в котором сам Петр I уверял русских, что, пока он на месте, его творению ничего не угрожает. В годы Великой Отечественной войны за памятник тоже переживали, но снять его с постамента не решились: обложили мешками с песком и досками. Так медный всадник и пережил блокаду.

Одним из самых грандиозных произведений искусства во всем мире является великолепное творение Церетели – памятник Петру Великому, расположенный в столице России, на Москве-реке. Установленный в конце девяностых годов, за почти два десятка лет внушительный монумент стал родным для москвичей.

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

mob_info