Сообщение о дюке эллингтоне. Дюк Эллингтон: биография, лучшие композиции, интересные факты, слушать

Музыка – вот что помогает отвлечься от суеты серых дней и найти силы даже в самых трудных ситуациях. Потому нет ничего удивительного в том, что композиторов, музыкантов и певцов почитали во все времена – как в минуты радости, так и в часы смуты.

Справедливо будет заметить, что лучше всего с поднятием настроения справляется бодрая ритмичная музыка, в частности, джаз. Этот факт объясняет, почему имена таких музыкантов, как , Рэй Браун, Билли Холидей и Дюк Эллингтон известны по сей день.

Детство и юность

Эдвард Кеннеди (так на деле зовут выдающегося джазмена) родился в столице Соединенных Штатов Америки. Произошло это 29 апреля 1899 года. Мальчику посчастливилось родиться в семье дворецкого Белого дома Джеймса Эдварда Эллингтона и его супруги Дейзи Кеннеди Эллингтон. Должность отца оградила мальчика от тех проблем, с которыми довелось столкнуться чернокожему населению Америки тех лет.


Буквально с пеленок мать начала учить Эдварда игре на клавишных (она сама неплохо играла, а иногда даже выступала на церковно-приходских собраниях). В девятилетнем возрасте ребенку наняли более опытного преподавателя по фортепиано.

Собственные произведения мальчик начинает писать уже в 1910 году. Первое сохранившееся до нынешних дней произведение называется Soda Fontain Rag. Это композиция была написана в 1914 году. В Soda Fontain Rag можно заметить проявившийся в то время у Кеннеди интерес к танцевальной музыке (в частности, к рэгтайму).


После окончания специализированной художественной школы Эдвард устроился работать художником плакатов. Работа непыльная, заработок достаточный - молодому парню регулярно доверяли заказы, поступавшие от госадминистрации, но это занятие не приносило Кеннеди такого удовольствия, какое приносила игра на фортепиано. В результате Эдвард бросил художество, отказавшись даже от должности в институте Пратта.

С 1917 года молодой Кеннеди зарабатывает себе на жизнь музыкой, параллельно обучаясь нюансам мастерства у профессиональных столичных фортепианистов.

Музыка

Свой первый коллектив Эдвард сколотил уже в 1919 году. Помимо самого Кеннеди, в бэнд входили саксофонист Отто Хардвик и барабанщик Сонни Грир. Чуть позднее к ним присоединился трубач Артур Уотсол.

Однажды их выступление услышал владелец нью-йоркского бара, приехавший в столицу по делам. Он предложил парням контракт, согласно которому они несколько лет должны будут выступать у него, а владелец бара гарантирует музыкантам публику и хорошее вознаграждение. Кеннеди и компания согласились и уже в 1922 году начали выступать в гарлемском баре «У Бэррона» как квартет «Вашингтонцы».


О парнях заговорили. Их стали приглашать выступать и в другие заведения, например, в «Клуб Голливуд», расположенный на Тайм-сквер. Гонорары позволили Эдварду продолжить обучение у местных признанных мастеров игры на клавишных.

Успех «Вашингтонцев» предоставил возможность участникам квартета познакомиться с местной публикой – как с людьми творческими, так и с влиятельными. Чтобы соответствовать ньюйоркцам, Кеннеди стал одеваться в яркие и дорогие одежды, за что получает от товарищей шутливое прозвище «Дюк» (переводится как «герцог»).

В 1926 году происходит знакомство Эдварда с Ирвином Миллсом, позднее ставшим менеджером музыканта. Именно Миллс посоветовал использовать парню вместо настоящего имени творческий псевдоним, основанный на прозвище и фамилии отца. Также по совету Ирвина Дюк переименовал разросшийся джазовый ансамбль «Вашингтонцы» на «Дюк Эллингтон и Его Оркестр».

В 1927 году Эллингтон со своей командой перебрался в нью-йоркский джазовый клуб Cotton Club, где и выступал до первого концертного тура по стране. В этот период времени были написаны такие композиции, как Creole Love Call, Black and Tan Fantasy и The Mooche.


В 1929 году «Дюк Эллингтон и Его Оркестр» выступал в музыкальном театре Флоренца Зигфельда. Тогда же на звукозаписывающей студии RCA Records (ныне – часть Sony Music Entertainment) была записана хитовая композиция Mood Indigo, а другие композиции оркестра можно было частенько услышать по радио в прямом эфире.

В 1931 году состоялся первый гастрольный тур джазового ансамбля Эллингтона. Годом позднее Дюк с оркестром выступил в Колумбийском университете. Считается, что этот период жизни музыканта был входом в пик карьеры, поскольку именно тогда он написал свои легендарные произведения It don`t mean a thing («Все то бессмысленно») и Star-crossed lovers («Несчастные влюбленные»).

Фактически Дюк стал прародителем жанра свинг, написав в 1933 году композиции Stormy weather и Sophisticated Lady. Умело оперируя персональными особенностями музыкантов, Эллингтон добился индивидуального, ни с чем не сравнимого звучания. Главными музыкантами в команде Дюка становятся саксофонист Джон Ходжес, трубач Фрэнк Дженкинс и тромбонист Хуан Тизол.

В 1933 году Дюк со своими музыкантами отправляется в первое европейское турне, главным событием которого стало выступление в лондонском концертном зале «Палладиум». Во время выступления Дюка Эллингтона и его оркестра в зале присутствовали персоны королевских кровей, с которыми Дюку довелось пообщаться после.


Вдохновившись успехом европейского тура, музыканты отправляются в новый – на этот раз сначала по Южной Америке, а затем по Северной. По окончании тура Эллингтон пишет новый хит – композицию Caravan («Караван»). После ее выхода Дюк получает звание первого подлинно американского композитора.

Но затянувшуюся белую полосу сменила черная – в 1935 году умерла мать Дюка. Это серьезно отразилось на музыканте – у Эллингтона начался творческий кризис. Тем не менее, Дюк сумел его побороть, написав композицию Reminiseing in Tempo, которая серьезно отличалась от всего, что Дюк делал ранее.

В 1936 году Эллингтон впервые написал музыку для кинокартины – этой лентой стала комедия Сэма Вуда с юмористами братьями Маркс в главных ролях. В 1938 году Дюк подрабатывал дирижером филармонического симфонического оркестра, выступавшего в отеле «Сен-Реджис».

Годом позднее в команду Эллингтона вливаются новые музыканты в лице тенор-саксофониста Бена Вебстера и контрабасиста Джима Блентона. Двое парней изменили звучание оркестра Дюка, что вдохновило его на новый европейский тур. Мастерство музыканта высоко оценили английский дирижер Леопольд Стоковский и российский композитор .


В 1942 году Эллингтон пишет музыку для ленты «Хижина в облаках», а в январе следующего года собирает в Нью-Йорке полный концертный зал «Карнеги-холл». Выручка с концерта пошла на поддержание Советского Союза в период Второй мировой войны.

После Второй мировой интерес публики к джазу стал падать – люди были погружены в состояние депрессии и постоянного опасения. Некоторое время Дюку удавалось выступать и выплачивать гонорары артистам (порой даже из своего кармана), но, в конце концов, разочаровавшиеся во всем музыканты разошлись. Эллингтон стал зарабатывать на жизнь подработками в виде написания музыки для фильмов.


Тем не менее, в 1956 году Дюк сумел эффектно вернуться в джаз, выступив на жанровом фестивале в Ньюпорте. Совместно с аранжировщиком Уильямом Стрэйхорном и новыми исполнителями Эллингтон порадовал слушателей такими композициями, как Lady Mac и Half the Fun, основанными на произведениях .

Шестидесятые годы прошлого столетия стали вторым пиком в карьере музыканта – в этот период Дюка наградили одиннадцатью премиями «Грэмми» подряд. В 1969 году Эллингтона наградили Орденом свободы. Награду Дюку вручил сам президент США . Стоит отметить, что тремя годами ранее Эллингтон был лично награжден другим президентом – .

Личная жизнь

Дюк женился достаточно рано – 2 июля 1918 года (на тот момент парню было девятнадцать). Его женой стала Эдна Томпсон, в браке с которой Эллингтон прожил до конца своих дней.


Смерть

Впервые Дюк почувствовал себя плохо во время работы над музыкой для фильма «Обмен разумов», но тогда музыкант не обратил на то серьезного внимания. В 1973 году у Эллингтона диагностировали рак легких. В следующем году он подхватил пневмонию и слег.


24 мая 1974 года джазмена не стало. Эллингтона похоронили через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.

Посмертно Дюка наградили Пулитцеровской премией, а в 1976 году был создан Центр его имени при лютеранской церкви святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.

Дискография

  • 1940 год – The Okeh Ellington
  • 1944 год - Black, Brown & Beige
  • 1952 год - This Is Duke Ellington And His Orchestra
  • 1957 год - In A Mellotone
  • 1959 год - Festival Session
  • 1964 год - The Great London Concerts
  • 1964 год - One O"Clock Jump
  • 1968 год - And Mother Called Him Bill
  • 1972 год - The Ellington Suites

Вы когда-нибудь слышали Duke Ellington? С равным успехом я мог бы вас спросить, слышали ли вы Шопена. А ведь старого Дюка действительно сравнивают именно с . Кто этот чернокожий классик двадцатого века?

If-You-Cant-Hold-The-Man-You-Love.mp3″]

Когда видишь дату выхода его первого альбома, то сложно себе представить, что это вообще возможно, а когда слышишь эти, хоть и слабые, хрипящие и плавающие звуки старинной записи, то удивляешься чистоте, напору и красоте звучания его оркестра.

Скажем так: это сейчас его можно назвать классиком. Он сыграл так много композиций, что кажется даже невозможным сыграть еще больше. А тогда он был Джазменом! Да-да, именно с большой буквы!

Свое прозвище он получил еще в школе… ах да, «Дюк» – это не имя. Это кличка. «Герцогом» его прозвали не то из-за некоторой излишней самоуверенности и пижонства, не то из-за любви к щегольским нарядам. Там же в школе он и написал свою первую композицию. В результате им заинтересовались сразу три… нет, не студии звукозаписи, а сразу три девочки. Для него этого был вполне жизнеутверждающий результат, и он решил стать джазовым пианистом.

Creole-Love-Call.mp3″]

Нет так уж и плохо он жил для чернокожего мальчика, который и родился-то в 1899-м году. Его отец был дворецким и какое-то время служил в Белом Доме. Его звали Джеймс Эдвард, в честь отца ребенка назвали Эдвардом Кеннеди Эллингтоном. Он рос в достатке, покое и стабильности, которые мало кому из его сверстников были доступны.

Дюк ведь играл далеко не только джаз. Он многого достиг в сочинении музыки для богослужений, и для этого были основания: его мама была глубоко верующей женщиной, хорошо играла на пианино и привила нежно любящему ее ребенку также любовь и к музыке, и к религии.

Сейчас это кажется немного странным, но человек, который записал больше всего музыкальных альбомов, чем кто-либо иной на планете, в юности хотел быть не музыкантом, а художником.

Когда-то в школе он даже выиграл конкурс на самый лучший плакат в городе Вашингтон. И кто знает, как бы сложилась история современной музыки, если бы со временем его любовь к краскам не начала остывать.

Black-Beauty.mp3″]

Все это время он продолжал заниматься музыкой и изучал музыкальную теорию, а потому в 1917-м году окончательно вознамерился стать профессиональным музыкантом. Примерно в том же году он начинает неофициально учиться у известных вашингтонских музыкантов, начинает руководить некоторыми ансамблями.

В начале двадцатых он основал свой первый джазовый оркестр, который был назван «Washingtonians». Если иметь в виду, что ему самому тогда было немногим больше двадцати, то результат получается весьма впечатляющим! Особенно если учесть, что спустя какое-то время их согласились принять в «Cotton Club», где они и стали играть.

Вот только…. Так ли уж он его и основал? Есть версия, что изначально он входил в состав квинтета «Вашингтонцы», но вот руководящий пост стал занимать в нем далеко не сразу.

Из жизни американского пианиста, композитора, аранжировщика и руководителя оркестра изложены в этой статье.

Дюк Эллингтон краткая биография

Эдвард Кеннеди Эллингтон появился на свет 29 апреля 1899 года в городе Вашингтон, США. Отец будущего пианиста работал дворецким в Белом Доме, мать была верующей женщиной и прекрасно владела игрой на пианино. Именно она привила сыну любовь к музыке.

В возрасте 7 лет Дюк начинает брать уроки музыки в учителя, а уже в 11 лет мальчик самостоятельно начинает сочинять музыку.

Когда Эллингтону исполнилось 15 лет, в 1914 году он пишет первую свою композицию, которая называется «Soda Fountain Rag». Она была написана в стиле рэгтайм. Спустя три года он решает, что хочет стать профессиональным музыкантом. Дюк неофициально обучается у местных музыкантов в Вашингтоне. В возрасте 23 лет Эллингтона берут играть в известный музыкальный квинтет – «Вашингтонцы». После музыкант стал руководить ансамблем. Под его руководством он из маленького ансамбля из 4 человек перерос в большой настоящий оркестр. Коллективом они начинают гастролировать сначала по мелким городам, а после гастроли превращаются в длительные, грандиозные концерты. Яркий и необычный талант Дюка привел «Вашингтонцев» к головокружительному успеху. На пике популярности они находились в военное и послевоенное время. Но, начиная с 1950 года интерес к джазовой музыке у людей начал угасать. Из-за этого с ансамбля потихоньку начинают уходить музыканты. И сам руководитель, Эллингтон на некоторое время прекратил свою карьеру музыканта. Но летом в 1965 году он возвращается с триумфом.

Композитор нацеливается на более сложные музыкальные сюжеты. Работает над «Creole Rhapsody». В 1931-33 годах становятся популярными его пьесы «Limehouse Blues» и «It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing)» с вокалом Айви Андерсон . За три года до официального начала эпохи свинга Дюк Эллингтон уже, фактически, заложил фундамент нового стиля. Важными вехами на этом пути стали темы 1933 года - «Sophisticated Lady» и «Stormy Weather» (авторы Гарольд Арлен и Тед Колер).

Первые композиции оркестра Дюка Эллингтона связаны со «стилем джунглей» (East St.Louis Toodle-oo, Black Beauty, Black And Tan Fantasy, Ducky Wucky, Harlem Speaks), а также со «стилем настроений» (Mood Indigo, Solitude, Sophisticated Lady). В них Эллингтон использует индивидуальные возможности музыкантов: трубачей Чарли Эрвиса, Баббера Майли, Трикки Сэма Нэнтона, альт-саксофониста Джонни Ходжеса , баритон-саксофониста Харри Карни. Мастерство этих исполнителей придает оркестру особый «саунд».

Большой успех приносят гастроли в Европе (1933). Оркестр выступает в лондонском «Палладиуме », происходят встречи Дюка с принцем Уэльским , герцогом Кентским. Затем выступления в Южной Америке (1933) и тур по США (1934). Репертуар в основном составляют композиции Эллингтона.

В тот момент в оркестре играют саксофонисты Джонни Ходжес , Отто Хардвик, Барни Бигард , Харри Карни, трубачи Кути Уильямс, Фрэнк Дженкинс, Артур Уэтсол, тромбонисты Трикки Сэм Нэнтон, Хуан Тизол , Лоренс Браун. Эллингтона называют первым подлинно американским композитором , а его свинговый стандарт «Caravan», написанный в соавторстве с тромбонистом Хуаном Тизолем , обходит весь мир.

Написанная в 1935 году композиция Reminiscing in Tempo в отличие от большинства других мелодий автора не отличалась танцевальным ритмом. Причина заключалась в том, что эту песню Эллингтон написал после потери своей матери и продолжительного застоя в творчестве. Как в дальнейшем говорил сам композитор, во время написания этой мелодии листы его нотной тетради были мокрыми от слез. Reminiscing in Tempo была сыграна Дюком практически без использования импровизации. По словам музыканта, главным его желанием было оставить в этой песне все так, как он написал изначально.

1938 год знаменателен совместным выступлением с музыкантами филармонического оркестра в нью-йоркском отеле «Сен-Реджис».

В конце 1930-х в оркестр приходят новые музыканты - контрабасист Джимми Блентон и тенор-саксофонист Бен Уэбстер . Их влияние на «саунд» Эллингтона было настолько фундаментальным, что их относительно короткий срок пребывания в составе получил среди джазовых фанатов название Blanton-Webster Band. С этим составом Эллингтон совершает второе европейское турне (исключая Британию).

Обновленный «саунд» оркестра зафиксирован в композиции 1941 года «Take the "A" Train» (автор Билли Стрэйхорн). Среди произведений композитора этого периода важное место занимают инструментальные работы «Diminuendo in Blue» и «Crescendo in Blue».

Мастерство композитора и музыканта получает признание не только у критиков, но и у таких выдающихся академических музыкантов, как Игорь Стравинский и Леопольд Стоковский .

По окончании войны, несмотря на закат эпохи биг-бэндов , Эллингтон продолжает гастролировать со своей новой концертной программой. Сборы от выступлений, начавшие постепенно падать, он пополняет гонорарами, которые получает как композитор. Это позволяет сохранить оркестр.

Начало 1950-х - самый драматичный период в жизни эллингтоновского бэнда. Чувствуя снижение интереса к джазу , из оркестра один за другим уходят ключевые музыканты. На несколько лет Дюк Эллингтон уходит в тень.

Дюк Эллингтон снова становится востребованным концертным исполнителем. Маршруты его гастролей расширяются, и осенью 1958 года артист снова объезжает Европу с концертным туром. Дюка представляют королеве Елизавете и принцессе Маргарет на фестивале искусств в Англии.

В 1961 и 1962 годах Эллингтон записывается вместе с Луи Армстронгом , Каунтом Бэйси , Коулменом Хокинсом , Джоном Колтрейном и другими выдающимися мастерами джаза.

В 1963 году оркестр Эллингтона совершает новую поездку в Европу и, затем, на Средний и Дальний Восток по просьбе Госдепартамента США .

1964 год. Очередное европейское турне и первый визит оркестра в Японию .

Последние годы (1965-1975)

С середины 1960-х композитор 11 раз уходил с церемонии награждения Grammy победителем.

В 1965 году премия достается ему в номинации «лучший большой джазовый ансамбль» за альбом «Ellington "66». Трек «In the Beginning, God» отмечается в 1966 году как лучшая джазовая композиция. Бэнд выступает в Белом доме , на Виргинских островах и снова в Европе. Выступает с Бостонским симфоническим оркестром .

В сентябре начинает серию концертов духовной музыки. Эти концерты артист будет регулярно проводить под сводами Grace Cathedral в Сан-Франциско .

В 1966 и 1967 годах Эллингтон проводит две серии европейских концертов с Эллой Фицджеральд .

Со своим коллективом отправляется в продолжительный тур по Ближнему и Дальнему Востоку . С этим турне совпало издание пластинки «Far East Suite», которая принесла своему автору победу в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».

С такой же формулировкой Эллингтон унес Grammy с церемонии 1968 года за альбом «And His Mother Called Him Bill». Этот альбом композитор посвятил своему коллеге и близкому другу Билли Стрейхорну, который умер в 1967 году.

Прием в Белом доме в 1969 году по случаю 70-летия Дюка. Вручение ордена Свободы президентом Ричардом Никсоном . Новое европейское турне. В Париже в честь семидесятилетия Дюка Эллингтона был устроен банкет, на котором его приветствовал Морис Шевалье .

Выступление на джазовом фестивале в Монтерее (1970) с новыми композициями «River», «New Orlean Suite» и «The Afro-Eurasian Eclipse». Посещение Европы, Австралии , Новой Зеландии и Дальнего Востока.

16 апреля 1971 года в нью-йоркском «Линкольн-центре » проходит премьера композиции «Suite For Gutela». Выступление на ньюпортском джаз-фестивале. Посещает с концертами СССР (Москва, Ленинград, Минск, Киев, Ростов). В Ленинграде играет перед будущим основателем Государственной филармонии джаза- Давидом Семеновичем Голощекиным. А затем, едет в Европу и совершает второе турне в Южную Америку и Мексику .

Гастроли в СССР

Оркестр, который Эллингтон взял с собой в Советский Союз в 1971 году, состоял из шести саксофонов: Рассел Прокоп, Пол Гонзалвес, Гарольд Эшби, Норрис Терни, Гарольд Джизил Майнерв и Гарри Карни. Трубы: Кути Уильямс, Мерсер Эллингтон, Гарольд Мани Джонсон, Эдди Престон и Джонни Коулс. Тромбоны: Мальколм Тейлор, Митчелл Бути Вуд и Чак Коннорс. Басистом был Джо Бенджамин, а за барабанами - Руфус Спиди Джонс, два вокалиста - Нелл Брукшайр и Тони Уоткинс.

Когда самолёт с Дюком приземлился в Ленинграде, его встретил большой оркестр, марширующий по летному полю и играющий диксилендовую музыку. Всюду, где он выступал со своим бэндом, билеты были полностью проданы. На каждом из трёх концертов Эллингтона в Киеве было десять тысяч человек и более двенадцати тысяч на каждом его выступлении в Москве. Во время визита в СССР Эллингтон посетил Большой театр , Эрмитаж и встретился с композитором Арамом Хачатуряном . Эллингтон дирижировал джаз-оркестром московского радио. Газета «Правда » была очень щедрой на похвалы Эллингтону и его оркестру. Музыкальный критик, писавший в газете, был поражен «их бесценным чувством легкости. Они выходили на сцену без каких-либо особых церемоний, просто один за другим, как друзья обычно собираются на джем-сейшн». [ ]

Дюку Эллингтону понравился Советский Союз и он позже вспоминал:

«Знаете ли вы, что некоторые из наших концертов продолжались там по четыре часа? Да, и никто не жаловался - ни публика, ни работники сцены, ни даже оркестранты. Русские приходили слушать нашу музыку, а не по какой-либо другой причине. По десять-двенадцать раз они вызывали нас на бис».

1973 год. Третий «Концерт духовной музыки», премьера в Вестминстерском аббатстве , Лондон . Европейское турне. Дюк Эллингтон принимает участие в королевском концерте в «Палладиуме ». Визит в Замбию и Эфиопию . Награждение «Императорской звездой» в Эфиопии и орденом Почётного легиона во Франции.

Дюк Эллингтон публикует автобиографию «Музыка - моя возлюбленная».

Смерть

До последних месяцев жизни Дюк Эллингтон много ездил и концертировал. Его выступления, наполненные вдохновенными импровизациями , привлекали не только многочисленных слушателей, но и получали высокую оценку профессионалов. [ ]

Изданный по материалам концертов в Новом Орлеане диск «New Orleans Suite» опять заслуживает премию Grammy в номинации «лучший большой джазовый ансамбль».

Ещё трижды музыкант оказывается вне конкуренции в этой категории (дважды посмертно): в 1972 году за пластинку «Toga Brava Suite», в 1976 году - за «Ellington Suites», в 1979-м - за «Duke Ellington At Fargo, 1940 Live».

В 1973 году врачи диагностировали у него рак легких. В начале 1974 года Дюк Эллингтон заболел пневмонией . Через месяц после своего 75-летнего юбилея, рано утром 24 мая 1974 года, он скончался.

  • «Дюк Эллингтон, магистр музыки, крупнейший композитор Америки скончался в возрасте семидесяти пяти лет». [ ]

Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста (влияние Джеймса П. Джонсона, Уилли Лайона Смита и Фэтса Уоллера), но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.

Как аранжировщик, Эллингтон отличался творческим подходом. Многие произведения Эллингтона представляли собой маленькие «концерты», созданные специально для того, чтобы лучше раскрыть индивидуальное дарование того или иного исполнителя-импровизатора . Он писал для музыкантов оркестра, учитывая их индивидуальный стиль и вместе с ними (или с теми, кто приходил им на смену) периодически возвращался к старым произведениям, по сути творя их заново. Дюк никогда не позволял исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде. Ни одна из композиций Эллингтона, записанная на пластинку его оркестром, никогда не рассматривалась им как нечто окончательное и не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании и развитии. Всё, что исполнялось оркестром Эллингтона, выражало его индивидуальность, вбиравшую в себя одновременно индивидуальность каждого из его оркестрантов.

Его наследие огромно. По данным работника издательства «Темпо Мьюзик» М. Роббинса, у Дюка Эллингтона было зарегистрировано около тысячи пьес, большинство из которых составляют золотой фонд джаза. Тридцать восемь крупных произведений, предназначенных для концертного исполнения, духовные концерты, музыка к театральным постановкам и кинофильмам Барни Бигард , Джимми Хамильтон, Рассел Прокоуп, Пол Гонзалес, Хуан Тизол , Лоренс Браун, Кути Уильямс, Рэй Нэнс, Квентин Джексон. Некоторое время в оркестре играли такие солисты, как Кларк Тэрри, Кэт Андерсон, саксофонист Уилли Смит, барабанщики Луи Беллсон и Сэм Вудъярд. Во второй половине 60-х годов в оркестр пришли музыканты молодого и среднего поколений - саксофонисты Норрис Терни, Харольд Эшби, трубач Джонни Коулз, контрабасист Джо Бенджамин, барабанщик Руфус Джонс.

Затем, чтобы поддержать свой оркестр, Дюк снова берется за крупные музыкальные формы и создает мюзикл «Beggar’s Holiday» для постановки на Бродвее . После премьеры, состоявшейся в декабре 1946 года, было дано 108 представлений.

В 1950 году композитор впервые полностью пишет саундтрек к художественному фильму «Асфальтовые джунгли ».

Написанный и оркестрированный им саундтрек к фильму 1959 года «Анатомия убийства » попал в число номинантов только что учрежденной премии Grammy . Эллингтон ушёл с церемонии награждения с тремя наградами - за лучшую инструментальную композицию и лучшую музыкальную композицию года (заглавная мелодия фильма) и лучший саундтрек.

1960 год. Написана музыка для фильма «Парижский блюз» и для драмы «Турчанка ». Создается тема «Asphalt Jungle» для телевидения.

Следующее сотрудничество Дюка Эллингтона с киноиндустрией - музыка к фильму «Парижский блюз» (1961 ISBN 978-5-8114-1229-7 , ISBN 978-5-91938-031-3

  • Bohlander K., Holler K.-H. Jazzfuhrer.- Leipzig, 1980.
  • Джеймс Л. Коллиер. Дюк Эллингтон . - Москва, 1991.
  • Эллингтон Д. Музыка – моя королева (Русский дневник, 1971 г.) /Пред., и пер. с англ А.В. Лаврухина. // США – экономика, политика, идеология. – 1992. – № 12. – С.79-82.
  • mob_info