Что стало причиной ухода олега даля. Олег Даль – между прошлым и будущим Биография Олега Даля

Олега Даля считают самым ярким и неоднозначным актером. Его талант приводил в восторг многочисленных поклонников, а его поведение на съемочной площадке или сцене бесило коллег. О нем можно было услышать и хорошее и плохое, он сам был человеком, впадающим в крайности. Непосредственный характер помог актеру оказаться на вершине славы, ему многое прощали, и он шел дальше – вперед к своей мечте.

Слава к Олегу Далю пришла после выхода картины «Хроника пикирующего бомбардировщика», хоть до этого у него уже были достаточно успешные работы в кино.

Детство

Родился Олег Даль 25 мая 1941 года в Люблино под Москвой. Отец – Иван Зиновьевич — был крупным железнодорожным инженером, Мама — Павла Петровна — работала учительницей. В семье кроме сына была еще и дочка Ираида.

Особых проблем с учебой в школе у Олега не было. Он любил спорт, особенно баскетбол. Но однажды обнаружилось, что у него больное сердце, и врачи запретили мальчику играть.

Олег легко нашел замену спорту – он увлекся поэзией, литературой и живописью. Когда речь заходила о выборе жизненного пути, то он говорил, что хочет связать свою биографию с небом и выучиться на летчика. Эти мечты так и остались мечтами – из-за больного сердца дорога в летное училище была закрыта.

В школе он увлекся творчеством , одним из любимых произведений стал «Герой нашего времени». Олег решил, что будет актером и сыграет полюбившегося персонажа на сцене. Откуда мальчику, выросшему в послевоенное голодное время, было знать, что пройдет каких-то 15 лет, и он сможет воплотить свою мечту в жизнь.

Юность

В 1959-м школа осталась позади, и парень объявил родителям, что собирается поступать в театральный вуз. Семья встала на дыбы, ведь в роду не было ни одного артиста. Все мамины родственники были учителями и филологами, отец — инженер, член партии, поэтому ни о каком театральном никто даже и слышать не хотел. Актерская профессия казалась им очень нестабильной в плане заработка, и потом, у сына с детства была картавая речь.

Фото: Олег Даль в юности

Олег Даль был очень настойчивым и добивался всего, что задумал. Поэтому он не стал слушать родителей и пошел на экзамены. Парень хорошо подготовился, выучил отрывок из Гоголя и Лермонтова и успешно прошел все испытания. Ему повезло поступить с первого раза и оказаться в мастерской Н.Анненкова, в знаменитой «Щепке». Даль учился вместе и , которые тоже стали известными актерами.

Фильмы

В 1961-м началась экранизация повести «Звездный билет», которую написал . Режиссер А.Зархи долго подыскивал исполнителя главной роли в этом фильме. Он просмотрел множество кандидатур – студентов театральных вузов, отобрал пару десятков претендентов и пригласил на пробы. Удача улыбнулась Олегу Далю – он должен был сыграть Крамера. Съемки начались в 1961 году и проходили в красивейшем городе – Таллине. Картина получила название «Мой младший брат».

После того, как фильм пошел в прокат, молодой актер попал в поле зрения к двум уже прославленным режиссерам: Л.Аграновичу и . Агранович предложил Олегу работу в картине «Человек, который сомневается», причем он должен был сыграть главного персонажа. По сюжету фильма героя Даля Бориса Дуленко арестовывают и предъявляют ему обвинение в убийстве школьницы.

Картина вышла в прокат в 1963-м, как раз к моменту окончания Олегом театрального училища. Дипломный спектакль выпускника Даля пришла посмотреть актриса «Современника» , которой очень понравилась игра талантливого молодого человека. Она предложила Далю прийти к ним в театр. Чтобы стать полноправным актером, нужно было пройти отборочный конкурс, состоящий из двух этапов. Олег блестяще справился с задачей и попал в состав труппы. На его карьере этот успех никак не отразился – ему доверяют только второстепенные роли.

Даля снова позвали в кино. На этот раз в картину «Первый троллейбус», которую зрители увидели в 1964-м. Сюжет был простым и незамысловатым, но очень понравился любителям кинематографа.

Следующие два года нельзя назвать продуктивными, ведь Даль снялся всего в двух проектах, причем роли его были незаметными. В 1966-м на Олега Даля обратил внимание режиссер киностудии «Ленфильм» В.Мотыль. Он как раз искал актера на исполнителя главной роли в картине «Женя, Женечка и «катюша»». Увидев Олега, режиссер даже не сомневался – именно так и должен был выглядеть его герой. Картину не одобрили чиновники от искусства, поэтому ее показывали не часто, хоть зрителям фильм пришелся по душе.

После показа картины, карьера Олега Даля начала постепенно расти вверх. Его приглашают сниматься в проекте о войне «Хроника пикирующего бомбардировщика», где его героем стал летчик Соболевский. Прокат этой картины сделал из Даля всероссийского героя, и вывел его карьеру на высочайший уровень.

Наладились дела и в театре, где он начал снова выходить на сцену. На этот раз роль была значительной – Васька Пепел в постановке «На дне».

В конце 60-х Олегу Далю предлагают сотрудничество режиссеры Н.Кошеверова и Г.Козинцев. Последний позвал актера изобразить Шута в «Короле Лире»- роль, которую потом назвали самой значимой в творческой биографии артиста. Картина вышла в 1971-м и была награждена почетными международными премиями Чикагского, Миланского и Тегеранского кинофестивалей.

Олега Даля пригласили на работу в Ленинградский драматический театр, поэтому он поселился в Северной столице.

70-е годы стали очень успешными, и принесли актеру интересные роли в кинематографе. В 1972-м Олегу предложили роль в картине «Земля Санникова». Он сначала загорелся, а потом пришло разочарование. Артист был уверен, что сюжет интересный, но его постепенно превращают в дешевый балаган. Он отказывается от съемок и после этого с большой тщательностью отбирает себе роли.

Когда-то в детстве Олег мечтал сыграть Печорина, и вот в 1973-м ему выпала такая возможность. Его позвали на съемки фильма «По страницам журнала Печорина», где доверили главную роль. В последующие два года вышло еще пять фильмов с его участием.

Личная жизнь

В личной жизни Олега Даля было три официальных брака, но детей у актера не было ни в одном из них. Первый раз он женился в 1963 году. Избранницей Олега стала актриса «Современника» , но брак существовал недолго.

Вторую жену звали , она тоже была актрисой.


Фото: Олег Даль и его жена

Третьей женой Олега Даля стала Елизавета Апраксина, которая доводилась внучкой литературоведу Борису Эйхенбауму. Они познакомились на съемочной площадке картины «Король Лир» в августе 1969-го, где женщина работала монтажером. Она была единственной из трех жен Даля, которая сумела сладить с его тяжелым характером. Влюбленные поженились и прожили вместе до самой смерти артиста. Даль гордился и любил свою жену, Елизавета окружила мужа женским вниманием и заботой. Она словно нашла тот ключик, которым открывались потаенные дверцы его души, и это помогло супругам жить в мире и согласии, несмотря на сложный характер любимого.

Причина смерти

В конце 70-х актер перестал так много времени проводить на съемочной площадке. Одной из самых значимых работ того периода стала картина «Отпуск в сентябре», снятая в 1979-м. Олег Даль начал сильно выпивать, при этом отказывался бороться с вредной привычкой. Здоровье было основательно подорвано детскими проблемами с сердцем и постоянными разборками с режиссерами.


Фото: Могила Олега Даля

Олег даль умер 03.03.1981 года в одной из гостиниц Киева, куда он приехал в командировку. Смерть наступила в результате сердечного приступа, вызванного употреблением спиртного. Олег Даль в последние годы говорил, что скоро умрет, он даже чувствовал, что это произойдет в ближайшее время. Местом упокоения Олега Даля стало Ваганьковское кладбище в Москве.

Избранная фильмография

  • 1962 - Мой младший брат
  • 1963 - Первый троллейбус
  • 1966 - Строится мост
  • 1967 - Хроника пикирующего бомбардировщика
  • 1968 - Старая, старая сказка
  • 1970 - Король Лир
  • 1971 - Тень
  • 1973 - Пожар во флигеле
  • 1974 - Звезда пленительного счастья
  • 1975 - Вариант «Омега»
  • 1977 - Золотая мина
  • 1978 - Расписание на послезавтра
  • 1979 - Приключения принца Флоризеля
  • 1980 - Незваный друг

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

11:16, 2 марта 2011 3 марта 1981 года, то есть 30 лет назад, умер Олег Даль – один из самых известных советских актеров, который за свою яркую карьеру так и не получил ни одного звания. «Я артист инородный», – говорил он про себя. Он умер в 39 лет, для близких эта смерть не была неожиданной: Даль ждал ее и часто о ней говорил. Эдвард Радзинский однажды заметил, что актер был болен одной из самых трагических болезней – манией совершенства – и умер именно от нее.Последний в прославленном роду Олег Даль – в пятом поколении правнук знаменитого составителя толкового словаря Владимира Ивановича Даля , правда, сам он не знал об этом: только после смерти актера была проведена экспертиза, подтвердившая родство. Не оставив после себя детей, Олег Даль стал последним представителем этого прославленного рода.Отец Даля был железнодорожником, мать – учительницей, и они мечтали о простом советском будущем для своего ребенка, о профессии врача, шофера или хотя бы библиотекаря. Ребенок же хотел быть героем, летчиком, но однажды, играя в баскетбол, надорвал сердечную мышцу и мечтать о небесах с таким здоровьем уже не мог. От отчаяния его спасла новая мечта – стать актером, ведь в кино он мог сыграть и летчика, и Печорина , историей которого зачитывался еще в школе. И уже тут впервые проявилась его болезнь безупречности: Даль картавил и понимал, что с этим изъяном может не пройти творческий конкурс в театральный вуз, стать посмешищем, опозориться. Он принял решение исправить речь. Его упорство даже родителей заставило смириться с решением сына и пожелать ему удачи на вступительных экзаменах.Для творческого конкурса Олег Даль выбрал монолог Ноздрева из «Мертвых душ» Гоголя и отрывок из поэмы «Мцыри» своего любимого Лермонтова . Изображая Ноздрева, Даль был так нелеп, что, услышав хохот приемной комиссии, половина училища сбежалась к дверям аудитории. Даля спас его максимализм: он почувствовал, что экзамен, скорее всего, провален, но решил во что бы то ни стало доказать, что умеет быть разным и, дождавшись, пока смех утихнет, начал читать «Мцыри». Комиссия была покорена, Даля зачислили на первый курс Высшего театрального училища имени Щепкина . Служебный роман Сразу после учебы Олег Даль был зачислен в труппу «Современника» . Отношения с этим театром стали одной из самых драматических вех в судьбе актера. Он уходил, возвращался, снова уходил и опять возвращался… И все из-за того, что во времена застоя «Современник», как и многие другие театры, был вынужден включать в свой репертуар идеологические спектакли, участвовать в которых Даль не хотел.– Он не признавал компромиссов, – вспоминал Владимир Мотыль. – Начинались конфликты с партнерами, руководством, нервные срывы… Тем не менее актер отдал «Современнику» 13 лет своей жизни. Именно в стенах этого театра он встретил свою первую жену – актрису Нину Дорошину. Она была старше его на семь лет и любила Олега Ефремова. Даль укорял себя за то, что уводит женщину у своего кумира, но ничего поделать не мог. Их брак продлился менее суток: на свадьбе Дорошина села на колени к Ефремову и услышала от него: «А любишь ты все-таки именно меня». Даль был свидетелем этого объяснения и сбежал с собственной свадьбы.Второй женой Даля тоже стала актриса «Современника» Татьяна Лаврова . Они прожили вместе два года, а потом неожиданно расстались. Актер, который вообще не отличался многословием, о причине развода говорил коротко: «Она злая».Уйдя из «Современника», Олег Даль пытался устроиться во МХАТ и даже начал активно репетировать там одну из ролей, но пьеса ему разонравилась, и он был вынужден порвать с этим театром.Зато, вернувшись в «Современник», актер полностью отдался новым ролям и на одном из спектаклей даже проявил профессиональный героизм: играя в «На дне» , он угодил ногой в щель. Боль была такой, что пришлось вызывать скорую, но Даль доиграл спектакль, хоть врачи не верили в то, что он сможет пошевелить ногой. На следующей день актеру сделали операцию, во время которой он просил позвонить в театр и узнать, будет ли вечером репетиция.Очередной уход из «Современника» Олег Даль объяснял тем, что театр живет ради почестей и званий, а он хочет жить ради искусства.Актер рассуждал:– Я прошел разные стадии своего развития в «Современнике», пока не произошло вполне естественное, на мой взгляд, отторжение одного организма от другого. Один разложился на почести и звания – и умер, другой – органически не переварил все это – продолжает жить.Именно в «Современнике» Олег Даль начал пить.Его друзья вспоминали, что прикладываться к стакану он стал потому, что от постоянного высокого напряжения все горело внутри, и другого способа расслабиться у актера не было. Впрочем, даже пить он старался красиво и советовал знакомым взять бутылочку портвейна, 200 грамм колбасы и идти в Русский музей - созерцать любимую картину.«Да вас знать никто не знает!» Стремление к безупречности мешало Далю и в кино. Сниматься он начал рано и сразу стал одним из самых востребованных актеров. Владимир Мотыль вспоминал, что уже в 25 лет Олег Даль, приходя на встречу с режиссерами, вел себя так, словно роль ему не нужна:– Он не пытался понравиться. Я бы даже сказал: напротив, он эпатировал не только своим пренебрежительным тоном, но и ярко-малиновым пиджаком. Позже я понял: все это было от отчаяния.И чем известнее становился актер, тем больше в нем появлялось этого отчаяния: предложений было много, но среди них не было по-настоящему интересных ролей. Ситуация усугубилась после его участия в картине «Земля Санникова» . Эту роль он не любил: во время съемок интересный сценарий превращался в дешевое зрелище с песнями, и актер не раз пытался покинуть съемочную площадку. Его уговорили доиграть до конца, но отношения с режиссерами были навсегда испорчены.Работать с ним было сложно. Так, например, Даль мог отказаться выходить на площадку только потому, что… топорщится его костюм. Именно это произошло на съемках картины Евгения Татарского «Приключения принца Флоризеля» , где Даль играл коронованную особу – самого элегантного человека в Европе. Костюм же был сделан из того, что нашли и совсем не отличался элегантностью.Он отказывался сниматься даже у Гайдая и Рязанова, объясняя это коротко: «Не по пути!» Рязанов звал его на роль Лукашина в «Иронию судьбы», а Гайдай предлагал сыграть Хлестакова в картине «Инкогнито из Петербурга» . Звали актера и в «Экипаж» Александра Митты. Даль даже принял предложение, а потом отказался от роли; он поступал так всегда, если хотя бы немного сомневался в успехе фильма. Устав от своенравного актера, «Мосфильм» решил усмирить Даля и издал негласный указ – не снимать его в течение трех лет. Началась травля. Он, гордый и независимый, был вынужден унижаться перед чиновниками и умолять утвердить его на роль. В ответ слышал: «Кто вы такой? Вы думаете, что вы артист? Да вас знать никто не знает!»Именно в это время Даль писал в своих дневниках:– Какая же сволочь правит искусством! Нет, неверно, искусства остается все меньше, да и править им легче, потому что в нем, внутри, такая же лживая и жадная сволочь…«Усталый мудрый мальчик» Зато именно на съемочной площадке Олег Даль познакомился со своей третьей и последней женой Елизаветой Апраксиной . Прожитые с актером годы, несмотря на его пристрастие к алкоголю, она считала самым счастливым временем в своей жизни.Они встретились на съемках фильма «Король Лир» . Апраксина работала монтажером, Даль играл Шута. Их общение началось с того, что девушка пригласила всю съемочную группу в ресторан на свой день рождения. Пришел и Даль. Напился. Ей пришлось тащить его в номер. Шел дождь, актер внезапно протрезвел и начал петь про дожди, из-за чего сразу показался Апраксиной интересным и неожиданным.– Выглядел он очень забавно, – вспоминала она. – Для роли ему выбрили голову, а отросшие волосики выкрасили в желтый цвет. Круглая желтая головка на тонкой шее, синие глаза и совершенно нематериальная фигура: в нем было скорее теловычитание, чем телосложение. Его хотелось обнять и согреть – усталого мудрого мальчика с добрыми глазами.Свадьбы у них не было: просто расписались и выпили шампанского в кафе-мороженое. На свидетельстве о браке Даль размашисто написал: «Олег+Лиза = Любовь».…И началась семейная жизнь, в которой актер продолжал стремиться к совершенству. Его жена вспоминала, что он был предельно аккуратен, не любил, если что-то лежит не на своих местах, и всех в доме приучил к порядку. Причем ему не нужно было ничего говорить: одно только его рвение к чистоте оказывалось заразным.Даль сразу определил для себя, что его дом будет принадлежать только ему, и закрыл его от всех. Он никому не позволял вмешиваться в свою семейную жизнь, оберегая ее даже от друзей, а от назойливых поклонниц иногда убегал вплавь по Москве-реке. Женских приставаний он не переносил и даже мечтал о бронированной двери и бронепоезде.В минуты запоя актер совершенно не контролировал себя. Он пытался бороться с этим, сдерживаться, но все равно срывался. Елизавета Даль рассказывала:– В Горьком на гастролях у него начался тяжелый запой, такое, знаете, недопитое состояние, когда человек совершенно озверевший. Было очень жарко, я лежала в номере в одном купальнике. Он водил ножом по моему животу и говорил: «Ну и что! Мне наплевать, я все равно жить не собираюсь». Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже. Я не спала, мучилась, пряталась, когда он приходил домой в хлам пьяный.Когда сил терпеть постоянные запои не осталось, жена и теща дали ему 25 рублей на дорогу и попросили уехать. Он спокойно оделся, побрился, попросил разрешение оставить себе ключ от квартиры и ушел, а через несколько дней позвонил домой и объявил о том, что закодировался. Жена не поверила, тогда он пришел и продемонстрировал шрам от зашитой «торпеды». Вместе с Далем в тот день бороться со своей алкогольной зависимостью начал и его друг Владимир Высоцкий …– Последние десять лет, что мы прожили, он периодически запивал, когда у него кончался срок, потом опять подшивался и не пил годами, – рассказывала жена Олега Даля. – Предложить ему зашиться было невозможно, на это должен был решиться он сам. Говорил так: «Три дня не выпускай меня из квартиры, буду плакать, просить – не слушай. Через три дня едем к врачу». Он никогда не устраивал пьянок дома – если хотел выпить, уходил. Терпеть не мог пьяных актерских компаний.«Пойду к себе умирать» Олег Даль предчувствовал смерть. Незадолго до нее он пришел к астрологу и задал два вопроса: один касался смерти, другой – детей. Ему казалось, что у него где-то есть незаконный сын. Актер боялся умереть, не оставив того, кто бы мог продолжить его род.После смерти Высоцкого Олег Даль стал говорить о том, что будет следующим. Однажды он спросил актера Анатолия Ромашина : «Толя, ты живешь возле Ваганьковского кладбища? Я скоро там буду».Смерть Даля многие его друзья до сих пор называют самоубийством. Актер умер в Киеве, в гостиничном номере. Накануне вечером он сказал друзьям: «Пойду к себе умирать». На эту фразу никто не обратил внимания, а Даль поднялся в номер, открыл бутылку водки… Он знал, что пить ему нельзя (в очередной раз был закодирован), но все равно влил в себя смертельную порцию алкоголя.В своем дневнике он постоянно писал о безысходности, конфликте с реальностью, невозможности достичь совершенства…Похоронили актера действительно на Ваганьковском кладбище. Денег в семье не было, и друзья в складчину купили самый дешевый гроб, из которого торчали нитки. Обожавшая его теща, попросила в завещании развеять ее прах над могилой зятя. Елизавета Даль выполнила эту просьбу и поражалась тому, что даже сильные дожди долгое время не могли смыть прах с могилы. Юлия Шершакова Текст: krinitsa

Фото: От чего умер олег даль

Content parser : contentSearchYahoo | Images parser : imagesMail |
Total Parsers :2
Memory used : 1.2MB of 3.75MB
Render time : 4.073 sec., Version : 3.2

До своего 40-летия он не дожил двух месяцев.

Он сыграл около 50 ролей, но их могло бы быть вдвое больше, если бы он не отказывался от них и не терял из-за своего непростого характера.


Говорят, он был «неудобным» для режиссеров, срывал спектакли и часто конфликтовал тогда, когда следовало бы искать компромиссы. В его жизни было много страстей, и одна из них его погубила.


Актер театра и кино Олег Даль
Он родился за месяц до начала войны и, как многие дети его поколения, мечтал стать моряком или летчиком. Но из-за проблем с сердцем ему пришлось выбирать другую профессию. Он увлекся литературой и живописью, а после окончания школы решил поступать в Щепкинское театральное училище, хотя его родители были против. Ему удалось сдать экзамены с первой попытки. Во время учебы Олег Даль начал сниматься в кино, и уже тогда он обратил на себя внимание известных режиссеров – ему поступили предложения от Леонида Аграновича и Сергея Бондарчука.


Олег Даль


Владимир Высоцкий и Олег Даль
Всесоюзную популярность Олегу Далю принесла главная роль в фильме «Женя, Женечка и «катюша». Успех закрепил фильм «Хроника пикирующего бомбардировщика». К концу 1960-х гг. он был уже одним из самых популярных и любимых в народе театральных и киноактеров.


Актер театра и кино Олег Даль



Никто не подвергал сомнению его актерский талант, но многие режиссеры опасались с ним сотрудничать: Даль мог взяться за роль, начать репетировать, а потом решить, что фильм или спектакль недостаточно хорош и отказаться от работы. Его называли одной из самых ярких и противоречивых фигур советского кино и театра. Ему многое прощали за его талант и неординарность, но его чрезмерная прямота и принципиальность, резкость и максимализм, обидчивость и вспыльчивость мешали строить и дружеские, и профессиональные отношения.


Олег Даль в фильме *Женя, Женечка и *катюша*, 1967


Кадр из фильма *Женя, Женечка и *катюша*, 1967
Олег Даль часто конфликтовал с режиссерами – он требовал полной свободы действий и не любил, когда ему мешали делать то, что он считал нужным. Дело часто доходило до выговоров и «разборов полетов» на общем собрании. Олег Ефремов не раз пытался уволить его из «Современника», Даль уходил из театра и снова возвращался. На съемках фильма «Приключения принца Флоризеля» он однажды отказался выходить на съемочную площадку из-за того, что его костюм топорщился и плохо на нем сидел. Одним из немногих, кто был согласен терпеть и срывы, и грубость Даля, был режиссер Григорий Козинцев, который считал, что масштаб актерского дарования перекрывал все трудности характера, и понимал, что ему и самому непросто мириться с собой.


Олег Даль в фильме *Старая, старая сказка*, 1968


Кадр из фильма *Старая, старая сказка*, 1968
Актер часто отказывался от ролей, если сценарий казался ему неинтересным. Так он поступил с фильмами «Безымянная звезда», «Ирония судьбы, или С легким паром!», «Экипаж». Из-за того, что он бросил работу, уже приступив к съемкам в «Экипаже», у него случился серьезный конфликт с руководством «Мосфильма». После чего Олег Даль записал в своем дневнике: «Нет, не вписываюсь я в их систему. Систему лжи и идеологической промывки мозгов. Ну что ж, мразь чиновничья, поглядим, что останется от вас, а что от меня».


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе


Актер театра и кино Олег Даль
Из-за тяжелого характера долгое время Олег Даль не мог найти счастья и в семейной жизни. Два его первых брака распались. Актрисой Нина Дорошина вышла за него замуж назло человеку, которого любила, – Олегу Ефремову, и Даль узнал об этом прямо во время свадьбы. Поэтому этот брак тут же распался. Семейный союз с актрисой Татьяной Лавровой тоже был недолговечным. В 1969 г. актер познакомился с Елизаветой Эйхенбаум, которая была монтажером на съемках, и вскоре они поженились. Его знакомые говорили, что она была единственным человеком, кто смог найти к нему подход.


Кадр из фильма *Земля Санникова*, 1973


Олег Даль в фильме *Земля Санникова*, 1973
В театре Даль часто срывал спектакли из-за того, что позволял себе выходить на сцену в нетрезвом состоянии или вообще не являться. Незадолго до смерти, пропустив свой единственный спектакль в Малом театре, он написал объяснительную: «Ввод был мной провален, и вся вина лежит полностью на мне. Безответственность к репетициям, непозволительный проступок – позволил себе перед спектаклем выпить пива. Уверяю вас – мною сделаны жёсткие бескомпромиссные выводы». Однако побороть алкогольную зависимость актер так и не смог. Его жена вспоминала: «Олег страшно пил. При этом делался похожим на Зилова из «Утиной охоты», даже страшнее. Себя он не способен был убить, но меня как-то чуть не зарезал… Насколько он был тонок, интеллигентен, великодушен, настолько же страшен, грязен и жесток в пьяном кураже».


Кадры из фильма *Не может быть!*, 1975


Олег Даль в фильме *Приключения принца Флоризеля*, 1979
Последней заметной работой Даля стала роль в фильме «Отпуск в сентябре» в 1979 г. Из-за алкогольной зависимости актера обострились конфликты с режиссерами, что сказалось на здоровье и напомнило о давних проблемах с сердцем. Знакомые говорили, что в последние месяцы жизни актер был в состоянии физического и нервного истощения. Во время гастролей в Киеве 3 марта 1981 г. Олег Даль скончался в гостиничном номере. Официальной причиной смерти был назван сердечный приступ, но говорили, что спровоцирован он был употреблением алкоголя. После его смерти жена призналась: «С Олегом я прожила счастливую жизнь. Не прилагая особых усилий, он сделал меня совершенно другой: я забыла о прежней Лизе Апраксиной и одолела профессию жены Художника, которому трудно. Хоть и научилась смотреть на все его глазами, жить его делами, все равно он так и остался для меня загадкой. Прекрасной. Я умерла вместе с ним».


Актер театра и кино Олег Даль
Сам о себе Олег Даль говорил: «Я не народный, я инородный». Его вдова Лиза признавалась: «Он поражал какой-то нездешностью. Таким нездешним и остался». Актер Олег Борисов называл его «заповедной личностью». Из-за своих конфликтов с руководством Даль не получал никаких наград, званий и премий, но для миллионов зрителей был и остается истинно народным артистом.


Одна из самых ярких и противоречивых фигур в советском кинематографе

Биографию Олега Даля знают все поклонники советского кинематографа. Это один из самых знаменитых отечественных актеров. Он играл в театре и кино, участвовал в театральных постановках и писал проникновенные стихи.

Детство и юность

Рассказывать биографию Олега Даля начнем с 25 мая 1941 года, когда он родился в подмосковном городе Люблино. Актер появился на свет примерно за месяц до начала Великой Отечественной войны. К тому времени в семье его родителей уже была дочь Ираида.

Мама героя нашей статьи Павла Петровна работала учительницей, а отец Иван Зиновьевич - инженером на железной дороге.

В школе Олег занимался баскетболом, но скоро оставил спорт из-за проблем с сердцем. После этого главными увлечениями в биографии Олега Даля стали литература, поэзия и живопись. Как и любой его сверстник, который рос в послевоенное время, он мечтал о карьере моряка или летчика. Но этим мечтам было не суждено сбыться и все из-за тех же проблем со здоровьем.

Идея стать актером у Олега появилась, когда он впервые прочитал "Героя нашего времени" Лермонтова. Тогда ему захотелось когда-нибудь исполнить роль Печорина. Олег не мог подозревать, что его мечта исполнится через 15 лет.

Образование

В 1959 году Олег Даль, биография которого приведена в этой статье, получил диплом о среднем образовании. Он решил воплощать в жизнь свою мечту об актерской профессии, поэтому предпринимает попытки поступить в театральное училище. Однако оказывается, что родители категорически против такого выбора, так как считают это профессию абсолютно бесперспективной.

Они были убеждены, что актером Олег не сможет зарабатывать достойные деньги, к тому же с детства он картавил.

Даль все же решился испытать судьбу и отправился на вступительный экзамен. Для него он подготовил отрывок из поэмы "Мцыри" Лермонтова и монолог Ноздрева из "Мертвых душ" Гоголя. К удивлению большинства его родных, экзамен он прошел успешно и был принят в творческую мастерскую народного артиста СССР Николая Анненкова. Вместе с ним на курсе учились Михаил Кононов и Виталий Соломин.

Дебют на большом экране

Олег Даль, биографию, фото которого вы найдете в этой статье, дебютировал в кино уже в 1962 году в драме Александра Зархи "Мой младший брат". Это была экранизация повести Василия Аксенова "Звездный билет", напечатанной годом раньше в журнале "Юность".

Актера на роль Алика Крамера было решено найти в одном из столичных театральных училищ. На пробы были отобраны несколько десятков человек. Лучше остальных себя проявил герой нашей статьи. Уже летом он отправился в Таллин, чтобы в сняться в натурных сценах.

После выхода на экраны этой работы на Даля сразу обратили внимание именитые советские режиссеры: Сергей Бондарчук и Леонид Агранович. Последний доверил начинающему актеру главную роль в своем фильме "Человек, который сомневается". Это была детективно-психологическая история об аресте Бориса Дуленко (его и сыграл Даль). Молодого человека арестовывают по обвинению в преступлении, которого он не совершал. Он был знакомым убитой школьницы, а превратился в главного подозреваемого.

В 1963 году, когда эта картина вышла на советские экраны, Даль окончил театральное училище. На дипломный спектакль выпускников Щепкинского училища пришла актриса театра "Современник" Алина Покровская. Она была настолько впечатлена игрой молодого актера, что пригласила его на работу в театр. Его зачислили в труппу, но режиссеры поначалу не обращали на него никакого внимания. Несколько лет ему доверяли только второстепенные и малозаметные роли.

Тем временем, в кино карьера Даля складывалась куда успешнее. В 1964 году на экраны выходит мелодрама "Первый троллейбус", снятая на Одесской киностудии. Она становится билетом в жизнь для целой плеяды советских популярных актеров, для многих из которых эта роль оказывается первой в карьере. Даль до этого в кино уже несколько раз снимался, но благодаря "Первому троллейбусу" становится известным.

Правда, следующие несколько лет складываются не совсем удачно. В кино он играет малозначительные роли в лентах "От семи до двенадцати" и "Строится мост". Наконец, в 1966 году его замечает режиссер Владимир Мотыль, который предлагает главную роль в военной драме "Женя, Женечка и "Катюша". Фильм имеет широкий успех у зрителей, а вот руководству не нравится, из-за чего на экраны выходит в ограниченном прокате.

Рост популярности

Однако это никак не сказывается на росте популярности Даля, которого после картины Мотыля начинают узнавать на улице. Его следующей успешной работой становится военный фильм "Хроника пикирующего бомбардировщика", в которой он играет летчика Евгения Соболева.

К концу 60-х актер выходит на пик своей славы. Причем не только в кино, но и в театре. После долгого перерыва он получает главную роль на сцене "Современника" - Васьки Пепла в спектакле по пьесе Максима Горького "На дне".

В этот период герой нашей статьи играет Шута в фильме Григория Козинцева "Король Лир", что оказывается одной из самых ярких работ в карьере актера. Картина, вышедшая на экраны в 1971 году, получает несколько престижных премий на кинофестивалях в Милане, Чикаго и Тегеране.

Переезд в Ленинград

Жизненные обстоятельства вынуждают Олега Даля переехать из Москвы в Ленинград. В Северной столице он начинает выступать в составе труппы драматического театра.

К тому же 70-е годы приносят в его копилку еще несколько интересных и сложных ролей. В 1972 году он с азартом подходит к работе в фантастическом фильме Леонида Попова и Альберта Мкртчяна "Земля Санникова", где ему достается роль офицера-авантюриста Евгения Крестовского. Он весь отдается работе, но оказывается не удовлетворен результатом. Даль расстроен, что качественный материал превратили в низкосортное зрелище. В будущем он более тщательно начинает подходить к выбору ролей.

В 1973 году сбывается его давняя детская мечта. Он играет Григория Печорина в телевизионном спектакле "По страницам журнала Печорина".

К этому времени все чаще Далю начинают предлагать главные роли в картинах. Причем самого разного формата, что его радовало, ему нравилось появляться перед зрителями каждый раз в новом образе.

В 1976 году он играет Иванушку-дурачка в музыкальной комедийной сказке Надежды Кошеверовой "Как Иванушка-дурачок за чудом ходил", а уже в 1977-м появляется в образе преступника-рецидивиста Николая Косова, известного также как Борис Брунов в детективе Евгения Татарского "Золотая мина".

Среди ярких ролей того периода стоит отметить также Сергея Андреевича в драме Анатолия Эфроса "В четверг и больше никогда", директора школы Андрея Андреевича в драматической киноповести Игоря Добролюбова "Расписание на послезавтра", инженера Зилова в психологической драме Виталия Мельникова "Отпуск в сентябре", красноармейца Бориса Корбута в военной драме Наума Бирмана "Мы смерти смотрели в лицо".

В 1980 году выходит драма Леонида Марягина "Незваный друг", в которой Даль играет ученого-химика Виктора Свиридова. Это оказывается его последняя роль в кино.

Семья

В биографии Олега Даля личная жизнь сыграла важную роль. Он пользовался большой популярностью у женщин, многие были в него влюблены, но найти свою вторую половинку долго не удавалось. Биография, личная жизнь, дети Олега Даля интересовали его многочисленных поклонников, а у самого актера был очень тяжелый характер. Ужиться с ним в одном доме было непросто.

Его первой избранницей стала актриса театра "Современник" Нина Дорошина. Они заключили в брак в 1963 году, она была на семь лет старше героя нашей статьи. Исследователи биографии Олега Даля о жизни актера в браке пишут уклончиво. В семье всегда было много проблем. С Дорошиной поначалу была крепкая любовь. Они вместе играли в "Первом троллейбусе", "Строится мост". Затем у актрисы была звездная роль жены Васи Надежды в лирической комедии Владимира Меньшова "Любовь и голуби". Но их брак с Далем к тому времени распался. Нина вышла замуж за мастера по свету театра "Современник" Владимира Тышкова.

Во второй раз Даль заключил брак с актрисой Татьяной Лавровой. Снова жена оказалась его старше, но всего на три года. До этого Татьяна несколько лет жила гражданским браком с трагическим погибшим актером Евгением Урбанским.

Отношения с Далем были на удивление краткосрочные. После посещения ЗАГСа их семья продержалась около шести месяцев. Лаврова вышла замуж за футболиста, нападающего Владимира Михайлова, от которого и завела детей.

Елизавета Апраксина

Третий союз оказался самым долговечным. На съемках фильма "Король Лир" в 1969 году герой нашей статьи повстречал монтажера Елизавету Апраксину, внучку известного советского литературоведа Бориса Эйхенбаума.

Между ними очень быстро установились романтические отношения, влюбленные поженились. Чувство страсти и ранней влюбленности, которое появилось в самом начале их отношений, им удалось сохранить на протяжении многих лет.

Известно, что Даль очень гордился своей женой, а Лиза всегда заботилась о муже. Особенно в последние годы, когда актера стало подводить здоровье.

Смерть

Эта статья посвящена не только биографии, личной жизни Олега Даля. Причина смерти актера волнует многих его поклонников. Герой нашей статьи ушел из жизни 3 марта 1981 года. Ему было всего 39 лет.

Многие отмечают, что можно отыскать в биографии причину смерти Олега Даля. В последние годы у него наметился очевидный творческий кризис. Ему прекратили предлагать заметные роли, последнюю его творческую удачу можно отнести к картине "Отпуск в сентябре", которая вышла в 1979 году. Нельзя не сказать в биографии Олега Даля о причине смерти - личная драма, как считают многие люди из его окружения.

У него начались серьезные проблемы с алкоголем, которые он никак не пытался решить, из-за этого участились конфликты с режиссерами. К тому же стали давать о себе знать проблемы с сердцем, которые у Олега были еще с юности.

Так и закончилась его биография. Смерть Олега Даля наступила в гостиничном номере Киева во время командировки. Официальная причина - сердечный приступ. Скорее всего, он был спровоцирован употреблением большого количества спиртных напитков, которое было противопоказано "зашитому" противоалкогольной капсулой. Вдова опровергает эту информацию, утверждая, что он умер во сне от остановки сердца.

Друзья и знакомые рассказывают, что сам актер в последнее время находился в депрессии, говорил, будто предчувствует скорую смерть.

Олега Даля похоронили на Ваганьковском кладбище. Рядом покоится его последняя супруга Лиза, которая скончалась в 2013 году.

25 мая 1941 года в семье железнодорожного инженера Ивана Зиновьевича Даля случилось прибавление: супруга Павла Петровна подарила ему сына. Кто-то из родни посетовал: «В мае родился, стало быть, всю жизнь маяться будет». Словам не придали значения – болтают пустое! Мальчика назвали Олегом…



Как всякий мальчишка послевоенных лет, Олег мечтал о героической профессии летчика или моряка. Мечтам не суждено было осуществиться: паренек сорвал сердце, играя в баскетбол, а без богатырского здоровья о небе или о море и думать было нечего. Тогда его увлекло искусство – поэзия, живопись… Прочитав лермонтовского «Героя нашего времени», решил стать актером, чтобы когда-нибудь сыграть «лишнего человека». И через каких-то 15 лет ему представилась возможность прожить жизнь Григория Печорина в кадре.

Решение Олега поступать в Театральное училище имени Щепкина семья приняла в штыки. Ну разве это профессия – актер? То ли дело шофер или хотя бы библиотекарь. К тому же парнишка картавил: что, кроме позора, ждало его на экзамене? Позора абитуриент желал меньше всего, поэтому в экстренные сроки исправил дефект речи и покорил приемную комиссию. Вначале рассмешил до слез монологом Ноздрева из гоголевских «Мертвых душ», потом опять же до слез растрогал отрывком из «Мцыри». Как же без обожаемого Лермонтова?

Кино

Первой экранной работой Даля был фильм «Мой младший брат», где он блестяще воплотил образ молодого интеллектуала Алика Крамера. Там же впервые «засветились» Андрей Миронов и Александр Збруев. После выхода картины в прокат на Даля посыпались предложения сниматься, большинство из которых он отклонял - парадоксальное поведение для молодого артиста. Но такая уж натура: если не чувствовал роль «своей», играть не соглашался.

В середине 60-х советский зритель увидел фильмы «Женя, Женечка и «катюша» и «Хронику пикирующего бомбардировщика». И все - Олег Даль стал кумиром. Разве могли кого-то оставить равнодушным эти детские глаза с затаенной мукой? Через год он снялся в добрых и озорных лентах – «Старая, старая сказка» и «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил», продемонстрировав другие грани своего таланта…

Увы, Олегу Далю не суждено было найти «своего» режиссера, хотя в 1969 году он был к этому как никогда близок. Григорий Козинцев пригласил актера на роль Шута в фильме «Король Лир». Режиссер трактовал образ Шута по-своему: «Мальчик, стриженный наголо. Искусство при тирании. Ребенок из Освенцима, которого заставляют играть на скрипке в оркестре смертников; бьют, чтобы он выбирал мотивы повеселее». Даль подходил Козинцеву идеально. Его Шут не развлекал, он бередил раны. Когда «Король Лир» появился на широком экране, успех был огромный – фильм завоевал призы на фестивалях в Чикаго, Тегеране, Милане. В мае 1973-го Козинцева не стало…

Лучшие дня

Даль мог сыграть гораздо больше, чем сыграл. Он просто не мог позволить себе роли, не созвучные его мироощущению.

Театр

Даль так и не смог ужиться ни в одном театре, хотя у него было немало запоминающихся ролей и в «Современнике», и в Театре на Малой Бронной, и в Малом. Причиной «метаний» стала все та же творческая нереализованность. В период махрового застоя в царстве Мельпомены господствовали конъюнктурные постановки: об остроте и социальной актуальности пьес не стоило и мечтать. Надо было пережить просто пережить «эпоху сна», но актер не признавал компромиссов. Он срывался, конфликтовал с коллегами, уходил в запои…

И тем не менее режиссеры любили работать с Далем. Его душа при создании образов была тонким ювелирным инструментом. Чрезвычайно пластичный и внутренне очень подвижный, Даль мог играть в одном спектакле в абсолютно разных ритмах. Это понимали и ценили и руководитель «Современника» Олег Ефремов, и вставшая «у руля» после него Галина Волчек. А он то уходил, то возвращался…

Женщины

Даль притягивал женщин, как магнит. «На съемках любого фильма половина группы – от ассистенток до прим – была влюблена в Олега, - вспоминала Любовь Полищук. Не говоря о поклонницах, которые преследовали своего кумира по пятам. Актера же повышенное женское внимание, мягко говоря, раздражало. По улицам он ходил, высоко подняв воротник, «увенчав» кепкой голову и втянув ее в плечи – только бы прошмыгнуть тенью мимо вездесущих фанатичных барышень. Однажды режиссер Евгений Татарский зашел к Далю в гостиничный номер и обомлел: повсюду была развешана мокрая одежда. На резонный вопрос: «Олег, что случилось?» последовал ошеломляющий ответ:

"Да вот, шел по набережной, какие-то бабы на меня накинулись. Кричат: «О, Олег Даль, Олег Даль!» Я прыгнул в море, выплыл около гостиницы и пошел…"

Жены

В «Современнике» Даль познакомился с актрисой Ниной Дорошиной. Его не смутило, что Дорошина была на семь лет старше и без памяти влюблена в другого Олега – Ефремова. «Будет моей женой!» - решил Даль. Так и случилось, да вот незадача – супружество продлилось всего один день. На свадьбу заявился Ефремов и, поздравив молодоженов, усадил Дорошину к себе на колени со словами: «А любишь ты, лапуля, все-таки меня!» Пикантная сцена произошла на глазах у новоиспеченного супруга. Даль тут же покинул собственную свадьбу и две недели где-то пропадал…

Второй раз он попытался найти семейное счастье в браке с актрисой Татьяной Лавровой. Союз просуществовал два года, затем последовал развод. Все досужие вопросы о причинах разрыва лишь однажды удостоил ответом: «Она злая» - и больше ни слова.

С третьей женой, Елизаветой Эйхенбаум, Олег Даль познакомился на съемках «Короля Лира». Будущая супруга работала монтажером и носилась с актером, как нянька: следила, чтобы не устал и не проголодался. Вместе они прожили 10 лет… Все закончилось 31 декабря 1980 года. Елизавета ждала мужа в подъезде на лестнице. Когда лифт открылся, Даль из него просто выпал – настолько был пьян. Пристрастие актера к «зеленому змию» и раньше становилось причиной разладов между супругами. Олег кодировался, возвращался в работу, она прощала и надеялась. Предновогодний «сюрприз» стал последней каплей в чаше ее терпения.

Эпатаж

Мало кто мог сравниться с Далем по части экстравагантных выходок. Как говорится, хлебом его не корми, дай лишний раз оказаться в центре внимания. Однажды во время съемок на Черном море вся труппа загорала на пляже. Вдруг, словно по команде, народ повернул головы в сторону гостиницы: на пороге стоял Олег. Сущий франт – одет в умопомрачительный джинсовый костюм, при этом на ногах – толстые шерстяные носки и шлепанцы. Очевидцы в изумлении взирали именно на «нижний этаж»: не по этикету товарищ одет, да и не по погоде. Что сделал Даль? Подошел к морю, бережно снял легкомысленную обувь и носки, и прямо в костюме зашел в воду. Пляж замер. Даль с наслаждением поплавал, затем «причалил», обул шлепанцы и, помахивая носками, продефилировал в гостиницу.

Ребенок

Актер безумно любил детей и мечтал о них, но стать отцом ему так и не довелось. За год до смерти Даль пришел к астрологу, тогда еще неизвестному Павлу Глобе. Визитер спросил: «Могут ли у меня еще быть дети?» И услышал неутешительное: при таком звездном раскладе появление наследников маловероятно. Даль помрачнел и с тех пор все чаще заводил разговоры о бессмысленности жизни. Позже астролог предположил, что Даль оставил после себя еще кое-что, кроме сыгранных ролей: «Я думаю, он подозревал, что у него есть ребенок. И полагаю, неспроста. Какая-нибудь поклонница вполне могла родить от него… Возможно, род Даля не прервался». Стоит подчеркнуть, это не более чем предположение: видимо, большего звезды Глобе не поведали.

Смерть

Даль пил. О пагубной склонности знали коллеги и по театру, и по кино. И все как один оправдывали: алкоголиком не был! Был человеком высокого напряжения – когда все горело внутри, хотелось хоть как-то расслабиться. И он хватался за средство, на какое-то время дарующее гармонию…

Незадолго до смерти актер очень сблизился с Владимиром Высоцким. Когда легендарного барда не стало, Даль все твердил: «Ну вот, теперь моя очередь». В день рождения покойного друга – 25 января 1981 года, актер сказал утром жене: «Мне снился Володя. Он зовет меня».

В тот же год, 3 марта, смерть настигла его в гостиничном номере киевской гостиницы. Даль произнес таинственную фразу: «Пойду к себе умирать». Слышавшие посчитали слова еще одной мрачной шуткой Даля и не обратили внимания. А он, поднявшись в номер, вылил в себя бутылку водки. На тот момент актер был в очередной раз закодирован, поэтому доза алкоголя оказалась смертельной – Олег Даль скончался от внутреннего кровоизлияния… Работники гостиницы, обнаружившие его утром, говорили, что у Даля было такое выражение лица, будто исполнилась его давняя мечта.

Однажды на концерте конферансье ошибся, назвав Олега Даля народным артистом. Тот усмехнулся: «Я не народный, я инородный». Олег Даль не имел званий и наград, не был лауреатом. Он был Артистом…

mob_info