Этническая история и состав населения края. Население забайкальского края Коренные жители забайкалья

Забайкальский край - это регион Восточной Сибири, который славится не только уникальными природными явлениями, но и гостеприимным населением. Сюда ежегодно приезжает огромное количество туристов, чтобы своими глазами увидеть Чарские пески и оздоровиться в одном из многочисленных курортов. Лечебные минеральные воды Забайкалья помогут справиться с любым заболеванием.

Как появился регион?

Забайкальский край можно назвать относительно молодым регионом. Первые люди здесь появились не более 35 тысяч лет назад. Первые поселения были обнаружены вблизи нынешней столицы.

Образование Забайкальского края началось с объединения Бурятского автономного округа и в 2007 году. Главы местного самоуправления обратились с официальным письмом к президенту РФ. Официальной датой создания региона считается 11 марта 2007 года. В этот день прошел референдум. Народ должен был высказать свое мнение по поводу объединения нескольких административных единиц в Забайкальский край. Столица региона была выбрана немного позже.

Сегодня Забайкалье - это достаточно крупный регион, в котором проживают люди различных национальностей. По данным последней переписи населения, общая численность Забайкальского края составляет 1 087 479 человек. Наиболее заселенной является центральная часть региона. А вот в северной части заселение достаточно слабое.

Чита

Несколько областей объединено в Забайкальский край. Столица же у них единая. Центром региона был выбран город Чита с численностью населения более 300 тысяч человек. Название свое населенный пункт получил благодаря реке, которая протекает неподалеку. Чита и на сегодняшний день является настоящей гордостью Забайкалья.

Столица имеет резко континентальный климат с характерным температурным режимом. В зимний период средняя температура здесь составляет около 25 градусов по Цельсию ниже нуля. Лето теплое и влажное. Температура редко поднимается выше 20 градусов по Цельсию. Наиболее теплый период в Чите длится всего 77 дней.

Столица находится в часовом поясе Иркутского времени. Относительно Московского времени смещение составляет 5 часов.

Правительство Забайкальского края находится в Чите. А местное самоуправление представлено Думой городского округа, а также местной городской администрацией. Главой администрации является мэр, который избирается населением.

Чита - это не просто центр Забайкалья, а настоящая культурная столица. Здесь присутствует огромное количество музеев и театров. Приезжий сможет получить огромное удовольствие, прогуливаясь по улицам. Старинная архитектура города впечатляет. А весной и летом в Чите проходит множество фестивалей, привлекающих туристов не только из России, но и других соседних стран.

Правительство Забайкальского края

Высшим должностным лицом региона является Губернатор, который выбирается сроком на 5 лет. Назначить главу может лишь Законодательное собрание, состоящее из 50 депутатов. Выборы членов представительного органа власти также происходят каждые пять лет. Исполнительным органом власти является Правительство Забайкальского края, возглавляемое губернатором.

Первый Губернатор Забайкалья был выбран лишь 5 февраля 2008 года. Им стал Равиль Гениатулин. Немного позже прошли выборы депутатов в представительный орган власти. Часть членов Законодательного собрания выбирали по партийным спискам. Некоторые депутаты смогли попасть в орган власти по одномандатным округам.

Законы Забайкальского края появляются благодаря представительному органу власти. Если большая часть депутатов голосует за тот или иной проект, его относят на подпись губернатору. Закон вступает в силу лишь тогда, когда его одобряет высшее должностное лицо региона.

Районы Забайкальского края

В состав Забайкальского края входит 31 район. К ним относятся 10 городов, 41 а также 750 сельских населенных пунктов. Такое административно-территориальное деление объясняет основную занятость населения. Большинство жителей Забайкалья проживает в селах. Фермеры благодаря хорошему чернозему и чистому воздуху имеют неплохой доход.

Самым большим населенным пунктом в регионе является Чита. Второе место занимает город Краснокаменск. Здесь проживает около 50 тысяч человек. Численность же населения в большинстве городов и поселков не превышает и 20 тысяч человек.

Развитие региона

Как и вся Россия, Забайкальский край имеет хорошие экономические показатели. Огромное количество чернозема дает возможность прекрасно развиваться сельскому хозяйству. Большинство продуктов, потребляемых местным населением, производятся именно в Забайкалье.

Благодаря значительному количеству рек и озер регион обладает огромным гидроэнергетическим потенциалом. Но, к сожалению, на сегодняшний день в этой сфере работы проделано очень мало. Большой упор делается на другие сферы экономики. Прекрасное развитие Забайкальского края обусловлено большими запасами ценных драгоценных металлов, меди, олова, молибдена, полиметаллических руд. Основная база ядерной промышленности России также находится на территории Забайкальского края.

Развитие региона характеризуется также и хорошей образовательной базой. Забайкальск (Забайкальский край) славится трема высшими учебными заведениями. Одновременно здесь может обучаться более 7000 студентов. Это гордость не только региона, но и всей Российской Федерации. Ведь выпускники вузов получают действительно качественное образование благодаря хорошему педагогическому составу. Немало внимания уделяется спортивному развитию молодежи.

Здравоохранение в регионе

Сегодня в Забайкалье функционирует более 120 лечебных учреждений. Помощь пациентам оказывают квалифицированные врачи с высшим медицинским образованием. В этом плане можно назвать достаточно развитым Забайкальский край. Столица региона славится учебными учреждениями, в которых успешно лечат онкологические заболевания.

В сельской местности помощь людям оказывают в фельдшерско-акушерских пунктах. Здесь и роды принимают, и делают назначения для лечения несложных заболеваний. В сложных случаях больного отправляют в районный центр или же столицу.

Религия

В плане религии Забайкальский край можно назвать достаточно разносторонним. Сегодня здесь существуют еще традиционные верования старинных народов - шаманизм, тотемизм и фетишизм. Некоторые исповедуют ислам и иудаизм.

С появлением русскоязычного населения на территории современного Забайкалья в XVII веке пришло сюда и православие. Первая Воскресенская церковь была построена в 1670 году. Она сохранилась и по сей день.

Природа в Забайкалье

Рельеф региона представлен как горами, так и равнинами. В северной части Забайкальского края находится много гор, а вот на юге преобладает степь. В горной местности преобладают леса. Департамент Забайкальского края сообщает, что на 2006 год общая площадь лесного фонда составляла более 34 тысяч га. Это 67% от общей площади всего региона. Благодаря лесам воздух в Забайкалье чистый и свежий. Множество курортных зон размещено именно в сосновых лесах.

Славится Забайкалье также и своими водными ресурсами. К наиболее крупным рекам относятся Шилка, Онон, Хилок, Аргунь. А вот к наиболее крупным группам озер относятся Торейские и Куандо-Чарские.

Хорошие способствуют высокому уровню экономики Забайкальского края. На территории региона сконцентрированы запасы серебра и меди в больших количествах. Более 2% общероссийских запасов каменных углей также сконцентрировано в Забайкалье.

Туризм в Забайкальском крае

Весь регион разделен на несколько туристических зон. Юго-Запад считается наиболее популярным у приезжих. Огромное внимание туристов привлекает Сюда организовываются целые походы с ночевкой под открытым небом. В летнее время года туристы путешествуют на байдарках, а зимой - на лыжах. Привлекает многих также и горная местность. Но восхождение на возвышенность могут позволить себе лишь опытные туристы.

Юго-Восток привлекает спортивных туристов гораздо меньше. Несмотря на это, здесь имеется немало природных и культурных достопримечательностей. Чего только стоят национальной культуры - Агинский дацан, Цугольский дацан. В Алханайском национальном парке каждый турист сможет отдохнуть душой и телом. Здесь имеется множество памятников, которые расскажут об истории и культуре Забайкалья.

Славится своей прекрасной архитектурой Забайкальский край. Столица показывает контраст древности и нынешних времен. Рядом со старинными постройками находятся современные здания и коттеджи.

Север Забайкалья привлекает туристов горной местностью. Организуются восхождения на высшую точку Забайкалья - Пик Бам. Хребет характеризуется сложными перевалами и бурными реками. Поэтому отправляться сюда самостоятельно не рекомендуется.

Достопримечательности

Огромной популярностью в регионе пользуются Ежегодно множество туристов приезжает в Сохонднинский и Даурский заповедники. Здесь имеются такие достопримечательности, как урочище Чарские пески, Ламский городок, скала Полосатик.

Огромный интерес у туристов вызывают буддийские центры. Их возраст превышает 200 лет. Именно здесь сохранились древнейшие архитектурные памятники бурятского народа. Интересно туристам будет взглянуть на здание соборного храма Цокчен-дугана, а также многочисленные курильницы благовоний. Яркие впечатления остаются у туристов после посещения службы в храме.

Наша работа посвящена полевым исследованиям эвенкийского этноса Каларского района Читинской области. На наш взгляд, эта тема актуальна тем, что в настоящее время эвенки находятся на грани вымирания, особенно на севере Читинской области. Если в других регионах создаются какие-то программы по поддержке малых народов, в частности эвенков, то в нашей области это происходит очень незаметно.

Мы, студенты антропологи, проводили этно-антропологические полевые исследования. Перед нами стояла задача изучить прошлую и современную жизнь эвенков и сделать некоторые лингвистические наблюдения, изучив эвенкийские термины родства. Мы использовали такие методы, как наблюдение и опрос. Опрос записывался на диктофон, в последующем эти записи расшифровывались и записывались в полевые дневники.

Эвенки — коренной народ, населяющий Забайкалье. По некоторым оценкам, в начале 17 в. их насчитывалось примерно 30 тыс. человек. Долгое время мы знали о них только то, что сообщали русские землепроходцы 17 в., а также академические экспедиции 18 в. Благодаря исследованиям археологов, удалось проследить зарождение и развитие этого народа на протяжении длительного времени. Сейчас можно с точностью сказать, что истоки культуры эвенков происходят к эпохе новокаменного века. Их хозяйство и культура складывались и развивались на протяжении нескольких тысячелетий.

Эвенки (самоназвание «орочон » — оленьи люди) составляют наиболее представительную этническую общность среди коренных малочисленных народов Сибири и Дальнего Востока. С точки зрения физической антропологии они относятся к байкальскому варианту континентальной расы большой монголоидной расы. Эвенкийский язык относится к северной ветви тунгусо-маньчжурской языковой семьи.

В исторических источниках 17 — начала 20 вв. эвенков именовали тунгусами. Этноним «эвенки » стал официально использоваться в советский период с начала1930-х гг. По мнению многих исследователей, среди коренных народов Сибири и Дальнего Востока эвенки занимают особое место в силу того, что при общей численности около 30 тыс. человек традиционная зона их расселения занимает действительно гигантскую территорию: от левобережья р. Енисей на западе, Охотского моря и Заполярной тундры на севере и до бассейна р. Амур на востоке. Теперь хотелось бы подробнее рассмотреть современное положение эвенков.

Эвенки — малый народ (небольшой по численности этнос), имеющий слабый демографический потенциал, не позволяющий им вырасти до многочисленных народов, и создавать свои государственные структуры. Эвенки всегда жили рассеянно на огромном пространстве и вели кочевой образ жизни, что в последние примерно 80 лет привело к тому, что «чистокровных » эвенков осталось очень мало. Хотелось бы привести такой пример. Проводя полевые исследования в Каларском районе Читинской области в 2003 г., мы узнали, что в эвенкийской деревне Чапо-Олого из двухсот человек только 10-15 являются «чистокровными » эвенками, т. е. без примеси неэвенкийской крови. В деревне Кюсть-Кемнда «чистых » эвенков не осталось вообще. С тех пор как русские начали осваивать Сибирь, эвенки начали терять свою самобытность, ассимилировались. Многие эвенки имеют в своих предках якутов, русских и другие народности.

Далее хотелось бы рассказать о наших исследованиях в области лингвистики и фольклора. Для начала мы попросили старожилов села (т . к. только они способны были нам помочь), чтобы они дали нам свои термины родства. Так, мы выяснили различия в терминах родства, употребляемых разными родами. Для примера, два рода — Нямагир и Якотар:

Таким образом, мы можем утверждать, что в различных родах термины родства различны. Это связано с тем, что раньше каждый род жил отдельно от другого, имел малочисленные контакты с соседями.

Также наша группа собирала фольклор эвенков. К сожалению, эвенки ничего не помнят. Данные можно найти только в документах XIX в., т. к. в это время исследователи уделяли большое внимание коренным народам. Собирался фольклор, истории возникновения народа, обычаи, традиции, быт и многое другое.

Далее наша работа велась в направлении современного положения эвенкийского этноса. Сложность современного положения заключается в том, что в силу создавшихся обстоятельств, они не имеют возможности заниматься своими традиционными занятиями, как то охота на дикого зверя и оленеводство. В настоящее время, очень дорого обходится охотничье снаряжение и продукты питания, поэтому дольше, чем на день мало кто ходит на охоту. И даже, если человек на охоту соберётся, то сдать шкуры у него не получится, т. к. цены на мех в Каларском районе достаточно низкие. Чтобы заняться разведением оленей также требуется немалый начальный капитал, которого у коренного населения Забайкалья нет, в связи с тем, что им изначально трудно устроиться на работу, тем более с образованием 8-10 классов.

Эвенки — кочевой народ, поэтому они не приучены держать скот и ухаживать за огородами. Живя в деревнях, они научились только выращивать картошку, остальные овощи у них не в почёте. Некоторые держат коров, но в небольших количествах.

Единственным полезным занятием на настоящее время можно считать рыбалку. Дети не знают родной язык и не чтят свои обычаи, т. к. не помнят их. В с. Чапо-Олого есть начальная школа, в которой преподаётся эвенкийский язык с 1-го по 3-йкласс. Затем дети уезжают учиться в чару, где обучение ведётся полностью на русском языке, а факультатива эвенкийского языка не существует.

Таким образом, на настоящее время положение эвенков оставляет желать лучшего. Всеми забытые, стоящие на грани вымирания, спивающиеся. Что ждёт их в будущем? Не наша ли это вина?

Научный руководитель С. В. Теруков .

Литература:

Иванов В. Н. Русские учёные о народах Северо-Востока Азии. — Якутск, 1978. — 319 с.

Константинов А. В., Константинова Н. Н. История Забайкалья (с древнейших времён до 1917 г.). — Чита, 2002. — 247 с.

Кузнецов О. В. Эвенки Забайкалья: история и современные этносоциальные проблемы // Социальная антропология Забайкалья. — Чита, 2001. — С. 53-68.

Поворознюк О. А., Питерская Е. В. Материальная культура и образ жизни Севера Забайкалья // Соц. антропология Забайкалья. — Чита, 2001. — С. 161-189.

Слышали вы о народе, именуемом "гураны"? “Национальность? Что за нация?” - наверняка подумаете вы. Это слово заимствовано из бурятского языка. Так они называют самцов косуль. Монголы, эвенки, калмыки и другие алтайские народности называли этих грациозных животных похожим словом “гуру”. Так что это за народ, о котором редко кто знает?

История

Наверняка никто не сможет точно сказать, когда в Забайкалье, в Алтайском крае, появились первые русские первопроходцы. Но одно точно: это было очень давно, и тогда не было народа, именуемого "гураны". появилась в результате различных кровосмешений. После того как первые русские обосновались в этих краях в начале семнадцатого века и стали жить среди коренного населения, то есть эвенков и бурятов, они постепенно ассимилировались с ними, старались следовать их обычаям и традициям - одним словом, перенимали элементы культуры и быта алтайцев. Вместе с этим они не забывали свой язык и не утрачивали славянское самосознание. Это значит, что их культура и быт со временем стали носить как русские, так и эвено-бурятские черты.

С другой стороны, русские переселенцы привнесли в жизнь жителей Забайкалья новые особенности, присущие славянскому быту и культуре, например, земледелие, строительство городов и т. д. Таким образом, в здешних краях стал формироваться новый тип людей смешанных кровей - гураны, национальность которых было сложно определить. Они представляли собой микс двух рас - монголоидной и европейской, причем в четвертом поколении.

Происхождение

Согласно летописям, уже в 18-м веке здесь проживали гураны. Национальность (история свидетельствует об этом) никогда не была официально принятой. Это, скорее, Иногда слово “гуран” рассматривалось в качестве прозвища для людей, предки которых принадлежали к разным расам и народам, среди них были буряты, монголы, эвенки, маньчжуры и, конечно, русские. Но почему данная этническая группа стала называться именно так, а не иначе?

Изготавливали для себя зимние шапки из меха самцов косули, которых называли гуранами. При этом они оставляли рожки, чтобы, охотясь, вводить преследуемых животных в заблуждение. Как известно, в этих краях зимы бывают долгими, поэтому казаки носили эти шапки довольно длительное время. И их стали идентифицировать с косулями.

Кто такие гураны - национальность или этническая группа?

По поводу этого вопроса до сих пор идут споры. Согласно одной из теорий, в результате гибридизации или взаимопроникновения нескольких этносов может произойти не только исчезновение старого, но и возникновения нового этноса. Конечно, не везде это возможно, но Забайкалье идеально подходит для этого процесса. Так что в результате слияния таких народностей, как буряты, эвенки и русские, появился новый тип местного населения, который не похож ни на первых, ни на вторых, ни на третьих. А разве это не является доказательством того, что гураны - национальность (фото смотрите в статье)? Тем не менее в «Энциклопедии Забайкалья» информации о подобном народе нет. Гуран (национальность) обозначается как тип местного населения, основанный на трех этносах: бурятском, эвенкском и русском. Кстати, этот термин иногда заменяет слово забайкалец.

История, случившаяся с Хабаровым

Существует еще одна легенда происхождения данной национальности. Однажды поздней зимой русский путешественник и исследователь проезжал через Забайкалье. Он ехал на санях с проводником впереди обоза. И вдруг им путь перерезала быстроногая косуля, а за ней гнался какой-то мужичок в странной меховой одежде. Хабаров спросил ямщика: кто это? А тот, подумав, что барин имеет в виду бежавшее впереди животное, сказал, что это гуран.

Описание

В фольклоре местных жителей можно найти подробное описание представителей этноса гураны. Национальность их хоть и не значится в паспортах, однако о принадлежности к этносу говорят характерные черты. Во-первых, их можно узнать по нраву. Они не суетны, ласковы, обладают могучим казачьим духом. Что же касается чисто внешних характеристик, то глаза у них полураскосые, скулы достались от монголов, а цвет глаз может быть светлым, даже голубым. Кожа у них смуглая, а волосы в основном черные. Кстати, люди этой похожи на американских индейцев. Одним словом, внешность у них очень экзотичная, с преобладанием признаков монголоидной расы. К тому же у гуранов хорошо развита мускулатура, они гибки и прекрасно владеют приемами восточных единоборств. В свое время представители этого этноса защищали границы Сибири от набегов соседствующих народов - китайцев и монголов.

Гураны: национальность, современость

Со слов самих представителей этой народности, они сегодня практически не сохранили традиции своих далеких предков, населявших Забайкалье. Они считают себя больше русскими, однако не забывают, что в них течет кровь гуран. У представителей этой народности есть множество преданий, легенд и рассказов о жизни их предков. Изучая их, понимаешь, что отнести их к русской культуре сложно. Бурятского или эвенкского (тунгусского) здесь также практически нет. Исходя из этого, понимаешь, что это, безусловно, отдельный народ, с присущими ему характерными особенностями. А вот российский этнограф Николай Ядринцев считал, что гураны - это не этнос, а особый “областной тип” со своейственными ему характерными чертами.

Смесь белой и желтой кровей

Конечно же, речь идет о смешении рас. Монголоидную, как правило, называют желтой, а европейская, несмотря на различные оттенки кожи, считается белой. Некоторые ученые считают, что изначально гуранами называли тех людей, которые произошли от смешения казаков и русских крестьян с тунгусами. Позже это название прикрепилось ко всем, кто имеет признаки как Caucasoid (белой), так и Mongoloid (монголоидной) рас. Однако это не обычные метисы, а именно те, кто несет в себе метку поколений.

Дыроверы - совесть Забайкалья!

Как уже говорилось, сами гураны считают себя больше русскими, нежели бурятами или тунгусами, однако интересно узнать, к какой вере они себя причисляют, во что или в кого верят. В Забайкалье последние несколько столетий существуют множество христианских вероисповеданий. При этом они были созданы не богословами, а возникли спонтанно. Однако некоторые из них могут показаться нам дикими. Так, например, многие гураны являются дыроверами. Они поклоняются не иконам, а дырам, считая, что, созерцая космос через эти отверстия, они получают энергию. Эти верующие живут обособленно от других, заключают браки исключительно между собой, ведут строгий, аскетический образ жизни. Они смогли сохранить свою кровь, традиции и обычаи.

До освоения русскими забайкальских земель здесь большую часть населения составляли коренные народы, буряты и эвенки (тунгусы). Сегодня доля этих коренных самобытных народов в национальном составе жителей Забайкальского края составляет соответственно: буряты – 6,8%, эвенки – 0,1%.

Буряты

Сегодня в Забайкальском крае проживает 73 941 бурятов, что составляет в общем количестве жителей 6,8%. Буряты – это типичный монголоидный народ, говорящий на своем бурятском языке. Монголоязычные племена в Забайкалье еще до середины XVII столетия не отделяли себя от монгольского этноса.

Объединение племен эхиритов, булагатов, хори, хонгодоров, ойротов, хахла- монголов в бурятский этнос началась только в составе Русского государства. Граница империи отделила эти племена от остального монгольского мира, и они в развивались обособленно. Постепенно распространилось общее название весьма разнородного народа «буряты», и формировалось этническое самосознание.

На появление слова «бурят» ученые рассматривают разные версии, но наиболее вероятной является трактовка от древнетюркского «бури», что означает «волк», соответственно «бури-ата» можно перевести как «отец-волк», ведь некоторые древнейшие рода среди этого народа считали волка своим прародителем.

Буряты возводят свой древнейший исторический путь к легендарному народу хуннам, но специалисты склонны считать, что предками основных родов бурятов являлись именно древние динлины. Впервые исторические записи о динлинах появляются в письменных источниках, относящихся к IV – III вв. до н. э, там говорится о покорении динлинов могущественным ханом хуннов Модэ. Но вскоре с ослаблением власти в хуннском государстве динлины отвоевали назад свои территории. Такие споры хуннов и динлинов за территории продолжались веками с переменным успехом.

Также веками древние буряты под разными именами динлинов, гаогюй, огуров и позже «теле» отстаивали свои исконные территории в борьбе с жужанями и другими тюркскими племенами. С падением в 555 году н. э. Жужаньского каганата позволило некоторым из племен «теле» в составе Тюркского каганата поселиться на землях близ Байкала и монгольской реки Керулен.

Сменялись государства центрально-азиатские каганаты и могущественные правители-каганы, но большинство древних предков бурят «теле», «хойху», «тогуз-огузы», «басмалы» «карлуки» не уходили уже далеко от родных земель, вступали в союзы для противостояния завоевателям.

После присоединения к Российскому государству забайкальские буряты долго вели себя неспокойно, нападали на ясачные казачьи отряды и царские посольские миссии. Бесчинствовали и казаки в отношении непокорных племен. И лишь после обращения забайкальских бурят в 1702 году лично к Петру I, земли на восточном берегу Байкала были юридически закреплены за коренными племенами.

Позже, начиная с 1766 года, буряты стали участвовать в защите государственных границ империи, из коренных жителей сформировали 4 полноценных полковых соединения для ведения караула на Селенгинской границе. Эти полки реформировали только в 1851 году с организацией единого Забайкальского казачьего войска.

Тогда же началась консолидация отдельных родов бурятов, близких по языковым признакам и культуре. И только в XIX столетии начинает складываться при вовлечении бурятских родов в экономическую деятельность единый бурятский этнос. Издавна основными верованиями бурят является традиционный шаманизм, называемый также тенгианством, буддизм гелугпа или так называемая «желтая вера», в нем в единое учение ассимилировались основные культы добуддийского времени.

С признанием официально в 1741 году буддизма одной из религий здесь был построен Тамчинский дацан. Началось развитие национальной науки, литературы и самобытного искусства, распространение письменности. Формировалась национальная психология, нормы нравственность и образа жизни большинства бурят. В отстроенных до революции 48 дацанах заработали школы философии, переводились, издавались и печатались разные книги, развивалось богословие.

После Октябрьской революции организовано этническое государство Бурят-Монголия. Впоследствии в 1921 году его преобразовали в одноименную автономную область. Область была в составе Дальневосточной республики. В 30-е годы местная община буддистов практически перестала работать. И только в 1946 году снова открыли главные Агинский и Иволгинский дацаны.

Среди единого этноса забайкальских бурят различают обособленные этно-хозяйственные группы баргузинских, селенгинских, агинских, хоринских и закаменских бурят. До середины 30-х годов буряты пользовались старо-монгольским письмом, затем до 1939 года письменностью на основе латиницы, позже письменностью на основе кириллицы.

Высшим божеством в местном шаманизме является Хухэ Мунхэ Тенгри, олицетворяющий мужское начало, населенного богами Вечного Синего Неба. Земля в понимании бурят олицетворяет женское божественное начало. Боги-небожители когда-то в правление Асаранга-тенгри были едиными. В результате борьбы за власть на Небе Ата Улана и Хурмаста, боги поделились на 55 добрых, и соответственно 40 злых.

Эвенки

Самоназвание народа «эвенкил», признанное самостоятельным этнонимом только в 1931 году, относится ко второму из местных народов Забайкалья. Старинным именованием данного народа было «тунгусы», обособленные этнические группы тунгусов описаны исследователями сибирских земель, как солоны, манегры, бирары или орочены.

Сегодня в Забайкалье проживает 1492 эвенкийских жителей, что составляет 0,1% от населения края. Говорят они на своем эвенкийском языке, он относится к тунгусо-манчжурским языкам среди алтайской семьи. Язык сильно разделен на крупные диалекты и местные говоры.

У эвенков здесь мало чисто , они проживают обычно в одних селах с бурятами, якутами и преобладающими среди населения русскими. Их древнейшими предками ученые считают проживавший в Забайкалье в V-VII вв. н. э. народ увань. По-видимому, увани тоже не были старожилами забайкальских степей, а пришли сюда с юга.

В XVII веке 36135 тунгусов добровольно вошли в Русское государство. В 1761 году для охраны границы государства сформирован из пятисот тунгусов казачий полк, им командовал старшина. Многие эвенки из него вошли впоследствии в Забайкальское казачье войско.

У эвенков издавна практиковался шаманский обряд воздушного погребения, он часто встречается у народов, живущих близко к природе. Еще А. Н. Радищев как-то писал об эвенках-тунгусах, что это дикий народ, но их вид стройнее и опрятнее других лесных народов. Он писал о тунгусах, что у них есть обычай подчевать гостей лучшим, что есть и умертвляют того, кто плохо ответит на приветствия угощающего.

Для тунгусов характерно традиционное природо-ресурсное ведение хозяйства, товарная охота на пушного зверя и кочевое, вьючно-верховое разведение оленей. Так называемый «верховой олень» является отличительной особенностью эвенков. Группа так называемых «конных» тунгусов издавна разводила лошадей, верблюдов и овец. Рыболовство здесь имело также промысловое и товарное значение. Дома эвенки обрабатывали шкуры, ковали железо, женщины изготовляли бытовые изделия из бересты.

Забайкальские эвенки часто от кочевого скотоводства переходили целыми родами к нормам оседлой жизни и хлебопашеству, разводили крупнорогатый скот. Сегодня тунгусы сохранили многовековые традиции, разведение оленей и промысловую охоту. В 30-е годы государством создаются коллективные оленеводческие хозяйства, возводились этнические поселки, развивалось землепашество, выращивание овощей и картофеля, ячменя и овса.

Традиционными видами пищи среди эвенков за многие столетия стали мясо диких и домашних животных, рыба, молоко оленей, грибы и лесные ягоды, дикие виды лука, трав и чеснока. От русских эвенки взяли технологию печеного хлеба, кислого теста и пресных лепешек. Любимым напитком был чай на степных и таежных травах, часто с молоком и солью.

Летом эвенки объединялись для коллективного выпаса оленей и летние стойбища в это время насчитывали до 10 и более чумов. Тогда же проводилось большинство национальных и родовых праздников. Наблюдалось распределение результата труда среди членов общины, гостеприимство и взаимовыручка. Имущество в родах наследуется по линии мужчины.

Престарелые родители по обычаю проживали с младшими сыновьями, при женитьбе за невесту надо дать выкуп или отработать необходимое время в интересах ее семьи. В зажиточных семьях нередко встречалось по нескольку жен. Поклонялись эвенки родовым и природным духам, тотемным животным, придерживались традиционного шаманизма. Испокон веков среди тунгусов прижились элементы так называемого праздника Медведя, определенные ритуалы и табу, связанные с разделыванием и приготовлением убитого на охоте медведя, употреблением его мяса, последующим захоронением костей животного.

Христианское миссионерство и буддизм, начиная с XVII столетия, сильно повлияли на мировоззрение и культы тунгусов. В богатом фольклоре эвенков преобладали непродолжительные песни-импровизации, сказки о птицах и животных, мифы, исторические эпосы и предания. Каждая из групп тунгусов имела своих мифологических и эпических героев.

Эвенки любят хоровод, исполняющийся часто под импровизированные песни, спортивные состязания. Развивалось искусство резьбы по кости и дереву, у женщин художественная вышивка шелком и бисером, теснение по бересте, аппликация вещей быта тканями и мехами.

|
население забайкальского края на, население забайкальского края россии
Общая численность населения края по составляет 1 087 452 чел. (2015). Плотность населения - 2,52 чел./км2 (2015). Городское население - 67,37 % (2015).

  • 1 Численность населения
  • 2 Демография
  • 3 Городское и сельское население
  • 4 Населённые пункты
  • 5 Возрастной состав
  • 6 Национальный состав
  • 7 См. также
  • 8 Литература

Численность населения

Численность населения
1959 1970 1979 1989 1990 1991 1992 1993
1 036 387 ↗1 144 918 ↗1 233 435 ↗1 377 975 ↘1 320 562 ↘1 317 948 ↘1 307 810 ↘1 283 764
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
↘1 269 690 ↘1 256 389 ↘1 247 668 ↘1 234 397 ↘1 219 795 ↘1 207 030 ↘1 192 819 ↘1 178 824
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
↘1 155 346 ↘1 152 596 ↘1 143 876 ↘1 135 721 ↘1 128 238 ↘1 122 104 ↘1 118 931 ↘1 117 030
2010 2011 2012 2013 2014 2015
↘1 107 107 ↘1 106 155 ↘1 099 396 ↘1 095 169 ↘1 090 344 ↘1 087 452

Демография

Рождаемость (число родившихся на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
18,0 ↗21,2 ↗21,3 ↘20,5 ↘16,7 ↘12,2 ↘11,3 ↘11,0 ↗11,7
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘10,9 ↗11,1 ↗11,7 ↗12,3 ↗13,5 ↗13,8 ↘13,5 ↗13,9 ↗14,9
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗15,9 ↗15,9 ↗15,9 ↘15,4 ↗16,1 ↘15,9 ↗16,0
Смертность (число умерших на 1000 человек населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
7,4 ↗8,4 ↗9,5 ↘9,2 ↘8,7 ↗12,8 ↘12,4 ↘12,0 ↘11,6
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↗13,6 ↗13,7 ↗14,4 ↗15,2 ↗16,8 ↗17,1 ↗17,2 ↘15,5 ↘14,4
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↘14,3 ↘13,7 ↗13,8 ↘13,2 ↘13,0 ↘12,5 ↘12,4
Естественный прирост населения (на 1000 человек населения, знак (-) означает естественную убыль населения)
1970 1975 1980 1985 1990 1995 1996 1997 1998
10,6 ↗12,8 ↘11,8 ↘11,3 ↘8,0 ↘-0,6 ↘-1,1 ↗-1,0 ↗0,1
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘-2,7 ↗-2,6 ↘-2,7 ↘-2,9 ↘-3,3 ↗-3,3 ↘-3,7 ↗-1,6 ↗0,5
2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
↗1,6 ↗2,2 ↘2,1 ↗2,2 ↗3,1 ↗3,4 ↗3,6
при рождении (число лет)
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998
66,8 ↗67,0 ↘65,5 ↘61,5 ↘59,7 ↗61,5 ↗62,3 ↗63,3 ↗64,2
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
↘61,7 ↘61,5 ↘60,3 ↘59,8 ↘59,7 ↘59,3 ↗59,3 ↗61,4 ↗63,0
2008 2009 2010 2011 2012 2013
↗63,8 ↗64,7 ↗64,8 ↗65,8 ↗66,2 ↗67,1

Городское и сельское население

Годы Всё население В том числе сельское % городского населения
1939+ 963,2 565,1 41
1970+ 1144,9 487,1 57
1990 1320,6 477,3 64
1995 1256,4 457,7 63,1
2000 1192,8 434,2 63,6
2002+ 1155,3 416,8 63,9
2005 1135,7 415,1 63,5
2006 1128,2 413,5 63,3
2007 1122,1 410,2 63,5

Плюсом (+) обозначены года переписи населения.

Населённые пункты


Населённые пункты с численностью населения более 5 тысяч человек

Забайкальск ↗12 917
Балей ↘11 696
Первомайский ↘11 398
Горный ↘11 547
Хилок ↘10 969
Могойтуй ↘10 900
Атамановка ↘10 619
Новокручининский ↗10 360
Ясногорск ↘7558
Оловянная ↘7755
Приаргунск ↘7383

Возрастной состав

Национальный состав

Национальный состав населения региона по данным переписей населения 2002 и 2010 годов

2002
год
%
от
всего
%
от
указав-
ших
националь-
ность
2010
год
%
от
всего
%
от
указав-
ших
националь-
ность
Всё население 1155346 100,00% 1107107 100,00%
Русские 1037502 89,80% 90,01% 977400 88,28% 89,91%
Буряты 70457 6,10% 6,11% 73941 6,68% 6,80%
Украинцы 11843 1,03% 1,03% 6743 0,61% 0,62%
Татары 8159 0,71% 0,71% 5857 0,53% 0,54%
Армяне 3594 0,31% 0,31% 3943 0,36% 0,36%
Азербайджанцы 2129 0,18% 0,18% 2045 0,18% 0,19%
Киргизы 532 0,05% 0,05% 1634 0,15% 0,15%
Белорусы 2973 0,26% 0,26% 1544 0,14% 0,14%
Узбеки 655 0,06% 0,06% 1515 0,14% 0,14%
Эвенки 1492 0,13% 0,13% 1387 0,13% 0,13%
Башкиры 1228 0,11% 0,11% 968 0,09% 0,09%
Таджики 375 0,03% 0,03% 964 0,09% 0,09%
Чуваши 1271 0,11% 0,11% 792 0,07% 0,07%
Немцы 1294 0,11% 0,11% 750 0,07% 0,07%
Китайцы 295 0,03% 0,03% 632 0,06% 0,06%
Молдаване 827 0,07% 0,07% 613 0,06% 0,06%
Казахи 535 0,05% 0,05% 570 0,05% 0,05%
Даргинцы 589 0,05% 0,05% 527 0,05% 0,05%
Мордва 749 0,06% 0,06% 429 0,04% 0,04%
Марийцы 496 0,04% 0,04% 349 0,03% 0,03%
Удмурты 498 0,04% 0,04% 336 0,03% 0,03%
Грузины 366 0,03% 0,03% 304 0,03% 0,03%
Корейцы 365 0,03% 0,03% 256 0,02% 0,02%
Цыгане 313 0,03% 0,03% 243 0,02% 0,02%
Аварцы 249 0,02% 0,02% 214 0,02% 0,02%
Тувинцы 274 0,02% 0,02% 214 0,02% 0,02%
Лезгины 296 0,03% 0,03% 206 0,02% 0,02%
Евреи 334 0,03% 0,03% 199 0,02% 0,02%
Поляки 307 0,03% 0,03% 182 0,02% 0,02%
Чеченцы 226 0,02% 0,02% 177 0,02% 0,02%
Якуты 206 0,02% 0,02% 163 0,01% 0,01%
Алтайцы 129 0,01% 0,01% 160 0,01% 0,01%
Осетины 196 0,02% 0,02% 159 0,01% 0,01%
Вьетнамцы 13 0,00% 0,00% 153 0,01% 0,01%
Литовцы 190 0,02% 0,02% 130 0,01% 0,01%
Ингуши 131 0,01% 0,01% 117 0,01% 0,01%
Кумыки 127 0,01% 0,01% 116 0,01% 0,01%
Хакасы 92 0,01% 0,01% 106 0,01% 0,01%
Монголы 58 0,01% 0,01% 84 0,01% 0,01%
Гагаузы 65 0,01% 0,01% 60 0,01% 0,01%
Болгары 101 0,01% 0,01% 55 0,00% 0,01%
другие 1122 0,10% 0,10% 889 0,08% 0,08%
всего указали 1152653 99,77% 100,00% 1087126 98,20% 100,00%
не указали 2693 0,23% 19981 1,80%

См. также

  • Забайкальский край
  • Население

Литература

  • Кулаков В. С. «География Забайкальского края» Учебное пособие.- Чита: Экспресс издательство, 2009. ISBN 9785956601266
  • «Читинской области - 70 лет» Чита, 2007.
  1. 1 2 Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год). Проверено 18 марта 2015. Архивировано из первоисточника 18 марта 2015.
  2. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2015 года и в среднем за 2014 год (опубликовано 17 марта 2015 год)
  3. Всесоюзная перепись населения 1959 года. Проверено 10 октября 2013. Архивировано из первоисточника 10 октября 2013.
  4. Всесоюзная перепись населения 1970 года. Численность наличного населения городов, поселков городского типа, районов и районных центров СССР по данным переписи на 15 января 1970 года по республикам, краям и областям. Проверено 14 октября 2013. Архивировано из первоисточника 14 октября 2013.
  5. Всесоюзная перепись населения 1979 г.
  6. Всесоюзная перепись населения 1989 года. Архивировано из первоисточника 23 августа 2011.
  7. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Численность постоянного населения на 1 января (человек) 1990-2010 года
  8. Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов - райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более. Архивировано из первоисточника 3 февраля 2012.
  9. Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более. Проверено 14 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 14 ноября 2013.
  10. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года. Проверено 31 мая 2014. Архивировано из первоисточника 31 мая 2014.
  11. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. - М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. - 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов). Проверено 16 ноября 2013. Архивировано из первоисточника 16 ноября 2013.
  12. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2014 года. Проверено 13 апреля 2014. Архивировано из первоисточника 13 апреля 2014.
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
  14. 1 2 3 4
  15. 1 2 3 4
  16. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  17. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  18. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  19. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  20. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  21. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  22. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  23. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 5.13. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по регионам Российской Федерации
  24. 1 2 3 4 4.22. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  25. 1 2 3 4 4.6. Рождаемость, смертность и естественный прирост населения по субъектам Российской Федерации
  26. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2011 года
  27. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2012 года
  28. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2013 года
  29. Коэффициенты рождаемости, смертности, естественного прироста, браков, разводов за январь-декабрь 2014 года
  30. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет, год, значение показателя за год, все население, оба пола
  31. 1 2 3 Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  32. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 18.1 Оценка численности постоянного населения Забайкальского края на 1 января 2011-2015 годов (по краю, районам, приравненным к районам Крайнего Севера, муниципальным образованиям)
  33. 1 2 3 4 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года. Проверено 2 августа 2014. Архивировано из первоисточника 2 августа 2014.
  34. Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность населения Забайкальского края по городским округам, муниципальным районам, городским и сельским поселениям, городским населенным пунктам, сельским населенным пунктам. Проверено 11 сентября 2014. Архивировано из первоисточника 11 сентября 2014.
  35. Приложения // География Забайкальского края / В.С. Кулаков. - Чита: Экспресс-издательство, 2009. - С. 284-288. - 308 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-9566-0126-6.
  36. 4. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации // Всероссийская перепись населения 2010 года

население забайкальского края латвии, население забайкальского края на, население забайкальского края россии, население забайкальского краят

Население Забайкальского края Информацию О

mob_info