Как поступить в цирковое училище.

На сегодняшний день в России существует только одно учебное заведение, осуществляющее подготовку артистов цирка, – ГУЦЭИ имени М. Румянцева. Поступить в училище достаточно сложно, поэтому подготовку лучше начинать задолго до окончания школы.

Инструкция

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок связал свою жизнь с цирком или эстрадой, отведите его в цирковую студию или запишите на курсы при цирковом училище, на которые принимают уже с 5-ти лет. Занятия в группе позволят вашему ребенку приобрести первичные навыки по любому из профилирующих направлений (гимнастика, акробатика, эквилибристика, жонглирование, хореография).

После окончания средней или неполной средней школы ваш ребенок при достаточной подготовке может попытаться поступить в эстрадно-цирковое училище. Соберите и представьте приемной комиссии учебного заведения следующие документы:

Аттестат о среднем (неполном среднем) образовании;
- паспорт и свидетельство о рождении;
- медицинскую справку по форме 086у;
- рентген-снимки позвоночника (поясничного и грудного отдела);
- справки из психоневрологического и туберкулезного диспансеров о том, что абитуриент не числится там на учете;
- полис ОМС;
- 6 фотографий 3x4.

Помимо этих документов при повторном поступлении приемная комиссия может потребовать представить военный билет и трудовую книжку.

Вашему ребенку будет необходимо обратиться в эстрадно-цирковое училище за несколько месяцев до вступительных экзаменов для того чтобы пройти предварительное собеседование с руководителями учебного заведения и узнать требования, предъявляемые к отбору абитуриентов. Кроме того, за 2 месяца до приемных экзаменов в училище начинают работать подготовительные курсы, на которых можно под руководством опытных преподавателей скорректировать программу для поступления.

Вступительные испытания проходят в три тура. На первом этапе члены приемной комиссии оценивают сценические данные и профессиональные способности будущего артиста. На втором туре – абитуриент проходит медицинскую комиссию, на третьем – демонстрирует актерские данные, уровень способностей к импровизации, владение первичными навыками спортивной гимнастики, акробатики, музыкальными инструментами.

Даже если ваш ребенок успешно преодолел все три тура конкурса в цирковое училище, расслабляться рано, так как ему еще предстоят экзамены по общеобразовательным предметам. Абитуриенты, окончившие 9 классов, сдают русский язык (письменно и устно) и литературу (устно), 11 классов – пишут сочинение.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

Все интересное

В последнее время профессия военного становиться все более и более престижной. Наблюдается постоянная динамика повышения заработной платы военным и обновление вооружения и военной техники. Многие молодые люди захотели связать свою жизнь с…

К военным учебным заведениям относятся военные академии, высшие и средние военные училища, военные институты, факультеты и военные кафедры в гражданских вузах, а также курсы подготовки и переподготовки офицерского состава. Их деятельность направлена…

Суворовское училище – мечта многих мальчишек и их родителей. Дисциплина, отличное образование и четкие перспективы в дальнейшей жизни – все это гарантировано будущим суворовцам. Однако влиться в их ряды непросто. Есть целый ряд условий для успешного…

Учеба в профессиональном училище способна дать не только востребованную и интересную рабочую специальность, но и стать для вас прекрасным стартом для получения высшего образования. Поступить в профессиональное училище можно после окончания 9-ти или…

Если вы решили связать свою дальнейшую профессию с медициной и стать медсестрой или фельдшером, вам придется проходить вступительные испытания в училище или колледже соответственного направления. При поступлении в медицинское училище абитуриенты…

Хотите праздника - сходите в цирк. Подобное развлекательное заведение имеется в любом крупном современном городе. Артисты радуют публику сложными акробатическими номерами, волшебными фокусами, выступлениями с животными и прочими удивительными трюками. Многие считают, что попасть на арену цирка могут только люди, родившиеся в семьях цирковых династий. На самом деле это большое заблуждение. Для того чтоб стать артистом цирка, необходимо окончить цирковое училище в Москве. На сегодняшний день это единственное профильное учебное заведение во всей нашей стране.

Цирковое искусство - это призвание?

Зрителям цирк кажется сплошным праздником и волшебством. На самом же деле каждый номер - это результат упорных тренировок, нервов и боли. Сопряжена работа цирковых артистов и с большой опасностью. Даже опытные мастера своего дела в самый разгар карьеры порой получают серьезные травмы.

По своей сути любой жанр циркового искусства является симбиозом сложного спорта и актерской игры. То, насколько артист будет успешен, зависит в значительной мере от его самообладания, артистизма, умения общаться с публикой. Многие представители цирковых династий утверждают, что приходить работать в данную сферу стоит только по призванию. Если мечта всей вашей жизни - цирк, имеет смысл подумать о том, как попасть в цирковое училище в Москве.

Поступить в это учебное заведение можно после окончания девяти или одиннадцати классов любой общеобразовательной школы. Абитуриенты должны понимать, что вступительные испытания из-за специфики профессии состоят не только из экзаменов общеобразовательной программы. Необходимо иметь хотя бы базовую хореографическую или спортивную подготовку. При училище сегодня работает цирковая секция, прием в которую введется с 5 лет. Аналогичные учреждения дополнительного образования есть во многих других городах России.

Неплохие шансы стать цирковыми артистами имеются у абитуриентов, занимающихся акробатикой, балетом, художественной и некоторыми другими видами спорта. Все эти дисциплины достаточно сложны, и считается, что добиться в них успеха можно, если начать обучать ребенка не позже 7 лет. Родители, мечтающие о цирковой карьере для своего ребенка, должны понимать, что интенсивные тренировки могут негативно сказаться на успеваемости в рамках общеобразовательной школьной программы.

История единственного в России циркового училища

Осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения СССР вынес постановление, согласно которому предписывалось организовать в столице государства учреждение профессиональной подготовки цирковых артистов. Обучение проводилось в формате курсов продолжительностью в три года. Постепенно учебное заведение развивалось, и спустя некоторое время оно было реорганизовано в техникум. Вместе с новым названием цирковое училище в Москве получило здание с полноценной ареной. Достаточно быстро учебное заведение заработало себе хорошую репутацию. Училище несколько раз меняло название. В 1987 году учебное заведение в очередной раз переименовывается. Присвоенное название сохранилось до наших дней - Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева. Сегодня учебное заведение находится в ведении министерства культуры.

Современные будни циркового училища

С 1961 года цирковое училище в Москве осуществляет подготовку артистов эстрады, речевых и На сегодняшний день данное учебное заведение остается единственным в своем роде в нашей стране. Только здесь можно получить профессиональное цирковое образование. Стать студентами ГУЦЭИ ежегодно мечтает большое количество абитуриентов со всей страны. Знаменито училище и благодаря своему преподавательскому составу. Цирковым и эстрадным дисциплинам молодое поколение обучают прославившиеся артисты, а также просто талантливые выпускники училища и прочих культурных учебных заведений.

Специальности и учебная программа

ГУЦЭИ осуществляет подготовку цирковых артистов различных жанров. Наиболее популярные направления: акробатика, эквилибристика, клоунада, жонглирование, оригинальный жанр эстрады. Также в училище можно получить специальность ассистента, помощника дрессировщика животных, конферансье, костюмера или гримера. Абитуриентам рекомендуется еще до прохождения вступительных испытаний выбрать наиболее интересную для себя специальность. Приемная комиссия обычно оценивает данные каждого желающего поступить именно в соответствии с требованиями и спецификой выбранной профессии.

В ходе обучения учащиеся приобретают узкоспециализированные знания и навыки, относящиеся к профильной специальности. Изучение мирового и российского наследия цирка предстоит всем студентам, поступившим в цирковое училище в Москве. Научная деятельность учебного заведения включает в себя исследование и классификацию новых программ. Помимо этого, студенты всех специальностей изучают цирковую педагогику, основы безопасности и цирковые жанры.

Как поступить в ГУЦЭИ?

Если вы мечтаете оказаться на цирковой арене, имеет смысл до подачи документов посетить цирковое училище в Москве. Адрес учебного заведения: Москва, 5-я улица Ямского поля, дом 24. С ответственными абитуриентами, обратившимися в училище заблаговременно, проводится собеседование. Даже за 2-3 месяца до вступительных испытаний можно пройти подготовительные курсы при учебном заведении, стоимость которых составит всего лишь 1500 рублей.

Цирковое училище в Москве требования к поступающим предъявляет достаточно жесткие. Обучение артистов цирка сопряжено с серьезными и опасными физическими нагрузками. По этой причине еще при поступлении каждый абитуриент должен доказать, что проблем со здоровьем не имеет. При подаче заявления о приеме в учебное заявление к нему прилагаются медицинские справки. Необходимый минимум: выписки из психоневрологического и (о том, что владелец документа не стоит на учете). Также необходима справка от наблюдающего врача.

Вступительные испытания

Зачисление осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых в три тура. Первый экзамен включает в себя оценку личных и физиологических данных конкурсанта, а также его способности в рамках выбранной профессии. Второй этап - прохождение медицинской комиссии. Третий экзамен - самый сложный, во время него абитуриенты демонстрируют имеющиеся навыки в хореографии, акробатике, проявляют свой артистизм. Особое внимание обращается на способность импровизировать и фантазию студента.

Каждый абитуриент должен понимать, что он пришел не на рядовой кастинг модельного агентства, а в цирковое училище в Москве. Фото в интересных образах и способность продекламировать заученный кусок текста здесь не поможет. Настоящий артист должен взаимодействовать со зрителем без страха и волнения, а также уметь моментально находить выход из любых неожиданных ситуаций на сцене.

После экзамена по специальности абитуриентов ждут испытания по общеобразовательным предметам. Выпускники 9 класса пишут диктант и сдают устный экзамен по русскому языку и литературе. После 11 класса школьнику нужно будет написать сочинение.

Известные выпускники ГУЦЭИ

Десятки артистов, прославившихся на весь мир, когда-то окончили цирковое училище в Москве. История этого учебного заведения в громких фамилиях звучит впечатляюще: М. Румянцев, О. Попов, Л. Енгибаров - все это выпускники ГУЦЭИ. Окончили цирковое училище и такие талантливые артисты, как Е. Камбурова, Ж. Бичевская, Г. Хазанов и Е. Шифрин. По самым скромным подсчетам, за годы работы учебное заведение подготовило не менее пяти тысяч специалистов всех направлений циркового и эстрадного искусства.

За страданиями абитуриентов на творческом конкурсе наблюдала корреспондент «Вечёрки »

ЕСТЬ В СТОЛИЦЕ училище, где экзамены сдают под музыку, а поступающие, готовясь к творческим турам, подкидывают гантели, делают стойку на одной руке и сальто-мортале.
Это Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша).
За страданиями абитуриентов на творческом конкурсе понаблюдала корреспондент «Вечерки ».

Надо, чтобы лица играли
Отодвинув красный бархат занавеса, попадаю на репетиционный манеж. Пятеро ребят в черных шортах до колен и белых майках сдают импровизацию под музыку. Приемная комиссия за длинным столом ухитряется следить за движениями каждого.
- Попадаем в ритм, - подбадривает педагог. - Добавляем акробатики! Старайтесь, чтобы даже лица ваши играли. Артистичные лица, а не постные!
Музыка все время меняется, и ребятам надо под нее подстраиваться. Секунду назад был степ - и уже вальс. Кто-то запросто переходит с одного ритма на другой, умудряясь вписать в танец стойку на голове, другие, бросив взгляд на соседа, «срисовывают» его движения. Но опытные экзаменаторы все подмечают.
Паренек, крайний слева, держится мастерски. Полное впечатление, что с партнершей он вальсирует. И смотрит на нее с хитрецой, и даже подмигивает - разве что комплименты не говорит. Но зазвучал рок-н-ролл - и партнерша забыта, иная мимика, иная пластика.
Стихла музыка, поклон, юноши выходят. В наступившей тишине экзаменаторы обсуждают оценки:
- Я ставлю «четыре».
- Мне он не нравится, но это, бесспорно, «пять».
- Будто никогда в жизни не двигался. А с каким лицом выступал! Это «неуд».

Традиции уже знают
Юноши и девушки (они выступали раньше) ждут результатов на основном манеже, волнуются. Не успела задать вопрос, как ребята попросили меня занять другое место: спиной к манежу не садятся. Молодцы, цирковые традиции уже знают.
Башкирия, Екатеринбург, Ижевск, Липецк… Со всей России съехались будущие гимнасты, акробаты, клоуны.
Большинство из них с детства занимались в цирковых студиях, но есть и те, кто решил попробовать «с чистого листа».
- Хотим на арену. Ждем оваций. А кто, кроме нас? - Амбиций у абитуриентов хватает.
- И больших заработков, наверное, ждете? - подкалываю я.
- Все государственные цирки, по слухам, неденежные. Но если попадется выгодный контракт в частном цирке или за границей, можно жить припеваючи.
- А риска не боитесь? - не унимаюсь я.
- Лучше жить счастливо и опасно, чем каждый день париться в офисе.
Позади уже два творческих тура ( те, кто поступает после 11-го класса, еще писали сочинение, а кто после 9-го - сдавали русский и литературу. - М. Г. ).
Во время первого тура смотрят физические данные. Кого-то просили сделать растяжку, мостик, встать на руки. Во втором туре каждый показывал «домашнюю заготовку» - свои умения.
Даша и Саша Пастернак, близняшки из Башкирии, показывали общий акробатический номер. Вместе не так страшно перед комиссией.
- А сильно «валили»? - спрашиваю.
- Кого как. Интересовались мотивацией. Одна девочка ответила: «Просто так поступаю, хочу попробовать ». Ее не взяли.
На первом туре смотрели фактуру, чтобы были поджарые.
Некоторых брали условно, говорили: за лето надо «подсушиться» - меньше есть, больше бегать. Человек по 15 девушек и ребят уже отсеяли.
- А как ваши родители на такой выбор профессии отреагировали? - интересуюсь я.
- У меня мама режиссер, поддержала, - отвечает один.
- А моя сначала за голову схватилась, - смеется другой. - Потом смирилась: «Ну, чего, - говорит, - Москва так Москва, цирк так цирк. Это твой выбор».

На заметку
Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша) оканчивали такие известные клоуны, как сам Карандаш (Михаил Румянцев), Юрий Куклачев, Ирина Асмус (Ириска).
Выпускники «речевого жанра» - Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин.
Певицы - Жанна Бичевская, Елена Камбурова.
Поступать в училище можно только до 21 года.

Эксперты обнародовали шокирующую информацию: уже через 30 лет от инфекций, вызванных супербактериями, будет умирать ежегодно 10 миллионов человек.
24.04.2019 Вести.Ru Светлана Хромова Как вернуть часть уплаченных налогов при покупке квартиры или при оплате лечения В редакции газеты «Мой район» состоялась Прямая линия.
24.04.2019 Мой район Председатель Московской Федерации профсоюзов Михаил Антонцев принял участие в мероприятиях, приуроченных к 100 - летнему юбилею Профсоюзной организации МГУ и 75-летию Объединенного профсоюзного комитета МГУ.
24.04.2019 Московская Федерация профсоюзов

Прокрутите Вниз

1 && "cover" == "gallery"">

{{currentSlide + 1}} / {{countSlides}}

Многие из нас в детстве вставали на стул и читали стихи гостям. Некоторые в юности мечтали об аплодисментах и софитах. Но из миллионов лишь сотни задумываются о карьере артиста всерьез. И только десяткам удается сделать к этой мечте хотя бы первый шаг - начать учиться быть артистами. А остальные часто всю жизнь мечтают заглянуть за кулисы. Недаром мы так любим читать интервью актеров и режиссеров, слушать театральные байки и истории о том, как создавались наши любимые фильмы.

ТАСС сделал репортаж "из-за кулис" вузов, которые готовят артистов. Наши герои сдают творческие экзамены. Кто-то из них не пройдет по конкурсу, смирится и выберет другую профессию. А кто-то выучится и попадет на сцену, чтобы сдавать экзамены перед публикой всю жизнь.

"Родители говорили: "Клоун семье

не нужен"

Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М.Н. Румянцева (Карандаша)

Аня висит на обруче под потолком - это называется "воздушное кольцо". Делает в воздухе шпагат, гнется, переворачивается вниз головой. "Достаточно!" - говорят ей экзаменаторы. "А можно еще?" - "Мы уже видим, что вы умеете делать".

У Ани на ноге повязка: на первом туре не рассчитала и вывихнула ногу. "Очень волновалась! Колени тряслись. Но в итоге на адреналине делала то, чего от себя даже не ожидала, - говорит она. - Сейчас, конечно, страшновато было выступать с травмой. А куда деваться?"

Анна занималась спортивно-бальными танцами, ходила в драматическую студию, но решила стать цирковой артисткой

Это - третий этап творческого конкурса в цирковом училище. На первых двух ребята демонстрировали физическую подготовку, импровизировали под музыку. Из 93 абитуриентов остались 40. Сегодня они должны показать полноценный номер. Кто-то висит вниз головой на канате, кто-то жонглирует, кто-то стоит на руках. Главное - показать акробатическую подготовку. "Акробатика - основа всего циркового искусства, - объясняет директор училища Валентина Савина. - На первом курсе у нас ребята пробуются во всех жанрах. Иногда приходят и говорят "я хочу это", а в процессе обучения оказывается, что лучше у него получается другое".

Большая часть абитуриентов - из регионов, и 90% из них Валентине Михайловне уже знакомы: они много ездили на фестивали и соревнования. В училище на равных условиях поступают ребята и после 9-го, и после 11-го классов: в акробатических номерах нужны артисты разного роста и комплекций.

Все ребята должны показать акробатическую подготовку: это основа циркового искусства

Александре 16 лет, из них 13 она в цирке. Она пришла на манеж совсем маленькой, но помнит, как это было. "У нас в городе есть Дом культуры с разными кружками, и мама хотела отвести меня на танцы, - рассказывает она. - А меня нигде не брали. Мы ходим по кругу, я чуть не плачу. И увидели последнюю дверь - там была цирковая студия. Мама говорит: "Ну давай попробуем". Мне уже было все равно, куда идти, я вся в слезах, хоть бы куда-нибудь взяли. Открываем дверь - и я вижу девочку с обручами".

Сейчас Саша сама работает с теми обручами, которые когда-то так ее впечатлили, а еще жонглирует ногами и работает с воздушным кольцом. Она занимается каждый день не менее четырех часов. "У артиста не может и не должно быть выходных, - уверена она. - Один выходной - и ты понимаешь, что ты ленивый и ничего не хочешь делать".

Ольга и Александра приехали из разных городов и подружились за время экзаменов

"Мама смирилась"

"Не садитесь спиной к манежу!" - строго говорит мне кто-то из ребят. На манеже сейчас никто не выступает: здесь абитуриенты ждут вызова на экзамен или отдыхают, уже выступив перед комиссией. Но поворачиваться к нему спиной все равно нельзя - это считается неуважением. Еще нельзя называть ребят "циркач" или "циркачка", только "цирковые артисты".

В ожидании вызова кто-то расспрашивает уже "отстрелявшихся", кто-то для разминки садится на шпагат, кто-то надевает на поясницу разогревающий компресс, а кто-то ложится на пол и просит походить у него по спине - говорят, очень расслабляет мышцы. Еще помогают горячий душ или ванна и сон: можно поспать днем и тренироваться весь вечер.

Кто-то разминается перед выступлением, а кто-то уже "отстрелялся" и ждет результатов

На всех ребятах похожие формы: на мальчиках - белые майки и обтягивающие шорты, на девочках - черные боди. "Подтяни, чтобы ножка казалась длиннее!" - говорит, пробегая мимо девочек, кто-то из педагогов. Вообще-то комиссии неважно, как абитуриенты выглядят: в цирке нужны не длинные ноги, а улыбка и обаяние. Улыбаться, делая шпагат или повиснув на канате головой вниз, непросто. Но абитуриентам объясняют: цирк - это радость. Если ты выступаешь без эмоций, ты не артист, а спортсмен.

Трудно улыбаться, подтягиваясь на кольцах. Но цирковые артисты должны делать это, даже шагая по канату

Абитуриенты много выступали на публике, но экзаменаторов все равно боятся: в отличие от зрителей, комиссия замечает все. "Спинка у нее не очень", "она кандидат в мастера спорта, но не артистичная", - переговариваются педагоги между собой.

Саша и Света волнуются, хотя сдают этот экзамен уже во второй раз. Они близняшки и жонглируют в паре. В прошлом году окончили 9-й класс и поступили в училище, но в итоге забрали документы: мама хотела, чтоб они отучились до конца и поступили в университет.

Здесь все понимают, что выбрали опасную работу. Но относятся к этому спокойно: говорят, можно выйти на улицу и попасть под машину, а можно много лет ходить по канату и ни разу не сорваться. У одной из близняшек перебинтована нога, на выступлении она хромала. Только тренировки здесь ни при чем: просто споткнулась и упала посреди тротуара, наложили четыре шва. "К осени буду как новенькая", - говорит она.

Саша и Света - близняшки и любят жонглировать в паре

Почти всех абитуриентов в цирк когда-то привели родители. Они не думали, что дети так увлекутся, - просто хотели, чтобы ребята не болтались без дела после школы. Кто-то, как Вероника, пошел с подругой за компанию. "Подруга в итоге бросила, а я - здесь", - смеется она.

Никита и Арина из Саратовской области живут в соседних подъездах, а скоро, возможно, будут жить в одном общежитии. Пошли в цирковую студию только потому, что в нее ходил весь двор, и гулять было не с кем. "Были моменты, когда хотелось все бросить, - рассказывает Никита. - И родители поначалу говорили: "Это несерьезно, клоун семье не нужен".

Но "несерьезной" эту работу считают только те, кто никогда ею не занимался. Профессионалы знают: даже большие способности не гарантируют успеха.

Цирковые артисты должны уметь выступать и соло, и в паре

"Я с первого тура вижу, что может получиться из абитуриента, - говорит директор училища Валентина Савина. - Но важно не только то, с чем он пришел, но и то, как он будет работать. Мы многих отчисляем после первого курса. У нас же учатся ребята из всей страны - Владивосток, Уссурийск, Челябинск… Иногда они забывают, зачем приехали в Москву, и начинают пропускать занятия". Уметь делать шпагат и жонглировать ногами - мало. Цирковые артисты постоянно гастролируют, и нужно учиться слушать и помогать друг другу - как в семье. А еще - справляться со страхом.

"Когда ты выходишь на манеж, в зале может сидеть президент, - говорит абитуриентка Оля. - Ты не должен при этом волноваться. Ты артист. Ты должен дарить улыбки".

Выступать перед экзаменаторами страшно. Но уметь справляться со страхом - одно из требований профессии

"Хотела быть хирургом, но поступаю

в ГИТИС"

Российский институт театрального искусства, факультет музыкального театра, кафедра вокального искусства

"Я очень устал. Я хочу репетировать. Я хочу танцевать, как Онегин", - написано на стене маленькой комнатки. Студенты ГИТИСа спят по 4–6 часов в сутки, каждый день готовят этюды и много учат наизусть. Абитуриенты тоже знают цену сну: большинство из них уже окончили музыкальные училища, играли в театрах и понимают, что жизнь артиста - это не шампанское под софитами. Но мечтают поступить сюда, чтобы уставать, репетировать и танцевать.

Суббота, час дня, по коридорам ходят девушки в вечерних платьях и юноши в "бабочках". Никто не требует приходить на экзамен "при параде": ребятам так удобнее самим. "Когда я так выгляжу, совершенно по-другому поется - я ощущаю себя, словно стою на сцене перед публикой", - говорит Лада, девушка в длинном черном платье с мехом.

Платье для выступления Лады (вторая слева) сшила мама

Хотя куда важнее платья - быть "в голосе". Правда, никаких особых секретов здесь нет: нужно стараться отдыхать, не пить холодного и не есть орехи и семечки. А вот сырые яйца, вопреки расхожему мнению, никто из будущих оперных певцов не пьет. Хотя Мария, например, делает "коктейль вокалиста", больше похожий на микстуру: надо настоять зерна аниса на водяной бане, а потом добавить 50 граммов коньяка и мед. "Коньяк делает связки мягкими. На следующий день расширяется диапазон, легко петь, - говорит она. - Только пить это надо дома, закутавшись, в тепличных условиях, и ни в коем случае не петь сразу после".

По всему этажу слышны арии: ребята распеваются. Тихо только в комнатке, где абитуриенты ждут выхода на экзамен - он же выход на сцену. Она похожа на коридор какой-нибудь поликлиники - примерно так же ждут очереди к врачу. "А где здесь туалет? Я успею до своего выхода? Тут заперто!" - волнуется одна из девушек. "Не паникуй", - меланхолично отвечает ей другая.

"С опытом Тамары Ильиничны Синявской достаточно услышать два-три звука, две-три ноты, чтобы понять, есть у человека потенциал или нет", - говорит Георгий Исаакян

Все абитуриенты не раз выступали на концертах, но сегодня им страшнее, чем когда-либо: петь предстоит перед профессионалами. Мастерскую набирает режиссер Георгий Исаакян, худрук Театра имени Наталии Сац, а кафедрой заведует оперная певица, народная артистка СССР Тамара Синявская. "Это человек, на которого певцы молятся, - говорит Исаакян. - Конечно, у молодого певца при виде нее подкашиваются ноги".

"Публика слушает иначе, - уверена абитуриентка Мария. - Она воспринимает человека в целом, ей важнее актерское мастерство. А экзаменаторы слышат все до мельчайших подробностей. Публику можно очаровать, и она на косяки не обратит внимания. А от экзаменатора мало что можно скрыть".

В ожидании экзамена ребята распеваются и расспрашивают тех, кто уже выступил перед комиссией

"На нервах очень многие срубаются"

Елизавета выходит на сцену - пышное голубое платье, каблуки. "Мне 20 лет, я из Симферополя, окончила музыкальное училище", - представляется она и перечисляет, что готова спеть. Обычно абитуриенты готовят несколько произведений: арию, романс, какую-нибудь народную песню - и экзаменаторы выбирают что-то одно. То есть ребята до последнего не знают, что именно будут исполнять. "У вас смелая программа", - говорит Тамара Синявская. Елизавета поет арию Марии из оперы Чайковского "Мазепа", и простому слушателю к финалу уже непонятно, чему эту девушку вообще нужно учить - кажется, что ее можно выпускать на оперную сцену прямо сейчас.

"Что вы, мне очень, очень много надо учиться! - смеется Елизавета уже после экзамена. - Я сейчас, наверное, на первой ступеньке из ста. И вообще по-настоящему занимаюсь только последний год. До этого мне не повезло с педагогом, были проблемы с голосом очень серьезные, я потеряла почти весь диапазон".

"Мне нравится образ Марии из оперы "Мазепа", - говорит Елизавета. - Она очень темпераментная"

Экзаменаторы объясняют: при поступлении важнее показать не то, что ты умеешь, а то, что ты можешь чему-то научиться. И задача комиссии - увидеть этот потенциал. "Когда человек открывает рот на сцене, он сразу должен привлечь к себе внимание, - говорит Тамара Синявская. - Может быть слышно, что он не умеет еще петь. Но ему дан богом тембр и объем голоса. А еще важны нервы. На нервах очень многие срубаются". Но, по словам Георгия Исаакяна, даже самые опытные музыканты не могут предугадать, как раскроется их ученик. И это - главная проблема творческих вузов.

Иногда абитуриент может раскрыться по-разному в течение нескольких минут - за один экзамен. Вот одна из девушек поет арию - чисто и красиво, но не завораживает. Ее прерывают и просят исполнить украинскую народную песню - и она запевает так, что после первого же куплета вся комиссия пританцовывает и напевает.

"Я вижу себя только оперным певцом. Исключительно", - говорит Петр

Из зрительного зала замечаешь не только голос, но и то, что называют фактурой - яркую внешность, обаяние, умение держаться. Петр - молодой человек под два метра ростом - выходит из-за кулисы и спотыкается на первом же шаге. "Хорошее появление!" - говорит кто-то из экзаменаторов.

Юноша как будто сразу заполняет собой всю сцену, представляется густым низким голосом, называет свой репертуар. "Так что мне спеть? "Тройку"? - спрашивает он и, не расслышав ответа, сам говорит аккомпаниатору: - По-моему, "Тройка". Русская народная песня ему идет. "Фактурный певец! - говорит Георгий Исаакян, когда молодой человек уходит. - Но для баса он еще маленький".

"Я не понял, почему выбрали эту песню - это самое простое, что было в репертуаре", - говорит мне Петр после экзамена. Его легко можно представить себе популярным актером или рок-звездой, но сам он видит себя только оперным певцом.

На экзамене Петру предложили исполнить народную песню "Тройка", хотя он уверен, что это самая простая композиция в его репертуаре

"Экзамены, которые не кончаются никогда"

Далеко не все здесь мечтали о сцене с детства. "Я хотела быть хирургом, а моя подруга мечтала петь, - говорит Татьяна. - Теперь она учится в Питере на медицинском, а я поступаю в ГИТИС… Вообще не понимаю, как так получилось и почему я сейчас здесь, а не на практике какой-нибудь!" В школьные годы Татьяна играла в театре - говорит, это было ее отдушиной. А еще была костюмером: театр был полностью "детским", школьники там делали все.

Д ля многих и многих мастеров цирка училище было и остается навсегда родным домом, началом всех начал - порой юности, надежд и мечтаний. И для тех, кто учился в те давние времена, когда на этом месте стояли бывшие расторгуевские конюшни, переоборудованные и перестроенные для учебных занятий, и для тех, кто учился и учится в современном, реконструированном в 1961 году здании.

И скусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Искусство цирка всегда определялось мастерством его виднейших представителей, чьи выступления пользовались признанием самого широкого зрителя. Профессия, по традиции, передавалась в семье или от мастера к ученику. В 20-е годы прошлого столетия на заседаниях Управления цирками все чаще обсуждался вопрос о создании цирковой школы. Пылкими сторонниками защиты идеи школьного образования были такие мастера арены, как В.Л. Дуров, Д.С. Альперов, Д. Костанди и др. Еще они говорили о том, что молодое поколение артистов цирка, наряду с профессий должны изучать дисциплины, которые способствовали бы всестороннему развитию личности. Таким образом, осенью 1927 года Народный комиссариат просвещения принял решение открыть Курсы циркового искусства (КЦИ) с трехлетним сроком обучения.

Так впервые возникла система воспитания молодого циркового артиста, возможность приобщения цирковой смены к знаниям, к высотам культуры.

Не сразу и не вдруг, а в долгих, подчас трудных поисках создавалось первое в мире профессиональное цирковое учебное заведение, по окончании которого выдавались дипломы государственного образца. Новизна и отсутствие школьной системы воспитания цирковой смены требовала смелости в решении многих вопросов.

Прежде всего, методики профессионального обучения - разработка учебных планов и учебных программ. Словом, нужно было четко выработать: чему и как учить. Сложившийся опыт театральных, балетных и спортивных школ мог служить лишь своеобразным трамплином для творческих размышлений преподавателей училища. Только профессиональный личный опыт, вера в успех начатого дела объединяли усилия артистов разных поколений, людей увлеченных и любящих цирковое искусство, которые и стали первыми преподавателями.

Воспитанники тех лет на всю жизнь запомнили своих преподавателей - тех, кто щедро делился с ними своими знаниями и мастерством. Педагоги Техникума Циркового искусства в 1930-1933 г.: Линднер Оскар Густавович (директор, ранее был исполнителем атлетического номера), Михаил Ольтенс (работа на турниках), Иван Васильевич Кашкаров (конный жанр), Лихачев - акробатика.

Павел Александрович Брыкин (клоунада, акробатика), Сергей Петрович Сергеев (гл. педагог по акробатике), Наполеон Фабри /Пюбасет Август Француазович/ (выпускал номера жокеев), Татьяна Адерфис-Балаш (жонглирование), Анна Александровна Аберт (конный жанр, жонглирование), Алексей Николаевич Петров (воздушные, полет), Василий Тихонравов (мастерство актера), Мария Степановна (хореография), Александр Николаевич Ширай (зав. учебно-производственной частью, постановщик акробатических номеров), Гипп (музыкальная грамота, прослушивание муз. классических произведений), Борис Михайлович Тенин (мастерство актера, клоунада), Кара-Дмитриев Дмитрий Лазаревич (мастерство актера, муз. эксцентрика), Георгий Фридрихович Пешков /Лотц/ (эквилибр на проволоке, танцы на проволоке), Марк Саломонович Местечкин (мастерство актера, клоунада) и многие другие.

вспоминает такой эпизод: "В 30-е годы у нас преподавал замечательный артист, режиссер и конструктор А.Н. Ширай. Наш педагог был наделен редкой красотой. Гармоничны были пропорции его фигуры, удивительна лепка и рельефность мышц; его облик идеально соответствовал античным образцам. В конце тридцатых, пленившись этим классическим совершенством, скульптор Манизер изваял статую атлета, для которой позировал Ширай. Много лет эта фигура украшала фасад станции метро "Площадь Свердлова". Мы, ученики мастера, проходя мимо этой скульптуры, всякий раз полушутя, полусерьезно говорили: "Здрасьте, Александр Николаевич!". Вряд ли в те годы студенты училища догадывались, как нелегко было преподавателям вырабатывать методику профессионального обучения. Новизна школьной системы циркового воспитания требовала дальновидности и смелости в решении многих вопросов. Надо было четко определить, чему и как учить цирковую смену. Летели годы, менялось и название училища.

В 1930 году Курсы циркового искусства были реорганизованы в Техникум циркового искусства (ТЦИ) с оборудованной ареной, ставшей не только учебной площадкой, но и "Районным цирком", где студенты проходили творческую практику в качестве артистов, униформистов и контролеров.

Студентов обучали акробатике, эквилибристике, гимнастике, наездничеству, здесь же готовились цирковые номера, был открыт класс клоунады. С тех пор выпускные представления стали традицией училища.

В праздничные дни студенты показывали свои программы и цирковые номера на различных концертных площадках, а в летнее время они выезжали на гастроли Цирковые представления молодых артистов производили яркое впечатление, особенно на юных зрителей.

Молодая артистическая смена была способна входить исполнителями в действующие номера или создавать свои - новые. Техникум, наравне с цирками, уже являлся составной частью Циркового треста (ныне Государственная компания "Росцирк").

В 1934 году Техникум приобрел статус Всесоюзной школы циркового искусства, а еще через три года - Государственного училища циркового искусства (ГУЦИ). Студенты наряду с цирковыми жанрами изучали историю театра, цирка, изобразительного искусства, музыки, мастерство актера и другие дисциплины. Названия училище меняло, а задачи оставались.

На практике проверялись учебные программы по специальным дисциплинам. В конце 50-х годов прошлого столетия была проведена реконструкция здания учебного корпуса и начато строительство студенческого общежития. В 1960-90 годы в училище функционировало детское отделение с 7-ми летним сроком обучения.

О ТДЕЛЕНИЕ ЭСТРАДЫ

В 1961 году было открыто специальное отделение эстрады для подготовки речевых и оригинальных жанров и Училище приобрело современное название - Государственное училище циркового и эстрадного искусства.

Первый выпуск артистов эстрады состоялся в 1965 году. В эти и последующие годы постановкой эстрадных номеров занимались режиссеры: С.А. Каштелян, Ю.П. Белов, Н.И. Слонова, Б.А. Бреев, А.С. Крюков, В.С. Якут, И.Г. Рутберг, В.И. Точилин, Т.Т. Гаврилова, А.А. Анютенков, В.И. Кирсанов, В.Б. Зернов и многие другие.

Будущий артист эстрады получает в училище разностороннюю подготовку. В программу обучения входят и цирковые дисциплины. Задача преподавателей дать студенту почувствовать на практике соотношение маски и образа, образа и трюка, подсказать решение номера, который будет для него органичным и в то же время оригинальным.

"Синтетическое мастерство плюс уникальность" - так формулировал заслуженный деятель искусств РФ Сергей Андреевич Каштелян задачу воспитания артиста эстрады. Среди выпускников училища артисты речевого жанра:


Г. Хазанов, Е. Шифрин, А. Писаренков, певцы: Е. Камбурова, Ж. Бичевская, исполнительница музыкальных сценок М. Полбенцева, пантомимисты и жонглеры Б. Амарантов, А. Беренштейн, С. Шаргородский, фокусник В. Михайлов, акробаты С. Власова и О. Школьников, пантомимисты Ю. Медведев и А. А. Чернова, танцор А. Насыров, эксцентрики Е. и В. Троян, пародист А. Песков и др.

Сегодня направленность учебного процесса на всестороннее развитие личности кажется совершенно естественной. Но не стоит забывать, что разработка учебных планов и программ потребовала от преподавателей и недюжинного профессионального опыта, и глубокой личной культуры, и невероятной работоспособности.

Сейчас воспитанники училища получают полноценное среднее профессиональное образование, изучают историю цирка и сатирической литературы, историю театрального, музыкального и изобразительного искусств. В специальном цикле, кроме занятий избранным жанром, особое внимание отведено хореографии, мастерству актера, пантомиме.

Выпускники училища - его гордость. За годы существования училища из стен его выпущено более пяти тысяч дипломированных специалистов во всех жанрах циркового и ряда жанров эстрадного искусства.


Среди них известные клоуны: М.Румянцев (Карандаш), О. Попов, Л. Енгибаров, А. Николаев, Г. Маковский и Г. Ротман, Е. Майхровский, В. Кремена, А. Марчевский, Ю. Куклачев и молодые О. Белогорлов и С. Калганов, А. Саттаров и Н. Коновалов и многие другие.

Руководители и участники отдельных номеров

Акробаты: С. Кожевников, И. Федосов, Ю. Быковский, Ю. Канагин, А. Бондарев, В.Черниевский, В. Шемшур;

Гимнасты: Е. Бубнова, А. Хазова, В. Голиков и Э. Анзорге, В. Суркова, Г. Адаскина, Л. Канагина, В. Лобзов, О. Лозовик;

Жонглеры: З. Махлин, Н. Бауман, И. Хромов, В. Грачев, Е. Биляуэр, С. Игнатов;

Эквилибристы: В. Волжанский, Н. Логачева, Р. Хусаинова, В. Стихановский и Т. Маркова, С. Курзямова;

Эквилибристы с першами: В. Французов, Л. Костюк, Р. Манукян и многие, многие другие.

В 60-80-х годах в ГУЦЭИ преподают выдающиеся педагоги-режиссеры , новаторы циркового искусства, изобретатели цирковой аппаратуры, обогатившие новыми творческими идеями не только отечественный цирк, но и мировое цирковое сообщество. Многие из них были выпускниками училища: Ю.Г. Мандыч, Н.Л. Степанов, С.Д. Морозов, Н.Э. Бауман, Ф.П. Земцев, Н. А. и В.Н. Кисс.

Огромный вклад в развитие циркового искусства внесли известные режиссеры и балетмейстеры цирка: В.В. Глазырин, Б.А. Бреев, З. Б. Гуревич, Л.М. Петлицкий, И.И. Федосов, А.И. Будницкий, Ф.Я. Хвощевский, В.Ф. Грачев, В.Ф.Самохвалов, Г.А. Сеничкин, Н.Д. Зверев, И.Я. Новодворская, Е.В. Банке, Л.А. Швачкин, Л.М. Лемперт, Ю. П. Белов и др.

Думать, трудиться, искать новое, любить творчество, любить цирк и быт ему преданным, дружить и уметь жить в коллективе - вот чему стремились учить своих воспитанников преподаватели училища, дать им не только профессиональное владение жанрами, но и воспитать мастеров культуры. И вполне закономерно, что, участвуя в различных международных конкурсах-фестивалях циркового искусства, многие выпускники училища становились и становятся лауреатами.

Российские лауреаты конкурса "Цирк завтрашнего дня" (с 84г.) Клоуны - С. Соломатин и В. Столяров, жонглер - В. Царьков, клоуны - Ю. Соколов и В. Александров, антиподистка - Т. Пузанова, гимнастка - Е. Панова, гимнаст - Н. Челноков, гимнастка - Т. Хуршудова, акробаты - А. Твеленев и Н. Емелюков, клоун - Э. Акопян, гимнастка - М. Головинская, клоуны Э. Алексеенко и А. Жигалов, гимнастка - Е. Фомина, жонглер - А. Арсланов, клоуны - "Группа А".

Монте Карло - Всемирный конкурс циркового искусства (с 1976г.) - (приз "Золотой клоун") акробаты-вольтижеры - п/р В. Шемшур, эквилибристы п/р Л. Костюка, клоун О. Попов, жонглер С. Игнатов, клоун Ю. Куклачев, эквилибрист - О. Изосимов. Пройденные десятилетия, высокое мастерство выпускников училища, признание у нас в стране и за рубежом показали, что путь по которому шел коллектив училища от истоков до современности, был определен, верно. На наш опыт обратили внимание и другие страны.

Сегодня практически все дипломированные специалисты циркового и эстрадного искусства России, республик бывшего Советского Союза и многие артисты зарубежных стран: Египта, Болгарии, Кубы, Монголии, Лаоса, Чехии и Словакии, Польши, Югославии, Вьетнама, Венгрии, Бирмы, Йемена, Никарагуа, Камбоджи - выпускники училища.

ГУЦЭИ сотрудничает с цирковыми школами всего мира. Каждый год сюда приезжают на стажировку в различных жанрах артисты из Дании, Швеции, Швейцарии, Италии, Германии, Голландии, Японии, Австралии, Японии, Франции, Австрии и других стран.

Педагоги училища помогали создавать цирковые школы в Монголии, Венгрии, Болгарии, Германии, Вьетнаме, Лаосе; на Кубе цирковая школа носит имя ее создателя Ю. Мандыча.

Значительную роль в формировании деятельности и культуры, будущих артистов играла и играет высокая квалификация сложившегося за много лет преподавательского состава. Невозможно перечислить всех преподавателей, отдавших свои силы, знания и опыт будущим артистам. Среди первых педагогов известные артисты, режиссеры, искусствоведы и балетмейстеры цирка, эстрады, театра: Д.С. Альперов, В.А. Жанто, Д.Л. Дмитриев, С.Д. Морозов, М.С. Местечкин, Н.Г. Оберова, С.И. Сосина, Н.Д. Степанов, Б.Н. Тенин, Н. Фабри, В.А. Феррони, К.И. Филатова, Н.И. Фореггер, А.Н. Ширай, Ю.А. Дмитриев, Н.А. Кисс, Н.Э. Бауман, И.Я. Новодворская, З.Б. Гуревич, Ф.П. Земцев, И.И. Федосов, В.Ф. Грачев, Е.С. Банке, Л. Швачкин.

Выпускники училища разных лет добавят к этому списку и другие дорогие имена преподавателей, сделавших их мастерами. Таким образом, ежегодные выпуски ГУЦЭИ становятся праздником с мировым значением.

Вот что пишет в своем благодарственном письме К. Иванов - постоянный представитель Республики Саха (Якутия): "Уважаемая Валентина Михайловна! Постоянное представительство Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации в Вашем лице поздравляет весь преподавательский коллектив училища с очередным выпуском молодых профессионалов циркового искусства в большую творческую жизнь! Этот праздник выходит далеко за рамки Вашего учебного заведения, это праздник для зрителей многих регионов России и, в частности, якутян. Сегодня мы с большой душевной радостью встречаем первый выпуск дипломированных артистов цирка из Республики Саха (Якутия). Для молодого якутского цирка это первое значительное пополнение, которое, мы уверены, даст мощный импульс развитию циркового искусства республики".

Почему же иностранные артисты предпочитают учиться в России, хотя цирковые школы есть во многих других странах? Дело в том, что русское цирковое образование существенно отличается от западного. За границей нет обязательной учебной программы, а в России (ГУЦЭИ - единственное в стране профессиональное цирковое училище) давно уже существует, проверенная временем методика обучения, которая подразумевает наличие учебных планов и программ государственного образца. Такой подход к обучению будущих артистов цирка и эстрады считается классическим и самым удачным.

Н АУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Немало среди бывших выпускников ГУЦЭИ и таких, которые избрали научную деятельность. Их труды посвящены истории, теории и эстетике циркового искусства. Среди них бывший клоун-фокусник, а теперь доктор искусствоведенья С. М. Макаров, ранее акробат, а теперь кандидат искусствоведенья С. Н. Сергунин, в прошлом акробат, а сегодня кандидат философских наук В. В. Владимиров, когда-то гимнаст на турнике, а ныне кандидат искусствоведенья, преподаватель истории цирка и эстрады и заведующий методическим кабинетом ГУЦЭИ, Е. П. Чернов человек, оказавший неоценимую помощь в создании этого сайта.

Особой благодарности заслуживают преподаватели и сотрудники, посвятившие себя такому благородному делу, каким является обучение и воспитание подрастающего поколения: Алексеев В.Ф., Анютенков А.А., Ашвиц Н.А., Барменков Е.В., Белохвостов Б.Н., Волга Е.Н., Гаврилова Т.Т., Георгиева Ю.Г., Гращенко Е.В., Здоровов Л.Д., Каспаров А.Г., Казакова Л.С, Кисе Н.А., Кириллова Л.А., Кузнецова Л.Д., Кузнецова В.И., Левин Г.П., Логвинов В.В., Макеев А.И., Немтырева А.А., Николаева Л.С, Песова М.Б., Петров М.В., Ремнева, Рябова С.А., Рыбаков Л.Н., Соколова К.М., Сивачев М.А., Усачев Л.Г., Федосеев Ю.Ф., Цветкова О.В., Цыганков А.Н., Шахмаметова М.В., Широкова Н.В., Шпак В.Д., Щегулина Л.М. , Ярвелов.

Большой вклад в становление и развитие училища внес заслуженный деятель искусств РФ и МНР А.М.Волошин, возглавлявший училище на протяжении 28 лет. Главной задачей училища, - по мнению Александра Волошина, - как бы оно ни расширяло и ни углубляло свою деятельность, остается воспитание образованного, высокоидейного артиста, в совершенстве владеющего своим искусством.

Директорами училища в разные годы были: А. Луначарская (1927-29), О. Линдер (1929-40), Ю. Дмитриев (1941-42), В. Жанто (1943-47), Н. Барзилович (1947-50), А. Волошин (1950-78), С. Макаров (1978-86), А. Анютенков (1986-88), В. Владимиров (1989-1995). С 1995 В.М. Савина - Заслуженный работник РФ, Кандидат педагогических наук.


Успех обладает магнетическим свойством. Деятельность ГУЦЭИ постоянно освещается печатью и телевиденьем. На страницах газет районной "Ямское поле", окружной "Молодежная", правительственной "Тверская 13" общественной "Трибуна" и многих-многих других публикуются статьи, посвященные деятельности училища. Особенно хочется отметить большую работу телевидения, которое регулярно отражает жизнь училища: 5 канал "Культура", программы М. Никулина "Мой цирк", "Новости" ТВб, ОРТ "Ах, Семеновна", ТВЦ "Настроение" (или "Навигатор"), РТР "Вести", ежегодные телеверсии Национальной премии "Циркъ" и другие. О наших успехах часто вещает радио "Говорит Москва", "Эхо Москвы" и другие.

mob_info