Русская православная церковь во флоренции. Храм «Русская церковь Православная церковь во флоренции

Флоренция… Город в сердце Италии, неразрывно связанный с ее историей и культурой, возросший в католицизме… Однако не всем известно, что именно в этом городе вот уже более ста лет регулярно служится православная Литургия, радует взоры верующих русский храм, не закрывавшийся и в годы, когда в России крушило церкви безбожие.

Храм Рождества Христова и Свт. Николая Чудотворца во Флоренции – это первый русский православный храм в Италии. Идея его постройки впервые была предложена в начале 70­х годов XIX века старшей сестрой императора Александра II вел. княгиней Марией Николаевной, которая с 1863 по 1874 год жила на вилле Кварто во Флоренции.

Она высказала эту просьбу митрофорному прот. Михаилу Орлову, служившему тогда при посольской церкви во Флоренции (Тосканское графство имело дипломатические отношения с Российской империей). Идея пришлась по душе русской колонии, так что, в конце концов, началась организционная деятельность в этом направлении.

Строительство начали в 1899 г., а уже в октябре 1902 г. освятили нижний храм во имя Свт. Николая. Иконостас, иконы и внутреннее убранство его – все это было раньше в домовой церкви Демидовского имения Сан­ Донато, к сожалению проданного в марте 1880 года. А 8 ноября 1903 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Рождества Христова.


Кованая решетка храма по эскизам М.Преображенского, одно из его украшений.

Хоть раз увидев среди старинных домов и храмов итальянской Флоренции этот храм в «русском стиле» с двумя церквями – верней и нижней, двуглавыми орлами и лилиями на кованой ограде, вы вряд ли переборите желание зайти сюда. Тем более, что уже 14 лет настоятелем его и гостеприимным хозяином является священник из Санкт-Петербурга и выпускник парижского Свято-Георгиевского Богословского института отец Георгий.


Протоиерей Георгий Блатинский

Строение окружено с каждой стороны "Вышивкой", состоящей из семи незаконченных выгнутых арок (так называемых «кокосников»), мозаично украшенных и, образовывающих опору для барабанов пяти куполов. Купола в форме луковиц покрыты полихромной керамикой с бирюзовыми, зелёными и белыми чешуйками, истинными арабесками цветов, несомненно напоминающие купола московского собора Василия Блаженного.


Мраморный резной иконостас "верхнего" храма церкви резчика М. Нови.

Храм построен в характерно русском, так называемом московско­ярославском стиле по проекту М. Преображенского, который потом строил храмы в Ницце, Софии, Таллине, Буэнос­Айресе, в Пюхтицком монастыре. Кроме того, прославленная в лике страстотерпцев Царская Семья подарила для верхнего храма беломраморный иконостас, который был выполнен в генуэзской мастерской Джузеппе Нови.

Никольская церковь — историческое продолжение домового храма князей Демидовых, основанного в 1840 г. на их вилле под Флоренцией в Сан-Донато-ин-Полвероза. Сохранилось и посвящение, в честь небесного покровителя Николая Никитича Демидова, основателя "флорентийской ветви" семейства.

Князь Павел Демидов, решивший оставить поместье Сан-Донато ради Пратолино, в 1879 г. подарил посольской церкви все убранство своего домового храма, а после его смерти в 1885 г. его вдова пожертвовала на строительство флорентийской церкви крупную сумму, составившую почти пятую часть всех расходов на постройку (в память об этом над входной дверью установлен небольшой образ св. царицы Елены, покровительницы княгини Е.П. Демидовой).

Иконостас церкви.

Духовная связь храма с Россией самая тесная, ведь все небесные покровители Царской семьи (на 1903 г.) представлены на иконостасе, и на каждой литии поминают поименно всех Царственных страстотерпцев. Добавим к этому еще, что в храме хранится великая святыня – крест семьи Романовых. Он принадлежал еще патриарху Филарету – отцу государя Михаила Феодоровича.


Нижний храм Николая чудотворца.

Этот крест хранился в семье Романовых до Петра I, вернее, до того момента, как он заточил свою первую супругу, Евдокию Лопухину, в монастырь, и она, видимо, забрала его с собой. В 1922 году этот крест передал храму супруг скончавшейся здесь, во Флоренции, женщины, которая была потомком той ветви Лопухиных.

Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца во Флоренции (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Италию

Русский православный храм Рождества Христова и Николая Чудотворца стал первой православной церковью на территории Италии. Он был построен в 1899-1903 гг. по инициативе протоиерея Владимира Левицкого и эмигрантов русского происхождения. Средства на строительство предоставили сами прихожане, в особенности семейство Демидовых, а также государь император Николай Второй. Руководил строительством петербургский архитектор М. Т. Преображенский.

За основу был взят московско-ярославский стиль 17 века. При этом в работе были задействованы не только местные, но и русские мастера: так, внутренними росписями занимались наши соотечественники, а резьбу по камню и дереву, а также мозаичные картины выполнили итальянские мастера. Внешний облик церкви сегодня, увы, явно указывает на необходимость реставрации. Храм строился из местного мягкого пористого камня, который не отличался особенной устойчивостью к внешним воздействиям. Храм защищает городской департамент по охране памятников, и последние полтора десятилетия здесь ведутся ремонтные работы.

Особого внимания стоит беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго.

Внутри церковь состоит из двух уровней: нижний храм освящен во имя Николая Чудотворца, верхний - во имя Рождества Христова. В верхнем стоит особого внимания беломраморный иконостас, сделанный из каррарского и веронского камня на средства Николая Второго. Настенные росписи верхнего храма выполнены в стиле русский модерн. Также примечательны деревянный иконостас с иконами и прочее убранство нижнего храма, которые были переданы церкви князем П. Демидовым: до того они помещались в домовой церкви на его вилле, проданной в 1876 г. Среди икон особенно ценны те, что были созданы в известной мастерской Пешехонова.

Хоругви, помещенные с двух сторон от входа в верхний храм, присутствовали на пасхальной службе на пл. Конкорд в Париже в 1814 г., первом православном богослужении, проведенном после взятия французской столицы русской армией.

Прямо у входа, по левую руку, в притворе, помещен на небольшой звоннице колокол, снятый с крейсера «Алмаз», принимавшего участие в битве при Цусиме в 1905 г. Другая святыня церкви - крест митрополита и патриарха Московского и всея Руси Филарета (Романова), где хранятся святые мощи. Эта бесценная реликвия оставалась во владении дома Романовых до 1698 г., после чего Евдокия Лопухина, сосланная в монастырь своим супругом Петром Великим, увезла ее с собой. После этого крест оставался во владении семейства Лопухиных до 1922 г., когда их род прервался во Флоренции.

Практическая информация

Адрес: Via Leone X, 12.

До храма несложно добраться пешком от главного городского автовокзала Санта-Мария-Новелла (около 15 минут ходьбы). Также сюда можно доехать автобусами № 2, 8, 13, 14, 20 и 28.

Русская православная церковь Рождества Христова и Св. Николая Чудотворца во Флоренции была построена между 1899 и 1903 годами , но её история, переплетающаяся с историей русской колонии в городе, началась гораздо раньше. Ценное здание было спроектировано Михаилом Преображенским из Академии Изящных Искусств в Санкт-Петербурге.

Как церковь выглядит снаружи

Здание было построено в стиле русских церквей на севере в два этажа, окружено элегантным садом, ограждённым искусно украшенным забором из кованого железа.

Строение окружено с каждой стороны «Вышивкой», состоящей из семи незаконченных выгнутых арок (так называемых «кокосников»), мозаично украшенных и, образующих опору для барабанов пяти куполов.

Купола в форме луковиц покрыты полихромной керамикой с бирюзовыми, зелёными и белыми чешуйками, истинными арабесками цветов, несомненно напоминающие купола московского собора Святого Василия. Купола завершают здание, характеризуя и отличая его от других зданий в этом городе.

Подчеркивая сильный вертикальный эффект, на куполах возвышаются золотые кресты из кованого железа.

Чем богата церковь Рождества Христова и Св. Николая Чудотворца во

Иконостас верхнего храма, отделанный мрамором двух тонов, удивляет зрителей своей красотой. Иконостас был подарен флорентийской церкви царём Николаем II; этот факт свидетельствует о большой значимости самого храма. Иконы иконостаса и все другие многочисленные ценные иконы, украшающие церковь, были нарисованы русскими художниками. Церковь Рождества Христова во Флоренции, жемчужина русской архитектуры диаспоры.

Флоренция – город уникальный, получивший имя столицы Возрождения. Во многих церквях и соборах сохранились живописные шедевры известнейших художников этой эпохи. «Чудо человеческого мастерства под открытым небом», – так называют этот город все приезжающие в него.

Исторический центр города украшен жемчужиной архитектуры: Собором Божией Матери /Santa Maria del Fiori/. Купол собора, спроектированный Брунеллески, является символом города.

Открыт: пн.-сб. 10.00-17.00, вс. 13.00-17.00

Собор Божией Матери дель Фьори — Santa Maria del Fiori

Собор Божией Матери возводился 140 лет и свои труды в него вкладывали такие известные зодчие как Джотто, Андреа Пизано и Брунеллески. В 1436 г. Римским папой Евгением IV собор был освящен и в нем начались богослужения. Собор был возведен на месте храма святой Репарты – палестинской мученицы III в. В соборе сохранились останки этой церкви.

Под главным алтарем собора в бронзовой урне покоятся мощи святителя Зиновия (San Zanobi) – первого епископа (417-429) города Флоренции.

В соборе сохраняется честная глава святителя Иоанна Златоустаго . Рядом с собором стоит великолепный восьмигранный баптистерий (крещальня).

Баптистерий (крещальня) святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

На месте баптистерия стоял в древние века языческий храм Марсу. Христиане приспособили его под церковь где совершали таинство крещения. Позднее здание было перестроено. Баптистерий посвящен Иоанну Крестителю, являющимся духовным покровителем Флоренции.

Borgo di San Lorenzo. Открыта: 07.00-12.00, 15.30-18.30

Церковь святого Лаврентия — Chiesa di San Lorenzo

Эта церковь считается самой древней в городе. Освящена она была святителем Амвросием Медиоланским в 393 г. В этом храме погребены почти все правители Флоренции начиная с Козимо Старшего и заканчивая герцогами Лотарингскими.

Viale Galileo Galilei. Лето: 08.00-12.00, 14.00-18.00

Церковь святого мученика Мины на горе — Basilica di San Miniato al Monte

Храм является лучшим образцом романской архитектуры в Тоскане. На месте этой церкви в IV в. стояла часовня. В 1018 г. епископ города решил построить здесь церковь, посвященную местночтимому мученику Мине. В алтаре церкви сохраняются мощи святого мученика Мины, который считается первым флорентийским святым. Родившись богатым, Мина вел беспутную жизнь, но затем приняв крещение, удалился в пещеру для упражнения в молитве. При императоре Декии был предан мученической смерти через усечения главы.

— уникальный древний город Италии, хранящий многие древние христианские святыни. Среди них глава свт. Иоанна Златоуста, а также чудотворные иконы Богородицы. И, конечно, Флоренция не будет самой собой без старинных соборов и церквей, фресок и скульптур.

Флоренция многие века гостеприимно принимает русского путешественника и паломника. В XIX веке здесь уже была русская колония. В этом городе подолгу жили многие аристократы (Мусины-Пушкины, Бутурлины, Кочубеи, Демидовы и др.), а также останавливались писатели, художники, композиторы (Достоевский, Чайковский).

На средства русской общины в начале XX века во Флоренции был построен красивый пятиглавый православный храм в честь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.

С него мы и начали наш день во Флоренции.

Это первый русский православный храм на территории Италии. Был освящен он в ноябре 1903 года. благодаря усилиям о.Владимира Левицкого и пожертвованиям русских прихожан, в частности семьи Демидовых, и императора Николая II. Он является уникальным примером творческого сотрудничества русских и итальянских мастеров.

Нам посчастливилось встретиться с настоятелем о.Георгием Блатинским.

Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых, небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.

Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.

Крест — мощевик

Отслужив краткий молебен, помолившись, мы отправились на осмотр Флоренции. Он был основаный в 59 году до нашей эры лично Юлием Цезарем.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Здесь почивают мощи св. Иоанна Златоуста и св. ап. Андрея Первозванного . В соборе собраны частички мощей многих мучеников христианства. В том числе частички мощей Марии Магдалины, малые частицы Животворящего Древа Господня. Под главным алтарем покоятся мощи святителя Зиновия — первого епископа города Флоренции.

В этом соборе находятся также иконы итальянского иконописца Джотто ди Бондоне.

Мы посетили , расположенная на месте женского монастыря VIII века «Архангела Михаила в Саду». В 1240 году на месте монастыря возник рынок, где на первом этаже, в открытой лоджии торговали зерном, на втором этаже было зернохранилище.

В XIV веке рынок перенесли в другое место. На первом этаже устроили церковь, которая сильно разбогатела во время эпидемии чумы 1348 года, второй этаж продолжал использоваться в качестве зернохранилища вплоть до 1569 года.

А потом мы просто гуляли по этому древнему городу









mob_info