Значение слова контрреформация. Контрреформация в Европе: проявления и результаты Кто возглавлял контрреформацию

Церковно политическое движение в Европе в 16-17 вв., направленное на подавление протестантской Реформации и на обновление структуры и учения Католической церкви.
Организаторами движения стали папы Римские Павел III (1534-49), Павел IV (1555-59), Пий IV (1559-65), Пий V (1566-72), Григорий XIII (1572-85) и Сикст V (1585-90), кардинал Карло Борромео (1538-84). Активную поддержку оказала государственная власть Испании (Филипп II), Священной Римской империи (император Фердинанд II (1619-37).

Контрреформация. Карло Борромео.

Идейной основой стали решения Тридентского собора (1545-63) и сформулированное им «Тридентское исповедание веры». Всякое отклонение от него рассматривалось как ересь и преследовалось. Собор подверг анафеме учения М. Лютера и Ж. Кальвина, подтвердил авторитет Священного Предания, признал безусловный авторитет Папы Римского в делах веры. Фома Аквинский был признан учителем Церкви, его учение стало нормативным для католичества. Основы теологии Контрреформации содержатся в работе Р. Беллармино (1542-1621) «Рассуждения о спорных вопросах христианской веры против еретиков нашего времени» (1581-93).

Собор ввёл строгую церковную цензуру: началось издание «Индекса запрещённых книг» (в разное время сюда попали сочинения Эразма Роттердамского, Ф. Рабле, Т. Компанеллы и др.). В 1542 г. была реорганизована инквизиция (её верховная инстанция, Священная конгрегация, подчинена непосредственно Папе). Она возглавила борьбу со свободомыслием и всеми проявлениями реформационной мысли. Одной из главных сил Контрреформации стал новый монашеский орден - Общество Иисуса (иезуиты).
Обновлялась система подготовки католического духовенства. Создавались духовные семинарии для низшего духовенства, Григорианский университет в Риме, Германская коллегия для подготовки немецкого духовенства. Основным учебником католической веры стал «Тридентский катехизис». Каждый священник при вступлении в должность приносил присягу на верность Папе и Тридентскому вероучению. Иезуиты подчинили своему влиянию многие университеты, а те стали проводниками католического мировоззрения.

Собор реформировал структуру Церкви, увеличив ответственность епископов и священников за происходящее в их епархиях, запретил им занимать несколько приходов. Контрреформацию поддержали правительства католических государств. Они требовали от протестантов возвращения в лоно Католической церкви под угрозой высоких штрафов, изгнания из страны и даже казней. В 1629 г. Фердинанд II подписал Реституционный эдикт, обязывавший протестантов вернуть земли, захваченные в ходе Реформации.
Контрреформации удалось остановить распространение протестантизма в Европе.

Католическое вероисповедание осталось господствующим в Испании и Италии. Во Франции был достигнут компромисс между католиками и гугенотами (см. ст. Нантский эдикт). В Германии, где большая часть населения в сер. 16 в. поддерживала Реформацию, удалось отвоевать значительное число верующих. В Скандинавских странах, Англии и Шотландии Римско-католическая церковь утратила свои позиции. Религиозные споры привели к расколу в Нидерландах. Южные провинции сохранили верность Риму и отделились от северных, возникли католическая Бельгия и протестантская Голландия.

реакция римско-католической церкви на Реформацию и секуляризационные процессы в европейских государствах. Помимо непосредственной борьбы с реформационным движением, в т.ч. создание инквизиции и Ордена иезуитов, предусматривала пересмотр и дополнение ряда католических догматов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОНТРРЕФОРМАЦИЯ

реакц. религ.-политич. движение в Зап. Европе 16-17 вв. против Реформации (как против бюргерского, так и против нар. направлений), возглавленное папством. Являлось своего рода контрнаступлением в религ. форме феодальных сил, пытавшихся упрочить феодальный строй в эпоху его разложения. Оплотом и материальной опорой К. были гос-ва, в к-рых позиции католицизма оставались наиболее прочными (Испания, а также княжества Юго-Зап. и Юж. Германии и Австрия, где после Крестьянской войны 1524-25 наступила феод. реакция). В борьбе за укрепление своих позиций папство прибегло к организац. и идейной перестройке католич. церкви. В 1534 был основан, а в 1540 утвержден орден иезуитов, ставший гл. орудием К. В 1542 реорганизована папская инквизиция. В 1559 опубликован папский "Индекс запрещенных книг". Тридентский собор (1545-63, с перерывами) закрепил победу реакц. группировки во главе с иезуитами над течением, искавшим примирения с протестантизмом; его решения стали программой К. (главенство папы над собором, употребление лат. яз. вместо национальных в богослужении, т. н. тридентское исповедание веры, к-рое должны были подписать все духовные лица). Папство перестроило курию, создав конгрегации, в т. ч. Конгрегацию пропаганды веры (1622), ответственную за миссионерскую деятельность, реформировало монашеские ордена и создало ряд новых. Оно ожесточенно преследовало передовую науч. мысль (процессы Доле, Бруно, Ванини, Галилея), проводило массовое уничтожение инакомыслящих (Варфоломеевская ночь). К. укрепила положение папства и католич. церкви, что способствовало врем. укреплению позиций феодализма. Реформация была ликвидирована в Испании, Италии, католицизм был восстановлен в Польше, Юж. Германии, Австрии; после длит. религиозных войн протестанты потерпели поражение во Франции. Однако К. не смогла полностью искоренить протестантизм. Лит.: Михневич Д. Е., Очерки по истории католич. реакции (Иезуиты), М., 1955; Лозинский С. Г., История папства, М., 1961. И. А. Энгельгардт. Москва.

Предпосылки реформации
Церковная власть в Средние века стала господствующей политической и духовной силой. Жестокие пытки и казни творились ею именем Христа. Проповедуя смирение, бедность и воздержание, церковь богатела, наживаясь на барщине, десятине, индульгенциях. Иерархи церкви жили в роскоши, предаваясь разгулу. Эти процессы встречали осуждение и сопротивление как рядовых верующих, так и некоторых священнослужителей. В XII-XIII вв. против католической церкви выступили катары и альбигойцы, восстания которых были разгромлены церковью. В конце XIV в. активным обличителем духовного разложения католической церкви и самого папы стал монах-доминиканец Джироламо Савонарола. Он призывал церковь к отказу от богатства и пышности, властолюбия и тщеславия, к покаянию и аскетизму, за что был предан суду и казнен.

Основные направления реформации
1) Реформация Лютера:
31 декабря 1517 г.
Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской дворцовой церкви свои 95 тезисов , содержание которых выдвигалось на обсуждение всеми желающими. В этих тезисах еще не было развернутого учения протестантизма. Лютер говорил только об опровержении сверхдолжных заслуг церкви и связанной с этим продаже индульгенций.
Лютер получил мощную поддержку народных масс и бюргерства. Многие князья были на его стороне.
В Вормсе после отъезда Лютера его учение было осуждено как еретическое, но это не помешало дальнейшему формированию лютеранства. Независимо от деятельности самого Лютера разгорелось крестьянское движение, вылившееся в Великую крестьянскую войну.
Лютер выступил с осуждением крестьянской войны, что укрепило его позиции среди бюргерства и власти. После Вормского рейхстага , осудившего лютеранство как ересь, в 1526 г. состоялся Шпеерский рейхстаг , отменивший решение Вормского и разрешивший князьям выбор веры для себя и своих подданных. Через три года, в 1529 г., в том же Шпеере рейхстаг отменил свое разрешение, после чего приверженцы Лютера выступили с протестом; это и дало название всему движению. Противостояние продолжалось вплоть до 1555 г., когда был заключен Аугсбургскии религиозный мир , которым устанавливалась свобода вероисповедания, закрепленного в принципе: «Чья земля, того и вера». Однако еще долго в Германии политическая и военная борьба происходила в религиозной форме. В 1618 г. началась Тридцатилетняя война , охватившая почти всю Европу. Она завершилась Вестфальским миром, по существу легализовавшим завоевания Реформации.

2) Реформация в Швейцарии:
В государственно-политическом отношении Швейцария представляла собой конфедерацию кантонов, независимую от германских властей. В религиозном отношении отдельные кантоны подчинялись епископам различных католических диоцезов - австрийских, германских, итальянских. Поэтому Реформация, помимо религиозных вопросов, решала и вопросы становления независимого государства.
Цюрихский священник Цвингли выступил в 1523 г. с 67 тезисами , направленными против католической церкви и более радикальными, чем лютеранские. Городские власти согласились с Цвингли и приняли его программу. Другие города поддержали преобразования, однако так называемые лесные кантоны были против нововведений и были готовы к восстанию. Цвингли предпринял попытку заручиться поддержкой Лютера , для чего два вождя встретились, чтобы договориться о вероучении. Было достигнуто соглашение по всем вопросам, кроме одного - по проблеме пресуществления (причащения). В результате соглашение не было заключено. В Швейцарии же дело дошло до войны с лесными кантонами, в которой Цвингли потерпел поражение и погиб. Цвинглианство как самостоятельное религиозное течение перестало существовать. Дальнейшее движение по пути Реформации осуществлял Жан Кальвин .
В 1536 г. французский юрист и богослов Жан Кальвин появился в Женеве. С 1541 г. он прочно занял там положение диктатора, которое занимал до своей смерти в 1564 г. Кальвин создал в Женеве образец церковной общины нового типа, своего рода монастырь с самым строгим аскетическим уставом , допускающим из всех жизненных удовольствий лишь семейную жизнь. После смерти Кальвина требования новой церкви несколько смягчились, что способствовало распространению кальвинизма в других странах, прежде всего в Англии.
Кальвинизм разделился на несколько течений: реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм.

3) Реформация в Англии:
С началом Реформации английский король Генрих VIII выступил в роли богослова на стороне католической церкви. В 1521 г. он опубликовал трактат против лютеранства и был удостоен за это высокой награды Рима - золотой Розы и звания «Защитник веры».

Однако с начала 1530-х гг. Англия осуществляет ряд актов, означающих постепенное отпадение от церковного подчинения папе Римскому. В 1532 г. прекращается выплата аннатов (сборы в пользу римской курии), в 1533 г. отменяется папская юрисдикция в отношении английской церкви и под страхом смертной казни запрещается апелляция к папе на решения английских духовных судов.

В 1534 г. опубликован «Акт о супрематии», по которому главой английской церкви провозглашается король. Этим окончательно оформляется разрыв английской церкви с католицизмом.
После смерти Эдуарда VI королевой Англии стала дочь Генриха VIII Мария. Она попыталась вернуть католицизм, для чего развернула такую кампанию террора, что получила кличку Кровавой. Елизавета, воцарившаяся после смерти Марии, вернулась к протестантизму. В 1571 г. парламент под руководством королевы принял закон, названный «39 статей». В этом законе содержалось новое исповедание веры. Обший характер этого вероучения приближался к кальвинизму . Организация же расходилась с кальвинистской, так как сохранялась епископальная система при главенстве короля над всей церковью. С 1851 г. это направление получило названиеангликанство .

Контрреформация.
Реформация нанесла чувствительный удар по католицизму, но не сокрушила его. Успехи, одержанные протестантской Реформацией, заставили католическую церковь встать на путь преобразований и поиска путей восстановления утраченных позиций. Уже через несколько лет после того, как началось наступление протестантизма, католическая церковь предприняла ответное наступление, вошедшее в историю под названием Контрреформации . Первым его актом явилась организация ордена иезуитов . Основатель ордена мелкий испанский дворянин Игнатий Лойола после тяжелого ранения отказался от военной карьеры и посвятил себя служению церкви. В 1534 г . Лойола и еще шестеро его единомышленников образовали общество, которое ставило своей целью способствовать восстановлению могущества папы и католической церкви. В 1540 г . созданная им организация была утверждена папой Павлом III как монашеский орден, ставший главным орудием католической Контрреформации. Главное обязательство, которое брали на себя иезуиты, заключалось в том, чтобы беззаветно повиноваться всему, что прикажут нынешний и будущие папы. Их основным лозунгом было: цель оправдывает средства . Орден отличался четкой иерархической структурой: непосредственно папе подчинялись только руководители ордена, а все остальные его члены имели дело со своими начальниками, каждый из которых занимал определенную ступень в орденской иерархической лестнице.
Орден иезуитов поставил задачу овладеть школьным делом так, чтобы использовать его для воспитания подрастающего поколения в духе безраздельной преданности католической церкви.

Другой важной задачей ордена была политическая деятельность: интриги при дворах королей и князей, шпионаж, выполнение деликатных дипломатических поручений по устранению неугодных политических деятелей.
Большую поддержку иезуиты оказали папе в ходе Тридентского собора , который продолжался в течение 18 лет в условиях ожесточенной борьбы не только с протестантизмом, но и с соглашательским позициями внутри самого католицизма. Решения, принятые собором, подтверждали прежние догматические и культовые позиции католицизма.
На протяжении двух веков Западная Европа была охвачена огнем религиозных войн. В результате мер, предпринятых католической церковью, ей удалось предотвратить беспрепятственный натиск протестантизма.

Вопрос 15. Культура и наука Западной Европы раннее Новое время XVI-XVIII вв.

XVI в . прошел под знаком гуманизма . Существовали различные течения гуманизма, от эпикурейско-гедонистического до гражданского.
В XVI-XVII вв. большие успехи делало естествознание в Западной Европе. Это было связано с коренным переломом в развитии науки, подъемом производства и материальной культурой вообще. Развитие промышленности, многочисленные изобретения дали толчок к теоретической разработке многих научных вопросов. Все более широкое применение некоторых механизмов (водяное, колесо) – расширяет круг доступных изучению явлений из области механики и требует решения некоторых задач механики и математики.
Подъем материального производства вооружил естествоиспытателя новыми орудиями и средствами научной работы. Развитие ремесленной техники подготовило изобретения в XVI-XVII вв. многих насущно необходимых для развития наук точных приборов. Появляются более совершенные часы, микроскопы, телескоп, термометр, гигрометр, ртутный барометр. Пергамент был заменен бумагой, в XV в. развивается книгопечатание .

Перелом в физике наступил в XVII в. и был связан с деятельностью Галилея . Он провел ряд опытов и доказал, что все тела под действием силы тяжести падают с одинаковым ускорением. Это дает основание считать Галилея основоположником – кинематики, динамики . Ученик Торричелли (1608-1647) разработал некоторые вопросы гидродинамики , начал изучение атмосферного давления и создал ртутный барометр . Блез Паскаль (1623-1662) продолжил изучение атмосферного давления , доказал, что столб ртути в барометре поддерживается именно атмосферным давлением. Открыл и закон о передаче давления в жидкостях и газах . Развивается оптика . Кроме изобретения телескопа, микроскопа, идет разработка теоретической оптики (закон преломления света ).
В XVIII в. берет начало процесс решительного изменения в соотношении видов и жанров искусства, получивший завершение в следующем столетии. Возрастает удельный вес литературы и музыки , достигающих той ступени художественной зрелости, которую живопись обрела уже в XVI-XVII вв. Литература и музыка постепенно начинают приобретать значение ведущих видов искусства.
Развивается проза как жанр, который стремится показать судьбу отдельного человека в ее сложном развитии во времени. («Хромой бес» Лесажа, «Манон Леско» Прево, «Кандид» Вольтера, плутовские романы Филдинга, «Сентиментальное путешествие» Стерна, «Страдания молодого Вертера» и «Вильгельм Мейстер» Гете).

Жанр романа , дающий универсальную картину мира, развивается особенно плодотворно.
Потребность в поэтическом, эмоционально-целостном выражении душевного мира человека, раскрытии его непосредственного мироощущения и мировосприятия в развитии, противоречиях и цельности предопределили расцвет музыки как самостоятельного вида искусства . Создание в XVIII в. Бахом, Моцартом, Глюком, Гайдном таких музыкальных форм, как фуга, симфония, соната , раскрыло способность музыки передавать тончайшие нюансы и процесс становления переживаний человека.

Значительны в XVIII в. успехи театрального искусства, драматургии , тесно связанной с литературой. Для нее характерен отход от традиций классицизма к реалистическим и предромантическим творческим направлениям. Характерной чертой культуры этого времени является пристальное исследование основных вопросов эстетики театра, природы актерского мастерства и освещение общественно-воспитательной роли театрального искусства.

Вопрос 16. Европейское проникновение в Америку: тенденции и различия.

Западная Европа всегда смотрела на Новый Свет как на источник богатств. Первые колонии в Северной Америке создали в начале XVII века переселенцы из Англии, Голландии, Франции. Особенно массовым становился приток английских колонистов. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 году на территории будущей Виржинии. Поселенцы искали золото. В 1620 году значительно севернее, у суровых берегов мыса Код, корабль "Майский цветок" высадил группу из 102 пуритан, бежавших от религиозных преследований.

Колонии были самообеспечивающимися обществами со своими выходами к морю. Каждая из них стала обособленным, самостоятельным организмом. Но, несмотря на это, проблемы торговли, мореплавания, промышленного производства и финансов выходили за рамки отдельных колоний и требовали совместного урегулирования, что и привело впоследствии к федеративному устройству американского государства.
Заселение колоний в XVII в. требовало тщательного планирования и руководства, а кроме того, оно являлось весьма дорогостоящим и рискованным делом.
Большая часть колонистов в XVII в. были англичане, однако в среднеатлантических колониях проживало небольшое количество голландцев, шведов и немцев. В Южной Каролине и в других колониях попадались французы-гугеноты, а также испанцы, итальянцы и португальцы. После 1680 г. Англия перестала быть основным источником иммиграции. Люди тысячами бежали из охваченной войнами Европы. К 1690 г. американское население достигло четверти миллиона человек . С тех пор оно удваивалось каждые 25 лет, пока не превысило 2,5 млн. в 1775 г.
С 1606 года стало приезжать немало переселенцев в поисках золота, и, наконец, с 1620 г. началось, можно сказать, великое переселение народов , которое определило характер и судьбу нового континента с населением 190 млн. человек. Заселяя Америку, Англия и европейские страны продолжали исторически традиционную северо-западную линию христианизации, начавшуюся во времена готских завоеваний.
Английские колонисты прибывали в Америку как свободные предприниматели. У них был стимул к производственной деятельности , поэтому туда отправлялись не только ссыльные или обездоленные крестьяне, но и многие фермеры-арендаторы.

Вопрос 17. Эпоха Старого порядка в Европе.

Старый порядок - политический и социально-экономический режим, существовавший во Франции приблизительно с конца XVI - начала XVII вв. до Великой Французской революции.
Сложившееся во Франции общество до Великой Французской революции довольно сильно отличалось от того, что было в соседних государствах. Марксистские историки полагали, что это было феодальное общество. Однако подавляющее большинство немарксистских историков с этим не согласно, прежде всего, по той причине, что в нем отсутствовали основные признаки феодализма. Так, крепостное право во Франции повсеместно исчезло уже к концу XIII в., система вассально-ленных отношений (феодальная лестница) также исчезла задолго до Старого порядка.

Вместе с тем, Старый порядок имел мало общего и с капитализмом, который бурно развивался в соседних Англии, Голландии, Германии и Италии. В отличие от этих стран, Франция той эпохи характеризовалась неразвитостью товарно-денежных отношений и преобладанием натурального обмена.
Характерной чертой Старого порядка являлась сословность . Все французское общество делилось на три сословия - католическое духовенство, дворянство и т. н. третье сословие. В политической сфере делался упор на божественное право королей править своими подданными. Абсолютный монарх (самым знаменитым из которых был «Король-Солнце», Людовик XIV) обладал неограниченной властью.
Другие характерные черты - полицейский характер государства, отсутствие личной и общественной свободы, вероисповедная исключительность, господство дворян над крестьянами, особенно в форме крепостного права.

Старый порядок соответствовал нескольким историческим периодам в истории Франции. Окончательно сложившись к концу эпохи сословной монархии, он в основном существовал в течение эпохи Ришельё и французского абсолютизма.

Вопрос 18. Промышленная революция: ход и итоги (XVIII – начало ХХ вв.).

Промышленная революция началась в Англии в последней трети XVIII века и приняла в первой половине XIX века всеобъемлющий характер, охватив затем и другие страны Европы и Америки.
В мировой истории начало промышленной революции связывают с изобретением эффективного парового двигателя в Великобритании во второй половине XVIII века. Англия к тому времени перешла от статичного традиционного общества к обществу с развитыми рыночными отношениями и активным предпринимательским классом. Кроме того, Англия располагала достаточными финансовыми ресурсами (так как была мировым торговым лидером и владела колониями).
Промышленная революция в Великобритании началась с текстильной промышленности. Изобретение в 1733 г. летучего челнока увеличило спрос на пряжу. В 1738 г. была создана машина, прявшая нить без участия человеческих рук. Затем водяное колесо начали заменять паровой машиной. Увеличение числа машин вызвало повышенную потребность в металле и это потребовало развития металлургии . В 1735 г. Дарби впервые освоил выплавку чугуна на каменном угле вместо древесного угля.
В 1810 г . в Англии насчитывалось 5 тыс. паровых машин, а в следующие 15 лет число их утроилось. К середине XIX века ручное ткачество в Великобритании почти совершенно исчезло. С 1830 по 1847 г .- производство металла в Англии возросло более чем в 3 раза.
Промышленная революция считается завершенной с появлением машиностроения (когда машины производят машины).
Огромное значение имело появление железных дорог . Первый паровоз был построен в 1804 году Ричардом Тревитиком .
Промышленная революция сопровождалась и тесно с ней связанной производственной революцией в сельском хозяйстве , ведущей к радикальному росту производительности земли и труда в аграрном секторе.
Быстро развивающаяся промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых рабочих мест . В то же время появление дешевых промышленных товаров вело к разорению мелких производителей и разорившиеся ремесленники становились наемными рабочими.
Быстрая урбанизация и рост числа наемных рабочих чрезвычайно обострили со­циальные проблемы. Пока центры фабричного производства были относитель­но небольшими, городской житель мог в дополнение к заработку на фабрике обра­батывать огород, а в случае потери работы наняться на ферму. Но с ростом городов таких возможностей становилось все меньше.

Контрреформация – это церковно-политиче-ское движение в Европе середины XVI – начала XVII вв. во главе с папством, направленное против Реформации. Это также комплекс мер, предпринятых в ходе реформ Римско-католической церкви в XVI–XVII вв. и направленных на подавление протестантской Реформации и возвращение территорий и населения, отпавших от католичества (термин «Контрреформация» введен немецким историком Леопольдом фон Ранке). В начальный период Реформации (1517–1546 гг.), когда ход событий во многом определялся Мартином Лютером, ни одна из противоборствующих партий ясно не представляла всей серьезности и продолжительности разрыва. Католики надеялись, что вернут заблудших бунтовщиков в лоно церкви, а сами бунтовщики были уверены, что смогут подчинить себе всю церковь. Католическое возрождение, особенно заметное в Испании и Италии, привело при Папе Павле III к усилению противодействия католиков протестантскому прозелитизму.

Тридентский собор (1545–1563 гг.) официально отверг протестантские догматы. Теологическую мысль Контрреформации подытожил Роберто Бел-лармино в «Рассуждениях о спорных вопросах христианской веры…» (1586–1589 гг.), представлявших собой ответ католичества на вызов раннего протестантизма. Папа Павел III и его преемники возглавили католические силы; наиболее энергичными из католических вождей были Пий V (1566–1572) и Сикст V (1585–1590). В сотрудничестве с ними выступили католические государи Европы, и прежде всего Филипп II Испанский (1556–1598), баварские герцоги Виттельсбахского дома и император Фердинанд II (1619–1637). Орудиями Контрреформации стали инквизиция (при Павле III в 1542 г. в Риме создана ее верховная инстанция – Священная конгрегация Римской и вселенской инквизиции, или Священная канцелярия) и Индекс запрещенных книг. Ведущую роль сыграли новые созданные монашеские ордена – капуцинов и иезуитов.

Контрреформации удалось остановить экспансию протестантизма на большей части Европы. В Испании и Италии успех был полным, в Ирландии и Польше – близок к этому, хотя в данных странах (особенно в Польше) протестантизмом была охвачена изрядная часть духовенства. Провал ожидал Контрреформацию в Скандинавских странах: Англии и Шотландии. И если в Англии и Шотландии многочисленная группа католиков выжила благодаря исключительному терпению верующих, то в Скандинавских странах Римско-католическая церковь полностью утратила свои позиции. Во Франции после кровопролитных религиозных войн в XVI в. был достигнут компромисс, выразившийся в Нантском эдикте (1598 г.), который предоставлял гугенотам право свободного исповедания их религии и сохранял за ними большинство гражданских прав. В 1685 г. Людовик XIV отменил Нантский эдикт и изгнал из Франции всех протестантов, которые отказались ему подчиниться. В Германии и Австрии, где к 1550 г. девять десятых населения отошли от Рима, в ходе Контрреформации под руководством Петра Канизия удалось остановить распространение протестантизма и отвоевать значительное число верующих; сходных успехов католики добились в Швейцарии, Венгрии, Чехии и других частях Центральной Европы. В Нидерландах лояльность к Риму вынудила Южные провинции отделиться от Северных и сохранить верность Испании, в результате чего возникли протестантская Голландия и католическая Бельгия.

В ходе Тридцатилетней войны (1618–1648 гг.) католицизм, казалось, торжествовал в Германии, но ситуация резко изменилась, когда французские войска по приказу кардинала Ришелье и шведские войска под предводительством короля Густава Адольфа вступили в войну на стороне протестантов. Вестфальский мир (1648 г.) закрепил религиозный раскол Западной Европы.

11. ФРАНЦИЯ В XVI–XVII ВВ

К концу XV в., завершив свое объединение, Франция стала самым большим по числу жителей (15 млн человек) государством Европы. По уровню экономического развития она превосходила Испанию, Южную Италию, Скандинавские страны, но отставала от Голландии и Англии.

В первой половине XVI в. король решал важнейшие дела, советуясь лишь с узким кругом приближенных, входивших в королевский совет. Король сам, без согласия Генеральных штатов, вводил новые налоги. Но на местах большое влияние все еще имела знать.

Сначала во Францию проникла лютеранская вера, а к середине XVI в. появилось много сторонников кальвинизма. Кальвинистов во Франции называли гугенотами. Их вождями были близкие родственники правящей династии Валуа – Бурбоны и адмирал Гаспар де Колиньи. Во главе католиков стоял знатный род из Лотарингии (область на востоке Франции) – герцоги Гизы.

Религиозные войны во Франции развернулись в правление младших сыновей Генриха II: Карла IX иГенриха III. Они продолжались около 30 лет (1562–1594 гг.). В итоге на престоле утвердилась династия Бурбонов в лице короля Генриха IV, человека хитрого и изворотливого, несколько раз менявшего вероисповедание, чтобы выжить и получить власть.

Наследником Людовика XII стал его двоюродный брат и зять, граф Ангулемский. Франциск I (1515–1547) был воплощением нового духа Возрождения. Во время правления Франциска произошли следующие главные события: успешный поход в Италию в год коронации (1515 г.), увенчавшийся победоносным сражением при Мариньяно; заключение особого договора спапой (т. н. Болонский конкордат 1516 г.), согласно которому король стал частично распоряжаться имуществом французской церкви; неудачная попытка

Франциска провозгласить себя императором в 1519 г., когда его значительные финансовые ресурсы не выдержали конкуренции со средствами банкиров Фугге-ров, поддерживавших Карла; его показная встреча с Генрихом VIII близ Кале (тогда еще принадлежавшего Англии) на знаменитом «Поле золотой парчи» в 1520 г.; и, наконец, второй поход в Италию, завершившийся поражением французской армии в битве при Павии (1525 г.).

Генрих II сменил на троне своего отца в 1547 г. Его женой была Екатерина Медичи, представительница семьи известных итальянских банкиров. После безвременной кончины короля Екатерина на протяжении четверти века играла решающую роль в политике Франции, хотя официально правили три ее сына: Франциск II, Карл IX и Генрих III.

Политика гонений на протестантов, начатая Франциском I и ужесточившаяся при Карле, перестала себя оправдывать. В 1562 г. началось открытое противоборство сторон, перемежавшееся периодами перемирий и соглашений, по которым гугенотам предоставлялось ограниченное право находиться в определенных местностях и создавать свои укрепления. Карл IX организовал страшную резню своих противников накануне дня Св. Варфоломея в ночь с 23 на 24 августа 1572 г. Генриху Наваррскому удалось спастись, но тысячи его сподвижников были убиты. Карл IX умер через два года, и его преемником стал его брат Генрих III. Лидеры католиков образовали против него «лигу», желая возвести на престол своего вождя Генриха Гиза. Не в силах выдержать противостояния, Генрих III предательски убил и Гиза, и его брата – кардинала Лотарингского. Генрих III быстро перешел в лагерь другого своего соперника Генриха Наваррского, где вскоре был убит фанатичным монахом-католиком.

Окончание религиозных войн завершил Нантский эдикт 1598 г. Гугеноты были официально признаны как меньшинство, имеющее право на труд и самозащиту в некоторых районах и городах.

Во время правления Генриха IV и его знаменитого министра герцога Сюлли в стране был восстановлен порядок и достигнуто благополучие.

Контрреформация явилась составной частью общей феодальной католической реакции на новые процессы и явления в социально-политической, церковно-религиозной и культурной жизни ряда европейских народов. Больше проявилась в тех странах и регионах, где обнаружились признаки хозяйственного упадка и общественного застоя.

Первоначально контрреформация проявлялась в отдельных, плохо согласованных между собой попытках подавления или противодействия протестантизму, особенно в Германии и Швейцарии. Опора - классы, сословия, которые были связаны с феодальным строем. Вначале папство не поняло угрозу реформации, боролась путем угроз, проклятий, отлучений, дипломатическими средствами. В 30- е. гг. XVI в. папство выжидало, искало компромисса с протестантами, как будто склонялось к реформам. Назначенная Павлом III (1534-1549) комиссия кардинала Контарини (1536-1537) выработала специальный проект «Проект исправления церкви», но в 40-х гг. на смену партии уступок в курии приходит воинствующая партия.

Папство было вынуждено признать определенные изменения (секуляризация и т.д.), пойти на реорганизацию внутренней структуры, системы власти и управления, она создала новые инструменты, в частности, появились новые религиозные ордена, инквизиция, книжная цензура, постановления Тридентского собора.

Некоторые ордена были реформированы. Так, в 1522 г. был реорганизован орден камальдулов (ответвления бенедиктинцев), в 1528 г. часть обсервантов (францисканцы) образовали орден капуцинов для деятельности в миру, проповеди и служения среди простонародья. В 1524 г. Каэтано Тьенский и Джанпьетро Караффа образовали конгрегацию монашествующих клириков - орден театинцев для воспитания строгих нравов у священников. По образцу этого были созданы ордена барнабитов, сомасков, ораторианцев (тринитариев), урсулинок, братьев милосердия.

Большую роль в наступлении на реформацию сыграло общество Иисуса, официально утверждено в 1540 г., создано в 1534 г. Игнатием Лойолой (Игнатий (Иньиго) Лопес де-Рекальде-и-Лойола (родовой замок) из знатной фамилии из провинции Гвипускоа, (1491-1556). В 1521 г. при защите Памплоны пуля раздробила ему ногу, болел и Societas Jesu), орден иезуитов. Обеты послушания, нестяжания, целомудрия, верности папе. Устав общества (1558 г.) требовал от иезуитов по предписанию начальника свершения греха, вплоть до смертного. Во главе общества стоял пожизненно генерал. При нем был совет с совещательной и контролирующей функциями. Генерал и совет избирался общим собранием (генеральная конгрегация), которой формально принадлежала высшая власть. Общество строилось по иерархическому признаку, члены ордена делились на несколько классов. Нижняя ступень - поселения, резиденции, миссии, затем коллегия, новициаты, дома профессов. Иезуиты разделили мир на провинции во главе с провинциалами, несколько провинций входили в ассистенции, возглавлявшие их ассистенты были членами центрального руководства. Независимость ордена от светских и духовных властей превращала его в автономное религиозно-политическое сообщество в любой державе. Отличительная черта иезуитов - деятельность в миру, должен был находиться в центре политических и общественных интересов, главным средством иезуитов было воспитание (образование) и дипломатия. («Духовные упражнения» Лойолы (1548 г.). Иезуиты были эрудированны, были духовниками, в момент стихийных бедствий, эпидемий, социальных потрясений, не гнушались никакой, даже самой черной работы. Используя любую возможность, к «вящей славе божьей». Ранее всего орден обосновался в итальянских государствах, Португалии, Испании, хотя ему пришлось преодолеть недоверия Карла V и Филиппа II, а также сопротивление высших членов церкви, инквизиции, доминиканцев, университета. Затем иезуиты оказались в католических землях Германии, особенно в Баварии, в Австрии, Богемии, Венгрии, позже во Франции, в Речи Посполитой, в Нидерландах, основав коллегии в Лувене и Антверпене и т.д. В XVII в. даже ненадолго орден обосновался в Османской империи, были в Ост-Индии, Японии, Китае, Абиссинии, испанской и португальской Америке.

Инквизиция и книжная цензура католицизмом использовались как охранительные меры. Были введены для борьбы с религиозным инакомыслием, нанеся вред гуманизму и прежде всего в Италии. В 1542 г. в Риме была реорганизована инквизиция и создан верховный инквизиционный трибунал с неограниченной властью в делах веры и юрисдикцией (на все католические государства). Инициатором был кардинал Караффа. Но во Франции, Венеции (в то же время Венеция была единственным государством, противостоящим диктату папы. Так, в 1605-1607 гг. разгорелся конфликт, в ответ на решение венецианского правительства ограничить церковное землевладение и на арест двух духовных лиц, папа Павел V наложил на Венецию интердикт. Власти с этим не посчитались, а орден иезуитов был изгнан из Венеции, где выступал против папы фра Паоло Сарпи, современники его называли «Маленьким Лютером Италии», папа был вынужден снять интердикт), Флоренции инквизиция действовала под контролем светских властей; Карл V в Неаполе, а Филипп II в Милане были вынуждены отказаться от попыток ввести инквизицию по испанскому образцу. Великие инквизиторы Караффа и Микеле Гисльери, став папами Павлом IV (1555-1559) и Пием V (1566-1572) даровали инквизиции исключительные права, отменив все ограничения, лишив святой престол верховной власти в делах веры в пользу инквизиционного трибунала. Казни протестантов приобрели невиданный размах - резня вальденсов в Южной Италии, походы против них в Пьемонте, избиение морисков в Испании. На эшафоте погибли - бывший апостолический протонотарий Пьетро Карнесекки (1567 г.), гуманист Палеорио (1570 г.), утопист Франческо Пуччи (1597 г.), Джордано Бруно (1600 г.), Джулио Чезаре Ванини (1619 г.).

Террор инквизиции дополнялся книжной цензурой . В 1543 г. Караффа запретил печатать любые сочинения без дозволения инквизиторов. Первые каталоги запрещенных книг был составлены в Лувене, Париже, Венеции, Флоренции, Милане. В 1559 г. в Риме появился Индекс запрещенных книг.

Папство старалось как можно дольше оттягивать созыв собора, подготовка шла 10 лет, но на созыве настаивали и католики и протестанты. Работу свою собор начал в декабре 1545 г. в Тренто (Tridentum), заседал 18 лет, был призван консолидировать все силы верные папству. Постановления осуждали протестантизм, апостольское предание должно почитаться наравне со священным писанием, латинский перевод библии должен считаться аутентичным (т.е. годным для догматических доказательств), за церковью сохранилось исключительное право толковать священное писание.

На второй сессии (май 1551-апрель 1552 гг.) протестанты, пославшие представителей на вторую сессию, обусловили свое участие в заседаниях требованиями провозгласить собор выше папы, а принятые соборные постановления признать недействительными, что было неприемлемо для курии.

На третьей сессии (январь 1562-декабрь 1563 гг.) папство столкнулось с оппозицией епископов, преобразовательными устремлениями светских властей и национальных церквей католической части Европы. Речь шла о реформе иерархии, богослужения, церковных порядков, нравов. Устои католической церкви были сохранены - остались месса, сохранены немые и заупокойные обедни, латынь при богослужении и свершении обрядов, целибат, причастие под обоими видами было признано небожественным установлением, признав церковь регулировать его по своему усмотрению. Общая реформа нравов и управления духовенством, декретированная собором, предусматривала правила назначения и определяла круг обязанностей кардиналов, епископов, предписывала ежегодное проведение епархиальных и раз в три года провинциальных синодов, усиление епископского надзора за духовенством, реорганизацию соборных капитулов, монашеских орденов. вводились меры против злоупотреблений, упорядочивалось управление церковными имуществами, воспрещались духовным лицам заниматься вымогательствами, сосредоточение в одних руках нескольких бенефициев. В 1563 г. приняты были декреты о чистилище, индульгенциях, почитании святых, мощей, церковных образов, на этом работа собора была закончена.

В январе 1564 г. Пий IV утвердил постановления собора, оставив за Sancta Sede исключительное право их толкования. Власть папы - высшая и непререкаемая. Франция не признала решения собора (из-за покушения на прерогативы светской власти), Филипп II, швейцарские католические кантоны, князья католической части империи опубликовали его декрет не сразу и с оговорками.

Главной политической и военной силой контрреформации стали Габсбурги, в XVI в. Испанские, в XVII в. - Австрийские. Папа помогал всем католикам. Контрреформация представляла собой проводимую католической церковью политику активного противодействия прогрессивным преобразованиям в общественно-политической и, религиозной и культурной жизни европейских народов XVI-XVII вв.

mob_info