«Бороться и искать, найти и не сдаваться» («Если быть - то быть лучшим»). Откуда выражение «бороться и искать, найти и не сдаваться»? История двух экспедиций

скачать

Аудио роман Вениамина Каверина "Два капитана", глава 15, Бороться и искать, найти и не сдаваться. "Все путешествия, когда путешественникам по одиннадцати-двенадцати лет, когда они ездят под вагонами и не моются месяцами, похожи одно на другое... Семь заповедей тети Даши были вскоре забыты. Мы ругались, дрались, курили - иногда навоз, чтобы согреться. Мы врали... Мы выдавали себя за братьев - это производило трогательное впечатление. Мы не умели петь, но я читал в поездах письмо штурмана дальнего плавания. Помню, как на станции Вышний Волочок какой-то моложавый седой моряк заставил меня повторить это письмо дважды. - Очень странно, - сказал он, глядя мне прямо в лицо суровыми серыми глазами, - экспедиция лейтенанта Седова? Очень странно...
Мы не были беспризорниками... Мы шли открывать новую страну - солнечные города, привольные сады. Мы дали друг другу клятву... И вот наконец - Москва!.. Утром в комитете седьмого депо мы узнали, что дядя уехал на фронт... дядя был холостой. Он жил... в каком-то вагоне и так в этом вагоне и поехал на фронт...Так начались плохие дни... И вдруг все переменилось..."

таков был знаменитый девиз Саньки Григорьева, героя произведения Вениамина Каверина "Два капитана", он же стал девизом огромного поколения людей.

Академик Николай Каверин рассказал "Российской Газете" о своем отце и его легендарном романе.
Это роман Вениамина Каверина "Два капитана".

Российская газета: В прошлом году на Земле Франца-Иосифа были найдены следы пропавшей береговой партии группы Альбанова, в том числе дневники, в которых описывался дрейф шхуны "Св. Анна", этим замкнулась тема дневников штурмана Климова из "Двух капитанов". А на протяжении всего советского ХХ века пропавшую экспедицию даже не искали. Что побудило Вениамина Каверина взяться за этот сюжет?

Николай Каверин: В романе ведь описана не просто экспедиция Брусилова. У капитана Татаринова было сразу несколько прототипов. Сам он похож, пожалуй, больше на Седова, а приписанное ему открытие Северной Земли на самом деле было сделано экспедицией Вилькицкого, которая никаких бедствий не терпела. Вот из трех разных экспедиций и сложился замысел. "Два капитана" в одном томе вышли еще до войны, в 39-м году, и задуман роман был в тридцатые годы.

РГ: Какая книга отца вам больше нравится? Вы любили в детстве его сказки?

Каверин: Трудно ответить на этот вопрос. У него были разные периоды - настолько, что казалось, будто работают разные писатели. "Скандалист", "Два капитана" и "Перед зеркалом" - все хороши по-своему. Что касается сказок, то он только сказку "О Мите и Маше..." написал, когда я был в том возрасте, для которого она создавалась. Потом я уже был старшим школьником, студентом.

РГ: Вы узнаете в ком-нибудь из героев "Двух капитанов" себя, своих сверстников, друзей?

Каверин: В "Двух капитанах" - нет, это, все-таки, другая эпоха. В основу биографии Сани Григорьева положена биография генетика Лобашева. Это он был "слухонемой", как Саня: слышал, но не мог говорить. Кроме того, был летчик Самуил Клебанов - погиб во время войны, его биография тоже отчасти была заимствована. Но моих знакомых в "Двух капитанах" нет. Вот фамилия Татьяны Власенковой в "Открытой книге" - это фамилия мальчика, с которым я учился в одном классе. Прототип Дмитрия Львова оттуда же - это, конечно, Лев Александрович Зильбер, старший брат В.А. Каверина.

РГ: Роман "Два капитана" был громогласно популярен, я не знаю ни одного человека, которому он не нравился бы. Вениамин Александрович получал письма от читателей?

Каверин: Да, он получал письма и отвечал на них. Но в действительности, когда книга вышла, она подверглась серьезной критике.

РГ: Но книга ведь получила Сталинскую премию? Получение премии каким-то образом изменило жизнь вашей семьи?

Каверин: Вениамин Александрович на эти деньги купил разборный щитовой финский домик. В то время мы жили в Ленинграде, и он не мог получить в Переделкино литфондовскую дачу, ее тогда давали только московским писателям. А он хотел жить в Переделкино летом, поэтому взял у сельсовета в аренду участок земли и, вот, купил этот домик. Потом уже надстроил второй этаж, пристроил веранду, гараж. И получилась наша дача. Там и сегодня сохраняется его кабинет.

РГ: Книги Вениамина Александровича довольно часто экранизировались. Какая экранизация по душе вам? Какое участие принимал В. А. в этих постановках?

Каверин: Он часто сам писал сценарий, с ним консультировались режиссеры. Не могу сказать, что какая-либо из экранизаций мне очень нравится. Хотя актерский состав и в первой, и во второй экранизации "Двух капитанов" хороший. Тут ведь нет обязательной корреляции. Среднее произведение может стать основой для великого фильма. И, наоборот, сплошь и рядом мы видим слабые экранизации замечательных книг.

РГ: В идели вы на сцене мюзикл "Норд-Ост"? Нравился ли он вам? Как бы вы отнеслись к возможности его восстановления?

Каверин: Конечно, видел. Я на премьере был. Мне, в общем, понравилось. Хотя Вениамин Александрович этого не любил. Если он мог пресечь попытку сделать из "Двух капитанов" оперу, он ее пресекал. Но мы с сестрой посмотрели, и нас ничего особенно не резануло. Против восстановления я бы, во всяком случае, не возражал.

РГ: Каким вы помните Юрия Николаевича Тынянова?

Каверин: Он умер в 1943 году, мне было десять. Я его помню очень хорошо, он был мягкий, добрый человек. Но он был человек очень больной, я никогда не видел его здоровым - всегда с палочкой, ходил с трудом. Во время войны мы вместе были в эвакуации, в Перми. Отец был военным корреспондентом "Известий", сначала на Ленинградском фронте, потом - на Северном флоте. Вернувшись в Москву, Юрий Николаевич очень быстро умер. Вениамин Александрович его очень любил и как писателя ставил намного выше, чем себя.

РГ: Как возник девиз Сани Григорьева: Бороться и искать, найти и не сдаваться?

Каверин: Это фраза из стихотворения Альфреда Теннисона, эпитафия на могиле исследователя Антарктики Роберта Скотта, который дошел до Южного полюса, но на обратном пути погиб.
Полная версия здесь:

Вениамин Александрович Каверин родился 19 апреля 1902 года в Пскове в семье капельмейстера 96-го пехотного Омского полка Абеля Абрамовича Зильбера и его жены - урожденной Ханы Гиршевны (Анны Григорьевны) Дессон, владелицы музыкальных магазинов. Старшая сестра Каверина - Лея Абелевна Зильбер (в замужестве Елена Александровна Тынянова, 1892-1944) - вышла замуж за его друга детства, писателя и филолога Ю. Н. Тынянова.

Старший брат Каверина - крупный советский вирусолог Л. А. Зильбер (1894-1966). Кроме того, в семье росли еще трое старших детей - Мирьям (в замужестве Мира Александровна Руммель, 1890-й, после 1988-го - жена первого директора Народного дома им. А. С. Пушкина Исаака Михайловича Руммеля), Давид, впоследствии военный врач, и Александр (1899-1970), композитор, взявший псевдоним Ручьёв. Жена Каверина - детская писательница Л. Н. Тынянова (1902-1984), младшая сестра Ю. Н. Тынянова.

Окончил Институт восточных языков по отделению арабистики (1923) и историко-филологический факультет Ленинградского государственного университета (1924). Был близок к младоформалистам. В 1929-м защитил диссертацию "Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского".

Псевдоним "Каверин" взят в честь гусара, приятеля молодого Пушкина (выведенного им под собственной фамилией в "Евгении Онегине"). "Уж тёмно: в санки он садится. / "Пади, пади!" - раздался крик; / Морозной пылью серебрится / Его бобровый воротник. / К Talon помчался: он уверен, / Что там уж ждет его Каверин. / Вошел: и пробка в потолок, / Вина кометы брызнул ток, / Пред ним roast-beef окровавленный, / И трюфли, роскошь юных лет, / Французской кухни лучший цвет, / И Стразбурга пирог нетленный / Меж сыром Лимбургским живым / И ананасом золотым".

Первый рассказ Вениамина Каверина "Хроника города Лейпцига за 18... год" был опубликован в 1922 г.
В начале 1920-х годов входил в литературную группу "Серапионовы братья". Ранние рассказы написаны на фантастические сюжеты. Обращение к реальной жизни отразилось в романе "Девять десятых судьбы" (1926) и др. В 1927 году принял участие в коллективном романе "Большие пожары", публиковавшемся в журнале "Огонек".

Роман "Исполнение желаний" (2 кн., 1935-1936) и роман-трилогия "Открытая книга" (1949-1956) посвящены изображению творческого труда, научным исканиям советской интеллигенции. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман "Два капитана" (2 кн., 1938-1944, Сталинская премия, 1946), в котором показана советская молодежь. Романы "Открытая книга" и "Два капитана" были неоднократно экранизированы.
Подписал обращение в защиту Юлия Даниэля и Андрея Синявского.

Подготовил для Четвертого съезда СП СССР (1967) речь "Насущные вопросы литературы", которую ему запретили зачитывать. В 1968-м он в "Открытом письме" объявил о разрыве с Константином Фединым, когда тот не допустил до читателя "Раковый корпус" Солженицына.
Скончался 2 мая 1989 года в Москве.

Одно из лучших стихотворений Теннисона , которое в России известно лишь по последней строчке:(
Эта строка была девизом героя известного романа Вениамина Каверина "Два капитана ":
Бороться и искать, найти и не сдаваться (в оригинале: To strive, to seek, to find, and not to yield ).

Альфред Теннисон
[перевод Г. Кружкова ]

УЛИСС
(ULYSSES )

Что пользы, если я, никчёмный царь
Бесплодных этих скал, под мирной кровлей
Старея рядом с вянущей женой,
Учу законам этот тёмный люд? -
Он ест и спит и ничему не внемлет.
Покой не для меня; я осушу
До капли чашу странствий; я всегда
Страдал и радовался полной мерой:
С друзьями - иль один; на берегу -
Иль там, где сквозь прорывы туч мерцали
Над пеной волн дождливые Гиады.
Бродяга ненасытный, повидал
Я многое: чужие города,
Края, обычаи, вождей премудрых,
И сам меж ними пировал с почётом,
И ведал упоенье в звоне битв
На гулких, ветреных равнинах Трои.

Я сам - лишь часть своих воспоминаний:
Но всё, что я увидел и объял,
Лишь арка, за которой безграничный
Простор - даль, что всё время отступает
Пред взором странника. К чему же медлить,
Ржаветь и стынуть в ножнах боязливых?
Как будто жизнь - дыханье, а не подвиг.
Мне было б мало целой груды жизней,
А предо мною - жалкие остатки
Одной; но каждый миг, что вырываю
У вечного безмолвья, принесёт
Мне новое. Позор и стыд - беречься,
Жалеть себя и ждать за годом год,
Когда душа изныла от желанья
Умчать вслед за падучею звездой
Туда, за грань изведанного мира!
Вот Телемах, возлюбленный мой сын.
Ему во власть я оставляю царство;
Он терпелив и кроток, он сумеет
С разумной осторожностью смягчить
Бесплодье грубых душ и постепенно
Взрастить в них семена добра и пользы.
Незаменим средь будничных забот,
Отзывчив сердцем, знает он, как должно
Чтить без меня домашние святыни:
Он выполнит своё, а я - своё.

Передо мной - корабль. Трепещет парус.
Морская даль темна. Мои матросы,
Товарищи трудов, надежд и дум,
Привыкшие встречать весёлым взором
Грозу и солнце - вольные сердца!
Вы постарели, как и я. Ну что ж;
У старости есть собственная доблесть.
Смерть обрывает всё; но пред концом
Ещё возможно кое-что свершить,
Достойное сражавшихся с богами.

Вон замерцали огоньки по скалам;
Смеркается, восходит месяц; бездна
Вокруг шумит и стонет. О друзья,
Ещё не поздно открывать миры, -
Вперёд! Ударьте вёслами с размаху
По звучным волнам. Ибо цель моя -
Плыть на закат, туда, где тонут звёзды
В пучине Запада. И мы, быть может,
В пучину канем - или доплывём
До Островов Блаженных и увидим
Великого Ахилла (меж других
Знакомцев наших). Нет, не всё ушло.
Пусть мы не те богатыри, что встарь
Притягивали землю к небесам.
Мы - это мы; пусть время и судьба
Нас подточили, но закал всё тот же.
И тот же в сердце мужественный пыл -
Дерзать, искать, найти и не сдаваться!


P.S. Мне попадался в сети перевод этого стихотворения, но текст перевода был неполным, к тому же неокончательным вариантом перевода "Улисса ". Данный вариант перевода взят из книги: Григорий Кружков "Избранные переводы. В 2-х томах ". Т. 1 - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2009.

Хотя заключительная строка этого перевода отличается от "канонического" девиза "Двух капитанов ", но данный вариант перевода "Улисса " мне понравился больше, чем предыдущий.

Саня Григорьев и капитан Татаринов… Что связывает этих двух людей, совершенно разных по возрасту и положению? Безусловно, их характеры, смелые, честные, открытые и совершенно по-детски наивные; безусловно, их строгие моральные принципы, не допускающие ни капли лжи или фальши; безусловно, их высокие цели и судьбы, странным образом так сильно переплевшиеся. Потому, наверное, и назвал Каверин свой роман «Два капитана», как бы подчеркивая сходства этих двух разных людей, как бы давая читателю возможность сравнить и сопоставить две человеческие жизни, отдаленные друг от друга временным пространством и, в то же время, никак не отделимые друг от друга. Два капитана…

Но все же я не могу полностью согласиться с автором насчет названия этой замечательной книги. Да, я бы тоже выделила лишь самое главное и самое важное, то, что объединяет наших двух героев. Но это не их родственные связи, не их общественные отношения и даже не их сильные характеры, а их формула жизни, содержащая всего лишь в четырех словах и задачу, и цель, и смысл жизни; это девиз, сформулированный самим героем книги, которого оба капитана и придерживались, с помощью которого и пришли к такой развязке, счастливой развязке.

Так что же это за четыре слова, впервые произнесенные маленьким мальчиком во время детской, наивной и, в то же время, твердой и серьезной клятвы в самом начале этого длинного пути и ставшие потом последними словами на надгробии бессмертного памятника великого человека! «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот те слова (да и не просто слова, а слова, ведущие за собой бессмертные дела), которые и стали жизненным принципом этих каверинских героев; вот те слова, которые звучат в сердцах всех деятельных людей, чья жизнь наполнена трудностями и опасностями, которые надо преодолеть; неразрешимыми задачами, которые надо решить; высокими целями, к которым они, несмотря ни на что, приходят; вот те слова, означающие вечное противостояние человека-созидателя - природе, человека будущего - судьбе. Бороться и искать, найти и не сдаваться!

«Бороться» – самая первая и самая главная задача любого человека. Бороться с жизнью, бороться со смертью, бороться с судьбой, но, пожалуй, самое трудное – это бороться с собственными слабостями. Это понимает и Саня Григорьев, победивший в себе эгоизм, но столкнувшийся с жестокостью холодного, расчетливого и лживого мира. Также бороться приходится и капитану Татаринову: бороться с людьми, бороться со стихиями и, в конце концов, бороться с самим собой.

«Искать». Что можно понять под этим словом? Каждый ищет свое, у каждого своя задача, которую надо решить, свой смысл жизни. Вот то-то здесь и имеется в виду, что каждый из нас должен иметь впереди высокую и четкую цель и стремиться к ней наперекор судьбе, наперекор неудачам и другим трудностям, наперекор всему. Каждый из нас… а иначе человек и не будет иметь право называться человеком, если он будет «плыть по течению», проживать (а не жить!) свою жизнь так, как угодно природе, подчиняясь обстоятельствам.

«Найти», обязательно найти, ведь просто поиски никогда не оправдывают ни жизнь, ни поступки. Ведь всякое дело нужно довести до конца, всякое стремление должно завершиться успехом, всякая цель должна быть достигнута. И только по-настоящему стойкий человек с сильной волей может добраться до этого конца. Может увенчать свой долгий путь победой. Пусть даже и придется ему потратить на это много времени, и, может быть, всю жизнь, как это сделали два капитана.

И последнее. Никогда и нигде, достигнув или не достигнув своей цели, выполнив или не выполнив свою задачу, исполнив или не исполнив мечту, никогда и ни где не нужно сдаваться, нельзя сдаваться. Ведь и после осуществления своей цели будут новые и новые препятствия и трудности, ведь время идет, а вместе с ним и жизнь, а соответственно, и все дела, и мысли не могут остановиться и замереть. Жизнь будет идти вперед и приносить нам все новые и новые перемены, а уже от нас зависит, изменится ли все в лучшую или в худшую сторону.
Вот они четыре слова, заключающие весь смысл данного произведения и его главный урок; четыре слова, лишающие человека права на какую-либо слабость, где любое отступление от принципа – шаг в сторону зла. Четыре слова – бороться, искать, найти и не сдаваться – которые я бы и написала на обложке книги Каверина. Вот так:

«Два капитана. Бороться и искать, найти и не сдаваться!»

Ты иди, не сверни и не падай,
Упадешь — поднимись.
И будет тебе наградой
Цели заветной высь!
Евгений Карелов.


В этом году исполняется 115 лет со дня рождения советского писателя, драматурга и сценариста, лауреата Сталинской премии второй степени Вениамина Александровича Каверина (настоящая фамилияЗильбер ). Вениамин Каверин — автор около двух десятков романов и повестей, он писал рассказы, сказки, драматические произведения, эссе и литературоведческие статьи.

Книга писалась на протяжении шести лет, с 1938 по 1944 года. Каверин вспоминал, что создание романа «Два капитана » началось с его встречи с молодым учёным-генетиком Михаилом Лобашёвым в санатории под Ленинградом в середине тридцатых годов. «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели, — вспоминал писатель. — Он умел добиваться успеха в любом деле».

Лобашёв рассказал Каверину о своём детстве, странной немоте в ранние годы, сиротстве, беспризорничестве, школе-коммуне в Ташкенте и о том, как впоследствии ему удалось поступить в университет и стать учёным.

«Это была история мальчика, у которого было трудное детство и которого воспитало советское общество - люди, ставшие для него родными и поддержавшие мечту, с ранних лет загоревшуюся в его пылком и справедливом сердце» (В. Каверин ).

Ещё одним прототипом главного героя стал военный лётчик-истребитель Самуил Клебано в, героически погибший в 1942 году. Он посвятил писателя в тайны лётного мастерства.

Образ капитана Ивана Львовича Татаринова напоминает о нескольких исторических аналогиях. В 1912 году в плавание отправились три русских полярных экспедиции: на судне «Св. Фока » под командованием Георгия Седова, на шхуне «Св. Анна » под руководством Георгия Брусилова и на боте «Геркулес » с участием Владимира Русанова .

Экспедиция на шхуне «Св. Мария » в романе фактически повторяет сроки путешествия и маршрут «Святой Анны ». Внешность, характер и взгляды капитана Татаринова роднят его с Георгием Седовым . Поиски экспедиции капитана Татаринова напоминают о поисках экспедиции Русанова . Судьба персонажа романа штурмана «Св. Марии» Ивана Климова перекликается с подлинной судьбой штурмана «Святой Анны» Валериана Альбанова .

Кстати, девиз романа — слова «Бороться и искать, найти и не сдаваться » — это заключительная строка из хрестоматийного стихотворения лорда Теннисона «Улисс» . Эта строка также выгравирована на кресте в память о погибшей экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу, на холме Обсервейшн.

Именно за роман «Два капитана» Вениамин Каверин был награждён Сталинской премией второй степени в 1946 году.

Роман выдержал более сотни переизданий, был переведен на многие иностранные языки, дважды экранизирован (1955 год - режиссер Владимир Венгеров ,1976 год - режиссер Евгений Карелов ). В 2001 году по мотивам романа был поставлен мюзикл «Норд-Ост ».

Героям романа «Два капитана » в 1995 году установлен памятник в родном городе автора, Пскове (выведен в книге под названием Энск).

18 апреля 2002 года в Псковской областной детской библиотеке был открыт музей романа «Два капитана ».

В 2003 году главная площадь города Полярный Мурманской области названа площадью Двух Капитанов. Именно отсюда отправились в плавание экспедиции Владимира Русанова и Георгия Брусилова .

«Мои капитаны»

Вениамин Каверин закончил писать книгу в 1944 году, а до меня она дошла спустя пятьдесят лет. Мне было одиннадцать, книга стояла на полке, абсолютно невзрачная, без ярких картинок, достаточно объемная... до сих пор не понимаю, что сподвигло меня взять ее в руки.

Скорее всего, все-таки не обошлось без подстрекательств со стороны мамы, которая всегда была моим главным «рулевым» в море книг. Как бы то ни было, книгу поначалу я взяла с неким сомнением, думала, полистаю немного и закрою. Начала читать... и утонула, провалилась, пропала. Не знаю, как еще объяснить то состояние, в которое меня погрузил этот роман.

Ни одна книга прежде не вызывала у меня таких эмоций и чувств: гнев, обида, сострадание, радость, воодушевление. Книга была прочитана стремительно. Я была буквально оглушена впечатлениями и в то же время ощущала какую-то тоску, пустоту, как будто меня лишили чего-то родного. И, недолго думая, я снова взялась за роман, на этот раз читая более вдумчиво, всматриваясь в характеры, анализируя поступки.

Не знаю, сколько раз я перечитывала «Двух капитанов », но некоторые фразы до сих пор отчетливо всплывают в памяти: «Палочки должны быть попиндикулярны» (уроки письма от Гаера Кулия ), «Третий лимон до дому донести не могу» (милейшую Нину Капитоновну я всегда мечтала видеть своей бабушкой), «больной Г., немота без глухоты» , «Монготимо Ястребиный коготь» , «Молю тебя об одном: не верь этому человеку!» (фраза из письма капитана Татаринова , сыгравшая роковую роль в жизни его семьи).

И, конечно же, я, как Саня Григорьев , пыталась выучить наизусть письма штурмана. Сейчас уже почти все забылось, но первые строки помню и сейчас: «Глубокоуважаемая Мария Васильевна! Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды...».

Герои книги учили меня терпению и выносливости, дружбе и верности. Но еще я поняла, что в жизни есть жестокость и предательство, ненависть и зависть. Меня настолько поразило противостояние Сани Григорьева и Михаила Ромашева («Ромашки»), что, когда нам в школе впервые дали задание написать реферат на любую тему, я посвятила его тому, что волновало меня на тот момент больше всего, назвав свою работу «История дружбы и предательства в романе Вениамина Каверина «Два капитана».

Меня пугал и отталкивал этот самый Ромашка, пугало то, что подлость и озлобленность могут скрываться за внешней порядочностью и вежливостью. Как хотелось закричать «Не верь ему!» , когда он рассказывал Кате о том, как пытался спасти Саню! И как ликовала я, читая сцену разоблачения Ромашова ! Да простит меня актер Юрий Богатырев , но я никак не могла избавиться от несколько предвзятого отношения к нему из-за, несомненно, блестящего исполнения им роли Ромашки .

Кстати, о фильме. В этом году отмечается сорок лет со дня премьеры шестисерийного фильма режиссера Евгения Карелова «Два капитана ». Лично для меня фильм стал вторым подарком после самой книги. Вообще, с экранизациями у многих читающих людей достаточно сложные отношения: очень редко экранное воплощение совпадает с тем, что они представляли и видели, читая то или иное произведение.

Но фильм Евгения Карелова стал для меня редким исключением, тем самым попаданием в самую точку. Это было то, что я хотела видеть. Благодаря тому, что фильм был снят в нескольких сериях, он достаточно полно воспроизводил сюжет книги. Были, конечно, некоторые отличия, но для меня они особого значения не имели, а в одном моменте я была бы даже рада оставить именно вариант экранизации: в отличие от книги, в фильме сестра Сани не умирает после родов, а благополучно рожает и уезжает с маленьким сыном в эвакуацию.

И, конечно, огромную роль в фильме играет музыка талантливейшего композитора Евгения Птичкина . Увертюра и финальная песня, написанная на слова режиссера Евгения Карелова , сами по себе вызывают целую гамму эмоций.

Не имея в то время возможности скачивать музыку из Интернета, я ставила вплотную к телевизору маленький магнитофон «Легенда » и, дождавшись нужного момента, включала запись. Качество, конечно, оставляло желать лучшего, но я была счастлива уже тем, что, нажав на кнопку, могла снова и снова слушать музыку, которая так меня пленяла, куда-то звала; слушать финальную песню, в которой звонкий голосок мальчишки как будто от лица Сани Григорьева поет такие важные слова. Очень часто при этом у меня к глазам подступали слезы — это были слезы гордости, восхищения людьми, которые способны на Поступки, которые умеют дружить и умеют любить, для которых долг и честь — не пустые слова.

Прошло много лет со времени моей первой встречи с двумя капитанами, но книга по-прежнему занимает достойное место на книжной полке. Сейчас у нее уже несколько затертый и потрепанный вид, но моей вины в этом нет, с книгой я обращалась очень бережно. Просто однажды одноклассница попросила дать почитать её (задали на лето). Совсем не хотелось отдавать книгу, но и прослыть жадиной тоже было нежелательно.

В итоге, в конце лета книга вернулась в ужасном состоянии, с оторванным переплетом... и, что самое обидное, её так и не прочитали. Лучшее применение, которое ей нашли, - быть подставкой для сковородки. Сказать, что я была расстроена, - ничего не сказать. Я рыдала над испорченной книжкой от обиды и какого-то непонятного чувства вины перед ней, как будто не уберегла.

Мне предлагали заменить, купить новую, красивую. Но я отказалась. Пусть эта книга уже старая, потрепанная, с пожелтевшими страницами, но она — моя, родная, любимая. Желая перечитать какой-нибудь эпизод, я точно знаю, на какой странице он находится. И потом, мне казалось, что купив новую книгу, я предам старую, обижу её — тогда что-то разрушится, разорвутся какие-то тонкие связи между мной и книгой. Так я думала в детстве, да и сейчас мои мысли не изменились.

Вот и по сей день со мной рядом живут Саня и Петька , Катя и Саша , Иван Иванович и Иван Павлович , Нина Капитоновна и тетя Даша . Живут и помогают в трудную минуту, потому что они — верные, потому что они — настоящие!

«Куда шли мои капитаны?
Вглядитесь в следы их саней на ослепительно-белом снегу!
Это рельсовый путь науки, которая смотрит вперёд.
Помните же, что нет ничего прекраснее,
чем этот тяжёлый путь.
Помните, что самые могущественные силы души - это терпение,
мужество и любовь к своей стране, к своему делу»

Вениамин Каверин

mob_info