Литературный калейдоскоп — занятия по развитию речи в старшей группе. Литературный калейдоскоп по развитию речи в средней
Занятие по развитию речи в старшей группе
Тема: «Литературный калейдоскоп»
Задачи:
Закрепить знание сказок, повторяя отдельные фрагменты.
Развивать диалогическую речь.
Развивать интонационную выразительность речи, логическое мышление, тактильные ощущения.
Воспитывать умение слушать своего товарища.
Закрепить знание букв «А», «У».
Предварительная работа:
Чтение сказок. Разучивание потешки «Тень, тень-потетень…»
Материалы:
Игрушка театра би-ба-бо зайчик, коза, сундук с шапочками героев потешки «Тень, тень-потетень», театр тактильных ощущений.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы любите сказки? Назовите, каких сказочных героев вы знаете?
Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие по сказкам. Но для начала давайте вспомним, как могут путешествовать сказочные герои?
Дети. Пешком, куда глаза глядят, на гусях-лебедях, на метле, на ковре-самолете, на коне, на Карлсоне и т. д.
Воспитатель загадывает загадку о колобке.
Пусть он укажет нам путь к сказкам.
Куда он покатится, туда мы и пойдем.
Воспитатель (предлагает ребенку надеть куклу зайчика)
Посмотрите, зайчик сидит и плачет. Давайте спросим его, о чем он плачет.
(Дети спрашивают)
Зайчик. Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а лисы - ледяная. Попросилась она ко мне жить, да меня же и выгнала.
Воспитатель . Дети, кто догадался, в какую сказку мы попали?
Дети. «Заячья избушка»
Воспитатель. Посмотрите, на картинки к сказке. Расставьте героев по порядку. Кто первый пришел на помощь к зайке? Кто второй? Кого не хватает?
Дети . Петушка.
Воспитатель. А в каких сказках встречается петушок?
Дети. «Кот, петух и лиса», «Петушок и бобовое зернышко» и т. д.
Воспитатель . Наш колобок покатился дальше. Куда же он нас приведет? Чей-то домик на пути.
Угадайте, чей:
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
Дети. Козлята.
Воспитатель . Верно. Посмотрите, все ли в этой сказке верно? Кто в сказке лишний?
Дверь в домике закрыта. Надо вспомнить, какую песенку пела мама-коза, когда хотела войти?
(предложить ребенку куклу - коза и спеть песенку)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла -
Молочка принесла;
Бежит молочко по вымечку, из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю .
Воспитатель. Проход открылся, мы можем двигаться дальше. В какую сказку нас приведет колобок на этот раз?
Сидит девочка в корзине
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,
Несет её домой.
Дети. Это сказка «Маша и медведь».
Воспитатель . Зачем Маша пошла в лес?
Дети. За грибами.
Воспитатель . Что с ней приключилось в лесу?
Дети. Она заблудилась.
Воспитатель . А что кричат в лесу, когда заблудятся?
Дети . АУ.
Воспитатель . Песенку, каких букв, вы сейчас пропели?
Дети. «А», «У».
Воспитатель . Давайте еще раз пропоем песенку букв «А», песенку буквы «У».
Воспитатель. А на что похожа песенка «УА»?
Дети. На плач.
Воспитатель . Может это Медведь плачет, потому что без Маши остался?
В волшебном сундуке есть шапочка медведя. Сейчас я кого-нибудь превращу в медведя, и мы с ним поиграем, чтобы он больше не плакал.
Считалка
За стеклянными дверями
Стоит мишка с пирогами.
_ Миша-мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
- Пирожок то стоит три
А водить-то будешь ты.
Игра «У медведя во бору»
Воспитатель . В сказочном лесу живут разные звери, и у каждого есть сказочное прозвище. А вы их знаете? Сейчас я начну, а вы продолжите:
Мышка-…норушка;
Лягушка-…квакушка;
Зайчик-…побегайчик;
Лисичка-…сестричка
Волк-…зубами щелк.
А теперь наоборот. Я назову прозвище, а вы догадайтесь о ком речь:
Косолапый-…медведь;
Косой-…заяц;
Кумушка-…лиса;
Быстрые ноги, короткий хвост-…заяц.
Каждый зверь по-своему хорош. В нашем волшебном сундуке есть шапочки зверят. Наряжайтесь, превращайтесь, выходите, хвастайтесь.
Тень, тень-потетень,
Выше города плетень,
Сели звери под плетень,
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялся медведь:
Воспитатель . Что такое? Положила в сундук шапочки, а они превратились в карточки (Театр тактильных ощущений).
Попробуйте с закрытыми глазами определить, где лиса, медведь и т. д.
Воспитатель . Наш колобок зовет нас в путь. Но прежде чем мы отправимся, давайте еще раз вспомним, с какими сказками мы повстречались? А что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
Теперь нам осталось, следуя за колобком, вернуться обратно.
«Литературный калейдоскоп»
Задачи: Закрепить знание сказок.
Развивать диалогическую речь.
Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.
Развивать умение выполнять различные игровые задания.
НОД
Воспитатель:
Ребята, посмотрите сколько гостей! Поздоровайтесь. Вы любите сказки?
Приглашаю вас всех в страну сказок.
В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете.
Нам нельзя без них.
В сказке может все случиться.
Наша сказка, впереди.
Сказка, в двери к нам стучится.
Скажем гостю: «Заходи».
(Влетает сорока с сундуком) - музыка.
Сорока: Здравствуйте ребята! Я высоко летала, много вижу интересного вокруг. Вот и сегодня летела и увидела сундук. Хотела его открыть, а он не открывается. Ой. а что у вас такое красивое?
Воспитатель: Это брошь моя!
Сорока: И я такую хочу, подарите мне.
Воспитатель: ну ладно, забирай сорока брошь. Ребята, давайте откроем сундук. Да он не открывается, здесь замок.
Сейчас, сейчас проверю. Посмотрите в замке что - то лежит. Сейчас посмотрим. Я догадалась. Нам надо отгадать загадки q сказочных героях, и о сказочных предметах и замок откроется. Будьте внимательны.
1.Ах, стрипуха! Ах, хозяйка!
Ты дружок, ее узнай - ка!
Стоит только расстелить
Всех сумеет накормить.
Много всяких будет блюд
Как стряпуху ту зовут? (скатерть - самобранка)
2.Много верст впереди
Как бы их быстрей пройти?
Ты попробуй их обуть -
Одолеешь мигом путь. (сапоги - скороходы)
- Чтоб взлететь над землей
Ступа ей нужна с метлой. (Баба - Яга)
- Не остался без хвоста
Добрый ослик наш.. (Иа)
Воспитатель:
Вот и открылся наш сундук. Посмотрите лежит письмо. Давайте
прочитаем.
(Воспитатель читает письмо)
Дорогие ребята!
К вам обращается Колобок. Я потерялся в сказочном лесу. Чтобы попасть домой, надо пройти испытания, а я ребята, не могу один их пройти. Помогите, мне, пожалуйста. В сундуке лежит волшебный клубок, который укажет вам дорогу.
Воспитатель: Мы отправляемся в путь.
(Дети стоят возле сундука, воспитатель бросает волшебный клубок, говорит волшебные слова)
Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.
Ты катись поспеши,
Нам дорогу укажи.
Воспитатель: А вот и лес. Посмотрите, здесь стоит волшебный мешок. Давайте посмотрим, что в нем лежит.
(Воспитатель открывает медленно мешок)
Воспитатель: Да это же сказки! Присаживайтесь на пеньки, здесь такое задание.
Вы должны послушать отрывок из сказки и назвать ее. Готовы слушать?
Дети: Да! -
(Воспитатель читает отрывок, дети называют сказку)
Заяц - хвастун
(У меня не усы. а усище, не лапы, а лапище, не зубы, а зубища. я никого не боюсь).
Царевна - лягушка
(Махнула левым рукавом - стало озеро, махнула правым рукавом - поплыли по озеру белые лебеди).
Лиса и кувшин
(В какой сказке кувшин лису погубил).
Гадкий утенок
(Это был вовсе не утенок. Это был прекрасный белый лебедь).
Сивка - бурка
(Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет).
Федорено - горе Чуковский
(Скачет сито по полям, а корыто по лугам).
Воспитатель: Молодцы! Ваши дружные ответы, показали что сказки вы любите и знаете.
Мы продолжим путь.
Ты катись,
катись клубочек
Да в зелененький лесочек
Ты катись поспеши,
Нам дорогу укажи.
(Поляна с цветами)
Воспитатель:
Ребята, какая красивая поляна с цветами. Сколько здесь цветов растет.
Посмотрите какой чудесный цветок, у него много разноцветных лепестков, он не простой, с заданиями. Давайте посмотрим на лепестки и прочитаем.
1.В каких сказках живет Баба - Яга? (давайте подумаем).
(Гуси - лебеди. Баба - Яга и Иван Царевич).
2.Какие сказочные предметы есть в русских сказках? (я думаю быстро
вспомните вы).
(Ковер - самолет, скатерть - самобранка, топор, клубок - ниток, дубинка,
дудочка, шапка - невидимка).
3.На чем передвигаются герои сказок? (трудный вопрос, но вы справитесь).
(Ковер - самолет, сапоги - скороходы, русская печь, серый волк).
Воспитатель: Молодцы ребята. Все отгадали. Какая чудесная поляна, так и хочется поиграть. Давайте поиграем, внимательно слушайте мои команды:
Руки вверх поднимаем,
А потом их отпускаем,
А потом их разведем
И к себе их прижмем.
А потом бегом, бегом
И покружимся кругом.
Воспитатель: Продолжаем путешествие.
Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.
Ты катись поспеши,
Нам дорогу укажи.
(Стоит кувшин,а в нем лежат иллюстрации)
Воспитатель: А вот и волшебный кувшин. Давайте посмотрим, что в нем находится. Да это сказочные иллюстрации. Давайте угадаем из какой они сказки.
1.Гуси - лебеди
- По щучьему велению
- Царевна - лягушка
- Лиса и волк
- Волк и козлята
Воспитатель:
Молодцы, вы справились со всеми заданиями.Продолжаем путешествие.
(Воспитатель бросает клубок где стоит лукошко)
Ты катись, катись клубочек
Да в зелененький лесочек.
Ты катись поспеши,
Нам дорогу укажи.
Воспитатель: Кто - то лукошко потерял.
Лиса: Мое лукошко. Что вы здесь делаете в моем лесу?
Воспитатель: Мы ищем колобка.
Лиса: А он у меня, вот не отдам его вам.
Воспитатель: Он хочет вернутся к дедушке и бабушке.
Лиса: Ну ладно. Так уж и быть. Но, только если выполните мое задание.
(Лиса проводит игру «Угадай сказку», «Доскажи словечко»)
- «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел» (Колобок).
- «Спасите, нас съел серый волк» (Волк и семеро козлят).
- «Как выскачу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Заюшкина избушка).
- «Несет меня лиса, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы...Кот! Дрозд!
Спасите меня! (Петушок - золотой гребешок).
Лиса: Еще у меня есть для вас задание.
«Доскажи словечко»
Гуси (лебеди)
Лисичка (сестричка)
Лягушка (квакушка)
Василиса (Прекрасная)
Братец (Иванушка)
Жар (птица)
Сивка (Бурка)
Кощей (Бессмертный)
Змей (Горыныч)
Лиса: Так и быть, забирайте своего колобка.
Воспитатель: Ребята, давайте лисоньке скажем «Спасибо». Нам пора возвращаться.Вернуть колобок
Конспект НОД по образовательной области "Коммуникация" в средней группе на тему
"Литературный калейдоскоп"
Воспитатель
Ермакова И.И.
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Чтение художественной литературы", "Социализация".
Цели:
- помочь детям вспомнить и закрепить названия и героев и уже известных им сказок;
- выяснить, знают ли они загадки и стихотворения;
- продолжать учить отгадывать загадки;
- развивать чувство рифмы;
- расширять кругозор и словарный запас детей;
- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
- воспитывать любовь к чтению.
Оборудование: Книги, иллюстрации, карточки со сказками.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Дети сидят полукругом на стульчиках на ковре.
Воспитатель.
- Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. Представьте, что мы попали в волшебную страну сказок, которой правит добрый царь, и там случилась беда. Баба-Яга украла солнышко с неба, и все сказки стали не цветные, а серые, мрачные и печальные. Давайте поможем вернуть солнце в страну сказок, ответим на вопросы викторины. Согласны?
Дети.
- Да!
Воспитатель.
- Тогда отправимся в путь!
2. Дидактическая игра "Кто герой сказки"
Сдобный, пышный, круглощёкий
У него румяный бок
Убегает по дорожке
И зовется... (Колобок)
Кто яичко снес простое,
А разбил кто золотое?
(Курочка Ряба и мышка из сказки "Курочка Ряба")
Стоял в поле теремок.
Был не низок, не высок.
Сколько жителей всего
Заселилося в него?
(Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайчик-побегайчик, Лисичка-сестричка, Волчок-серый бочок)
Посадил дед круглую, белую и вкусную,
Выросла большая, вот так урожай!
Кто тянул репку по порядку посчитай?
(Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка)
Нет ни речки, ни пруда,
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца
("Сестрица Аленушка и братец Иванушка")
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке
Там три стула и три кружки,
Три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки?
(Михайло Потапыч, Настасья Петровна, Мишутка из сказки "Три медведя")
Воспитатель.
- Молодцы дети! Отлично справились с первым заданием.
3. Д/игра "Угадай-ка"
Детям предлагается назвать героя сказки, которому принадлежит фраза и название самой сказки
- "Несет меня Лиса за темные леса, за высокие горы. (Петушок из сказки "Кот, Лиса и Петух)
- "По-щучьему велению, по-моему хотению, везите сани меня сами!" (Емеля из сказки "По-щучьему велению"
- "Несу косу на плече, хочу лису посечи, слезай Лиса с печи!" (Петушок из сказки "Заячья избушка")
- "Ой козлятушки, ой ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла" (Коза из сказки "Волк и семеро козлят")
- "Не садись на пенек,
Не ешь пирожок!" (Маша из сказки "Маша и медведи")
- "Печка, матушка, спрячь нас!" (Сестрица из сказки "Гуси-лебеди")
Воспитатель.
Отлично, ребята! Как вы хорошо знаете сказки и их героев. Но викторина продолжается.
4. Дидактическая игра "Сказочные предметы"
Детям предлагается отгадать названия сказочных предметов из различных сказок.
1. На чем летает Баба-Яга? (На метле в ступе)
2. Чем машут волшебники, произнося заклинания? (Волшебной палочкой)
3. Какой предмет лежит дома на полу, а в сказках летает? (Ковер-самолет)
4. Если она лежит на столе, еда появляется сама (Скатерть-самобранка)
5. Обувь, помогающая двигаться очень быстро (Сапоги-скороходы)
6. Она все может сделать невидимым (Шапка-невидимка)
Воспитатель.
Молодцы! И с этим заданием вы справились.
- Дети, я вам сейчас загадывала много загадок, а вы сами знаете какие-нибудь загадки?
5. Дети загадывают друг другу загадки.
- Зимой и летом одним цветом (Елка)
- Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
- Зимой белый, летом серый (Заяц)
- Висит груша, нельзя скушать (Лампочка)
- Спереди пятачок, сзади крючок,
Посредине спинка, а на ней - щетинка (Свинья)
- Мягкие лапки, в лапках царапки,
Часто умывается, а с водой не знается (Кот)
-По веткам скачет,
Да не птица,
Рыжая, да не лисица (Белка)
и т.д.
Воспитатель.
Молодцы, Дети! Сколько вы, оказывается, знаете загадок.
6. Дидактическая игра "Подскажи словечко"
Детям предлагается вставить в стихах пропущенные слова в рифму.
Стала девочка котенка спать укладывать:
-Вот тебе под спинку
Мягкую... перинку,
Сверху на перинку
Чистую... простынку
Вот тебе под ушки
Белые... подушки
("Усатый-полосатый" С.Маршак)
Мама спит, она устала...
Ну и я играть... не стала,
Я волчка не завожу
Я уселась и... сижу
("Посидим в тишине" Е. Благинина)
Маша варежку надела
-Ой, куда я пальчик... дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не... попал
("Где мой пальчик" Н.Саконская)
Падал снег на порог
Кот лепил себе... пирог,
А пока лепил и... пек,
Ручейком пирог... утек
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался... вскачь?
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко... топал!
("Мяч" С.Маршак)
Воспитатель.
-Ребята, вы оказались замечательными поэтами и сказочниками и отлично справились со всеми заданиями викторины. Благодаря вам Солнышко вернулось в страну сказок и сказки снова стали цветными. Добрая Фея из Сказочного лес в знак благодарности дарит вам прекрасную "Книгу сказок".
Нуриева А.С., Яшнева Л.И.,
учителя начальных классов МБОУ «Гимназия №22» НМР РТ
Внеклассное мероприятие (3-4 классы)
Игра-соревнование «Литературный калейдоскоп»
(«Своя игра»)
Основные цели и задачи:
Активизировать познавательную деятельность учащихся, повысить мотивацию учебной деятельности. Дать учащимся возможность продемонстрировать свои знания, проявить склонности, развивать познавательный интерес.
Научить ребят следовать правилам игры. Развивать умения слушать и слышать друг друга, работать в команде и обосновывать свое мнение.
Воспитывать чувства коллективизма, сплочённости. Создание в детском коллективе атмосферы дружелюбия, эмоционального подъема и комфорта.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся систематизируют теоретические знания, развивают практические умения и навыки, создают условия для развития интереса к чтению произведений; развитие познавательной компетенции учащихся через игровую технологию.
Метапредметные (УУД):
Личностные: уважительно относятся к книге, сформирована эстетическая потребность, ценностей и чувств, развита высокая творческая активность при выполнении коллективных заданий.
Регулятивные: развиты волевые качества учащихся при включении детей в игровую деятельность, оценивают свою деятельность.
Познавательные: развиты умения и навыки осуществлять деятельность в разных видах и формах, приобщение учащихся к миру литературы, развиты логическое мышление, память, внимание.
Коммуникативные: умеют доказывать свою точку зрения в обсуждении вопросов в коллективе, находить общее решение при работе в группах, умеют договариваться, уступать.
Ход занятия
Организационный момент
Сегодня мы собрались, чтобы побольше узнать интересного и занимательного из мира художественной литературы.
Целеполагание
Мы с вами будем играть в командную игру "Своя игра", но для победы в ней нам понадобятся знания по литературному чтению. Правило игры: задача каждой команды набрать как можно больше золотников (далее будет сокращение 10 з.). Для этого необходимо правильно ответить на задания в игре. Задание поочередно выбирают капитаны команд.
Основной этап
В игре участвуют две команды: «Читатели» и «Рассказчики». Каждая команда выбрала капитанов, которые берут на себя руководство своей командой, поддерживают дисциплину, организуют работу над заданиями. Итак, начинаем игру!
Кто первый ответит на вопрос, тот получает право выбрать задание: замени слово дремать устойчивым словосочетанием (клевать носом)
Вдумчивый читатель «Читаем между строк» | Ответы на вопросы, |
||||
«По страницам басен» | |||||
«В гостях у сказки» | |||||
«Поговорка-цветок, а пословица-ягодка» | |||||
«Начало есть – найди конец» |
Раздел «Читаем между строк» :
Праздник синиц
Давно приметили, что глубокой осенью синицы собираются стайками. Словно на праздник, слетаются пёстрые, нарядные, такие разные синицы. Потому, видимо, в народе в былые времена отмечали 12 ноября праздник – День синицы.
В наших парках, да и лесах, живут семь видов разных синиц. Осенью и зимой всех их можно увидеть в городе у кормушек.
Самая крупная и заметная – большая синица. Она отличается от всех других синиц оливково-зелёной спинкой и серо-жёлтым брюшком. Посередине брюшка и горла – чёрная полоса с синеватым отливом, на голове – чёрная шапочка. Большая синица ни от какого угощения не откажется: семена, насекомые, кусочки сала – всё для неё годится...
Вся синичья семья весной и летом питается насекомыми. Только поздней осенью и зимой от бескормицы и голода приходится им питаться семенами.
(В. Корабельников)
Вопросы:
1. В какое время года синицы слетаются стайками?
2. Сколько видов синиц живут в наших парках?
3. Чем питаются синицы весной и летом?
Раздел «По страницам басен» :
10 з.- Назовите три известные басни И.А. Крылова
20 з. – На какое дерево должна была взгромоздиться ворона, чтобы отведать сыр? (На ель)
30 з. – Как называется басня о четырёх неудачных музыкантах? (Квартет)
40 з. - Какая третья птица упоминается в басне «Кукушка и Петух»? (Воробей)
50 з.- Что сделала Мартышка в конце басни с очками? (Об камень так хватила их, что только брызги засверкали)
Раздел «В гостях у сказки» :
10 з.- Железные зубы, костяная нога. Все люди знают - это …(Баба Яга)
20 з. – Сказочный персонаж, превративший нагревательный прибор в транспортное средство? (Емеля)
30 з. – Нам кажется, что имя этой популярной и любимой всеми сказочной героини очень красиво, но на самом деле оно произошло от названия какого-то грязного вещества. О ком идет речь? (О Золушке)
40 з. – Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался милой, красивой, пригожей? (Василиса Прекрасная)
50 з. - Трое пытались поймать того, кто оставил без пищи двух стариков. Но этот тип трижды уходил от них. А четвёртый преследователь, прикинувшись глухим, поймал…Кого? (Колобка)
Раздел «Поговорка-цветок, а пословица-ягодка» :
10 з. – Назови пословицу или поговорку.
20 з. - Не имей сто рублей, а… (имей сто друзей).
30 з. – Назови пословицу или поговорку с числом.
40 з. - Птицу красят крылья, …(а человека труд).
50 з. – Назовите пословицу со словом золотник.
Раздел «Начало есть – найди конец» :
10 з. – И.А. Крылов «Слон и … (Моська)».
20 з. – В.Осеева «Синие … (листья)».
30 з. – Л.Лагерлеф «Чудесное путешествие …(Нильса с дикими гусями)».
40 з. – А. Толстой «Золотой ключик, или … (приключения Буратино)».
50 з. – А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, … (о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди)».
Рефлексия
Ребята, давайте подведем итог мероприятия. Понравилась ли вам игра? Какие задания вас заинтересовали?
Какие у вас были затруднения?