Чему служили пиктограммы и рельефы в искусстве первобытных людей. Пиктографическое письмо Значение пиктограмм в современном мире

В информатике элемент графического интерфейса пользователя; небольшое растровое изображение на видеоэкране, служащее для идентификации некоторого объекта: файла, программы и т.п. Выбор и активизация пиктограммы вызывает действие, связанное с… … Финансовый словарь

пиктограмма - (от лат. pictus рисованный и греч. gramma запись) рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредствованного запоминания. П. была предложена российским психологом А.Р.Лурия в 30 х гг. и нашла широкое… … Большая психологическая энциклопедия

Образ, изображение, отображение, символ Словарь русских синонимов. пиктограмма сущ., кол во синонимов: 2 иконка (7) … Словарь синонимов

Пиктограмма - Пиктограмма: символическое изображение вида деятельности, указания действия или назначения помещения... Источник: СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35 … Официальная терминология

пиктограмма - (Pictоgram) Отдельный элемент пиктографической письменности («рисуночного письма»). Древнейшие образцы относятся к палеолиту. Изображение конкретного предмета, животного, явления природы и т.д., символизирующее некое понятие. В современной… … Шрифтовая терминология

пиктограмма - иконка значок Схематическое изображение различных предметов и явлений. Элемент графического интерфейса пользователя; небольшое изображение на видеоэкране, служащее для идентификации некоторого объекта: файла, программы и т. п. Выбор и активизация … Справочник технического переводчика

Ы, ж. (нем. Piktogramm … Словарь иностранных слов русского языка

- (pictogram) Диаграмма, содержащая информацию количественного характера, в которой используются стилизованные рисунки людей и вещей. Число подобных отдельных рисунков представляет количество людей или предметов, о которых идет речь. Бизнес.… … Словарь бизнес-терминов

пиктограмма - ы, ж. poctogramme m. < pictus + гр. grapho пишу. Условный рисунок с изобржаением каких л. действий, событий, предметов и т. п. как древнейшая форма письменности. МАС 2. Встречаются случаи <в интернете>, когда и инициальные и ответные… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Книги

  • Информация. Восприятие и понимание , А. В. Антонов. Представлены результаты психологических экспериментальных и теоретических исследований восприятия и понимания пиктографических (фото, чертеж, схема, пиктограмма) и идеографических (график,…
  • Психология. Упражнения, развивающие память, внимание, мышление. Учебное пособие , Якуничева Ольга Николаевна, Прокофьева Алла Петровна. Пособие содержит три раздела, где представлены разнообразные упражнения для тренировки памяти, внимания, логического мышления. Поскольку методическая разработкарассчитана на самостоятельную…

Человек окончательно отгородил себя от принадлежности к фауне, изобретя письмо для выражения своих мыслей, чувств, эмоций.

Алфавиты (от греч. alphabetos, образованного от названий первых двух букв греческого алфавита: а- альфа и р - бета) являются последним явлением в истории письма. До того как ряд письменных знаков (букв), передающих отдельные звуковые элементы языка (что и является собственно алфавитом), выстроился в постоянном порядке, человек вначале пытался прийти к ним через образы и рисованные символы.

Прототипами первых букв являются символические предметы и условные мнемонические знаки, еще и теперь употребительные у народов, недалеко ушедших от первобытного состояния: у малайцев Суматры обозначениями любви, ненависти и т. п. служат щепотки соли, перца, у американских индейцев - разноцветные бусы (вампум), у меланезийцев -палки с зарубками.

Собственно древние письмена начинаются с изображений, представляющих целую цепь понятий, - с образного (рисуночного) письма, так называемой пиктографии. Этот вид письменности встречается у меланезийцев, эскимосов, австралийцев, особенно же у индейцев Северной Америки. Это письмо отображает сообщения в виде рисунка или последовательности рисунков. Пиктография - это не письмо в полном смысле слова, так как она не фиксирует саму речь, а отражает ее содержание, причем обычно мнемонически (напоминательно); рисунок или комплекс изображений не предрешают ни слов, в которых должно быть изложено сообщение, ни языка сообщения.

Пиктограммы известны со времен неолита. С одной стороны, такие древние письмена иногда неотличимы от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древнекитайских и некоторых других иероглифов.

Имеется множество примеров пиктограмм из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, Сомали, Трансваале), Северной и Южной Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберленде (Англия), изображения на скалах в Швеции, Ирландии, на Онежском озере, «писаницы» (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., «оленные камни» в Монголии и т. п. Можно предполагать, что первые неолитические пиктограммы со сценами охоты имели магическое предназначение и служили для напутствия охотников на удачную охоту или наносились на стены в целях благодарности божествам, пославшим изобилие зверей в край.

Так или иначе пиктограммы выполняли свое предназначение - они отображали определенное понятие. А уж от изображения головы быка как символа животного было недалеко до буквы «алеф». Однако многие народы так и не смогли совершить этот шаг. Где-то письменность настолько почитали, что она носила ритуальный характер и в нее посвящались только люди жреческого сословия (как, например, у древних египтян или кельтов).

Наиболее изучены подобные древние письмена - изображения у североамериканских индейцев. Известно даже имя изобретателя индейского письма - это вождь индейского племени чероки по имени Секвойя (его именем было названо высочайшее дерево американского континента).

Почти все рисунки индейцев изображают реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в какой-то год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещение мест отдельными личностями.

Манера изображения (людей, зверей и т. д.) почти одинакова у всех индейцев, равно как и обычные обозначения смерти (например, от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения одного лица от другого и т. д.

Предлагаем читателю несколько символов, являющихся общими для племен навахо, хопи, пуни и изображавшихся на глиняной посуде индейцев пуэбло.

Многие из этих пиктограмм имели явно магический смысл и были призваны кроме знаков письма служить и оберегами.

Стрелки . Этот символ имеет много значений. Обычно стрелы означают силу, движение, власть и указывают на направление путешествия, а также на силу жизни, животворный дух.

Перья . Перья, изображенные на многих индейских пиктограммах, являются символами прошений, признаком чести, достоинства и т.п. Они символизируют творческую силу, и их значение различается в зависимости от того, какой птицы принадлежат перья.

Pahos, или Палки прошений , крепились на земле, на специально отведенных священных жезлах, по весне служа для вознесения молитв божеству. Подобные изображения найдены во многих деревнях племен пуэбло и навахо .

Перьевой круг часто изображается на глиняной посуде, масках, танцевальных костюмах, военных головных уборах. В символике круги из перьев связаны с солнцем и поэтому с Создателем. Головные уборы из перьев обычны у многих индейских племен и потому их изображения могли указывать на вождей племен.

Лягушка - водное животное, означает возобновление (из-за своей плодовитости), а также указывает на весну и изобилие.

Медведь символизирует физическую силу, он также часто упоминается как «первый помощник» в историях о сотворении мира. Это было тотемное животное у многих индейских кланов, и потому его изображение имеет сакральный смысл.

Олень . Охотясь на это животное, охотник также приносил ему жертвы, поскольку отдельные роды и кланы индейских племен часто избирали оленя тотемным животным.

Рогатая ящерица в легендах навахо символизирует настойчивость и хранение древних тайн. Некоторые народности предупреждают: «Они украдут ваши глаза, если вы будете смотреть на них слишком долго!»

Головастик - зародыш лягушки, также означает изобилие и возобновление. Поскольку головастики изменяются, то рассматриваются как очень мощное орудие воспроизводства.

Черепаха - водное животное, символизирующее силу, женское начало, изобилие, длинную жизнь, настойчивость. Способна бросить вызов смерти и противостоять койоту.

Койот - обманщик, также мощный бог-покровитель охоты и фетиш. Часто рассматривается как плохое предзнаменование грядущих неприятностей.

Водоплавающая птица - символ возобновления жизни, влажных сезонов, реки, отдаленного путешествия, дальновидности и мудрости.

Колибри , как порой и водоплавающие птицы, выступают как символ преданности, постоянства и вечности, цикличности жизни. Как известно, колибри являются отчаянными защитниками собственной территории, вступая в схватку с более сильным противником.

Попугай в индейской символике связывается и с солнцем, и с началом сезона дождей. Попугаи рассматривались как посланники, доставляющие духам прошения людей. Индейцы пуэбло высоко ценили перья попугаев как амулет процветания.

Журавлей также связывали с водой и концом лета. Обычный мотив в глиняной посуде и петроглифах мимбрийской культуры на юго-западе Нью-Мексико.

Индейки как важный источник продоволь­ствия также упомянуты в несколько легендах пуэбло. Их перья часто использовались в ритуалах.

Сова у племен пани и пуэбло почитается как символ мудрости старших. Тихий охотник, она связана с темнотой и ночью как своими острыми глазами, так и искусной охотой. У большинства других культур сова является плохим предзнаменованием, предвещающим смерть.

Орел , хозяин неба, рассматривается в индейской культуре как посланник, доставляющий духам прошения людей. Индейцы разных племен чтут эту птицу, считая, что она обладает храбростью, мудростью и имеет особую связь с Создателем.

Змея в индейской символике связана с молнией, мужским органом, скоростью и способностью оставаться при движении невидимой, хотя характер этого символа обычно более зловещий.

Avanyu, крылатый небесный змей . Его часто находят на глиняной посуде и в некоторых украшениях цани. Он предвестник бурь и смены сезонов. Соединен с молнией, грозами и сильными, внезапными переменами в погоде.

Стрекоза , связанная с водой и весенней порой, символизирует изобилие, возобновление; рассматривается как посыльный с просьбами людей к духам. Ниже помещено стилизованное изображение стрекозы, которое использовалось как талисман, особенно среди южных пуэбло, где это стало двойным католическим крестом с навершием.

Это было истолковано как символ католического вероисповедания и уважения к традициям.

Современная пиктограмма - дорожный знак "Проезда нет"

В пиктограммах возможна метафорическая или условная символика (например, у североамериканских индейцев дымящаяся трубка означает «мир», в современных пиктограммах два соединенных сердца символизируют «любовь», прямоугольник в круге - «Проезда нет»).

Современный знак - пиктограмма, обозначающая "Любовь до смерти"

Графические пиктограммы и символы в наши дни встречаются практически везде, во всех сферах производства и быта. Мы настолько привыкли к ним, что, как правило, не замечаем их. А ведь они очень важны, так как своей простотой и доходчивостью заменяют целые понятия, чуть ли не на уровне подсознания подсказывая нам определенные условия, расположение предметов, направление движения и пр.

Сегодня человек прибегает к пиктограммам для того, чтобы как можно быстрее и понятнее передать другим людям значительный объем весьма важной информации, доступной для человека, даже не говорящего на общепринятом языке.

Наскальная живопись (часто называют наскальной живописью) - изображения в пещерах, выполненные людьми эпохи палеолита. Большинство подобных объектов найдено в Европе, т.к. именно там древние люди были вынуждены жить в пещерах и гротах, спасаясь от холодов. Но такие пещеры есть и в Азии, например, Ниах-Кейвз в Малайзии.

Долгие годы современная цивилизация не имела представлений о каких-либо объектах древней живописи, однако в 1879 году археолог-любитель Марселино Санс де Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью в ходе прогулки случайно наткнулся на пещеру Альтамира, своды которой были украшены множеством рисунков древних людей - не имевшая аналогов находка крайне потрясла исследователя и сподвигла его на её пристальное изучение. Годом позже Саутуола вместе со своим другом Хуаном Вилановым-и-Пьером из Мадридского университета опубликовали результаты своих исследований, в которых датировали исполнение рисунков эпохой палеолита. Многие учёные восприняли это сообщение крайне неоднозначно, Саутуолу обвиняли в фальсификации находок, однако позднее подобные пещеры были открыты во многих других уголках планеты.

Принято различать одноцветные, или монохромные, и многоцветные, или полихромные изображения. Часто, пещерная живопись выполнялась с учётом объёма, перспективы, цвета и пропорции фигур, учитывала движение, но позднее пещерная живопись стала более стилизованной.

Пиктограммы

Пиктогра́мма (от лат. pictus - нарисованный и греч. γράμμα - запись) - знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

В настоящее время пиктограммы имеют узкоспециальную и второстепенную роль (например, дорожные знаки, значки-элементы графического интерфейса пользователя ЭВМ и др.), в отличие от привычного нам алфавитного письма, способного отображать многоуровневый характер естественного языка. Значок, элемент графического интерфейса пользователя; небольшое изображение на видеоэкране, служащее для идентификации некоторого объекта: файла, программы и т. п. Выбор и активизация пиктограммы вызывает действие, связанное с выбранным объектом. Пиктографи́ческое письмо́ - вид письменности, знаки которой (пиктограммы) обозначают изображённый ими объект. Ацтекская пиктограмма «Мир» из Кодекса Теллериано-Ременсис.

Пиктографическое письмо использовалось на заре письменности разными культурами: месопотамской, египетской, китайской, ацтекской и др. В настоящее время пиктографическое письмо представлено письменностью донгба (дунба), которой владеют до нескольких десятков пожилых представителей народа наси, живущего в предгорьях Тибета.

Иероглифы

Иеро́глиф (др.-греч. ἱερογλύφος) - название письменного знака в некоторых системах письма. Иероглифы могут означать как отдельные звуки и слоги (элементы алфавитного и силлабического письма), так и морфемы, целые слова и понятия (идеограммы) Термин «иероглиф» греческого происхождения и взят у Климента Александрийского (II-III вв.). Он называл надписи, высеченные на камне, ἱερογλυφικὰ γράμματα (иероглифика граммата). Слово ἱερογλυφικά состоит из двух частей: ἱερός (иерос) - «священный» и γλύφω (глифо) - «вырезаю», «высекаю». Таким образом, ἱερογλυφικὰ γράμματα переводится как «священновырезанные письмена». Первоначально термин «иероглиф» употреблялся по отношению к древнеегипетскому письму, в котором сочетались элементы идеографического, силлабического и фонетического (акрофонического) писем. Сейчас кроме этого термин применяется для характеристики знаков китайского письма, а также знаков кандзи и кокудзи в японском языке (они используются в комбинации со слоговыми азбуками: катаканой и хираганой), знаков ханча в корейском языке и знаков тангутской письменности. Иероглифические системы последних являются производными китайского иероглифического письма. Особенностью китайской иероглифики является использование составных иероглифов, представляющих комбинацию идеограмм.

В середине двадцатого века была попытка создать систему письменности, сходную с иероглифической, для западных языков. Чарльз К. Блисс, автор этой системы, считал, что она позволит общаться письменно народам всего мира, аналогично тому, как различные народы Восточной Азии, в первую очередь Китая, могут письменно общаться с помощью иероглифов.

Алфавит

Алфави́т (греч. ἀλφάβητος), также азбука, - форма письменности, основанная на стандартном наборе знаков. В алфавите отдельные знаки - буквы - обозначают фонемы языка, хотя однозначное соответствие звук ↔ буква наблюдается редко и имеет обыкновение утрачиваться в процессе развития устного языка. Алфавит отличается от пиктографического (идеографического) письма, где знаки обозначают понятия (шумерская клинопись), и морфемного и логографического письма, где знаки обозначают отдельные морфемы (китайское письмо) или слова. Выделяются следующие разновидности алфавитов Пиктографические письменности насчитывают тысячи знаков. Сложность и ограниченность системы (она может описывать только объекты) объясняют движение таких систем в сторону идеографических письменностей. Движение это сопровождается расширением смысла знаков, а также упрощением и канонизацией начертаний каждого знака. Примеры пиктографического письма - кодексы индейцев Месоамерики. Относительная сложность фонетических систем различных языков обуславливает наличие алфавитов неодинакового размера. Согласно Книге рекордов Гиннесса, больше всего букв - 72 - содержится в алфавите кхмерского языка, наименьшее - 12 (a, e, g, i, k, o, p, r, s, t, u, v) - в алфавите языка ротокас острова Бугенвиль (Папуа Новая Гвинея). Самой древней буквой алфавита является буква «о», которая осталась неизменной в том же виде, в каком она была принята в финикийском алфавите (около 1300 года до н. э.). (Эта буква там обозначала другой, согласный звук, но современная «о» произошла от неё).

Пиктограмма – знаки пиктографической письменности в странах Древнего мира. Пиктограммы обозначали простейшие изображения таких вещей, как солнце, человек или животное. Пиктограммы являлись предпосылкой древнеегипетской и древнекитайской письменностей.

Особую роль пиктограммы играли в странах, где было иероглифическое письмо. По сути, они служили способом передачи информации еще до появления письменности. Люди обозначали рисунками все то, что происходило вокруг.

Из пиктограмм в Древнем Китае сложились более сложные по написанию иероглифы, которые обозначали уже не просто всем понятные вещи, а более сложные понятия. Интересно, что рисунок солнца и некоторых других объектов изображались одинаково как в Древнем Египте, так и в Древнем Китае. В дальнейшем, с усложнением и усовершенствованием письма, знаки стали существенно различаться.

Но так как пиктограммы можно было использовать только в узком смысле и они не давали тех возможностей, которые дает оформленный язык, они вышли из употребления. Еще одна причина исчезновения пиктограмм – развитие общества. Появлялись новые понятия, связанные с ремеслами, техническими достижениями и усложнением религиозных обрядов. Записывать пиктограммами все новшества стало невозможно.

Значение пиктограмм в современном мире

В современном мире пиктограммы утратили ту роль, что они выполняли в древности. Сейчас пиктограммы можно увидеть на рабочем столе компьютера – это изображения папок, файлов, программ. Дорожные знаки представляют собой пиктографические . Таким образом передается информация так, чтобы ее понял любой человек, включая иностранцев.

Пиктограммами обозначаются правила поведения в общественных заведениях. Например, зачеркнутое изображение человечка, выкидывающего мусор в неположенном месте. Такие рисунки занимают меньше места и требуют небольших затрат. Через пиктограммы человек узнает, как утилизировать продукт, как стирать и гладить одежду. На двери туалета помещаются изображения человека в треугольнике, чтобы каждый мог понять, что это уборная. Если бы не пиктограммы, пришлось бы делать надписи на нескольких языках.

Хотя использование пиктографических знаков в разных странах несколько различается, общий смысл понять любому человеку несложно. Именно поэтому пиктограммы пользуются большой популярностью во всех сферах жизни современного человека - до уличных обозначений.

Разница между значением пиктограмм в древности и в современном мире заключается в том, что сейчас рисунками изображают универсальные конкретные объекты или действия. Современные люди не используют пиктограммы в общении, написании текстов и т.п. В Древнем мире пиктограммы были единственном способом передачи всей информации.

Мы завершаем серию статей, посвященных временам первобытных людей, их творчеству, материалам и сюжетам наскальных рисунков. В прошлой публикации речь шла о том, что и как древние люди изображали на стенах пещер. А сегодня мы узнаем, как развивалась первобытная живопись и чему она служила.

Рисунки-послания

Сначала покажите ребенку два рисунка и спросите, какой из них был сделан раньше, а какой - позже.

А вы сами как думаете? Второй более ранний, так как в нем меньше мастерства и детализации? А вот и нет! Эта работа принадлежит людям, стоящим на эволюционной лестнице на ступеньку выше. Удивлены? Вместе с ребенком найдите отличия между ними. Самое главное – это появление людей в композиции. Человек осознал себя и занял достойное место на картине.

Обсудите, что изображено на этих рисунках. Какое описание длиннее? На первой фотографии мы видим оленя. А на второй - сцену охоты: люди окружили стадо, они стреляют в бизона из лука, один из охотников, вероятно, затоптан животным в неравной схватке… Здесь целая история, рисунок-рассказ. Какова была его цель? Зачем древние люди начали создавать такие картины? Чтобы передать информацию своим соплеменникам, поведать об охоте детям, оставшимся в пещере. Поэтому рисунки изображались быстро, схематически, с использованием краски только одного цвета; и называются они пиктограммами.

Как еще люди могли передать друг другу информацию, ведь они не умели разговаривать. Жестами? Верно. Можно поиграть с вашим юным исследователем, загадывая друг другу фразу и изображая ее жестами. Например: «Я хочу есть», «У меня болит нога», «Я охотился на огромного мамонта».
Предложите ребенку задачку. Первобытному племени нужно срочно покинуть пещеру, потому что рядом поселились саблезубые тигры. Но не все соплеменники «дома». Как предупредить тех, кого нет, об угрожающих «соседях» и о новом месте жительства? Тут жесты не помогут. Зато рисунок-послание как раз и предупредит об опасности, и подскажет, куда «переехало» племя.

Предложите ребенку подготовить для вас такой же рисунок с историей. Это может быть сцена первобытной охоты или событие из его жизни. На картинке обязательно должна присутствовать фигура человека, а изображение быть силуэтным и одноцветным.

Человечество еще очень долго пользовалось письмом-пиктограммой. До тех пор, пока пиктограмма быка (алеф), к примеру, не упростилась настолько, что превратилась в букву А. Вот так постепенно рисунки-истории древних людей положили начало письменности.

Превращение букв в рисунки и - наоборот - поиск в картинке очертания букв - достаточно увлекательное занятие для детей. Возьмите инициалы вашего ребенка и дорисуйте что-нибудь таким образом, чтобы буква все же была узнаваема. При этом изображение должно рассказывать о событии в вашей жизни. Догадается ли ребенок, о чем и о ком эта пиктограмма?

Загадочная Пещера рук

Расскажите ребенку о найденной в Аргентине Пещере рук, все стены которой покрыты отпечатками ладоней. Вместе подумайте, что бы это могло значить? Зачем это делалось?

Ученые выяснили, что отпечатки принадлежали рукам подростков. Вероятно, это был какой-то ритуал, символизирующий переход ребенка в период взрослости. В основном, на стене изображены левые ладони. Почему? Да потому что инструмент для рисования держали в правой руке. Использовали всю ту же костяную трубку. Но теперь уже набирали в рот краску и выдували ее через эту трубку, разбрызгивая по контуру своей ладони.

Как ваш ребенок может нарисовать свою руку? Просто обмакнет ладони в краске и сделает ими отпечаток. Или, как первобытный художник, приложит свою руку к бумаге, а вокруг нее будет разбрызгивать сок свеклы, выдувая его из трубочки (куриной косточки или соломинки для коктейля).

Рельефные рисунки

Спросите юного исследователя, можно ли создать изображение на скалистой поверхности без красок, вообще без всего, что может оставить цветной след? И рассмотрите следующие фотографии.
Изображения выпуклые, объемные. Их высекали острыми инструментами, сделанными из камня. И это уже не живопись, а рельеф.

Предложите ребенку выцарапать камешком на булыжнике свой рисунок. Рельефности он, конечно, не добьется, но пропитается духом первобытного творчества. Зато выпуклости можно достичь с помощью тиснения на фольге. Положите ее на фетр или другую плотную, но достаточно мягкую ткань. И камешком округлой формы (не острым) сделайте рисунок, продавливая линии. Понравилось? В качестве «холста» можно использовать и фольгу, которая служит одноразовыми крышечками для пластиковых стаканчиков с молочными продуктами.

Где еще можно оставить рельефные изображения? На одноразовой посуде или потолочной плитке из вспененного полистирола. В качестве кисточки возьмите, например, затупившийся карандаш или другой инструмент с округлым концом.

На этом мы заканчиваем цикл статей о первобытном творчестве людей. История человечества таит в себе немало загадок, открывать которые так захватывающе! Поэтому в следующий раз мы обратимся к искусству Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима.

Оксана Яремчук , педагог дополнительного образования, психолог

mob_info