Мировое значение л.Н.Толстого. Сочинение на тему в чем проявилось настоящее величие толстого «Анна Каренина» – трагедия и жизненность страстной любви

В чём величие человека? В добре и справедливости, в духе народном. Согласно "мысли народной" и создал Толстой образ Кутузова. Из всех исторических лиц, изображенных в "Войне и мире", одного его писатель называет истинно великим человеком. Источник, давший полководцу необычайную силу прозрения смысла совершавшихся событий, "лежал в этом народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе". Сцена военного смотра. Кутузов прошел по рядам, "изредка останавливаясь и говоря по нескольку ласковых слов офицерам, которых он знал по турецкой войне, а иногда и солдатам. Поглядывая на обувь, он несколько раз грустно покачивал головой... " Фельдмаршал узнает и сердечно приветствует своих старых сослуживцев. Он вступает в разговор с Тимохиным. Встречаясь с солдатами, русский полководец умеет найти общий с ними язык, нередко пускает в ход забавную шутку, а то и стариковское добродушное ругательство. Чувство любви к Родине было заложено в душе каждого русского солдата и в душе старого главнокомандующего. В отличие от Бонапарта русский полководец не считал руководство военными операциями своего рода игрой в шахматы и никогда не приписывал себе главную роль в успехах, достигнутых его армиями. Фельдмаршал не по-наполеоновски, а по-своему руководил сражениями. Он был убежден, что решающее значение в войне имеет "дух войска", и все свои усилия направлял на то, чтобы им руководить. Во время сражений Наполеон ведет себя нервно, стараясь удержать в своих руках все нити управления боем. Кутузов же действует сосредоточенно, доверяет командирам - своим боевым соратникам, верит в мужество своих воинов. Не Наполеон, а русский главнокомандующий берет на свои плечи всю полноту ответственности, когда обстановка требует тяжелейших жертв. Трудно забыть полную тревоги сцену военного совета в Филях. Кутузов объявил о своем решении оставить Москву без боя и отступить в глубину России! В те страшные часы перед ним встал вопрос: "Неужели это я допустил до Москвы Наполеона? И когда же я это сделал? " Трудно и больно ему думать об этом, но он собрал все свои душевные и физические силы и не поддался отчаянию. Уверенность в победе над врагом, в правоте своего дела русский главнокомандующий сохраняет до конца. Он внушает эту уверенность всем - от генерала до солдата. Только один Кутузов мог предположить Бородинское сражение. Только он один мог отдать Москву неприятелю ради спасения России, ради спасения армии, ради того, чтобы выиграть войну. Все действия полководца подчинены одной цели - победить врага, изгнать его с русской земли. И только когда война выиграна, Кутузов прекращает свою деятельность главнокомандующего. Важнейшая сторона облика русского полководца - живая связь с народом, проникновенное понимание его настроений и дум. В умении учитывать настроение масс - мудрость и величие главнокомандующего. Наполеон и Кутузов - два полководца, два исторических лица с разной сутью, целью и назначением в жизни. "Кутузовское" начало как символ народного противостоит "наполеоновскому", антинародному, бесчеловечному. Вот почему всех любимых героев Толстой уводит от "наполеоновских" принципов и ставит их на путь сближения с народом. Поистине "величия нет там, где нет простоты, добра и правды".

Большого внимания заслуживают занятия Л. Н. Толстого с крестьянскими детьми. Он считал, что одной из причин нищей жизни народа является его невежество, и поэтому взялся исправить это положение. Школа, которую устроил Толстой, не была похожа на обычную. Сначала крестьяне с подозрением отнеслись к идее господина бесплатно учить их детей, поэтому учеников было мало, но со временем их стало очень много, и все они с удовольствием читали, гуляли, слушали интересные рассказы, считали. Писатель даже за границу ездил, чтобы посмотреть, как там учат детей. С его помощью в окружающих селах начали открывать школы, учителями в них работали студенты. По воскресеньям они собирались в Ясной Поляне, рассказывали о школе и работе.

Толстой издавал журнал “Ясная Поляна”, в котором печатались его статьи и статьи других учителей о обучении и воспитании. Любовь к земле у Льва Николаевича была не эфемерной. Он любил не только прогуливаться, отдыхать, наслаждаться замечательными пейзажами, охотиться. Нет! Будучи графом, он не гнушался ходить в простой полотняной рубашке, засучив рукава, любил ходить в поле за плугом, косить сено до седьмого пота. В своем имении пробовал заниматься пчеловодством, выкапывал ставки, закладывал фруктовые сады, выращивал породистых свиней и коров.

Не все ему удавалось, во многом он разочаровывался, ощущал недовольство своими действиями, но все равно работал. Толстой был страстным защитником лесов и любил свой лес особой, нежной любовью. Настоящим другом, помощником и поддержкой в жизни Толстому стала его жена София Андреевна. Когда они поженились, ему было тридцать четыре года, ей - восемнадцать, но она была умной, жизненно мудрой, заботливой, с любовью устраивала быт, занималась хозяйством. Когда она приехала в Ясную Поляну, здесь было все заброшенно, не было цветников и дорожек. И молодая хозяйка быстро все привела в порядок.

Семья приумножалась. Постепенно в ней появилось десять детей. Лев Николаевич постоянно перестраивал и достраивал дом. Жили дружно и весело, вечерами играли на рояле, пели, хозяин читал свои произведения, играли в шахматы. Все чаще приезжали родные и друзья, и никому не мешало, что дом небольшой, что мебель в нем не новая, да и вообще все почти аскетическое. В этом доме так легко писалось… Но чем дальше шла жизнь, тем более она удручала Толстого. Еще с ранней юности он задавал себе вопрос: для чего живет человек? Почему люди неравные? Почему одни живут за счет других? И всю жизнь стыдился своей принадлежности к господствующему классу. В 1878 году начал трудиться над большой статьей “Исповедь”, где писал: “Со мной случился переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл… жизнь же всего трудящегося народа, всего человечества, творящего жизнь, представилась мне в ее настоящем.”

Позднее за эту статью, за крамольные взгляды церковь объявила ему анафему - отлучила от своего лона. Но это мало печалило великого мастера. Своей жизнью, своей писательской работой он давно завоевал любовь и уважение народа. Не успела весть о отлучении появиться в газетах, как со всех концов страны Толстому стали поступать телеграммы, письма, адреса, в которых простые люди выражали поддержку любимому писателю. Он был такой популярный, так откровенно в

    Литературно-подготовительный характер носили не только ранние дневники Толстого. Такой же характер и значение имел и первый пробный, незавершенный литературный опыт Толстого - отрывок, названный им «История вчерашнего дня». Замысел «Истории вчерашнего...

    Философия истории – взгляды на происхождение, сущность и смену исторических событий. Основные положения философии истории Толстого 1. Толстой считает, что нельзя объяснить происхождение исторических событий отдельно взятыми поступками отдельно взятых...

  1. Новое!

    Продолжая традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя, реалисты середины и второй половины XIX века Тургенев, Толстой, Достоевский, Лесков и др. шли к пониманию общественной сущности личности через преодоление антропологической концепции, поборники которой...

  2. С точки зрения русского писателя и мыслителя Л. Н. Толстого (1828–1910) драматизм человеческого бытия состоит в противоречии между неотвратимостью смерти и присущей человеку жаждой бессмертия. Воплощением этого противоречия является вопрос о смысле жизни...

19 декабря 1900 г. Толстой записывает в днев-нике: «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произве-дение было исканием. Если он все нашел и все знает, и учит или нарочно потешает, он не дейст-вует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливаются с ним в поисках».

Лев Толстой всю свою долгую жизнь искал, искал напряженно, безостановочно, страстно. Это относи-лось и к его поискам своего пути в литературе.

Каждый великий художник потому и называется великим, что он совершает в своем творчестве худо-жественные открытия. Он обнаруживает в жизни то, что ни его предшественники, ни его современ-ники не заметили.

Так произошло и с Толстым. Не он первый напи-сал роман на историческую тему и обратился к изо-бражению народной жизни. И до него уже изобра-жался внутренний мир литературных героев. Но толь-ко Толстой создал не привычный исторический роман, а роман-эпопею, только он сумел так глубоко про-никнуть в психологию человека, как никто другой.

В литературе давно уже существовали темы: вой-на, смерть, крестьянская жизнь. Но у Толстого они раскрыты совершенно по-новому. Теперь нельзя уже создавать, например, литературное произведение о войне, не обращаясь к писательскому опыту Толсто-го: именно он не побоялся описывать войну «в ее настоящем выражении, в крови, в страданиях, в смерти». К слову сказать, Иван Франко обращал в свое время особое внимание на то, как проникно-венно описывает Толстой во многих своих произве-дениях смерть человека: «Эти описания сами по себе заслуживали бы отдельного исследования, как уникум в своем роде в мировой литературе».

Благодаря Толстому художественное познание че-ловеческой души, вообще изображение в литературе психологических процессов, приобрело совершенно новый характер. Для того чтобы проникнуть во внутреннюю жизнь другого человека, надо, считал писатель, прежде всего изучить «тайны человеческо-го духа в самом себе». Беспощадный самоанализ, предпринятый Толстым в его дневнике (а он вел дневник на протяжении многих лет), во многом помог ему понять тот «таинственный процесс, по-средством которого вырабатывается мысль и чувство».

Внимание, которое Толстой уделял психологии человека, далеко не случайно. Для него это не литературный прием, а мировоззренческий принцип. Он был твердо убежден, что главный смысл чело-веческой жизни заключается в нравственном само-усовершенствовании, в неустанной и трудной ра-боте, целью которой является стремление очистить себя, свой внутренний мир, свое «я» от всего злого, противного человеческой природе. Вот почему «ди-алектика души» занимает такое значительное место в творчестве великого писателя.

Влияние Толстого на русскую и мировую литера-туру огромно. Не только художественное творчество гениального писателя, но и он сам, его неповто-римая личность оказывались своеобразным ориенти-ром в отстаивании и защите великих общечелове-ческих идеалов.

Молодое поколение современников Толстого — Че-хов, Гаршин, Короленко, Куприн, Бунин — могли косвенно или даже прямо полемизировать с великим писателем, но они не могли пройти мимо его художе-ственных достижений, потому что ясно отдавали себе отчет в том, что дальнейшее развитие литературы не-возможно без учета и использования того, что сделал автор «Войны и мира» и «Смерти Ивана Ильича». Материал с сайта

Еще при жизни к Толстому пришла мировая слава. Давно уже безоговорочно признано величие Толстого в странах Европы и Америки, в Индии, Китае, Японии, Африке. Все признают громадный литературный и — особо отметим — нравственный ав-торитет гениального представителя русской литера-туры, открывшего новую страницу в истории миро-вой художественной культуры. Ограничимся выска-зыванием известного французского писателя Анатоля Франса: «Как эпический писатель, Толстой — наш общий учитель; он учит нас наблюдать человека и во внешних проявлениях, выражающих его приро-ду, и в скрытых движениях его души; он учит нас богатством и силой образов, одушевляющих его твор-чество; он учит нас безошибочному выбору поло-жений, которые могут дать читателю ощущение жизни во всей ее бесконечной сложности».

Обращение к бесценному опыту Толстого во мно-гом способствует постановке в литературе острейших проблем нравственности, «вечных вопросов» о смыс-ле жизни, месте человека в обществе, о его мораль-ной ответственности за себя и за все, что совер-шается в мире.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • всемирная слава толстого
  • реферат по лит-ре мировая слава л.нтолстого
  • мировая слава лева николаевича толстого
  • з якого твору почалась літературна слава л.толстого
  • роман война и мир история создания

Одно из самых обычных заблуждений состоит в том, чтобы считать людей добрыми, злыми, глупыми, умными. Человек меняется, и в нем есть все возможности: был глупым, стал умен, был зол, стал добр и наоборот. В этом величие человека.

Л.Н. Толстой

15 декабря состоялось выразительное чтение отрывков из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». В мероприятии приняли участие 12 первокурсников ИНПО: Микрюков Кирилл, гр.1392; Чагина Ксения, гр. 1412; Иванов Никита, гр.1411; Каманчаджян Валерия, гр.1221; Секерин Евгений, гр.1231; Матвеев Александр, гр.1032; Решетников Евгений, гр.1392; Черниенко Тарас, гр.1172; Шкляев Антон, гр.1031; Рудовская Дарья, гр.1171; Усанов Иван, гр.1391; Емшанова Диана, гр.1131.

Артистично прочитали отрывки все студенты, но нельзя не отметить особенную проникновенность в великое произведение Л. Н. Толстого Микрюкова Кирилла, гр.1392 , прочитавшего отрывок о дубине народной войны: "...дубина народной войны поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие.
И благо тому народу, который не как французы в 1813 году, отсалютовав по всем правилам искусства и перевернув шпагу эфесом, грациозно и учтиво передает ее великодушному победителю, а благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью" .

Запомнилось всем и лирическое чтение Решетникова Евгения, гр.1392 , артистично передавшего ночной разговор Сони и Наташи. Оба студента – воспитанники преподавателя русского языка и литературы Гашковой Галины Васильевны . Мероприятие сопровождалось иллюстрациями к роману, которые подобрал Глушков Григорий, гр.1032.

Чтение отрывков романа Л. Н. Толстого «Война и мир» показало, что великая литература объединяет народ. Роман-эпопея несет огромный патриотический заряд; охватывая жизнь всех социальных слоев России, показывает нацию в переломный момент истории.

mob_info