Презентация к уроку мхк "скульптура древней греции от архаики до поздней классики". Презентация по искусству "вазопись древней греции " презентация к уроку по мхк (8 класс) на тему Презентация на тему скульптура и вазопись архаики

КУРОСЫ и КОРЫ КУРОСЫ (АРХАИЧЕСКИЕ АППОЛОНЫ)– мужские фигуры (юношей), изваяние обнаженных фигур, наглядное воплощение идеала мужской красоКУРОСЫ и КОРЫ
КУРОСЫ
(АРХАИЧЕСКИЕ
АППОЛОНЫ)– мужские
фигуры (юношей),
изваяние обнаженных
фигур, наглядное
воплощение идеала
мужской красоты,
молодости и здоровья

Куросы похожи друг на друга: прямостоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль те

Куросы похожи друг
на друга:
прямостоящие
статичные фигуры с
выставленной вперед
ногой, руки со
сжатыми в кулак
ладонями вытянуты
вдоль тела. Черты
лица лишены
индивидуальности.

ФИГУРЫ КОР – фигуры девушек – воплощение изысканности и утонченности. Позы также статичны и однообразны. Характерная деталь – на лицах за

ФИГУРЫ КОР –
фигуры девушек –
воплощение
изысканности и
утонченности. Позы
также статичны и
однообразны.
Характерная деталь –
на лицах загадочная
улыбка.

ВАЗОПИСЬ древнейшие вазы (амфоры) из г.Дипилона (VIII в. до н.э.) Огромные вазы (1,5 м) устанавливались в качестве надгробных памятников. Поверхно

ВАЗОПИСЬ
древнейшие вазы (амфоры) из
г.Дипилона (VIII в. до н.э.)
Огромные вазы (1,5 м)
устанавливались в качестве
надгробных памятников.
Поверхность покрывалась
орнаментом в виде кругов,
треугольников, квадратов,
ромбов – такой вид орнамента
называется Геометрический

Абстрактные изображения воинов, мужчин, женщин, колесниц, птиц и животных наносились поясами неравной величины и передавали ритм круговог

Абстрактные
изображения воинов,
мужчин, женщин,
колесниц, птиц и
животных наносились
поясами неравной
величины и передавали
ритм кругового
движения, подчиненного
форме гончарного
изделия

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ ВАЗОПИСИ изображения с обозначенным контуром стали наносить густым черным лаком на глиняную поверхность (период ранн

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ
СТИЛЬ ВАЗОПИСИ
изображения с обозначенным
контуром стали наносить густым
черным лаком на глиняную
поверхность (период ранней
классики). Орнамент органично
сочетался с
многофункциональными сценами.
Вазоны становятся меньше, строже
и изящнее по форме. На смену
ритуальным геометрическим
символам приходят
мифологические сюжеты.

ЭКСЕКИЙ (третья четверть VI в. до н.э.) –крупнейший мастер чернофигурной керамики. Любимые темы – мифологич. Сюжеты, подвиги Геракла, сцены и

ЭКСЕКИЙ (третья
четверть VI в. до н.э.)
–крупнейший мастер
чернофигурной
керамики. Любимые
темы – мифологич.
Сюжеты, подвиги
Геракла, сцены из
«Илиады»

Подлинный шедевр Эксекия – амфора с изображением Ахилла и Аякса, играющих в кости

ВАЗОПИСЬ КРАСНОФИГУРНОГО СТИЛЯ (период ранней классики) - свободные от изображения части вазы покрывались черным лаком, а фигуры обводили

ВАЗОПИСЬ
КРАСНОФИГУРНОГО
СТИЛЯ (период ранней
классики) - свободные от
изображения части вазы
покрывались черным лаком,
а фигуры обводили
контуром и оставляли
незакрашенными. Внутри
красного силуэта тонким
пером прорисовывали
линии, передающие черты
лица, прическу, складки
одежды.

В период классики широкое распространение получила СКУЛЬПТУРА Скульптором, воплотившим идеал силы и красоты Человека, стал МИРОН (серед. V

в.
до н.э.)
- Его работа
«Дискобол»

Настоящим гимном величию и духовной мощи Человека стали произведения ПОЛИКЛЕТА (вторая половина V в. до н.э.) его излюбленный образ – стройн

Настоящим гимном
величию и духовной мощи
Человека стали
произведения
ПОЛИКЛЕТА (вторая
половина V в. до н.э.) его
излюбленный образ –
стройный юноша
атлетич.телосложения,
которому присущи «все
добродетели»
-Его работа «Дорифор»

ХИАЗМ – основной прием древнегреческих мастеров для изображения скрытого движения в состоянии покоя.

К концу V в. до н.э. монументальные героические образы уступили место миру чувств и переживаний человека. Главные темы скульпторов – страст

К концу V в. до н.э. монументальные
героические образы уступили место миру
чувств и переживаний человека. Главные
темы скульпторов – страсть и грусть,
мечтательность и влюбленность, неистовство
и отчаяние, страдание и горе.
Скопас (420-ок.355 гг. до н.э.), Пракситель
(ок. 390-330 гг. до н.э.), Лисипп (370-300 гг.
до н.э.), Леохар (середина IV в. до н.э.)

СКУЛЬПТУРНЫЕ ШЕДЕВРЫ ЭЛЛИНИЗМА

Главное в скульптурах периода эллинизма: -взволнованность и напряженность лиц; - экспрессия движений; -вихрь чувств и трагизм переживаний; -

мечтательность персонажей, их
гармоническое совершенство и
торжественность.

СКУЛЬПТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ ОТ АРХАИКИ ДО КЛАССИКИ

Куросы и коры.

Поликлет. Дорифор. Фидий.

Торс богини.

Скопас. Менада.


  • Помимо рельефа, ставшего неотъемлемой частью архитектуры, антропоморфизм греков наиболее полно проявился в монументальной скульптуре. Её отличает естественная, жизненная пластика, доносящая до зрителя радостное мироощущение греческих ваятелей.
  • в период архаики ведущее место занимали куросы и коры.

  • Статуя к у роса – обнаженного шагающего юноши – трактовалась как образец силы, доблести, физического здоровья. Этот атлетический идеал красоты сформировался на стадионах в спортивных состязаниях и отражал в высшей степени целомудренное восприятие человеческой наготы.


  • Подстать куросам безмятежные к о ры – юные девушки, задрапированные в длинную одежду, с устремленным вперед взором и «архаической» улыбкой.
  • Они охраняли вход в древний храм Афины на Акрополе и, как считалось, вызывали у богини особую радость. Главная интрига при создании кор заключалась в том, что однообразные по чертам и выражению лиц, они приобретают неповторимую индивидуальность благодаря драпировкам тканей, складкам одежд, размещению и рисунку узоров на них.

КОРА В ПЕПЛОСЕ. 530 Г. ДО Н.Э. Музей акрополя. Афины.

Сравнивая кору в пеплосе и высокую мраморную кору, можно легко в этом убедиться.

  • Первая кора облачена в шерстяной пеплос, надетый на тонкий льняной хитон. Простая накидка из плотного материала скрывает её плечи, и весь наряд даёт ощущение наивной чистоты и девического простодушия. Свежесть и душевную ясность этого и без того пленительного образа некогда усиливала мажорная цветовая гамма в раскраске скульптуры. В соответствии со вкусом архаики брови и ресницы были синими, глаза и губы – коричневыми, струящиеся по плечам волосы – розовато-красными, края льняного хитона и накидки – зелёными.

  • Совершенно иной типаж – высокая мраморная кора в роскошном, прихотливо задрапированном коротком плаще, сохранившем местами зеленый цвет, сгущающийся до сизого в глубине ниспадающих складок. Левой рукой (ныне утраченной) кора поддерживала струящийся розовато-коричневый хитон с сине-зелёной каймой по краю. Весь это каскад драпировок, созвучный завитым прядям волос, складки одежды, то плавные, то резко обрывающиеся, волнообразно змеящиеся узоры говорят о натуре кокетливой, изворотливой и лукавой. Мерцающее в волосах золото, чёрные брови, красные губы и тронутые прозрачной синевой веки добавляют её внешнему облику игривость и легкомыслие.



  • Во-первых, это хи а зм – поза, при которой перенос тяжести тела на правую ногу влечёт за собой определенные соотношения: правому поднятому бедру соответствует левое поднятое плечо, а левому опущенному бедру –правое опущенное плечо. Возникает крестообразная симметрия: напряжение концентрируется справа снизу и слева сверху, покой – наоборот. Во-вторых, поворот тела и головы в одну сторону. В-третьих, пластика мышц и чёткие грани между грудной клеткой и животом, туловищем и бёдрами. Усиленные блеском бронзы, они дают возможность почти физически осязать костяк фигуры, плоть, кожный покров.

  • В то же время разработанный Поликлетом геометрический канон стал причиной внешней бесстрастности его героев, соответствующий призыву, который прозвучал в стихах поэта Феогнида из Мегар:
  • «Не выдавай лишь лицом, что несчастье тебя удручает».
  • Геометрический канон берет за основу пропорций квадрат, за единицу измерения принимает рост и следует строгим пропорциям туловища, головы, лица, ступней.



  • Упадок городов-государств во второй четверти V в. до н.э. вызвал размывание той почвы, на которой произрастал образ героя с его простым, ясным, гармоничным восприятием бытия.
  • Философ Сократ своим «Я знаю, что я ничего не знаю» выразил тотальную растерянность греков. Трагическое мироощущение и стремление замкнуться в мире личных переживаний обусловили появление в скульптуре поздней классики нового лика красоты, исполненного динамизма и внутреннего накала.

  • Скопас (380-330 гг. до н.э.) изобразил безумную спутницу бога вина Диониса Менаду (IV в. В до н.э.) в момент принесения жертвы. Скопас выбирает тип лица, далёкий от классического совершенства: низкий лоб с глубокой продольной складкой, близко посаженные глаза, резко изогнутые брови, нервная линия рта.
  • Чтобы изобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приёмы. Во-первых, скульптура рассчитана на круговой обзор. Резкий излом тела менады, распахнувшийся хитон, запрокинутая голова, оттянутая тяжёлой копной волос, позволяют ощутить ритм танца, нагнетание страсти. Во-вторых, новое соотношение ткани и плоти – здесь не осталось и следа от классической гармонии одежд, воспринимающихся как «эхо тела», - обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках, создающий эффект полного самозабвения в танце.

  • 1. В чём, на ваш взгляд, состоит прелесть архаической скульптуры? Какую роль играет одежда в трактовке образа?
  • 2. Как скульптура позволяет представить мироощущение греков в эпоху ранней, высокой, поздней классики?

Класс: 10

Презентация к уроку





































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: способствовать формированию знаний учащихся о художественной культуре Древней Греции.

Задачи:

  • дать представление о характере древнегреческой архитектуры и скульптуры;
  • познакомить с понятием “ордер” в архитектуре; рассмотреть их виды;
  • выявить роль древнегреческой культуры в становлении европейской культуры;
  • воспитывать интерес к культуре других стран;

Тип урока: формирование новых знаний

Оснащение урока : Г.И. Данилова МХК. От истоков до XVII века: учебник для 10 кл. – М.: Дрофа, 2013. Презентация, компьютер, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организация класса.

II. Подготовка к восприятию новой темы

III. Изучение нового материала

Земля Древней Эллады до сих пор поражает величественными архитектурными сооружениями и скульптурными памятниками.

Эллада – так называли свою страну ее жители, а себя – эллинами по имени легендарного царя – родоначальника Эллина. Позднее эту страну назвали Древней Грецией.

Синее море плескалось, уходя далеко за горизонт. Среди водного простора зеленели густой зеленью острова.

На островах греки построили города. В каждом городе жили талантливые люди, способные говорить на языке линий, красок, рельефов. СЛАЙД 2-3

Архитектурный облик древней Эллады

“Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности”. Именно так выразил идеал греческой культуры, общественный деятель V в. до н.э. Перикл. Ничего лишнего - главный принцип искусства и жизни Древней Греции. СЛАЙД 5

Развитие демократических городов-государств во многом способствовало развитию архитектуры, достигшей особых высот в храмовом зодчестве. В нём нашли выражение главные принципы, впоследствии сформулированные на основе трудов греческих архитекторов римским зодчим Витрувием (вторая половина I в. до н.э.): “прочность, польза и красота”.

Ордер (лат. – порядок) – тип архитектурной конструкции, когда учитываются сочетание и взаимодействие несущих (поддерживающих) и несомых (перекрывающих) элементов. Наибольшее распространение получили дорический и ионический (конец VII в. до н. э.) и в меньшей степени позднее (конец V – начало IV в. до н. э.) - коринфский ордер, которые широко используются в архитектуре вплоть до нашего времени. СЛАЙД 6-7

В дорическом храме колонны встают прямо из постамента. У них нет украшений, кроме полосок-каннелюр–вертикальных желобков. Дорические колонны с напряжением держат крышу, видно как им тяжело. Верх колонны венчает капитель (голова). Ствол колонны называют ее телом. У дорических храмов капитель очень проста. Дорический ордер, как наиболее лаконичный и простой, воплощал идею мужественности и стойкости характера греческих племён дорян.

Для него характерны строгая красота линий, форм и пропорций. СЛАЙД 8-9.

Колонны ионического храма выше и тоньше. Внизу она приподнята над постаментом. Желобки-каннелюры на ее стволе расположены чаще и струятся как складки тонкой ткани. А капитель - имеет два завитка. СЛАЙД 9-11

Название происходит от города Коринфа. Они богато украшены растительными мотивами, среди которых преобладают изображения листьев аканта.

Иногда в качестве колонны использовали вертикальную опору в виде женской фигуры. Она называлась – кариатида. СЛАЙД 12-14

Греческая ордерная система воплотилась в каменных храмах, которые как известно служили жилищем для богов. Наиболее распространенным видом греческого храма стал периптер. Периптер (греч.- “птерос”, т.е. “оперенный”, окруженный по периметру колоннами). На длинной его стороне было 16 или 18 колонн, на меньшей 6 или 8. Храм представлял собой помещение, имеющее в плане форму вытянутого прямоугольника. СЛАЙД 15

Афинский Акрополь

V века до н.э. – время расцвета древнегреческих полисов. Афины превращаются в крупнейший политический и культурный центр Эллады. В истории Древней Греции это время принято называть “золотым веком Афин”. Именно тогда здесь велось строительство многих архитектурных сооружений, вошедших в сокровищницу мирового искусства. Это время - время правления вождя афинской демократии Перикла. СЛАЙД 16

Самые замечательные постройки находятся на афинском Акрополе. Здесь были самые красивые храмы Древней Греции. Акрополь не только украшал великий город, прежде всего он был святыней. Человек, впервые оказавшись в Афинах, прежде всего видел

Акрополь. СЛАЙД 17

Акрополь – в переводе с греческого “верхний город”. Располагался на холме. Здесь строили храмы в честь Богов. Всеми работами на Акрополе руководил великий греческий архитектор Фидий. Целых 16 лет своей жизни Фидий отдал Акрополю. Он возродил это колоссальное творение. Все храмы возводились целиком из мрамора. СЛАЙД 18

СЛАЙД 19-38 На данных слайдах представлен план Акрополя, с подробным описанием памятников архитектуры и скульптуры.

На южном склоне Акрополя располагался театр Диониса, вмещавший 17 тыс. человек. В нем разыгрывались трагические и комедийные сцены из жизни богов и людей. Афинская публика живо и темпераментно реагировала на все, что происходило у нее на глазах. СЛАЙД 39-40

Изобразительное искусство Древней Греции. Скульптура и вазопись.

В историю мировой художественной культуры Древняя Греция вошла благодаря замечательным произведениям скульптуры и вазописи. Скульптуры в изобилии украшали площади древнегреческих городов и фасады архитектурных сооружений.По словам Плутарха (ок.45-ок. 127), в Афинах было больше статуй, чем живых людей. СЛАЙД 41-42

Наиболее ранние из дошедших до нашего времени произведений – это куросы и коры, созданные в эпоху архаики.

Курос - тип статуи юноши-атлета, обычно обнажённого. Достигал значительных размеров (до 3 м). Куросы ставились в святилищах и на гробницах; они имели преимущественно мемориальное значение, но могли быть и культовыми образами. Куросы удивительно похожи друг на друга, даже их позы всегда одинаковы: прямо стоящие статичные фигуры с выставленной вперед ногой, руки со сжатыми в кулак ладонями вытянуты вдоль тела. Черты их лица лишены индивидуальности: правильный овал лица, прямая линия носа, продолговатый разрез глаз; полные, выпуклые губы, крупный и круглый подбородок. Волосы за спиной образуют сплошной каскад завитков. СЛАЙД 43-45

Фигуры кор (девушек) – воплощение изысканности и утонченности. Их позы также однообразны и статичны. Круто завитые локоны, перехваченные диадемами, разделены пробором и спускаются на плечи длинными симметричными прядями. На всех лицах загадочная улыбка. СЛАЙД 46

Древние эллины первыми задумались, каким должен быть прекрасный человек, и воспели красоту его тела, смелость воли и силу его разума. Особое развитие получила в Древней Греции скульптура, достигшая новых высот в передаче портретных черт и эмоционального состояния человека. Главной темой работ скульпторов был человек - самое совершенное создание природы.

Изображения людей у художников и скульпторов Греции начинают оживать, двигаться, они учатся ходить и чуть отставлять ногу назад, замерев в полушаге. СЛАЙД 47-49

Древнегреческим скульпторам очень нравилось ваять статуи атлетов, так они называли людей большой физической силы, спортсменов. Самыми известными скульпторами того времени считаются: Мирон, Поликлет, Фидий. СЛАЙД 50

Мирон самый любимый и популярный среди скульпторов-портретистов Греции. Наибольшую славу принесли Мирону его статуи атлетов-победителей. СЛАЙД 51

Статуя “Дискобол”. Перед нами прекрасный юноша, готовый метнуть диск. Кажется, через мгновение атлет распрямится и брошенный с огромной силой диск полетит вдаль.

Мирон, один из скульпторов, который стремился передать ощущение движения своим работам. Статуе 25 веков. До наших дней дошли лишь копии, которые хранятся в разных музеях мира. СЛАЙД 52

Поликлет - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргосе во 2-й половине V века до нашей эры. Поликлет написал трактат “Канон”, где впервые рассказал о том какие формы может и должна иметь образцовая скульптура. Разработал своего рода “математику красоты”. Он внимательно всматривался в красавиц его времени и вывел пропорции, соблюдая которые можно построить правильную, красивую фигуру. Самое знаменитое произведение Поликлета – “Дорифор” (Копьеносец) (450–440 до н. э.). Считалось, что скульптура создана на основе положений трактата. СЛАЙД 53-54

Статуя “Дорифор”.

Прекрасный и могучий юноша – видимо, победитель олимпийских игр, медленно идет с коротким копьем на плече.В этой работе воплотились представления древних греков о красоте. Скульптура долго оставалась каноном (образцом) красоты. Поликлет стремился изображать человека в покое. Стоящим или медленно идущим. СЛАЙД 55

Примерно в 500 году до н.э. в Афинах родился мальчик, которому суждено было стать самым знаменитым скульптором всей греческой культуры. Он заслужил славу величайшего скульптора. Все, что сделал Фидий, по сию пору остается визитной карточкой искусства Греции. СЛАЙД 56-57

Самая знаменитая работа Фидия – статуя “Зевса Олимпийского” Фигура Зевса была выполнена из дерева, и на основу с помощью с помощью бронзовых и железных гвоздей и специальных крючков крепились детали из других материалов. Лицо, рук и другие части тела были из слоновой кости – она довольно близко по своему цвету к человеческой коже. Волосы, борода, плащ, сандалии были сделаны из золота, глаза – из драгоценных камней. Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление “что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу”. СЛАЙД 58-59

Скульптурные шедевры эллинизма.

На смену классическим традициям в эпоху эллинизма приходит более сложное понимание внутреннего мира человека. Появляются новые темы и сюжеты, изменяется трактовка известных классических мотивов, совершенно иными становятся подходы к изображению человеческих характеров и событий. Среди скульптурных шедевров эллинизма следует назвать: “Венеру Милосскую” Агесандра, скульптурные группы для фриза Большого алтаря Зевса в Пергаме; “Нику Самофрокийскую неизвестного автора, “Лаокоона с сыновьями” скульпторов Агесандра, Афинадора, Полидора. СЛАЙД 60-61

Античная вазопись.

Такой же прекрасной, как архитектура и скульптура, была и живопись Древней Греции, о развитии которой можно судить по рисункам, украшающим дошедшие до нас вазы, начиная с 11–10 вв. до н. э. Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения: амфоры – для хранения оливкового масла и вина, кратеры – для смешивания вина с водой, лекиф – узкий сосуд для масла и благовоний. СЛАЙД 62-64

Сосуды лепили из глины, а затем расписывали специальным составом – его называли “черным лаком”.Чернофигурной называли роспись, для которой фоном служил естественный цвет обожженной глины. Краснофигурной называли роспись, для которой фоном служил черный цвет, а изображения имели цвет обожженной глины. Сюжетами для росписи служили легенды и мифы, сцены повседневной жизни, школьные уроки, соревнования атлетов. Время не пощадило античные вазы - многие из них разбились. Но благодаря кропотливому труду археологов некоторые удалось склеить, но и по сей день они радуют нас совершенными формами и блеском черного лака. СЛАЙД 65-68

Культура Древней Греции, достигнув высокой степени развития, оказала в дальнейшем огромное влияние на культуру всего мира. СЛАЙД 69

IV. Закрепление пройденного материала

V. Домашнее задание

Учебник: глава 7-8. Подготовить сообщения о творчестве одного из греческих ваятелей: Фидия, Поликлета, Мирона, Скопаса, Праксителя, Лисиппа.

VI. Итог урока

ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия). Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.

От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство. Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.

Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но, несмотря на свою функциональность, она искусно украшалась росписью. И форма, и размеры, и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.

АМФОРА ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

ПЕЛИКА ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

ГИДРИЯ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

КРАТЕР ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

КИЛИК ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

КАНФАР ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

ЛЕКИФ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

ОЙНОХОЙЯ ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

СКИФОС ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

СТАМНОС ФОРМА И НАЗНАЧЕНИЕ СОСУДА

На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись. Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта. Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр. ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ РОСПИСЬ

Главную часть сосуда, его тулово, занимает картина – сюжетная роспись, на которой изображены жанровые и мифологические сцены. По ним мы можем составить представление о том, как выглядели древние греки, об их одежде, обычаях – ведь картины на вазах изображали и мифологических героев, и бытовые сцены. В росписях прославляли именно то, что больше всего ценили, чему поклонялись. А поклонялись совершенству и красоте человека. СЮЖЕТНАЯ РОСПИСЬ

СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ Наиболее древний – геометрический. Ковровый стиль характерен для области Коринфа. Если фон вазы оранжево-красный, а фигуры черные, то называется этот стиль чернофигурным. В основе рисунка силуэт. На чернофигурных сосудах детали силуэтов процарапывались по лаковой поверхности. Тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Позже, чернофигурную роспись сменила более совершенная – краснофигурная. Сами фигуры оставляются в теплом цвете глины, а фон покрывается блестящим черным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими черными линиями, это позволяет прорабатывать мускулатуру, передавать тонкие складки одежды, волнистые локоны. Голову человека и на чернофигурных и на краснофигурных вазах изображали в профиль.

ЧЕРНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛИ РОСПИСИ АНТИЧНЫХ ВАЗ

Покровительницей гончарного дела считалась богиня Афина. Вот о чем просили ее мастера. Внемли молитвам, Афина, Десницею печь охраняя. Дай, чтобы вышли на славу Горшки и бутылки и миски! Чтоб обожглись хорошенько И прибыли дали довольно.

mob_info