Кузнецов п в художник. Кузнецовпавел варфоломеевич

"Я знаю его давно, за очень талантливого человека. Он удивительный колорист, у него масса энергии и он любит работать, как истинный художник". В.Э. Борисов - Мусатов.

Путь П.В. Кузнецова в искусстве был энергичным и органичным подобно росту могучего растения от сокровенной жизни семени к свободно раскинувшейся кроне. Витки этого ростка кажется цепью взаимных отражений - воспоминаний детства, смутных мистических предчувствий его "Фонтанов" и стройной гармонии света, озарившего пространство в степных картинах. В мире Кузнецова как-то особенно свободно дышится, ощущается безмерность потока пространства и времени. Они как живой родник очищают усталую душу.

Кузнецов был одним из первых, кто шел по пути смелых новаторств в русском искусстве начала XX в. и, что редко случается, почти сразу получил восторженное признание и поддержку у своих учителей Серова , Коровина , Борисова - Мусатова . Кузнецов принадлежит к волжской плеяде последователей Борисова - Мусатова. Молодые художники, будущие участники выставки "Голубая роза" 1907г.: М. Сарьян , С. Судейкин, Н. Сапунов , П. Уткин, единодушно признали его своим лидером.

Родившись в Саратове, в семье иконописца - ремесленника, он предпочитал называть себя выходцем из семьи садовника. Садовником и тонким любителем природы был его дед Илларион, мудро опекавший будущего художника. Коренастый и восторженный Кузнецов в кругу друзей - учеников Московского училища живописи получил прозвище Панса, по сравнению с меланхоличным своим земляком Петром Уткиным (Дон - Кихотом). Казалось бы, ничто не предвещало в этом искрометного темперамента юноше мистического символиста "Голубой розы" , но он оказался самым серьезным и последовательным в этом направлении. "Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли... Странности Кузнецова были "ликом", странности прочих "личинами". Ему никогда не изменяли основные качества его натуры: детская чистота и мудрость".

и "Рождения" голуборозовского периода 1907 г. напоминают утренние сны, грезы, перекликаясь с образами поэтического символизма: "Я как сон пред тобою, как сон голубой, задремавший на синем цветке".

В "Фонтанах" призрачные существа еще не родились, не отделились от утреннего опалового тумана, но уже вовлечены в неуловимый круговорот воды и листьев, они растворяются вновь, подобно каплям, брызгам, лишь успев отразить дальний блеск.

Ранние картины Кузнецова завораживают намеками и внушениями.

Кузнецов настолько серьезно пытается постичь самую мучительную и прекрасную тайну природы - рождения и материнства, что некоторое время работает акушером в родильном приюте. Но вместо разгадки прикосновение к тайне обожгло художника разочарованием. В конце 1900-х годов нарастает ощущение болезненного надлома в его творчестве, в сказочных садах начинают мелькать искаженные страданием лица, появляются "выкидыши и уродцы". Эти настроения отразились в "Автопортрете" художника 1906 года.

Кузнецову становится душно в мире собственных мистических видений. Современникам уже кажется, что его искусство угасает, но, пережив мучительный кризис, художник возрождается в совершенно неожиданном, новом качестве...

Бегство Кузнецова от удушливой жизни городов в киргизские степи напоминает бегство П. Гогена на Таити, но если для Гогена это был разрыв с европейской культурой, то для Кузнецова, при всей своей неожиданности, это бегство было давно желанным возвращением в мир детской мечты. Ведь степь начиналась возле Саратова.

Истинный художник, предпочитавший выражать свои мысли с помощью кисти и красок, П. Кузнецов тем не менее открыл в себе восторженное вдохновение для описания открывшегося ему мира степей.

В начале 1910-х гг. появляются наиболее значительные картины степного цикла П. Кузнецова: 1911г.; "Мираж" , 1912; "В степи. За работой" , 1913; , 1912г.

В безграничных просторах киргизских степей все приведено к родовому единству: деревья, животные, люди с их жилищами, грациозные миражные видения и очертания холмов. Они составляют целостный узор, преданы законам мудрого мироустроения: симметрии и существующему круговороту. Картины словно уносят в мир гармонии людей и безграничного космоса в мифологический Золотой век. Пространство наполняется радужными переливами светящегося воздуха, пятна людей и животных вспыхивают звучными цветовыми аккордами - все разъединено в бесконечность и одновременно вливается в единстве. Здесь нет границы между небом и землей, человеком и Вселенной.


Натюрморт . Три букета . 1945. Холст, масло.

1910-е годы. Холст, масло.


1930-е годы. Холст, масло.

В творчестве 1910-х гг. художник приходит к зрелости таланта, к своеобразному монументализму в живописи, соединяет традиции восточного искусства и древнерусской фрески. Яркое своеобразие его дара появляется в неповторимом артистизме живописной манеры, которую можно назвать музыкой движения кисти. Кузнецов подчеркивал, что: "Прикосновение кисти к холсту - прикосновение души и глаза... выливается так же, как у пианиста прикосновение пальцев к клавишам вызывает музыкальные образы" .

С середины 10-х гг. Кузнецов увлекается живописными экспериментами, чутко реагируя на окружающие художественные искания, работает в театре, в графике. Появляются великолепные портреты и натюрморты: 1916 г., 1918 г.

Последний особенно примечателен, так как это портрет жены художника - Елены Михайловны, урожденной Бебутовой, самобытной художницы, работавшей в театре и прикладном искусстве. Семья Бебутовых олицетворяла взаимообогащение традиций армянской и русской культуры. Яркая и утонченная восточная внешность Елены Михайловны явилась воплощением эстетического идеала ее мужа - художника. 1918 год стал годом их свадьбы. Этот год также ознаменовался расцветом портретного творчества Кузнецова. Он создал несколько портретов жены, каждый из которых является подлинным шедевром и раскрывает изящество и духовное богатство модели.

В большинстве картин восточного цикла лица превращены в маски, как бы подчеркивая родовое единство людей. В портрете Бебутовой прекрасное восточное лицо - маска озаряется таящимися под опущенными веками внутренней энергией и светом, что отражает неповторимость яркой индивидуальности.

В год своего сорокалетнего юбилея Кузнецов вступил во вторую часть своей жизни, занявшую половину столетия, с чуткой женой и вдохновительницей.
В первые послереволюционные годы, как и многие художники, Кузнецов переживает творческий подъем. Сангвиник по темпераменту, он всегда в гуще художественных событий. Его творчество приобретает всеевропейское признание на выставке в Париже, куда вместе с Бебутовой они отправляются в 1923 году.

В разнообразии художественных группировок трех лет Кузнецов, как и в молодые годы, неустанно объединял вокруг себя все творческие силы, связанные с высокой художественной культурой. В 1924 г. он стал бессменным руководителем общества художников "Четыре искусства" , в состав которого вошли мастера бывших "Мира искусств" и "Голубой розы" . Ретроспективная выставка "Голубой розы" состоялась в залах Трестовской галереи одновременно с первой выставкой "Четырех искусств" в 1925 г. В самом названии объединения выражена идея содружества четырех пространственных искусств: архитектуры, живописи, графики, скульптуры. Идею высокого монументального искусства Кузнецов воплощал и в своей преподавательской практике.

Как истинный художник, будучи человеком принципиально аполитичным, в годы большевистского террора в области культуры он избрал своеобразную форму протеста неизменностью высоких духовных и культурных принципов своего творчества. Так, изысканной монументальностью своих картин он противостоял гигантомании и трескучей лжи официального соцреализма. Поэтому в советскую эпоху Кузнецов не смог реализовать своих монументальных замыслов.

Но это не значит, что Кузнецов не реагировал на изменения в ритме текущей вокруг него жизни. Ярким примером такого является своеобразный триптих на спортивную тему, одной из частей которого является композиция из Третьяковской галереи 1931г. Простая спортивная игра превращена Кузнецовым в какое-то грандиозное космическое действо. Кажется, в руках играющих огромная пылающая планета. Искусствовед Н. Пунин, выделяя эту композицию Кузнецова среди аналогичных произведений других художников, отмечал, что вместо обычных заставших в нелепых ракурсах людей Кузнецову удавалось передать подлинное движение, "соединив в одной форме несколько разновременных пожеланий этой формы".

Почти вековая жизнь в искусстве - это испытание для художника. Кузнецов, вероятно, владел секретом постоянного обновления. Немалая заслуга здесь и его вечной спутницы, и вдохновительницы Елены Михайловны. Но в тягостной атмосфере тех лет и он не избежал угасания таланта.

В середине 30-х годов Кузнецовы приобретают под Москвой, в Кратове, домик, который скоро обрастает цветущим садом и огородом. Художник вспоминает заветы своего деда - садовника. Плоды его любовного огородничества и садоводства становятся героями натюрмортов и пейзажей. Именно увиденный мир природы, в который уходит художник, один из способов противостояния окружающей действительности.

Павел Варфоломеевич родился в 1878 году в семье саратовского иконописца. Глядя, как отец трудится в своей мастерской, мальчик также заинтересовался живописью и начал путь художника в саратовской Студии живописи и рисования.

Получив прекрасную подготовку, в 1897 году молодой человек без особого труда поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его главными учителями были , и Архипов. Именно здесь он нашел единомышленников, которые в дальнейшем организовали общество «Голубая роза». Его представители рисовали в голубоватых тонах, следовали принципам символизма и стремились к тому, чтобы произведения получались мягкими, романтичными, наполненными музыкой.

Кузнецов принимал активное участие в деятельности различных художественных объединений. Он состоял в обществах «Союз русских художников», «Мир искусства», был в числе организаторов «Алой розы», «Голубой розы», стал пожизненным членом «Осеннего Салона», работал председателем общества «Четыре искусства» и в других творческих объединениях.

После путешествия по Средней Азии и Заволжским степям главной темой творчества художника на многие годы стал Восток с его завораживающими степными пейзажами и бытом кочевников. Не меньшее влияние на Кузнецова оказали и другие поездки, в частности в Армению, на Кавказ, в Крым, Азербайджан, Париж. Его излюбленными жанрами был натюрморт и пейзаж.

Параллельно с занятием живописью Кузнецов занимался театральными декорациями, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, трудился профессором во ВХУТЕМАСе и затем во ВХУТЕИНе. С приходом советской власти он работал в отделе ИЗО Наркомпроса.

Ушел из жизни Павел Варфоломеевич в 1968 году в почтенном 89-летнем возрасте.

Творчество живописца

Ранняя живопись

В первые же годы творческой деятельности Кузнецов показал себя смелым новатором, который не боялся выражать свои чувства и мировоззрение в картинах. Одним из его первых экспериментов стала роспись церкви Саратова, которой он занимался вместе с художниками и Уткиным. Молодые люди решили дать волю порывам своей души и отошли от канонов традиционной росписи. Хотя эксперимент закончился плачевно (общество с гневом уничтожило их работу), все трое приобрели прекрасный опыт в поиске своего живописного языка.

Увлекшись идеями символистов (особенно Борисова-Мустаева), художник постепенно перешел от импрессионизма к символизму. В это время появились его знаменитые «Фонтаны» и «Рождения» - серии картин, в которых символизм выходит на первое место. Так, бесконечно появляющиеся новые струи фонтана символизировали рождение, восходящие потоки являлись символом трагического, уносящего, нисходящие - символом дара. Великолепные картины на эту тему: «Голубой фонтан», «Любовь матери», «Утро». За счет особой техники прерывистыми штрихами полотна художника выглядят воздушными, наполненными особым светом и пространством.

Исследуя тему рождения, художник даже какое-то время работал акушером. Эта работа помогла ему осознать, что физическая сторона вопроса интересует его куда меньше, чем духовная. По этой же причине Кузнецов предпочитал мягкие голубые тона, которые символизировали для него воплощение высшей духовности.

Восточные мотивы

Картины «степного» цикла считаются наивысшим этапом творчества Кузнецова. В них органично сплелись его философские взгляды, принципы символистов и художников «Голубой розы», а также весь тот опыт, который впитал в себя художник во время путешествия по странам и знакомства с живописью других мастеров. И это помогло ему творить в уникальном стиле, для которого характерен особый колорит, мягкость и удивительная ритмичность. Так, во многих произведениях этого цикла ритмичность проявляется в том, что контуры персонажей повторяют контуры окружающих зданий или земли.

В восточном цикле художник проявил себя искусным колористом, в картинах которого органично сочетаются самые нежные оттенки. Одновременно с этим его произведения сохраняют величественность, монументальность, что и является стержнем его особого художественного стиля.


Аукционные рекорды, цена картин Кузнецова

Чтобы узнать, сколько стоят картины Кузнецова сегодня, рассмотрим ряд примеров продаж на аукционах.

Первым делом изучим наиболее крупные уходы по возрастанию цены. Начнем с аукциона, прошедшего в MacDougall`s в июне 2018 года. На этих торгах была представлена картина «Фонтан», созданная им в 1904 году. Появление на аукционе этой работы стало значительным событием, особенно в свете того, что в 1911 году пожар на вилле «Черный лебедь» мецената Н. Рябушинского уничтожил многие картины художников «Голубой розы». В огне тогда погибли многие прекрасные работы Кузнецова, которым была отведена ключевая роль в украшении виллы.

Помимо этого «Фонтан» является отличным образцом того творческого периода художника, когда фонтаны стали его любимой темой (см. выше). Расцвет этого явления наблюдался в его деятельности между 1904 и 1907 гг.

На аукцион холст вышел с эстимейтом 250-500 тыс. фунтов и был продан за 333 тыс. фунтов (447 тыс. долларов).

Следующие крупные уходы касаются двух натюрмортов, проданных по приблизительно схожим ценам. Это работы «Натюрморт на рояле с портретом Е.М. Бебутовой» и «Натюрморт с графином».

На первом из этих полотен эффектно запечатлен букет цветов в вазе, отражающийся в полированной поверхности рояля, и портрет Елены Михайловны Бебутовой - любимой жены и музы художника. Этот портрет мастер создал в 1922 году. В данном произведении художник изобразил предметы, которые являлись его излюбленными атрибутами в других картинах: ваза, портрет супруги и ноты для занятий. В 2014 году натюрморт был продан на MacDougall`s за 338 тыс. фунтов (565 тыс. долларов) при эстимейте 200-300 тыс. фунтов.

Второй натюрморт продали на Sotheby`s в 2007 году за 288 тыс. фунтов (597 тыс. долларов) при эстимейте 200-300 тыс. фунтов. Эта работа также символизирует период, когда художник начал проявлять интерес к натюрмортам под влиянием изучения коллекции Сергея Ивановича Щукина.

Но рекордной стала продажа картины «Восточный город. Бухара», прошедшая в июне 2014 года на торгах MacDougall`s. Это произведение считается одним из самых значительных и известных полотен Кузнецова о Центральной Азии. Оно было многократно представлено на мероприятиях разных лет: на выставках «Мир искусства» в 1915 и 1917 годах, на московских выставках, посвященных Павлу Кузнецову, в 1923, 1956, 1964 и 1978 годах, а также на японской выставке советского искусства в 1926-1927 гг.

Живописный шедевр представили с эстимейтом 1,9-3 млн фунтов, что вполне себя оправдало. Цена ухода на торгах составила 2,4 млн фунтов (3,9 млн долларов).

Для полного ответа на вопрос о том, сколько стоят картины Кузнецова, рассмотрим и менее крупные уходы. Его картины изредка продаются на разных аукционах и уходят в ценовых категориях от нескольких тысяч до нескольких сотен тысяч фунтов. Приведем примеры проданных холстов: «Сочи» (Sotheby`s, 2012 г., 85 тыс. фунтов), «Караван стоит» (Bonhams, 2006 г., 50 тыс. фунтов), «Город в Центральной Азии» (Sotheby`s, 2014 г., 22,5 тыс. фунтов), «Лето. Урожай» (Christie`s, 2000 г., 18 тыс. фунтов).

Что влияет на цену, где и как продать картину Кузнецова, рассмотрим в следующем разделе.

Как оценить и продать картину Кузнецова

От чего зависит цена конкретной работы

Стоимость картины заметно повышается, если она представляет значительную ценность для общества. Например, если ее неоднократно экспонировали на выставках, продавали в известные галереи или коллекции, если она является примером важных творческих циклов Кузнецова, печаталась на обложках, открытках, марках, стала поводом для шумихи или представляет собой редкий экземпляр почти уничтоженного наследия мастера. Эти и им подобные факты позволяет выявить экспертиза картины Кузнецова.

Как провести экспертизу картины Кузнецова

Кузнецов Павел Варфоломеевич

кузнецов импрессионистический художник выставка

Павел Варфоломеевич Кузнецов родился 18 (5) ноября 1878 года в Саратове в семье ремесленного иконописца Варфоломея Федоровича Кузнецова, мастерская которого исполняла заказы духовного и светского порядка. Жена его Евдокия Илларионовна любила музыку и живопись. Дети с рождения впитывали царившую в семье атмосферу любви к искусству. Старший брат Павла Михаил стал живописцем, младший Виктор - музыкантом. Но наиболее выдающимися способностями несомненно обладал Павел.

В конце XIX столетия Саратов был крупнейшим торгово-промышленным центром России. Культурная жизнь города была богатой и многообразной; были открыты консерватория и музыкальное училище, гастролировали лучшие оперные и драматические театральные труппы, широко развивалась народно-просветительская деятельность.

Все это благотворно влияло на формирование личности юного Павла Кузнецова. Но наибольшее значение имело создание одного из богатейших в стране художественных музеев, основанного в 1885 году. Вскоре под воздействием этого события в Саратове было организовано Общество любителей изящных искусств, при нем открылась рисовальная студия, затем преобразованная в серьезную профессиональную школу, которую в 1891 - 1896 посещал Павел Кузнецов. Он обучался у видных педагогов, возглавлявших в школе два основных отделения. Рисование преподавал В.В.Коновалов, выпускник Императорской Академии художеств, ученик П.П.Чистякова. Живопись - Г.П.Сальвини-Баракки, итальянский художник, долгие годы живший в Саратове и воспитавший целую плеяду известных мастеров живописи. Человек романтической увлеченности, артистизма и живой энергии, Баракки не только заложил основы живописной техники, но и дал Кузнецову первые уроки пленерного творчества в поездках на этюды в окрестности Саратова и на волжские острова.

Годы обучения в школе подготовили Кузнецова и его товарищей к освоению новых течений мирового искусства и в первую очередь импрессионистической стилистики. Но решающим рубежом в их приобщении к открытиям французских новаторов стала состоявшаяся в середине 1890-х годов встреча с В.Э. Борисовым-Мусатовым - саратовцем, выдающимся живописцем, экспонентом зарубежных выставок, получившим к тому времени широкое признание. Его собственные поиски лежали в русле импрессионизма и нео-романтизма. Бывая в летние месяцы в родном городе, Мусатов приглашал начинающих художников и писал натурные этюды бок о бок с ними в саду своего дома на Вольской улице. В процессе этой совместной работы мастер рассказывал молодежи о творчестве Моне, Ренуара, Пюви де Шаванна и других знаменитых европейских художников.

Итогом саратовских уроков стало блестящее поступление Павла Кузнецова в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в сентябре 1897 года. Волею судьбы именно в этом году в самом Училище произошли существенные изменения, способствовавшие обновлению методов преподавания и эстетических воззрений в целом. Передвижник К.А.Савицкий покинул место руководителя натурного класса. Профессорами Училища стали В.А.Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан.

В начальных классах Училища, где преподавали Л.О.Пастернак, А.Е.Архипов, Н.А.Касаткин, обучение по-прежнему носило академический характер. Хорошо подготовленный занятиями у В.В.Коновалова, Кузнецов преуспел и в этом. Уже в 1900-1901 году он получил малую серебряную медаль за этюды; в 1901-1902 - за рисунки. С 1899 года он постоянно принимал участие в выставках учеников Училища. Однако настоящей живописной свободы Кузнецов достиг, работая под руководством Серова и Коровина, которых всегда считал главными своими учителями. Увлеченность коровинским колоризмом, маэстрией кисти, пластикой мазка, динамизмом композиции на время даже оттеснила влияние Мусатова. Но органичный для Коровина живописный интуитивизм все же не стал основным направлением ранних исканий Кузнецова. Работа в мастерской Серова помогла ему приобщиться к задачам создания большого стиля, к строгой внутренней дисциплине и монументально-декоративной системе письма.

Роль педагогов не ограничивалась занятиями с учащимися в мастерских. В 1899 году Коровин познакомил Кузнецова и его земляка скульптора А.Т. Матвеева с Саввой Ивановичем Мамонтовым. В его московской гончарной мастерской за Бутырской заставой Кузнецов встречался с Поленовым, Васнецовым, Врубелем, Шаляпиным и другими замечательными людьми той эпохи.

Одной из самых известных примет времени была активная работа ведущих русских художников в театре. Шедевры театрального оформления создали Коровин, Головин, Рерих, Бакст, Бенуа, круг мастеров, объединившихся вокруг журнала «Мир искусства». В 1901 году Кузнецов вместе со своим товарищем по Училищу Н.Н.Сапуновым впервые получил возможность применить свой талант в этой области. Молодые художники писали декорации и костюмы по эскизам Коровина к опере Вагнера «Валькирии», премьера которой состоялась в начале 1902 года в Большом театре.

Выставки картин, которые устраивал журнал «Мир искусства», считались в начале ХХ века исключительно престижными. В 1902 году по инициативе Серова Павел Кузнецов получил приглашение участвовать в такой выставке, где показал девять пейзажей. Работа «На Волге» была воспроизведена на страницах журнала.

В 1902 году в жизни Кузнецова произошло еще несколько важных событий. Он совершил поездку на Север, к побережью Белого моря и Ледовитого океана, откуда привез серию лирических пейзажей. Приехав летом в Саратов, вместе с П.С.Уткиным и К.С.Петровым-Водкиным он принял участие в росписи предела церкви Казанской Божьей матери. Росписи эти не сохранились: излишняя свобода интерпретации канонических сюжетов вызвала возмущение духовенства и вскоре живопись была уничтожена.

В апреле 1904 года Павел Кузнецов окончил Московское Училище. К этому времени сложилась новая система его живописного языка, в которой отныне преобладали плоскостность и декоративность, сдержанная палитра пастельных тонов, матовая «гобеленная» фактура. Написанные в таком ключе картины-панно были показаны на «Вечере нового искусства» в Саратова в январе 1904 года. Этот вечер предварял выставку «Алая роза», которая открылась в Саратове 27 апреля 1904 года. Организаторами ее были Павел Кузнецов и его ближайший друг-единомышленник Петр Уткин. Выставка стала первой манифестацией молодого поколения русских живописцев-символистов, одним из лидеров которого был Кузнецов.

18 марта 1907 года в Москве на Мясницкой улице открылась вторая выставка сообщества художников, сложившегося вокруг Кузнецова и Уткина. Ей дали имя «Голубая роза». Она вошла в историю как центральное событие русского живописного символизма. В период между выставками и в следующие за «Голубой розой» годы Кузнецов создал цикл произведений, непосредственно связанных с символистской тематикой. Это полотна «Утро» , «Рождение» , «Ночь чахоточных», «Голубой фонтан» и их варианты.

В 1907-1908 годах Кузнецов впервые предпринял поездки в заволжские степи. Однако пробудившийся у него интерес к быту и образам Востока не сразу реализовался в живописи. Этому предшествовал немаловажный для художника опыт монументальной росписи виллы коллекционера и мецената Я.Е.Жуковского в Новом Кучук-Кое на южном берегу Крыма.

Во второй половине 1900-х - начале 1910-х годов Кузнецов стал постоянным экспонентом многих крупных выставок. Это Салоны журнала «Золотое руно», выставки Союза русских художников, Московского товарищества художников, устроенная С.П.Дягилевым в 1906 году экспозиция русского искусства на «Осеннем салоне» в Париже, «Венок» и другие.

В 1911 году на выставке «Мира искусства» Кузнецов представил работы, которые ознаменовали начало нового периода его творчества. Это полотна «Киргизской сюиты» - самого многочисленного цикла произведений художника. Лучшие из них - «В степи. За работой», «Стрижка овец» , «Дождь в степи», «Мираж в степи », «Вечер в степи», «Спящая в кошаре» , «Гадание» - относятся к первой половине 1910-х годов. В них художник достиг совершенства образа и стиля, окончательно сформулировал принципы своего художественного языка. Среди основных особенностей ориентализма Кузнецова - созерцательность мировосприятия, трактовка жизни как вневременного бытия, возвышенная условность и имперсональность героев картин, сказочно-эпическое ощущение природы. В пластическом решении произведений преобладает ритмическое спокойствие, композиционная гармония, локальный колорит.

В 1912-1913 годах Кузнецов побывал в Бухаре, Ташкенте и Самарканде. Впечатления от поездки в Среднюю Азию отразились в нескольких живописных сериях и двух альбомах автолитографий «Горная Бухара» и «Туркестан», исполненных в 1922-1923. В них предстает более традиционный облик Востока. Ему присущи открытая декоративность и некоторая пестрота цвета, стремление передать пряный аромат азиатского мира. Отзвуки восточных мотивов присутствуют и в масштабных натюрмортах Кузнецова 1910-х годов.

Следствием показа на выставках произведений степного и азиатского циклов было приглашение принять участие в росписи строящегося Казанского вокзала, которое Кузнецов получил от архитектора А.В.Щусева. В эскизах росписи «Сбор плодов» и «Азиатский базар » синтезированы владение приемами монументальной живописи, органичная интерпретация восточной культуры, ренессансная величественность человеческих образов.

Умение Кузнецова передать особый дух Востока оценил также известный театральный режиссер А.Я.Таиров. Он пригласил художника оформить пьесу Калидасы «Сакунтала», поставленную в Камерном театре в 1914 году.

В 1915-1917 годы Кузнецов находился на военной службе, учился в Школе прапорщиков. После Февральской революции 1917 года он принял участие в издании литературно-художественного журнала «Путь освобождения». В 1918 году был избран руководителем живописной мастерской Училища живописи, ваяния и зодчества, где преподавал до 1930 года. За эти годы училище было реорганизовано вначале в Государственные свободные художественные мастерские, а затем - во Вхутемас и Вхутеин.

В конце 1910-х - 1920-е годы Кузнецов, как и многие другие художники, активно участвовал в процессах обновления культурной политики государства. С 1918 по 1924 год он работал в коллегии изобразительного искусства Наркомпроса; состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины Москвы и Московской области. С 1919 года работал в Саратовской коллегии отдела ИЗО, руководил подготовительными мастерскими при этом отделе.

В 1918 году женой Павла Кузнецова стала художница Е.М.Бебутова . Ее парадные, интимные, театрализованные портреты разных лет стали самыми удачными произведениями этого жанра в его творчестве. В 1923 году «Выставка Павла Кузнецова и Елены Бебутовой» экспонировалась в галерее «Барбазанж» в Париже.

В 1924 году Кузнецов и Бебутова вошли в общество «4 искусства», в состав которого входили художники различных направлений, остававшиеся на позициях предметного станкового творчества и эстетических критериев мастерства. Кузнецов был избран председателем общества.

В 1929 году Павел Кузнецов получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В Государственной Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка.

В 1930 году художник посетил Армению, а в 1931 - Азербайджан. Такие творческие командировки были распространенной практикой художественной жизни того времени. Итогом поездок стали циклы картин на тему строительства новых кварталов в Ереване и нефтяных промыслов в Баку. Армянская серия экспонировалась на выставке в Музее изящных искусств в Москве в1931 году.

В 1930-е годы художник совершил еще ряд творческих поездок по стране. Одной из творческих удач стало исполненное для Международной выставки 1937 года в Париже панно «Жизнь колхоза». Оно получило Серебряную медаль выставки. Материалы для него художник собирал во время поездки в Мичуринск.

На протяжении 1930-х - 1940-х годов Кузнецов занимался педагогической работой, в живописи предпочитал пейзаж и натюрморт, создал ряд жанрово-тематических картин.

В 1956-1957 году состоялась персональная выставка художника в Москве и Ленинграде, а в 1964 - в Москве.

В последние годы жизни мастер работал в основном над пейзажами Майори, Дзинтари, Паланги, проводя много времени в домах творчества Прибалтики.

Скончался Павел Варфоломеевич Кузнецов, немного не дожив до своего 90-летия, 21 февраля 1968 года в Москве, похоронен на Немецком кладбище.

Живописец, график, сценограф

Родился в семье иконописца. Первоначальное художественное образование получил в мастерской отца. В 1891–1896 учился в Рисовальной школе Общества любителей изящных искусств у В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки. Познакомился с В. Э. Борисовым-Мусатовым, часто бывал в его мастерской (поэтому в ранних работах Кузнецова чувствуется влияние искусства Борисова-Мусатова). В 1897 поступил в МУЖВЗ, учился у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака, затем в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Работал также в частной мастерской Коровина. В 1900–1901 за живописные этюды, в 1901–1902 за рисунки был награжден двумя малыми серебряными медалями.

Организовал в Училище художественный кружок, позднее названный «Голубая роза». Во время ученичества в МУЖВЗ познакомился с С. И. Мамонтовым, В. Д. Поленовым, А. Я. Головиным. Неоднократно посещал дом Мамонтова в Бутырках и Абрамцево, работал в керамической мастерской, осваивая технику майолики. При содействии Мамонтова совершил поездку на Север (через Архангельск, вокруг Скандинавии). В 1900 вместе с П. С. Уткиным и М. С. Сарьяном путешествовал по Волге.

В 1902 совместно с Н. Н. Сапуновым исполнил декорации к опере Р. Вагнера «Валькирия» для Большого театра. В том же году вместе с Уткиным и К. С. Петровым-Водкиным создал роспись церкви Казанской Божьей Матери в Саратове.

В 1904 окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника. Был одним из организаторов выставки «Алая роза» в Саратове, прошедшей в 1904. В 1905 вместе с Борисовым-Мусатовым, М. А. Врубелем, В. В. Кандинским принял участие в 12-й выставке Московского товарищества художников, в 1906 - в выставке «Мира искусства» в Петербурге. Предпринял поездку в Париж, занимался в «свободных академиях» и художественных школах Монпарнаса. Участвовал в выставке русских художников в Париже, устроенной С. П. Дягилевым. С 1907 (по 1917) - член объединения «Свободная эстетика». В 1907 экспонировал свои произведения на выставке символистов «Голубая роза» в Москве, стал одним из лидеров одноименного общества.

В 1905–1909 много работал в области книжной и журнальной графики, сотрудничал с журналами «Искусство», «Золотое руно». В 1907–1909 написал декоративные панно для виллы Н. П. Рябушинского «Черный лебедь». В конце 1900-х - начале 1910-х совместно с Уткиным, А. Т. Матвеевым и Е. Е. Лансере создавал декоративное оформление виллы Я. Е. Жуковского Новый Кучук-Кой в Крыму.

В 1907 по 1914 неоднократно путешествовал на Восток, в Киргизские степи, Самарканд, Бухару, Ташкент. В 1913–1914 работал над эскизами декоративных панно для Казанского вокзала в Москве. В 1914–1915 сотрудничал с А. Я. Таировым в Московском Камерном театре.

После революции заведовал художественной секцией Моссовета, участвовал в агитационном оформлении Москвы к различным празднествам в1917 и 1918. В 1918 избран членом Коллегии и Отдела ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских. В 1920–1927 - профессор монументальной мастерской ВХУТЕМАСа, с 1927 по 1929 - профессор фресково-монументального отделения живописного факультета ВХУТЕИНа.

В 1923 предпринял поездку в Париж в связи с организацией персональной выставки в галерее «Барбазанж». В 1925 стал одним из членов-учредителей объединения «4 искусства». В 1929 удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В том же году в Государственной Третьяковской галерее, а в 1931 в Государственном музее изобразительных искусств прошли персональные выставки Кузнецова. В 1937 за панно «Жизнь колхоза» награжден серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже. В 1930-х - 1940-х много занимался преподавательской деятельностью. В 1939–1941 работал в институте повышения квалификации по делам искусств Мосгорисполкома, в 1945–1948 - профессор живописи в Московском художественно-промышленном училище.

Неоднократно совершал творческие командировки, в 1925–1929 - в Крым и на Кавказ, 1930 - Армению, 1931 - Азербайджан, 1934 - Донбасс, 1935 - Мариуполь, 1936 - Мичуринск, в 1947–1966 неоднократно бывал в Прибалтике.

Персональные выставки художника состоялись в 1935, 1940, 1941, 1956–1957, 1964, 1968; посмертные - в 1971, 1978, 1990, 2003 в Москве, Ленинграде, Саратове.

Кузнецов прожил долгую жизнь, его творчество знало взлеты и падения, были годы блистательного успеха и почти полного непризнания. Он принадлежит к числу наиболее значительных представителей символизма в русской живописи. Расцвет творчества приходится на 1900-е - 1910-е. В 1920-е Кузнецов отошел от эстетики символизма, но сохранил характерные черты индивидуальной манеры: декоративность колорита в сочетании с неопримитивистской трактовкой сюжета. Несмотря на специфику тем его позднего творчества (например, нефтестроительство в Баку), работы мастера сложно отнести к официальному направлению советского искусства.

Творчество Кузнецова представлено в крупнейших музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина и других.


Кузнецов П. В.

Источник: ru.wikipedia.org
Дата: 1900-е годы

Кузнецов Павел Варфоломеевич – русский и советский художник-символист, Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Биография
Павел Кузнецов родился 5 (17) ноября 1878 года в Саратове в семье иконописца. Детство и юность провёл в родном городе, где обучался изобразительному искусству сначала у отца, а затем в Студии живописи и рисования Общества любителей изящных искусств у В. В. Коновалова и Г. П. Сальвини-Баракки. Был хорошо знаком с В. Э. Борисовым-Мусатовым, оказавшим большое влияние на становление Кузнецова как художника. Другим источником вдохновения начинающего живописца были саратовские и заволжские просторы, о которых он писал в воспоминаниях: "С Соколовой горы я наблюдал Волгу и бесконечные просторы степей, начинающихся с противоположного берега, и эти таинственные дали неудержимо влекли меня". Сначала с братом, а затем с другими художниками (П. С. Уткиным, М. С. Сарьяном) Кузнецов неоднократно выезжал в степи, "чтобы, вернувшись переполненным первобытным ощущением простора, запахами и звуками, наброситься на холсты" . В 1897 году Кузнецов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где обучался у А. Е. Архипова, Н. А. Касаткина, Л. О. Пастернака и в мастерской В. А. Серова и К. А. Коровина. Поддерживал дружеские отношения с С. И. Мамонтовым, благодаря которому осуществил поездку в Архангельск и Скандинавию. Работал в керамической мастерской, осваивая технику майолики, в 1902 году совместно с Н. Н. Сапуновым выполнил декорации к опере Вагнера "Валькирия" для Большого театра, вместе с П. С. Уткиным и К. С. Петровым-Водкиным расписывал Казанскую церковь в Саратове. В 1904 году окончил МУЖВЗ со званием неклассного художника, в том же году стал одним из организаторов знаковой выставки символистов "Алая роза" в Саратове. В последующие годы участвовал в крупных выставках в Москве, Петербурге и Париже, работал в области книжной и журнальной графики (журналы "Искусство" и "Золотое руно"), входил в объединение "Свободная эстетика" и общество "Голубая роза", сформировавшееся ещё в училище. Кузнецов также выполнял частные заказы, неоднократно выезжал в степи и дальше на восток (Самарканд, Бухара, Ташкент), в 1913–1915 годах работал над эскизами декоративных панно для Казанского вокзала в Москве, сотрудничал с А. Я. Таировым в Московском Камерном театре. Саратовская тема ярко представлена в творчестве художника, в частности, в работах "Дворик в Саратове", "Под Саратовом", "Вёсла", "Голубой фонтан", "Ночь в степи", "В степи. Мираж", "Дождь в степи", "Весна в степи" . Не менее важным мотивом в творческом наследии художника является Средняя Азия, которой он также посвятил цикл картин. Революционные события 1917 года Кузнецов принял с энтузиазмом, при новой советской власти он стал заведующим художественной секцией Моссовета, участвовал в агитационном оформлении Москвы к различным празднествам, в 1918 году был избран членом Коллегии и Отдела ИЗО Наркомпроса. Преподавал в Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских, организовал художественное общество "Четыре искусства", в 1920–1927 годах являлся профессором монументальной мастерской ВХУТЕМАСа, в 1927–1929 годах – профессором фресково-монументального отделения живописного факультета ВХУТЕИНа. В 1923 году выезжал в Париж на свою персональную выставку в галерее "Барбазанж". В 1930-х – 1940-х годах занимался преподавательской деятельностью, организовывал персональные выставки (Третьяковская галерея, Государственный музей изобразительных искусств), предпринимал творческие командировки (Армения, Азербайджан, Прибалтика). Для послереволюционного периода творчества живописца характерны постепенный отход от эстетики символизма, появление в работах советской тематики и влияние древнерусской живописи (изображение нефтестроительства в Баку, портрет жены Е. М. Бебутовой). Умер Павел Варфоломеевич в Москве 21 февраля 1968 года. Испытавший за свою долгую жизнь взлёты и падения, сегодня Кузнецов принадлежит к числу наиболее значимых представителей русского символизма.

mob_info