Презентация на тему: "Творчество С. Эрьзи

{
Влада Лаптева, уги – 453401

Степан Дмитриевич
Нефедов (Эрьзя)
(1876-1959)
Родился 8 ноября 1876 года в
селе
Баево
Алатырского
уезда Симбирской губернии.
Его родители - Дмитрий и
Мария Нефёдовы - были
крестьянами
и
принадлежали к марийской
народности эрьзя.

Его отец первым заметил художественные способности сына и
отправил его учиться сперва в церковно-приходскую школу села
Алтышево, потом в иконописную мастерскую села Алатырь, а затем
в такую же мастерскую в Казани. Мастера ездили расписывать
церкви в разных городах Поволжья, и Степан Нефёдов
путешествовал вместе с ними, обучаясь тонкостям работы.
В 1896 году Нефёдов попал на выставку Михаила Врубеля. Работы
известного художника так вдохновили его, что он решил изучать
живопись и получить высшее образование.
В 1901 году Степан Нефёдов переехал в Москву и поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его
преподавателями на отделении живописи были Константин
Коровин, Валентин Серов, Леонид Пастернак и другие известные
художники.
В 1903 году молодой художник перевелся на отделение скульптуры,
где преподавали Сергей Волнухин и Павел Трубецкой

В 1906-1916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжает
обучение и находит собственный стиль.
В это же время скульптор становится известен под псевдонимом
Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы
мордовского народа, выходцем из которой он был.
В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так
Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева - кебрачо
и альгарробо.

«Эрьзя… Это не имя, это даже не
псевдоним. Это прозвище… одной из
старинных и далеких народностей –
мордвы…
Этот
маленький
народ,
затерянный среди изумрудных лугов и
безграничных
болот
Симбирской
губернии, орошаемой великой рекой
Волгой, имеет какое-то этническое
родство с финнами.»
Из книги Григория Сутеева «Скульптор
Эрьзя»

«Почти десять лет перед первой мировой
войной
он
провел
за
границей,
преимущественно в Италии, а также во
Франции.
Там
он
выработал
свою
оригинальную, не лишенную внешней
эффектности манеру и освоил различные
материалы – не столько гипс и мрамор, но и
цемент, чугун, железобетон.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20
века. – Москва: издательство Московского университета, 1993.

В 1909 году его работа «Последняя
ночь осужденного перед казнью»
завоевала первое место на VIII
Венецианской биеннале.
Мастер создал ее под впечатлением от
Бутырской тюрьмы в Москве: в годы
учебы он подрабатывал тем, что
фотографировал
осужденных
революционеров.
Материал: цемент
Работа не сохранилась

скульптура Иоанна Крестителя
1914 год.
была создана для церковного
прихода в городке Феццано
(Италия).
На фото копия 2011 года,
сделанная
с
оригинала
хранящегося в Италии.

«Будучи
мордвином
по
национальности, Эрьзя часто
выбирао свои модели среди
соотечественников, стремясь
выработать
образ-тип
мордовской женщины.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства
конца 19 – начала 20 века. – Москва:
издательство
Московского
университета,
1993.
Эрьзянка, 1915

Голова мордовки
(Эрьзянка), 1915

Портрет мордовки, 1938

«Свободная деформация натуры, намеренное
преувеличение тех или иных черт, эффектно
откинутые головы и распростертые тела – вот
черты иконографии и стилистики этого
мастера.»

Автопортрет (Тоска)
1908
Бронза
Русский Музей

В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. Там
его работы приобретали и крупные музеи, и частные
коллекционеры. В этот период мастер работал в
основном над скульптурными портретами -
«Норвежская женщина», «Марта», «Тюремный
священник». Благодаря цепкой памяти и умению
работать без эскизов ему удавалось выполнять их всего
за один-два сеанса.
В 1914 году началась Первая мировая война, и Степан
Эрьзя вернулся в Россию. В военное время он работал
санитаром в московском военном госпитале, времени
на занятия скульптурой у него почти не оставалось.
Самые известные из редких работ этого периода -
«Монголка» и «Портрет балерины Софьи Федоровой».

«портрет балерины
Софьи Фёдоровой»
1915
музей Государственного
академического Большого
театра, Москва

«Монголка»
1915

После революции Степан Эрьзя работал над
мифологическими и национальными
образами - скульптурными портретами
эрзянских и мордовских женщин,
библейской Евы и древнегреческой Леды.
Занимался он и агитационным искусством,
которое соответствовало советскому Плану
монументальной пропаганды: создавал
памятники Карлу Марксу и Владимиру
Ленину, фигуры рабочих и крестьян,
оформлял Дом союза горняков в Баку

«Ева»
1919
Мрамор

«Шёпот»
1922
Дерево (орех)

« Уральские мастера приняли Эрьзу как своего.
Европейская знаменитость, он прост в общении,
немногословен, всегда поглощён работой, не
привередлив
в
еде
и
жилье.
В нем чувствуется творческая мощь, глубокий ум,
целеустремленность. Как истинный самородок, он
изобретателен во всем. Он сам сколачивал станки для
своих работ, сваривал каркасы, сам отливал работы,
прекрасно фотографировал. Он изобрел новый
материал «железобетон», состоящий из цемента,
соединенного с помощью кислоты с металлическими
опилками»
Из статьи Е.П.Алексеева «Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на Урале»

Памятник
«Освобожденному труду»
1920
Екатеринбург
В 1920 году Степан Эрьзя создал в
Екатеринбурге
памятник
«Освобожденному
труду»,
прозванный в народе Ванькой
Голым
за
то,
что
смущал
комсомольцев
своей
откровенностью. Так что спустя пять
лет его убрали с Площади 1905 года
и, заколотив в деревянный ящик,
оставили коротать дни на заднем
дворе Краеведческого музея.

«Памятник уральским
коммунарам»
1920, Екатеринбург
С.Д.Эрьзя, Е.В.Ваулина,
Ф.Г.Самарин
« Голая женская фигура,
изображающая
Свободу
простояла до 1923 года, а
потом была демонтирована.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»

«Памятник Карлу
Марксу»
1920, Екатеринбург
Не сохранился
«<…>Карла Маркса сначала
«причесал»
какой-то
скульптор и в таком виде
бюст существовал до 1936
года, а потом бесследно
исчез.»
Из статьи Е.П.Алексеева
«Невидимый Эрьзя. О развитии
монументальной скульптуры на
Урале»

Бюст «В.И. Ленина»
1922-1923 год
Туф

Со временем взаимоотношения Эрьзи с советской
властью обострились: культурной политикой
страны управляли в те годы представители
авангардных направлений искусства.
Позже Эрьзя писал журналисту Луису Орсетти:
«Повсюду
господствовали
футуристы...
В
Екатеринбурге я видел, как футуристы уничтожили
произведения искусства, которые были плохими по
их мнению... и в музеях, и то, что дарили в музей
коллекционеры произведений искусства, владельцы
магазинов... В Екатеринбурге сожгли даже большую
библиотеку...»

«С конца 20-х годов Эрьзя находился в Южной
Америке (он вернулся на родину в 1950 году), где
материалом служили тропические деревья –
квебрахо и альгарродо, позволявшие создавать
фантастические контрасты необработанной и
гладкой отполированной поверхности.»
Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 – начала 20 века.
– Москва: издательство Московского университета, 1993.

В Аргентине Степан Эрьзя поселился на окраине БуэносАйреса. Он участвовал в местных выставках, на собственные
деньги издавал брошюры о своем творчестве. Аргентинские
газеты печатали пространные статьи об известном русском
скульпторе, «который раньше был пастухом».
За годы жизни в Буэнос-Айресе Эрьзя научился создавать
скульптуры из экзотических пород дерева - квебрахо и
альгарробо. Необыкновенно твердая древесина требовала
долгой обработки. Но это окупалось ее качествами:
выразительной текстурой и красивыми оттенками - от
почти белого до красновато-коричневого.

Правительство выделило ему мастерскую в Политической литературы, 1988.
2. Мордовский республиканский музей изобразительных
искусств им. С.Д.Эрьзи [Электронный ресурс]: Режим
доступа http://erzia-museum.ru/ru/
3. Образ Урала в изобразительном искусстве / [сост. Е. П.
Алексеев] .- Екатеринбург: Сократ, 2008.
4. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца 19 –
начала 20 века. – Москва: издательство Московского
университета, 1993.
5. Сутеев Г.О. Скульптор Эрьзя: Биографические заметки и
воспоминания. – Саранск, 1968.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Степа́н Дми́триевич Э́рьзя (настоящая фамилия Нефёдов27 октября (8 ноября) 1876, село Баево, Алатырский уездСимбирской губернии, ныне Ардатовский район республики Мордовия - 24 ноября 1959, Москва) - российский и советский художник, ваятель, мастер скульптуры из дерева, представитель стиля модерн. Псевдоним отражает принадлежность художника к этнической группе эрзя в составе мордовских народов.)

3 слайд

Описание слайда:

Был крещен в Покровской церкви с. Ахматова. Окончил церковно-приходскую школу в с. Алтышеве. В 1892 году семья переехала в Алатырь. Первые уроки изобразительного искусства получил в иконописных мастерских Алатыря и Казани, где занимался росписью церквей приволжских сел и городов.

5 слайд

Описание слайда:

Новый этап в развитии искусства Эрьзи начинается после Октября 1917. Послереволюционное десятилетие стало одним из самых трудных в жизни Эрьзи, полным неожиданных поворотов и потрясений. Он с надеждой принял революцию и с энтузиазмом включился в План монументальной пропаганды. В поисках материала, лучших условий для работы и с желанием учить мастерству скульптуры новое поколение он ездит по стране: с 1918 по 1921 год Степан Дмитриевич жил на Урале (в селе Мраморском иЕкатеринбурге), с 1921 по 1922 годы живёт в Новороссийске, Батуми (1922), Баку (1923-1925). За этот короткий период им создан ряд монументальных произведений: «Карлу Марксу» «Освобожденному труду»

6 слайд

Описание слайда:

На Урале и на Кавказе скульптор создал десятки произведений, в которых образы революционного народа и его вождей героизированы в духе классицистической традиции. Зритель, однако, не был готов воспринимать обнаженным «Великого кузнеца мира» и тем более произведения на библейские темы, - например знаменитую «Еву» (1919) или барельеф «Иоанн Креститель» (1919 г.), которые скульптор продолжал создавать, как бы не ведая никаких запретов. И на Урале, и на Кавказе под руками мастера был его излюбленный материал - мрамор. Но поскольку реализация Плана монументальной пропаганды происходила в сжатые сроки, многие произведения Эрьзя выполнил в цементе и впоследствии они были утрачены.

7 слайд

Описание слайда:

Таким образом, эмиграция была для Эрьзи вполне осознанным, хотя и трудным решением. С ободрения Луначарского осенью 1926 года Эрьзя уезжает в Париж в командировку для устройства своей персональной выставки. Однако он остается там почти на полгода, так как кроме персональной, участвует ещё в IV выставке «Художественный мир» в Салоне Независимых. Обе выставки прошли успешно и принесли Эрьзе значительные средства. Получив приглашение устроить выставку в Монтевидео, он уезжает в Латинскую Америку и в результате в 1927 году поселяется в Аргентине

8 слайд

Описание слайда:

Персональная выставка 1927 года была явлением новым для аргентинской скульптуры. Среди произведений, представленных на ней, соседствовали выполненные в рост фигуры обнаженная женская натура, монументальные и лирические камерные портреты. «Танец» «Во сне» «Ева»,

9 слайд

Описание слайда:

В 1950 году получил разрешение советского руководства на возвращение в СССР и в 1951 приехал на родину, привезя огромную коллекцию своих работ (180 скульптур из дерева, гипса, бронзы, мрамора - общим весом 175 тонн). По возвращении в СССР правительство выделило ему мастерскую в Москве в районе Сокола - Песчаных улиц в подвале, где Эрьзя работал и устроил постоянную выставку своих работ. Чтобы посетить её, нужно было всегда отстоять длинную очередь. Автор, с редкой длинной бородой, как правило, сам провожал посетителей по подвалу.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Все творчество Эрьзи проникнуто чувством глубокого патриотизма. Живя подолгу в разных странах, он всегда помнил о своем народе и горячо любил его. Эта любовь выразилась и в выборе псевдонима, происходящего от названия народа (эрзя), к которому принадлежал скульптор, и в создании галереи национальных типов «Эрзянка» (1915) «Старик мордвин» (1940)

12 слайд

Описание слайда:

Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог… Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув. Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец! ОБНАЖЕННАЯ

13 слайд

Описание слайда:

Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша, До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой – Это дом его – его спасенье… Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства – Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства! Мать с ребёнком

14 слайд

Описание слайда:

Но самым высоким полётом Творца - Любовь всеобъемлющей силы - Мужская и женская маски сердца Влюбленных без фальши открыли. Для Эрьзи Любовь как божественный свет, Одна лишь она – оправданье Всех тягот земных, всех страданий и бед. В любви виден смысл Созиданья. Любовь, 1955

«Волго-Вятский экономический район население» - Природные условия и ресурсы. Предприятия выпускают разнообразную продукцию: пиломатериалы, фанеру, мебель, лыжи. Собственного леса уже не хватает, поэтому часть сырья приходится завозить. В обеспечении внешних и внутренних связей района значительно участие речного транспорта. Климат района континентальный, благоприятный для сельского хозяйства.

«Волго-Вятский экономический район» - Территория - 263,4 тыс кв. км. Население и трудовые ресурсы. Среди отраслей машиностроения рыночной специализации выделяется транспортное машиностроение. Волго-вятский район. Сельское хозяйство Волго-Вятского района располагает значительным потенциалом. Транспортная сеть. Одной из старейших отраслей специализации Волго-Вятского региона является судостроение.

«Марий Эл» - Технологический критерий. Критерии Управленческие; Технические; Эксплуатационные. Промежуточные результаты реализации проекта. Масштаб проблемы. Реализация программы «Дороги – селу». Обеспеченность населенных пунктов Республики Марий Эл транспортными связями. Основной критерий. Результат проекта. Строительные и смежные отрасли 443 рабочих места.

«Кировская область» - Биохимический кластер. Ферменты и ферментные препараты. Инвестиционные рейтинги Кировской области. Кировская область обладает уникальным рекреационным потенциалом. Богатые источники минеральных вод и лечебных грязей. Лесопромышленный комплекс. Сотрудничество с международными институтами развития. Биотехнологический комплекс области.

«Волго-Вятский район» - Республика Марий Эл(Йошкар-Ола). В Чебоксарах проживает 460тыс. Нижний Новгород и Нижегородский промышленный узел. Чебоксары -столица республики Чувашия. Самолеты. Отраслями специализации являются: Машиностроение (радиозаводы, приборостроение, электротехническое). Электроэнергетика- Горьковская ГЭС, ТЭС – в Нижнем Новгороде, Кстово.

«Памятники Саранска» - Улица Васенко идет с востока на запад от проспекта Ленина до ул. Памятник поэту-демократу А.И. Полежаеву. Во время Великой Отечественной войны пущен завод «Электровыпрямитель». Улица БОЛЬШЕВИСТСКАЯ, бывш. Памятник стратонавтам. Г.И. Сураев-Королёв. Улица ВАСЕНКО, бывш. П. У. Гайни - член Союза писателей СССР.

Выход в свет книги-альбома «Степан Эрьзя» приурочен к 135-летию со дня рождения великого скульптора ХХ столетия и посвящен событию государственного масштаба – празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства.
Настоящая книга адресована самому широкому читателю – людям разных национальностей, живущим в России и далеко за ее пределами. Она призвана заставить биться их сердца согласно общему камертону. И камертон этот – любовь и восхищение вечным в искусстве: духовностью, красотой и гармонией. Цель этого издания – по-новому, ярче и многограннее – представить творческое наследие художника.

Авторы-составители альбома:

Л.Н.Нарбекова – директор МРМИИ им. С.Д.Эрьзи; А.М.Лобанова – зам. директора МРМИИ им. С.Д. Эрьзи по научной работе; М.А.Танасейчук – зав. отделом развития и информационных ресурсов; Н.В. Холопова – зав. научно-исследовательским отделом.
Альбом подготовлен в рамках ФЦП “Культура России 2006-2011 гг.”, при финансовой поддержке МК РФ и Министерства печати РМ.

Эрьзя по имени эрзи

Творчество С. Д. Эрьзи


В отношении Эрьзи мало сказать, что он в своем творчестве был связан с народом. Он был его неотъемлемой частицей всегда и повсюду. Не случайно первую же свою значительную скульптуру он подписал именем родившего его народа – ЭРЬЗЯ.

К. Г. Абрамов.


Эрьзя имени эрзи? Значит совсем разуверься В том, что талантлив и спорен И восхищенья достоин?

Бездна сомненья и горя, Правда, рожденная в споре, Мрамор, характером сточен, Так выразительно точен…

Дерево Аргентины Стало его судьбиной, И альгарробо с квебрачо Стали его удачей .

Эрьзя – эрзя от плоти, Преданный только работе, Счастье нашедший в натуре, РОДИНЕ ДАРИТ СКУЛЬПТУРЫ!


Имя Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) получило широкую известность еще в начале века, после первых выставок в Милане, а затем в Венеции.

Судьба закинула художника в далекую Италию, где и началось его восхождение к вершинам искусства. Нелегок был этот путь, продолжившийся несколько десятилетий.

Дорога в искусство вообще труднейшая из дорог, но для Степана Дмитриевича она оказалась особенно трудной. Грубая деревенская среда и независимая семья родителей не привили ему в детстве приемы «хорошего тона» в обращении, так необходимые в мещанской среде дореволюционной России. Зато он полновесной мерой получил от них правдивость и прямоту, с которыми и прошагал свой нелегкий ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ .


Запись в метрической книге церкви села Ахматова Ардатовского уезда :

дата рождения : 1876 г. Октября, 26. дата крещения : 1876 г. Октября, 31. родители : Дмитрий Иванович, Мария Ивановна Нефедовы, жители села Баево. крестные родители : Иван Стефанов, Пелагея Ивановна. совершали обряд : священник Василий Алексеев, дьякон Александр Снегирев, пономарь Петр Троянов.


Родители

Мать будущего скульптора, Мария Ивановна, урожденная Самаркина, замуж была взята из другого села – Алтышева, находящегося от Баева на довольно большом расстоянии. Иван Самаркин, отец Марии, часто ходил на Волгу бурлачить в компании с Иваном Нефедовым, отцом Дмитрия. Два тезки, сделавшись большими друзьями, решили скрепить свою дружбу родством.

Союз Дмитрия Нефедова и Марии Самаркиной был на редкость удачным и счастливым. По рассказам их внуков, они были людьми далеко не одинакового характера. Дмитрий Иванович – молчаливый, замкнутый, малообщительный. Мария Ивановна же, наоборот, - разговорчивая, общительная, любила повеселиться и попеть. Она была большая мастерица шить и вышивать.


Движеньем моего резца Возникла из небытия Мать, погруженная в себя… Движением горячих рук, Откинув волосы с лица, Она раскрылась до конца Следами пережитых мук… Полуулыбка, полуплач Невольно вырвались из губ С непримиримостью разлук И неизвестностью удач… И с горечью, и добротой Шептала тихо: «Степа мой, Мой дорогой, любимый сын, Ты у меня такой один!» Прости, родная, пред тобой Я должен на колени пасть… В гофре-сапожках ты стоишь, Приехавшая навестить в Париж, А я, Эрьзя маститый твой, Весь трепещу перед тобой…

ПОРТРЕТ МАТЕРИ


Отец! Ты весь пропитан лесом, Ты пахнешь древесиной и смолой, И лиственным густым навесом И сморщенной, нахмуренной корой…

Ты – мой отец, и я твое творенье, Художественный гений ты вложил… С тобой впервые дерево пилил, Пьянея от воображенья, И в дереве тебя я воплотил.

ПОРТРЕТ ОТЦА


Первые уроки

В родном доме он наблюдал за вышиванием матери, резьбой по дереву старшего брата, поделками отца из корневищ и сучьев, подобранных им во время бурлацких походов по Волге. Из речного ила лепил Степан свои первые скульптуры, рисовал углем на стенах и потолке портреты родных и знакомых, растворял в конопляном масле растертые разноцветные камешки и писал первые пейзажи.




спустилась С небес – проматерь всех людей, Сверкая ноготой своей… Голову ты мягко опустила На крыло струящихся волос…

А виновник тут же за кустами, Приподнялся искуситель-змей… Впереди – библейская расплата. Счастье материнского тепла…

К дереву прижалась беззащитно, Плодородьем тело налилось… Ева и природа тесно слиты – Я же знал – с тебя все началось!


КРАСИВЕЙШАЯ

Музыкою странною согреты Заплясали искры на горах, Радугой играли самоцветы На густых, волнистых волосах…

И за каменным цветком Данила Устремился вглубь твоих пещер… И не ты ли Эрьзю заманила – В альгарробные леса открыла дверь?

Красивейшая, с глазами синей сини Ты осталась в памяти моей Со штрихами плавных линий Соболиных, бархатных бровей .

ЖЕНСКИЙ ПОРТРЕТ


Выточена мудрою природой С головы до юных стройных ног, Красотой сверкая первородной, К скульптору ступила на порог…

Жгучий взгляд и девушка зарделась, Голову смущенно отвернув, Испарилась дерзостная смелость, Ей невинность прежнюю вернув.

Поглощенной новою работой, Придавая коже нежный блеск, Соревнуясь с матушкой-природой, Победил настойчивый творец!

ОБНАЖЕННАЯ


ЖЕНСКАЯ ФИГУРА

ПОРТРЕТ МОРДОВКИ

СТАРИК МОРДВИН


ПОРТРЕТ ОТЦА

ПОРТРЕТ МАТЕРИ

СТАРИК МОРДВИН


КАПРИЗ

КАЛИПСО

МОИСЕЙ


СПЯЩАЯ МАТЬ

ПЛАМЕННЫЙ


Дремлет мать, обнявши малыша, Под ее рукой его палатка… Белый мрамор теплится дыша,

До того она уснула сладко… И малыш спокоен под рукой –

Это дом его – его спасенье…

Я благословляю этот мир, Мир покоя, вечного блаженства –

Мать с ребенком – это ориентир Вечного в природе совершенства!

МАТЬ С РЕБЕНКОМ



Творчество связало и распяло На кресте ваятеля творца И в его конечности вбивало Гвозди ржавые до самого конца. Исходил он муками и криком, Если шаг неверный брал резец, И в поту не думал о великом: Шлифовал до блеска образец…

ХРИСТОС

Для него искусство было свято, Остальное – жизни суета… Одержимостью безжалостно распятый, Из себя он вылепил ХРИСТА

ХРИСТОС КРИЧАЩИЙ


ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА СТЕПАНА ДМИТРИЕВИЧА ЭРЬЗИ (НЕФЕДОВА)

1876 г. 27 октября родился в селе Баеве Алатырского уезда Симбирской губернии. 1884 г. Семья Нефедовых переезжает из села Баева на новое местожительство на берегу реки Бездны в 12 км от города Алатыря. 1885 – 1888 гг . Учится в церковно-приходской школе села Алтышева. 1890 г. Степан учится иконописи в Алатыре. 1893 – 1897 гг. Уезжает в Казань, поступает в иконописную мастерскую Ковалинского. Расписывает церкви приволжских сел и городов. 1901 – 1906 гг. Степан Дмитриевич приезжает в Москву, осенью поступает учиться в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Летом 1906 года по приглашению Д. Тинелли уезжает в Италию. 1906 -1914 гг. Живет и работает в Италии и Франции. На художественной выставке в Милане выставляет ряд работ: «Сеятель», «Тоска», «Усталость», «Ангел» два женских портрета. Участвует на различных выставках. В 1909 году на Всемирной выставке искусств в Венеции он выставляет свою знаменитую «Последнюю ночь перед казнью», подписанную именем ЭРЬЗЯ. 1914 г. Весной Эрьзя покидает Италию и уезжает на родину, в Россию. 1926 г. Участвует в выставках Москвы. Осенью уезжает в Париж для организации своей персональной выставки.


1927 г. В Париже состоялось всего три выставки скульптур Эрьзи. Весной Эрьзя отплывает в Аргентину. 1928 – 1933 гг. Участвует в различных выставках в галерее Мюллера, где экспонировались скульптуры, сделанные уже из кебрачо и альгарробо. 1933 – 1950 гг. Живет и работает в Буэнос-Айресе. Присуждение ему Второй муниципальной премии. В 1947 году упорно ходатайствует о том, чтобы ему разрешили вернуться на родину. Активно участвует в различных выставках. 1950 г. Возвращается на Родину.

1954 г. Открылась персональная выставка произведений С. Д. Эрьзи в Москве.

1957 г. Скульптор награжден орденом Трудового Красного Знамени за многолетнюю деятельность в области изобразительного искусства.

1959 г. Степан Дмитриевич Эрьзя умер.


Урок - биографический экскурс по творчеству С.Д. Эрзи

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

mob_info