Самый необычный музыкальный инструмент. Необычные музыкальные инструменты мира

Вашему вниманию топ одних из самых необычных инструментов в мире. На всех них все еще играют музыканты, какими бы древними или странными эти инструменты ни казались.

Терменвокс

был изобретен в России в прошлом столетии. А точнее, в 1919 году. Такое название инструмент получил от фамилии своего создателя - Льва Сергеевича Термена. Этот необычный инструмент является первым в истории электромузыкальным инструментом. Звуки извлекаются, казалось бы, нехитрым движением рук: знай себе перемещай руки в радиусе электромагнитного поля рядом с металлической антенной. Левая рука обычно регулирует громкость, а правая – ответственна за высоту звука. Вот только научиться пользоваться двумя руками при игре на этом инструменте не так-то и просто!

Reactoscope

или иными словами – мультимедийный медиа стол. Вещь уникальная и более того – красивая. Трогаешь – и издается звук, и более того, инструмент можно запрограммировать под почти любые требования. С помощью мультимедийного стола можно не только удивлять клабберов, но и радовать яркими презентациями коллег и партнеров, к примеру, либо оповещать посетителей о разнообразии меню в ресторане.

Бонанг

Музыкальный привет из Индонезии. Инструмент этот состоит из набора маленьких бронзовых гонгов, которые размещаются на деревянной подставке и скреплены между собой шнурами. Посередине каждого гонга имеется небольшая выпуклость, ударив по которой специальной деревянной палочкой, получается мягкий звук. Палочку обматывают либо веревкой, либо х/б тканью для придания большей глубины звуку. Различают мужской – с более высокими деревянными бортиками и выпуклыми гонгами – бонанг и женский – с наоборот, более низкими бортиками и плоскими гонгами.

Субконтрабас-флейта

похож на большую изогнутую флейту, а звуки издает весьма странные. Длина некоторых инструментов может быть до 4,5 метров! Не так уж просто играть на такой махине, согласитесь. Звуки же, извлекаемые из субконтрабаса-флейты могут многих сбить с толку – они похожи на такие, как если бы кто-то просто дул в трубу.

Серпент

еще называют за его внешний вид констрабас-анакондой. Впрочем, звучит инструмент далеко не так тихо, как змея, а скорее как слон: громко и раскатисто. Серпент был изобретен в далеком 1590 году, но уже к 19 веку вышел из употребления. Сегодня на нем играют разве что музыкальные маньяки, осваивающие все новые и новые старые изобретения.

Литуус

в переводе с латыни прежде всего означает изогнутый посох авгура либо же военную трубу, также изогнутую. Пользовались этим инструментом чаще всего в качестве предупредительного сигнала в военное время. Но в средние века небезызвестный Иоганн Себастьян Бах прославил литуус, написав под него монет OJesuChrist, meinsLebensLicht.

Трембита

Можно смело сказать, украинский сородич литууса. Трембиты, как и их античные собратья, прежде всего используются для оповещений различного рода. А так как они популярны в большинстве на Гуцульщине и востоке Карпат, то широко используются пастухами. Но также эту деревянную трубу порой включают и в оркестровые исполнения.

Ханг

состоит из двух металлических полушарий, соединенных между собой и отдаленно напоминает пресловутое НЛО-тарелку. Этот инструмент – еще в детском возрасте, ибо изобретен только в 2000 году. Как правило, ханг размещается на коленях или между ними, а звуки извлекаются уже в зависимости от воображения играющего: пальцами, кистями, ладонями.

Отаматон

вполне оправданно называют поющим головастиком. Выглядит это японское изобретение и вправду забавно: как нота с глазами и ртом. Нажатием головы и манипуляциями с «хвостиком» гаджет приводится в действие и издает презебавшейшие звуки. Чего только японцы не выдумают! Этому инструменту-игрушке всего два года, но она уверенно занимает позиции на рынке, но, по большому счету, развлекательном, а не музыкальном.

Стеклянная гармоника

внешне слегка напоминает ткацкий станок и состоит из стеклянных полусфер различного размера. Сферы нанизаны на металлический стержень, который в свою очередь закрепляется в некий ящик-резонатор с водой и уксусом, но так, чтоб сферы погружались в него только наполовину. Усовершенствовав простую игру на мокрых стаканах в 18 веке изобретательный ирландец покорил мир новым инструментом. Им восхищались великие композиторы и писатели того времени, но тем не менее, кто-то пустил слух о том, что стеклянная гармоника – промыслы дьявольских прихвостней: вызывает преждевременные роды у женщин, крайне неудовлетворительно действует на душевное состояние людей и пугает животных. Инструмент был забыт до наших времен, пока в 20 веке композиторы не решили вернуть инструменту отобранный «голос».

Варган

на вид очень странный и даже непонятный инструмент. С первого взгляда не него не каждый сообразит, как и куда его приложить, чтоб извлечь звуки. Варган относится к язычковым музыкальным инструментам, и звуки из него извлекаются соответствующим путем. Стоит зажать его между губами или зубами, подуть либо изменить положение губ – и послышатся звуки. Его нередко называют языческим инструментом, ведь история не может найти истоков появления оного. Последние исследования показывают, что варган вполне мог быть изобретен пять тысяч лет тому в Южной Азии и распространился по всему миру благодаря своей компактности, незамысловатости и несомненной необычности.

Пытаясь добавить в свою музыку особое звучание, какую-нибудь неповторимую запоминающуюся фишку, музыканты прибегают к разным методам. Некоторые песни запоминаются благодаря интересным барабанным партиям (как “They Don’t Care About Us” Майкла Джексона, где вся фишка — именно в звучании ударных) или узнаваемым гитарным рифам (ну кто не знает «Smoke On The Water» Deep Purple?). Некоторые становятся хитами из-за гениальной простоты, благодаря которой, например, “We Will Rock You” Queen прочно и надолго закрепилась в топе самых узнаваемых песен и самых копируемых кричалок в мире. Подобные песни никогда не затеряются в миллионных списках других музыкальных творений. Говорят, мир обрел уже около полумиллиарда песен. Ну и как при таком раскладе создать что-то по-настоящему уникальное, еще никем не придуманное? Или выполнить еще более сложную задачу: написать ни на что не похожий хит. Нет никаких гарантий, что у вас это получится, даже если вы гениальный композитор. Бывают же случаи: пока неизвестный гений месяцами-годами трудится над новым шедевром, какой-то дилетант-самоучка совершенно случайно сложит 3 ноты таким образом, что потом эту его нехитрую песенку будет напевать половина планеты. А почему? Да потому, что в мире и так полно красивых, сложных, но ничем не примечательных мелодий. По этой причине современные музыканты пытаются добиться уникальности двумя наиболее простыми путями: либо свести все до максимальной простоты (пример тому- несложные поп-музыкальные мотивчики) или добавить нечто необычное, которым часто является использование различных электронных эффектов при помощи специальных компьютерных программ (тот же FL Studio). Но есть еще третий вариант, в последнее время стремительно набирающий популярность: добавление в общий микс какого-нибудь необычного музыкального инструмента. Благодаря этому, общее звучание песни становится более неповторимым, а в некоторых случаях — и выступление группы выходит ярче и эффектней.

Какие же они - необычные и интересные музыкальные инструменты? Мы составили список самых интересных экземпляров и даже подобрали подходящие видео, которые в лучшем виде передают особенности их звучания. И так, представляем вашему вниманию наш топ-9.

9. Хуака

Открывает наш список редкий и неизвестный инструмент хуака, создателем которого является Шерон Роуел. Это достаточно новое музыкальное изобретение — первый экземпляр был создан всего в 1980 году. Первым музыкантом, сыгравшим на хуаке, стал Алан Тауэр, который, к тому же, записал целый диск с музыкой этого интересного инструмента.

Корпус хуаки состоит из трех глиняных сосудов, соединенных между собой, благодаря чему, могут быть воспроизведены три разных звука одновременно. Вообще, конструкция хуаки напоминает человеческое сердце и легкие, а звук, издаваемый инструментом, немного похож на звучание флейты.

8. Кризалис

Еще одно молодое изобретение из списка редких музыкальных инструментов. История кризалиса началась, когда в 1970-тых годах Крису Форстеру пришла интересная мысль: «А что будет, если взять колесо и вместо спиц натянуть струны?». Идея оказалась довольно удачной, так как звучание кризалиса вышло действительно волшебным. С виду конструкция инструмента довольно нехитрая: 2 деревянных, вращающихся в разные стороны, колеса и по 82 струны на каждой стороне. Но на самом деле создатель уверяет, что здесь присутствует еще и секретная авторская технология, благодаря которой будто льющиеся из-под пальцев нежные звуки криза лиса, выходят такими завораживающими.

7. Ханг

Совершенно космический инструмент. И внешне похож на летающую тарелку, и звуки издает чарующие, как будто из другой планеты. Да и цены на ханг слегка космические — на аукционах близко $10 тис. Хотя лучше всего покупать напрямую у авторов этого творения — швейцарцев Феликса Ронера и Сабины Шерер, создавших ханг в 2000 году. Кстати, это будет дешевле — около 1500 евро.

Сам музыкальный инструмент ханг состоит из двух плосковатых полусфер, в одной из которых находится 7-8 ямочек, расположенных по кругу (тональный круг), а в другой — резонансное отверстие.

6.Хапи

В 2009 году те же швейцарские изобретатели представили миру упрощенную версию ханга — хапи, в странах СНД почему-то именуемого «глюкофоном». Хапи, в отличие от «старшего брата», приобрести довольно просто и значительно дешевле, но это не делает его менее интересным и необычным. Глюкофон слушать — один релакс и удовольствие, а игра на нем заменяет медитацию. Кстати, целью покупки хапи-драма часто и является его использование в различных практиках и упражнениях для погружения в медитативное состояние. Причиной тому является звучание, похоже на звук тибетской чаши или колокольчиков.

Хапи более округлый, чем ханг, и немного меньше по диаметру. В нижней полусфере — все так же отверстие, но у верхней — уже не ямки, а прорезаны 5-8 «язычков», по которым ударяют пальцами или специальными палочками.

5. Стеклянная гармоника

Очень редкий инструмент с достаточно долгой историей, берущей начало в Англии 1600-тых годов. А все началось с английской моды на «ирландское развлечение» — игра на тридцати-сорока стаканах, наполненных водой. Умельцы, прикасаясь к краям стаканов, извлекали из них легкие нежные звуки. В полноценный инструмент музыкальные стаканы превратились в 1757 году, когда в Лондон прибыл посланник Ассамблеи Пенсильвании Бенджамин Франклин. Увлечение англичан пришлось ему по вкусу, и изобретатель решил немного трансформировать инструмент, заменив стаканчики стеклянными полусферами, нанизанными на вращающуюся железную ось. Нижний край полусфер погружался в емкость с водой, благодаря чему они были постоянно увлажнены.

Инструмент имел огромную популярность в Европе до тех пор, пока внезапно не был обвинен в излишнем влиянии на психику людей: от легких расстройств и до потери рассудка. Кое-где стеклянную гармонику даже запретили. Но в 1920-х годах звуки волшебного инструмента вернулись из небытия в пластинках Бруно Хофмана, который написал немало мелодий специально для стеклянной гармоники.

4. Тенори-он

Тенори-он — это скорее электронный аппарат для извлечения звуковых эффектов, нежели музыкальный инструмент в привычном понимании. Для игры на нем особых навыков и музыкального образования не требуется — все строится скорее на интуитивном восприятии музыки и чувстве ритма. Но это не значит, что инструмент предназначен только для любителей! Профессионал тоже оценит все преимущества тенори-она, используя его для создания электронной музыки.

Устройство являет собой квадратный дисплей с 256 кнопками-сенсорами со светодиодами. Внутри системы имеются встроенные эффекты и библиотека звуков. Музыка, которую возможно сыграть на этом инструменте, имеет исключительно электронный характер. В нашем списке необычных музыкальных инструментов это первый хай-тек прибор. А теперь угадаете его высокотехнологичную родину? Конечно, как и следовало ожидать, создатели тенори-она, Тосио Ивай и Ю Нишибори - японцы.

3. Реактоскоп

Еще одна техно-новинка, но в этот раз — не продукт конкретного создателя, а скорее, коллективное изобретение участников музыкального конкурса Evolution Music Instruments. Одной из целей мероприятия как раз и является продуцирование новаторских идей и создание необычных инструментов воспроизведения звука. Реактоскоп — первое достижение конкурсантов. Сделан по прототипу испанского реактейбла, реактоскоп является интерактивным музыкальным столом с изображенными разноцветными кнопками, каждая из которых имеет определенную функцию. Именно при помощи данных функций и воспроизводятся треки. Причем они автоматически начинают обрабатываться в режиме реального времени, что позволяет достичь практически идеального звучания. Чтобы играть на реактоскопе особое образование не требуется. Достаточно интуитивного восприятия музыки. Ну и, конечно, подробного изучения функций каждой кнопки (а таких 20). Но это не так и сложно, ведь над каждой из кнопок есть графические подсказки.

2. Лазерная арфа

Лазерная арфа, как и два предыдущих представителя высокотехнологической музыкальной индустрии, не является музыкальным инструментом в его привычном понимании (или, может быть, именно так будут выглядеть музыкальные инструменты будущего). Такая себе футуристическая арфа — это скорее контроллер, чем полноценный инструмент. Вместо струн — лазерные лучи, при перекрывании которых, возникает звук.

Можно подумать, что лазерная арфа — изобретение ХХІ века, но нет — Джефри Роуз изобрел ее еще в 1976 году. Популярность такая арфа обрела благодаря известному музыканту Жану-Мишелю Жарру, включившему ее звучание в песни студийного альбома «Rendez-vous». Кстати, впервые альбом прозвучал на праздновании 25-летия NASA (и конечно, самым ярким объектом выступления стала, конечно же, эффектная лазерная арфа).

1. Катушка Теслы / Зевсафон

Сколько бы не говорили и не предупреждали, людям нравится играть с огнем, пытаясь покорить эту могущественную стихию. Опаснее горящего пламени может казаться только загадочная молния. И вот нашлись энтузиасты, сумевшие не просто покорить это смертельно опасное явление (точнее, уменьшенную искусственно созданную его копию), а еще и заставить его играть музыку!

Кто создал катушку Теслы? Конечно же легендарный Тесла! Но думал ли он, что когда-то кому-то сбредет в голову использовать ее как музыкальный инструмент?

Чистое электричество + плазменный динамик + трансформатор Теслы — вот три составляющие завораживающе опасного и очень эффектного инструмента, именуемого в честь древнегреческого бога-громовержца Зевса. Конечно, игра на зевсафоне не требует прямого контакта музыканта с инструментом (а еще и запрещает!) — трансформатор Теслы можно подсоединить к разным устройствам, инструментам, которыми владеет музыкант. Часто катушку подключают к синтезатору. Вообще, звучание зевсафона — это звучание высокого напряжения (как иногда звучат высоковольтные провода, но громче и мелодичнее), хотя вся фишка здесь не так в звуке, как в шоу и самом факте: «мы заставляет ток играть музыку!».

Что только не придумают, чтобы разнообразить свои музыкальные творения или даже сделать себе имя на изобретении нового экстравагантного инструмента! Мы представили вам 9 самых необычных музыкальных инструментов, но на самом деле подобных примеров существует еще очень много. Если бы мы взялись за описания всех странных диковинных воспроизводящих какие-либо звуки предметов, на подобии этнических инструментов далеких от цивилизации племен или модерновых аппаратов ХХІ века — обычная статья на интернет-ресурсе плавно превратилась бы в полноценную книгу, возможно даже на несколько томов. Поэтому мы выбрали действительно стоящие вашего внимания инструменты, где их необычность гармонично совмещается с красивым оригинальным звучанием. Если в музыкальной индустрии вы только слушатель, но наш текст пробудил в вас желание попробовать себя в роли музыканта (а вдруг!), мы не советуем начинать из какого-нибудь очень необычного инструмента. Во-первых, большинство из них очень редкие и, соответственно, очень дорогие, а во вторых, для овладевания азами музыкальных умений лучше всего начать с чего-то более обычного. И учителя найти легко (в некоторых случаях достаточно видео уроков в ютубе), и купить намного проще и доступнее. Например, в интернет-магазине музыкальных инструментов www.robik-music.com. Здесь вы найдете множество видов разных инструментов: от общеизвестных гитар и фортепиано и до менее распространенных этнических. Если же вы — профессиональный музыкант, тогда тем более советуем заглянуть на сайт этого магазина. Здесь есть не только огромный выбор традиционных инструментов, а даже диджейская аппаратура, звуковое оборудование и, конечно, световое оборудование, при помощи которого вы сделаете выступление более ярким и зрелищным, не прибегая к использованию катушек Теслы, лазерных арф и других, слишком редких для приобретения, инструментов.

Ранее мы уже писали о музыкальных инструментах, которые необычно звучат и интересно выглядят, но не становятся популярными . Они, что называется, «известны в определенных кругах» - например, среди поклонников этнической музыки или в субкультуре.

О важности звука и разнице подходов

Звук важен для нагнетания саспенса и создания атмосферы. Даже самые чудовищные монстры не внушают должного уровня страха и ужаса, если они остаются тихими болванчиками - особенно в нашей культуре, где немое кино способно увлечь лишь как предмет ностальгии.

Более того, верно и обратное - звук способен превратить самые обыденные сцены в страшные, а реалистичных персонажей без отвратительного грима - в монстров.

Цель традиционных музыкальных инструментов - создать гармоничное звучание, приятное для человеческого слуха. Но в фильмах ужасов (и, кстати, играх -ужастиках) звуковое и музыкальное сопровождение выполняет прямо противоположную функцию - оно должно пугать, вызывать ужас, дискомфорт и неприятные ощущения.

Поэтому инструменты, издающие непривычные звуки, оказываются в чести у звукорежиссеров и композиторов фильмов ужасов - они позволяют выйти за пределы комфортной для уха тональности и создать необычные и пугающие звуки.

В цифровых библиотеках звуковых спецэффектов можно найти множество соответствующих сэмплов, но они недостаточно разнообразны, часто повторяются и теряют эффективность. Чтобы создать по-настоящему дискомфортную атмосферу, композиторам нужно искать новые и неожиданные комбинации звуков. Мы уже писали о терменвоксе - регулярном «госте» пугающих и напрягающих саундтреков. Но есть и другие инструменты, которые как будто бы специально создавались для записи музыки к фильмам ужасов.

Вотерфон

Инструмент, который используется преимущественно для записи саундтреков к фильмам, где создает необычное, неземное или пронзительно резкое звучание. Был изобретен в 1968 году Ричардом Уотерсом (Richard A. Waters). Его можно услышать в саундтреках к фильмам «Матрица» и «Полтергейст».

Вотерфон представляет собой круглую чашу с монолитными стержнями из бронзы разной длины по краям. Чаша наполняется водой и служит резонатором. Из-за воды звук получается как бы вибрирующим . Обычно на вотерфоне играют смычком, но иногда необычные звуки извлекают с помощью ударов прутом или резиновым молотком. Звучание зависит от длины стержней или положения воды в чаше.

Вотерфон позволяет извлекать микротоны (музыкальные интервалы меньше полутона), поэтому звучание вотерфона настолько непохоже на обычные музыкальные инструменты в стандартном 12-тоновом темперированном строе.

Сам Ричард Уотерс объяснял , что популярность вотерфона у саунд-дизайнеров и звукорежиссеров обусловлена тем, что «его звучание служит отражением Странного и Непознанного: пришельцы, привидения, необычные состояния сознания и наркотическое воздействие, смерть - звуки вотерфона часто используются для того, чтобы проиллюстрировать все это».

Право на производство настоящих вотерфонов есть только у одной компании в Америке - один инструмент стоит от 1100 долларов. Интересно, что вотерфон иногда напоминает песнь китов - были случаи , когда с помощью этого инструмента исследователям удавалось привлечь косаток.

Вот пример того, как вотерфон звучит в одной из песен мюзикла Dreaming Ховарда Гудолла.

Яйбахар

Этот музыкальный инструмент - недавнее изобретение турецкого музыканта по имени Гёркем Шен (Görkem Şen). Звучанием он напоминает электронную музыку из старых фильмов ужасов, хотя яйбахар - акустический инструмент, который ничего электронного не содержит.

Основные составляющие яйбахара - длинный гриф (наподобие гитарного) с двумя струнами и мембраны (большая и малая). Мембраны соединяются с грифом двумя длинными пружинами, которые начинают вибрировать при каждом прикосновении. Музыкант извлекает звук смычком, а вибрация струн, отражаясь от мембран, причудливо преломляется, создавая эффект эха. Ещё по мембранам можно бить, как по элементам ударной установки.

Кстати, яйбахар довольно быстро нашел поклонников - некоторые из них создают собственные инструменты подобного рода. Например, в этом блоге один из энтузиастов подробно рассказывает о том, как и из чего сделал свой собственный яйбахар.

Шен играет на яйбахаре и собственные импровизации, и музыку, написанную для других инструментов - например фортепианные произведения французского композитора Эрика Сати . Но, вероятнее всего, совсем скоро этот инструмент с его инопланетным звучанием откроют для себя и композиторы фильмов ужасов.

The Apprehension Engine

Настоящий «заводик» по производству звуковых эффектов для фильмов ужасов.

Этот инструмент (или точнее - целую систему инструментов) создал гитарный мастер Тони Дугган-Смит (


Музыкальные инструменты из нашего списка внешне мало похожи на привычные взору гитары, пианино или барабаны, с которыми большинство знакомо с детства благодаря занятиям в музыкальной школе или просто телевизионным программам. Предлагаем обзор инструментов, которые дают возможность одному артисту быть особенным, а другим восстановить связь с историей или получить возможность творческому выходу, о многих люди даже и не слышали.

Кажется, что наши предки были помешаны на музыкальных инструментах не меньше нашего и как результат, через тысячелетия, мы имеем возможность широкого выбора данных устройств. Некоторые инструменты, как, например, Эолова арфа, являются примером использования сил природы, в данном случае ветра, для извлечения звука, а примером использования научных разработок является поющая катушка Теслы. Другие пытаются имитировать звуки сразу же нескольких инструментов, как, например, недавно изобретенный струнно-клавишный-смычковый инструмент «Колесная арфа» (Wheelsharp). И, наконец, несколько инструментов изготовленных на заказ, как, например, инструмент Gameleste, созданный специально для исландской певицы Бьорк.

Gameleste специально был сконструирован для альбома и мультимедийного проекта “Biophilia” исландской певицы Бьорк, который был представлен публике в 2011 году. Ударный инструмент является сочетанием традиционного индонезийского инструмента гамлана и челесты, маленького клавишного инструмента с молоточками, которые ударяют о металлические пластины, создавая звук приближенный звуку колоколов. Инструмент был создан британским перкуссионистом и исландским органистом.


У звукового инженера Генри Дега ушло 4 года на создание гигантской шарманки, которая работает на солнечной энергии. Автор назвал свое детище Sharpsichord. Инструмент представляет собой огромное металлическое устройство с граммофоном и 11 000 дырочек для смены цилиндров. Штифты, на которые устанавливают цилиндры, при вращении задевают за струны инструмента и рождается звук. Во время исполнения композиции все цилиндры меняются вручную, что занимает много времени, поэтому концерт может длиться целый день или дольше.

Лур – это духовой инструмент, горн, который в длину может достигать два метра и является одним из самых старинных инструментов в нашем списке. Его изображение можно найти даже на наскальных рисунках в Скандинавии. Он может иметь прямую и изогнутую форму и часто ассоциируется с периодом викингов, в Средние века существовал деревянный аналог инструмента. Когда изменились технологии, то его начали изготавливать из бронзы, например, в Дании и Германии использовали такой вариант с мундштуком.


Это, возможно, самый потрясающий инструмент в нашем списке, да и выглядит он как «гость из будущего». Поющая катушка Теслы представляет собой своеобразный плазменный громкоговоритель. Катушка производит напряжение сверхвысокой частоты, затем следует звуковой эффект. В результате напряжения низкие волны издают звук похожий на звук синтезатора. Так как этот звук не улавливается ухом человека, то специальная установка преобразует его, и мы можем его слышать.


Пирофон – это своеобразный орган, который производит звук в результате взрывов. Инструмент был изобретен в 19 веке случайно при разработке двигателя внутреннего сгорания. При возгорании в трубках образуется звук. Выхлоп из камеры сгорания проходит через специальные камеры и получаются звуки разной тональности. Инструмент работает на пропане или авиационном бензине.


Колесная лира выглядит так же смешно, как и называется, но это очень важный инструмент при исполнении французских, венгерских и галицких народных песен, так как инструмент производит богатый, экзотический длительный звук, который получается во время вращения резинового колеса, задевающего струны. Инструмент звучит как струнный, но оборудован также и клавишами. Сверху он оснащен струнами, которые под напряжением издают звук похожий на звук волынки, поэтому харди-гарди часто используют именно для партии волынки в современных композициях.

4. Колесная арфа (wheelharp)


Колесная арфа – это музыкальный инструмент со струнами, которая управляется клавишами и ножным двигателем. Струны издают постоянный звук в результате трения колеса об них. Питание подается при помощи ножных педалей, которые напоминают педали пианино. Впервые инструмент был представлен публике в 2013 году в Калифорнии, а разработан по рисункам Леонардо Да Винчи. Так как не было подробных чертежей, то только благодаря музыкантам и инженерам он увидел свет. Это инструмент-оркестр, который издает полный, богатый звук.


Это самый симпатичный инструмент из нашего списка. Скрипка Хардангер является традиционным норвежским струнным инструментом для исполнения народных песен, похожим на традиционную скрипку, но оснащенным 8-9 струнами. На 4 струнах играют традиционно, как на обычной скрипке, а другие струны создают резонанс, эхоподобные звуки. Внешне инструмент очень красивый благодаря фигурной резьбе.


Диджериду - широко известный духовой инструмент аборигенов Австралии. Его изобрели 1500 лет назад. В основном это деревянная труба, которая производит звук. Инструмент существует разной длины и разного размера, но традиционно он должен быть длинным – чем длиннее инструмент, тем ниже тон издаваемо звука. Диджериду можно найти даже на наскальных рисунках древних людей. Традиционно инструмент расписывают в цвета присущие той или иной культурной группе.


Эолова арфа, или воздушная арфа, - это струнный инструмент, который производит звук под воздействием силы ветра. Своё название она получила в честь греческого бога ветра Эола. Инструмент состоит из ящика и, собственно, грифа с натянутыми струнами. Если установить арфу у открытого окна, то ветер, проходя сквозь струны, способствует образованию звуковых волн. Струны натянуты так, чтобы звук производился в разных тональностях. В результате мы получаем навязчивый, даже жутковатый звук, как будто сами боги играют на арфе.

Уникальный, неповторимый или просто непривычный? Безусловно, такой инструмент должен вызывать восхищение, поскольку все нестандартное нравится людям. Однако следует учитывать, что если необычный музыкальный инструмент представлен в привычной форме (например, рояль), а звучит при этом как скрипка, то его "необычность" сомнительна. В этом случае интерес будет минимальным. Другое дело, когда гитара звучит, как гитара, но у нее двенадцать грифов. Вот тогда иначе как "необычной" ее назвать нельзя.

Музыка и кухонная посуда

Иногда работают другие критерии. Если инструмент эволюционировал, развивался с течением времени, он мог кардинально измениться, отойти от канонов и превратиться в необычный музыкальный инструмент. В качестве примера можно привести тромбоны и трубы в легендарном оркестре Гленна Миллера. Чтобы приглушить звучание, музыканты взяли обычные кухонные миски и прикрыли ими раструбы духовых инструментов. Эффект был потрясающий. Инструменты зазвучали по-новому.

Так возникла сурдина - специальное устройство для изменения силы и тембра, а в некоторых случаях и тональности звука. Но пока изобретение не было запатентовано, тромбоны, прикрытые мисками, в оркестре Гленна Миллера считались необычными. Новое звучание открыло широкие возможности для композиторов и особенно для аранжировщиков.

Однако сурдина - это просто дополнение, а в целом необычный музыкальный инструмент характеризуется другими, более глубокими признаками, определяющими его эксклюзивность. Прежде всего это неповторимая, особая техника извлечения звука.

История музыкальных инструментов

Человек тянется к искусству с давних времен. Многие фольклорные обычаи сопровождались пением, а поскольку руки в это время свободны, то хотелось как-то помузицировать. Так появились первые примитивные музыкальные инструменты. На кусок дерева натягивались бычьи жилы, получался струнный щипковый инструмент. Бочонок, покрытый шкурой животного, становился барабаном. Каждое следующее столетие приносило новые, все более совершенные музыкальные инструменты.

В 16 веке появилась скрипка, которая сразу продвинула далеко вперед искусство музыкального сопровождения. Благородный инструмент под названием "виола" потребовал очень тонкого, бережного обращения. В разное время стали появляться великие мастера - Амати, Страдивари, Гварнери, - которые делали замечательные скрипки.

Позже, в 17 веке, был изобретен клавесин, предшественник пианино и рояля. Возможности музыкального сопровождения стали еще шире.

Еще в глубокой древности человек научился трубить в полые рога животных, в морские раковины и дудочки, вырезанные из дерева. А после того как люди научились добывать медную руду и выплавлять бронзу, стали появляться простейшие духовые инструменты, которые постепенно совершенствовались - на них уже можно было играть несложные мелодии.

С ударными было проще. Обычные тыквы превращались в маракасы, пустые бочонки становились барабанами, а все вместе становилось средством для исполнения ритмических "произведений", которые на ходу придумывались музыкантами.

Первые группы

История музыкальных инструментов еще далека от завершения, она продолжается и сегодня. И уже ясно, что конца не будет. Появляются все новые и щипковые, разнообразные духовые, язычковые и амбушюрные, кулисные и вентильные. Прошло около двух веков с того времени, когда музыканты начали собираться в ансамбли, квартеты, квинтеты, и позже в большие симфонические оркестры. Разные инструменты музыкальные, а также всевозможные вспомогательные устройства, объединяли с целью концертной деятельности.

Диджериду

Это редкий духовой инструмент, который входит в категорию "самые необычные музыкальные инструменты мира". Делается из ветки австралийского дерева арнхемленд, выеденного термитами изнутри. Звук диджериду низкий, вибрирующий, при непрерывном звучании может оказывать лечебное воздействие на дыхательные центры человека и предотвращать возникновение синдрома апноэ (остановки дыхания во сне).

Разновидностью диджериду являются альпенгорн и дудук, а прямой наследник - это литуус, деревянная труба длиной около трех метров с расширением на конце и мундштуком из рога муфлона. С помощью уникального инструмента в 1738 году была исполнена кантата Иоганна Себастьяна Баха "Иисус Христос, свет всей моей жизни", в которой была прописана партия для литууса.

Язычковое устройство

Необычный - это две сплюснутые полусферы из латуни полумиллиметровой толщины, диаметром 250 миллиметров, плотно соединенные друг с другом. Верхняя часть - динг - прорезана таким образом, что на ее поверхности образовались восемь сегментов с язычками, звучащих от легких прикосновений. Каждый из семи язычков соответствует одной ноте, а восьмой звучит как фа-диез. Нижняя часть ханга - это резонатор под названием "гу", он многократно усиливает силу звука, выравнивает тембр и придает мелодии особую привлекательность за счет легкой вибрации.

Создали инструмент инженер Феликс Ронер и музыкант Сабина Шерер в 2002 году. Позже они усложнили задачу и сконструировали неразъемный ханг, с лучшими акустическими характеристиками. Новый инструмент был показан публике в 2009 году.

Вьель, или колесная лира

О том, какие есть музыкальные инструменты в Европе, может рассказать любой справочник. Но не везде есть информация о колесной лире. Этот уникальный струнный инструмент изобрели монахи-странники, которые просили подаяние, обязательно сопровождая свои поклоны музыкой. На корпус обычной лютни натягивались мелодические струны, а рядом с ними - струны басовые для гудящего фона. Вдоль струнного ряда устанавливались специальные рычажки, разделяющие струны на участки. Вверху вращался барабан-смычок. Касаясь натянутых струн, он заставлял их звенеть.

Инструмент крупный, в одиночку на нем не сыграешь. Играли монахи всегда вдвоем. Один крутил колесо, другой перебирал лады. В 15 веке лиру уменьшили и она стала умещаться в руках одного музыканта. Характерно, что по всей Европе вьель был инструментом бродячих музыкантов, а во Франции игра на нем считалась искусством.

Струны и ветер

В списке "необычные струнные музыкальные инструменты" первое место занимает Эолова арфа. Принцип действия - струны звучат под напором ветра. Древние греки в дополнение соорудили резонатор, который усиливал звук. Арфа, созданная в 14 веке, была забыта на несколько столетий, и только в 17 веке инструмент возродили двое ученых: Афанасий Кирхер и Джамбатиста де ла Порта.

В настоящее время Эолова арфа находится в одноименной беседке в Пятигорске, инструмент расположен в центре ротонды. А в городе Сан-Франциско (вернее, далеко за городом) в 1967 году ландшафтные скульпторы Аристид Деметриос и Люси Эймс выстроили Эолову арфу высотой 27 метров.

Музыка и воздушные потоки

О том, какие есть музыкальные инструменты, движимые можно узнать на примере поющего дерева в городе Бернли (Великобритания, графство Ланканшир).

Конструкция многометровой высоты сложена из металлических труб разной длины и диаметра и представляет собой спираль, расширяющуюся кверху. Откуда бы ветер не подул, его потоки обязательно попадут в трубы, и металлическое дерево запоет. И хотя мелодия носит условный характер, все же это музыка природы. Глубокое вибрирующее звучание разносится далеко вокруг.

Этот необычный инструмент был создан Майком Тонкиным, лондонским архитектором, и Анной Лю, ландшафтным дизайнером.

Лазерная музыка

Редкие и необычные электронные музыкальные инструменты очень эффектны в использовании. Музыка как таковая сопровождается настоящим лазерным представлением, красочным и завораживающим. В 1976 году музыкант-любитель Джеффри Роуз изобрел лазерную арфу, действующую по принципу извлечения звука путем прикосновения пальцев музыканта к лазерному лучу. Разноцветные электронные нити, вибрирующие в воздухе, имитируют натянутые струны обычной арфы. Стоит слегка прикоснуться к лучу, как сразу же раздается звук заданного тона, чистый и звонкий.

В 1981 году включил в одно из своих выступлений известный музыкант-электронщик Жан-Мишель Жарр, а после очевидного успеха стал использовать ее при записи студийных альбомов.

Сталактитовый оргáн

Еще один необычный музыкальный инструмент, управляемый электроникой, был создан инженером Лиландом Спринклом в одном из пещерных лабиринтов в американском Изобретатель выбрал в обширной пещере Люрей несколько десятков сталактитов, которые при ударе молоточком издавали звук, соответствующий по тону какой-либо ноте. Затем он систематизировал результаты поиска, после чего каждый сталактит оснастил ударным механизмом. Соединив все устройства в одну цепь, инженер подключил к ней компьютер с электронным модулем, содержащем базу различных мелодий. Оставалось выбрать какую-либо композицию и нажать кнопку. В пещере вспыхивал яркий свет и начинала звучать музыка. Впечатление было потрясающее, поскольку природная акустика в подземном лабиринте великолепно отражает малейшие нюансы звука.

Стеклянная гармоника

В середине 18 века весь Лондон, от пивных до аристократических салонов, был охвачен модным развлечением - "ирландскими примочками", т. е. извлечением звуков из бокалов тонкого стекла путем скольжения пальца по его краю. От уровня налитой в сосуд воды зависела тональность звука.

Небезызвестный Бенджамин Франклин, который был в то время послом США в Лондоне, в свободное время занялся изготовлением музыкального инструмента под названием "стеклянная гармоника". Принцип действия устройства заключался во вращении 48 бокалов без ножек разного размера, насаженных на одну ось и наполовину погруженных в ванночку с водой. Прикосновение пальцев музыканта к кромкам вращающихся бокалов вызывало глубокое и сильное звучание. При этом можно было даже подбирать мелодию, чередуя прикосновения к разным частям стеклянного набора.

В последующие несколько десятилетий необычный инструмент был популярным средством развлечения, но однажды его объявили причиной многих бед, таких как ссоры в семье, нервные расстройства и беспричинное беспокойство собак и кошек. Гармонику запретили, и она была позабыта. Однако некий музыкант Бруно Хоффман не только продолжал пользоваться инструментом, но даже выпустил несколько пластинок с записью своих джазовых композиций на стеклянной гармонике.

"Змеевик"

Уникальный инструмент был создан священником из французского города Осер, Эдме Гийомом. Не во всех церквях и соборах имелся оргáн, а в музыкальном сопровождении нуждались все певческие хоры. Серпент, так называется инструмент, представлял собой многократно изогнутую трубу их дерева, обтянутую кожей. Общая его длина составляла три метра, что позволяло достичь сильного и красивого звука. На трубе были расположены шесть отверстий, перекрывая которые музыкант мог сыграть несложную мелодию. Во второй половине 17 века серпент обосновался в военных оркестрах, а затем и в придворных. Одновременно инструмент усовершенствовали, отверстия закрыли клапанами, а костяной мундштук сделали съемным.

В настоящее время серпент используется в концертных программах, посвященных старинным музыкальным произведениям. Его привлекают к работе и современные авторы, как, например, Джудит Вейр, пишущая для театра. Или композитор Джерри Голдсмит, который старается свои произведения для кинематографа сделать как можно более интересными по звучанию.

Сакулейта

В 2002 году музыкант Монти Левинсон взял обычную оркестрову флейту с клапанным механизмом и совместил ее с японской бамбуковой дудочкой сякухати.

Фольклорная японская музыка в начале 20 века прочно обосновалась в Европе. А к середине прошлого столетия этнический инструмент сякухати стал использоваться во многих концертных выступлениях известных исполнителей. Первым популяризатором японской стал Билл Уокер с Ямайки, игравший на ней практически на каждом своем выступлении.

В шестидесятых годах японская флейта участвовала в концертах филармонического оркестра Нью-Йорка. В 80-х этническая дудочка из страны Восходящего солнца еще больше упрочила свои позиции. Затем сякухати совместили с оркестровой флейтой европейского образца - таким образом появился еще один необычный музыкальный инструмент, который называется сакулейта.

Развлечение или искусство

Самые необычные музыкальные инструменты вызывают интерес прежде всего своим видом. Они непохожи на привычные фортепиано, гитару, саксофон. В каждом обязательно присутствует изюминка, которая делает инструмент неповторимым. Необычные музыкальные инструменты, фото которых, если нет возможности увидеть воочию, всегда вызывают живой интерес и, безусловно, являются частью культуры страны, в которой они появились. Существуют музеи, где собраны уникальные экспонаты, имеющие историческую и антикварную ценность.

Игра на необычных музыкальных инструментах также может быть особой, не похожей на распространенные способы. И далеко не всегда понятен принцип звукоизвлечения.

mob_info