Сценарий проведения бала 19 века. Литературный бал в школе

Сценарий бала в стиле XIX века «Литературный бал для школьников»

Цель: создание условий для развития творческой личности.
Задачи:
познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века;
развивать эстетический вкус;
формировать у обучающихся социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни;
воспитывать духовную культуру обучающихся.
Оборудование:
ноутбук;
столы;
настольные игры, свечи;
платок для игры в «жмурки»;
записки с заданиями для игры в «фанты»;
тексты пожеланий.
Домашнее задание:

Ход мероприятия.

Играет музыка. Гости собираются в зале, расходятся по местам.
По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала.
За кадром
И скоро балу быть…
И сердце трепетное бьётся…
Как даст мне Бог его прожить?
Как он душе моей придется?
И то ли радость, то ли страх
Сейчас внутри меня теснится…
Того не выразить в словах,
Тому осталось только сбыться.
Выходят концертмейстер и ведущая. Звучит торжественная музыка.
Концертмейстер:
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас на нашем балу. Бал – это совершенно особое событие в жизни человека прошлого века.
Ведущая: Для юной девушки, которую начинали вывозить в свет, это повод для волнений – там её увидят в красивом бальном платье и будет много света. И она будет танцевать, и тогда все узнают, какая она грациозная, легкая… Вспомните бал Наташи Ростовой.К балу готовятся – ведь это целый спектакль. И чем дольше длится это волшебное время, тем больше свободы.
Концертмейстер:
Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты.
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты.
Ведущая:
Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры.
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах.
Концертмейстер:
Везде банты и кружева,
Мелькают эполеты.
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты.
Ведущая:
Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало.
Концертмейстер:
Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался!

Музыка прекращается. Одна пара останавливается у микрофона.

Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.
Она: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».
Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование.
Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

После окончания музыки, вновь начинается передвижение. Теперь около микрофона останавливаются две пары.
1-я дама: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.
1-й кавалер: И свои, иногда очень жесткие, правила.
2-я дама: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.
2-й кавалер: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.
1-я дама: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.
1-й кавалер: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!
1-я дама: О времена, о нравы!
2-й кавалер: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.
2-я дама: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.
Пары уходят. Выходят ведущие.

Ведущая: Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.
Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечи
Концертмейстер:
От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.
Ведущая: Мы открываем бал!
Концертмейстер:
По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.
Ведущая: На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей).
Концертмейстер:
Участники бала:

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.
Ведущая:
Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

ПОЛОНЕЗ
Церемониймейстер: Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.
Ведущая: Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец.
Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!
Церемониймейстер: Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.

Ведущая: В исполнении …… звучит РОМАНС

Церемониймейстер: Уважаемые дамы и господа! Вашему вниманию любимые «Фанты».
Ведущая: (раздаёт листочки с заданиями). На листочках бумаги написаны задания, которые вам предстоит выполнить. Итак, приступим. Я обожаю эту игру! Это так весело!
Церемониймейстер: Большое спасибо! Мы вдоволь повеселились!

СЦЕНА № 2

К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.
Машенька : Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной он танцы танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.

Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!
Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.
Церемониймейстер: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.
Ведущая : Какой прекрасный вечер! Таинственные свечи, романтическое настроение.. Так хочется закружится в танце!
Церемониймейстер:
Однообразный и безумный,
Как вихрь жизни молодой
Кружится вальса вихорь шумный
Чета мелькает за четой.
Вальс, господа! Вальс!
ВАЛЬС

Церемониймейстер: То был вальс прелестный, да то был дивный вальс. Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении.
Ведущая: Кокетку 19 века невозможно представить без веера. Каждая красавица знала правила обращения с веером.

КОНКУРС «ЯЗЫК ВЕЕРА»
Вам предстоит перевести на язык веера следующие фразы:
- “Да” - приложить веер левой рукой к правой щеке.
- “Я вас люблю” – правой рукой указать закрытым веером на сердце.
- “Мои мысли всегда с вами” – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.
– “Я хочу с тобой танцевать“ – открытым веером махнуть несколько раз к себе, т.е. поманить.
- “Я хочу с вами танцевать” – открытым веером махнуть несколько раз к себе.
- “Будьте осторожны, за нами следят” – открытым веером дотронуться до левого уха.

РОМАНС
Ведущая: Как прекрасны девушки на балу, как интересны и галантны кавалеры! Дамы старались привнести в свой наряд что-то особенное, отличительное. Специально для нашего бала каждый присутствующий также изготовил бутоньерки. Что они означают вы узнаете прямо сейчас!
Церемониймейстер:
незабудка твердит: «Помни меня»;
василёк означает нежность и счастье;
белая роза – юность и очарование;
колокольчик – радостная новость;
камелия – восхищение, совершенство.

Молодые люди могут преподнести свои бутоньерки девушкам.

СЦЕНА № 3 «РАЗГОВОР ДВУХ ВЛЮБЛЕННЫХ»

Он : В который раз беспомощно пьянею
В родные, глядя, милые глаза…
Хотел бы я любить тебя еще сильнее,
Да только жаль, сильней уже нельзя!..
Она : Сильней нельзя! Да, я, поверь, согласна!
Не потому, что нет сильней любви!
А потому, что нет ведь больше счастья,
Чем просто заглянуть в глаза ТВОИ!
В них просто раствориться без остатка,
Поняв одно: ты – рядом, ты – со мной!
Любовь, мой Милый, до безумья сладка,
И мне не надо никакой другой!..
Он: О, как я счастлив, быть с тобою рядом,
И наслаждаться близостью твоей…
Мне в этой жизни ничего не надо,
Лишь знать, что будешь навсегда моей!..
Она: Я обещаю, Милый, так и будет –
Твоей я буду, ты же – мной любим!
И что бы ни случилось в этой жизни,
Любовь с тобой мы нашу сохраним!
И заглянув в глаза с тобой друг другу,
Пусть, даже через много долгих лет,
Поймем, Любимый, мы с тобой одно лишь:
Дороже этих глаз на свете нет!..

ЛИТЕРАТУРНЫЙ БАДМИНТОН

Церемониймейстер: На балах и в литературных салонах были популярны игры, в том числе и подвижные. Одна из них - бадминтон!
Ведущая: (удивлённо) Вы хотите предложить нашим гостям размяться и посоревноваться в отбивании пластмассовых мячиков???
Церемониймейстер: именно посоревноваться, …….! Потому что наш бадминтон будет литературный, и состоять он будет из 2 раундов. Вопросы будут задаваться по очереди каждой паре. Пара, не ответившая на вопрос, выбывает из конкурса. А победителем признаётся та, которая успешно "отбила мячи" в двух раундах! Приглашается по 2 человека от отряда.
Ведущая: Ну что ж, начнём! Первый раунд "Что в имени тебе моём?". В нём необходимо назвать (полностью!) имена и отчества писателей и поэтов.
1. Маяковский - (Владимир Владимирович)
2. Достоевский - (Фёдор Михайлович)
3. Грибоедов - (Александр Сергеевич)
4. Тургенев - (Иван Сергеевич)
5. Куприн - (Александр Иванович)
6. Булгаков - (Михаил Афанасьевич)
7. Державин - (Гавриил Романович)
8. Ахматова - (Анна Андреевна)
Церемониймейстер: второй раунд - "В соавторстве". Закончите названия литературных произведений:
1. Война – и мир.
2. Герой – нашего времени.
3. Записки – охотника.
4. Тихий – Дон.
5. Сказка о попе – и работнике его Балде.
6. Бедная – Лиза.
7. Слово – о полку Игореве.
8. Мастер – и Маргарита.
Церемониймейстер : Мазурка! Мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!
Ведущая: Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
Церемониймейстер: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Ведущая: Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!
Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка!

МАЗУРКА
Церемониймейстер: Ни один бал не обходился без игр. Наиболее любимой были всем известные «Жмурки».
Ведущая: Мы приглашаем 8 человек для игры. Дамы и кавалеры, не стесняемся!
«ЖМУРКИ»

РОМАНС

Церемониймейстер:
Ведущая:

СЦЕНА № 4

Дама 1: А, месье ……! Вы где-то задержались? Проходите, мы вам рады. Чудесный нынче бал?
Он: Да, ну, конечно, … кто же сравнит с Петербургом…(Берёт стул, садится в центр бала). Эх, что за жизнь, право! Никак нельзя скрыться, никак! Только войду куда-нибудь, уже все говорят: «Вон, говорит, ….., идёт».
Дама 2: Скажите так! Подумать только!
Он: С хорошенькими актрисами знаком. Я ведь тоже разные там водевильчики пишу. Моих, впрочем, сочинений много, там «Женитьба Фигаро», «Роберт Дьявол». Уж и названий даже не помню… И всё случаем: не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, напишите что-нибудь!» Думаю себе, ну, изволь, братец! И тут же в один вечер, кажется, всё написал, всех изумил. У меня лёгкость необыкновенная в мыслях!
Дама 3: Так, верно, и «Евгения Онегина» вы написали?
Он: Да, это моё сочинение. Я, признаюсь, только литературой и существую. У меня дом первый в Петербурге. Сделайте милость, господа, будете в Петербурге, всех прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.
Дама 1: Я думаю, там со вкусом и великолепием балы даются…
Он: Просто и не говорите! На столе, например, арбуз… в 700 рублей арбуз… Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижу… Я всякий день на балах. Там у нас и компания своя составилась: французский посланник, немецкий, английский и я! А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я ещё не проснулся… Графы и князья толкутся и жужжат, как шмели, только и слышно жжжжжж. Иной раз министр: жжжжжжж. Мне даже на пакетах пишут: «Ваше Превосходительство». Меня сам Государственный совет боится! Я такой! Я говорю всем: «Я сам себя знаю!»Во дворец всякий день езжу! Меня завтра же сейчас в фельдмаршалы произведут!!!
КОНКУРС «КОМПЛИМЕНТ»
Приглашаем по 2 человека от отряда.
Ваша задача – всем присутствующим дамам говорить комплименты. Победителем станет команда, которая дольше всех продержится в соревновании.

Ведущая: Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.
Церемониймейстер: Господа, объявляется танец «Котильон»!

КОТИЛЬОН
РОМАНС
Церемониймейстер: Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!
Ведущая : Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом! Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» - опухшие ступни и растянутые связки.
Церемониймейстер: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Ведущая : Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.

Вносятся подносы с записками. Каждый гость берет записку.
ПОЖЕЛАНИЯ НА ПОДНОСЕ

Тексты пожеланий:
«Выбрав дорогу, не сворачивай»
«Загляни в свою душу, спроси у своего сердца»
«Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!»
«Не забывай о себе!»
«Помни, пущенная стрела, не возвращается!»
«Найди счастье в дне сегодняшнем!»
«Знай, рассеются облака, покажется вершина!»
«Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!»
«Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!»
Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные!
«То, что вас ждет, будет прекрасно!»
«Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!»
«Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!»
«Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Церемониймейстер:
Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Ведущая:
Довольны все: и стар, и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро!

Церемониймейстер: Наш бал завершает танец галоп.
Ведущая: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!
Церемониймейстер: Галоп, господа!

ГАЛОП
Церемониймейстер: Господа, наш бал окончен. До скорой встречи!

«Бал XIX века»

(сценарий внеклассного мероприятия)

Борисова Светлана Петровна, Попова Валентина Николаевна, учителя русского языка и литературы Хоринской СОШ им. Г.Н. Чиряева Верхневилюйского улуса Республики Саха

План вечера:

Представление гостей. Встреча их хозяевами бала.

Светская беседа.

Дуэль.

Игра в фанты.

Бал. Танцы (полонез, менуэт, вальс).

СЦЕНА 1. Представление гостей. Встреча их хозяевами бала

(в ролях учащиеся 9-10-ых классов)

Действующие лица : Хозяин и хозяйка бала, тётушка, граф, богатая вдова княгиня Друбецкая, распорядитель бала, виконт Мортемар, граф Потанин, графиня Потанина с дочерьми Элен и Анет, княгиня Болконская с дочерью Ольгой, первый раз прибывшей на бал, полковник и другие.

Чтецы .

Чтец: Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал; с высоких хоров

Ревут смычки; толпа гостей;

Гул танца с гулом разговоров… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Чтец: Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Не улыбающихся лиц;

Тут был посланник, говоривший

О государственных делах;

Тут был в душистых сединах

Старик по-старому шутивший;

Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Хозяйка бала (мужу): Mon cher, я очень волнуюсь... Ведь сегодня будет столько \ именитых гостей. Сама княгиня Друбецкая обещала быть. Ты ведь знаешь, она

похоронила мужа и теперь - богатая вдова. Она будет украшением нашего салона. Я

так надеюсь на виконта Мортемара - он, говорят, удивительный рассказчик.

Хозяин бала: Дорогая, у нас непременно пройдёт отличный вечер. А вот, кажется,

первые гости.

Хозяин бала: (Обращаясь к первому гостю). Моё почтение, граф!

Граф: Здравствуйте, я всегда так люблю бывать в вашем доме! Графиня, Вы, как

всегда обворожительны! (Графу) Надеюсь, мы сегодня будем играть в карты?

Хозяин бала: Да, в преферанс, как всегда.

Граф: 3начит, у меня будет возможность отыграться!

Хозяин бала: Прошу к гостям. Вы не знакомы с тётушкой? (подводит к ней).

Чтец: В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Граф: Граф_________. Моё почтение! Как ваше здоровье? Как здоровье её величества?

Тётушка: Слава богу, нынче лучше, мой друг!

Хозяйка бала (следующей гостье): Вот и княгиня Друбецкая! О, я слышала, что Вы недавно из Парижа? Надеюсь, вы всё нам расскажете?

Княгиня Друбецкая: Да, chere Марго (подходят к тётушке и раскланиваются).

Чтец: Я вас люблю, хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

Мне не к лицу и не по летам…

Пора, пора мне быть умней!

Но узнаю по всем приметам

Болезнь любви в душе моей:

Без вас мне скучно, - я зеваю;

При вас мне грустно, - я терплю;

И, мочи нет, сказать желаю,

Мой ангел, как я вас люблю!

Когда я слышу из гостиной

Ваш легкий шаг, иль платья шум,

Я вдруг теряю весь свой ум.

Вы улыбнетесь – мне отрада;

Вы отвернетесь – мне тоска;

За день мучения – награда

Мне ваша бледная рука… (А.С.Пушкин «Признание. К Александре Ивановне Осиповой»

Распорядитель бала: Виконт Мортемар.

Виконт Мортемар: Графиня, целую ваши ручки! Вы как всегда прекрасны! Вашу

красоту можно сравнить лишь с красотой розы!

Хозяйка бала: Ах, mon cher, Вы умеете говорить комплименты!

Виконт Мортемар: Avant tous dites - moi, commet voux alles, chere amie? (Прежде

всего скажите, как ваше здоровье, милый друг?)

Хозяйка бала: Как моё здоровье? Спасибо, слава богу. Надеюсь, вы у нас до конца?

Виконт Мортемар: Нынче середа. У английского посланника праздник. Мне надо

показаться там.

Хозяйка бала: Ах, как жаль.

Распорядитель бала: Княгиня Болконская с дочерью.

Хозяин бала: Княгиня! Добрый вечер! (целует руку)

Княгиня: Это моя дочь Ольга!

Хозяин бала: Рад, очень рад! Вы не видали тётушку? Извините, я должен вас оставить. (Уходит, кланяясь.).

Княгиня: (подходят к тётушке) Как ваше здоровье, тётушка? Позвольте представить мою дочь – Ольга, повернись к нам!

Тётушка: Какое милое создание!

Чтец: Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила,

Глаза как небо голубые;

Улыбка, локоны льняные,

Всё в Ольге…но любой роман

Возьмите и найдёте, верно,

Её портрет; он очень мил. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

Княгиня: Пора, Ольга, подумать тебе о замужестве.

Дочь княгини: Маменька, я слишком молода!

Княгиня: Посмотри, сколько здесь кавалеров! А вот виконт Мортемар, самая

известная фамилия в Париже. Я слышала, что он недавно вернулся из Парижа. Его

отец оставил ему огромное состояние.

Дочь княгини: Маменька, какой он душка!

Княгиня; Смотри, он идёт к нам"

Подходят хозяйка бала и виконт Мортемар.

Чтец: Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род – с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой. (А.С.Пушкин «К портрету Вяземского»)

Хозяйка бала: Княгиня! Разрешите вам представить виконта Мортемара.

Княгиня: Я очень рада! (Обращаясь к хозяйке бала) Марго! Я давно Вас не видела!

(Глядя на дочь и виконта) Оставим их! (Уходят)

Виконт Мортемар: Как ваше имя, о прекраснейшая?

Дочь княгини: Ольга!

Виконт Мортемар: Я вижу, Ваша мать строга с вами? Разрешите мне Вас

ангажировать на менуэт?

Дочь княгини: Да, конечно! Я первый раз на балу. Надеюсь, Вы мне обо всём

расскажете? (Уходят)

Распорядитель бала: Граф и графиня Потанины с дочерьми! (Входят супруги

Потанины, дочери Элен, Адель)

Хозяин бала: Как дела в сенате?

Граф Потанин: Как всегда - дебаты.

Хозяин бала: Графиня, рад Вас видеть. Представьте своих дочерей.

Графиня Потанина: Это наша старшая дочь, Элен. Это младшая дочь, Адель.

Хозяин бала: Располагайтесь, надеюсь, Вам у нас понравится! Прошу к гостям.

(Уходит)

Элен: Maman, посмотрите, в каких туалетах блистают дамы, а мы так давно ничего

нового не покупали!

Потанина: Вы у меня самые обворожительные!

Адель: А как наши прически?

Потанина: Вот только здесь подправить. Я думаю, вы хорошо воспитаны. Не

забывайте о манерах!

Чтец: Играй, Адель,

Не знай печали.

Хариты, Лель

Тебя венчали

И колыбель

Твою качали.

Твоя весна

Тиха, ясна:

Для наслаждения

Ты рождена.

Час упоения

Лови, лови!

Младые лета

Отдай любви,

И в шуме света

Люби, Адель,

Мою свирель. (А.С.Пушкин «Адели»).

Сцена 2. Светская беседа

(в ролях учителя)

Друзья, вы, надеюсь, уж все прочитали комедию бытописателя Москвы?

Вы говорите об Александре Грибоедове?

Разумеется! О его комедии «Горе от ума». Пушкин с восторгом отзывался о ней!

Замечательная вещь! «О стихах я не говорю: половина должна войти в пословицы».

Но этой замечательной вещи цензура не дала хода! Пока знаем ее только по спискам.

Хочу порадовать! Фаддей Булгарин издал первый театральный альманах «Русская талия». (Рассматривают журнал.)

Вы смотрите! Какая пестрая смесь! И рассказы о деятелях театра, и отрывки из пьес...

И созвездие имен драматургов... А вот и «Горе от ума»! Два действия.

Друзья! Я слышала, что Пушкин посетил Московский университет и студенты

восторженно его встретили.

Да, известен такой случай. Поэт был приглашен в университет на лекцию по

теории искусств известного профессора И.И.Давыдова, и там прозвучала знаменитая фраза президента Академии наук: «Это вам теория искусств, а это (он указал на Пушкина) - практика

Сцена 3. Игра в карты

(в ролях ученики 9 класса)

Хозяин бала : Господа, играем в преферанс. Ну, что, как обычно?

Князь Друбецкой : Да, с Вашего позволения, граф.

Полковник: Господа, с удовольствием. А если в фараон, я располагаю нынче выиграть.

Князь Друбецкой : …до ужина, чтобы прогнать как сон,

В задоре иногда, в игры зело горячи,

Играем, в карты мы, в ерошки, в фараон,

По грошу в долг и без отдачи.

Полковник : А вы раздумали и написали опять обыкновенный куш, двадцать рублей?

Юнкер : Так и быть, господа, я вам сделаю банчик в двадцать пять тысяч!

Хозяин бала : Так, Браво, юнкер! Главное что в игре? Нужна отвага, удар, сила!

Князь Друбецкой : А не про Вас ли говорят, господин полковник:

При нем остерегись, переносить горазд,

И в карты не садись: продаст.

Полковник : Нет не про меня. Расчет, умеренность и трудолюбие: вот мои три верные карты.

Князь Друбецкой : Полковник, здесь была другая карта!

Полковни к: Вы оскорбили меня, наконец! Как вы смеете! Я требую сатисфакции. Прямо здесь и сейчас. Граф, прошу Вас быть моим секундантом!

Князь Друбецкой : Тогда Вас прошу быть моим! (юнкеру)

Юнкер : Бога ради, позвольте мне уладить дело с миром, если только возможно!

Полковник : Это не в нашей власти!

Хозяин бала : Господа! Прошу Вас! Только не здесь! В соседней зале! А то дамы могут услышать!

Сцена 4. Дуэль

Князь Друбецкой : Все ли у вас готово?

Юнкер : При мне всегда две пары: одна Кухенрейтера, другая Лепажа: мы вместе осмотрим их.

Хозяин бала : Это наш долг, Пригоняли ли вы пули?

Юнкер: Пули деланы в Париже и, верно, с особенною точностию.

Хозяин бала : Я согласен на все, что может облегчить дуэль; будет ли у нас лекарь, господин полковник?

Юнкер : Вот перед вами величайший оригинал и благороднейший человек в мире господин доктор Вернер, не возьметесь ли вы, доктор, сопровождать нас до сего места, где должны встретиться в поединке эти господа.

Доктор Вернер: Я очень знаю, господа, что не могу ни запретить, ни воспрепятствовать вашему безрассудству, - и приемлю охотно ваше предложение, Я рад купить, хотя и собственным риском, облегчение страждущего человечества!

Полковник (стреляет)

Князь Друбецкой : Вы промахнулись! Я стреляю вверх! Не могу унизиться, чтобы убить человека.

Хозяин бала: Господа, пожмите руки в знак примирения. Предлагаю Вам доктор, получить этот подарок за ваше беспокойство.

Доктор Вернер : Я отказываюсь от подарка, и покорнейше кланяюсь Вам.

Сцена 5. Игра в фанты (в зале)

Бал . Танцы (полонез, менуэт, вальс).

Участвуют все классы в несколько заходов.

Чтец: Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями у них

Горят уборы головные;

По их плечам полунагим

Златые локоны летают;

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Чтец: Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых;

Толкует, ловит каждый взгляд.

Шутя, несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

Чтец: В движенье всё. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы; говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Чтец: Меж тем, и в лентах, и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из-за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистых смычков… (Е.А.Боратынский «Бал»)

Чтец: Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой…

Чтец: Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Но в городах, по деревням

Ещё мазурка сохранила

Первоначальные красы:

Припрыжки, каблуки, усы

Всё те же; их не изменила

Лихая мода, наш тиран,

Недуг новейших россиян. (А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)

К конкурсам

«Кудри девы – чародейки,

Кудри – блеск и аромат,

Кудри – кольца, струйки, змейки,

Кудри – шелковый каскад!

Вейтесь, лейтесь, сыпьтесь дружно!

Пышно, искристо и жемчужно!

Вам ненадобен алмаз:

Ваш извив неуловимый

Блещет краше без прикрас,

Без перловой диадимы;

Только роза – цвет любви,

Роза – нежности эмблема-

Красит роскошью эдема

Ваши мягкие струи…

Кудри, кудри золотые,

Кудри пышные, густые-

Юной прелести венец!» Владимир Бенедиктов

«Средь шумного бала, случайно,

В тревоге мирской суеты,

Тебя я увидел, но тайна

Твои покрывала черты.

Мне стан твой понравился тонкий

И весь твой задумчивый вид,

А смех твой, и грустный и звонкий,

С тех пор в моем сердце звучит» Алексей Толстой

«Дитя столицы, с юных дней

Он полюбил ее движенье,

И ленты газовых огней,

И шумных улиц оживленье.

Он полюбил гранит дворцов,

И с моря утром ветер влажный,

Он научился находить

Везде поэзию – в туманах,

В дождях, не устающих лить,

В узорах инея зимою,

И в дымке хмурых облаков,

Зажженных зимнею зарею…» Семен Надсон

«Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.» Иван Бунин

«Между дев, что на свет

Солнца глядят,

Вряд ли, я думаю,

Будет в мире когда

Хоть бы одна

Дева стол мудрая» Сапфо

«Лира, лира священная,

«Кто прекрасен – одно лишь нам радует зрение,

Кто ж хорош – сам собой и прекрасным покажется»

«Кому венец: богине ль красоты

Иль в зеркале ее изображенью?

Поэт смущен, когда дивишься ты

Богатому его воображенью.

Не я, мой друг, а божий мир богат,

В пылинке он лелеет жизнь и множит,

И что один твой выражает взгляд,

Тог поэт пересказать не может» Афанасий Фет

«..замирают звуки лиры

В руках дряхлеющих певца:

Его смущает вид порфиры

И ослепляет блеск венца.

Воздвигни ж хоры песнопений,

Младые окрыли мечты,

Царица светлых вдохновений

И королева красоты!» А.Фет

К светской беседе. Анекдоты 18 начала 19 века (литературные)

1 )Спросили у Пушкина на одном вечере про барыню, с которой он долго разговаривал, как он её находит, умна ли она?

– Не знаю, - отвечал Пушкин, очень строго и без желания поострить, - ведь я с ней говорил по - французски.

2 ) Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе?

Какое сходство между мной и солнцем?

Поэт быстро нашелся:

– Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть не поморщившись.

3 ) Когда Гоголю подали котлетку, жаренную на прованском масле и совершенно холодную, Гоголь снова выразил неудовольствие. Лакей преспокойно пощупал ее грязной рукой и сказал:

Нет, она тепленькая: пощупайте её!

4 ) Дельвиг однажды вызвал на дуэль Булгарина. Булгарин отказался, сказав: «Скажите барону Дельвигу, что я на своем веку видел более крови, нежели он чернил»

5 ) Приятель Дашкова выражал ему удивление, что он ухаживает за госпожою, которая не хороша собою, да и не молода. «Все это так, - отвечал князь, - но если бы ты знал, как она благодарна!»

6) Когда В.А.Перовскому сообщили о замужестве Софи Бобринской, его спросили: «А кто её выдал замуж?»- «Мужики, - ответил Перовский, - 8000 душ».

7 ) Блудову однажды передали, что какой-то сановник худо о нем отзывался, говоря, что он при случае готов продать Россию. «Скажите ему, что, если бы вся Россия исключительно была наполнена людьми на него похожими, я не только продал, но и даром отдал бы её».

8 ) Пушкин говаривал про Дениса Давыдова: «Военные уверены, что он отличный писатель, а писатели про него думают, что он отличный генерал».

9 ) Некую госпожу Андриан Тютчев называет: «Неутомимая, но очень утомительная».

10 ) Одна дама, услышав, что сало вздорожало по причине войны, вскричала: «Ах, боже мой! Неужели армии будут сражаться при свечах?»

11) Кто-то спрашивает должника: «Когда же заплатите вы мне свой долг? – «Я и не знал, что вы так любопытны», - отвечает тот».

12 ) Умному К. советовали жениться на умной и любознательной девице Б. И она, и он были рябые. «Что же, - отвечал он, - вы хотите, чтобы дети наши были вафли».

13) Г-жа Б. не любила, когда спрашивали её о здоровье. «Уж увольте меня от этих вопросов, - отвечала она, - у меня на это есть доктор, который ездит ко мне и которому плачу 600 р. В год»

14) - Частенько трудитесь, батюшка? – спросил врач священника на похоронах.

По вашей милости, - отвечал с поклоном священник.

15) У одной деликатной дамы вскочил на лице или на руке прыщик. Увидела, испугалась и в ту же минуту послала за доктором. Приезжает доктор, степенный, серьезный старичок, осматривает язву и требует немедленно чернил и бумаги: «Скорее, скорее! Боюсь, чтобы не зажило, пока напишу рецепт.


Сценарий бала в стиле XIX века

«Императорский благотворительный бал»

Цель: Создание условий для развития творческой личности.Задачи:
    Учить творческому восприятию художественной культуры. Познакомить с нравами и бытом дворянства XIX века. Развивать эстетический вкус. Формировать у учеников социальные компетенции, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Воспитать духовную культуру учащихся
Оборудование:
    проектор мультимедиа, компьютер, микрофоны

На сцене инструментальный ансамбль. Играет музыка. Гости собираются в зале, рассаживаются по местам (15 минут)

Слайд с бальной сценой.

По сцене проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. За кадром звучат стихи в исполнении 2-3 голосов.

Сегодня бал, в огнях весь дом,
Подъехали кареты
Шампанское укрыто льдом,
И слуги приодеты

Вплывают дамы, всех слепят
Бриллианты и сапфиры
Надеты модные шарфы
На оголенных спинах

Везде банты и кружева
Мелькают эполеты
И знатоки Парижских мод
В новинки разодеты

Зал весь в свечах и зеркалах
Хрустальный звон бокалов
Хозяин дома объявил
Раздолию начало

Мазурки музыка звучит
Её сменяют вальсы
Никто веселья не отверг
И скучным не остался

Музыка прекращается. Одна пара останавливается у микрофона.

Слайд с портретом Петра I.

Он: Традицию собирать всех дворян, чиновных особ, служителей с жёнами и детьми для разговоров, танцев галантных, упражнений и музыки ввёл император Пётр Алексеевич.

Она: И название им велено было дать ассамблеи. А в наше время они стали именоваться балами. Слово «бал» произошло от старофранцузского bailer, что означает «танцевать, прыгать».

Он: Сейчас на балах приняты не только танцы и общение, но и благотворительные базары, лотереи, исполнение романсов, музицирование. Она: По-моему, нынешний оркестр играет восхитительно, не правда ли, мой друг.

Пары замирают, слушая музыку в исполнении оркестра. 3 мин.

После окончания музыки, вновь начинается передвижение. Теперь около микрофона останавливаются две пары .

1-я дама: У каждого века, у каждой эпохи свои любимые танцы, господа.1-й кавалер: И свои, иногда очень жесткие правила.

Слайд с портретом Екатерины II.

2-я дама: Императрица Екатерина Великая собственноручно написала правила о балах, приказав соблюдать их неукоснительно.2-й кавалер: Помнится, матушка-императрица повелела шляпы и шпаги оставлять за дверьми бального зала.

1-я дама: А поскольку сама любила шутки и переодевания, ряженых и танцы, то и придворным велено было любить то же самое.

Слайд с портретом Павла I.

1-й кавалер: Батюшка мой рассказывал, что император Павел запретил употребление на балах пляски, называемой вальсеном! Воспретил также ношение фраков, жилетов, башмаков с лентами. Полиции же приказал следить за исполнением указа строжайшим образом!1-я дама: О времена, о нравы!

Слайд с портретом Александра I.

2-й кавалер: Государь император Александр Павлович, к счастью, платья французского покроя вновь разрешил.2-я дама: И с той поры модные танцы и можно, и нужно. Балы же в Зимнем Дворце сделались регулярными.Пары уходят. Постепенно приглушается свет, меняется музыка. Выходят ведущие.

Слайд с изображением бала.

Юноша. Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!Девушка. Милостивые государыни и милостивые государи, рады видеть Вас на нашем балу.Девушка. Я свечи зажигаю и молчу.
И смотрит мне в глаза волшебник-вечер,
Рукою тьмы притронувшись к плечу.
Впервые бала зажигаю свечиЮноша. От танца к танцу по невидимой дороге,
От кринолинов и корсетов до шелков,
Скользим сквозь время, сквозь великую эпоху,
Где танцы появлялись вновь и вновь.Девушка. Мы открываем бал!Юноша. По светским условиям бала представляю Вам почетных гостей.Девушка. На балу присутствуют: (перечисляют официальных гостей). Юноша. Участники бала: графиня Рюмина Алена Васильевна со своим семейством!

Класс делает 2 шага вперед, юноши на втором плане, девушки на первом делают реверанс. У каждого класса свой реверанс.

Девушка. Герцогиня Пестова Светлана Викторовна, с сыновьями и дочерьми.Слайд Юноша. Графиня Плешакова Елена Витальевна, с племянниками!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Баронесса Вяткина Валентина Сергеевна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Юноша. Герцогиня Назарова Наталья Владимировна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Княгиня Полякова Светлана Андреевна, с сыновьями и дочерьми!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Юноша. Графиня Ячменева Ирина Леонидовна, со своим семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Баронесса Шаповалова Галина Валерьевна с дочерьми!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах

Юноша. Герцогиня Гуляева Галина Константиновна с сыном.Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах Девушка. Графиня Скочилова Милада Викторовна с семейством!Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах
Юноша. Княгиня Петрова Наталья Петровна с сыновьями.Слайд с изображением классного руководителя и класса в бальных нарядах

Девушка. Господа, объявляется торжественный выход их величеств. Всем встать.

Все встают и выходят на пустующее место зала. Выстраиваются, создавая «живой коридор» для прохождения императора и исторических гостей.

Церемониймейстер: «Божиею милостию Александр Второй, император и самодержец Всероссийский».

Церемониймейстеры, стоя у двери, трижды ударяют своими жезлами - длинной тростью чёрного дерева с шаром слоновой кости наверху, двуглавым орлом и бантом Андреевской ленты.

Арапы раскрывают двери, все склоняются.

Оркестр исполняет полонез из оперы П.И. Чайковского "Евгений Онегин".5 минут

В зал входит император под руку с императрицей. За императорской четой шествует Пара, проходят в центр зала.

Церемониймейстер: Господа, бал открывает полонез.

Слайд с иллюстрацией о полонезе.

Юноша. Ни один танец, не требует такой строгости осанки, горделивости и собранности, как полонез. Во время шествия под торжественно-фанфарную музыку гости показывают себя, свой наряд, светскость манер и благородство.Девушка. Так вот оно, начало бала,
Когда сквозь времени порез,
Колонна пар затрепетала,
С балкона грянул Полонез!

Исполняется полонез

Юноша. Благодарим вас, господа, за этот величественный и изящный танец. Девушка. Как прекрасно вы смотрелись в торжественном шествии!Юноша. Теперь же настала пора усладить наш слух изысканной музыкой.Девушка. В исполнении инструментального ансамбля звучит….

Приглушенно звучит музыка вальса. Инсценировка отрывка из «Героя нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Печорин и Мери, прогуливаясь по залу, разговаривают.

Печорин (с покорным видом). Я слышал, княжна, что, будучи Вам вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить Вашу немилость,… что Вы нашли меня дерзким…. Неужели это правда?..Мери (иронично). И Вам бы хотелось теперь меня утвердить в этом мнении?Печорин. Если я имел дерзость Вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте иметь ещё большую дерзость просить у Вас прощения. И, право, я бы очень желал доказать Вам, что Вы насчёт меня ошибались…Мери. Вам это будет довольно трудно…Печорин. Отчего же?Мери. Оттого, что Вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.Печорин (с досадой). Знаете, княжна, никогда не стоит отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может стать ещё преступнее…(Изменив интонацию ) А, впрочем, пока позвольте пригласить вас на тур вальса.Церемониймейстер: Вальс, господа! Вальс!

Слайд с бальной сценой, где танцующие кружатся в вальсе.


Девушка. Венский вальс в исполнении учащегося 11 класса гимназии № 212 Артема Куценка и его обворожительной партнерши Красносельской Елены посвящается деяниям императора – освободителя, Александра Великого.
Юноша. Мы продолжаем наш бал.Предлагаю всем гостям бала исполнить танец «Вальс дружбы». Просим всех желающих кавалеров выйти в круг и встать спиной внутрь круга.Девушка. Всех дам приглашаем занять места напротив партнеров, лицом друг к другуЮноша. Итак, Вальс дружбы! Запоминаем легкие движения!

Показ и объяснение. Исполнение танца. 2 класс Дунаева Г.И.

Девушка. То был вальс прелестный, да то был дивный вальс.Благодарим всех, кто принимал участие в его исполнении.

Звучит музыка польки .


Слайд с иллюстрацией о польке.


Девушка. Танец полька! Родом не из Польши, а из Чехии! Прошу не путать! Прелестное, жизнерадостное дитя!

Юноша: Она не знает, что такое плохое настроение или жеманная медлительность. И хотя в России на великосветские балы Польку допускали неохотно, т.к. по происхождению она была народной, студенты, гимназисты и дети танцевали ее с восторгом!Девушка. Популярность польки была необычайна: откладывались свадьбы, чтобы научиться новому танцу; врачи принимали пациентов, пораженных «полечной болезнью» - опухшие ступни и растянутые связки.Церемониймейстер: Полька, господа! Кавалеры приглашают дам!

Полька в исполнении 1А и 1Б класса

По окончании танца, к микрофону выходит пара: Он и Она.

Слайд с изображением бальной сцены.


Она: Граф, вы слышали, сегодня на балу сольный танец исполнит герцогиня Назарова.
Он: Герцогиня -прославленная танцорка. Не сомневаюсь, сегодня мы увидим настоящий русский танец в самом лучшем исполнении.

Русский народный танец в исполнении учителя 4 класса, Назаровой Н.В.


Он: Герцогиня Назарова – совершенная богиня, восхитила всех своею русскою пляскою. Аплодисменты, господа, аплодисменты.

На сцену выходят ведущие.

Звучит музыка. 4 класс с художественным номером

Девушка. Дамы и господа, сейчас вашему вниманию будет представлен обрядовый хоровод «День и ночь».Слайды, иллюстрирующие хоровод. Церемониймейстер: Господа, объявляется танец «Катильон»

Катильон в исполнении 2 класса

Девушка. Мы благодарим всех гостей за участие в нашей танцевальной игре. Хочу напомнить вам, уважаемые дамы и господа, что есть праздник в нашей душе или нет, зависит в основном от нас самих. Не разрешайте себе плохое настроение – это неприлично.

Звучит музыка. По сцене вновь проходят пары, как бы, прогуливаясь по залу, создавая иллюзию бала. К микрофону подходят две девушки, пары замирают и изображают разговор.

Машенька: Ах! Здравствуй, Сашенька! Подружка!
Какой чудесный нынче бал!
Вот, капитан Васильев - душка -
Со мной мазурку танцевал!

Сашенька: Ах! Машенька! Моя родная!
Гуляевой графини сын
Ко мне неравнодушен, знаю!
Он здесь без матушки, один!

Машенька: Взгляни направо, дорогая!
Стоит красавец офицер.
На нас он смотрит не мигая.
Ну, просто, чудо кавалер.

Сашенька: А! Князь Миронов! Из Парижа
Вчера вернулся, говорят.
Сейчас к нам подойдет поближе.
Он, кстати, сказочно богат.

Машенька: О! Дочь купца Петрова - Глаша.
Кривляка! Ишь, задрала нос!
Товар удачно сбыл папаша,
Гостинцев ворох ей привез.

Машенька: А что за дама там, послушай?!
Уж на советника ль вдова?!
- Да, Аграфена, в прошлом - Груша.
Явилась старая сова!

Сашенька: Охота на мужчин открыта.
Не сдобровать сегодня им.
И мы, с тобой, не лыком шиты.
Себя в обиду не дадим.

Машенька: Глянь, небо звездное какое!
Отбросим все печали прочь!
Вино французское рекою!
И будем танцевать всю ночь!

Звучит музыка, девушки, хихикая, убегают, расходятся и пары.


Юноша: Вот такие разговоры иногда случались на балах. Простим этим молодым особам их ветреность и злословие.

Звучит мелодия мазурки.


Девушка: Мазурка! А вот мазурка родом из Польши. Без нее не обходился ни один бал!Танец этот появился в Петербурге, перекочевав к нам из Парижа. Он сразу вошел в большую моду.
Юноша: Разумеется! Мазурка – супер-шлягер своего времени! А все почему? Да потому, что в мазурке дамы могли вволю пококетничать, кавалеры – показать свою лихость. Кавалер пристукивал шпорами, становился на колени, обводил вокруг себя даму и целовал ей руку. Мазурка всегда была в центре каждого праздника, ее ждали, к ней готовились!...

Девушка: …Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком!

Церемониймейстер: Господа, середина бала – мазурка.

Мазурка в исполнении 4 класса.

Слайд с бальной сценой.


Юноша: Бал – это не только танцы, но и школа общения. На балу обсуждались последние новости.

Девушка: Нынче состоялось в нашей Гимназии путешествие по Санкт-Петербургу 19 века «Энциклопедия русской жизни».

Юноша: Обратите внимание на экран. Фотограф запечатлел фрагменты этого путешествия.

Слайд-шоу

Девушка: В императорском театре давали комедию господина Сологуба «Беда от нежного сердца».

На экране демонстрируются слайды с фотографиями из спектакля.


Девушка: Сегодня была проведена благотворительная ярмарка. На благое дело помощи детям-сиротам собрано (называется сумма)
На экране демонстрируются слайды с фотографиями с ярмарки.
Юноша: Наш бал продолжает танец галоп.
Девушка: Галоп! По происхождению – венгр. Однако, им была увлечена вся Европа!

Церемониймейстер: Галоп, господа.

Галоп в исполнении 3 Класса.

Юноша: 19-ый день рождения празднует сегодня наша гимназия и по сложившейся традиции в это день в дар библиотеке преподносятся книги.Девушка: Для поздравления представители классов приглашаются на сцену.

Кутузов читает указ:

- Зачислить в ряды гимназистов Ф.И. (дети и педагоги выходят на сцену, дамы пристегивают значки).Пушкин: Мы вручаем каждому гимназисту значок, как символ принадлежности к гимназии.Девушка: Дамы и господа, сейчас каждый из вас получит записку с пожеланиями. Оно обязательно сбудется, стоит только в него поверить.
В зал вносят подносы с записками. Каждый гость берет записку.
Тексты пожеланий:
    «Выбрав дорогу, не сворачивай» «Загляни в свою душу, спроси у своего сердца» «Верь в себя, ведь для того, кто верит, нет ничего невозможного!» «Не забывай о себе!» «Помни, пущенная стрела, не возвращается!» «Найди счастье в дне сегодняшнем!» «Знай, рассеются облака, покажется вершина!» «Помни, как бы медленно ты не двигался, главное – не останавливаться!» «Зная меру, будешь иметь всего вдоволь!» Сегодня для вас самый лучший день! Как и все остальные! «То, что вас ждет, будет прекрасно!» «Счастье не за горами, двигайтесь в том же направлении!» «Ваше будущее прекрасно, все в розовом цвете!» «Счастья придет к вам, оцените по достоинству радости жизни!»

Звучит музыка, все исполняют заключительную песню.

Девушка: Сей праздник память сохранит,
Останется потомству.
Приятно время провели
В забавах и знакомствах.

Юноша: Довольны все и стар и млад,
Вот будет разговоров.
Немного жаль, грядущий бал
Готовится не скоро

Звучит музыка.

Церемониймейстер: Господа, бал окончен. При выходе из зала Вас ждет приятный сюрприз – праздничный фуршет.

Путешествие в гимназию конца XIX века.

Цель занятия:
Сформировать представление об учебных заведениях Челябинска конца XIX – начала XX века, о традициях женской и мужской гимназий, об образе жизни гимназистов.
2.Воспитывать у детей интерес к учебе.
3.Развивать внимание, аналитическое мышление, воображение.

Методы и приемы, используемые на занятии:
Беседа с учащимися, рассказ, наблюдение, сравнение, отгадывание загадок, импровизированный урок.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук, презентация к занятию.

Предметный ряд из фонда музея:
перьевая ручка, набор перьев, чернильница-непроливашка, грифельная доска, школьная форма середины XX века, колокольчик школьный, парта школьная, счёты. атрибуты пионерской символики 20 века.

Проводит: Л.А.Фоменко –
».
2013г.
Ход занятия.
Вступление:________________________________________

Здравствуйте, ребята. Сегодня Международный – праздник – День знаний. (слайд 1)

Я поздравляю вас с этим замечательным праздником и началом учебного года. День знаний - это праздник тех, кто учится, и тех, кто учит вас.
Скажите, пожалуйста, а где сейчас можно учиться? Правильно-в детском саду (дошкольном учреждении), школе, колледже, училище, институте, университете).
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в конец XIX века и узнать, а где же и как учились и жили ваши сверстники более 100 лет назад. (слайд2)
(слайд3)- высказывание о 19 веке
(слайд 4)-историческая справка о грамотности 19 века.

В то далекое время нашего города еще не было, а была лишь казачья станица Тугайкуль. Да и такого большого города как Челябинск тоже не было. А была крепость Челяба (слайд 5)

Долгое время в Челябинске не было учебных заведений. Дети чиновников и купцов обычно получали домашнее воспитание и образование, а затем отправлялись для дальнейшего обучения в Оренбург, Екатеринбург или столицу. (слайд 6)

(слайд6-7)
Детей казаков и бедных мещан за три рубля обучали грамоте и арифметике более грамотные местные жители: писцы, священники, разночинцы. Да, наверное и не было необходимости открывать школы. Ведь казаки в конце 18 века жили, в основном, вне города, а такого развития промышленности, как, например, на Среднем Урале, в Челябе (так раньше назывался город Челябинск) в то время не существовало. Государство также не проявляло активности в широком просвещении граждан, отдавая образование на откуп церкви.
При церквях создаются первые школы духовного и начального образования – церковно-приходские школы.
(слайд 9)
Чему же в них учили? Прежде всего, Закону Божьему и церковному пению. Это были главные уроки в церковно-приходской школе. А также преподавали здесь арифметику и грамматику. Дети учились в церковно-приходских школах 4 года, и, выйдя из ее стен, умели читать, писать и знали основы церковной грамоты.

В первой половине XIX века в городе появляется несколько учебных заведений: мужское духовное, уездное, приходское училища и школа для мальчиков. (слайд 10)

В начале XX века создавались школы для детей рабочих. Их еще называли фабричные школы. (Давайте рассмотрим фотографии и представим себе, какие предметы преподавали в этих школах?)
(слайд 11)

До начала ХХ века в Челябинске не было достойных учебных заведений, дающих среднее образование. Но бурный рост города на рубеже веков потребовал и грамотных, образованных людей, поэтому в 1902 г. открылось первое среднее мужское учебное заведение - реальное училище. Училище сразу стало центром просвещения города. Уклон здесь делали на естественно-технические науки. (Как вы думаете, почему в Челябинске возникла необходимость создания такого учебного заведения? Правильно. Ведь в городе строились заводы и фабрики – мануфактуры, и технические знания были здесь как нельзя кстати.)
Для девочек, первое учебное заведение открылось только в начале шестидесятых годов XIX века. Немного позднее для них создали две начальные школы, одну при монастыре, и женскую прогимназию. Прогимназия давала начальное образование (первые 4 года) и создавалась в небольших городах. В крупных городах создавались гимназии, которые давали начальное и среднее образование. Как вы уже поняли, девочки и мальчики учились в разных гимназиях и во время учебы не встречались. (слайд 12)
Вот почему я вас рассадила, когда вы входили в зал..
Все гимназии имели приблизительно одинаковую программу обучения и были рассчитаны на семилетний срок образования. Так, в течение первых двух лет преподавались следующие дисциплины: Закон Божий, русский язык, арифметика, география, чистописание.(слайд 3)
урок арифметики:
- Давайте попробуем решить шуточные задачи, которые могли решать на уроках арифметики гимназисты.
Шуточные задачи.
В моём саду выпадает в 2 раза больше снега, чем у соседа. Почему?
(Потому что хитрый сосед сгребает весь снег ко мне в огород)
В каком случае 6 детей, 2 собаки, 4 взрослых, забравшись под один зонтик, не намокнут?
(если не будет дождя)
Два плюс два умножить на два?
(6)
На столе сидели три мухи. Одну из них прихлопнули.
Сколько мух осталось на столе?
(одна. Остальные улетели.)

Также важным предметом для девочек считалось рукоделие (чаще всего вышивание). Вышивка была лучшим подарком в конце XIX века. Вышивали платки, шарфы, кисеты. Их дарили родителям и даже кавалерам. Ведь ребенок не зарабатывал денег сам. А брать их у родителей, чтобы купить им же подарок, считалось некрасивым. Поэтому все подарки делали своими руками. С 3 класса класса добавлялись уроки иностранных языков: немецкого и французского. За отдельную плату преподавали пение, музыку и танцы. Также девочек учили хорошим манерам. Ведь каждая девочка в будущем станет мамой и главное ее предназначение – воспитывать детей. А чтобы воспитать достойных граждан своей страны, она сама должна быть образованна, воспитана, уметь вести себя в обществе, быть аккуратной. Желающие могли остаться и на 8-ой год, в течение которого им преподавался педагогический курс обучения. После окончания 8-го класса выпускницы получали аттестат домашней наставницы. В гимназии каждую четверть выдавались сведения об успеваемости и поведении, которые выдавались родителям на подпись, а затем возвращались начальнице гимназии. В дневниках гимназисток обязательны были отметки за поведение, внимание и прилежание. Итак, в гимназии была строгая дисциплина. Гимназистки должны были строго выполнять правила, установленные гимназией: по воскресеньям и в праздники посещать церковь, не пропускать занятий без уважительной причины, быть всегда вежливыми, дружелюбными, опрятными и др.; на занятия приходить со своими учебниками и тетрадями.

Наказания в такой школе были строже наших, современных. Вспомните сказку Антония Погорельского «Черная курица». Как наказали гимназиста Алешу за то, что он сказал неправд? (Розгами) За поведением учеников следил специальный человек: у мальчиков это был мужчина – надзиратель, а у девочек это была женщина – «наставница» или «классная дама».
(слайд 14)
Все гимназистки должны были ходить в форме. Давайте рассмотрим фотографии, во что же были одеты девочки? (Темно-синее или коричневое платье с длинной пышной юбкой, передник – в праздники белый, в будни – черный. Прическа всегда одна – коса, в которую вплетен черный или коричневый бант. В праздники вплетали белый бант. Эта школьная форма существовала очень долго. Ваши бабушки и мамы тоже ее носили. Отменили единую школьную форму совсем недавно. Но уже сейчас многие школы, современные гимназии и лицеи вводят у себя форму, которая отличает учащихся этого учебного заведения от остальных учеников. Когда в гимназии было холодно, девочки надевали поверх платья пелерину, сшитую из теплой ткани.
Теперь давайте посмотрим, как выглядел гимназист. У мальчиков тоже была своя форма, похожая на военную. На голове гимназисты носили фуражку с кокардой, где размещалась эмблема гимназии. Также мальчики носили гимнастерку – военную рубашку. Обязательный элемент формы – ремень с бляхой. Брюки были тоже на военный манер, часто с лампасами. На ногах сапоги или ботинки. В холодное время – шинель с блестящими металлическими пуговицами, часто на ней были погоны с символами гимназии. Кстати, до 1918 года гимназисты ходили в форме не только во время занятий, но и после них.
Если девочек готовили к тому, чтобы быть хорошей хозяйкой, женой и матерью, то мальчиков готовили к службе в своей стране. «Долг, Честь, Отечество», - вот те слова, которые мальчик должен был знать с младых лет. Поэтому наряду с чистописанием, арифметикой, грамматикой, чтением, мальчики в гимназиях занимались изучением военного дела. Обязательным предметом была и гимнастика. А как вы думаете, занимались ли мальчики танцами? Конечно же занимались. Лучшими танцорами среди взрослых считались офицеры, так что танцы для гимназистов были знакомым предметом. Для детей даже организовывали «детские балы», где должны были танцевать и гимназисты, и гимназистки. Очень многие мальчики и девочки умели играть на музыкальных инструментах.
Мы многое уже узнали о жизни гимназистов и гимназисток. А теперь давайте рассмотрим несколько предметов из фондов нашего музея, которыми могли пользоваться гимназисты.
(Дети рассматривают перьевую ручку, чернильницу – непроливашку, грифельную доску, школьный колокольчик, промокательную бумагу, перочистку (ее делали своими руками), перочинный ножик для заточки (починки) гусиного пера).
Парты тоже отличались от современных Они были наклонные, чтобы удобно было писать перьями. У парты были крышки, которые поднимались, если ученик вставал. Столешница парт была в основном черного цвета, чтобы не видно было клякс от чернил. Такая форма парт сохранялась в российских школах очень долго. Даже ваши бабушки и дедушки, а возможно папы и мамы учились за такими партами.
- Сколько времени длится урок сейчас?
А 100 лет назад урок в гимназии длился 1час 15 мин. Потом время урока сократили до 1 часа.
- С какого времени продолжается учебный год в вашей школе? (1 сентября – 30 мая)
А в то далекое время учебный год начинался с 16 августа и заканчивался 1 июня. В 1 класс принимали в мае, а всех прочих в августе. Для иногородних детей существовали пансионы, где дети жили и учились. А домой они уезжали только на каникулах.
Но жизнь гимназистов и гимназисток состояла не только из учебы. Чем же они занимались в свободное время? Посещать театры, кино разрешалось только в сопровождении родителей или классной наставницы, и только с разрешения начальницы.
(слайд 18)
А еще учащиеся старших классов вели альбомы. Они были похожи на дневники, которыми увлекаются современные девочки. Эти альбомы представляли собой обыкновенную тетрадь, в которую записывались любимые стихи, песни, пожелания. Стихи во всех тетрадях написаны разными почерками, т. к. альбомы принято было давать друзьям, чтобы они сделали запись на память.
отрывок их дневника..
Скажи, ну стоит ли учиться,
Семь лет без отдыха долбить.
Потом с гимназией проститься
И все, что знали позабыть.

Не только девушки вели альбомы, но и юноши.
Почти во всех альбомах гимназистов есть рисунки: цветы (у девушек), а у А. Никонова – изображения музыканта, продавщицы семечек, бильярда. Рисунки принадлежат руке не только хозяина или хозяйки альбома, но и друзьям, стремившимся украсить написанные ими странички.
Альбомы дают нам представление о формах досуга молодого поколения ушедшей эпохи.
В одном из альбомов переписаны русские народные загадки, возможно для того, чтобы загадывать их друзьям. Попробуйте и вы отгадать эти загадки.

1. Меня бьют, колотят, ворочают – я все терплю и всем добром плачу (земля).
2. Синенька шубенка покрыла весь мир (небо).
3. Сито- вито кругловато, кто не взглянет, тот заплачет (солнце).
4. За бабиной избушкой висит хлеба краюшка, собаки лают - достать не могут (месяц).
5. Идет лесом – не треснет, идет плесом – не плеснет (месяц)
6. Выгляну в окошко – стоит репы лукошко (звезды).
7. К вечеру умирает, к утру оживает (день)
8. Махнула птица пером, покрыла весь свет одним пером (ночь)
9. Конь бежит – земля дрожит (гром)
По выходным дням учащиеся устраивали вечера, велись чтения, беседы на исторические и литературные темы.

Итог.
А как часто у вас в школе бывают каникулы? (Ответ).
В гимназии же не было весенних, осенних и зимних каникул. Только летние, да и те длились 1,5 месяца.
Когда же дети успевали отдыхать? Много было праздников. Почти на каждой недели свой, а то и несколько? Откуда столько? С чем связано?
Ответ:

(церковные праздники были выходными днями, а также императорские именины были выходным днем.)

А сколько минут идёт урок в вашей школе?
40-45 минут.
А в гимназиях -60 минут.
В школе о конце урока сообщает что?
Звонок.
Вот и в гимназии конца XIX века тоже был звонок, но только не электрический, как у вас, а колокольчик. Сейчас мы в него позвоним, и вы услышите, какой он громкий – его могла услышать вся многоэтажная гимназия.
(звенит звонок)

Спасибо за внимание. Наше занятие окончено.

Конспект урока истории в 8 классе.

Учителя: Денисенко Г.В., учитель истории, Рыжкова Т.Г., учитель физики.

Тема : Великие открытия и достижения XIX века.

Цель урока: обобщить знания учащихся о важнейших открытиях и достижениях XIX века.

Задачи урока :

    Интегрировать понимание учащихся связей между модернизацией жизни общества и изменениями в его духовной жизни.

    Изучить общие тенденции развития науки, искусства, влияния технического прогресса на жизнь и сознание людей.

    Развитие познавательной активности учащихся через межпредметные связи.

Форма урока : интегрированный (история – физика)

Оборудование: модель поршня двигателя внутреннего сгорания; эбонитовая палочка и бумага; муз. центр и муз. фрагменты Клод Дебюсси «Лунный свет на террасе», Эдвард Григ «Вечер в горах», Рихард Вагнер «Романс Вольфрама из оперы «Тангейзер», Людвиг ванн Бетховен «К Элизе»; мультимедийная презентация «Великие открытия и достижения XIX века»; раздаточный материал по данной теме урока.

План:

    Вступительное слово учителя.

    Целеполагание урока .

    Практическое задание.

    Анализ систематизации, проведенной учащимися и медиа – презентация.

    Практическая демонстрация.

    Практическая демонстрация.

    Духовное наследие XIX века.

    Итог урока.

    Домашнее задание.

На доске написан эпиграф :

И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ, УЖЕ СБЫЛОСЬ,
И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ”.

Леонид Мартынов.

    Вступительное слово учителя :

XIX век представляет собой совершенно особый период всемирной истории. Именно он столкнул Запад и Восток. Именно в этот век, пока еще несовершенные, с нашей точки зрения, машины взорвали размеренную жизнь людей. Великие изобретения XIX века превратили Европу в небольшое пространство, насыщенное железными дорогами, оснащенное телеграфной и быстрой почтовой связью. Прошлые века, полные героики, изысканных манер и религиозного экстаза, ушли безвозвратно, расчистив место налогам и бюджетам, тарифам и акцизам, биржам и аукционам. Религией стала технология. В этот век капитализм вырос до монополий. Тогда же выяснилось, что время от времени хозяйство сотрясают кризисы перепроизводства. Если в прежние времена жизнь внука не намного отличалась от жизни деда, то в XIX веке лавина изобретений и открытий обрушивается на человечество столь стремительно, что внуки и деды часто уже не понимали друг друга. Менялся лик Земли. Рушились традиции. Перестраивался уклад жизни и человеческие взаимоотношения. XIX век стал веком утверждения и расцвета индустриальной цивилизации.

    Целеполагание урока .

Сегодня на уроке обобщим и углубим наши знания о великих открытиях и достижениях XIX века. Сегодня на уроке предстоит и практическая работа, в ходе которой вы, ребята, продемонстрируете свои знания по изученным темам физики: механики и электростатике.

3. Практическое задание.

Первое практическое задание мы назвали « Эрудит ». Перед вами на доске области изобретений и открытий XIX века. А в «корзине» россыпь изобретений и открытий XIX века. Ваша задача – распределить их по областям науки и техники. (Приложение 1 )

Новые источники энергии

Средства связи

Транспорт

Машиностроение

Биология и медицина

Музыка

«Ах, мода, мода!»

Фотография – новый вид искусства

Открытия в точных науках

Военная техника

    Анализ систематизации, проведенной учащимися и медиа - презентация

Давайте проверим, насколько вы, ребята, точно справились с заданием. А при помощи учебной презентации углубим наши знания в некоторых вопросах изобретений и открытий, сделанных в XIX веке. ( Приложение 2. Мультимедиа презентация )

    Практическая демонстрация .

Перед вами модель двигателя внутреннего сгорания. Именно француз Бо де Роше предложил схему 4-тактного цикла. Опираясь на полученные знания по физике, расскажите принцип работы двигателя внутреннего сгорания. (Оценивает правильность ответа учитель физики )

    Практическая демонстрация.

- В каждую историческую эпоху люди считали, будто живут в особенное время. Историческое время неповторимо и уникально. И все-таки, XIX век поистине необычен! Взгляните, сколько открытий и изобретений он оставил Будущему! Исследователи называют это время “поколением Гениев”. Одним из таких гениальных изобретений является – открытие электричества.

    Духовное наследие XIX века.

Несомненно, XIX век был творцом. Сколько талантливых людей подарил он истории! Мир замирал в восхищении не только от гениальности изобретательской мысли человека, но от того, что рядом звучала удивительная музыка. Покоряли век индустриальный великие композиторы. Сколько шедевров той эпохи стали мировой классикой!

( Приложение 2. Мультимедиа презентация )

Какая музыка была, какая музыка звучала!

Она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала.

Страданья вылечить страданьем, а душу греть добром .

Вслушайтесь в эти звуки музыки. Звуки, потрясшие XIX век, музыка ставшая вечностью.

муз. фрагменты

    Итог урока.

Как вы думаете, ребята, что полезного для себя вы взяли с урока?

Заглядывая далеко вперед, лучшие умы XIX века верили, что будущее – за духовно богатым человеком. За человеком, способным сделать свою жизнь прекрасной. За человеком, испытывающим неутолимую потребность в знаниях, доброте, красоте. И завершить урок хотелось бы словами, с которых мы начали урок:

«И ВСЕ О ЧЕМ МЕЧТАЛОСЬ - УЖЕ СБЫЛОСЬ. И ЧТО НЕ УДАВАЛОСЬ, ТО УДАЛОСЬ».

    Домашнее задание.

В качестве домашнего задания можно предложить учащимся вопрос: “ЧТО ИЗ XIX ВЕКА ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ СЛЕДУЕТ ВЗЯТЬ С СОБОЙ В 3-е ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ?” или задание: выпуск газеты « XIX век будущем векам» .

П Р И Л О Ж Е Н И Е.

Открытия и изобретения XIX века.

1800 г. Итальянец Алесандро Вольта изобретает источник постоянного тока.
Француз Никола Апперт создал первые консервы.
Джеймс Максвелл и Генрих Герц разработали теорию радиоволн.
Уильям Гершель открыл инфракрасные лучи.

1804 г. Англичанин Ричард Тревитик создал 1-й паровоз.

1808 г. Джордарки Купаранто выпрыгнул из горящего воздушного шара и остался жив. Парашют спас его жизнь.

1816 г. 1-й стетоскоп.

1821 г. 1-й электродвигатель Майкла Фаррадея.

1822 г. Француз Ж. -Н. Ньепс впервые получает фотоизображение.

1823 г. Чарльз Беббидж изобрел счетную машинку.
Англичанин Маккинтош изобрел непромокаемый плащ

1825 г. 1-я пассажирская ж\д в Англии (маршрут Стокгольм-Дарлингтон).

1827 г. Англичанин Джон Уолкер изобрел самозажигающиеся спички.

1829 г. Брайль создал выпуклый шрифт для слепых.

1831 г. М. Фаррадей создал 1-ю динамомашину.

1834 г. Изобретение молотилки.

1837 г. Англичане Крок и Уитсон изобрели электромагнитный телеграф.
Исаак Питман разработал основы стенографии.

1842 г. Американец Кроуфорд Лонг применил эфир для обезболивания.

1845 г. 1-й стиральный порошок.

1846 г. 1-я анестезия в хирургической операции.

1851 г. Создан офтальмоскоп для проверки зрения.
Швейная машинка Зингера.

1854 г. 1-й безопасный лифт с автоматическим тормозом Элиша Отиса.

1856 г. Луи Пастер открывает микробы.
Бессемеровский процесс - массовое производство стали.
Безопасные спички изобрел Джон Лундстрем.

1859 г. Англичанин Чарльз Дарвин обнародует свою теорию эволюции.
1-ю нефтяную скважину пробурил Эдвин Дрейк в Пенсильвании.

1860 г. 1-й железобетон.

1861 г. 1-я цветная фотография.

1863 г. Применен процесс пастеризации для уничтожения микробов.
1-я подземная ж\д в Англии.

1864 г. В Женеве основано общество Красного Креста для оказания помощи раненым солдатам.

1866 г. Работа богемского ботаника Менделя о механизме наследственности.

1867 г. 1-я печатная машинка Кристофера Скопса, Карла Глиддена и Сю Сулье.

1869 г. Открыт Суэцкий канал.

1870 г. Американец Томас Эдисон изобрел электрическую лампочку.
Получен 1-й синтетический материал – целлулоид.

1873 г. Изобретение сноповязалки и жатки.

1876 г. 1-й телефон Александра Белла.

1877 г. Американец Томас Эдисон изобретает граммофон.
Он же записывает 1-ю грампластинку.

1879 г. 1-я электростанция в Сан-Франциско.
1-й электропоезд (Берлин).

1880 г. 1-е электроосвещение (США).

1880 г. 1-е электрические лифты (США).

1883 г. 1-й небоскреб в Чикаго построен Уильямом Дженки - 10 этажей.

1885 г. Немцы Г. Даймлер и Бенц создают 1-й автомобиль.
Луи Пастер сделал 1-ю прививку

1887 г. Изобретены контактные линзы.
Эйфелева башня в Париже.

1888 г. Генрих Герц открывает радиоволны
Фирма “Истман-Кодак” выпустила 1-й портативный фотоаппарат.
Шотландский хирург Джон Данклоп изобрел пневматическую шину для автомобиля.

1890 г. 1-й эскалатор американцев Джорджа Уиллера и Джесса Рено.
1-я кинокамера – кинетофон Томаса Эдисона.

1891 г. Американец Джатсон Уайткоум сконструировал новый вид застегивания одежды – “молнию”.

1895 г. Русский и итальянский изобретатели Попов и Маркони изобрели радио.
Братья Люмьер открыли в Париже 1-й кинотеатр с экраном “Синематограф” Рентген открыл невидимые лучи.

1896 г. 1-е современные Олимпийские игры.

1897 г. Впервые стали употреблять замороженное мясо.
1-е хирургическое вмешательство для лечения бьющегося сердца.

1898 г. 1-е доказательство, что комары переносят малярию.
Французские ученые Пьер и Мария Кюри изучают радиоактивность и открывают радий.
Дирижабль Цеппелина.

1899 г. 1-й аспирин для снятия боли.

mob_info