Урок анализ 3 действия горе от ума. «Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

1. МЕСТО ЭПИЗОДА

3 действие 3 явление. Данный эпизод начинается сразу после слов Чацкого “Я там дни целые пожертвую молве. Про ум Молчалина…”, что дает понять, что речь пойдет об открытии образа Молчалина.

2. РОЛЬ ЭПИЗОДА

Описание некоторых пунктов в характере Молчалина. Благодаря диалогу и разногласиям, также дается и описание Чацкого, сравнение их отношения к службе, к жизни, делам и развлечениям, выявляется наличие ил отсутствие у каждого из них собственного мнения.

Следовательно, данный эпизод помогает охарактеризовать

персонажей для более глубокого дальнейшего понимания действий в комедии.

3.ОСНОВНЫЕ КОНФЛИКТЫ

Основными являются два конфликта: любовный и социальный. В данном эпизоде столкновения в любовном конфликте не возникает, Чацкий лишь ведет короткое размышление о том, как же Софья могла выбрать такого человека, как Алексей Степаныч. Роль данного отрывка комедии в основном прослеживается в раскрытии социального конфликта. Для этого противопоставляются две стороны: разум, честь, нравственные ценности – Александр Андреевич Чацкий, и прислужничество, стремление к выгоде, богатству любыми путями – Алексей Степанович Молчалин.

4. РОЛЬ ЭПИЗОДА В РАСКРЫТИИ ХАРАКТЕРОВ ГЛАВНЫХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

“- Вам не дались чины, по службе неуспех?”

“- Чины людьми даются, а люди могут обмануться”

Молчалин в первую очередь интересуется чином, судит человека по карьере и так составляет отношение к нему. Чацкий сразу дает понять, что для него чин – лишь отдельная характеристика человека. Александр Андреевич судит по уму, внутренним качествам, причем каждого по единой норме оценок. Чин – это показатель того, как сильно человек умеет прислужничать и подмазываться к более “высоким людям”.

” – Я с нею не знаком.

– С Татьяной Юрьевной!!!”

Молчалин делает акцент на этом имени, словно говорит: “Как можно не знать такого великого человека с таким высоким чином?”. Для Чацкого же эта женщина не является святой из-за своего положения; на утверждение собеседника, что Александру Андреевичу нужно к ней съездить, тот отвечает: “На что же?” – не видя в этом смысла.

5.ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАЦКОГО

Чацкий – умен, красноречив и в общем-то очень разговорчив. Борец за социальную независимость и оценку человека не по чину, а по уму и развитию. Считает, что “чины людьми даются, а люди могут обмануться”. Не ищет покровительства, находясь в делах, отдается им полностью, в веселье – веселью. Он не из тех, кто “смешивает два эти ремесла”. Он “глупостей не чтец, а пуще образцовых”.

По мнению Чацкого, человек не должен полностью отдаваться чужому мнению, независимо от своего чина; свое мнение всегда должно быть.

6.ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛЧАЛИНА

Молчалин – ярко выраженный прислужник. Как сказал Чацкий: “Ума в нем только мало”, “Услужлив, скромненький в лице румянец есть”, “не богат словами”. В разговоре сразу стал хвалиться чинами. Имеет два таланта: умеренность и аккуратность. Прислуживание и стремление к богатству лишают его всяких моральных ценностей. Восхищается богатыми людьми с высокой должностью, не смеет высказать своего мнения из-за того, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, и свято для него чужое, шаблонное мнение.

7. КОМПОЗИЦИЯ ЭПИЗОДА

Завязка: размышления Чацкого о Молчалине и начало разговора с ним.

Развитие действий: Разговор между персонажами

Кульминация: “Не смею моего сужденья произнесть…” – начало основного момента, определяющего положение и жалкость Молчалина.

Развязка: “С такими чувствами, с такой душою любим!.. Обманщица смеялась надо мною!”

Автор неоднозначно относится к Чацкому. С одной стороны, он является положительным героем относительно фамусовского общества, умен, не утратил моральных ценностей, благороден. С другой стороны, Александр Андреевич является слишком навязчивым, слишком умным для тех людей. Он пытается изменить уже сформировавшееся мировоззрение представителей века минувшего и тех, кто находится под их влиянием. Это и стало причиной того, что его стали звать сумасшедшим. Молчалин – явный отрицательный герой. Грибоедов показывает его жалким и безнравственным, но при этом удачливым из-за его положения: он подмазывается к Фамусову, пробивая себе карьерный путь, и все, до поры до времени, шло у Молчалина весьма удачно. Только из-за этого он выигрывает у Чацкого в любви, в отношении посторонних людей.


Другие работы по этой теме:

  1. Прежде чем совершить анализ эпизода “Бал в доме Фамусова” комедии Грибоедова “Горе от ума”, очень уместно было бы кратко рассказать о том, что представляет собой...
  2. Александр Андреич Чацкий – центральный персонаж комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова. Чацкий – молодой дворянин, образованный человек с широкими и прогрессивными взглядами на...
  3. Молчалин Алексей Степаныч – центральный персонаж комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1824). Значимость этого образа осознавалась постепенно, с течением времени. Первым заметил что-то...
  4. Комедия “Горе от ума” – это отличное произведение, которое, не смотря на два века своего бытия, остается популярной и поучительной. Грибоедов посвятил свой шедевр таким...
  5. Грибоедов, в своей комедии “Горе от ума” создал множество характерных персонажей. Эти образы остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких героев является Молчалин....
  6. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий...
  7. Сочинение по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Чацкий и Молчалин (Сравнительная характеристика). В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” противопоставлены два героя...

Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была первым реалистическимпроизведением в русской литературе. Ей была суждена долгая жизнь, таккак автор поднял в ней проблемы, волновавшие людей независимо от эпохи, вкоторую они жили. Так, проблема ума и безумия, общественные проблемы,борьба “века нынешнего” с “веком минувшим” существуют и в наши дни.
Грибоедов стремился показать русское общество 10-20-х годов XIXвека в период подъема общественного движения. Он описал людей, которыехотели оградить себя от реальной жизни и существовать по образцу иподобию своих отцов. А тех, кто не желал следовать за ними, они нарекалибезумными.
Роль третьего действия в пьесе очень важна не только скомпозиционной точки зрения, но и как кульминация общественногоконфликта -столкновения “века нынешнего” с “веком минувшим”. Здесь же мыможем в лицах увидеть фамусовское общество.
Пришедшими на танцевальный вечер в дом Фамусова были: Скалозуб,постоянно отпускающий плоские шутки, который, будучи представителемвоенного сословия, поставил перед собой главную цель - не защищатьРодину, а добыть чин генерала (“Мне только бы досталось в генералы”)Молчалин, который, являясь “безродным”, но “деловым”, во всем потакаетФамусову и его окружению, за что те прощают ему его незнатность; князьТугоуховский с женой и шестью дочерьми, считающий глухоту единственнымнедостатком; Репетилов, который является как бы отражением в кривомзеркале передовой молодежи 10-20-х годов XIX столетия, а также Горичи,Хрюмины, Хлестова, господа N и В.
Гости развлекаются, танцуют, но под этой маской весельяскрывается корысть. На самом деле, приходя на вечер, они надеются найтиили составить выгодную партию, завязать знакомство, найтипокровительство. Они во всем ищут личную выгоду, лицемерят, аискренность считается дурным тоном или даже безумием.
Общество не желает слышать правду, потому что в ней оно видит угрозу своему спокойствию.
Представители этого общества желают жить так, как жил МаксимПетрович, “вельможа в случае”. Для них он является примером глубокогоума. Ведь он смог, казалось бы, совсем проигрышную ситуацию превратить ввыигрышную, “упал да так, что чуть затылка не пришиб”, добившись врезультате расположения императрицы. По мнению людей фамусовскогообщества, жить надо так, а не иначе.
Чацкий пытается достучаться до них, но они ограждают себя отнего, объявив безумным. Для них так легче, к тому же появился повод длясплетни, которая, начавшись с невинного высказывания Софьи “Вот, нехотя сума свела”, дошла до того, что окружающие решили, что главного героянадо опасаться как социального безумца. Теперь можно не обращатьвнимания на его речи, в которых он обличал московское общество. Зачемслушать умалишенного?
А ни о чем не подозревавший Чацкий продолжает рассуждать онасущных жизненных проблемах. Центральным в третьем действии являетсямонолог главного героя о “французике из Бордо”. В нем он обличаетрусское общество, которое во всем старается подражать иностранному. Онопреклоняется перед приезжими из Европы, которые у себя на родинесчитаются обычными людьми и ничего особенного из себя не представляют, вРоссии же они чуть ли не боги. Чацкий поражается, насколько дворянскоеобщество отдалилось от народа. Он призывает не копировать иностранцев,“чтоб умный, бодрый наш народ хотя б по языку нас не считал за немцев”.Из европейской культуры можно позаимствовать самое важное и нужное, ноне все подряд. По мнению Чацкого, было бы лучше “хоть у китайцев бы...несколько занять премудрого у них незнанья иноземцев*. Но фамусовскоеобщество высмеивает его взгляды, для этих людей ближе обращение “мадам имадемуазель”, чем “сударыня”.
Во всей пьесе и непосредственно в третьем действии присутствуетмотив глухоты. Люди не хотят слушать Чацкого, им гораздо более по душевести беседу с “французиком из Бордо”. Само сознание того, что ониностранец, вселяет уверенность в его незаурядный ум, уверенность в то,что его стоит послушать, хотя на самом деле у него “пять, шесть найдетсямыслей здравых и он осмелится их гласно объявлять”.
Читая комедию Грибоедова “Горе от ума”, мы можем увидеть всюбедность внутреннего мира героев, а значит, и всего московскогодворянского общества 10-20-х годов XIX столетия, всю их ограниченность,несмотря на некоторую образованность.
Большинство представителей этого общества смотрят на жизнь,постоянно оборачиваясь назад. Они не хотят заглянуть в будущее, имгораздо более по душе жить прошлым.

Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»

Цели: в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах мос­ковского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.

I. Оргмомент.

Обобщение по второму действию комедии.

Развитие любовного и социального конфликта коме­дии.

Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.

II. Анализ третьего действия.

1. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.

Каков Молчалин, по мнению Софьи?

Молчалин в восприятии Софьи - нравственный идеал, по сути христианский, с его смире­нием, любовью к ближнему, душевной чистотой, готов­ностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.

Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку

над Молчалиным?

Молчалин в восприятии Чацкого - низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,

крайне не умен.

Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?

Чем страшен Молчалин?

Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.

Чацкий и Молчалин как антиподы.

2. Анализ сцены бала.

Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?

В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штри­хов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.

Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Пла­тон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реп­лики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может ска­зать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».



Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клевет­ников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по по­воду скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветан­ного товарища.

Вереницей проходят гости перед зрителями.

Князья Тугоуховские , озабоченные лишь тем, чтобы удачно вы­дать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка , находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий , сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова , старая московская барыня, отличающаяся гру­боватой прямотой.

Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаме­нательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!» ), и знаменитое хлестовское «Все врут календари» , и то, что последнее слово оказывается за ней.

Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе - в совокупности они являют собой мир дворян­ской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скало­зубом они «сходились» один на один, то сцена бала от­крыла полное одиночество Чацкого.

3. Кульминация пьесы.

Что является кульминацией комедии?

Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасше­ствии героя.

Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?

Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» - просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.» , но светские сплетники Г. Н., по­том Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распрост­раняя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя приме­рить?»

- Попробуем проследить распространение этой «новости »/составление таблицы/

Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего разви­тия действия, или это все-таки случайность?

Почему так быстро распространилась сплетня о сумас­шествии Чацкого?

Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить

Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?

В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?

Сплетня распространилась с необычайно быстротой.

Во-первых, с точки зрения фамусовского обще­ства, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайло­вичу не совсем нормальные поступки Чацкого:

Попробуй о властях - и нивесть что скажет! (Фамусов)

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Урок 23 «БЕЗУМНЫЙ ПО ВСЕМУ…» (анализ III действия)

28.03.2013 18208 3233

Урок 23 «безумный по всему…» (анализ III действия)

Цел и: проанализировать III действие; работать над выразительным чтением.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть трех отрывков (монологов): монолог Чацкого «А судьи кто?», монологи Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Петрушка, вечно ты с обновой…».

II. Работа по теме урока.

1. Работа над текстом комедии.

Беседа по прочитанному.

– Вспомните, что приводит Чацкого в дом Фамусова во II действии? («Пусть я посватаюсь…».)

– В III действии Чацкий снова в доме Павла Афанасьевича. С какой целью на этот раз? (Добиться признания Софьи).

– Как встречает его Софья?

– Что отталкивает ее от Чацкого?

– В разговорах Чацкий неосторожно упоминает имя Молчалина, и Софья снова замолкает. Чацкий решает: «Раз в жизни притворюсь». Он перечисляет «достоинства» Молчалина. Какие? Найти в тексте. Каких достоинств он не находит в нем?

– Почему Чацкий думает, что Софья смеется над ним, говоря, что любит Молчалина? (У Чацкого единая норма оценок для всех. По его мнению, Молчалин – «жалкое созданье», значит, не достоин ничьей любви. Следовательно, Софья не может его любить, а лишь смеется над ними обоими. Чацкий считает, что Софья полюбила не настоящего Молчалина, а выдуманного ею.)

– Действительно ли Софья любит «выдуманного» героя или видит все те недостатки, которые перечислил Чацкий?

– Почему же Софья, довольно умная девушка, независимая в своих суждениях: «Что мне молва?» (д. I, явл. 5) или «Да что мне до кого?» (д. II, явл. 2), – предпочитает Молчалина? (Воспитанная на сентиментальных романах, в ожидании романтического героя, она верит в искренность его чувств. Молчалин беден, что еще более возвышает его в глазах девушки. Кроме того, она может ему покровительствовать и даже помыкать им. Обстановка в доме Фамусова – лицемерие, сентиментальность, ханжество – приближают героиню к «веку минувшему».).

– Проследив диалог Чацкого и Молчалина, ответьте на вопрос, права ли Софья в оценке Молчалина?

– Каким видится вам Молчалин? (Молчалин – «деловой», по выражению Фамусова, человек, представитель нового поколения, с очень цепкой жизненной хваткой, умеющий приспособиться к любой ситуации, угодить всем. Для Молчалина Чацкий, который не хочет (или не может) сделать карьеру, жалок и заслуживает презрения. Он даже хочет оказать ему покровительственную помощь. Но Чацкий не воспринимает Молчалина всерьез, и совершенно напрасно. Это очень опасный противник, новый тип проворного дельца, услужливого и аккуратного, который переживет свое время, удобно устроившись в жизни, заняв достаточно высокое положение в обществе.)

– С 5-го явления в доме Фамусова появляются гости. Кто приезжает первым?

– Почему Чацкий едва узнает своего бывшего сослуживца Горича, что с ним произошло? (Горич попал под каблук жены, которая изменила в нем все: привычки, суждения, взгляды, – опекает его как ребенка, превратила его в дряхлую развалину. Чацкому не о чем с ним даже поговорить.)

– Появляются Тугоуховские. Что важно в жизни для родителей и дочерей Тугоуховских?

– Что представляет собой «графиня внучка» Хрюмина?

– С 13-го явления снова продолжает развиваться любовная линия: Чацкий высказывает свои мысли о Молчалине, Софья злится на него. Кто же автор сплетни о сумасшествии Чацкого? Софья сделала это нарочно?

– Что происходит на сцене в явлениях с 15 по 22 (до приезда Чацкого)?

– Почему все подхватывают сплетню? (Сплетня связывает любовный и социальный конфликты. С одной стороны, герой ведет себя как сошедший с ума от любви, с другой – его поведение расценивается как социальное безумие.)

– Где, по-вашему, кульминационный момент произведения? (Столкновение Чацкого с «больным» обществом. Сам того не подозревая, герой настроил всех против себя. Он произносит страстный монолог, клеймит собравшееся здесь общество, касается очень серьезных тем (вопросов культуры, морали, воспитания, говорит о судьбе России…)

– В чем вы видите комизм ситуации? (Итак, Чацкий оказывается одновременно и в комическом, и в трагическом положении. Трагизм в том, что он поднимает очень важные, серьезные вопросы, пытается «открыть глаза» московскому обществу. Комизм – никто, оказывается, его не слушал: «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием». Он зря потратил весь пыл своего красноречия. И на кого? На княжон Тугоуховских? На Хрюминых?..)

III. Итог урока.

Домашнее задание:

1) подумать над вопросом: «Есть ли победившие в споре Чацкого и Фамусова о московском обществе»;

2) обратить внимание на язык персонажей;

3) выписать из текста 10 крылатых выражений;

4) индивидуальное задание: сценическая история «Горя от ума».

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
mob_info